<< Пред.           стр. 5 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  1. Типологическая характеристика методов
 
  Методы - это способы решения педагогических задач. Они основаны на обобщении опыта физического воспитания и результатов научных исследований его закономерностей. Методы отличаются друг от друга направленностью, составом и способом развертывания процесса упражнения.
  По направленности различают:
  - методы воспитания физических качеств и активизации физического состояния организма. Они основаны на регулировании режима деятельности (чередование нагрузки и отдыха);
  - методы обучения движениям и освоения культуры двигательной деятельности. Они основаны на регулировании состава и порядка выполнения двигательных действий;
  - методы формирования психических и социальных (общественных) качеств личности. Они основаны на регулировании сенсорно-интеллектуальных и эмоционально-нравственных отношений, связанных с активной двигательной деятельностью.
  Далее методы могут разделяться на группы: I группа - методы развития силы; 2 группа - быстроты; 3 группа - выносливости и др.
  По составу различают:
  - сенсорно-информационные методы. Они включают восприятие и отработку информации об упражнении (словесное, наглядное и рецепторное воздействие);
  - методы практического упражнения. Они включают неоднократное выполнение двигательных действий (моторное воздействие);
  - методы физиологического и психологического воздействия. Физиологические методы (массаж, электростимуляция, механотерапия и др.) используются для активизации метаболических процессов. Психологические методы (мотивационные, аутогенно-идеомоторного и ситуационного воздействия) применяют для управления эмоциональным состоянием занимающихся.
  Сенсорно-информационные методы больше используются при обучении движениям. Главное место в процессе ФВ принадлежит методам практического упражнения: многократное повторение двигательных действий активизирует жизненные процессы индивидуума.
  По способу развертывания процесса упражнения различают исторически сложившиеся формы применения упражнения.
  1. Невольные или стихийные упражнения, возникающие в процессе жизнедеятельности (пробежать за автобусом, передвинуть мебель и др.). Воздействие на индивидуальное развитие происходит через случайные модификации движений и не имеет результата.
  2. Игровые упражнения: моделирование ситуаций в играх или прямые имитации двигательных действий. Воздействие на человека более направленно (первобытное общество), но недостаточно, трудно поддается контролю и регламентации.
  3. Естественно-прикладные упражнения были направлены на освоение важных для жизни видов двигательной деятельности и воспитание необходимых для этого способностей (феодальное общество). Воздействие приобретает концентрированный характер, появляется возможность программирования и контроля упражнения.
  4. Аналитические упражнения предполагают расчленение движений на составные элементы и конструирование абстрактных двигательных действий (капиталистическое общество). Воздействие точно направлено на совершенствование отдельных органов и функций. Появляется возможность алгоритмизации процесса упражнения.
  5. Соревновательные упражнения (спорт) моделируют систему отношений между человеком и активной двигательной деятельностью в условиях мобилизации на достижение максимального результата. Воздействие охватывает всю сферу проявлений личности: воздействие на организм является системным, но однонаправленным в соответствии с избранным видом двигательной деятельности. Контроль и регламентация процесса упражнения затруднены из-за высокой эмоциональной напряженности спортсменов.
  6. Комплексные упражнения и многоборья оказывают интегральное воздействие и способствуют воспитанию совокупности способностей. Доступны все формы контроля и регламентации упражнения.
  На основе исторически сложившихся форм упражнения и разработаны современные методы ФВ:
  - строго регламентированного упражнения (I, 3,6);
  - игровой метод (2);
  - соревновательный метод (5,6).
 
  2. Структурная основа процесса упражнения
 
  Структурная основа методов физического воспитания представляет собой упорядоченное единство факторов воздействия на организм, параметров их содержания и способов регулирования. Отличительной особенностью методов ФВ является чередование работы и отдыха, представляющие собой составные части структуры. Характер взаимосвязи между ними определяется регламентацией работы и отдыха по направленности и величине.
  Величина работы характеризуется нагрузкой. Н а г р у з к а - величина воздействия физических упражнений на организм (или прибавочная активность организма под воздействием ФУ). Эффект нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью. О б ъ е м н а г р у з к и - длительность воздействия физических упражнений или суммарное количество выполненной работы. Ее критерии: время выполнения и количество упражнений (длина дистанции или количество раз, суммарный вес).
  И н т е н с и в н о с т ь н а г р у з к и - качественная сторона, которая выражает силу воздействия в каждый момент деятельности или напряженность функций организма (показатели: скорость, темп, мощность, моторная плотность работы). Различают общую интенсивность ("моторную плотность" занятия) и относительную интенсивность (доля скоростного километража в общем количестве км или высокоинтенсивных упражнений во время двигательной деятельности). Между предельными показателями объема и интенсивности обратно пропорциональные отношения (Пр: бег 100 м " 10 с, а суточный рекорд бега - 269 км).
  Степень функциональных изменений в организме (физиологических, биохимических) прямо пропорциональна величине нагрузки. ЧСС - интегральный показатель функциональных изменений занимающихся. По мере расширения функциональных возможностей организма в процессе спортивной тренировки та же величина нагрузки вызывает меньшие функциональные сдвиги. При разных состояниях организма (болезнь, перетренировка, эмоциональный настрой) разные нагрузки могут сопровождаться одинаковыми функциональными сдвигами и наоборот, нагрузки, одинаковые по объему и интенсивности могут вызвать разные функциональные сдвиги.
  Различают с т а н д а р т н у ю нагрузку (одинаковую по своим параметрам в каждый момент упражнения) и п е р е м е н н у ю (меняющуюся по ходу упражнения): прогрессирующую (повышает функциональные возможности), убывающую (обеспечивает больший объем мышечной работы), варьирующую (предупреждает образование функциональных барьеров и легко переключается на разные уровни).
  В процессе активной двигательной деятельности расходуются энергетические ресурсы организма, нарастают функциональные сдвиги, понижается работоспособность и наступает утомление. Отдых ведет к восстановлению энергетических запасов организма и не только восстанавливает работоспособность, но повышает ее. Именно поэтому внешними показателями величины работы, наряду с нагрузкой, считают отдых.
  Отдых как составной элемент методов физического воспитания может быть п а с с и в н ы м (отсутствие активной двигательной деятельности и относительный покой), а к т и в н ы м (смена вида деятельности способствует быстрому восстановлению работоспособности). Активный отдых чаще используют при воспитании скоростных и силовых способностей. Активно-пассивный отдых (в начале интервала отдыха дается активный отдых, а затем пассивный) использовали грузинские ученые при воспитании силовых способностей спортсменов в тяжелой атлетике.
  Длительность интервала между частями нагрузки определяется закономерностями протекания восстановительных процессов и направленностью воздействий. О р д и н а р н ы й и л и п о л н ы й и н т е р в а л отдыха - происходит полное восстановление работоспособности. Двигательная деятельность продолжается в естественном функциональном состоянии организма (развитие скоростных и силовых способностей).
  Ж е с т ки й, и л и н е п о л н ы й, и н т е р в а л отдыха - очередная часть нагрузки выполняется в условиях недовосстановления отдельных функций или организма в целом (развитие силовой и скоростной выносливости).
  С у п е р к о м п е н с а т о р н ы й, и л и о п т и м и з и р о в а н н ы й, и н т е р в а л - происходит сверхвосстановление функций организма (дают повышенную нагрузку и способствуют ускоренному физическому развитию).
 
  Работа в различные интервалы отдыха:
 
  Работа в жестком интервале отдыха
 
  Эффект интервала отдыха зависит и от суммарной нагрузки: постоянная длительность интервала отдыха при повторениях высокоинтенсивных упражнений вначале может быть экстремальной, затем полной, а в дальнейшем приобретает жесткий характер.
  Способы регулирования отдыха зависят от энергообеспеченности организма. На этой основе разрабатывается групповой алгоритм по аэробной или анаэробной реакции (по внешним параметром ФУ) для развития определенного физического качества.
  Итак, основными компонентами процесса упражнения и практических методов физического воспитания являются нагрузка и отдых. Внешние показатели нагрузки: ее объем и интенсивность, чередование с отдыхом, длительность интервалов отдыха. Внутренние показатели: индивидуальная реакция организма на мышечную работу (ЧСС, биохимические изменения и др.).
 
  3. Специфические методы физического воспитания
 
  Методы, применяемые только в процессе физического воспитания, называются специфическими; их также называют методами практического упражнения. Практические методы в ФВ занимают особое место, т.к. посредством их обучают двигательным действиям и совершенствуют функциональные способности организма.
  В настоящий период в ТМФВ принято выделять:
  - методы строгой регламентированного упражнения:
  - игровой метод упражнения;
  - соревновательный метод упражнения.
  М е т о д ы с т р о г о г о ре г л а м е н т и р о в а н и я у п р а ж н е н и я (СРУ ).
  Суть их состоит в том, что твердо определена программа движений и точно дозируется нагрузка. Использование этих методов предусматривает:
  - выполнение упражнений в строго заданной форме;
  - избирательное воздействие упражнений на различные части тела;
  - строгое дозирование нагрузки и управление ее динамикой в ходе упражнения;
  - избирательное развитие не только отдельных качеств, но и их компонентов;
  - обеспечение индивидуализации в обучении.
  Методы СРУ позволяют изучать двигательное действие любой сложности и развивать физические качества до возможных пределов. Условно их разделяют на 2 группы:
  1) преимущественно направленные на воспитание физических качеств;
  2) методы обучения двигательным действиям.
  1. Методы воспитания физических качеств.
  Профессор Г.Г.Наталов классифицируют их по составу компонентов и способу развертывания нагрузки. В непрерывном (однократном, длительном) упражнении регламентируется только работа. Если в ходе работы меняется только ее длительность - равномерный метод непрерывного упражнения; если длительность и интенсивность - переменный метод. Если используется комплекс разнонаправленных ФУ - круговой метод (меняются все параметры и направленность). Классификация проведена по объему, интенсивности и направленности нагрузки.
  В повторном упражнении регламентируется число повторений (пр.: равномерный - число повторений элемента, рывков штанги, бросков партнера; переменный - повторное пробегание или проплывание отрезка с разной интенсивностью; круговой - количество кругов). Отдых не регламентируется: полный или экстремальный.
  В интервальном методе регламентируются работа, повторение и отдых.
  Методы, основанные на различных способах регламентации нагрузок и отдыха:
  - р а в н о м е р н ы й метод упражнения - гребля, бег, плавание с постоянной скоростью (стандартная по ходу упражнения нагрузка) или стандартно-повторный (повторное пробегание отрезков с постоянной скоростью или поднимание штанги одного и того же веса) - нагрузка повышается пропорционально продолжительности работы. Организм адаптируется к большим объемам и воспитывается выносливость. Разновидность равномерного метода - повторное упражнение с интервалами отдыха (стандартно-интервальный: пробегание отрезков с околопредельной скоростью и полным интервалом отдыха перед повторением). В серийно-повторном упражнении интервалами отдыха разделяют серии (3 подхода 4 х 65 кг);
  - п е р е м е н н ы е (вариативные) упражнения с переменной нагрузкой по ходу работы. Выполняются с изменением параметров движения - темпа, скорости, длительности, со сменой способа выполнения действий, варьирования интервалов отдыха, изменения внешних условий выполнения действий, усложнением или облегчением. Общая направленность методов переменного упражнения - стимулирование роста функциональных возможностей организма.
  Метод переменного непрерывного упражнения: непрерывный бег с изменением скорости, кроссовый бег на местности. Частным примером этого метода является выполнение гимнастических и акробатических комбинаций, в прыжках на батуте - переменным фактором будут разные по структурной сложности элементы.
  В практике большое распространение находят методы переменного интервального упражнения, в которых нагрузка изменяется после каждого интервала отдыха. Варианты этого метода:
  - интервальное упражнение с прогрессирующей нагрузкой: пробегание дистанции с возрастанием скорости на каждом отрезке или однократное поднимание штанги с возрастанием веса в каждом подходе. Интервалы отдыха при этом полные или экстремальные, т.к. предъявляются повышенные требования к функциональным возможностям;
  - интервальное упражнение с варьирующей интенсивностью: пробегание дистанции с ускорениями или поднимание штанги разного веса в каждом подходе. Тем самым совершенствуются центральные механизмы нервно-мышечной координации и быстрота переключения на разные функциональные уровни;
  - метод интервального упражнения с убывающей нагрузкой:
  800 + 400 + 200 + 100 м с сокращенными интервалами отдыха. Позволяет сохранить высокую интенсивность при сравнительно больших объемах работы;
  - и н т е р в а л ь н ы й метод упражнения предусматривает дозирование интервалов отдыха (> жесткие интервалы). Происходит специализированное воздействие и проявление функциональных возможностей, развивают специальную выносливость;
  - к о м б и н и р о в а н н ы е методы упражнения используются в практике чаще, чем методы равномерного и переменного упражнения. В них сочетается стандартная и переменная нагрузки, а также варьируется величина отдыха; все это позволяет более точно регламентировать нагрузку и гибко ее изменять. Основные варианты комбинированного упражнения:
  - метод повторно-переменного упражнения: многократное повторение комбинации 2-х различных нагрузок (200 м быстрого - 100 м спокойного бега). Он позволяет достигать больших объемов высокоинтенсивных нагрузок;
  - метод повторно-прогрессирующего упражнения (6х70 + 4х75 + 2х80 кг). Стандартное повторение нагрузки чередуется с нарастанием ее после интервала отдыха. Этот метод уступает переменному прогрессирующему упражнению по абсолютной величине силовых и скоростных проявлений, зато достигается большой объем нагрузки и создается лучшая база для функциональных и морфологических перестроек;
  - метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха: разновидность интервального стандартно-повторного упражнения, но с сокращением интервалов отдыха (повторное пробегание 200 м с постоянной скоростью и сокращением интервала отдыха после каждого пробегания). Происходят направленные функциональные сдвиги в организме (в частности, увеличение наличия молочной кислоты в крови), воспитывается специальная выносливость.
  Отдельно можно выделить метод комбинированного упражнения при комплексном содержании занятий - "к р у г о в а я т р е н и р о в к а". Основу тренировки составляет повторение разнонаправленных физических упражнений, объединенных в комплекс. На каждой учебной точке - "станции" - выполняется физическое упражнение, указанное количество раз (" 8-10 раз). Комплекс включает 5-12 разнонаправленных упражнений.
  В круг включают и 1-2 упражнения общего воздействия. Лучше, если количество повторений определяется индивидуально I/3; I/2; 2/3 ПМ (предельно доступное число повторений). Дозируется время прохождения круга (в занятии I-3 круга), интервалы отдыха между станциями, количество повторений. Варианты круговой тренировки:
  - метод длительного непрерывного упражнения (преимущественно направлен на воспитание общей выносливости);
  - метод интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (направлен на воспитание скоростной и силовой выносливости);
  - метод интервального упражнения с полными интервалами отдыха (челночный бег, серийное выжимание штанги с незначительным весом и максимальной частотой) воспитывает скоростные и силовые способности в сочетании с другими компонентами физической работоспособности.
  Смена вида деятельности вызывает положительные эмоции у занимающихся и способствует поддержанию высокой работоспособности.
  Все вышеперечисленные методы выполнения упражнений преимущественно направлены на воспитание физических качеств, однако при осуществлении физической работы происходит и совершенствование изученных физических упражнений.
  2. Методы обучения двигательным действиям.
  Основаны на регулировании состава и порядка выполнения активных двигательных действий. Сущность методики обучения заключается при этом в модифицированном повторении упражнений, отборе и освоении рациональных форм и способов их выполнения. Различают целостный (интегральный) и аналитический (избирательный) подходы в обучении в зависимости от сложности структуры и техники двигательного действия.
  Метод ц е л о с т н о г о упражнения заключается в многократном повторении действия полностью. При начальном обучении простым упражнениям или невозможности их расчленения без резкого искажения техники также используется данный метод. При обучении сложным действиям используют "подводящие" упражнения: структурно схожие и позволяющие воспроизвести изучаемое действие в упрощенной форме. Применяют методические приемы, облегчающие выполнение упражнения: разметку, исключение отдельных самостоятельных деталей, помощь и облегчение внешних условий и др.
  Целостный, интегральный подход применяют при совершенствовании техники действий. Повторное целостное выполнение действия может быть направлено на последовательную отработку его частей или деталей. Для закрепления двигательного навыка оно может выполняться в условиях неблагоприятного состояния организма. Варианты данного метода:
  - метод сопряженного воздействия (дополнительные отягощения без искажения техники двигательного действия способствуют ускоренному развитию скоростно-силовых способностей);
  - вариативный метод (совершенствование навыка в различных условиях вырабатывает способность к изменению технических характеристик движений, то есть достигается вариатизация техники).
  Преимущества данного метода - сохранение структуры и ритма действия, недостатки - более быстрая утомляемость при разучивании и большая вероятность ошибок и искажений.
  Метод р а с ч л е н е н н о - к о н с т р у к т и в н о г о упражнения заключается в обучении двигательному действию по частям (элементам) с последующим их объединением в целое. Чаще этот метод используется при изучении упражнения, особенно координационно-сложного. Его положительные стороны: акцентирование внимания занимающихся на отдельных частях и большая возможность предупреждения ошибок, меньшая утомляемость и соответственно, более высокая работоспособность, сокращение сроков изучения. Недостатки метода: частичное нарушение характеристик движения и ритма в целом. Целесообразно обучение отдельным частям двигательных действий ограничивать двигательным умением, не доводя до навыка.
  Методами частично регламентируемого упражнения считаются игровой и соревновательный. Применение данных методов позволяет комплексно развивать физические качества и совершенствовать двигательные действия.
  И г р о в о й метод упражнения - сюжетная организация действия, т.е. его сущность состоит в том, что деятельность организуется на основе содержания и правил игры. П.Ф.Лесгафт придавал игре наибольшее значение как средству подготовки детей к жизни: в процессе ее происходит физическое и психическое развитие детей в младших классах. Игра как метод может реализоваться не только в виде спортивных или подвижных игр, это понятие шире. Можно провести весь урок под девизом: "Прогулка в лесу", в ходе которого младшеклассники могут выполнять согласно плану и задумкам учителя самые разнообразные двигательные действия.
  Наиболее характерные черты игрового метода:
  - повышенный эмоциональный фон двигательной деятельности;
  - многообразие двигательных задач и комплексный характер деятельности;
  - самостоятельность в выборе средств и способов решения возникающих задач, высокие требования, предъявляемые к находчивости и инициативе занимающихся;
  - моделирование межличностных и межгрупповых отношений в виде взаимопомощи и соперничества.
  К недостаткам данного метода следует отнести вероятностное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирования нагрузки. Получаемая занимающимися нагрузка зависит от активности играющих.
  С о р е в н о в а т е л ь н ы й метод упражнения заключается в соперничестве в условиях унификации действий, порядка борьбы и оценки достижений (в отличие от игрового метода, где имеется сюжетное содержание). Соревнование является наиболее ярким выражением соревновательного метода и стимулирования занимающихся активной двигательной деятельностью. В то же время соревновательный метод имеет более широкую сферу применения и может использоваться при любой форме организации занятий (весь урок ФВ в школе от построения до выхода из зала можно провести с использованием соревновательного метода). Обязательным условием применения соревновательного метода в выполнении конкретных ФУ должна быть подготовленность занимающихся к ним. Например, единоборство и командное соперничество.
  Наиболее характерные черты метода:
  - высокий эмоциональный фон двигательной деятельности;
  - максимальное проявление двигательных способностей и выведение организма на новый уровень функциональной подготовленности;
  - выявление уровня владения двигательными действиями;
  - содействие воспитанию волевых качеств личности.
  При этом следует отметить, что соревновательный метод упражнения ограничивает возможность точного дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельностью занимающихся.
  Соревновательный метод занимает промежуточное положение между игровым методом упражнения и методами строго регламентированного упражнения. Если соревнуются в играх, то игровой и соревновательный метод совпадают.
 
  4. Общепедагогические и другие методы, используемые в практике физического воспитания
 
  К общепедагогическим методам относят методы словесного (вербального) и наглядного воздействия, т.к. они используются во всех сферах обучения и воспитания человека. В физическом воспитании они применяются как при выполнении движений, так и при создании предпосылок к их исполнению. Естественно, особенности применения общепедагогических методов в процессе ФВ обусловлены двигательной деятельностью.
  М е т о д ы с л о в е с н о г о в о з д е й с т в и я занимают ведущее место среди общепедагогических методов, т.к. без слова невозможно общение и взаимодействие преподавателя-тренера и учеников. По назначению все словесные методы можно условно разделить на 3 группы:
  I группа: методы, в которых слово используется как средство передачи знаний (рассказ, описание, объяснение). Рассказ создает широкое представление об изучаемом действии и деятельности: об истории, значении, перспективах и ближайших задачах по его овладению.
  О п и с а н и е используется при ознакомлении с техникой действия, содержанием и правилами игры. О б ъ я с н е н и е - что и как делать при выполнении задания, предполагаемые длительные ощущения. Желательно, чтобы они были образными при занятиях с детьми. Могут быть также сопроводительные пояснения по ходу демонстрации физического упражнения.
  2 группа: методы управления деятельностью занимающихся (команды, распоряжения, приказания). К о м а н д ы - метод оперативного управления, как правило, коллективной деятельностью занимающихся: одновременности действий и распределения усилий, регулирования темпа и ритма деятельности. Р а с п о р я ж е н и я и п р и к а з а н и я отличаются от команд более полным набором слов и спокойным тоном. Могут предшествовать (при перестроениях), сопровождать ("Потянуться", "Наклонитесь"), завершать деятельность ("Убрать места занятий"). Приказания отличаются более волевым тоном: "Всем построиться", "Подойти ко мне!".
  И н с т р у к т и р о в а н и е - точное изложение правил деятельности, способов решения задач и избежания травм. Занимает промежуточное положение между I-й и 2-й группами. У к а з а н и е - словесное воздействие для исправления движений: "Быстрее", "Свободнее" и др.
  3 группа: методы анализа и оценки деятельности занимающихся (разбор, замечание, отчет, словесная оценка). Р а з б о р - форма беседы с анализом и оценкой деятельности, намечаются пути дальнейшего совершенствования. Он может быть индивидуальным и групповым. З а м е ч а н и е - краткая форма словесного воздействия. Оценивается качество и указываются ошибки. От разбора отличается односторонней направленностью. С л о в е с н а я о ц е н к а - может быть краткой и развернутой. В последнем случае она приближается к разбору, но однонаправлено. Преподаватель должен иметь педагогический такт и помнить о педагогической роли оценки: захваливание ведет к самоуспокоению, постоянное "плохо" - к неверию в свои силы. С л о в е с н ы е о т ч е т ы - способ углубления восприятия, самооценки и самоконтроля.
  Некоторые авторы (Л.П.Матвеев, Б.Н.Минаев, Б.М.Шиян) к словесным методам относят методы психоуправления: самоприказы и самопроговаривания". Они основаны на связи с действием. Самоприказ перед выполнением двигательного действия рассматривается как фактор самоуправления этим процессом. Самопроговаривание способствует созданию кинестетического образа движений.
  М е т о д ы н а г л я д н о г о в о з д е й с т в и я основаны на привлечении к процессу познания большого числа органов чувств. Это способствует созданию у занимающихся более разностороннего представления об изучаемом действии. Особенно важно использование наглядного восприятия у детей. В физическом воспитании применяются общепедагогические методы наглядного воздействия: зрительные и слуховые, а также двигательного воздействия (кинестетические ощущения).
  М е т о д ы з р и т е л ь н о й н а г л я д н о с т и преимущественно используются для оценки и корректировки пространственных характеристик движений. Основными из них являются следующие:
  - непосредственный показ для создания представления о двигательном действии;
  - натуральный показ движения целиком и в совершенном исполнении для создания общего целостного представления;
  - адаптированный показ - в замедленном темпе, с остановками в промежуточных положениях и пояснениями применяется при разучивании.
  Методические требования к показу: выбор правильной плоскости движения по отношению к занимающимся. В дошкольном и младшем школьном возрасте выполнение многих движений детьми основано на копировании, подражании. Схемы, рисунки, фотографии воссоздают отдельные фазы движения: особенно если невозможно непосредственно показать их. Предметно-модельная демонстрация (муляжи - макеты человеческого тела) позволяет последовательно продемонстрировать положение тела и отдельных его частей в динамике (большие обороты на перекладине и др.). Макетная демонстрация (тр*ассы, поля, фигурки игроков) позволяет разобрать различные варианты тактических действий. Кино- и видеомагнитофонная демонстрация позволяет изучить детали техники движений.
  М е т о д ы з р и т е л ь н о г о о р и е н т и р о в а н и я облегчают правильное выполнение движения в пространстве и во времени. Так, разметки, дополнительные ориентиры позволяют выдержать нужную траекторию и широкую амплитуду. Светолидеры регламентируют скорость и темп передвижения (на беговой дорожке, вдоль стенок бассейна). Электромишени и световые сигналы на щитах сообщают о точности попадания.
  М е т о д ы з в у к о в о й н а г л я д н о с т и позволяют уточнить временные и пространственно-временные характеристики движений. Звуковым сигналом можно подсказать момент главного усилия, группировки или разгруппировки тела, момент отрыва от снаряда. Звуколидеры помогают поддержать темп движения. Звуковая сигнализация способствует более быстрому овладению рисунком движения.
  При подаче звуковых сигналов необходимо учитывать быстроту реакции занимающихся.
  М е т о д ы д в и г а т е л ь н о й н а г л я д н о с т и заключаются в развитии мышечных ощущений, поступающих от проприорецепторов двигательного аппарата, и использовании их для управления движениями. Мышечные ощущения впоследствии играют решающую роль в комплексе ощущений. Методические приемы: "проводка" по траектории движения, "фиксация" положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия ("Кипа" в кругах на коне, положение руки перед броском гранаты или метанием копья и др.). Используются тренажеры для ограничения пространственных характеристик и создания мышечного ощущения (например, станок Семенова для обучения работе ногами стилем "брасс").
  М е т о д ы с р о ч н о й и н ф о р м а ц и и (В.С.Фарфель с сотрудниками) позволяют оперативно получить срочные сведения о характеристиках движения с целью внесения коррекции. Как правило, это различные технические устройства (например: тензометры в легкоатлетическом манеже сообщают величину усилия в момент отталкивания при прыжках; длительность опорной фазы в беге; частоту шагов, изменение скорости при разбеге и динамику усилий). Методы срочной информации относятся к сенсорно-информационным, используются, как правило, в спортивной тренировке.
  В заключение следует отметить, что в учебно-тренировочном процессе используются все общепедагогические и практические методы, т.к. не существует универсальных методов. Обычно применяется несколько методов одновременно, но решающая роль принадлежит конкретным из них, в зависимости от этапа обучения и поставленных задач. Успеха в своей деятельности быстрее достигает тот преподаватель физического воспитания или тренер по виду спорта, который владеет всем комплексом методов и методических приемов.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
 
  1. Общая характеристика методов:
  - отличительные особенности понятий метод, методический прием, методика;
  - разновидности методов по направленности и по составу.
  2. Нагрузка и отдых как основные компоненты методов упражнения:
  - объем и интенсивность нагрузки;
  - роль и типы интервалов отдыха.
  3. Методы строго регламентированного упражнения:
  - расчлененно-конструктивного и целостно-конструктивного упражнения;
  - стандартно-повторный и вариативный (переменный) методы;
  - комбинированные методы;
  - метод "круговой" тренировки.
  4. Игровой и соревновательный методы.
  5. Общепедагогический и другие методы:
  - вербального воздействия;
  - сенсорного воздействия;
  - психорегулирующие методы.
 
 
 
 
  Тема № 9 "Принципы физического воспитания"
  План: Введение - законы, закономерности, принципы- общие понятия.
  1. Законы "упражнения" и "гармонии".
  2. Дидактические принципы.
  3. Специфические принципы.
 
  В окружающем мире процессы и явления не существуют изолированно. Законы отражают существующую связь явлений в окружающем мире, естественные законы - развитие природы и человека, общественные - развитие общества. Частные случаи проявления законов называют закономерностями. Так, законы относят ко всей сфере физического воспитания, закономерности - к отдельным его направлениям и формам.
  Физическое воспитание как социальное явление осуществляется по трем направлениям:
  - как целенаправленный процесс формирования способностей и свойств путем применения физических упражнений (в соответствии с законами индивидуального развития);
  - как педагогический процесс передачи и усвоения накопленных обществом ценностей физической культуры, включая двигательный опыт (в соответствии с законами обучения, образования и воспитания);
  - как социальный процесс формирования личности и подготовки рабочей силы общества (в соответствии с законами воспитания и общественного производства).
  Следовательно, в физическом воспитании действуют естественные и общественные законы.
  Под принципами теории и практики физического воспитания понимают четко сформулированные теоретические положения (в виде правил и требований), отражающие закономерности воспитания. Знание и соблюдение этих принципов позволяет специалисту ФК и С более рационально планировать учебно-тренировочный процесс и достичь высоких практических результатов при его осуществлении.
  Социальные закономерности в сфере физического воспитания реализуются соблюдением основополагающих принципов системы ФВ:
  - оздоровительной направленности;
  - прикладной направленности;
  - всестороннего и гармонического развития личности.
  Обучение движениям, формирование двигательных умений и навыков у занимающихся преимущественно происходит при соблюдении дидактических принципов: активности и сознательности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности.
  Воспитание физических и волевых качеств, совершенствование психических функций в большей мере достигается тогда, когда соблюдаются специфические принципы физического воспитания: непрерывность, системное чередование нагрузок и отдыха, постепенное наращивание тренирующих воздействий, адаптивное сбалансирование динамики нагрузок, циклическое построение системы занятий, возрастная направленность физического воспитания.
  Дидактические и специфические принципы тесно взаимосвязаны.
 
  1. Законы "упражнения" и "гармонии"
 
  Основными законами в сфере физического воспитания являются закон "упражнения" и закон "гармонии".
  "У п р а ж н е н и е" - повторное выполнение активных двигательных действий (ФУ), которые активизируют деятельность функциональных систем, органов и, тем самым, оставляют свой след в организме. Следы воздействия накапливаются и способствуют процессу морфологического и функционального развития.
  Ж.Б.Ламарк открыл закон упражнения: "работа строит орган". В развитии живой природы до человека движение было стихийным, оно возникало как необходимость в процессе жизнедеятельности. Закон упражнения носил всеобщий характер и являлся способом развития живых существ в онтогенезе (т.е. низших животных). П.Ф.Лесгафт отмечал: "Все, что упражняется - совершенствуется".
  У высших животных "упражняемость" не ограничивается развитием телесных форм и функций. Опосредованный контакт с природой, повторение двухфазной двигательной деятельности (фазы "подготовления" и фазы "осуществления") способствовали, по И.М.Сеченову, психическому развитию.
  2-ая сторона закона "упражнения": организм посредством упражнений строит свои движения, т.е. свои двигательные функции. Организм способен выполнить ранее не существовавшие формы движений в связи с изменением условий жизни и новым уровнем нейрофизиологической организации. Причем организм строит свои функции не в порядке простого повторения упражнений и накопления эффекта упражнения, а путем модифицированного повторения и отбора наиболее рациональных способов решения возникших двигательных задач (научно обосновал Н.А. Бернштейн в 1947 г.)
  Обобщая, можно сказать, что р а б о т а с т р о и т о р г а н, а о р г а н и з м с т р о и т д в и ж е н и я в р е з у л ь т а т е и в м е р у п о в т о р е н и я а к т и в н ы х д в и г а т е л ь н ы х д е й с т в и й.
  Закон г а р м о н и и как специфический закон физического воспитания впервые рассматривался П.Ф.Лесгафтом. В его основе лежит закономерная взаимосвязь строения и функций организма, а также закономерная последовательность их взаимосвязанного изменения в ходе индивидуального развития.
  Кратко закон гармонии можно сформулировать так: р а з в и т и е всех органов и функций организма является в з а и м о о б у с л о в л е н- н ы м и с о п р я ж е н н ы м. Это проявляется:
  - в связи между физическим развитием и эффективностью активной двигательной деятельности (П.Ф.Лесгафт: "Все, что гармонично выполняет наибольшую работу");
  - в переносе навыков и качеств (так, в тренировке начинающих спортсменов больше 50% времени уделяется развитию скоростных качеств, а одновременно идет развитие силы и выносливости. С профессиональным становлением перенос происходит строго избирательно);
  - в последовательном изменении задач, средств, методов и содержания ФВ в зависимости от ступени и уровня индивидуального развития.
  Законы сохранения и соответствия во многом идентичны законам упражнения и гармонического развития, но действуют на более высоком социальном уровне физического воспитания.
  В области физического воспитания проявляется ряд закономерностей, больше связанных с методикой обучения. Так, методика обучения движениям определяется закономерностями формирования двигательных навыков - фазностью. В формировании двигательных навыков выделяют 3 этапа обучения. Первоначальное обучение связано с процессами иррадиации и генерализации возбуждения. Результатом его является формирование двигательного умения. Этап углубленного разучивания связан с концентрацией возбуждения и образованием динамического стереотипа - формируется двигательный навык. 3-ий этап результирующей отработки действий (совершенствования) - приобретение двигательного умения 2-го порядка.
  Методика воспитания физических качеств обусловлена закономерностями их развития, определяющим здесь является оптимальный выбор средств и методов в целях развития физических качеств.
  Некоторые закономерности могут быть общими. (Пр.: обучение движениям всегда способствует развитию физических качеств. С другой стороны, физические качества проявляются в определенной форме - в двигательном действии, технике ФУ. Таким образом, оба процесса воспитания взаимосвязаны).
  Отдельные закономерности могут не совпадать. (Пр.: высокий уровень развития физических качеств не всегда соответствует высшему проявлению мастерства). Культуризм может мешать овладению мастерством в гимнастике.
  Итак, законы относятся ко всей сфере физического воспитания, а закономерности - к отдельным ее направлениям. В практике законы и закономерности реализуются посредством соблюдения дидактических и специфических принципов физического воспитания.
 
  2. Дидактические принципы
 
  В физическом воспитании получили свое воплощение педагогические принципы, отражающие общие педагогические закономерности. Принципы, сформулированные применительно к законам обучения, называются дидактическими принципами. Они содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их можно называть общеметодическими принципами. К ним относятся: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности.
  С о з н а т е л ь н о с т ь и а к т и в н о с т ь. При пассивном отношении занимающихся эффект от занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Реализация этого принципа предполагает выполнение педагогом-тренером следующих требований:
  - формировать у занимающихся осмысленное отношение и интерес к целям физического воспитания и конкретным задачам занятия;
  - формировать устойчивую потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями;
  - вырабатывать привычку к анализу, самоконтролю и корректировке своих действий при выполнении упражнений;
  - воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое начало при решении задач.
  Наиболее сложно для выполнения последнее требование на школьном уроке физической культуры, где преобладает авторитарный стиль воспитания.
  П р и н ц и п н а г л я д н о с т и предполагает активное и комплексное использование всех органов чувств (а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию). Неадекватно значение различных средств и методов для реализации принципа наглядности на разных этапах обучения двигательному действию. Следует оптимально сочетать непосредственную (показ упражнения) и опосредованную наглядность (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеоматериалов, использование образного слова); избирательное (направленное воздействие на органы чувств и анализаторы) и комплексное воздействие на функции анализаторов движений. Причем необходимо добиваться воздействия на функции не только внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних сенсорных систем для саморегуляции движений (проприорецепторы мышц, связок, суставов, рецепторов вестибулярного аппарата). В современной методике используются технические средства сенсорного лидирования (свето- и звуколидеры, позволяющие соблюдать параметры движения) и срочной коррекции (приборы, срочно информирующие о соблюдении заданных параметров движения или отклонения от них), тренажерные устройства (позволяющие "прочувствовать" движение на основе формирования кинестетических ощущений). В результате, благодаря слаженному функционированию сенсорных систем, возникают комплексные, тонко специализированные ощущения движений или условий их выполнения ("чувство" воды, планки, снаряда при метаниях, дистанции в единоборстве и др.).
  П р и н ц и п д о с т у п н о с т и и и н д и в и д у а л и з а ц и и означает соблюдение меры между возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения ФУ (координационной сложности, интенсивности, длительности и др.) или оптимальное сочетание задач, средств и методов физического воспитания с возможностями занимающихся.
  Доступность - это не легкость, а посильная трудность. Методика определения доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой доступности. Условия доступности:
  - постепенность (от простого к сложному, от легкого к трудному). Использование подводящих и подготовительных упражнений;
  - преемственность ФУ (правила: от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному).
  Иногда в педагогических целях целесообразно использовать и метод контрастных заданий: броски предметов разного веса или одного предмета на разные расстояния, прыжки обычные и со свинцовым поясом и др.
  Принцип доступности неотделим от принципа индивидуализации: использование средств, методов и форм занятий с учетом функциональных возможностей и морфологических особенностей индивидуума, т.е. следует гибко индивидуализировать процесс физического воспитания.
  Проблема индивидуализации в системе ФВ решается на основе органического сочетания 2-х направлений - общеподготовительного (ОФП в средних школах, ПТУ, вузах и т.д.) и специализированного (спортивного, ППФП).
  П р и н ц и п с и с т е м а т и ч н о с т и рассматривается в качестве отправных (исходных) установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного процесса. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к резкому снижению эффекта занятий и всего процесса воспитания. (Система - упорядоченная совокупность элементов, представляющая целостный процесс физического воспитания).
 
  3. Специфические принципы
 
  В теории и методике физического воспитания выделен ряд принципов, которые отражают специфические закономерности построения процесса физического воспитания.
 
  1. Н е п р е р ы в н о с т ь процесса физического воспитания.
  Непрерывность - необходимое условие процесса физического воспитания, т.к. результаты процесса обратимы. Принцип непрерывности помогает обеспечить преемственность эффекта занятий физическими упражнениями, не допускать перерывов, разрушающих эффект занятий. В основе этой преемственности лежат функциональные изменения в организме под воздействием физической нагрузки: ближайший и отставленный (восстановление работоспособности до исходного уровня и фаза суперкомпенсации) эффекты. Непрерывная кумуляция эффекта занятий происходит тогда, когда последующее занятие проводится по "следам" предыдущего, углубляя и закрепляя их. Оптимальная кумуляция эффекта наблюдается при проведении очередного занятия в фазе "суперкомпенсации". Увеличение интервала между занятиями увеличивает и вероятность "угасания" формируемых двигательно-координационных связей.
 
  2. П р и н ц и п с и с т е м н о г о ч е р е д о в а н и я н а г р у з о к с о т д ы х о м логически сопряжен с принципом непрерывности. Он предусматривает определенный порядок чередования нагрузки и отдыха для сохранения эффективности занятий. Между занятиями могут быть интервалы 3-х типов: ординарные, жесткие и суперкомпенсаторные. Обычно в серии занятий микроциклов увеличивается доля ординарных и жестких интервалов для "уплотнения" режима чередований нагрузки и отдыха и суммарного эффекта занятий. При большой частоте занятий приходится не столько варьировать величину интервалов, сколько величину и направленность сопряженных с ними нагрузок для преобладания активного отдыха в определенной части занятий.
  Необходимо в микроцикле использовать на занятиях разнохарактерные упражнения с учетом гетерохронности (неодновременности) восстановления различных сторон оперативной работоспособности в процессе чередования нагрузок и отдыха. То есть, уровень оперативной работоспособности для эффективного выполнения физических упражнений очередного занятия восстановлен на "фоне" незавершенного цикла некоторых восстановительных процессов предшествующего занятия.
 
 
 
  Заканчивается микроцикл суперкомпенсаторным интервалом для использования в полной мере эффекта суперкомпенсации (создание условий для "сверхвосстановления" биоэнергетических ресурсов организма и подъема общего уровня работоспособности организма). Суперкомпенсаторный интервал необходим и для предотвращения перехода суммарного эффекта нагрузок в противоположное состояние - переутомление и "перетренировку".
 
  3. П р и н ц и п п о с т е п е н н о г о н а р а щ и в а н и я ф у н к ц и о н а л ь н ы х в о з д е й с т в и й.
  Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий следует из теории развития организма. Он гарантирует повышение уровня функциональных возможностей организма и физической подготовленности, повышенные темпы развития двигательных способностей. Реально на непривычное воздействие организм реагирует с избытком (сверхкомпенсация - биологическое явление организма).
  Применение стандартных упражнений и стандартных нагрузок переводит организм в стадию устойчивой адаптации, что снижает развивающий эффект, т.к. степень функциональной активности систем организма уменьшается. Стандартизация должна быть только временной для формирования двигательных навыков и облегчения адаптации к предъявляемым нагрузкам.
  Прогрессирующее функциональное воздействие достигается увеличением двигательной активности путем прогрессирующего изменения параметров физического упражнения (увеличения скорости, темпа, мощности, разового объема физической работы), обновления упражнений и условий их выполнения в сторону повышения функциональных требований к их выполнению, возрастания объема и интенсивности нагрузок в серии занятий и этапов физического воспитания.
 
 
 
 
  4. П р и н ц и п а д а п т и в н о й с б а л а н с и р о в а н н о с т и д и н а м и к и с у м м а р н о й н а г р у з к и.
  Для динамики физических нагрузок в процессе физического воспитания закономерно не только их увеличение, но и относительная стабилизация, а иногда и временное снижение уровня. Общую ориентацию на регулирование этих тенденций дает принцип адаптивного сбалансирования динамики суммарной нагрузки (регулирование наращивания относительной стабилизации и временного снижения функциональных воздействий). Следуя ему, нужно выполнять следующие положения:
  - суммарную нагрузку на протяжении серии занятий и этапов следует регламентировать применительно к динамике тренированности занимающихся и с учетом показателей адаптации;
  - увеличивать суммарную нагрузку всякий раз после перехода приспособительных процессов в стадию "устойчивой адаптации" (уменьшаются функциональные сдвиги, т.к. наступает адаптивная экономизация реакции на нагрузку);
  - после существенного увеличения суммарной нагрузки далее следует фаза стабилизации ее уровня, что способствует переходу приспособительных процессов из "аварийной стадии адаптации" (предельной мобилизации функциональных и приспособительных возможностей организма) в стадию "устойчивой адаптации".
  5. П р и н ц и п ц и к л и ч н о с т и предполагает соблюдение закономерностей циклической структуры процесса, т.е. такой последовательности, при которой занятия и серии занятий чередуются в порядке "кругооборота". Цикличность характерна как для отдельных серий занятий в пределах непродолжительного времени, так и для целых его этапов и периодов.
  Соответственно различают: малые - "микроциклы" (недельные и как минимум 2-3 дня), средние циклы - "мезоциклы" (обычно месячные) и большие циклы - "макроциклы" (годичные). Так как факторы и конкретные обстоятельства в процессе физического воспитания не остаются неизменными, то и структура микроциклов вариативна. Цикличность структуры процесса необходима для достижения большего эффекта. Наиболее рельефно циклическая структура выражена в спортивной тренировке. Когда занятия редки и незначительны по нагрузке (пр.: 2 раза в неделю со стандартными нагрузками), микроциклы могут быть и не выражены.
  Для упорядочения жизни и в соответствии с естественными биоритмами человека мы соблюдаем цикличность и в повседневной трудовой деятельности: ограниченная законодательством продолжительность рабочего дня, недели, трудовые отпуска и т.д.
  Для реализации принципа цикличности в процессе физического воспитания необходимо:
  - строить систему занятий относительно завершенными циклами, в которых соблюдается регулярная повторяемость определенных фаз, этапов и периодов этого процесса;
  - серии занятий микроциклов компоновать так, чтобы обеспечивалась прогрессивная кумуляция эффекта занятий и создавались условия для полного восстановления организма;
  - последовательность стадий в средних и больших циклах должна обеспечивать поступательное развитие общей и специальной подготовленности занимающихся, тренированности спортсменов и исключить нарушения динамики адаптационных процессов.
 
  П р и н ц и п в о з р а с т н о й а д е к в а т н о с т и н а п р а в л е н и й ф и з и ч е с к о г о в о с п и т а н и я заключается в изменении доминирующей направленности процесса в различных его стадиях применительно к периодам возрастного физического развития организма. Это не означает подчинения процесса физического воспитания возрастным особенностям (плестись "на поводу" возрастных функциональных изменений свойств организма), а с учетом их вывести организм на более высокую ступень (оптимизировать возрастную динамику индивидуальных возможностей и способностей).
  В физиологии, психологии отмечают только возрастные особенности. Опыт показывает, что если строить тренировочный процесс юных спортсменов в единстве ОФП и СП, никакого дисбаланса нет.
  Доминирующим направлением в физическом воспитании до возрастного созревания организма является общеподготовительное направление, формирующее большой фонд жизненно важных двигательных умений и навыков и всестороннее воспитание индивидуальных физических качеств. Эффективность ФВ в эти годы в значительной мере зависит от использования благоприятных возможностей для развития тех или иных физических качеств в "сенситивные" (чувствительные) периоды с более высокими темпами изменения физических качеств.
  Юношеский и I-й период зрелого возраста (до 35 лет) наиболее благоприятен для предельного проявления двигательных способностей. Именно в этот период показывают, как правило, высшие спортивные достижения.
  В дальнейшем наблюдается возрастная стабилизация функциональных возможностей организма и уменьшение его адаптационных возможностей. Доминирующим направлением в процессе физического воспитания становится поддержание достигнутого уровня физической подготовленности и тренированности, а затем и противодействие регрессивным изменениям в организме (возрастной инволюции его морфофункциональных свойств). Перестройка процесса предполагает более строгую регламентацию нагрузок. Занятия приобретают физкультурно-кондиционную направленность (на сохранение аэробных возможностей организма и дееспособность опорно-двигательного аппарата).
  Таким образом, в многолетнем процессе физического воспитания можно выделить 3 тенденции с учетом возрастных особенностей:
  1) реализация общих принципов в воспитании общества;
  2) реализация дидактических принципов (преимущественно в школьной педагогике);
  3) реализация специфических принципов (преимущественно в спорте).
  Специалист физической культуры должен постоянно помнить о взаимосвязи принципов и добиваться соблюдения всех закономерностей процесса физического воспитания в своей педагогической деятельности.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
 
  1. Понятия: закон, закономерность, принцип.
  2. Реализация общеметодических принципов в практике физического воспитания:
  - сознательности и активности;
  - индивидуализации;
  - наглядности.
  3. Сущность и способы реализации принципов непрерывности и системного чередования нагрузок с отдыхом.
  4. Физиологическая основа и реализация принципа прогрессирующих нагрузок на занятиях физическими упражнениями.
  5. Сущность и основные положения принципа адаптивной сбалансированности динамики нагрузок.
  6. Систематичность - специфический принцип физического воспитания.
  7. Возрастная направленность многолетнего процесса развития физических способностей.
  Тема №10 "Воспитание физических качеств"
  План: Введение - управление развитием физических качеств в процессе активной двигательной деятельности.
  1. Физические качества и закономерности их развития.
  2. Сила и методы ее воспитания.
  3. Быстрота и методы ее воспитания.
  4. Выносливость и методы ее воспитания.
  5. Ловкость и методы ее воспитания.
  6. Гибкость и методика ее развития.
  Физическое воспитание - 2-сторонний процесс, направленный на физическое образование и физическое развитие (формирование двигательных умений и навыков, с одной стороны, а с другой - на изменение форм и функций организма под влиянием физической активности). Нас, в первую очередь, интересует изменение функций, непосредственно связанных с активной двигательной деятельностью, т.е. физических качеств. Освоение двигательного действия, успешное формирование двигательных умений и навыков возможно только при определенном уровне развития физических способностей. Знание этих закономерностей позволит преподавателю-тренеру правильно определить соотношение в работе над техникой упражнений и степенью развития физических качеств, установить возрастные границы для наиболее эффективного развития каждого из физических качеств и компонентов.
  Индивидуум рождается со своими задатками ("жизненными силами", по образному выражению К.Маркса), духовными (психическими) и физическими, которые в индивидуальной жизни превращаются в способности, т.е. наблюдается естественный прирост физических (двигательных) качеств в процессе биологического (возрастного) развития организма. Однако при целенаправленном использовании физических упражнений, активной двигательной деятельности этот прирост может быть неизмеримо большим.
  Под воспитанием как педагогическом процессе понимается активное воздействие на человека с целью формирования у него черт личности, отсутствующих при рождении. Под термином "развитие качеств" подразумевается их биологическое улучшение по мере изменения возраста. Воспитание физических качеств предполагает управление их развитием в процессе активной двигательной деятельности, т.е. целенаправленное и более эффективное развитие отдельных физических качеств, их компонентов с учетом благоприятных возрастных и индивидуальных особенностей организма школьников и взрослого населения, избранного вида спорта и других особенностей.
 
  I. Физические качества и закономерности их развития
 
  Еще в античный период древнегреческий мыслитель, философ Платон отмечал: "Воину необходимо иметь силу, быстроту, мужество. Эти качества необходимо иметь каждому воину". В работе "Армия" Ф. Энгельс характеризует солдат будущего общества: "По силе, ловкости, интеллигентности они превзойдут тех солдат, которых может дать современное общество". В наше время его взгляды являлись одной из предпосылок научных исследований и последующей специальной направленности физической подготовки войск с учетом конкретной воинской специальности.
  Представление о физических качествах окончательно неупорядочено. Часть авторов рассматривает их как свойства и способности человека, другие - как стороны двигательной деятельности. Первое научное определение физическим качествам дал П.Ф. Лесгафт, рассматривая их как причину движения или его видоизменения. Сила - это способность производить механическую работу. Неутомимость - способность к длительному ее выполнению. Быстрота - способность управлять силой во времени. Ловкость - способность управлять ею в пространстве.
  Для П.Ф. Лесгафта характерен физиолого-анатомический подход: сила - мышцы туловища, выносливость - мышцы ног, ловкость - мышцы рук. Он полагал, что физические качества зависят от химического состава мышц. Современные исследования выделяют в мышцах белые и красные волокна. Белые волокна способствуют проявлению скоростно-силовых параметров в активной двигательной деятельности, красные волокна - длительному выполнению работы. Так, у спринтеров мышцы ног содержат 75% белых волокон и 25% красных, а у стайеров наблюдается прямо противоположная картина.
  Автор первого учебника по ТМФВ для вузов профессор А.Д. Новиков трактовал физические качества как выражение функциональной дееспособности организма к психофизическим напряжениям в процессе двигательной деятельности. Сила - способность к максимальным по величине напряжениям, быстрота - по интенсивности, выносливость - по длительности; ловкость - способность к максимальным по сложности психофизическим напряжениям.
  Известные советские физиологи доктора наук В.С.Фарфель, Н.А. Берштейн, А.Н.Крестовников исследовали физические качества с разных позиций. В.С.Фарфель изучал качества по зонам мощности, т.е. по механизмам энергообеспечения движений:
  - максимальная и субмаксимальная - анаэробные механизмы энергообеспечения;
  - большая и умеренная - аэробный (кислородный) механизм энергообеспечения.
  Н.А.Берштейн провел исследования и написал монографию по координационным способностям и построению движений. А.Н. Крестовников считал физические качества формой проявления дееспособности функциональных систем организма.
  В литературе встречается и такое определение: физические качества - это отдельные качественные стороны двигательной деятельности. Все вышеперечисленные определения верны, просто авторы акцентируют внимание в этих формулировках на своей позиции. Исследования в области биохимии спорта и теории функциональных систем приводят к заключению, что физические качества - это формы проявления физической активности, связанной с энергетическим обеспечением движений. Специфика проявления физических качеств определяется характером физической активности и составом ведущих функциональных систем ее обеспечения.

<< Пред.           стр. 5 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу