<< Пред.           стр. 1 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 Тема №1 "Физическая культура - органическая часть культуры общества" 1
 Тема №2 "Направления профессиональной деятельности специалиста физической культуры" 11
 Тема №3 "Виды деятельности специалистов физической культуры" 23
 Тема №4 "Двигательная деятельность как основа содержания физкультурно-спортивной деятельности" 36
 Тема № 5 "Теория и методика физической культуры как наука и учебный предмет" 48
 Тема №6 "Содержание и система физического воспитания" 55
 Тема № 7 "Средства физического воспитания" 66
 Тема № 8 "Методы физического воспитания" 78
 Тема № 9 "Принципы физического воспитания" 92
 Тема №10 "Воспитание физических качеств" 101
 Тема № 11 "Обучение двигательным действиям" 128
 Тема №12 "Планирование процесса физического воспитания" 139
 Тема №13 "Организация и построение занятий в физическом воспитании" 149
 Тема №14 "Контроль в физическом воспитании" 161
 Тема №16 "Формы организации занятий физическими упражнениями в школе" 170
 Список литературы 196
 
 
  Тема №1 "Физическая культура - органическая часть культуры общества"
  План: Введение - общая характеристика культуры.
  1. Физическая культура, ее сущность и строение.
  2. Функции физической культуры.
  3. Формы физической культуры.
  Термин "культура" (от латинского culture - возделывание, обработка, воспитание, образование, развитие) имеет множество определений. Это обусловлено многообразием сторон, форм, видов, направлений развития и применения. Культура переводит человека из состояния природного существа в состояние социального существа.
  Есть три подхода к определению культуры: аксиологический (ценностный), деятельностный и субстанциональный (сущностный).
  С позиции аксиологического подхода культурой называют совокупность материальных и духовных ценностей общества, т.е. всего того, что создано людьми в ходе истории. Даже вещи, утратившие ценность (археологические находки), могут сохранить культурное значение как источники информации о знаниях, умениях, способностях и потребностях когда-то создавших их людей.
  Культурой называют также деятельность людей по созданию и применению материальных и духовных ценностей. В процессе этой деятельности одновременно происходит и развитие самого человека.
  Субстанциональный (сущностный) подход заключается в том, что культуру рассматривают как результативную сторону деятельности - достигнутый уровень развития сущностных способностей человека.
  Три формы существования культуры взаимосвязаны и переходят одна в другую. Уровень развития одной формы определяет уровень культуры другой сопряженной формы; эта взаимосвязь носит двусторонний характер.
  Источником культуры служит совместная деятельность людей (труд). В основе ее развития лежит такое соотношение между человеком и его деятельностью, которым обеспечивается их взаимное совершенствование. Содержание культуры всегда ориентировано на освоение, развитие и выявление доступных человеку способностей, потребностей и свойств. Они фиксируются и сохраняются в рациональных формах деятельности, в материальных и духовных ценностях, передаются в поколениях.
  Обобщая, можно сказать, что культура - это деятельное единство созданных в ходе истории условий, средств, способов и результатов развития и проявления способностей, потребностей и свойств общественного человека. Уровень этой исторической совокупности определяет и уровень цивилизации.
 
  1. Физическая культура (ФК), ее сущность и строение
 
  В общечеловеческой культуре можно выделить целый ряд ее составляющих: политическую и правовую культуру, экономическую, физическую, гуманитарную, искусство и др. Каждая культура имеет свою науку, сферу деятельности, свои институты управления и подготовки кадров. Физическая культура исторически первородна: у ее истоков лежит потребность организма человека в движении и обеспечение условий жизни.
  Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, связанная с активной двигательной деятельностью. По определению доктора педагогических наук А.А.Гужаловского, ФК - область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам деятельности. Профессор В.Н.Выдрин характеризует ФК как часть (подсистему) общей культуры человечества, которая является творческой деятельностью по освоению и созданию новых ценностей в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Цель ее - воспроизводство человека специфическими средствами; причина развития - социальные потребности.
  Некоторые авторы (В.М.Выдрин, Б.А.Ашмарин) выделяют две стороны ФК: функционально-обеспечивающую (совокупность материальных и духовных ценностей, активную деятельность людей) и результативную (уровень физической подготовленности членов общества к различным видам деятельности, достигнутый уровень здоровья и уровень внедрения ФК в жизни и быт людей).
  Строение физической культуры - это отношение друг к другу форм ее существования, которое проявляется в их взаимосвязи и единстве. Оно обусловлено составом компонентов индивидуального развития:
 
  Пирамида индивидуального развития:
 
 
  Строение физической культуры обусловлено и строением культуры в целом:
  1) культура личности (двигательные возможности человека как одна из форм проявления его сущностных сил);
  2) культура деятельности (деятельность человека, связанная с развитием двигательных возможностей, совершенствованием форм двигательной деятельности, созданием условий оптимизации этих процессов);
  3) культура условий жизни (совокупность материальных и духовных ценностей, обеспечивающих эффективность этой деятельности и выступающих в качестве ее результатов).
  К культуре "условий", т.е. исторически накопленной обществом совокупности материальных и духовных ценностей относят:
  1) материально-техническое оснащение (стадионы, бассейны, спортивные площадки, спортзалы, оборудование и инвентарь, тренажеры, технические средства двигательной деятельности и др.);
  2) научно-методическое обоснование (система знаний о закономерностях, условиях и способах рационального осуществления и применения активной двигательной деятельности - биомеханики, кинезиологии, физиологии движения и др.);
  3) исторически сложившиеся функциональные средства формирования культуры двигательной деятельности и развития двигательных возможностей человека (гимнастика, спорт, игры, туризм и др.);
  4) социальные условия распространения и применения культуры двигательной деятельности (система физического образования, физкультурное и спортивное движение, подготовка специалистов, социальные и экологические условия жизни и др.).
  Культура "деятельности" - это деятельность по развитию культуры двигательной деятельности. Она включает:
  1) потребление активной двигательной деятельности (усвоение эффекта ее воздействия на организм);
  2) освоение рациональных форм и способов ее осуществления;
  3) производство культуры двигательной деятельности (создание новых средств, форм и способов перемещения, разработка новых технологий формирования двигательных возможностей человека, создание необходимых социальных условий физического совершенствования людей и др.).
  Можно выделить три составляющие культуры деятельности:
  - деятельность занимающихся;
  - деятельность специалистов;
  - деятельность лиц, осуществляющих организационное, научное и врачебное обеспечение (руководители, судьи, КНГ, медицинские работники и т.д.).
  К культуре "личности" как к результативной стороне относят:
  - уровень физического развития;
  - фонд двигательных умений и навыков (двигательный опыт);
  - уровень физической подготовки (развитие физических качеств);
  - уровень здоровья;
  - физкультурную грамотность населения;
  - уровень внедрения ФК в жизнь и быт общества;
  - продолжительность жизни людей и т.д.
 
  Таким образом, физическая культура - это исторически сложившаяся деятельная совокупность условий, средств, методов и результатов физического совершенствования людей. Физическое совершенство - оптимальная мера физической подготовленности и гармонического физического развития, которая соответствует требованиям трудовой и других видов деятельности. Как и культура в целом, ФК является результатом созидательной, творческой деятельности человека и общества. Она не остается неизменной: на различных этапах исторического развития она изменяется в зависимости от условий, предоставляемых для ее развития той или иной общественно-экономической формацией. Одновременно она наследует непреходящие культурные ценности предшествующих этапов, научные знания о закономерностях физического развития организма, эффективные средства и методы ФВ, материально-технические и эстетические ценности.
  Физическая культура не только решает задачи физического совершенствования, она связана и с такими социальными сторонами жизни общества, как политика, экономика, образ жизни. Физическая культура оказывает большое воздействие на духовный мир людей: удовлетворяет их потребность в общении, эмоциях, играх и развлечениях, самоутверждении, т.е. влияет на формирование личности и мировоззрения человека.
  Физическая культура связана с культурой общества в целом за счет единства их происхождения и роли в формировании человека, воспроизводстве его способностей, а также за счет влияния всех частей культуры. На длительном пути развития содержание и формы ФК постепенно дифференцировались применительно к различным сферам общественной жизнедеятельности.
 
  2. Функции физической культуры
 
  Термин "функция" связан с понятием "функционировать", т.е. действовать, находиться в действии или воздействовать, производя определенный эффект. Функции Ф К - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для человека, так и для общества.
  Чтобы правильно понять функции физической культуры, следует помнить, что вся культура в целом представляет собой преобразовательную (активную) деятельность. Преобразовательная деятельность осуществляется по отношению к природе (строительство открытых бассейнов, баз, гребных каналов и т.п.), к обществу (организация и управление ФК), а также происходит физическое и духовное преобразование самого человека (изменение форм и функций человеческого организма под воздействием применения научно обоснованных, целенаправленных физических упражнений).
  Являясь органической частью культурного общества, физическая культура выполняет ряд общекультурных функций. Они основаны на функциональных связях ФК с другими социальными явлениями.
  Физическая культура как самостоятельная часть культуры общества имеет и свои специфические социальные функции. Они в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры и ее способность удовлетворять потребности общества в области физического воспитания и спортивной деятельности людей. Ни одна из разновидностей культур не сможет заменить физическую культуру в специфических функциях.
  Большие расхождения в представления о функциях физической культуры затрудняют создание единой научной концепции. Изучение социальных функций позволяет глубже вникнуть в сущность физической культуры, лучше представить ее роль и место в обществе. Доктор педагогических наук профессор Н.И.Пономарев выделяет 4 типа функций физической культуры, тесно связанных с материально-производственной, социальной, политической и духовной сферами жизнедеятельности общества.
  Материально-производственная функция физической культуры является фундаментальной по отношению к другим функциям: социальной, политической и духовной.
  Материально-производственная сфера:
  а) функция производства и воспроизводства человеческой жизни способствует формированию и совершенствованию биологической (телесной) организации человека, участвует в общем процессе продолжения человеческого рода. Эта функция подразделяется на более конкретные:
  - о з д о р о в и т е л ь н у ю, благодаря которой физическая культура способствует сохранению и повышению общего состояния здоровья людей;
  - р е к р е а т и в н у ю, назначение которой восстанавливать физические и психические силы человека с помощью средств физического воспитания: туризма, гимнастики, различных игр, использования природных факторов (физическая рекреация - использование игровых и других элементов физической культуры для активного отдыха; рекреация от латинского recreatio - отдых и французского - recreatif - содержащий в себе элементы развлечения, занимательности);
  - л е ч е б н у ю, в соответствии с которой с помощью средств физической культуры восстанавливают разрушенные органы и функции человеческого организма;
  б) профессионально-прикладная, назначение которой - обучение и совершенствование профессиональных навыков и умений работников различных специальностей посредством физических упражнений. Она включает:
  - функцию совершенствования профессиональных навыков и умений работников различных сфер производства;
  - производственно-профилактическую, с помощью которой предупреждаются производственные травмы и профессиональные заболевания;
  - производственно-стимулирующую, благодаря которой поддерживается работоспособность и снижается утомление во время работы.
  Социальные функции - это функции, которые характеризуют особенности функционирования физической культуры и спорта применительно к различным социальным группам. Ее разновидности:
  - с о ц и а л и з и р у ю щ а я, назначение ее способствовать процессу социализации личности, связанной с физической культурой (т.е. личность приобретает определенный социальный статус, исполняет разнообразные социальные роли);
  - к о м м у н и к а т и в н а я, функция межличностных отношений, благодаря которой люди вступают в процесс общения как физического, так и духовного;
  - и н т е г р а т и в н а я, в соответствии с которой происходит объединение людей в различные социальные группы - спортивные клубы, коллективы и т.д.;
  - з р е л и щ н а я - наиболее характерна для спорта. Благодаря ей люди удовлетворяют свои потребности в зрелищах;
  - с е м е й н о - б ы т о в а я - физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере ФК и спорта (спортивные семьи);
  - в о с п и т а т е л ь н а я - благодаря ей происходит процесс целенаправленного формирования личности;
  - п р е с т и ж н а я - дух состязательности помогает самоутвердиться как личности, добиться признания спортивного результата обществом.
  Политические функции. Так как физическая культура и спорт связаны с другими социальными сферами, то они включены в политическую жизнь общества, т.е. осуществляют определенные политические функции. (Например, попытка сорвать Олимпийские игры в Москве: решение администрации американского президента Д.Картера бойкотировать проведение Олимпийских игр, по мнению конгресса, сильнее экономических санкций);
  - в о е н н о - п р и к л а д н а я - связана с совершенствованием профессиональных навыков и умений военнослужащих;
  - к л а с с о в а я - зависимость от интересов классов и слоев общества, которые она выражает;
  - а г и т а ц и о н н о - п р о п а г а н д и с т с к а я, благодаря которой в сфере физической культуры и спорта проводится пропаганда преимуществ соответствующего социального и государственного устройства;
  - у п р а в л е н ч е с к а я (регуляторная) - функционирование и развитие физической культуры осуществляется под воздействием государственных, ведомственных и общественно-самодеятельных органов управления;
  - о т в л е ч е н и е - как средство отвлечения отдельных личностей и социальных групп от антиобщественных поступков;
  - с о т р у д н и ч е с т в а - укрепление сотрудничества между спортивными представителями различных стран посредством соревнований, обмена тренерами и спортсменами.
  Духовные функции: мировоззренческая, Данные функции отражают
  идеологическая, особенности проявления
  философская, форм общественного
  научная, сознания в сфере ФК
  идейно-политическая,
  нравственная,
  правовая,
  религиозная
  - т в о р ч е с к а я - способность принимать решение в экстремальной ситуации, поиск нового нестандартного;
  - и н ф о р м а ц и о н н а я - состоит в культурной связи поколений (накопление, сохранение и передача социального опыта физической культуры);
  - н о р м а т и в н а я и о ц е н о ч н а я - нормирование общественной потребности в развитии физической способности членов общества (они имеют нормативную и оценочную сторону - эталоны, нормативы);
  - г е д о н и с т и ч е с к а я - выражается в том, что люди, занимаясь физическими упражнениями, получают физическое и духовное удовольствие от этих занятий, испытывая при этом чувство приятного мышечного утомления;
  - к а т а р с и ч е с к а я (функция "очищения") состоит в том, что с помощью средств физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение. После активной двигательной деятельности наступает приятное психическое состояние;
  - э с т е т и ч е с к а я - формирование эстетических способностей (относят и к воспитательным).
  Все функции - материально-производственная, социальная, политическая и духовная - находятся в диалектическом единстве.
  Будучи органически включенной в образ жизни, физическая культура испытывает влияние его сторон и одновременно влияет на различные сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, она выступает как активный фактор, участвующий в физическом развитии человека, формировании его личности и образа жизни. В этом социальная сущность физической культуры. Физическая культура является частью культуры общества в целом, ее специфическим видом. С учетом этого необходимо различать специфические функции и общекультурные.
  Специфические функции - это те, в которых выражаются особенности, отсутствующие у других сторон культуры. К ним относятся:
  - специально-образовательные;
  - прикладные,
  - развивающие,
  - спортивные,
  - рекреативные,
  - реабилитационные.
  С п е ц и а л ь н о - о б р а з о в а т е л ь н ы е функции выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для формирования фонда двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний;
  - р а з в и в а ю щ и е функции выражены в расширении функциональных возможностей организма, воспитании физических качеств при регулярных занятиях физическими упражнениями;
  - п р и к л а д н ы е функции выражены при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к труду в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;
  - с п о р т и в н ы е функции выражены в области спорта высших достижений. Они заключаются в реализации функциональных физических возможностей человека и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании спортивных достижений;
  - р е к р е а т и в н ы е функции выражены при использовании средств физической культуры при организации досуга для повышения дееспособности организма;
  - р е а б и л и т а ц и о н н ы е - для восстановления утраченных функциональных возможностей (использование физической культуры в лечебных целях).
  Современные исследовательские данные показывают, что гиподинамия охватила все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо повысить физическую активность людей.
  Общекультурные функции присущи как физической культуре, так и другим видам общечеловеческой культуры, они включают социальные, политические и духовные функции.
 
  3. Формы физической культуры
 
  Под формами подразумевают виды и разновидности физической культуры. Видами называют более крупные сочетания элементов ФК; разновидностями - менее крупные формы (военно-прикладная). Функции связаны с формами физической культуры, на основе которых они проявляются. Их всегда нужно рассматривать в неразрывной связи, т.к. формы и функции не существуют изолировано друг от друга. Вся совокупность видов и разновидностей характеризует общую структуру физической культуры как целостного социального явления.
  В зависимости от цели использования ФК можно определить ее основные направления:
  - общеподготовительное (оздоровительное) направление;
  - специализированное (спортивное, лечебное, профессионально-прикладное) направление.
  Основными формами физической культуры являются:
  1. Базовая.
  2. Спорт.
  3. Профессионально-прикладная.
  4. Оздоровительно-реабилитационная.
  5. Фоновая.
 
  Б а з о в а я физическая культура. Цель - формирование основного фонда двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей (ОФП). Это основной вид физической культуры. Ведущая разновидность - школьная ФК. Она обеспечивает достижение среднего общественно необходимого уровня физического развития и физической подготовленности.
  С п о р т. Цель: достижение возможно высокого результата в принятых критериях времени, расстояния, веса, в баллах и др. Разновидности: массовый (любительский) спорт и спорт высших достижений (профессиональный).
  Любительский спорт обеспечивает достижения массового уровня. Профессиональный спорт доступен небольшой части людей и обеспечивает движение высших показателей в данном виде спорта. Так, рекорд - эталон максимальных возможностей организма.
  П р о ф е с с и о н а л ь н о - п р и к л а д н а я физическая культура создает предпосылки для успешного освоения специальности (развитие профессиональных способностей), оптимизации профессиональной деятельности и ее воздействия на организм. Ее разновидности: собственно профессионально-прикладная и военно-прикладная. Формы организации на производстве: вводная гимнастика, физпауза, физминутка, реабилитационные упражнения, в армии - физическая подготовка.
  О з д о р о в и т е л ь н о - р е а б и л и т а ц и о н н а я физическая культура использует физические упражнения как средство снятия патологии, восстановления работоспособности (ЛФК). Другая разновидность - спортивно-реабилитационная - средство восстановления временного снижения работоспособности или последствий травм.
  Ф о н о в а я физическая культура относится в первому направлению. Разновидности: гигиеническая, кондиционная тренировки. Формы организации: утренняя гигиеническая зарядка, прогулки и игры в режиме дня, рекреативные в режиме расширенного отдыха трудящихся (туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения), группы общей физической подготовки, клубы по интересам и т.п. Компонент здорового образа жизни.
  Можно также выделить театрализованные формы, связанные с физической культурой: физкультурные парады, праздники, показательные выступления, произведения живописи, графики, ваяния и архитектуры.
  В концепции развития физической культуры определено:
  - формировать потребности людей в физическом совершенствовании. (С раннего возраста в дошкольных учреждениях должен быть руководитель физического воспитания. С учащимися увеличить объем внеучебной работы, с трудящимися развивать прогрессивные формы занятий - семейные и др. до 5-6 часов в неделю);
  - повысить эффективность занятий (гуманизация с учетом индивидуальных способностей);
  - совершенствовать управление физическим воспитанием (разграничить управление массовым спортом, с одной стороны, и спортом высших достижений, с другой. Усилия, средства и базу добровольных спортивных обществ сосредоточить на развитии физической культуры и спорта);
  - развитие материальной базы (привести в соответствие с нормативами);
  - обеспечить повышение квалификации специалистов (улучшить подготовку кадров, повышение квалификации проводить в течение 5 лет);
  - содействовать развитию науки (прикладные и фундаментальные исследования);
  - улучшить пропаганду физической культуры.
  Особенности физической культуры в новых условиях хозяйствования:
  - расширение сферы платных услуг;
  - введение новых форм социальной организации физического воспитания;
  - стимулирование активно занимающихся физическими упражнениями (например, материальное поощрение на производстве);
  - уменьшение финансирования физической культуры и спорта.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Физическая культура и ее сущность.
  2. Структура и содержание физической культуры.
  3. Специфические функции физической культуры.
  4. Общекультурные функции: социальные, политические, духовные.
  5. Направления и формы физической культуры:
  - базовая,
  - фоновая,
  - профессионально-прикладная,
  - оздоровительно-реабилитационная,
  - спорт.
 
 
  Тема №2 "Направления профессиональной деятельности специалиста физической культуры"
  План: Введение - условия и предпосылки профессиональной деятельности.
  1. Профессия, специальность, квалификация.
  2. Сфера профессиональной деятельности.
  3. Основные направления и профили деятельности специалиста физической культуры.
  Причиной любой деятельности является потребность людей в чем-либо. Труд формируется как естественное условие человеческой жизни и представляет собой деятельность человека по воздействию на явления окружающего мира с целью создания необходимых условий своего существования. Следовательно, труд можно рассматривать как вид деятельности, являющийся способом существования человека.
  Принято выделять профессиональную деятельность. Профессиональной она становится при предварительном целенаправленном развитии способностей и свойств, необходимых для эффективного ее выполнения. Так, профессионалом в спорте можно стать лишь при высоком уровне развития способностей, обеспечивающем достижение высоких результатов и зрелищность состязаний.
  Развитие способностей является не единственным условием профессионализма. Профессиональная деятельность носит явно выраженный общественный характер. Она, как правило, ориентирована на удовлетворение потребностей социальных групп или общества в целом; при этом она может удовлетворять и личные потребности человека.
  Примером может служить различие любительского и профессионального спорта. Любитель развивает свои способности, ориентируясь на личный интерес, и может при этом достичь высоких результатов. Профессионал их развивает с целью демонстрации на состязаниях для удовлетворения потребностей других людей в спортивном зрелище, людей, которые за это платят.
  Социальный характер деятельности, ее ориентация на удовлетворение потребностей других людей и превращение в источник существования - вторая особенность профессионализма.
  Профессиональный труд предполагает специализацию и появление различных специфических профессий и специальностей. В связи со специализацией развитие всей совокупности способностей ориентировано на выполнение какой-либо отдельной функции.
  Яркие примеры в этом отношении дает спорт. Бегун, пловец, метатель, полевой игрок, вратарь - все это разновидности спортивных специализаций. В рамках каждой из них развитие всей совокупности способностей подчинено односторонней функции, имеет целью достижение высоких результатов в одном виде деятельности. Разделение труда является важнейшим условием и главной предпосылкой проявления профессиональной деятельности.
  Любая деятельность может стать профессиональной только в результате освоения и применения общественного опыта ее осуществления. Общение людей является необходимым условием обмена опытом, отбора и накопления наиболее рациональных форм и способов осуществления любого вида деятельности. Этот опыт должен быть освоен в процессе профессиональной подготовки и использован в процессе деятельности. Только в этом случае можно рассчитывать на достижение высокой ее эффективности. В спорте носителем такого опыта является преподаватель-тренер.
  Результатом целенаправленного развития способностей и освоения общественного опыта является квалификация специалиста как показатель достигнутого уровня культуры его труда. Спортивные разряды, рекорды, звания как раз и обозначают уровень квалификации спортсмена, служат показателями освоения культуры спорта.
  Профессиональная деятельность - это эффективный, специализированный и высококвалифицированный труд, в основе которого лежит целенаправленное развитие способностей и освоение общественного опыта его ведения. Использование, распространение и развитие культуры составляет сущность профессиональной деятельности специалиста.
 
  1. Профессия, специальность, квалификация
 
  Профессия - это род трудовой деятельности, которая удовлетворяет общественную потребность, служит источником существования и требует определенной подготовки, обеспечивающей ее эффективное осуществление. Возникновение профессий связано с общественным разделением труда. Первоначально оно носило естественный характер и было обусловлено различием природных склонностей, способностей и свойств, присущих человеку. Уже в первобытном обществе наиболее выносливые и сильные брали на себя работу, требующую больших физических усилий, а наиболее опытные руководили выполнением работ.
  Общественное разделение труда означало появление различных социальных функций, которые выполнялись наиболее подготовленными группами людей. В связи с этим выделяются особые сферы трудовой деятельности (сельское хозяйство, промышленность, наука, армия, образование и т.д.). Это разделение видов социальной деятельности по конечному продукту, результату, которое удовлетворяет ту или иную общественную потребность. На этой основе и появляются профессии (агроном, рабочий, учитель, военнослужащий и т.д.).
  По мере накопления общественного опыта и средств деятельности в любой из этих сфер начинается техническое разделение труда, его расчленение на ряд частичных функций, выполняющихся различными людьми. Каждая из этих функций обеспечивает получение промежуточного или одного из компонентов конечного продукта деятельности. Разделение труда идет обычно с учетом специфики условий, средств и способов реализации частичных функций (в армии - пехота, артиллерия, флот, авиация и др.). Нередко дифференциация происходит по компонентам деятельности или ее конечного продукта (физическое, умственное, политехническое образование и др.). Это уровень формирования специальностей и специализаций.
  Появление любой профессии обусловлено потребностью в специалистах, которые способны создавать те или иные условия для существования и развития человека. Разнообразие условий жизни и потребностей, а также средств их удовлетворения приводит к появлению особых специальностей в рамках любой профессии. Так, профессия учителя возникла в связи с необходимостью целенаправленного формирования способности к труду и подготовки человека к жизни. Первый учитель учил всему. Но подготовка к жизни становится все более разнообразной, сложной, многогранной. Круг способностей и свойств, которые нужно формировать, становится все более широким и дифференцированным. Появляется ряд учительских профессий - специальностей. Учителя физики и математики, чистописания и рисования, труда и физкультуры, истории, литературы, химии и др. - все это представители одной профессии, но каждый из них владеет особой специальностью.
  Специальность - это особый вид профессиональной деятельности, который отличается характером условий, средств и способов ее осуществления. Специальность формируется в рамках профессии. Специальности в рамках профессии взаимодействуют, обогащают одна другую, но каждая из них обладает ограниченным составом средств, обеспечивает реализацию какой-либо частичной функции, необходимой для получения конечных результатов деятельности.
  Нередко специальность, возникшая в пределах одной профессии, становится необходимой и для другой сферы. Если средства специальности оказываются пригодными и для решения задач другой профессии, то появляется особый профиль специальности.
  Так, в числе первых специальностей в рамках учительской профессии была гимнастика. Первоначально она носила узко прикладной характер, ее целью было формирование физических способностей и прикладных умений, необходимых в труде, быту, военном деле. Но вскоре появляется лечебная гимнастика, которая ориентирована на профессию врача, - не менее необходимую, разностороннюю и многогранную. Объект воздействия один и тот же - человек, но в первом случае здоровый, во втором - больной. Этим обусловлено развитие в направленности профессиональной деятельности. Средства как основа специальности одни и те же - физические упражнения.
  Указание на профиль специальности обычно включают в название квалификации специалиста по должностному назначению. В области физической культуры как особой специальности работают: преподаватели физического воспитания, тренеры по спорту, методисты производственной гимнастики, лечебной физкультуры и др. Различие квалификации обусловлено здесь профилями специальности, спецификой решаемых задач.
  Решение одних и тех же задач возможно при помощи различных средств. Их специфика в пределах данной специальности меняет характер, технологию, частично - направленность и эффективность профессиональной деятельности. На этой базе возникает ряд отдельных специализаций специальности (или ее профиля).
  Существует, например, квалификация "тренер по спорту". Но нет тренеров по спорту вообще. Есть тренеры по футболу, плаванию, акробатике, борьбе и др. Все это - специализации, а профиль специальности у всех один.
  Специализация - разновидность специальности, отличающаяся конкретным видовым составом средств решения ее задач. В приведенных примерах главным признаком специализации является вид спорта как основное средство решения задач профессии и специальности. Специализация может формироваться и по профилю специальности. Она развертывается на базе данной специальности и не выходит за пределы ее предметно-содержательной основы.
  Квалификация - это совокупность профессионально важных качеств, знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Она является критерием пригодности и показателем готовности специалиста к работе в рамках определенной специальности и специализации. Квалификация приобретается в результате обучения и практической деятельности и является главным показателем культуры профессиональной деятельности специалиста.
  Для работы в различных звеньях сферы профессиональной деятельности нужны специалисты разной квалификации. Инструктор, методист, бакалавр, преподаватель, дипломированный специалист, магистр - ряд квалификационных уровней современной системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
  Организаторскую и инструкторскую работу по производственной, лечебной и оздоровительной физической культуре могут выполнять специалисты со средним или высшим физкультурным образованием (срок обучения 2-3 года). К работе в общеобразовательной школе и в специальных средних учебных заведениях допускаются специалисты с базовым высшим образованием (преподаватель - бакалавр физической культуры, срок обучения 4 года). Работа в высших специальных учебных заведениях поручается дипломированным специалистам - магистрам наук (срок обучения 5 лет).
  При одном и том же уровне квалификации возможно некоторое различие состава компонентов профессиональной деятельности и ее задач, поскольку сам объект неоднороден. Для специалиста по физической культуре - это дети и взрослые, здоровые и больные, мужчины и женщины, студенты, рабочие, пенсионеры и др. Каждая из категорий населения обладает целым рядом индивидуальных особенностей, которые должны учитываться в ходе занятий физическими упражнениями. Это предъявляет ряд особых требований к специалисту, включая наличие способностей и свойств, необходимых д
  ля работы с данными людьми. Такого рода способности нередко являются врожденными или же трудно поддаются формированию.
  Так, есть тренеры, которые прекрасно работают с детьми, но мало пригодны для работы со спортсменами высокого класса. И наоборот. Каждому из них нужна особая квалификация, особый квалификационный профиль.
  Свои требования в содержание работы вносит состав ведущих компонентов профессиональной деятельности. Методическая, организационная, оздоровительная, педагогическая, научная работа - по каждому из этих направлений деятельности специалиста возможна специализация. При этом следует учитывать не только подготовку, но и интересы, склонности к выполнению того или иного вида деятельности. Хороший педагог может не иметь организаторских навыков. Способности и склонности специалиста - необходимый элемент его квалификации.
  Становление специалиста предполагает выбор специальности и приобретение квалификации. Чтобы стать квалифицированным специалистом, нужно освоить накопленный опыт, то есть обладать высокой культурой профессиональной деятельности.
 
  2. Сфера профессиональной деятельности
 
  Сферой профессиональной деятельности называют ту область жизни (общественного производства), в которой находит применение труд специалиста определенной профессии, специальности и квалификации.
  Профессии отличаются друг от друга целью и характером общественной потребности в конечном результате деятельности, специальности - характером используемых средств. Главное отличие сфер профессиональной деятельности заключается в предмете профессионального труда, то есть в особом направлении использования предметно-содержательной основы специальности для удовлетворения потребностей человека и общества. Сферу деятельности специалистов физической культуры и спорта называют активной двигательной деятельностью.
  Четыре фактора определяют специфику и структуру сферы профессиональной деятельности:
  1) потребности людей как основание профессии;
  2) культура общества как предметная основа специальности;
  3) предмет и цели профессиональной деятельности;
  4) ее объект.
  Характер потребностей определяет цели профессиональной деятельности и формирует профили специальности, соответствующие определенным направлениям использования ее предметно-содержательной основы. Практически сложившаяся совокупность профилей и образует сферу приложения труда специалистов. Каждый профиль выступает как особый элемент ее структуры.
  Главным фактором формирования сферы является предметно-содержательная основа специальности - те элементы, части и стороны культуры общества, которые используются в сфере профессиональной деятельности как основные средства решения ее задач. Профили специальности определяют возможные границы сферы профессиональной деятельности, а квалификация специалиста как степень освоения культуры - доступные ему границы этой сферы.
  То, что объединяет специфические направления использования предметно-содержательной основы специальности в единой, взаимосвязанной системе звеньев сферы профессиональной деятельности, является ее объектом. Субъект - это специалист, воздействующий на объект.
  Под объектом понимаются обычно люди, внешние предметы, процессы и явления, на которые направлена деятельность специалиста. Цель - внести в объект какие-либо изменения, позволяющие удовлетворять потребности, получить необходимый для их удовлетворения конечный результат. Сами изменения считаются предметом профессиональной деятельности.
  Например, объект физической культуры - человек. Цель - его физическое совершенство. Предмет - развитие физических способностей. Следовательно, специфический объект - двигательная деятельность человека.
  Человек многогранен, обладает сложной многоуровневой структурной организацией, множеством функциональных проявлений. Значит он - многопредметен. Любая его сторона, свойство, отношение может быть самостоятельным объектом профессиональной деятельности.
  Можно выделить три стадии развития, три уровня формирования сфер профессиональной деятельности:
  1) становление особой профессии, специальности и направления профессиональной деятельности на основе освоения культуры;
  2) профилирование возникшей специальности: возможности ее использования в различных сферах социальной жизни;
  3) социальная организация сферы профессиональной деятельности как особой отрасли народного хозяйства (превращает ее в социальную систему).
 
  Культура двигательной деятельности как предметно-содержательная основа специальности
 
  Предмет профессиональной деятельности специалиста - это формирование культуры двигательной деятельности людей с целью развития и сохранения двигательных возможностей. Следовательно, предметно-содержательной основой специальности "Физическая культура" является культура двигательной деятельности как результат отбора и накопления общественно-исторического опыта ее осуществления. Ее использование, развитие и распространение - суть профессиональной деятельности. Специфическим объектом является не человек как таковой, а культура его двигательной
  деятельности, ориентированная на оптимизацию функциональных состояний и достижение высокой эффективности активных двигательных действий, включая освоение рациональных способов их выполнения и развитие необходимых для этого способностей.
  Оптимизация функционального состояния организма (физическая рекреация), физическое воспитание и спорт - это, по существу, особые направления использования, распространения и развития культуры двигательной деятельности человека.
 
  3. Основные направления и профили деятельности специалиста физической культуры
 
  Базовым объектом профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту является человек. По отношению к активной двигательной деятельности он может находиться в трех состояниях: здоровый, больной и профессионально-ориентированный. Эти состояния определяют характер его потребности в двигательной деятельности. Соответственно можно выделить три главных профиля, которые развертываются в пределах каждого из направлений профессиональной деятельности с учетом ее предмета.
 
  Таблица
 
  Объект и профиль специальности "Физическая культура" (Г.Г.Наталов)
  Базовый объект Основные направления профессиональной деятельности
  Физическое воспитание Физическая рекреация Спорт
  1. Человек здоровый, развивающийся Общее физическое воспитание Оздоровительная физическая культура Массовый спорт
  2. Профессионально-ориентированныйчеловек Профессионально-прикладноефизическое воспитание Производственная физическая культура Профессиональный спорт
  3. Человек, имеющий отклонения в состоянии здоровья или в физическом развитии Специальное физическое воспитание Лечебно-восстановительная физическая культура Спорт для инвалидов
 
  По специфике направлений создаются факультеты, по профилям - отделения подготовки специалистов. Дальнейшая дифференцировка специальности идет по возрастным ступеням, особенностям профориентации и характеру заболеваний базового объекта - человека.
  Ф и з и ч е с к о е в о с п и т а н и е - общественно организованный процесс формирования способностей, потребностей и свойств человека путем целенаправленного применения активной двигательной деятельности.
  Задачи физического воспитания: всестороннее развитие способностей, формирование двигательного опыта. Основное средство физического воспитания - физические упражнения. Предметная основа - культура двигательной деятельности.
  Наша страна одна из наиболее болезненных наций мира. Для ликвидации этого явления необходимо уже в школьном возрасте формировать потребность в систематической двигательной деятельности.
  В рамках направления "Физическое воспитание" практически сложилось два профиля: собственно физическое воспитание и профессионально-прикладное физическое воспитание. Не оформилось как особый профиль, но включено в программы всех учебных заведений физическое воспитание лиц, отнесенных к специальной медицинской группе. Занятия чаще всего проводятся в виде лечебно-восстановительной гимнастики.
  Общее физическое воспитание как особый профиль специальности "Физическая культура" ориентировано на освоение всех основных элементов культуры двигательной деятельности на среднем, общественно необходимом уровне, который обеспечивает нормальное развитие всех форм и функций организма человека, так или иначе связанных с осуществлением активной деятельности.
  Общее физическое воспитание дифференцируется по ступеням индивидуального развития: дошкольный, школьный возраст, учащаяся молодежь, и ни в коем случае не должно ограничиваться одной только физической подготовкой. Это не воспитание физического в человеке, а "воспитание через физическое", посредством физических упражнений. Оно должно осуществляться на всех уровнях формирования культуры двигательной деятельности: биологическом, психическом и социальном. Реализуется в единстве двух сторон воздействия активной двигательной деятельности на организм: через двигательную активность (развитие и совершенствование органов и функций) и через двигательные действия (освоение общественного опыта рационального и эффективного их выполнения).
  Эти составляющие двигательной деятельности и определяют содержание сторон и уровней физического воспитания. Основные квалификационные профили специалистов в этой области - учитель физической культуры и преподаватель физического воспитания. Для работы с детьми дошкольного возраста готовятся также методисты физического воспитания.
  Профессионально-прикладное физическое воспитание - специализи-рованный вид физического воспитания, ориентированный на освоение тех элементов культуры двигательной деятельности, которые необходимы для эффективного выполнения трудовых операций и приспособления к условиям осуществления конкретных видов профессиональной деятельности. Дифференцируется по этапам начальной подготовки (учащаяся молодежь) и профессионального совершенствования (рабочее население), осуществляется на всех уровнях формирования культуры двигательной деятельности, но в ограниченном ее объеме, необходимом для освоения и эффективного выполнения конкретных видов профессиональной деятельности. В этом отношении дифференцируется по профессиям и специальностям.
  Профессионально-прикладная физическая подготовка, как и физическое воспитание, реализуется в единстве двух сторон воздействия активной деятельности на организм. Включает общую физическую подготовку, являющейся необходимой предпосылкой профессиональной и условием сохранения общей работоспособности. Элитные специалисты в любой профессии достигают высочайших вершин профессионального мастерства посредством напряженной кондиционой тренировки, которая ни в чем не уступает требованиям спортивной тренировки, но не обязательно включает элемент соревнований (каскадеры, специальные войсковые подразделения, космонавты).
  Квалификационный профиль специалистов на начальном этапе подготовки - преподаватель физического воспитания. На этапе совершенствования - преподаватель-тренер по прикладным видам спорта, в армии - начальник-руководитель физической подготовки.
  Специальное физическое воспитание как особый профиль еще не сложилось, поэтому его название носит несколько условный характер. Контингент - дети и учащаяся молодежь, отнесенные по состоянию здоровья, физического развития к специальной медицинской группе. Специальные программы физического воспитания этой группы занимающихся пока есть только в высших учебных заведениях. Занятия нередко проводятся в форме лечебной гимнастики, чем и определяется их содержание.
  В действительности это содержание должно определяться возможностью решения общих задач физического воспитания в объеме и на уровне, доступном для занимающихся. Кроме того, сюда входит необходимость функциональной компенсации имеющихся отклонений в физическом развитии, ограничивающих двигательные возможности человека, расширение этих возможностей и составляет главную задачу специального физического воспитания.
  Квалификационный профиль специалистов - учитель физической культуры, преподаватель физического воспитания, методист лечебной физической культуры. Количество задействованных в этой области специалистов составляет до 50 %.
  Ф и з и ч е с к а я р е к р е а ц и я предусматривает оптимизацию функционального состояния организма. Применяя рациональные формы физической активности, укрепляется и сохраняется здоровье, повышается работоспособность, что содействует творческому долголетию.
  Под физической рекреацией понимают исторически сложившуюся совокупность условий, способов и результатов оптимизации функционального состояния человека посредством рациональной организации режима двигательной деятельности. Основные средства физической рекреации: физические упражнения, естественные силы природы (закаливание), гигиенические факторы оптимизации режима двигательной активности (определены нормы двигательной активности, например, для студентов - 8-10 часов еженедельно).
  Предметная основа - двигательная активность.
  По направлению "Физическая рекреация" основные профили использования культуры двигательной деятельности вполне определились: оздоровительная, лечебная и производственная физическая культура (прикладные формы физической культуры). Их объединяет преимущественное использование только одной из составляющих активной двигательной деятельности - физической активности человека. Различие - в направленности ее применения. Физическая рекреация - это культура физической активности людей.
  Оздоровительная физическая культура должна охватывать все население. Культура двигательной активности является одним из главных факторов борьбы с гиподинамией, используется в целях оптимизации функциональных состояний, укрепления и сохранения здоровья, улучшения телосложения, повышения и сохранения работоспособности, активного отдыха и развлечения, продления творческого долголетия.
  Добавить жизнь к годам и годы к жизни - главная задача оздоровительной физической культуры. Состав средств физической активности подбирается с учетом необходимости разностороннего воздействия на организм и поддержание гомеостаза - устойчивого равновесия всех жизненных процессов. Основные элементы - гигиеническая гимнастика, сеансы закаливания, кондиционная оздоровительная тренировка, двигательный режим.
  Квалификационный профиль специалиста - преподаватель-тренер по оздоровительной физической культуре.
  Производственная физическая культура охватывает учащуюся молодежь и работающее население. Двигательная активность используется в двух направления: для мобилизации процессов двигательной активности на предстоящую профессиональную деятельность и для оптимизации функциональных состояний организма (в процессе трудовой деятельности и послерабочего восстановления). Основные формы - вводная гимнастика (гимнастика до занятий), физкультпауза (физкультминутки), активный отдых в перерыве рабочего дня и мероприятия после рабочего восстановления (бассейн, душ, сауна и др.). Основные задачи - повышение работоспособности и профилактика утомления.
  Квалификационный профиль специалиста - методист производствен-ной гимнастики.
  Лечебная физкультура ориентирована на лиц, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. Задача - борьба с заболеваниями и последующее функциональное восстановление. Средства и формы двигательной активности подбираются с учетом характера и степени заболеваний. Основные формы - лечебно-восстановительные процедуры (массаж и др.) и сеансы лечебной гимнастики. Процесс восстановления - до перехода к возможности использования оздоровительной физической культуры.
  Квалификационный профиль специалиста - методист лечебной физической культуры, массажист (в прикладных формах физической культуры задействовано 18-20 % специалистов физической культуры).
  С п о р т - исторически сложившаяся игровая, состязательная форма развития способностей в сфере двигательной деятельности. Спорт имеет целью достижение предельно высокого эффекта двигательных действий посредством максимального и специализированного развития способностей к их выполнению.
  Отличительные черты спорта: состязательность, предельные усилия, специализация, социальная значимость.
  Основными средствами спорта являются физические и спортивные упражнения. Предметная основа - эффективность двигательных действий (культура спортивной деятельности - спортивное совершенство).
  Массовый спорт ориентирован на освоение и распространение культуры двигательной деятельности с учетом склонностей, функциональных возможностей и интересов человека. Включается в образовательно-оздоровительные и общеразвивающие программы всех направлений и всех групп населения.
  Как самостоятельная форма массовый спорт используется в учебных заведениях, коллективах предприятий, самодеятельных коллективах или индивидуально. Как и для спорта в целом, характерно состязание, предельное усилие, специализация и ориентация на внешний результат активной двигательной деятельности, составляющей содержание данного вида спорта. Но состязание - на уровне равных и доступных возможностей; специализация возможна в 2-3 видах спорта, со временем может меняться. Используются все уровни формирования культуры двигательной деятельности в единстве двух сторон ее воздействия на организм, но в объеме, ограниченном особенностями вида спорта. Служит главной базой для отбора талантливых спортсменов. Но там, где проводится жесткий спортивный отбор, массового спорта нет, есть базовый - как форма спорта высших достижений.
  Квалификационный профиль специалиста - тренер по спорту. Его функции нередко выполняют учитель физической культуры и преподаватель физического воспитания.
  Профессиональный спорт ориентирован на популяризацию, распространение и дальнейшее развитие культуры двигательной деятельности, связанной с перемещением человека или внешних предметов в пространстве. Его разновидности - коммерческий, престижный, олимпийский и спорт высших достижений - отличаются мотивами спортивной деятельности и формами ее организации. Только в этом профиле и формируется рабочая профессия по специальности "Физическая культура" - профессия "Спортсмен".
  Профессиональный спорт является одним из главных социальных механизмов развития культуры двигательной деятельности. Он представляет собой лабораторию по определению предельных двигательных возможностей человека, по созданию наиболее совершенных и эффективных средств, форм и способов перемещения в пространстве. Совокупностью отдельных видов спорта охвачены почти все основные разновидности активной двигательной деятельности человека.
  Профессиональному спорту присущи производство спортивных зрелищ, утверждение престижа личности и группы, предельное развитие двигательных возможностей человека, формирование личности. Мировые рекорды как основной мотив спортивной деятельности - это показатель уровня развития и степени использования двигательных возможностей человека на данном историческом этапе развития общества.
  Квалификационный профиль специалиста - тренер по спорту. Для достижения необходимой кондиции спортсмена используются представители других профессий и специальностей.
  Спорт для инвалидов - особый профиль использования и специального развития культуры двигательной деятельности, который находится в процессе становления. Основные задачи - создание условий для социальной адаптации инвалидов и расширение функциональных возможностей, связанных с осуществлением двигательной деятельности, а также борьба с гиподинамией.
  Квалификационный профиль специалиста - преподаватель физического воспитания, тренер по спорту, методист лечебной физической культуры. Количество задействованных специалистов в спорте составляет 20-22 %.
  Физкультурное спортивное движение - социальное движение по распространению и внедрению физической культуры и спорта. Оно сложилось по мере завершения формирования "Системы физического воспитания". В системе физического воспитания присутствуют государственные и самодеятельные формы.

<< Пред.           стр. 1 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу