<< Пред.           стр. 7 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  1. Понятие о физических качествах.
  2. Сущность понятий "развитие" и "воспитание" физических качеств.
  3. Общие закономерности развития физических качеств.
  4. Сила и ее разновидности.
  5. Средства развития силы.
  6. Методы воспитания силы.
  7. Быстрота и формы ее проявления.
  8. Простые реакции и методика их развития.
  9. Сложные двигательные реакции и их совершенствование.
  10. Методика воспитания быстроты движений.
  11. Скоростной барьер и его предупреждение.
  12. Воспитание скоростно-силовых способностей.
  13. Выносливость и ее разновидности.
  14. Методика воспитания общей выносливости.
  15. Методы воспитания специальной выносливости.
  16. Ловкость и ее компоненты.
  17. Воспитание координации движений.
  18. Точность движений и ее совершенствование.
  19. Направления и методические приемы по развитию способности сохранять равновесие.
  20. Управление мышечным тонусом в активной двигательной деятельности.
  21. Гибкость как морфо-функциональное свойство организма.
 
 
 
 
  Тема № 11 "Обучение двигательным действиям"
  План: Введение - направленность процесса обучения в физическом воспитании.
  1. Двигательные действия как предмет обучения.
  2. Закономерности формирования двигательных умений и навыков.
  3. Средства и методы обучения движениям.
  4. Структура процесса обучения движениям.
 
  Одной из 2-х основных сторон физического воспитания является физическое образование: целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков у занимающихся. Урок физической культуры в школе носит ярко выраженную образовательную направленность, т.е. центральное место в физическом воспитании детей школьного возраста занимает решение образовательных задач. Следовательно, ведущее место в процессе физического воспитания школьников занимает обучение, обязательными слагаемыми которого является деятельность занимающихся (повторение активных двигательных действий - физических упражнений) и действия преподавателя (по формированию у них двигательных умений и навыков).
  Специфической особенностью процесса обучения в физическом воспитании является предмет обучения - двигательные действия. Эффективность процесса обучения достигается, в первую очередь, за счет реализации закономерностей построения физического воспитания. Специфическим результатом обучения в физическом воспитании как в педагогическом процессе будут сформированные двигательные умения и навыки.
 
  1. Двигательные действия как предмет обучения
 
  Предметом обучения в физическом воспитании являются двигательные
 
  действия, занимающие ведущее место в физическом образовании, обучение технике двигательных действий. Более узкая педагогическая задача - обучение конкретному двигательному действию (физическому упражнению). Сформированные двигательные умения и навыки характеризуют степень овладения двигательными действиями. Следовательно, цель обучения - двигательная компетентность и мастерство.
  При обучении двигательным действиям формируются навыки, но одновременно происходит и развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости - качественных проявлений двигательной деятельности человека. Оба процесса сопутствуют друг другу. Взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств можно рассматривать как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Невозможно выполнение двигательных навыков без определенного уровня развития силы, быстроты, ловкости или выносливости; также невозможно проявление физических качеств вне двигательного навыка. Однако в каждом двигательном действии можно выделить его главную сторону, которая будет состоять в преимущественном проявлении навыка или качества.
  Двигательные действия - это способ осуществления активной двигательной деятельности; они выступают как средство изменения пространственно-предметных ситуаций и отношений. Действия характеризуются:
  - д в и г а т е л ь н о й з а д а ч е й (обычно они включают:
  1) создание "начальной школы движений" - умение управлять простыми движениями в звеньях двигательного аппарата и создание базы для более сложных движений;
  2) формирование двигательных умений и навыков, необходимых в различных сферах деятельности: трудовой, бытовой, военной, спортивной;
  3) обучение действиям, направленным на развитие физических качеств);
  - ф о р м о й , т е х н и к о й д в и ж е н и я;
  - с п о с о б о м э н е р г е т и ч е с к о г о о б е с п е ч е н и я.
  По этим признакам выделяют 3 типа действий: баллистические действия преодоления, циклические действия длительного перемещения и комбинированные действия согласования. Физическое образование предполагает необходимость освоения трех типов действия на уровне умений и навыков. Методика обучения зависит от характера задач и типа действия. С возрастанием трудности задач, естественно, продлевается время обучения (спортивное мастерство).
  Решающим фактором в выборе метода обучения и особенностей самого процесса является структурная сложность изучаемого двигательного действия. Простые упражнения предопределяют выбор целостного метода при начальном разучивании упражнений. Структурно-сложные упражнения изучаются по частям с последующим сведением их в целое. Структурная сложность действия определяется числом составляющих движений, требованиями, предъявляемыми к точности движений по пространственным, временным и динамическим усилиям, координационной и ритмической сложностью упражнений.
  Имеет значение и характер связи между подготовительной, основной и завершающей фазами действия. Соответственно, обучение может начинаться с подготовительной фазы (маховые движения в маховых элементах спортивной гимнастики), с завершающей фазы (в борьбе: с приемов самостраховки во избежание травмирования при бросках) или основной части (в большинстве ациклических действий).
  Специфика обучения действиям зависит и от уровня проявления физических качеств. При предельных проявлениях их необходимо развивать, выполняя подготовительные упражнения. Элементы техники выполнения действия также изменяются по мере достижения более высокого развития физических качеств и приближения к спортивному мастерству.
  Распространенные термины при характеристике процесса обучения:
  - двигательный опыт (имеющийся фонд двигательных умений и навыков),
  - мастерство (высшая степень владения навыком, связанная с виртуозностью и красотой выполнения. Относится не к физическому образованию, а к спорту).
 
  2. Закономерности формирования двигательных умений и навыков
 
  Двигательные умения и навыки формируются в результате многократного повторения действия, в соответствии с законом упражнения: "...организм строит движения в результате и в меру повторения активных двигательных действий".
  Двигательные умения и навыки - это зафиксированные способы выполнения двигательных действий. Они различаются степенью овладения техникой действия (техника физического упражнения - рациональный способ выполнения как по точности всех характеристик движений, так и по экономичности расходования энергетических ресурсов организма). При обучении действию сначала формируется умение его выполнять, в последующем, в результате многократного повторения действия, умение преобразуется в навык. Нет конкретных границ, разделяющих умение и навык, однако принято выделять 3 степени овладения действием: двигательное умение, навык, двигательное умение 2-го порядка.
  Д в и г а т е л ь н о е у м е н и е - двигательная задача решается при условии концентрации внимания на каждом элементе действия. Оно формируется на основе теоретических знаний техники выполнения действия и имеющегося фонда двигательных умений и навыков - двигательного опыта. Уточнения и изменения, вносимые в движение при каждом повторении действия на данной ступени, способствуют развитию активного творческого мышления у занимающихся. Осваивается ритм упражнения.
  Отличительные признаки двигательного умения:
  1) выполнение каждого элемента происходит под контролем сознания;
  2) само выполнение действия нестабильно и неэкономно;
  3) происходит поиск и освоение новых форм движения;
  4) неустойчивость действия при неблагоприятных факторах (внешних и внутренних - утомление).
 
  Д в и г а т е л ь н о е у м е н и е как 1-ая ступень овладения действием основано на выполнении неавтоматизированных операций и характерно для всех занимающихся. Длительность данного этапа зависит от способностей индивидуума, сложности действия, имеющегося двигательного опыта и методики обучения. Данный этап заканчивается овладением техникой в "загрубленном" виде. Следует отметить также, что двигательное умение может иметь и "самостоятельное значение": обучение подводящим и подготовительным упражнениям завершается именно этим этапом.
  Д в и г а т е л ь н ы й н а в ы к - автоматизированное выполнение двигательного действия с концентрацией внимания на конечном результате. При многократном выполнении действия совершенствуются координационные механизмы; отдельные движения автоматизируются и в последующем двигательное умение постепенно переходит в навык. Выполнение действия становится стабильным и надежным (т.е. помехоустойчивым и надежным при стандартном выполнении - волнении, утомлении).
  Сознание индивидуума не выключается, оно может быть направлено на наиболее ответственные элементы, узловые моменты действия, на контроль своевременности переключения с одних элементов действия на другие и т.п. Могут вноситься соответствующие коррективы. Возникает слитность (системность) движений, повышается точность пространственных, временных и динамических характеристик движений, совершенствуется ритм, появляется легкость движений. Перераспределяются функции анализаторов: уменьшается роль зрительного анализатора, возникают такие комплексные ощущения, как "чувство воды", "дистанции", "снега" и др.
  Характерные признаки навыка:
  1) автоматизированное выполнение движений;
  2) сознание направлено на повышение эффективности двигательного действия;
  3) возрастание роли двигательного анализатора;
  4) прочность сохранения навыка.
  При длительных перерывах навык сохраняется (приобретенная техника, а результативные характеристики снижаются - силовые, скоростные). В прочности сохранения заключается ценность навыка и необходимость обучения двигательному действию до этого этапа (особенно жизненно необходимых, прикладных навыков). Итак, навык- это действие, выполняемое в целом под контролем сознания с использованием автоматизированных двигательных операций.
  На 2-й ступени обучения действию приобретается стандартная (классическая) техника выполнения. Чем прочнее навык, тем большее количество раз его можно повторить без искажения деталей техники в состоянии утомления.
  Д в и г а т е л ь н о е у м е н и е 2- г о п о р я д к а - автоматизированное выполнение действия в меняющейся обстановке и при концентрации внимания на условиях его выполнения. Оно - результат дальнейшего совершенствования техники. Умение высшего порядка является конечной целью обучения и заключается в умении применять изученные действия в реальной жизни или в спортивной борьбе. Умение высшего порядка у индивидуума может проявляться при использовании одного навыка, а также 2-х или нескольких навыков одновременно (марш- бросок с боевой стрельбой и метанием гранаты: бег, метание), параллельно или последовательно (бег 3000 м с преодолением препятствий). Умение второго порядка отличается повышенной ролью сознания: необходимостью оперативно проанализировать сложившуюся ситуацию в условиях дефицита времени.
  Отличительные особенности умения 2-го порядка:
  1) наличие тактического мышления;
  2) вариативность техники выполнения двигательного действия.
  На данной ступени обучения действию занимающийся приобретает индивидуальную технику.
 
  Физиологическая основа обучения двигательным действиям
 
  Ее составляют механизмы условной рефлекторной деятельности, подробно рассмотренные И.М.Сеченовым и И.И.Павловым. Произвольные движения формируются за счет временных связей, с помощью которых регулируется выполнение мышцами двигательного акта. Процесс формирования двигательного навыка можно условно разделить на 3 физиологические фазы, связанные с многократным повторением действия.
  I- а я ф а з а характеризуется широкой иррадиацией и последующей генерализацией возбудительных процессов в коре больших полушарий головного мозга при первоначальном обучении. Действие сопровождается неточными, неуверенными и часто ненужными движениями.
  2- а я ф а з а - концентрация процессов возбуждения в центральной нервной системе; иррадиация ограничивается развитием тормозных процессов (процессы возбуждения уточняются по времени и в пространстве). Лишние движения устраняются, действие выполняется скованно, с напряжением. Начинает образовываться динамический стереотип.
  3- я ф а з а характеризуется завершением становления "динамического стереотипа". (Динамический стереотип - устойчивая, сложная, подвижная система условных рефлексов). Двигательный навык приобретает все характерные для него черты: автоматизированное управление движениями, слитность движений, надежность действия. Таким образом, физиологической основой двигательного навыка является динамический стереотип - функциональное образование (но не морфологическое), которое по наследству не передается.
  Однако сложившийся динамический стереотип обеспечивает выполнение двигательного действия в стандартных условиях, в неожиданных ситуациях он будет консервативным. Для достижения гибкости (вариативности) двигательного навыка необходимо формирование дополнительных функциональных систем для различных условий, которые, закрепляясь, переходят в динамические стереотипы.
  Физиологические фазы формирования двигательного навыка - биологические процессы, происходящие в организме при выполнении действий. Знание их позволит преподавателю-тренеру осуществить более эффективный подбор средств и методов обучения, тем самым добиться быстрого формирования двигательного навыка. Двигательных навыков много, а звеньев внутренней структуры ограниченное число. Поэтому отдельные звенья могут использоваться в других навыках.
 
  Перенос навыков
  Формирование различных навыков взаимообусловлено и сопряжено.
  Эффективность обучения зависит от взаимодействия приобретенных и осваиваемых навыков- п е р е н о с а. Различают положительный и отрицательный переносы двигательных навыков. Положительный перенос существенно облегчает обучение двигательному действию. В основе положительного переноса лежит структурное сходство имеющихся и формируемых двигательных навыков. В процессе обучения новому действию используются структурно схожие элементы из имеющегося двигательного опыта (базовые элементы в гимнастике).
  Существующее явление положительного переноса реализуется в практике за счет преемственности физических упражнений. Последовательность обучения различным движениям осуществляется в такой последовательности, чтобы освоение одних упражнений создавало благоприятные предпосылки для последующих (все подводящие упражнения обеспечивают преемственность).
  Отрицательный перенос усложняет и замедляет процесс формирования двигательного навыка. Чаще всего он происходит, когда изучаемые действия имеют сходные подготовительные части и разные основные. При отрицательном переносе играют роль не сходства, а различия в технике действия. В практике, если отрицательный перенос однонаправлен, то первым изучают то действие, на которое отрицательно влияет другое. Однако если 2 взаимоисключающих двигательных навыка сформированы, то возможно их использование в одном занятии с целью их дальнейшего совершенствования (прыжок с разбега в длину и высоту).
  Характер взаимодействия двигательных действий следует учитывать при планировании последовательности их изучения (при составлении графиков прохождения учебного материала), классификации изучаемых групп упражнений. Необходимо добиваться использования положительного переноса и ограничения эффекта отрицательного переноса.
 
  3. Средства и методы обучения движениям
 
  Предпосылки обучения:
  - физическая готовность;
  - психологическая, мобилизационная готовность.
  Цель обучения достигается соблюдением общедидактических и специфических принципов. Основные средства обучения движениям - физические упражнения. Они характеризуются составом осваиваемых элементов техники движений; по значимости в решении образовательных задач (формировании двигательных умений и навыков) их можно разделить на 3 группы: основные, подводящие и подготовительные.
  Основные - учебные или спортивные упражнения. Подводящие - структурно схожие с основными, но более простые по координационной сложности. Подготовительные - функционального воздействия по развитию физических качеств, необходимых для выполнения основных упражнений.
  Кроме того, используются технические средства обучения движениям (ТСО). Они отличаются друг от друга составом и характером информации об основных параметрах действия (различные тренажеры). К ТСО относят и средства срочной информации (экстренное получение параметров пространства, времени, динамических усилий, ритма - с целью их коррекции).
  Методы обучения движениям - это способы освоения элементов техники движений и формирования двигательных умений и навыков. Различают словесные, наглядные и практические методы.
  Методы словесного воздействия:
  1) передача знаний: рассказ, описание (техники), объяснение (что и как делать);
  2) управление деятельностью занимающихся: команды, указания, распоряжения, инструктирование;
  3) методы разбора, словесной оценки: беседа, обсуждение, разбор, замечание, словесная оценка и отчеты;
  4) методы психорегуляции: самопроговаривание, самоприказ, идеомоторное воздействие (мысленное воссоздание порядка движений с акцентированием внимания на ключевых моментах и условиях их выполнения).
 
  Наглядные методы (сенсорного воздействия):
  1) методы зрительной наглядности: показ натуральный и адаптированный, наглядные пособия, кино- и видеомагнитофонная демонстрация; методы зрительного ориентирования (разметка, ориентиры); модельная демонстрация;
  2) методы слуховой наглядности: звуковые сигналы для усвоения временных и пространственно-временных характеристик движения, звуколидеры - для удержания заданного темпа движений;
  3) методы и приемы двигательной наглядности: проводка по траектории, фиксация тела или его частей (для создания мышечного ощущения);
  4) методы срочной информации (по Фарфелю).
 
  Практические методы: строгой регламентации - целостный, расчлененный, сопряженного и вариативного воздействия; соревновательный и игровой (раскрыть суть методов).
 
  4. Структура процесса обучения движениям
 
  В значительной мере успешность процесса обучения действиям зависит от двигательного опыта занимающихся, т.е. от объема имеющихся у них двигательных умений и навыков. Только элементарные и простые по структуре действия могут быть выполнены с I-ых попыток. В большинстве же случаев обучение продолжается в течение определенного времени и можно выделить относительно самостоятельные этапы, отличающиеся задачами, средствами и методами обучения. По специфике формирования двигательных умений и навыков различают следующие этапы обучения:
  1) этап начального разучивания;
  2) этап углубленного разучивания;
  3) этап результирующей отработки действий (совершенствования техники).
 
  Э т а п н а ч а л ь н о г о р а з у ч и в а н и я т е х н и к и.
  Целью обучения на данном этапе является выполнение действия в "загрубленной" форме, т.е. овладение основами техники. Частные задачи:
  - создать представление о действии;
  - научить выполнению новых элементов или фаз действия;
  - обучить ритму двигательного действия;
  - устранить грубые ошибки, искажающие технику движения.
  Ознакомление. Обучение действию начинается с создания общего представления о технике действия: показ-рассказ, описание и создание мотивации - адаптированный показ - пробные попытки исполнения упражнения или его части. Образцовый натуральный показ имеет большое значение. Рассказ о действии и стимулирование занимающихся к овладению им. Адаптированный показ с кратким пояснением способа выполнения. Сопоставление с ранее изученными и схожими движениями для создания полного представления. Апробирование показанного действия в целом (при достаточной подготовленности занимающихся) или его части, предназначенного для разучивания. Опробование дает представление занимающемуся и преподавателю о его возможностях и позволяет наметить последующую методику обучения. Преимущество имеют методы: словесные и наглядные.
  Разучивание. Ведущий метод разучивания сложного действия - расчлененно-конструктивный (обучение по частям с последующим объединением в единое целое). Так, в плавании: работа рук - ног - дыхание - согласование движений. В гимнастике: элемент - связка - комбинация. Преимущества: проще сформировать отдельные доминанты и избежать грубых ошибок, меньше затрачивается времени и физических усилий. Недостаток - нарушается ритм двигательного действия и появляется необходимость его освоения в последующем.
  Большое значение продолжают иметь словесные методы: разбор, обсуждение, указание и др. Для овладения пространственными характеристиками применяется разметка, ориентиры. Для облегчения освоения и контроля за своими действиями они выполняются с небольшими усилиями и скоростями, облегчаются веса снаряда, может оказываться физическая помощь. Используются звуковые сигналы для подсказки главного усилия. Проверяется и фиксируется положение тела для создания чувственных ощущений (Пр.: тренажер для работы ног стилем "брасс").
  Начальное разучивание проводится в стандартных условиях. Интервалы отдыха обеспечивают оптимальную оперативную готовность к повторному выполнению, не должно быть длительных перерывов, количество повторений определяется утомлением и возрастанием количества ошибок в технике.
  Важным моментом на I-ом этапе обучения является предупреждение и исправление ошибок. Но так как легче предупредить, чем исправить, преподаватель должен знать вероятные ошибки. Причины их возникновения могут быть разными: недостаточная физическая подготовленность, непонимание задания, утомление, боязнь, отрицательный перенос (неправильная организация занятий), дефект в выполнении предыдущего движения, неблагоприятные внешние условия, отсутствие контроля и самоконтроля. Сначала исправляются типичные, а затем индивидуальные ошибки. Успех имеет и их демонстрация.
  В завершение I-го этапа, при конструировании отдельных частей в целостное действие, ведущей задачей становится освоение ритма действия. На современном этапе, при обучении структурно-сложному действию, должны широко использоваться ТСО (программирование, сенсорное моделирование, лидирование).
  Продолжительность этапа начального обучения в значительной степени зависит от сложности техники изучаемого действия, от способностей, двигательного опыта и возможностей положительного переноса. Этап заканчивается выполнением действия в целом (формированием двигательных умений).
  Э т а п у г л у б л е н н о г о р а з у ч и в а н и я т е х н и к и.
  Этот этап имеет целью овладение техникой двигательного действия. Частные задачи:
  - углубление понимания закономерностей движения;
  - уточнение пространственных, временных и динамических характеристик движения;
  - совершенствование ритма и слитности выполнения действия;
  - обучение основным вариантам техники действия.
  На данном этапе занимающиеся должны получить полные и детальные сведения о технике изучаемого действия. Для улучшения самоконтроля и управления движениями дается точная информация о всех деталях выполненного действия.
  Преимущественно используется целостный метод. Для достижения лучшего прочувствования условия выполнения могут усложняться или действия выполняются в симметричную сторону. Двигательный анализатор, мышечные ощущения постепенно приобретают решающее значение. Количество повторений увеличивается, возрастает объем работы. Упражнения, требующие больших скоростных и силовых усилий, выполняются с напряжениями, близкими к предельным, но без искажения техники выполнения. Не исключается применение расчлененного метода для уточнения деталей техники и экономии усилий. В циклических видах коррективы вносятся по ходу движения и в небольшие перерывы.
  Из словесных методов ведущее место занимают разбор и словесная оценка с демонстрацией для осознания результатов своей деятельности: беседа, обсуждения с демонстрацией кинограмм, чертежей, видеозаписей, отчеты занимающихся и оценка техники выполнения. Используются методы психорегуляции для самоанализа и активной установки на результативность действия. Сохраняют значение свето- и звуколидеры, возрастает значение методов срочной информации.
  Эффективно применение соревновательного метода на лучшее исполнение техники. Достигается легкость и слитность выполнения упражнения. На заключительном этапе углубленного разучивания используется метод сопряженного воздействия для одновременного влияния на формируемый навык и качественные особенности двигательной деятельности. Результатом данного этапа является овладение основными (классическими) способами техники в стандартных условиях, формирование двигательного навыка.
 
  Э т а п р е з у л ь т и р у ю щ е й о т р а б о т к и д е й с т в и й.
  На предыдущем этапе сформированный навык не обладает устойчивостью к неблагоприятным внешним (изменение условий, длительные перерывы) и внутренним (утомление, эмоциональное возбуждение) факторам.
  Цель данного этапа обучения - совершенное владение техникой действия в различных условиях. Частные задачи:
  - упрочнение сформированного навыка;
  - изучение различных вариантов техники действия;
  - достижение индивидуализации в технике действия;
  - осуществление частичной перестройки техники (при необходимости).
  Основной метод закрепления техники - повторное выполнение целостного действия.
  Методика закрепления навыка:
  - многократное повторение с полными и сокращенными интервалами отдыха;
  - повторное выполнение действия "до отказа" (до изменения техники движения);
  - серийно-повторное упражнение (в одной серии несколько раз подряд), рекомендуется для выработки устойчивости к утомлению;
  - повторное выполнение физических упражнений при различных психических состояниях занимающихся (утомление, возбуждение, угнетенное состояние).
  Дальнейшее совершенствование техники, уточнение параметров движения особенно характерно для видов спорта, где упражнение выполняется в относительно стандартных условиях (все виды гимнастики, фигурное катание, прыжки в воду).
  В последующем происходит сочетание методов стандартного и вариативного упражнения (после прочного закрепления основного варианта техники). Формирование умений высшего порядка достигается:
  - повторным выполнением действия с изменением внешних условий (снаряда, опоры, температуры воздуха и освещения, смены мест занятий, наличии внешних помех, тактических схем в игровой ситуации);
  - выполнением действия с предельными физическими напряжениями;
  - повторным выполнением, комплексируя его с другими действиями;
  - использованием метода сопряженных воздействий (дополнительные физические отягощения и соревновательный метод).
  Стабильность техники оценивается по качеству ее исполнения в различных условиях. На этом этапе техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Наибольшая эффективность обучения достигается при сочетании процессов совершенствования техники и воспитания специфических физических качеств.
  На данном этапе обучения возможна частичная перестройка техники действия в результате изменения функциональных возможностей организма (выбор более эффективного способа выполнения, требующего предельного проявления физических качеств) или прогрессирования более рациональных форм техники. Чем прочнее и более стереотипизирован навык, тем сложнее его перестроить. Вариатизация навыка, превращение его в умение высшего порядка предоставляет больше возможностей для изменения техники. Физиологические основы перестройки - участие старых дифференцировок и закрепление новых. Методика аналогична предыдущему этапу обучения - вычленение частей действия и облегчение условий выполнения: уменьшение веса снаряда, снижение скорости действия, оказание физической помощи, применение методов сенсорного ориентирования и срочной информации.
  Результатом этапа дальнейшего совершенствования техники является переход двигательного навыка в умение 2-го (высшего) порядка и приобретение индивидуальной техники движений.
  Итак, следует запомнить:
  1) обучение действиям занимает центральное место в физическом образовании;
  2) последовательность овладения действием: двигательные умения - двигательный навык - двигательное умение 2-го порядка;
  3) им соответствуют 3 этапа педагогического процесса обучения (т.е. взаимной деятельности преподавателя и занимающихся): начального разучивания техники - углубленного разучивания - результирующей отработки действий (совершенствования техники).
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Специфические особенности процесса обучения в физическом воспитании.
  2. Двигательное умение.
  3. Двигательный навык.
  4. Двигательное умение высшего порядка.
  5. Перенос навыков.
  6. Средства обучения движениям.
  7. Общая характеристика методов обучения движениям.
  8. Этап начального разучивания техники.
  9. Этап углубленного разучивания техники.
  10. Этап результирующей отработки действий.
  11. Вариативный и сопряженный методы как необходимые предпосылки перестройки техники.
 
 
  Тема №12 "Планирование процесса физического воспитания"
  План: Введение - планирование в педагогической деятельности
  специалистов.
  1. Общие требования, предъявляемые к планированию.
  2. Исходные данные и направления планирования процесса
  физического воспитания.
  3. Виды, формы и способы планирования.
  4. Основные документы планирования в школе.
 
  Педагогическое мастерство - это целостная многогранная деятельность педагогов, направленная на получение конечных результатов обучения и воспитания занимающихся. Оно основано на единстве знаний и высоко развитых умений. Современная педагогическая наука в соответствии с основными направлениями педагогической деятельности выделяет 5 групп педагогических умений: проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные и гностические.
  Проектировочные умения - это умение планировать, определять цель и задачи. Конструктивные умения педагога - это умение моделировать, подбирать средства и методы. Они направлены на творческую переработку программного материала с учетом индивидуально-психологических особенностей занимающихся. Организаторские умения направлены на мобилизацию, координацию и взаимосвязь действий обучаемых в ходе учебно-тренировочного процесса. Организаторская деятельность - это практическая реализация проектировочной деятельности. Коммуникативные умения характеризуют отношения между преподавателем и занимающимися. Обязательным условием высокой контактности между преподавателем и занимающимися является педагогический такт. Гностические умения преподавателя - это познавательные умения процесса физического воспитания, умения провести анализ своей деятельности и деятельности занимающихся.
  Все педагогические умения преподавателя-тренера проявляются в его деятельности в диалектическом единстве. Конструктивные же умения являются основой, базой его педагогической деятельности. Наиболее высоких результатов достигают те специалисты физической культуры, которые вдумчиво подходят к планированию и конструированию своей деятельности.
  Планирование процесса физического воспитания и учебно-тренировочного процесса позволяет смотреть вперед, определять не только цели, но и конкретные задачи на определенные отрезки времени, а следовательно, выбирать наиболее целесообразные средства, методы, организационные формы, а также материально-техническое обеспечение занятий. В любой планомерной деятельности можно условно выделить 3 части: планирование - реализация запланированного - контроль. Это разделение условно, т.к. в практике все эти операции взаимосвязаны и как бы переходят друг в друга.
  Планирование в области ФВ имеет свои особенности, т.к. прежде всего оно направлено на обучение двигательным действиям, содействует физическому развитию занимающихся наряду с решением воспитательных задач. Знание объективных закономерностей физического воспитания, соблюдение отражающих их принципов и научно-методических положений - необходимое условие педагогического планирования.
 
  1. Общие требования, предъявляемые к планированию
 
  При разработке конкретных документов планирования следует придерживаться ряда требований: конкретности, реальности, систематичности, гибкости, всесторонности.
  К о н к р е т н о с т ь планирования заключается в четком определении этапа обучения, детализации задач и в соответствии этим задачам подобранных средств. Из большого числа физических упражнений следует выбирать наиболее универсальные или, наоборот, избирательные, обеспечивающие максимальный педагогический эффект. Степень конкретности планирования во многом зависит от длительности этапа, на который оно рассчитано. Достаточно конкретно можно планировать процесс физического воспитания на короткий срок.
  Р е а л ь н о с т ь (осуществимость) заключается в действительной возможности успешного выполнения планируемого при существующем уровне материально-технической оснащенности, бюджете времени. Реальность планирования тесно связана и с индивидуализацией процесса физического воспитания (учет индивидуальных возможностей занимающихся) и с соблюдением принципа доступности.
  С и с т е м а т и ч н о с т ь (непрерывность) предусматривает планирование по циклам и обеспечивает преемственность в учебно-воспитательной работе. План на определенный цикл (четверть, год или период при занятиях спортом) должен опираться на предыдущие циклы и готовить к последующим. Тем самым действия педагога тесно взаимосвязаны на всех этапах процесса ФВ. Систематичность планирования позволяет реализовать на практике дидактический принцип систематичности в физическом воспитании.
  Г и б к о с т ь (подвижность) планирования предполагает учет возможных изменений в условиях педагогического процесса и введение резервных допусков в плановые документы (может появиться новый спортивный зал, новые методики, дополнительное время). То есть, гибкость планирования предусматривает возможность варьирования задач, средств и методов при непредвиденных обстоятельствах. Разрабатываемый план и практически осуществляемый процесс ФВ реально не могут полностью совпадать. Несовпадение плана и полученных результатов может быть обусловлено тем, что:
  - закономерности ФВ носят не однозначный, а вероятностный характер (т.е. они не переносятся механически, эти тенденции обладают вариативностью в зависимости от конкретных условий);
  - наши знания об этих закономерностях не являются исчерпывающими;
  - реальные жизненные ситуации, влияющие на ход ФВ, вариативны и подвижны.
  Гибкость планирования заключается в регулярной корректировке плана и процесса его реализации с учетом полученных контрольных данных. В практике это получило название "Принцип перманентного планирования и контроля".
  В с е с т о р о н н о с т ь (комплексность) планирования предусматривает необходимость руководства общими принципами физического воспитания (системообразующими). В процессе планирования следует создавать благоприятные предпосылки для реализации принципов всестороннего и гармонического развития личности, связи с трудовой и военной практикой, оздоровительной направленности физического воспитания. То есть необходимо планировать не только образовательные, но также воспитательные и оздоровительные задачи. Каждый педагог должен организовать целостный воспитательный процесс и планировать общевоспитательную работу.
  В системе ФВ населения можно выделить ряд уровней планирования: федеральное (государственные комитеты, отделы министерств и ведомств и др.), региональное (краевые и областные органы и учреждения) и муниципальное (городские и районные структуры). Ведущая роль в планировании процесса ФВ принадлежит педагогу-тренеру, непосредственно осуществляющему этот процесс. Специалист, планируя, должен руководствоваться общеметодическими и специфическими принципами ФВ, соблюдать требования, предъявляемые к планированию.
 
  2. Исходные данные и направления педагогического планирования процесса физического воспитания
 
  Приступая к планированию, необходимо предварительно получить и проанализировать определенные исходные данные. Необходимые данные планирования: общие отправные положения и установки (ОП и У), прикладные данные, конкретно-предпосылочные данные.
  О б щ и е ОП и У включают директивные указания, нормативные требования и типовые программы для различного контингента населения. Они представляют целевые и рубежные установки, указывают основные рекомендационные средства, а типовые программы содержат также рекомендуемые объемы и организационные формы двигательной активности. Их необходимо адаптировать к условиям предстоящей деятельности и особенностям занимающихся.
  Важнейшими отправными предпосылками и направляющей основой планирования являются:
  - научно установленные закономерности процесса ФВ;
  - результаты практического опыта работы.
  П р и к л а д н ы е д а н н ы е - динамика возрастных изменений физического и общего развития. Они позволяют определить примерные сроки освоения нормативов и спортивных разрядов, наиболее целесообразные физические упражнения, соотношения нагрузки и отдыха.
  К о н к р е т н о п р е д п о с ы л о ч н ы е д а н н ы е. Необходимые данные о конкретном состоянии занимающихся и степени их физической подготовленности получают 3-мя путями:
  1) тестированием по официальным нормативам, исходным контрольным упражнениям (ПТУ, вузы);
  2) по показателям врачебно-физкультурного обследования;
  3) по физкультурно-анамнестическим сведениям (дает представление о ранее пройденных этапах физического воспитания).
  Целесообразно также знать мотивационные установки обучаемых, их индивидуальные особенности.
  К конкретным исходным данным планирования процесса физического воспитания относятся:
  - данные о бюджете времени (на основные и дополнительные формы занятий ФУ);
  - данные о внешних факторах, существенно влияющих на выполнение плана (календарь соревнований или сроки зачетных нормативов, характер основной производственной или учебной деятельности, данные материально-технического обеспечения).
  О с н о в н ы м и а с п е к т а м и предметно-конструктивного планирования процесса ФВ являются:
  - планирование результирующих показателей;
  - планирование материала занятий и связанных с ними нагрузок;
  - планирование методических подходов и общего порядка построения занятий.
  П л а н и р о в а н и е р е з у л ь т и р у ю щ и х п о к а з а т е л е й предусматривает планирование конкретных итоговых и текущих показателей, по которым судят о выполнении поставленных целей и задач. Планирование начинается с предвидения целевого (конечного) результата; текущие результаты являются подводящими, рубежными по отношению к конечному. Так, в школе целевыми являются итоговые годичные нормативы, а четвертные - подводящими, частичными по отношению к ним. По отношению к четверти или другому малому циклу планирования они могут быть целевыми). Общие целевые нормированные показатели физической подготовленности планируются на основе нормативов действующих программ ФВ.
 
  П л а н и р о в а н и е м а т е р и а л а з а н я т и й и п а р а м е т р о в с в я з а н н ы х с н и м и н а г р у з о к. Материал занятий планируется в виде систематизировано подобранных физических упражнений. При наличии унифицированной программы по ФВ (в школе, в детском саду, в вузе), в которых содержание занятий определено, планирование значительно упрощается. Необходимо правильно сгруппировать программный материал, подобрать дополнительный материал (подводящие и подготовительные упражнения), распределить основной и дополнительный материал по циклам, этапам занятий в рамках бюджета времени с учетом внешних факторов и особенностей занимающихся.
  При планировании индивидуализированной спортивной тренировки задачи по определению содержания занятий приходится решать самому тренеру.
  Наиболее сложным является планирование параметров нагрузок. В последних унифицированных программах по ФВ (в школе, для населения) предусмотрены объемы и режимы двигательной активности в качестве ориентировочных рекомендаций. Более детально разработано планирование параметров нагрузок в спорте, особенно в области спорта высших достижений.
  П л а н и р о в а н и е м е т о д и ч е с к и х п о д х о д о в и общего порядка построения занятий включает:
  - планирование наиболее вероятных методических подходов к реализации поставленных задач;
  - основные и дополнительные формы занятий, число и частоту, порядок их распределения по периодам и циклам планируемого процесса. То есть, в данном аспекте планирования используется методика проведения и общая структура планируемого процесса применительно к масштабам планирования. При планировании отдельного занятия определяются отдельные методы и методические приемы, распределяется время на части занятия. При планировании на длительный период можно представить вариации методики лишь в общих чертах. Так же ориентировочно может быть представлена структура занятий, главное при этом - определить взаимосвязь и последовательность проведения отдельных относительно самостоятельных форм занятий как органических звеньев единого процесса.
  Деятельность преподавателя-тренера включает не только специфические аспекты планирования, но и общепедагогические: планирование общевоспитательной работы, организацию спортивно-массовой работы.
 
  3. Виды, формы и методики планирования
 
  Планировать - это значит понимать и предвидеть, как будет развертываться планируемый процесс во времени. Принципиальное значение имеет выбор временных масштабов, на которых будет вестись планирование. По мере увеличения временных масштабов планирования появляется перспектива (можно увидеть конечную цель ФВ, наметить крупномасштабные задачи и пути их реализации), но уменьшается степень детализации плана. При планировании на относительно короткие промежутки времени исчезает перспектива, зато с большей степенью приближенности к реальной обстановке можно спроектировать отдельные занятия. Различают три вида временного планирования: перспективное (крупноцикловое), этапное (среднецикловое), оперативное (краткосрочное). По уровню реализации в самих названиях заложены задачи: перспективные, рубежные и оперативные.
  П е р с п е к т и в н о е п л а н и р о в а н и е - это планирование на длительный срок (1 год - несколько лет). Оно ориентировано на регулирование всего процесса физического совершенствования и последовательность освоения всей программы. В школе перспективное планирование многолетнее и сводится к планированию по годам обучения. В спорте высших достижений оно может быть 4-летним (интервал между олимпийскими играми), 2-годичными (интервал между первенством Европы по легкой атлетике, спартакиадами), годичным (интервал между чемпионатами мира по многим видам спорта, между первенствами страны). Перспективное планирование в спорте включает большой цикл тренировочных работ, состоящий из подготовительного, соревновательного и переходного периодов (годичный или многолетний, включающий несколько годичных).
  В перспективном планировании раскрываются направленность процесса физического воспитания, цели и задачи, результаты (должны достичь занимающиеся в контрольных или соревновательных упражнениях), основные средства и методы, формы занятий.
  Э т а п н о е п л а н и р о в а н и е основывается на перспективном и в практике его протяженность составляет несколько недель (от 1-1,5 до 2-2,5 месяца). Текущее планирование предусматривает оптимизацию динамики физической работоспособности в течение длительного периода. В текущем планировании конкретизируются задачи, методы, организационные формы занятий, раскрываются все средства. Объем текущего планирования может быть различным. Так, в спортивной тренировке - это мезоцикл или микроцикл, а в школе и в вузах - учебная четверть или семестр.
  О п е р а т и в н о е (к р а т к о с р о ч н о е ) п л а н и р о в а н и е рассчитывается на короткий промежуток времени (1 занятие - 7 дней). Оно предполагает реализацию требований конкретности и реальности планирования с обязательным учетом состояния занимающихся. Оперативные планы регламентируют процесс упражнения; при оперативном планировании наиболее широко осуществляется обратная связь.
  Ф о р м ы п л а н и р о в а н и я отличаются составом факторов и методов планирования. К основным формам относят:
  - табличные формы (Пр: распределение часов ОШ по разделам; план подготовки значкистов или спортсменов-разрядников). Планируются количественные показатели;
  - описательное (текстовое) планирование (Пр.: конспекты урока или учебно-тренировочного занятия). Используются качественные показатели;
  - графические формы (Пр.: план-график). Используются условные показатели;
  - комбинированное планирование - соединение разных форм.
  По методике составления различают следующие способы:
  - календарное планирование (по датам);
  - типовое планирование (общепринятое - типовая программа);
  - индивидуальное планирование;
  - рабочее планирование (разрабатываются все детали занятий);
  - целевое планирование (тематическое - гимнастика);
  - сетевое планирование;
  - программирование (прогнозирование и моделирование в спорте).
  Совершенствование планирования связано с разработкой алгоритмов и сетевых графиков при обучении. Определяется логическая последовательность прохождения упражнений из разных разделов программы при этапном или перспективном планировании с целью быстрейшего достижения целевого результата.
  При сетевом планировании предусматриваются варианты выбора двигательных действий в зависимости от решения промежуточных задач (рис.1). Ему предшествует разработка алгоритма упражнения: определение видового состава упражнений при обучении основному (программному или спортивному) упражнению. Правильно составленный алгоритм в значительной степени обусловит эффективность проводимого занятия.
 
  Рис.1
 
  4. Основные документы планирования в школе
  Все документы планирования можно разделить на 2 группы: государственные документы (они носят статус директивных документов) и документы, разрабатываемые преподавателем-тренером на основе государственных (унифицированные программы, планы). Основными документами планирования учебного процесса физического воспитания в школе является: годовой план-график очередности прохождения программного материала, четвертные (рабочие) планы и конспекты уроков.
  Годовой (крупноцикловой) план является переходным между перспективным и этапным планами. Он является фрагментом многолетней программы, детализированный в менее крупном масштабе времени. Г о д о в о й п л а н - г р а ф и к включает:
  1) распределение учебного времени для каждой параллели классов (с учетом климатических условий, материальной базы и подготовленности учащихся);
  2) график очередности прохождения программного материала классом (для чего программные ФУ или темы теоретических сведений нумеруются).
 
  Примерный годовой план-график очередности прохождения программного материала
  учениками 9-го класса
 
 
  Ч е т в е р т н о й план-график является документом этапного планирования. В практике его часто называют рабочим или поурочным планом. Он разрабатывается на основе годового плана и все аспекты крупно-циклового планирования, в нем конкретизируются и получают дальнейшую детализацию. Составление четвертного плана начинается с конкретизации задач обучения. Для этого предварительно необходимо выделить новые упражнения в типовой программе. Кроме рубежных (стержневых) задач учебного процесса в данной четверти намечаются частные задачи, тем самым планируются этапы обучения двигательным действиям. (Стержневая задача: обучить подъему переворотом. Частные задачи: на низкой перекладине толчком одной и махом другой - толчком двумя - из виса - проверить и т.д.).
  Объектами рабочего планирования являются не только основные упражнения типовой программы и план-график, но и соответствующие подводящие, подготовительные, контрольные упражнения и домашние задания. В рабочем плане указываются задачи и средства основной части занятия отдельно для мальчиков и для девочек. Затраты времени на разучивание двигательных действий планируются приблизительно, используя практический опыт и исследовательские сведения.
  Обязательно должна выдерживаться рациональная последовательность выполнения двигательных действий при текущем планировании - преемственность занятий (разучивание новых двигательных действий на положительном фоне уже сформированных двигательных умений и навыков).
  После определения образовательных задач конкретизируются развивающие и воспитательные текущие задачи. Оздоровительные задачи решают, учитывая воздействие на организм применяемых средств и методов, а при недостаточном их воздействии - введением в урок специальных упражнений и подвижных игр. Совершенствуя физические качества, следует также сформулировать частные задачи: формы и виды проявления физических качеств, на какие мышечные группы будет оказано воздействие. Надо определить средства и методы для решения частных задач, определить занятия и величины нагрузок, определить сроки промежуточного и итогового тестирования.
  Сформулировав образовательные и развивающие задачи при этапном планировании, следует создавать предпосылки в процессе их реализации и для решения воспитательных задач. Последние могут формулироваться исходя из уровня воспитанности и поведения учеников, наблюдений и бесед с ними, содержания основной части занятия.
  В подготовительной части перечисляются основные и специальные упражнения, называется характер общеразвивающих упражнений. В заключительной части даются упражнения на внимание, расслабление, танцевальные элементы и упражнения для самостоятельного выполнения вне школы.
  Существует 3 варианта разработки четвертных планов.
  Первый вариант: поурочный текстуально-описательный (от 1-го до последнего занятия в четверти). Второй вариант: тематический (по разделам от 1-го до последнего занятия: гимнастика, затем спортивные игры и т.д.). Его преимущество - больше возможностей для варьирования содержания занятий при изменяющихся внешних условиях. В третьем варианте разрабатываются:
  1) график учебно-воспитательной работы (примерно соответствует годовому графику очередности прохождения учебного материала, но по урокам на четверть);
  2) методические разработки основных учебно-воспитательных задач (конкретные задачи уроков и учебные задания для их решения - типа картотеки).

<< Пред.           стр. 7 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу