<< Пред.           стр. 4 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  - по составу средств: воспитание через "физическое" (первым акцентировал на этом внимание П.Ф.Лесгафт: управление процессом индивидуального развития посредством физических упражнений).
  В первом случае определено, что физическое развитие осуществляется в единстве 2-х сторон: развитие органов и развитие функций, но не указан состав средств. Во втором случае видно, что физическое воспитание осуществляется на 3-х уровнях формирования личности (биологическом, психическом и социальном), но отсутствует четкое определение целей. Следовательно, целесообразно объединить оба подхода по предметной основе физического воспитания - двигательной деятельности как фактора индивидуального развития.
  В США выделяют 4 уровня индивидуального развития, которыми управляют посредством физических упражнений: органическое, нейромышечное, интерпретивное и эмоциональное.
 
 
  1. Физическое воспитание как педагогический процесс
 
  Физическое воспитание - педагогически организованный процесс формирования способностей и свойств, необходимых в сфере двигательной деятельности, путем целенаправленного повторения активных двигательных действий и воспроизводства сопряженных с ними отношений (нейрофизиологических и биохимических, пространственно-предметных и моторно-поведенческих). Эти отношения относятся к числу необходимых компонентов двигательной деятельности. Особенностями ФВ, отличающими его от других видов воспитания, является то, что это процесс, протекающий по закономерностям, обеспечивающим упорядоченное формирование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией физических качеств, совокупность которых определяет физическую дееспособность человека. Л.П. Матвеев считает, что: "ФВ - это процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей". Определение дано по специфическим основным задачам физического воспитания. Этим не ограничивается все содержание, но это более всего характеризует его специфику. Для уяснения сути ФВ нужно ясно представлять соотношение физического воспитания и физического развития индивида. Физическое развитие как процесс изменения морфофункциональных свойств организма в онтогенезе происходит по естественным его закономерностям: возрастной последовательности и неравномерности развития, взаимодействия генетических и средовых факторов развития и др. Так, последовательно сменяются различные периоды возрастного развития, от внутриутробного до старческого, происходят существенные изменения форм и функций организма. К зрелому возрасту масса и размеры тела изменяются в десятки раз, а некоторые показатели функциональных систем и физических качеств - в 20-30 раз.
  Развертываясь по естественным законам, процесс физического развития человека одновременно обусловлен социальными условиями жизни, деятельностью и физическим воспитанием. Правильно организованное физическое воспитание может воздействовать на динамику физического развития, обеспечивать направленное развитие важных физических качеств, повышение функциональных возможностей организма и общего уровня работоспособности, необходимое для выполнения общественно полезной деятельности, отодвинуть сроки возрастной инволюции, наступающей по мере старения. Таким образом, развитие человека и его физическое воспитание тесно взаимосвязанные процессы. ФВ выступает как управляющее начало по отношению к физическому развитию
 
  Управление не носит всеобъемлющий характер, т.к. физическое развитие зависит и от целой совокупности взаимодействий факторов и условий общественных и естественных, в том числе и от генетических. Основным фактором практического воздействия ФВ на индивидуальное развитие является активная двигательная деятельность воспитуемого (ФУ). Аналогично значение ФВ и в физическом образовании индивида (раскрыть).
  Вышесказанное отражает специфические задачи ФВ. Вместе с тем в процессе ФВ, как и в любом целостном педагогическом процессе, решаются и общие задачи, которые характерны и для социальной системы воспитания в целом. Единство физического и духовного развития человека объективно предопределяет взаимосвязь всех видов воспитания, в том числе физического, умственного, нравственного, эстетического, волевого. Специфику ФВ определяют его средства - физические упражнения.
  Содержанием физического воспитания является активная двигательная деятельность занимающихся, которая развертывается в единстве двух сторон (развитие физических способностей человека и освоение культуры движений) на трех уровнях процесса индивидуального развития - биологическом, психическом и социальном. Их соотношение образует три основных раздела физического воспитания, каждый из которых реализуется в единстве этих сторон (Г.Г.Наталов):
  1. Школа движения (воспитание физических качеств и обучение движениям).
  2. Школа деятельности (развитие органов чувств и интеллекта, формирование умений рационально действовать).
  3. Школа поведения (воспитание характера и формирование поведения человека).
  Выделение разделов условно, так как физическое воспитание осуществляется, как правило, на всех трех уровнях индивидуального развития. Однако можно отметить разновидности активной двигательной деятельности, которые происходят на определенном уровне развития.
  Так, выполнение гимнастических упражнений легкой и тяжелой атлетики, плавание и гребной спорт преимущественно содействуют биологическому развитию организма; в спортивных играх и единоборствах происходит в равной степени биологическое и психическое развитие занимающихся.
  Таблица 1
  СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
 
  Физическое воспитание - многолетний процесс, распространяющийся на все следующие после рождения периоды онтогенеза (индивидуального развития) человека. Содержание и формы этого процесса изменяются в зависимости от возрастных закономерностей развития организма, условий жизни и деятельности, логики развертывания самого процесса. В первой многолетней стадии - это базовый курс ФВ подрастающего поколения (семья, детский сад, школа, ССУЗы, вузы, физкультурно-спортивные учреждения), обеспечивающий средний общественно необходимый уровень физического развития. В последующем ФВ существенно изменяется, дифференцируется и все более приобретает характер самовоспитания, особенно у людей зрелого и старшего возраста. Оно также должно быть направленно на решение специфических и воспитательных задач. Профессионально-прикладное ФВ осуществляет избирательное углубленное совершенствование двигательных навыков и физических способностей, необходимых для достижения высоких результатов в избранном виде трудовой деятельности.
 
  2. Система физического воспитания в России
 
  Физическое воспитание - это общественное явление, т.к. оно возникает вместе с обществом и развивается по его законам. Как и всякая общественная система, социальная практика ФВ, формы ее организации обусловлены общественными отношениями той или иной исторической общественной формации и имеют свои особенности. Конкретная, исторически сложившаяся форма социальной организации физического воспитания населения носит название системы ФВ. Система - целое, составленное из частей, объединенных общей функцией в упорядоченное структурное образование.
  Официальная постановка физического воспитания в дореволюционной России была не лучшей. В гимназиях и других учебных заведениях не было единых государственных программ по ФВ. Занятия велись на основе заимствования элементов зарубежных программ. Наибольшее распространение имела Сокольская гимнастика, использовались также "немецкий турнен" и "шведская гимнастика". В царской России не было единого учебного заведения по подготовке специалистов ФВ. Существовавшие спортивные клубы - "Кружки любителей ФК" - состояли преимущественно из представителей привилегированных классов, их численность составляла около 45 тыс. человек.
  Передовое учение о ФВ как о неотъемлемой части общего всестороннего развития человека, обоснованное достижениями естественных наук, было создано в России П.Ф.Лесгафтом. После революции 1917 года на первом этапе строительства нового общества физическая культура носила "пролеткультовский уклон", сторонники его пытались противопоставить социалистическую культуру общечеловеческой. Пролеткультовская ФК представляла собой набор простейших имитационных трудовых движений, символизирующих освобождение и подготовку к труду.
  Началом становления системы ФВ можно считать 1917 г.: с момента введения всеобщего военного обучения трудящихся (Всевобуч). В главе Всевобуча стоял Н.И.Подвойский - один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. 11 миллионов трудящихся прошли военную подготовку и получили физическую закалку в системе Всевобуча. На органы Всевобуча было возложено также руководство физической подготовкой в Красной Армии. Для обеспечения армии и военно-учебных пунктов Всевобуча специалистами ФП в годы гражданской войны было открыто свыше 20 курсов и школ, а также институты ФК в Петрограде и Москве.
  Дальнейшее становление физкультурного движения в стране можно проследить по основополагающим моментам в хронологии дат:
  1918 г. - ФВ введено в качестве обязательного предмета в школе.
  1930 г. - в стране введен комплекс ГТО, ставший программной и нормативной основой системы ФВ.
  1931 г. - установлен День физкультурника.
  1935 г. - образованы ДСО "Спартак", "Локомотив".
  1935 г. - утверждено звание "Мастер спорта СССР".
  1939 г. - проведен 1-й Всесоюзный парад физкультурников.
  30-е г. - начало 40-х годов - появление ряда обобщающих трудов по социолого-педагогической характеристике ФВ, а также по общим методическим положениям.
  1940 г. - впервые создано руководство по ТМФВ для вузов (под общей редакцией И.Н.Коряковского).
  1949-1952 гг. - опубликован ряд крупнейших трудов общетеоретического и естественно научного характера в науке о ФВ (М.Ф. Иваницкий, А.Н. Крестовников, А.Д. Новиков, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, И.М. Саркизов-Серазини, С.В. Янанис).
  1968 г. - обобщены результаты данного этапа научной разработки теоретико-методических основ ФВ. Вышел первый учебник по курсу ТМФВ для вузов (под общей редакцией А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева).
  1970 г. - введен комплекс ГТО для всех возрастных групп общества.
  Основная функция системы ФВ как исторически обусловленного типа социальной практики ФВ населения - оптимизация физического воспитания населения. Социалистическая система ФВ имела свои особенности. В ее основе лежала идея всестороннего гармонического развития человека. Воспитание личности (а не индивидуума) определяло социальную активность системы и ее связь с другими сторонами "коммунистического " воспитания.
  Систематизирующие принципы ФВ в России.
  Основополагающие или систематизирующие принципы ФВ отражают наиболее общие закономерности функционирования ФК как части культуры.
  Общими, социальными принципами ФК являются:
  - принцип оздоровительной направленности;
  - принцип прикладной направленности;
  - принцип всестороннего гармонического развития личности (ВГРЛ).
 
  Принцип оздоровительной направленности является главенствующим в действующей системе ФВ и заключается в обязательном достижении оздоровительного эффекта независимо от решаемых задач физического воспитания. Здоровье человека - общественное богатство, т.к. здоровый человек способен высокопроизводительно трудиться, создавать материальные и духовные ценности, производить и воспитывать молодое поколение. Педагог-тренер должен не только следовать врачебному постулату "не навреди", но и своей практической деятельностью развивать его дальше - "укрепляй и совершенствуй".
  Для реализации принципа оздоровительной направленности следует выполнять следующие требования:
  1. Планируя физическую нагрузку, руководствоваться необходимостью укрепления здоровья занимающихся. (Пр.: в спорте для этого необходимо соблюдать методические принципы систематичности, постепенности в увеличении нагрузок, волнообразности их динамики, рационального чередования физического утомления и восстановления, преемственности в развитии тренированности и др.). Увеличение функциональных нагрузок должно соответствовать приспособительным возможностям организма.
  2. Использовать на занятиях научно обоснованные и проверенные практикой формы и средства ФК. В последние годы все больше людей начинают заниматься организованно и самостоятельно ФУ. Как правило, большинство из них при этом недостаточно методически и физически подготовлены, но надеются на "чудодейственное" восстановление здоровья и ликвидацию функциональных отклонений в кратчайшие сроки. Статистика свидетельствует об обратном (массовые неподготовленные старты, телевизионные сеансы ритмической гимнастики для взрослого населения и людей старшего возраста приносят больше вреда, чем пользы).
  3. Обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля. Чтобы на практике выполнить вышеперечисленные требования, необходим объективный контроль за применением средств и методов ФВ занимающимися. Ответственность за сохранение здоровья лежит на специалистах ФК и врачах, осуществляющих контроль за ФВ. Причем, если специалисту ФК принадлежит ведущая роль в планировании, выборе методики занятия, их проведении и оценке эффективности, то окончательное слово в оценке состояния здоровья, его диагностике и влиянии проводимых занятий
  принадлежит врачам. Такое единство врачебного и педагогического контроля - неотъемлемая черта физкультурного движения и спортивной практики.
  Принцип прикладной направленности или связи ФК с трудовой и оборонной деятельностью людей заключается в достижении максимального прикладного эффекта в использовании средств физической культуры. Все исторические системы ФВ носили прикладную направленность (в частности, военно-физическую, а в период монокапитализма и трудовую). В действующей системе этот принцип воплощается в практике собственно профессиональной и военно-физической подготовки граждан.
  Непосредственно прикладной эффект ФК связан с формированием жизненно важных умений и навыков. Так, комплекс ГТО, являвшийся программно-нормативной основой ФВ до 1992 года и в девизе которого звучит прикладная направленность ("Готов к труду и обороне"), содержал обязательные жизненно необходимые навыки в беге, плавании, метании, подтягивании, стрельбе и др.
  Руководствуясь данным принципом, для решения задач ФВ выбирают те средства ФВ, которые обладают большей прикладностью для конкретной трудовой деятельности (по развитию компонентов физических качеств, мышечных групп и органов, режиму функционирования систем организма).
  Овладение возможно большим объемом двигательных умений и навыков, действиями повышенной координационной сложности создает предпосылки для быстрого освоения новых видов трудовых действий и в неизвестных условиях. Это также определяет прикладность средств ФВ и ее связь с принципом ВГРЛ.
  Принцип ВГРЛ становится необходимым условием общественного прогресса. Он реализуется выполнением следующего требования: в процессе ФВ обеспечивать единство всех сторон воспитания (волевого, умственного и эстетического) при ведущей роли нравственного воспитания. В процессе активной двигательной деятельности складываются ситуации и определенные общественные отношения, позволяющие разносторонне воздействовать на человека, формировать определенные формы поведения и нравственные черты личности человека.
  Ведущая роль нравственного воспитания в едином процессе воспитания объясняется тем, что именно оно определяет направленность использования результатов воспитания.
  Общие черты социальных систем:
  - н а п р а в л е н н о с т ь (освоение и развитие материальных и духовных ценностей физической культуры);
  - у п о р я д о ч е н н о с т ь (рациональное ролевое распределение ее элементов, социальных групп и отдельных исполнителей);
  - и е р а р х и ч н о с т ь (многоуровневая структурно-функциональная организация - упорядочение связей и отношений от высшего к низшему).
 
  Основы системы ФВ:
 
  1. Идейные 2. Научно-тео- 3. Программно-нор- 4. Организа-
  основы ретические мативные ционные
  основы основы основы
 
  И д е й н ы е о с н о в ы базируются на общественных науках. Они используют положения учения об обществе, закономерностях его развития и, в частности, о необходимости воспитания гармонически развитого человека. Идейные позиции и концепции в области народного образования: физическое воспитание - органическая составная сторона воспитания члена общества.
  Идеалы гармонически развитой личности существовали и в античном мире, и в эпоху Возрождения. Эти идеи высказывали революционные демократы и просветители прошлого века. Умственное, физическое воспитание и политехническое образование (производительный труд) они считали единым средством производства всесторонне развитых людей. Охарактеризовали и две прикладные функции ФВ: подготовку к труду и военному делу.
  Положения о ФВ находят свое дальнейшее отражение в директивных документах правительства, в которых определены направления развития и задачи ФВ. На основе их разрабатываются программы, конкретные цели и задачи ФВ для различных возрастных групп.
  Идейные основы определяются в конечном счете целями и задачами ФВ (М.Ботвинник - инженер, доктор экономических наук, Н.Озеров - артист, диктор, МС по легкой атлетике. Фишер - шахматист и в этом вся его практическая ценность. Нет всестороннего развития при монокапитализме: в ряде развитых капиталистических стран растет число безграмотных).
  Н а у ч н о - т е о р и т и ч е с к и е о с н о в ы предполагают, что система ФВ строится на прочной научно-методической концепции. Каждое теоретическое положение и практические рекомендации должны быть научно обоснованы. Сложился целый комплекс наук, которые связаны с ФК и на которые опирается теория и практика ФВ. К ним относятся общественно-педагогические, естественные и специальные науки.
  В качестве общих научных предпосылок процесса ФВ используются теоретические положения и фактический материал гуманитарных и естественных наук: педагогики, психологии, социологии и медико-биологических наук. Без них невозможно было бы научное становление системы ФВ.
  Непосредственно практика ФВ опирается на специализированные отрасли науки: историю, управление и организацию ФК, ТМФК, социологию ФК, биомеханику ФУ, специализированные разделы анатомии, физиологии, биохимии, гигиены, педагогики, психологии и другие. Этот комплекс наук развивался параллельно с практикой ФВ, их рост особенно активизировался в послевоенные годы и продолжается в настоящее время. Они позволяют поставить процесс ФВ, физического образования на научную основу.
  Наиболее обобщающей среди этих дисциплин является ТМФВ, которая представляет собой основную педагогическую отрасль теории ФК. ТМФВ направлена на разработку главных задач ФВ, решаемых в процессе ФВ, выявление наиболее эффективных средств и методов их реализации, формирование принципов оптимального построения многолетнего процесса ФВ.
  Развитие научных основ системы ФВ, дальнейший прогресс науки происходит в результате взаимодействия 2-х тенденций: дифференциации (специализация, выделение новых отраслей научных знаний - социология ФК и С) и интеграции (обобщение- объединение частных знаний в общее). Так, по мере накопления частных факторов и знаний теории и методики отдельных видов спорта происходит разработка целостных концепций общей теории ФВ. Тем самым достигается научно-практический эффект (пр.: ТМФК).
  На данном этапе основное направление научных исследований - изучение и решение проблем массового физкультурного движения.
  П р о г р а м м н о - н о р м а т и в н ы е о с н о в ы предполагают построение ее в соответствии с возрастным развитием граждан в ней определены нормативы и требования, предъявляемые к физической подготовленности людей. Для формирования программно-нормативных основ ФВ основополагающее значение имела разработка и создание Всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне". Впервые в истории в масштабе государственной и общественной практики ФВ была разработана и введена целостная система конкретных установок оценочных нормативов, охватывающая все население страны. Само название комплекса определяет его социальное предназначение; в нем нашли отражение все 3 исходных принципа системы ФВ: прикладности, оздоровительной направленности и всестороннего, гармонического развития личности.
  Нормативы и требования комплекса ГТО определены для большинства возрастных групп граждан (за исключением дошкольного возраста) и включают показатели развития физических качеств и двигательного опыта (жизненно необходимых умений и навыков).
  На основе заложенных в комплексе ГТО принципов, возрастных норм и требований разрабатывались государственные программы по ФВ школ, ПТУ, ССУЗов и вузов, коллективов ФК, спортивных секций и других государственных и общественных организаций. В программах были отражены количественные нормативы и требования (min требования государства к физической подготовленности граждан), средства ФВ, содержание занятий и распределение их по времени. Российская спортивная классификация - программно-нормативная основа спортивной подготовленности людей, способствующая развитию массового спорта.
  О р г а н и з а ц и о н н ы е о с н о в ы . Специфической чертой нашей системы ФВ является сочетание государственных и общественных форм организации и управления ФВ в различных звеньях.
  Государственная форма организации и руководства осуществляется государственными органами и учреждениями на основе единых программ (комитеты по ФК и туризму; соответствующие отделы при министерствах и ведомствах). ФВ в дошкольных учреждениях, школах, специальных учебных заведениях осуществляется по государственной линии и включает обязательный курс ФВ, профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовки. Занятия при этом регламентированы по содержанию и времени, проводятся по расписанию или графику, как правило, штатными специалистами ФК. Ответственность перед государством за выполнение норм и требований несут соответствующие должностные лица, а проходящие обязательный курс сдают установленный государством зачет.
  Государство через свои органы должно обеспечить уровень физической подготовленности населения для успешного функционирования общественного производства и обороноспособности страны.
  Общественно-самодеятельной формой организации и управления ФВ являются ДСО, высший орган - Российский Олимпийский комитет. По мере проникновения ФК в повседневный быт людей приобретают значение и такие самодеятельные формы занятий, как семейные, по месту жительства (в микрорайонах), в коллективах ФК и индивидуальные. Руководят и организуют работу в этих формах выборные советы, общественные комиссии при местных государственных органах, штатные и общественные специалисты ФК и С. Особенностью этой физкультурной деятельности является более полное удовлетворение потребностей и способностей каждого человека. Это достигается за счет индивидуального выбора формы и предмета занятий, установления реального уровня достижений.
  Отдельные самодеятельные формы занятий не могут обеспечить достаточный уровень физической подготовленности членов общества, именно поэтому система ФВ включает государственные и общественные структуры. Спортивные требования выше государственных. В данном случае они помогают поднять уровень физической подготовленности людей.
  Таким образом проявляется связь и единство государственных и общественных форм организации управления ФВ. В период рыночных отношений возникли и коммерческие структуры.
 
  Условия функционирования системы ФВ:
  Кадры Материально-техническая база Пропаганда ФК Научно-медицинское обеспечение
  Готовят учебные заведения и общественные (ДЮСШ, ШВСМ,коллективы ФК) СК, КСК, культ.комплексы, стадионы, бассейны Кино, телевидение,радио, устная истенная печать КНГ, физкультурные диспансеры
 
  3. Цель и задачи физического воспитания
 
  Прогресс общественного производства определяет место и функции человека в общественно трудовой деятельности, он изменяет характер физического труда, но сохраняет требование оптимальной физической подготовки членов общества.
  Ц е л ь Ф К заключается в воспитании здоровых, гармонически развитых людей, физически подготовленных к творческому труду и защите Родины (раскрыть 2 объективных фактора, обусловливающих цель).
  Физическое совершенство - исторически изменяющееся понятие. Это оптимальная мера гармонического, физического развития и всесторонней физической подготовленности человека, удовлетворяющая потребности общества в физической способности своих членов к трудовой и другим видам деятельности. Физическое совершенство реализуется в виде конкретных материальных показателей (уровня здоровья, физической подготовленности, творческого долголетия людей и др.). Они обеспечивают высокую работоспособность и являются решающим фактором в организации материального производства.
  Цель ФВ раскрывается и конкретизируется в общих задачах, которые определяют основные направления и представляют конкретизированные программы реализации цели. Выделяют специфические и общепедагогические задачи.
  1 группа. Задачами оптимизации физического развития (оздоровительные задачи) является укрепление здоровья, оптимальное развитие физических качеств, формирование правильного телосложения и осанки, закаливание, соблюдение правил гигиены, совершенствование функциональных систем организма. Совершенство форм тела предопределяет и совершенство функций организма. Но оно не самоцель, а должно быть подчинено интересам всестороннего развития сил и способностей человека.
  2 группа. Образовательные задачи - формирование и совершенствование двигательных умений и навыков (жизненно необходимых, прикладных и спортивных), приобретение специальных знаний научно-технического характера. Создание богатого исходного фонда "строительного материала" - формирование более сложных форм двигательной деятельности (школы деятельности) - все более сложно координированные действия, доведенные до совершенства (спортивная специализация) - такова структура приобретения двигательного опыта.
  3 группа. Общепедагогические (воспитательные) задачи - направлены на формирование личности. Воспитание волевых и моральных качеств, овладение нормами нравственного поведения, содействие эстетическому и умственному воспитанию, совершенствование психических функций, привитие организаторских навыков - это некоторые из направлений решения воспитательных задач в конкретных видах организованной двигательной деятельности.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Сущность и разновидности воспитания.
  2. Физическое воспитание, его специфика и формы.
  3. Содержание сторон и уровней физического воспитания.
  4. Становление системы физического воспитания в России.
  5. Общие принципы построения системы физического воспитания населения.
  6. Общая характеристика основ системы физического воспитания.
  7. Цель и специфические задачи физического воспитания.
  8. Реализация общепедагогических задач в процессе физического
  воспитания.
 
 
 
  Тема № 7 "Средства физического воспитания"
  План: Введение - Общая характеристика средств физического воспитания.
  1. Физические упражнения - основное средство физического воспитания.
  2. Классификация физических упражнений.
  3. Структура системы движений. Технические характеристики движений.
  4. Педагогическое значение физических упражнений.
  5. Вспомогательные средства физического воспитания.
  В физическом воспитании используют как общепедагогические средства, так и специальные. К специальным средствам относят три группы:
  - физические упражнения;
  - естественно средовые факторы;
  - гигиенические факторы.
  В предлагаемую группировку средств положены преимущественно функциональные возможности каждого средства. Физическая культура не должна использовать только физические упражнения. Она должна включать общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха. Физические упражнения относятся к основным средствам, т.к. они оказывают разностороннее воздействие, позволяют решать все задачи физического воспитания. Естественные силы природы и гигиенические факторы такими возможностями не обладаю
  т, поэтому их считают дополнительными средствами.
 
  1. Физические упражнения - основное средство физического воспитания
 
  Под ФУ понимаются двигательные действия человека, используемые для решения задач физического воспитания с учетом его закономерностей. Говоря о сущности ФУ (с точки зрения ФВ), можно назвать их элементарной клеточкой и основной структурной единицей практики ФВ. Физическим упражнением может быть двигательная деятельность, двигательное действие, произвольное движение.
  Двигательная деятельность человека складывается из системы двигательных действий, объединенных единой целью. Двигательным действием называют целенаправленное проявление двигательной активности (двигательный акт) человека, направленное на решение конкретной задачи. Например, игровая деятельность (игра в ручной мяч, баскетбол, футбол и др.) имеет цель выиграть, победить соперника. Для достижения этой цели применяются многие двигательные действия: ведение мяча, передача, броски по воротам, в кольцо и др. Эти действия (приемы) решают конкретные задачи в зависимости от условий: обвести партнера, разыграть комбинацию, забросить мяч в ворота и т.д.
  Двигательное действие формируется на основе имеющегося двигательного опыта и состоит из определенной системы движений. Движения - это материальная функция организма. Для физвоспитания имеют значение произвольные, управляемые движения (в отличие от врожденных, безусловно-рефлекторных). Отдельное движение рук, ног, туловища является составным элементом двигательного действия. В результате выполнения отдельных, связанных между собой движений осуществляется двигательное действие: прыжок, бросок партнера, гимнастическая комбинация, ведение мяча и т.д.
  Движения на точность и согласование также являются физическими упражнениями.
  Итак, речь идет о следующей схеме: движение - двигательное действие - двигательная деятельность. Исходя из вышеизложенного, ФУ можно определить как двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.
  Следовательно, не каждое двигательное действие или деятельность можно назвать ФУ. Трудовая, бытовая деятельность не относится к физическим упражнениям, т.к. используемые в ней двигательные действия направлены на создание материальных ценностей или на обеспечение бытовых условий жизни (ходьба в магазин за покупками, приготовление пищи и т.п.). Хотя многие двигательные действия, возникшие в сфере быта и труда (ходьба, метание, плавание, преодоление препятствий, поднимание тяжестей и т. д.), видоизменялись и, приобретая рациональные формы, становились средствами физического воспитания (спортивная и дозированная ходьба, метание диска и толкание ядра, различные стили плавания, тяжелая атлетика и разновидности борьбы).
  Некоторые виды физической работы также могут быть использованы в качестве ФУ, если их режим подчинен закономерностям ФВ (в подготовительном периоде с целью повышения ОФП работу на лесозаготовках использовали лыжники североевропейских стран).
  Следует отметить также, что ФУ - это не отдельное двигательное действие (разовое выполнение), а процесс его многократного повторения. Слово "упражнение" означает сознательное повторение действий с целью усвоения рациональных форм и способов его выполнения, воздействия на физическое развитие и психологические качества человека (на личность). При этом ФУ как процесс повторения может быть организован в виде многократного повторения одного двигательного действия (прыжка, поднимания груза и т.д.) или в форме двигательной деятельности, включающей различные действия (комплекс гимнастических упражнений, подвижные игры и др.).
  Трудовые двигательные действия могут оказывать при благоприятных условиях положительное влияние на физическое развитие человека; однако только комплексы ФУ, применяемые при проведении организованных форм занятий, создают возможности для развития всех органов и систем организма в оптимальном режиме.
  Говоря "физические", мы тем самым подчеркиваем характер совершаемой работы (в отличие от умственной), ее преимущественную зависимость от нервно-мышечного аппарата и внешне проявляемую, как правило, в перемещениях тела или его частей. ФУ - сознательный, волевой акт, оказывающий влияние на личность в целом, преимущественно воздействуя на физическую структуру организма. ФУ - основное средство физического воспитания, один из способов передачи общественно-исторического опыта, его научных и практических достижений.
 
  Способы повторения
 
  Исторически сложившиеся формы организации процесса упражнения содержат эти способы в различных сочетаниях. В последовательности исторического становления выделяют невольные, имитационно-игровые, естественно-прикладные, аналитические, спортивные и комплексные упражнения.
  Невольные упражнения - это стихийные упражнения, возникающие в процессе жизнедеятельности, они являются вынужденными, организуемыми преднамеренным применением. Примером вынужденных упражнений является гимнастика детей грудного возраста. В этих случаях происходит п р о с т о е повторение движений и накопление эффекта упражнения для воспитания физических способностей.
  Имитационно-игровые упражнения включают в себя игры, танцы и прямые имитации. В танцах моделируются операционные моменты жизнедеятельности, а само движение становится символическим (ритуальные танцы). В играх обычно воспроизводят ситуацию, которую часто моделируют при помощи мяча ("Волк и гуси"). Прямые имитации воспроизводят основные виды двигательной деятельности и сопряженные с ней трудности. Воздействие этих форм во многом еще стихийно, трудно поддается контролю и регламентации. Способ - простое повторение.
  Естественно-прикладные упражнения направлены на освоение жизненно необходимых видов двигательной деятельности и на воспитание требующихся для этого способностей. И то и другое основывается на "к о н с п е к т и в н о м" повторении общественного опыта активной двигательной деятельности (способ). Освоение движений (приемов, действий) и их рациональных форм включает м о д и ф и ц и р о в а н н о е повторение и отбор средств. В каждом подходе происходит изменение и совершенствование способа, выбор рациональной формы. Здесь уже появляется возможность контроля, регламентации и программирования процесса упражнения.
  Аналитические упражнения предполагают расчленение движений на составные элементы и конструирование абстрактных, отвлеченных двигательных действий. Для этой цели зачастую создаются специальные снаряды (гимнастические снаряды, стенка, барьеры и др.). В этом случае может осуществляться избирательное воздействие на совершенствование отдельных органов и функций путем простого и модифицированного повторения элементарных, простых и сложных двигательных действий. Целесообразно проводить алгоритмизацию процесса упражнения.
  Спортивно-состязательные упражнения кодируют и моделируют систему отношений между человеком и активной двигательной деятельностью в экстремальных условиях мобилизации усилий на достижение максимального эффекта в специализированных видах двигательных действий. Осуществляется целостное, системное воздействие на личность и организм.
  Модифицированное повторение двигательных действий сочетается с м о д е л ь н ы м повторением и экстериоризацией для формирования тактических способностей, умений наиболее рационально действовать в меняющейся обстановке. Регламентация процесса упражнения и контроль в ходе состязаний норм затруднены.
  Освоение нравственных норм морали, эстетики и этики происходит р а з в е р н у т ы м повторением в конкретных формах поведения в процессе соревновательной деятельности.
  Комплексные упражнения являются средством интегрального воздействия на индивидуальное развитие. К ним относятся многоборья, обеспечивающие развитие совокупности способностей и системы упражнений (комплекс ГТО), способствующие последовательному гармоническому развертыванию способностей на протяжении всего периода биологического индивидуального развития. Основой гармонического развития является конспективное и развернутое повторение исторически отобранных, индивидуально и общественно значимых двигательных действий.
 
  Таким образом, деятельная совокупность способов повторения обеспечивает развитие морфофункциональных систем организма, способствует формированию культуры движений и воспитанию личностных качеств людей.
 
  Содержание и форма
 
  Число используемых ФУ необычайно велико и многообразно по форме и содержанию. Необходимо понимать суть этих определений, их взаимосвязь для достижения большей эффективности в решении педагогических задач физического образования. Содержание ФУ - это составляющие двигательные действия и процессы, происходящие в организме при их выполнении. Протекающие процессы обычно рассматривают в следующих аспектах: физиологическом, биохимическом, биомеханическом и психологическом.
  В психологическом аспекте ФУ - это произвольные, управляемые движения. Они требуют активной мыслительной деятельности для оценки способа выполнения в зависимости от условий, для анализа действий, управления эмоциональным состоянием и другими психическими процессами.
  В физиологическом аспекте при выполнении ФУ организм переходит на повышенный уровень функциональной активности. Возрастает объем и интенсивность метаболических (процессов обмена), диссимиляционных (расщепления) и ассимиляционных (восстановления) процессов в организме. Так, в научных исследованиях приводятся примеры 30-кратного увеличения объема легочной вентиляции, 10-кратного объема крови. Такие функциональные сдвиги стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации организма. Физические упражнения тем самым содействуют повышению функциональных возможностей организма и улучшению его структуры; они являются мощным фактором физического развития организма.
  Преподавателю физического воспитания необходимо также помнить и о том, что при прекращении выполнения ФУ сохраняется следовый эффект, т.е. определенное время сохраняются функциональные и эмоциональные изменения. В результате эффективность последующих ФУ может изменяться в большую или меньшую сторону. Так, выполнение упражнений на внимание благоприятствует последующему освоению более сложных действий. Выполнение упражнений, связанных с сильным раздражением вестибулярного аппарата или изменением среды (плавание), ухудшают последующее освоение высококоординационных двигательных действий, особенно в равновесии. Уровень после действия вариативен и зависит от самого ФУ, состояния, подготовленности и возраста занимающихся. В практике физического воспитания необходимо учитывать его при составлении комплексов ФУ и последовательности прохождения учебного материала на уроках ФК.
  Под формой ФУ понимают его внешнюю и внутреннюю структуру. Внутренняя структура - это взаимосвязь процессов функционирования организма: нервно-мышечной координации, моторных и вегетативных функций, соотношения энергетических (аэробных и анаэробных) процессов. Внешняя структура - это видимая форма двигательного действия. Говоря о форме, чаще всего имеют в виду именно ее.
  Форма и содержание представляют собой 2 органически взаимосвязанные стороны двигательной деятельности. Ведущей из них является содержание, т.к. в большинстве случаев именно высокий функциональный уровень организма, высокое развитие у него основных физических качеств позволяет достичь успеха в выполнении упражнения. С другой стороны, несовершенная форма ФУ не позволяет наиболее полно и экономно реализовать функциональные и энергетические ресурсы организма и добиться наилучшего результата. Относительно самостоятельное значение формы проявляется и в том, что в некоторых видах деятельности ( художественная гимнастика, прыжки в воду и на батуте, фигурное катание на коньках и др.) при оценке результатов выступлений предпочтение отдают форме.
 
  2. Классификация физических упражнений
 
  Под классификацией ФУ принято понимать распределение их на группы (классы) по существенным признакам. В практике ФВ используют очень большое количество разнообразных упражнений. Поэтому существует и много различных классификаций; их известно около трехсот. Педагогические классификации систематизируют ФУ по педагогически значимым признакам. Они позволяют учителю (тренеру) увидеть наиболее характерные свойства ФУ, выбрать самые эффективные упражнения для решения конкретной задачи физического воспитания.
  Некоторые классификации имеют общее значение для всех форм физического воспитания; другие носят частичный характер, т.е. используются только в конкретных формах (например, классификации в различных видах спорта).
  ФУ, как правило, обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Именно поэтому многие из них представлены одновременно в нескольких классификациях (например, характерные признаки бега на 100 м: структурно-циклическое; преимущественное воспитание физических качеств - скоростное; решение образовательных задач - основное упражнение; по интенсивности работы - максимальная мощность; по исторически сложившейся системе физического воспитания - спортивное упражнение).
  Существующие классификации не являются неизменными, по мере получения новых данных в области физического воспитания они могут уточняться.
  По признаку исторически сложившейся системы ФУ делятся на 4 группы - гимнастика, игра, туризм, спорт.
  Гимнастика: многообразие аналитических движений, действий, возможность избирательного воздействия на строение и функции организма, координационная сложность движений.
  Игра - естественные двигательные действия (бег, броски, прыжки и др.), выполняются в меняющейся ситуации в различных вариантах, эффективно влияют на организм в целом.
  Туризм - естественные разнообразные движения (ходьба, бег, преодоление препятствий, передвижение на лыжах, велосипедах и др.), выполняемые в естественных природных условиях и оказывающие комплексное воздействие на организм.
  Спорт - стандартные (в соответствии с Российской спортивной классификацией) двигательные действия, выполняемые в стрессовой ситуации для достижения максимальных результатов. Преимущественно оказывают специализированное воздействие на организм в соответствии со специализацией.
  Внутри групп возможно дальнейшее деление на подгруппы. Так, гимнастика делится на основную, спортивную, лечебную.
  Стандартизация отдельных упражнений из первых трех групп делает их спортивными упражнениями.
  В настоящее время наибольшее применение имеют следующие классификации:
  I. По направленности на воспитание отдельных качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также компонентов отдельного физического качества (так, сила - динамическая, статическая, взрывная, скоростная; ловкость - координация движений, точность, на равновесие, на расслабление мышц). Тренер-преподаватель должен помнить, что посредством многих из этих упражнений можно оценивать уровень развития того или иного физического качества у занимающихся.
  2. По функциональному эффекту: воспитание физических качеств, формирование двигательных навыков и др.
  3. По служебной роли в решении образовательных задач: основные, подводящие, подготовительные, отвлекающие и др.
  4. По анатомической локализации:
  - глобальные (общего воздействия);
  - региональные (для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног);
  - локальные (избирательного, местного воздействия на конкретные мышцы или суставы).
  5. По предметным формам применения: упражнения гимнастики, легкой атлетики, подвижные игры, спортивные игры, лыжная, кроссовая или конькобежная подготовка, ритмическая гимнастика, борьба (т.е. по разделам физического воспитания для учителя физической культуры).
  6. По роду двигательной деятельности: перемещения, прыжки, метания, единоборства, технические виды и др.
  7. По трудности для усвоения: элементарные, простые, сложные.
  8. По различию педагогических задач: оздоровительные, воспитательные, образовательные.
  9. По интенсивности нагрузки (работы): максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная.
  10. По биомеханической структуре: циклические, ациклические, смешанные, стандартные, вариативные, комбинационные, поступательные, вращательные и др.
  Последние 2 классификации можно считать частными физиологии и биомеханики.
  Таким образом, невозможно создать единую унифицированную классификацию. Наличие ряда классификаций, систематизирующих ФУ по различным признакам, позволяет учителю выбрать именно те упражнения, которые в наибольшей мере будут содействовать решению поставленных педагогических задач.
 
  3. Структура системы движений. Технические характеристики движений
 
  С т р у к т у р н а я о с н о в а с и с т е м ы д в и ж е н и й - рациональная и устойчивая взаимосвязь составляющих элементов в пространстве, во времени и во взаимодействии сил, обеспечивающая конечный результат действия. Понятие применяется для целостной характеристики техники ФУ.
  Техника - рациональный способ выполнения двигательного действия. Различают следующие компоненты техники: основа техники - главное звено - детали техники.
  О с н о в а - совокупность звеньев (элементов), позволяющих выполнить действие указанным способом (так, в подъеме разгибом: размахивание - сгибание и поднимание ног - разгибание - выход в упор).
  Г л а в н о е з в е н о - наиболее важный элемент в упражнении. Зачастую по нему называется само упражнение: например, подъем разгибом.
  Д е т а л и отражают отдельные вариации техники непринципиального характера, т.е. вариации биомеханических характеристик отдельных движений.
  Стабильность (однообразие параметров при повторном выполнении) и вариативность (внесение целесообразных изменений в детали при необходимости - сильный ветер и др.) характерны для совершенной техники.
  Разновидности техники: классическая и индивидуальная. Техника не остается неизменной; она совершенствуется (в зависимости от уровня функциональной работоспособности, от изменения инвентаря и оборудования, от дальнейшего развития науки и др.).
  Эффект используемых ФУ зависит от технических характеристик отдельных движений. Выделяют кинематические, динамические и ритмические характеристики.
  Кинематические связаны с перемещением тела в пространстве.
  Пространственные характеристики: положение тела и его частей (и.п; сохранение нужной позы в процессе движения), траектория (форма, направление, амплитуда). От позы зависят: условия работы мышц и внутренних органов, амплитуда движения, сопротивление внешней среды, выразительность движения. Временные характеристики: длительность и темп (частота повторений циклов или количество движений в единицу времени).
  Длительность действия определяет величину воздействия - нагрузку, а длительность отдельных движений влияет на эффективность всего действия. От темпа движения зависит скорость в циклических упражнениях, и он определяет интенсивность нагрузки.
  Пространственно-временные характеристики: скорость (быстрота перемещения тела или его частей в пространстве в единицу времени), ускорение и замедление (изменение скорости в единицу времени или в процессе двигательной деятельности - плавные, резкие движения, у метателей замедление определяет конечный результат упражнения).
  От скорости зависит величина нагрузки, темп, результат многих двигательных действий. При быстрых и ускоряющихся движениях развиваются инерционные и реактивные силы.
  Динамические характеристики отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движения. Внутренние силы: активные силы мышечного напряжения и пассивные силы - эластичность мышц, реактивные силы (реактивная передача усилий крупных мышц ног и туловища определяет силу удара боксера, поворот во время движений конькобежца). От активной мышечной силы зависят все рассмотренные характеристики движений.
  Внешние силы: земное притяжение, реакции опоры, трения, сопротивление внешней сферы. Активные силы мышц не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами.
  Ритмические характеристики. Ритм является одним из интегральных показателей техники движения. Обязательные условия ритма - сильные акцентированные моменты движения и чередование промежутков времени. Ритм - комплексная характеристика техники ФУ. Он обеспечивает синхронность моментов или фаз движения. Существуют ритмические и аритмические движения (3/4 вальс, акцент на I-ый счет; акцентированное одновременное отталкивание рукой и ногой и последующее скольжение, скольжение и относительно расслабленные движения рук, ног и туловища лыжника в одношажном ходе).
  Под ритмом понимают закономерное для данной техники распределение во времени ее частей (фаз). Отклонение от ритма приводит к искажению техники выполнения; каждому движению присущ свой ритм. Следовательно, ритм характеризуется распределением по времени акцентированных мышечных усилий или соотношением по продолжительности отдельных фаз техники.
 
  4. Педагогическое значение физических упражнений
 
  Педагогическую значимость ФУ оценивают по 3-м аспектам: физическому образованию, управлению физическим развитием и содействию формированию личности.
  Физические упражнения - с р е д с т в о ф и з и ч е с к о г о о б р а з о в а н и я. С помощью ФУ познают основные закономерности движений человеческого тела, его частей и посторонних предметов. Основоположник теории физического воспитания в России П.Ф.Лесгафт придавал особое значение образовательной роли физических упражнений.
  ФУ позволяют овладеть пространственными, временными и динамическими характеристиками движений, оценивать и сопоставлять их; применять в различных жизненных ситуациях. Использование ФУ с различными предметами дает возможность понять свойства и закономерности движений этих предметов. ФУ воспитывают культуру движений.
  В процессе упражнения происходит овладение рациональными формами и способами выполнения жизненно необходимых, естественно-прикладных двигательных действий и приемов (лазать, плавать, передвигаться на лыжах и др.). Овладение большим и разнообразным запасом двигательных действий и умений готовит человека к труду, защите Родины и другим видам деятельности.
  Физические упражнения - с р е д с т в о у п р а в л е н и я ф и з и ч е с к и м р а з в и т и е м. Оно заключается в том, что ФУ являются основными средствами управления здоровьем, развития двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости и др.), а также развития форм тела (телосложения, осанки).
  Оздоровительное значение ФУ заключается в способности активной двигательной деятельности развивать и поддерживать функции всех систем организма. Освобождение человека от активной двигательной деятельности на современном производстве привело к резкому росту числа сердечно-сосудистых заболеваний. Только ФУ в этих условиях могут сохранить здоровье и творческое долголетие людей.
  Физические упражнения являются средствами воспитания двигательных способностей (физических качеств). В основе управления физическим развитием с помощью ФУ лежит их главное свойство, называемое нагрузкой. Нагрузка - это мера воздействия ФУ на организм или суммарная величина функциональных изменений в организме при выполнении ФУ. Нагрузка - следствие активной двигательной деятельности и ее принято считать внутренней стороной мышечной работы. Внешней стороной считается выполненная физическая работа или показанный результат в спортивной деятельности.
  Как уже отмечалось в I-ом разделе лекции, после выполнения ФУ в организме остается след, т.е. не сразу все его показатели и процессы возвращаются на исходный уровень. Причем, если нагрузка была привычной для организма, то после отдыха его работоспособность восстанавливается до исходного уровня. Если нагрузка была повышенной, то в организме происходят перестройки, ведущие к повышению функциональных возможностей. Происходит сверх восстановление работоспособности и его функций (суперкомпенсация). Именно в этом и заключается управление физическим развитием с помощью ФУ.
  По величине различают максимальную (не приносящую вреда организму) нагрузку и оптимальную (наименьшую, но вызывающую эффект сверхвосстановления). По характеру различают нагрузку силовую, скоростную и т.д., т.е. направленную на развитие определенных двигательных способностей.
  Влияние ФУ на телосложение общеизвестно: с их помощью можно выработать правильную и красивую осанку, красивый рельеф мускулатуры.
  Физические упражнения - с р е д с т в о ф о р м и р о в а н и я л и ч н о с т и.
 
  В процессе ФУ участвуют различные стороны личности человека: интеллектуальная, нравственная, волевая. Эта взаимосвязь имеет 2-стороннее воздействие, поэтому ФУ могут способствовать формированию личности. Так, содействие умственному воспитанию заключается в необходимости изучения закономерностей техники сложных двигательных действий, в творческом поиске наилучших двигательных решений, активизации психических процессов в быстро меняющейся ситуации (игры и единоборства).
  ФУ становятся эффективным средством воспитания волевых и нравственных качеств, когда в процессе их выполнения требуется проявление смелости, упорства, выдержки, взаимовыручки и др.
  ФУ и окружающая обстановка зачастую способствуют эстетическому воспитанию людей, развитию чувства прекрасного и красоты. В некоторых видах двигательной деятельности именно красота и артистизм обеспечивают получение высшей оценки (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, спортивная гимнастика и акробатика, фристайл и др.).
 
  Условия и принципы рационального отбора упражнений
 
  Из содержания предыдущего раздела следует, что каждое физическое упражнение, в большинстве случаев, обладает определенной направленностью воздействия на человека. Конечный эффект воздействия ФУ на органы является постоянной величиной, и наоборот, разные ФУ могут оказывать одинаковый эффект. Реальный эффект воздействия ФУ будет зависеть от условий его выполнения. К ним можно отнести индивидуальные особенности самих занимающихся и внешние условия организации и проведения различных форм занятий.
  К наиболее существенным факторам эффективности воздействия ФУ можно отнести следующие:
  I. Психическое состояние занимающихся при решении стоящих педагогических задач. Процесс обучения - двусторонний. Именно поэтому педагогический эффект будет зависеть не только от квалификации учителя, но в равной степени и от активности, заинтересованности и интеллекта учащихся.
  2. Особенности контакта: возраст, пол, состояние здоровья, уровень физической подготовленности.
  3. Санитарно-гигиенические факторы. Именно они прежде всего способствуют реализации оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями. ФУ должны применяться с учетом режима труда и отдыха, питания, дневной двигательной деятельности.
  Необходимо соблюдение санитарных норм в местах занятий. Проведение занятий в антисанитарных условиях (в грязном, запыленном помещении или загазованной атмосфере, при недостаточной освещенности) приносит вред организму. Занятия лучше проводить в парковой зоне, что значительно повышает эмоциональный настрой учащихся и снижает утомляемость.
  4. Метеорологические факторы. Жара или холод, большая влажность или сильный встречный ветер - этой группой факторов преподаватель ФВ (тренер) управлять не может, но он должен их учитывать при проведении занятий. Изменение нагрузки, сдвиг функциональных изменений в организме при этом должен учитываться для достижения наибольшего эффекта.
  Существенно зависит результат выполнения физических упражнений от методических факторов, способов выполнения упражнений.
 
 
  5. Вспомогательные средства физического воспитания
 
  Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы дополняют ФУ как средства ФВ. Природные факторы (солнечная радиация, воздушная и водная среда) укрепляют здоровье, закаливают и повышают работоспособность.
  Значительные изменения в естественной среде ведут к необратимым изменениям в организме: биохимическим, функциональным, психическим. Именно поэтому в современном мире все большую поддержку находит экологическое движение, направленное на сохранение окружающей среды.
  В процессе ФВ естественные силы природы используются по 2 направлениям:
  1) самостоятельно - при организации специальных процедур (солнечные, воздушные ванны). В этом случае они дозируются и становятся формой активного отдыха: в санаториях и профилакториях, лечебницах, в ходе трудового дня, в дошкольном ФВ;
  2) сопутствующие факторы при выполнении ФУ усиливают эффективность их воздействие на организм.
  Закаливание необходимо осуществлять с самого раннего возраста. В детстве оно способствует повышению устойчивости организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а взрослый организм становится более устойчивым к неблагоприятным воздействиям среды и труда, более работоспособным. Систематическое закаливание является и фактором самовоспитания (дисциплинированности, воли и др.)
  В практике спортивной тренировки использование естественных сил природы способствует расширению функциональных возможностей организма (так, выполнение упражнений на выносливость в местности, богатой кислородом, повышает аэробные возможности организма).
  Гигиенические факторы также носят оздоровительную направленность. Они включают личную и общественную гигиену и реализуются при соблюдении необходимых гигиенических и санитарных норм. Условно их можно разделить на нормы, обеспечивающие условия для занятий ФУ (питание, быт, отдых, труд, учеба), и непосредственно используемые в процессе физического воспитания (режим нагрузок и отдыха, питание на марафонских дистанциях, соблюдение санитарных норм в местах занятий, восстановительные процедуры после выполнения упражнений: баня, массаж, ультрафиолетовое облучение и др.).
  Только в частных случаях они могут становиться средствами физического воспитания (ППФП; при большом весе изменение режима питания влияет на формы и функции организма, т.е. улучшает физическое развитие). Правильный режим жизни не только сохраняет и укрепляет здоровье, но и поддерживает умственную и физическую работоспособность человека.
  Некоторые авторы к вспомогательным средствам относят технические средства: тренажеры, оборудование и инвентарь, аппаратуру. Тренажеры позволяют смоделировать воздействие на организм в процессе двигательной деятельности или отдельные действия.
  Инвентарь и оборудование существенно влияют на технику и эффективность ФУ. В спортивной деятельности они могут оказывать значительное воздействие на конечный результат (бамбуковый - эластичный шест при прыжках в высоту; гаревое - тартановое покрытие беговой дорожки; акробатическая дорожка рейтерского типа и др.).
  Аппаратура срочной информации, светолидер в легкой атлетике, киносъемка, телекамера способствуют эффективности процесса спортивной тренировки.
  Знание полного объема средств физического воспитания и их характеристик позволяет преподавателю-тренеру комплексно их использовать в соответствии с поставленными задачами, отбирать наиболее эффективные ФУ, применять имеющиеся педагогические классификации и разрабатывать новые системы физических упражнений.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
 
  1. Средства физического воспитания. Общая характеристика.
  2. Физические упражнения - основное средство физического воспитания:
  - определение понятия;
  - содержание и форма ФУ.
  3. Техника физических упражнений:
  - определение и разновидности;
  - компоненты техники.
  4. Технические характеристики:
  - кинематические характеристики движений;
  - динамические характеристики движений;
  - ритмические характеристики.
  5. Классификация физических упражнений.
  6. Вспомогательные средства физического воспитания:
  - естественно средовые факторы;
  - гигиенические факторы;
  - технические средства.
 
 
 
  Тема № 8 "Методы физического воспитания"
  План: Введение - метод- прием - методика.
  1. Типологическая характеристика методов.
  2. Структурная основа процесса упражнения.
  3. Специфические методы физического воспитания.
  4. Общепедагогические и другие методы, используемые в практике физического воспитания.
 
 
  В широком смысле методы физического воспитания - это способы его осуществления. Задачи, решаемые системой физического воспитания и каждым отдельным занятием в системе спортивной подготовки или в физическом воспитании, реализуются преподавателем-тренером с применением соответствующих методов обучения. Эффективность метода зависит от степени его адекватности условиям двигательного действия. Различают методы и методические приемы.
  М е т о д - это такой способ воздействия на занимающихся, который позволяет решать задачи в различных условиях и с разным контингентом. Например: словесные методы воздействия применяются при ознакомлении, разучивании и совершенствовании двигательных действий как с детьми, так и со взрослыми. Каждый метод характеризуется совокупностью методических приемов. М е т о д и ч е с к и й п р и е м - способ решения конкретной задачи в конкретных условиях. Так, показ упражнения - метод, он используется на всех этапах обучения. Методический прием -адаптированный показ - используется только на этапе начального разучивания при формировании двигательного представления. Показ в профиль или анфас - методический прием, который широко используется при обучении опорным прыжкам; просмотр кинокольцовок или видеозаписей - только на этапе углубленного разучивания техники движений. Каждый метод включает большое разнообразие методических приемов. Их незнание тренером ограничивает широту использования метода в процессе обучения с применением лишь в частных случаях на практике. Следовательно, педагогическое мастерство п
  реподавателя-тренера в значительной степени определяется знанием арсенала методических приемов и умелым применением их на практике.
  П.Ф.Лесгафт писал: "Метод - это я". Тем самым он подчеркивал, что каждый педагог по-своему использует методы в силу своей квалификации. Эффективный метод в одной педагогической ситуации может оказаться бесполезным в другой. Так, для первичного выполнения нового элемента одному ученику достаточно распоряжения преподавателя; другому же необходима сопровождающая страховка для ощущения личной безопасности. Одним и тем же упражнением можно принести и пользу и вред. Преподаватель-тренер должен владеть всеми методами, т.к. не существует универсального метода. В процессе ФВ и спортивной тренировки используется их совокупность (Пр: показ сопровождается объяснением, а неоднократное выполнение - разбором и оценкой).
  От методов и методических приемов следует отличать методику. Под м е т о д и к о й принято понимать систему средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе ФВ. Например, выделяют методику воспитания физических качеств или методику обучения определенному двигательному действию (бегу, прыжкам в высоту и т.д.).

<< Пред.           стр. 4 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу