<< Пред.           стр. 3 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. Моделирующие (имитационные, аналитические, абстрактно-символические), связанные с моделированием двигательных функций. Они основаны на использовании функциональных систем абстрактного отражения действительности: разновидности китайской гимнастики ушу (обезьяны, богомолы) - имитация; снарядная гимнастика, прыжок с шестом - аналитические виды; шахматы - абстрактно-символический вид (индийское войско: кавалерия, флот, боевые слоны, пехота).
  3. Орудийные или технические (манипулирование, управление, проектирование и др.), связанные с передачей двигательных функций технике. Они основаны на использовании функциональных систем технического оснащения двигательных действий (весло, коньки, велосипед, автомобиль).
  4. Ранжирующие (единоборства), связанные с установлением ранга функциональной дееспособности (бокс, борьба, фехтование и др.).
  5. Групповые - совместная деятельность людей, связанная с распределением двигательных функций. Они основаны на использовании функциональных систем групповой интеграции действий (волейбол, футбол, гандбол и др.).
  Всестороннее и гармоничное развитие человека предполагает освоение всех форм активной двигательной деятельности.
  Первым эволюционно обусловленным, присущим только живой природе перемещением живого организма, было пассивное перемещение с возникновением особых формообразований (прообраз рабочих органов движения). Парашюты у одуванчиков, крылышки у клена позволяли улавливать движение среды и использовать для более широкого распространения биологического вида. Появление в процессе эволюции подвижных сочленений (прообраза передаточного механизма) позволило повысить целесообразность пассивного перемещения (движения подсолнечника за солнцем).
  С появлением простейших органов энергетического обеспечения - движений (сократительные вакуоли) у одноклеточных (амебы, инфузории) - возникло активное перемещение организма, обеспечивающее его относительную независимость от движения среды. Нервная система позволила управлять двигательными действиями, сделала движения координированными и более эффективными. Формирование центральной нервной системы у млекопитающих означало переход от активного движения к активной двигательной деятельности, т.е. двигательные действия планируются и движения становятся произвольными.
  Развитие двигательных функций в других формах двигательных действий тождественно биологической эволюции. Очевидно, эта последовательность становления функциональных систем и функциональных связей обязательна для всех форм двигательных действий. Последовательность становления форм двигательных действий должна учитываться при построении системы управления для их освоения в процессе индивидуального развития (обучения и воспитания).
 
  2. Двигательные действия
 
  Д в и г а т е л ь н ы е д е й с т в и я - это способы выполнения пространственных перемещений и механических воздействий. Они служат средством разрешения пространственно-предметных отношений и моторно-поведенческих ситуаций. Представляют собой механическую форму проявления двигательной активности человека в виде движений, пространственных перемещений и моторно-поведенческих актов.
  Основная функция - решение конкретных двигательных задач. Двигательная задача - это целевая установка на создание или изменение пространственно-предметных условий и отношений, оказывающих влияние на достижение конечных результатов деятельности (преодолеть препятствие, догнать трамвай, выиграть состязание и др.).
  В целом, двигательные действия - это элементы двигательной деятельности, которые отличаются:
  1) характером двигательных задач;
  2) пространственно-предметными условиями их решения (ситуация);
  3) составом используемых средств (двигательные возможности).
  Двигательные действия развертываются в пределах трех типов отношений человека к окружающему миру:
  - противодействие (преодоление механического воздействия внешних сил);
  - перемещение (уравновешивание взаимодействующих сил в пространстве);
  - использование внешних сил для решения двигательных задач.
  Им соответствуют три класса двигательных действий:
  1. Баллистические (одноактные) действия преодоления внешних реактивных и инерционных сил (прыжок, удар, бросок и т.п.).
  2. Циклические (многоактные, ритмические) действия перемещения в пространстве (бег, плавание, велоспорт, лыжи и т.п.).
  3. Аддитивные (комбинированные) действия согласования собственных усилий с внешними реактивными и инерционными силами (акробатика, слалом, вольтижировка, фигурное катание и т.п.).
  Таким образом, типы двигательных действий отличаются по форме (баллистические, циклические, аддитивные) и по содержанию (преодоление, перемещение, согласование или приспособление). Их главное субстанциальное отличие - в способе энергетического обеспечения движений.
  Независимо от источников энергии (собственные усилия - превращение энергии АТФ в движение или внешние источники) существует лишь три способа энергетического обеспечения движений (превращение различных видов энергии в механическое движение):
  1.Однократное, равномерно ускоренное, непрерывное и однонаправленное превращение энергии в движение (прыжок, бросок, выстрел). Связано с проявлением физических качеств силы и скорости отдельного движения (мышечного сокращения). Лежат в основе баллистических действий преодоления:
  Способ энерг. обеспечения Физические качества Тип двигат. действий Внешний эффект
 
  Сила скорость Баллистич. преодоление А1=рFS
 
  2. Ритмическое, равномерное, дискретное, длительное, однонаправленное превращение энергии (в т.ч. восстанавливаемой в ходе работы). Связано с проявлением выносливости и частоты движений (бег, ходьба, плавание, гребля, мотоспорт и др.). Лежит в основе циклических действий перемещения:
 
  Выносливость, частота Циклическое перемещение А2=прFS
  3. Неравномерное, дискретное, разнонаправленное превращение энергии в дополнение к используемым реактивным и инерционным силам (кинетическая или потенциальная энергия). Связано с проявлением ловкости или быстроты реакции. Лежит в основе аддитивных действий согласования (вольтижировка, парус, парашют, слалом и др.).
 
 
  Ловкость, быстрота Аддитивное согласование А3=п(рFS+kF1S1)
 
  Первый способ связан с использованием одного источника энергии и готовых ее запасов (АТФ в мышцах).
  Второй способ - два источника: первый + восстановление энергии в ходе работы (дыхание, ресинтез АТФ).
  Третий способ - три источника: первый + второй + внешние реактивные (или инерционные) силы - главным образом полная механическая энергия перемещаемого тела, а также движение внешней среды (ветер и др.).
  Три способа энергообеспечения (СЭО) - три формы проявления физической активности. Физические качества также являются формами проявления физической активности, связанной с энергетическим обеспечением движений. Они соответствуют типу двигательных действий и способу их энергетического обеспечения.
 
  3. Двигательная активность
 
  Д в и г а т е л ь н а я а к т и в н о с т ь - естественное свойство живого организма, проявляющееся в его способности к осуществлению активной двигательной деятельности. Представляет собой совокупность процессов, протекающих в организме человека в связи с осуществлением двигательной деятельности и направленных на достижение конечного ее эффекта:
  1 - воздействие на организм;
  2 - воздействие на внешнюю среду.
  Основные формы двигательной активности отличаются составом и характером процессов, определяющих ее содержание и обеспечивающих достижение конечного эффекта двигательных действий. Развертываются на трех уровнях функционирования человека:
  1) биологическом - задействованы вегетативные системы организма;
  2) психологическом - задействованы органы чувств и мозг;
  3) социальном - задействованы поведенческие структуры личности.
  Соответственно различают:
  1. Нейрофизиологическую активность (характерна для любого живого существа). Включает процессы:
  - непосредственного исполнения двигательной деятельности;
  - энергетического обеспечения движений (дыхание, кровообращение, мышечное сокращение, восстановление);
  - адаптацию к нагрузкам (становление функциональных систем и структурно-функциональные перестройки в организме).
  2. Сенсорно-интеллектуальную активность (характерна для животных и человека).
  Включает процессы:
  - восприятия информации о пространственных взаимоотношениях внешней вещно-оформленной среды (зрение, слух, осязание и др.);
  - обработки информации (сопоставление пространственно-предметной ситуации с двигательным опытом и двигательными возможностями);
  - управления движениями (регулирование, коррекция);
  - оценки ситуации и постановку двигательной задачи.
  3. Эмоционально-нравственную активность (свойственна высшим животным и человеку).
  Включает процессы:
  - реагирования на пространственно-предметные ситуации и отношения (испуг, радость и др. эмоции);
  - мотивации двигательных действий в данной ситуации (чувство самосохранения, долг, престиж и др.);
  - формирования установки на конечный результат двигательных действий;
  - выбора образа действий (вида спорта).
  Формы двигательной активности определяют специфику трех соответствующих уровней организации двигательных действий. Одна из этих форм на каждом уровне становится ведущей, но каждый более высокий уровень организации двигательных действий включает все ниже лежащие формы двигательной активности.
  В целом, основные функции двигательной активности следующие:
  1 - поддержание гомеостаза (устойчивого равновесия процессов жизнедеятельности и относительного постоянства внутренней среды);
  2 - нормализация процессов индивидуального развития способностей и свойств (сентивные периоды и пр.), органов движения и др.;
  3 - оптимизация функциональных состояний организма (здоровье, работоспособность, настроение и др.);
  4 - производство двигательных действий (мышечное сокращение, передача произведенного количества движения, управления и др.);
  5 - становление функциональных систем активной двигательной деятельности (формируются прижизненно, по наследству не передаются);
  6 - освоение и совершенствование доступных форм и видов двигательной деятельности (естественные, орудийные, групповые и др.);
  7 - достижение высокого эффекта двигательных действий (спортивный результат, трудовой эффект и др.).
  В совокупности этих функций двигательная активность представляет собой необходимое условие существования и развития человека.
  Ф и з и ч е с к а я а к т и в н о с т ь - особый вид нейрофизиологической активности, которая связана не только с двигательной деятельностью, но и с теплообменом (терморегуляцией).
  В основном, это нейрофизиологическая активность, связанная с энергетическим обеспечением движения (дыхание, кровообращение, восстановление). Процессы управления движением для физической активности особой роли не играют. Для восстановления двигательной функции (ЛФК) они существенны, но это уже выходит за рамки собственно физической активности.
  Физическая активность - это механизм защитного действия, обеспечивающий поддержание гомеостаза и оптимизацию функциональных состояний организма. Он запрограммирован генетически, но и сам нуждается в защите: до 40 % массы тела составляют мышцы. Для того чтобы нормально функционировать, они должны работать. Главный фактор сохранения их дееспособности - движение.
  Потребность организма в движении не ощущается так остро, как потребность в пище, воде, воздухе (чувство жажды, голода и др.). Эта потребность обычно удовлетворяется стихийно - в самом процессе жизнедеятельности. Частично она регулируется без участия сознания (игры животных, объем шаговой двигательной активности по Блохину - искусственное ее ограничение или увеличение - сопровождается непроизвольным увеличением или уменьшением объема в последующие дни). Но сами условия жизни (социальный и технический прогресс), определяющие характер жизнедеятельности
  , могут вызвать опасные для здоровья человека ограничения двигательной деятельности.
  Гиподинамия - недостаток двигательной активности (двигательный голод) - стала болезнью века. Доля физического труда в жизни человека в связи с техническим прогрессом уменьшилась с начала века в 150-200 раз. Результат - смертность от сердечно-сосудистых заболеваний увеличилась за то же время в 5-6 раз.
  По данным американских специалистов, повышение объема двигательной активности (у работающих) от 0 до 4-6 часов в неделю снижает уровень заболеваемости на 42-45 % (улучшение условий жизни на 20-25 %, медицинское вмешательство - на 7-8 %, еще 20-25 % - генетические заболевания, не поддающиеся корректировке).
  Существуют три формы гиподинамии:
  1) недостаток общего объема и количества движений (гипоэргия);
  2) недостаток разнообразия движений (гипокинезия);
  3) недостаток качества, интенсивности движений (гипотония).
  Гипоэргия возникла в античный период при разделении умственного и физического труда. Отделение города от деревни, мануфактурное разделение труда обусловило возникновение гипокинезии. Урбанизация, автоматизация и компьютеризация производства, технический прогресс ХХ века стали причиной гипотонии (гиподинамии).
  Последствия гиподинамии:
  - нарушение нормальной жизнедеятельности всех органов и систем;
  - отклонения в состоянии здоровья;
  - снижение работоспособности и быстрая утомляемость;
  - ускорение процессов старения и сокращение продолжительности жизни.
  Р и т м ы д в и г а т е л ь н о й а к т и в н о с т и - это периодические колебания функциональной готовности организма к выполнению активной двигательной деятельности. Служат мерой регулирования ее объема и интенсивности.
  Биоритмы называют "часами жизни" и "волнами жизни". Они развертываются по типу синусоиды. Основные характеристики: период (длина волны), амплитуда (высота волны), фаза (смена состояний - повышенной и пониженной работоспособности), частота (количество волн в единицу времени) - количественные.
  У человека более 300 периодически меняющихся физиологических функций. Их длительность колеблется от долей секунды до продолжительности всей жизни человека (даже поколений и популяций).
  У разных людей возможны некоторые отклонения (разновидность фаз) по длительности одних и тех же ритмов (частота СС). Четкий ритм - норма жизнедеятельности, нарушение - неблагополучие (болезнь). Это относится и к амплитуде колебаний, где выделяются три зоны: норма, резервный оптимум (зона экстремальных изменений) и патология.
  По содержанию процессов различают ритмы физической, эмоциональной и интеллектуальной активности.
  По отношению к активной двигательной деятельности можно выделить:
  - р а б о ч и е р и т м ы (фазовые изменения исходных показателей гомеостаза под влиянием активной двигательной деятельности) двигательной активности могут быть от долей секунды до нескольких часов. Это и н ф а р и т м ы, характеризующие динамику процессов управления, энергообеспечения и восстановления в связи с двигательной деятельностью;
  - р и т м ы ж и з н е д е я т е л ь н о с т и (суточные, недельные, месячные, годичные, многолетние). Циркадные ритмы, связанные с изменением условий и динамикой функциональных возможностей;
  - р и т м ы и н д и в и д у а л ь н о г о р а з в и т и я (генетические) в основном многолетние (возрастная динамика развития двигательных возможностей, онтогенез моторики, сентивные периоды развития и др.).
  Циркадные ритмы жизнедеятельности обусловлены геофизическими и социальными условиями жизни. Двигательная деятельность как один из моментов жизнедеятельности человека также развертывается в пределах этих ритмов.
  Суточный ритм (24 часа) навязан вращением Земли вокруг оси (смена дня и ночи). Характерен для большинства живых существ (у человека более 100 физиологических функций обладают суточной ритмичностью). У человека в течение суток наблюдают две волны: повышенной работоспособности - 9-12 и 15-18 час. Самый низкий уровень работоспособности сердечной мышцы в 4 утра и 21 час вечера. Условные различия: "жаворонки" (1/5 человечества) работают лучше утром, чем вечером; "совы" (1/3 человечества) лучше вечером, чем утром; "голуби" (половина человечества) примерно одинаково утром и вечером. Возможны колебания по амплитуде и длине волны.
  На перестройку суточного ритма (в спорте в связи с переездом на соревнования в другой часовой пояс) требуется до трех недель. Может возникнуть необходимость перестройки из-за расхождения времени соревнований и тренировок.
 
  Недельный ритм навязан скорее социальными условиями: рабочая неделя рассчитана на оптимальный ритм труда, обеспечивающий некоторую среднюю, общественно необходимую производительность в течение длительного периода.
  В спорте, в зависимости от периода тренировки (амплитуда ритма), используются микроциклы длительностью от 3-4 до 12-18 дней. Общая структура: в первой половине цикла интенсивные, во второй - объемные нагрузки.
  Месячный ритм (около 30 дней) связывают с изменением фаз Луны. Это один из самых древних ритмов. Некоторые особи живут по лунному календарю: манящий краб, рифовая цапля - Австралия. У человека эта связь утрачена, но ритм сохранился. Выделяют 23-дневный ритм физической, 28-дневный эмоциональной и 33-дневный интеллектуальной активности. В первой половине цикла - повышенная работоспособность, во второй - пониженная. Имеются критические точки перехода от фазы к фазе, а также совпадения и расхождения акрофаз физической, эмоциональной и интеллектуальной активности. Кумулятивное состояние повышенной работоспособности проявляется в годичном цикле 1-2 раза.
  Годичный ритм (около года) связан с обращением Земли вокруг Солнца. Очень распространен в живой природе. Выделяют сезонные колебания работоспособности (активности): у мужчин более высокая активность в весенне-летние месяцы, у женщин - в летне-осенние месяцы, а также периодические изменения ее динамики, связанные с днем рождения.
  Изменяя режим двигательной деятельности, динамику работоспособности можно изменить по времени или разделить на несколько фаз.
  В спорте необходимость изменения годичного ритма обусловлена управлением динамикой спортивной формы (спортивной работоспособности). Используются однофазный и двухфазный циклы тренировки. При однофазном цикле уровень работоспособности (спортивный результат) можно поднять на 2-2,5 % в год, при двухфазном - на 3-3,5 % (в тяжелой атлетике).
  Многолетние циркадные ритмы чаще всего носят социально обусловленный характер: многолетний цикл обучения (в детских учреждениях, в школе, техникуме, в вузе, служба в армии), Олимпиады (4 года) и др. Они оказывают влияние на длину волны и амплитуду всех остальных циркадных ритмов. Некоторые из ритмов жизнедеятельности связывают с циклом солнечной активности.
  В спорте наблюдаются 2-3-летние и 7-9-летние ритмы изменения темпов прироста спортивных результатов с последующим восстановлением. Они, возможно, обусловлены какими-либо специфическими закономерностями спортивного онтогенеза и в таком случае относятся к генетическим ультраритмам.
  Ритмы индивидуального развития определяют динамику морфо- и системогенеза человека: от 9-месячного цикла внутриутробного развития до почти 100-летнего цикла постэмбрионального развития. Допускают значительную разность фаз (недоношенный ребенок, акселеранты, долгожители и маложители).
  Во многом детерминированы социально-экологическими условиями жизни (сроки перехода к новой стадии развития). Возможность перехода обусловлена генетически, но может быть и не реализована. Кроме того, имеются определенные различия по полу (женщины развиваются быстрее, но живут дольше в среднем на 5-9 лет; женские мировые рекорды отстают от мужских на 15-18 лет). Периоды развития обычно трактуются субъективно, а их границы определяются приблизительно (детство, отрочество, юность).
  Выделяют "критические" (сенситивные) периоды развития физических качеств (16-17 лет - сила, выносливость, 6-9 - ловкость, 11-13 лет - быстрота) и ступени оперативно-технического освоения жизненных форм двигательной деятельности (сидеть, стоять, ходить, прыгать, плавать и т.д.).
  Все ритмы двигательной активности в практике физического воспитания учитываются:
  - для правильной оценки функционального состояния организма;
  - для оптимального распределения используемых средств;
  - для достижения высокого эффекта двигательных действий.
 
  4. Культура двигательной деятельности
 
  Человек, регулярно занимающийся физическими упражнениями (активной двигательной деятельностью), улучшает свое функциональное состояние, содействует физическому развитию и приобретает двигательный опыт. Специалисты физической культуры, спорта организуют эту деятельность и оптимизируют ее.
  К у л ь т у р а д в и г а т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и представлена совокупностью ее структурных компонентов, обеспечивающих достижение высокой эффективности выполняемых двигательных действий. Особенности этих компонентов обусловлены составом элементов активной двигательной деятельности и включают:
  1) функциональные системы активной двигательной деятельности как предпосылки эффективного ее осуществления (естественные, технического оснащения, групповой интеграции двигательных действий);
  2) процессы нейрофизиологической, сенсорно-интеллектуальной и эмоционально-нравственной активности, связанные с мотивацией, программированием, энергетическим обеспечением и управлением активной двигательной деятельностью;
  3) основные типы двигательных действий как средство разрешения пространственно-предметных отношений и осуществления механических воздействий (баллистические, циклические, аддитивные);
  4) основные формы двигательной деятельности - естественные, моделирующие, технические, ранжирующие и групповые.
  Культура двигательной деятельности - это социальный опыт рациональной структурно-функциональной организации элементов активной двигательной деятельности, ориентированный на достижение высокого ее эффекта. Она и составляет предметное содержание физической культуры и спорта.
  Формирование культуры двигательной деятельности специалистами физической культуры и спорта осуществляется по трем направлениям профессиональной деятельности специалиста: физическое воспитание, рекреация и спорт. Эти направления делятся на профильные формы по состоянию осваивающего культуру человека:
  1) развивающийся человек;
  2) профессионально-ориентированный человек;
  3) человек, имеющий отклонения в состоянии здоровья.
  Физическая рекреация Физическое воспитание Спорт
  оздоровительная общее (базовое) спорт для всех
  производственная профессионально-прикладное профессиональный
  лечебно-восстановительная специальное спорт для инвалидов
 
  Физкультурное и спортивное движение объединяет все формы в систему физической культуры (физического воспитания).
  Физическая рекреация - социальный опыт создания условий, способов и результатов оптимизации функциональных состояний (здоровья, работоспособности). Рациональная организация двигательной активности достигается при использовании физических упражнений, соблюдении двигательного режима и закаливания.
  Физическое воспитание - общественно организованный педагогический процесс целенаправленного развития и совершенствования двигательных возможностей человека. Развертывается в единстве двух сторон: физического развития и физического образования.
  Спорт - игровая деятельность, направленная на развитие двигательных возможностей в условиях соперничества. Он ориентирован на достижение высокого эффекта двигательных действий.
  Физкультурное и спортивное движение направлены на поиск, распространение и освоение ценностей физической культуры среди населения.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Раскрыть понятие "Двигательная деятельность".
  2. Основные факторы индивидуального развития и их значение.
  3. Содержание и формы двигательной деятельности.
  4. Двигательные действия и их типы.
  5. Двигательная активность: определение, формы и функции.
  6. Физическая активность и гиподинамия.
  7. Ритмы двигательной активности.
  8. Составные компоненты культуры двигательной активности.
 
 
 
  Тема № 5 "Теория и методика физической культуры как наука и учебный предмет"
  План: Введение - "Теория и методика физической культуры" в учебном плане специальных вузов.
  1. Предмет ТМФК.
  2. Периодизация исторического развития науки.
  3. Система понятий учебной дисциплины.
  4. Структура ТМФК.
  Курс "Теория и методика физической культуры" является общепрофилирующей дисциплиной институтов и академий физической культуры. Он излагает единые для всех специализаций научно-методические основы профессионально-педагогической деятельности, обеспечивает фундаментальную теоретическую и общеметодическую подготовку выпускников по специальности - "Физическая культура и спорт".
  Базовый курс изучается на 3-4 семестрах и заканчивается дифференцированным зачетом. Профилированный курс изучается на 5 и 6-ом семестрах. Учебным планом предусматривается экзамен на 3-ом курсе. Содержание читаемых курсов вынесено на Государственный экзамен 1-ым вопросом билета.
  Освоение ТМФК является необходимой предпосылкой реализации 70% квалификационных требований к специалисту физической культуры. (Для сравнения: специализация реализует 75 %, физиология, педагогика и психология - по 30-35%, анатомия - 15%).
  ТМФК вооружает специалистов необходимыми знаниями для их практической деятельности. Глубокая теоретическая подготовка создает основу для педагогического творчества выпускников.
 
  1 Предмет ТМФК
 
  Материалистическое познание мира заключено в триаде: от живого созерцания - к абстрактному мышлению - от него к практике.
  Н а у к а - объективное, проверенное практикой общественное знание о явлениях реальной действительности.
  У ч е б н а я д и с ц и п л и н а - адаптированное, приспособленное к целям обучения изложение основ науки и способов их освоения и применения (в профессиональной деятельности специалиста).
  Т е о р и я - обобщенное отражение действительности и система знаний и представлений о сущности, свойствах и возможностях использования каких-либо явлений реальной действительности в определенной сфере человеческой практики. Теория ФК - система знаний и представлений о сущности, свойствах и возможностях использования физических упражнений в активной двигательной деятельности.
  М е т о д и к а - свод правил (система предписаний или технология) по использованию, познанию или преобразованию физических упражнений (объекта исследований) в практике.
  Любая наука имеет свой предмет изучения. Специфика объекта или предметной области зачастую указывается в названии науки:
  - анатомия человека, физиология человека - по объекту;
  - психология спорта, физиология спорта - предметная область;
  - теория физического воспитания - предмет профессиональной деятельности.
  ТМФК как научная дисциплина - отрасль науки, в которой объект изучения - физические упражнения, предмет - научно-методические основы познания и применения объекта, предметная область знаний - активная двигательная деятельность ("реакция" человека на выполнение физических упражнений).
  ТМФК объединяет содержание трех родственных дисциплин:
 
  ТМФК = ТМФВ + ТМФР + ТМС (1990 г.)
 
  Они различны по предметной области - физическое воспитание, физическая рекреация, спорт, но едины по объекту познания - физические упражнения.
  ТМФК интегрирует "теорию" и "методику" в одной дисциплине, так как изолировано существовать и развиваться ни одна из них не может. Теория представляет систему научных положений, отражающих сущность физической рекреации, физического воспитания и спортивной тренировки и являющихся достоянием методики.
  Методика, в свою очередь, реализует эти положения в виде системы педагогических рекомендаций, превращая общие теоретические положения в конкретные действия педагога-тренера и занимающихся. Методика устанавливает частные закономерности, присущие конкретному педагогическому процессу (методика физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, взрослого населения, профессиональной физической подготовки и т.д. - частные методики) и, таким образом, создает базу для теоретических обобщений.
  ТМФК изучает и объясняет закономерности, условия и формы применения физических упражнений в области:
  - физической рекреации (укрепление и сохранение здоровья);
  - физического воспитания (развитие двигательных способностей);
  - спорта (достижение высоких результатов);
  - разрабатывает рекомендации по отбору и распределению физических упражнений, использованию и применению их в практике физической культуры.
  ТМФК педагогическая ("О воспитании детей, под руководством педагога-специалиста"), общепрофилирующая (синтезирует частные данные других наук) наука. Связь с другими науками не односторонняя, а взаимная.
  В целом ТМФК - это наука о закономерностях, условиях и способах рационального использования физических упражнений для развития и совершенствования двигательных возможностей человека.
 
  2. Периодизация исторического развития науки
 
  У истоков любой науки лежит противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения, а в ТМФК - между потребностями практики и уровнем развития научных знаний (так называемым осознанным эффектом упражнения и неосознанностью его получения). С осознания эффекта упражнения и начинается развитие науки о физическом воспитании, спорте, физической рекреации.
  Физическое упражнение становится исходным пунктом и основной структурной единицей практики физической культуры. Физическое воспитание начинается лишь там, где человек сознательно использует физические упражнения для удовлетворения потребности в движении и для развития способностей к труду.
  Все развитие науки о физической культуре идет по линии познания закономерностей, условий, способов и результатов применения активных двигательных действий (физических упражнений) в целях развития и совершенствования двигательных возможностей человека. Развитие ТМФК обусловлено развитием науки в целом и практики физического воспитания, а также развитием общественного производства.
  Основные ступени и формы исторического развития науки:
  1. Эмпирический период (3 век до н.э. - XVI столетие) - основан на накоплении практического опыта. В результате был разработан свод правил искусства физической подготовки и лечебной оздоровительной гимнастики. (Платон - закон упражнения; Филострат "Искусство гимнастики"; Меркуриалис "Искусство гимнастики" - дана первая классификация физических упражнений). У древних греков сложились основные формы и способы применения упражнений (методы).
  2. Аналитический период (до конца XIX) века - обособление и дифференцировка направлений научных знаний: Фит "О системе физических упражнений", Песталоцци "Азбука суставных движений", Гутс-Мутс "Гимнастика для юношества", Лесгафт "Руководство по физическому образованию" - выделены основные виды упражнений. В результате было разработано передовое учение П.Ф.Лесгафта о физическом развитии и физическом образовании.
  Предпосылки - разработка аналитического метода науки (Бэкон) и видов упражнений.
  3. Прогностический период (ХХ столетие) - интеграция научных знаний в форме теории физического воспитания.
  Развитие физиологии, системного метода, исследование эффекта воздействия на организм предшествовало становлению теории и методики физического воспитания: Лагранж "Физиология физических упражнений", Шмидт "Физиология телесных упражнений", Мак-Кензи "Физические упражнения в воспитании", Дюперрон "Теория физической культуры", Новиков "Теория физического воспитания", Матвеев "Основы спортивной тренировки".
  В 1993 году на основе интеграции теории физического воспитания, теории спорта и теории физической рекреации была сформирована теория и методика физической культуры.
  Периоды развития науки - это ступени восхождения в процессе познания закона упражнения и возможностей использования активных двигательных действий (физических упражнений) для развития двигательных возможностей человека. На каждой ступени происходит периодический возврат к познанию законов упражнения на более высоком уровне их постижения и применения.
  Лидировали поочередно три направления развития научных знаний:
  - о методах (способ повторения упражнений) - эмпирический период;
  - о средствах (видовой состав) - аналитический период;
  - о целях (функции упражнения) - прогностический период.
  Но все три направления развертывались на каждой ступени.
 
 
  Эти моменты упражнения и определяют специфику ведущих направлений развития науки о физическом воспитании:
  1) познание способов повторения и разработка методов физического воспитания;
  2) познание видового состава упражнений как особых видов двигательных действий и разработка адекватных средств физического воспитания;
  3) познание реальных функций эффекта воздействия упражнений на организм и разработка объективных целей и задач физического воспитания.
  В эмпирический период ведущим было направление познания и разработки методов физического воспитания (52,4 %), в аналитическом - состава средств (48,3 %), в прогностический - эффекта воздействия и целей воспитания (45,5 %). Но на каждой ступени происходит периодический возврат к последовательной разработке всех трех направлений на новом, более высоком уровне развития науки.
  Таким образом, при становлении и развитии науки различают две характерные тенденции:
  1) дифференциация знаний по мере изучения отдельных свойств и сторон изучаемого объекта;
  2) интеграция в систему знаний, отражающих объект как целое.
 
 
 
 
  3. Система понятий учебной дисциплины
 
  Предмет обучения и преподавание учебной дисциплины раскрывается в ее понятиях. П о н я т и е - форма мышления, которая отражает существенные стороны и свойства явлений (совокупность современных знаний об явлении). Т е р м и н - определение (слово), которым они (стороны и свойства) обозначаются.
  С и с т е м а п о н я т и й - упорядоченная совокупность определений, дающая целостное представление о специфике и взаимосвязи сторон объекта и предметной области знаний.
  Для построения системы нужно выделить исходное понятие (исходный пункт). В ТМФК исходным понятием является физическое упражнение как основная структурная единица практики физического воспитания. Последующие понятия дополняют предыдущие и опираются на них. Система основных понятий отражает состав объекта, последовательность развертывания его сторон и свойств в ходе познания и применения.
 
  Ф и з и ч е с к и е у п р а ж н е н и я - способ индивидуального развития человека, основанный на повторении двигательных действий и сопряженных с ними отношений (физиологических, биохимических, психических и др.) Л.П.Матвеев определяет физические упражнения как двигательные действия, используемые для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями. Результатом повторения физических упражнений будет физическое развитие и физическое образование индивидуума.
  Ф и з и ч е с к о е р а з в и т и е - естественный процесс и результат изменения форм и функций организма под влиянием наследственности, условий жизни и физической активности (упражнения).
  Ф и з и ч е с к о е о б р а з о в а н и е - это процесс и результат формирования двигательных умений и навыков на основе практического опыта и обучения.
  Целенаправленное управление процессами физического развития и физического образования посредством - это физическое воспитание.
  Ф и з и ч е с к о е в о с п и т а н и е - целенаправленный, общественно организованный процесс развития и совершенствования двигательных возможностей человека посредством физических упражнений, оно включает в качестве своих основных сторон воспитание физических качеств (управление процессом физического развития) и обучение двигательным действиям (управление процессом физического образования).
  Конечной целью физического воспитания является достижение физического совершенства и двигательной компетентности человека.
  Ф и з и ч е с к о е с о в е р ш е н с т в о - оптимальный уровень физического развития, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность организма и физическую готовность к успешной трудовой и другим видам деятельности.
  Д в и г а т е л ь н а я к о м п е т е н т н о с т ь (двигательный опыт) - показатель уровня физического образования. Характеризуется объемом и степенью освоения форм и способов осуществления активной двигательной деятельности.
  Создание рациональных условий, форм и способов развития и сохранения двигательных возможностей человека лежит в основе возникновения и развития физической культуры и спорта.
  Ф и з и ч е с к а я к у л ь т у р а - исторически сложившаяся совокупность условий, средств, способов и результатов физического совершенствования людей.
  С п о р т - игровая, состязательная двигательная деятельность, направленная на достижение высших результатов.
  Ф и з и ч е с к а я р е к р е а ц и я - активная двигательная деятельность людей, направленная на укрепление здоровья, сохранение работоспособности и продление творческого долголетия посредством использования рациональных форм физической активности.
  С и с т е м а ф и з и ч е с к о г о в о с п и т а н и я - способ общественной организации социальной практики физического воспитания, спорта и физической рекреации населения. Она соответственно включает физкультурное образование (общее и специальное), спортивное движение и физкультурное движение как составляющие.
  Система основных понятий раскрывает специфику и сущность профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту. Ее предметом служит формирование культуры двигательной деятельности человека и общества в процессе занятий физическими упражнениями, включая физическое воспитание, а также занятия оздоровительной физической культурой и спортом.
 
 
  4. Структура ТМФК
 
  С т р у к т у р а - это рациональная взаимосвязь и соотношение составляющих ее компонентов.
  В структуре науки как системы знаний воспроизводится строение ее объекта. Объект ТМФК - физическое упражнение как основное средство формирования культуры двигательной деятельности и как наиболее распространенный ее элемент.
  Основные формы использования физических упражнений: 1) физическое воспитание; 2) оздоровительная физическая культура (физическая рекреация); 3) спорт - образуют три особые составные части ТМФК. Эти формы выступают как основные направления реализации предметно-содержательной основы - культуры двигательной деятельности. В каждой из частей своя специфика: в ФВ - воспитание физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование личности; в теории спорта - физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка; в ОФК - восстановление дееспособности организма, сохранение здоровья.
  Основные уровни познания и применения физических упражнений (а также их воздействие на организм): 1) биологический (уровень движения); 2) психический (уровень деятельности) и 3) социальный (уровень поведения) - образуют три главных отдела каждой из составных частей ТМФК.
  Основные стороны закона и эффекта упражнения: 1) совершенствование физических возможностей организма (физическое развитие) и 2) совершенствование двигательной деятельности (физическое образование) - образуют подразделы.
  Условия формирования культуры двигательной деятельности - закономерности, цели, средства, методы - образуют самостоятельные главы в каждом из подразделов.
 
  Структура учебного курса
 
  Курс "Теория и методика физической культуры" для студентов Кубанской государственной академии физической культуры включает следующие разделы:
  1. Введение в физическую культуру (физическая культура, направления профессиональной деятельности специалистов, деятельность занимающихся).
  2. Общая характеристика физического воспитания (задачи, средства, методы, принципы).
  3. Содержание и методика физического воспитания (обучение двигательным действиям, воспитание физических качеств).
  4. Технология профессиональной деятельности специалистов (виды деятельности, планирование, организация занятий и контроль).
  5. Возрастная педагогика (физическое воспитание дошкольников, в школе, в средних специальных и высших учебных заведениях, взрослого населения).
  6. Прикладные формы физической культуры (профессионально-прикладная физическая культура, производственная физическая культура).
  7. Спорт (спорт как общественное явление, спортивные соревнования, спортивная тренировка, структура тренировочного процесса).
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Место и сущность дисциплины ТМФК в специальных учебных заведениях.
  2. Периоды исторического развития науки.
  3. Направления развития науки.
  4. Основные понятия предмета.
  5. Построение курса "Теория и методика физической культуры в Кубанской государственной академии физической культуры.
 
 
 
  Тема №6 "Содержание и система физического воспитания"
  План: Введение - Воспитание и его разновидности.
 
  1. Физическое воспитание как педагогический процесс.
  2. Система физического воспитания в России.
  3. Цель и задачи физического воспитания.
  Воспитание - это управление процессом индивидуального развития. Оно направлено на формирование способностей и свойств, необходимых человеку и обществу. (К.Маркс "Воспитание - фактор развития или недоразвития людей, их способностей и талантов"). Содержанием воспитания является деятельность, при помощи которой формируются способности, потребности и свойства общественного человека. Все, что используется в целях воспитания - это средства, что воздействует - факторы.
  Принято выделять различные виды воспитания: нравственное, профессиональное, художественное, физическое, правовое, экономическое, эстетическое и др. Их можно сгруппировать по следующим, наиболее объективным признакам:
  - по составу целей: гуманитарное, профессиональное, политическое, физическое, эстетическое, экономическое и др.;
  - по характеру деятельности: физическое, трудовое, умственное, художественное, музыкальное и др.;
  - по составу средств: политехническое, музыкальное, физическое, умственное, художественное, прикладное и др.
  Зачастую отдельные виды воспитания попадают в несколько групп. Наиболее объективным является разделение видов воспитания по характеру деятельности.
  В науке о физическом воспитании существуют два подхода к определению его специфики и содержания:
  - по целям: воспитание "физического" в человеке (обучение движениям, воспитание физических качеств, физическая подготовка занимающихся);

<< Пред.           стр. 3 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу