<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  6.1. Адаптивный синдром и российское общество.
 
  В конце второго тысячелетия Россия вновь стоит перед решающим "историческим вызовом". Отсталая, неэффективная экономика, запущенная социальная сфера, кризисная политическая система - вот те реальные проблемы, не решив которые Россия рискует, теперь уже навсегда, отстать от передовых государств. Половинчатые, либеральные реформы 90-х гг. показали, что болезненные политические и социально-экономические преобразования, наталкиваются на их острое неприятие значительной частью населения, которое не желает отказываться от своих привычек и убеждений. Революционная модернизация России ставит общество перед необходимостью адаптации к этой ситуации. В результате - адаптивная проблематика выдвигается в число наиболее актуальных проблем современной теории социальной работы.
  Особенность адаптивной ситуации в России такова, что, с одной стороны, существует устойчивое убеждение в том, что российское общество обладает способностью приспособления к любой политике властных структур, а с другой, - очевидна неспособность значительной части российского общества принять новые требования модернизируемого общества. Отмеченное противоречие позволяет говорить о том, что с конца 80-х гг. XX в. российское общество поразил глобальный адаптивный синдром, который вот уже, без малого, два десятилетия оказывает воздействие на характер и течение, всех без исключения, социально-политических и экономических изменений в обществе. Адаптивный синдром охватил общество, в котором были подвергнуты атрофии и/или уничтожены важнейшие механизмы социальной адаптации гражданского общества: общинные и церковные институты, основы рынка и рыночной саморегуляции, независимая пресса и основные элементы правового государства [23].
  Адаптивный синдром - это чрезвычайно болезненное, тотальное состояние, охватывающее все сферы общества: экономику и политику, идеологию и религию, мораль и нравственность. Проблемы и задачи нашей экономической и национальной, политической и психологической адаптации беспрецедентны по срокам, масштабам и глубине в мировой практике. По сути, людям предстоит адаптироваться к капитализму, который до недавнего времени мифологизированным сознанием оценивался не иначе как преступно-враждебная система. Теперь же это инерционное сознание становится своеобразным информационно-адаптивным барьером, который и придаёт устойчивость российскому адаптивному синдрому.
 
  6.2. Национальное самосознание и социальная адаптация в современных условиях.
 
  Проблема своеобразия российской духовности, национального самосознания существует уже давно, но каждое новое поколение решает её самостоятельно [24]. Так, уже великий знаток национальной духовности Ф.М. Достоевский, размышляя о Петре, фиксирует: "Страшно свободен духом русский человек". Что позднее позволило Д.С. Мережковскому написать: "В этой-то страшной свободе духа, в этой способности внезапно отрываться от почвы, от быта, от истории, сжигать все свои корабли, ломать всё своё прошлое во имя неизвестного будущего, - в этой произвольной беспочвенности и заключается одна из глубочайших особенностей русского духа". И далее: ""Беспочвенность" - черта подлинно русская, но, разумеется, тут ещё не вся Россия. Это только одна из противоположных крайностей, которые так удивительно совмещаются в России" [25]. В итоге размышлений об истоках беспочвенности и природе крайностей российской натуры Д.С. Мережковский заключает: "Их разъединение дошло в настоящем до последних пределов. Как соединить их, - вот великий вопрос будущего" [26], который не может не волновать теорию социальной работы.
  Именно это "разъединение", прерывистость (дискретность) как уникальное свойство национального сознания представляет особый интерес для социальных работников, поскольку служит, наиболее серьёзным барьером на пути гуманной адаптации: соединения тех крайностей российской натуры и сознания, о которых шла речь выше. По-видимому, в России имеет место дискретная история и соответствующий ей дискретный тип массового сознания. Перед теорией социальной работы возникает вполне закономерный вопрос: в чём исторические истоки этой дискретности и каковы пути её преодоления?
  Российский национальный характер, как, впрочем, и российская история, вобрали в себя всю полноту, противоречивость своего пограничного между Европой и Азией положения. Наше общество совмещает в себе как бы две противоположности: мы - пропасть, но мы же - и мост между двумя типами цивилизаций. В этом - уникальность нашего сообщества. Относительным "достоинством" дискретного сознания является его гибкость и адаптивная мобильность. Для последней характерен антигуманный характер при котором адаптация идёт лишь в интересах государства за счёт конкретного человека и гражданского общества. Подчеркнём, что оценивая дискретность, в качестве одной из доминирующих особенностей российского национального сознания, следует помнить, что в последнем присутствуют также и свойства континуитета. К особенностям дискретного сознания относятся его следующие свойства и черты:
  1. Дискретное сознание есть сознание-конфликт. Это сознание нонконформистское, сражающееся со всем и против всех. Его исконное свойство: преодолевать и сражаться любой ценой и любыми средствами до победного конца. Диалог, отнюдь, не его стихия.
  2. Дискретное сознание - это сознание агрессивной стилистики, размытых коннотаций и повелительного наклонения. Чем больше грохота и треска в речах его носителей и проводников, тем оно ближе к своему исконному смысловому ядру.
  3. Фундаментальная основа этого сознания - сила, сила и ещё раз сила. Слабых и слабость не любят и, в сущности, ненавидят, поскольку собственную слабость осознают и прикрывают истерикой и хамством. Кто не способен стать хамом, тот, зачастую, - социальный аутсайдер в мире дискретного сознания.
  4. Дискретное сознание - это сознательно упрощаемый чёрно-белый, без оттенков и полутонов, бескомпромиссный мир крайностей. Мир, в котором есть и всегда должны быть "Мы" - "Они", "хорошие" - "плохие", "наши" - "враги". Лозунг "Страна - осажденная крепость" и ему подобные порождены дискретным сознанием.
  5. Трудно однозначно сказать, чего в этом сознании больше - рационального или интуитивного. Суть дела даже не в количественных пропорциях, а в том, что агрессивный по всем азимутам интуитивизм или псевдонаучный рационализм с одинаковым презрением относится не только к рациональным аргументам, но и к блестящим интуитивным озарениям, если последние расходятся с кем-то или чем-то заданной картиной мира и привычным, устоявшимся мироощущением. Поэтому дискретное сознание выглядит, а, порой и воспринимается, как безальтернативный, стандартный и однолинейный феномен.
  6. Дискретное сознание, в сущности, есть сознание поисковое, мятущееся и неудовлетворенное. Наивно-богостроительский дискурс определяет в нём если не всё, то нечто главное. Его кредо "Если в мире нет Бога, достойного нас, мы создадим его сами" указывает на две особенности дискретного сознания: оно в равной мере исполнено богохульством, мятежом и каким-то инстинктивным стремлением к смирению, стихийной тягой к светлым религиозным мотивам.
  7. Это сознание предельно генерализировано и детерминировано внешним по отношению к его носителю контекстом - социальным, экономическим, политическим, культурным. А у носителей дискретного сознания в массе своей наблюдается процесс минимизации областей и значений индивидуальной и коллективной автономии, равно как и жесткая зависимость от любых позитивных/негативных перемен внешнего, социального, или внутреннего, психологического, контекстов.
  8. Наконец, в дискретных проявлениях нашего сознания заключена важная адаптивная функция: примирение антагонистических крайностей российской натуры и истории, сохранение последних от полного взаимоуничтожения.
  Итак, дискретность сознания резко повышает суммарную и индивидуальную адаптивность населения, увеличивая тем самым общую приспособительность и подвижность всей российской национально-государственной системы. Дискретность есть своеобразная защитно-компенсаторная реакция общества на многовековое господство в России порочной, но, по-видимому, единственно возможной в наших исторических условиях стратегии социальной адаптации, в основе которой лежала ничем и никем не ограниченная государственная практика насильственной реконструкции социальных институтов, сознания и национальной натуры.
 
  6.3. Национальные стратегии социальной адаптации.
 
  В России веками формировалась устойчивая, традиционная этатистски-ориентированная стратегия социальной адаптации, [27] - поскольку в результате известных исторических коллизий дискретное по характеру национальное самосознание в основном оказалось лишено своей континуальной противоположности.
  Возможно, дискретность сознания стала своеобразной адаптивной реакцией общества, поставленного перед необходимостью приспособления к неблагоприятным историческим обстоятельствам становления русской нации и государственности ("Схизма" - XI в.; татаро-монгольское иго - XIII в.; "Смута" - XVII в.).
  Вероятно, именно дискретный перекос сознания вполне мог стать той ценой, которую наше общество заплатило за господство в России антигуманной, этатистски-ориентированной стратегии социальной адаптации, основанной на силовых методах приспособления людей, на подавлении независимых адаптивных институтов зарождавшегося гражданского общества (в массе своей насильственные образцы антигуманной по природе "советизации", "коллективизации" и "демократизации" России - XX в.).
  Социальная практика последних десятилетий доказывает, что традиционная, этатистскиориентированная стратегия социальной адаптации безнадёжно устарела. В современной ситуации она вступила в острейший конфликт с действительными потребностями гуманистического реформирования российского социума. Разрешение кризиса глобального адаптивного процесса в России возможно только на путях отказа от старой и выработки новой - гуманистической, личностноцентрированной стратегии социальной адаптации.
  В данном случае речь идёт об осознании обществом того факта, сколь тесно взаимосвязаны адаптивный синдром модернизации России и преодоление (соединение) крайностей дискретного национального сознания. Реальность такова, что в России впервые появилась практическая возможность преодоления дискретности сознания, которое является одним из самых устойчивых информационных барьеров [28] адаптации. Причём именно информационный подход способен обеспечить преодоление этого адаптивного барьера наиболее оптимально и гуманно. Не восстановив информационной целостности, непротиворечивости социальной информации во всем многообразии её семантических и прагматических значений, довольно сложно обеспечить необходимый баланс дискретности и континуальности общественного сознания, без которого все попытки наладить эффективный процесс устойчивой, комплексной адаптации к потребностям модернизируемого общества будут, по-видимому, обречены на неудачу. Наиболее эффективным способом восстановления информационной целостности, а также целостного индивидуального сознания, представляется корректировка информационной по природе "индивидуальной системы значений" [29]. Не менее сложной остаётся задача преодоления разнообразных адаптивных барьеров, равно как и воспитания такого типа личности, который может быть в полной мере отнесен к разряду информационноадаптированной личности, отвечающей потребностям информационной цивилизации и способной легко включаться в информационные процессы, адекватно воспринимать полученную информацию и эффективно использовать её в своей деятельности.
  Дискретное сознание требует не силовой реконструкции или элиминации (эта порочная практика целиком - на совести этатистски-ориентированной стратегии социальной адаптации и должна быть преодолена), а снятия - в философском смысле этого слова. Одностороннее дискретное сознание, оторванное от своей континуальной противоположности, есть результат болезненной реакции на кризисные - исторические и идеологические, объективные и субъективные - процессы, и, соответственно, оно не может быть просто отброшено или преодолено. В известном смысле, дискретное сознание всегда останется с нами (пускай и в снятом виде), но это уже будет иное сознание - обогащенное континуальными свойствами и характеристиками, присущими выздоравливающему, сбалансированному сознанию. Отсюда - задача исторической важности - государственная система социальной защиты населения должна научиться осуществлять адаптацию гуманно, по-новому: не путём вычитания (теряя целостность личности и сознания), а путём сложения (вновь обретая утраченное).
 
  6.4. Адаптивные барьеры в современном обществе.
 
  Обсуждение проблем социальной адаптации в пореформенный период связано с такой важной особенностью взаимодействия личности и общества, как несинхронный характер общественных и индивидуальных адаптивных реакций. Основной причиной своеобразного адаптивного лага последних оказывается необходимость затрачивать некоторое время на преодоление разнообразных, разноуровневых адаптивных барьеров, способных затруднить, а в ряде случаев - помешать осуществлению социальных приспособительных процессов.
  Барьеры, тормозящие адаптацию, целесообразно разделить по их месту в адаптивном взаимодействии в системе "личность - общество" на индивидуальные (характеризующие особенности адаптирующейся личности), информационно-адаптивные (затрагивающие адаптивное инфовзаимодействие), и ситуативные (связанные с качественной спецификой адаптивного воздействия социальной среды).
  Адаптивные (приспособительные) барьеры отражают систему объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, которые тормозят, или затрудняют адаптацию личности (группы) к разноуровневым адаптивным ситуациям. Барьеры вступают в действие в тот момент, когда реальная ситуация превращается в адаптивную, то есть в момент получения субъектом значимой информации об изменениях социальной среды. Предлагается следующая номенклатура адаптивных барьеров: 1) возрастной; 2) эмоционально-психологический; 3) мировоззренческий; 4) знаковый; 5) тезаурусный; 6) контр суггестивный; 7) ситуативный (включающий в себя наибольшее количество переменных, непосредственно влияющих не приспособительные процессы в социальной среде); 8) национально-культурный; 9) режимный; 10) временной; 11) дискретного сознания. Разумеется, здесь перечислены не все, а лишь наиболее активные адаптивные барьеры.
  Остановимся на путях минимизации барьера дискретного сознания и роли индивидуальной системы значения человека в этом процессе. Преодоление дискретности сознания как информационно-адаптивного барьера необходимо начинать с корректировки "информационного ядра" индивидуальной системы значения личности. Понятие "индивидуальная система значений" (далее: ИСЗ) было предложено Я. Рейковским для фиксирования индивидуальных результатов накопления и упорядочения информации. По Я. Рейковскому, ИСЗ личности служит основой того, "что человек замечает и как понимает то, что замечает (ориентационные процессы), как он оценивает замеченное и какие эмоции вызывает то, с чем он сталкивается (эвалюативные и аффективные процессы), чего желает и к чему стремится" [30]. Накопленная и упорядоченная личностью в процессе социализации информация служит основным источником формирования ИСЗ. Основная сложность состоит в том, что из всего многообразия идеологических взглядов, теорий и традиций человек сам отбирает те, которые позволяют ему сформировать собственное непротиворечивое миропонимание. Размышляя о субъективной природе индивидуального выбора, Н.Д. Арутюнова пишет: "Человек не может быть склонен к объективному анализу явлений и событий, но он обычно придерживается вполне определённой системы ценностей, убеждён в её непреложности и твёрдо делит всё то, что так или иначе его затрагивает, как впрочем, и то, что его не касается, на хорошее и плохое: добро и зло, счастье и несчастье, благо и беду? соответствующее его интересам или мешающее ему достигнуть цели" [31]. Спрашивается: до каких пор человек будет придерживаться привычной системы ценностей, если известно, что ИСЗ личности - это открытое образование, которое постоянно испытывает на себе разнообразные информационные воздействия?
  По-видимому, ИСЗ будет оставаться в неизменном виде до тех пор, пока она помогает упорядочивать новый опыт (информацию) человека, а так же в том случае, если референтная группа, к которой принадлежит субъект, придерживается этой системы и продолжает её практиковать. Здесь фактически появляется возможность вести речь о некой "критической массе" новой информации, набрав которую, человек уже не может мириться с существованием ИСЗ в неизменном виде. Сейчас индивидуальные системы значений миллионов россиян перестали их удовлетворять, поскольку традиционная мировоззренческая информация, лежащая в их основе, устарела, а новая информация, частично прорвав мировоззренческий информационный барьер, достигла "критической массы", парализовав тем самым работу ИСЗ, утративших способность адекватно упорядочивать вновь поступающую информацию. Возник антагонистический конфликт между "информационным багажом" старой ИСЗ и новой адаптивной ситуацией в реформируемом обществе. Причём, в данном случае мы сталкиваемся с выраженным непродуктивным конфликтом: устаревшая мировоззренческая информация прочно блокирует любые попытки человека адаптироваться, - настолько стойкой бывает реакция отторжения всего того, что расходится с привычными представлениями, лежащими в основе ИСЗ. В результате если общество не сумеет гуманно, ненасильственно, применяя новейшие информационные технологии, модернизировать ИСЗ миллионов людей, оно может потерять надежду на возможность преодоления инерции насилия и дискретного сознания.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Какова природа и сущность адаптивного синдрома в России?
  2. Специфика воздействия национального дискретного сознания на адаптивные процессы в обществе?
  3. Национальные стратегии преодоления адаптивных барьеров в России?
  4. Индивидуальная система значений личности как адаптивный барьер?
 
  ТЕМА 7.
  СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
 
  7.1. Общая характеристика системы социальной работы.
 
  Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, политической, культурной и т.д.), это проявляется в особенностях содержания, характера моделей социальной работы.
  Динамическая характеристика системы социальной работы связана с особенностями процесса развития в тех или иных культурно-исторических условиях, а статическая определяет ее структуру и уровни.
  В системе социальной работы как практической деятельности есть следующие элементы:
  * Объект и субъект социальной работы отвечают на вопрос: кто действует в системе социальной работы и на кого направлено действие?
  * Основные сферы социальной работы отражают те социальные сферы, в которых решаются проблемы (здравоохранение, образование, общественные места, производство и т.д.), влияют на формирование содержания социальной работы и определяются уровнем развития общества, его культуры, общественного сознания, идеологии, политики.
  * Институты социальной работы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которых осуществляется их ведущая деятельность.
  * Методы социальной работы - это комплекс специфических приёмов, способов достижения целей и задач социальной работы.
  * Формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; выделяют как единичные мероприятия, так и систематические, многоуровневые, долгосрочные программы по решению жизненно важных клиентских проблем.
  Поскольку система ни есть лишь сумма элементов, в ней обязательно должен присутствовать целевой, системообразующий компонент. Для системы социальной работы таковым компонентом является ведущая цель деятельности: оказание помощи клиенту в решении его жизненно важных проблем. В сложной, иерархизированной системе целеполагания социальной работы принято выделять различные системные уровни.
  1. Национальный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональных масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в лице различных комитетов и министерств на уровне государства.
  2. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и др. показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы (например, проблема поддержания здоровья для регионов крайнего Севера или борьба с безработицей в областях Черноземья).
  3. Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной защиты и отдела народного образования в решении проблем опеки и попечительства).
  4. Локальный уровень связан с особенностями конкретного микро социума, его социально-культурного своеобразия.
  Региональный, муниципальный и локальный уровень системы социальной работы характеризуются большей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.
  Система социальной работы может иметь общественный характер (как это было в дореволюционной России или в современном опыте скандинавских стран), может - государственный (как это было присуще советской модели социального обеспечения). В современной ситуации растущее число частных и общественных инициатив в благотворительной сфере позволяет охарактеризовать систему социальной работы в России как государственно-общественную.
  Целесообразно выделить условия эффективности существования системы социальной работы:
  * культуро-социосообразность социальной работы;
  * адекватность системы социальным задачам и реальным возможностям общества;
  * готовность и подготовленность общества к реализации предлагаемой системы социальной работы.
 
  7.2. Субъект и объект социальной работы.
 
  Субъект и объект социальной работы являются важнейшими компонентами системы социальной работы. Объект социальной работы - клиент. Исторически это понятие приходит в социальную работу в 1912 г.: клиент как социально незащищенный человек. Вплоть до второй мировой войны в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты в США). Со временем меняется не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы.
  После второй мировой войны категория клиентов распространяется на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке с 1946 г. к клиентам социальной работы относят, например, предпринимателей среднего класса, а с 1963 г. - людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях. Но всегда существуют проблемы, которые невозможно объяснить только условиями общества или спецификой индивидуальных отличий. Поэтому с 1987 г. клиентом социальной работы определяется любой человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.
  В таком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. Существуют многообразные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид; группа; сообщество; или поспецифике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п. [32]
  Субъект социальной работы - тот, кто осуществляет помощь. Это могут быть государственные организации (органы соцстраха, соцзащиты), общественные организации (различные благотворительные союзы организации, фонды и т.д.) и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (геронтолог, эколог и т. п.) или добровольные помощники - волонтёры.
  Социальная работа носит двусторонний характер, в основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом и/или со значимым социальным окружением клиента.
  "Взаимодействие - всеобщая форма связи тел и явлений" [33]. Это целенаправленный процесс в пространстве и времени, имеющий свою логику и последовательность стадий, который диктует логика работы (диагностика ситуации, планирование действий и их осуществление, итоговая оценка совместной работы). Содержание взаимодействия определяется исходной проблемой в том виде, как она заявлена клиентом или обнаружена социальным работником. В связи с этим основная задача социального работника - это организация и структурирование ситуации взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь эффективных результатов социальной помощи. Выделим следующие сущностные характеристики такого взаимодействия:
  * обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями (уважение личности клиента, его самоопределение) - неотъемлемая часть позиции социального работника во взаимодействии и определяет все качественные характеристики взаимодействия;
  * активное участие клиента в целеполагании, в определении желаемых результатов и задач совместной работы;
  * сочетание эмоционального (установление атмосферы доверия, личностной безопасности) и рационального (поиск рациональных способов решения проблемы в вербальной форме и отслеживание процесса её результата) компонентов во взаимодействии;
  * функционально-ролевой характер взаимодействия.
 
  7.3. Характеристика институтов социальной работы.
 
  Институты социальной работы - учреждения, занимающиеся решением социальных проблем населения (социальные службы официального, неофициального, государственного, негосударственного, добровольно общественного характера). Каждый социальный институт имеет свои специфические задачи.
  Общемировой опыт социальной работы демонстрирует следующие типы институтов социальной работы: общепрофильные и специализированные.
  К общепрофильным институтам относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и др. малых административных территориальных единиц (коммьюнити - центры в США, бюро социальных услуг в Швеции, социальные отделения в Германии, отделы социальной защиты в России). Цель и задачи данных учреждений: находясь максимально близко к месту жительства людей, оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся.
  Особенности общепрофильных учреждений связаны со спецификой модели социальной помощи в конкретной стране. Так, социальные отделения в Германии наряду с непосредственными задачами выполняют обязанности суда или других муниципальных ведомств (например, составление заявлений на тот или иной вид социальной помощи, оценка заботы о детях, консультативная помощь группам взаимопомощи и т. д.). В Швеции бюро социальных услуг принимают активное участие в социальном планировании: участвуют в анализе демографических и других социальных процессов в общине, формируют свои предложения по развитию системы социальных услуг.
  Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения: социальные приюты, реабилитационные центры, диагностические центры и т.д. В рамках любой модели социальной работы таких учреждений очень много и они направлены на оказание профессиональной помощи в конкретной проблеме.
 
  7.4. Методы социальной работы.
 
  Метод - способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели. По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Классификация методов в теории социальной работы не имеет единого вида. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания. По степени общности можно выделить следующие группы методов:
  1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).
  2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование.)
  3. Частные, специальные методы - специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод "социальной биографии", семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.
  В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. группы методов [34]. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также - специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Иногда методы социальной работы включаются в более общее понятие "социальные технологии" - способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, совокупность приемов и воздействий, применяемые для достижения поставленных целей и задач в социальной сфере.
  Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы [35]. К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.
  Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.
  Регламентирование - способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введение в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).
  Нормирование - установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т.д.).
  Инструктирование - наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).
  Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).
  Методы, представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий для решения задач социальной работы в процессе ее организации, позиция клиента при этом подходе - пассивная: он испытывает воздействие на себя со стороны системы социальной работы.
  Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и социального работника. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.
  Метод индивидуальной социальной работы (кейсуорк) предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия [36]. Его суть - в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. (Например, при психоаналитическом подходе основной упор делается на анализ интрапсихической динамики клиента и оказании помощи в разрешении внутриличностных проблем; при бихевиоральном - концентрация внимания на дезадаптивных моделях поведения и их коррекции и т. д.).
  Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы, составляющие метод:
  1. установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);
  2. изучение и анализ проблемной ситуации;
  3. определение целей и задач совместной работы;
  4. видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;
  5. оценка прогресса и результат совместной работы.
  Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.
  Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
  Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. [37] Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:
  * малая группа способствует выходу из роли "только слушателя";
  * в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;
  * в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;
  * малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.
  Цель метода групповой работы - оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.
  Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы [38]. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.
  В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких либо общезначимых в широком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы - расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник посредник внутригруппового взаимодействия.
  Метод групповой социальной работы не имеет некоего "застывшего" вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии в США [39].
  Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне. "Община" (коммьюнити) - сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Коммьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. Всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы:
  1. развитие социальных связей в местной общине и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей;
  2. разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.
  Реализация этих задач направлена на достижение главной цели - активизация развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности.
  Основные принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность.
  Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании и т. д. [40]).
  Для реализации данного метода социальному работнику приходится выполнять целый спектр ролей: адвоката, брокера, эксперта, социального ориентира, что в свою очередь требует широкой теоретической и практической подготовки. Особенно актуальны умения организации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем общины требует комплексного вмешательства специалистов - врачей, юристов, психологов и т. п.
  Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более что многие методы в практической плоскости пересекаются, и применение одного из них требует одновременного применения других.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1.Дать характеристику объектов и субъектов социальной работы. Сущность понятия "клиент".
  2.В чём своеобразие методов социальной работы?
  3.Раскрыть сущность метода индивидуальной социальной работы ("кейсуорк")?
  4.Основые положения теории малых групп и социальная работа.
  5.Показать возможности групповой социальной работы (групповая психотерапия, семейная терапия, коллективная творческая деятельность и т.д. как методы групповой социальной работы).
  6.Метод общинной работы и теоретические подходы к проблемам работы в "коммьюнити".
  7.Институты социальной работы: цели и задачи?
 
  ТЕМА 8.
  СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:
  МНОГООБРАЗИЕ ТИПОВ И МОДЕЛЕЙ
 
  8.1. Типы теорий и модели социальной работы.
 
  Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражают результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании и формах социальной работы. Каждая модель содержит теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, социокультурными основами жизни, а также предполагает определенное содержание социальной работы.
  С.И. Григорьев, анализируя современные модели социальной работы, выделяет три группы [41]:
  1. психолого-оринтированные;
  2. социолого-ориентированные;
  3. комплексно-ориентированные.
  Социолого-ориентированные модели наиболее тесно связаны с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различным социальным группам нуждающихся и повышение эффективности социальной политики в обществе. Для этих моделей наиболее актуальны идеи теории систем Л. Берталанфи, в контексте которых социальная система представляет собой определенный набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения. На основе теории систем социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно теория систем используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения. Среди современных социолого-ориентированных моделей выделяют "модели жизни" экологической теории, социально-радикальную модель, марксистскую модель.
  "Модели жизни" экологической теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и социальной систем и являются сравнительно новой теорией осмысления социальной практики. Проблематика данных теорий связана с пограничными аспектами теории социальных систем и проблем социальной психологии (социальная адаптация, стрессы и т. п.). Деятельность социального работника при данном подходе связана не только с взаимодействием с клиентом, но и с окружающей его средой. Этот подход называется системно-экологическим. Проявляется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения, особое место в нем уделяется проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются в контексте теории социальных ролей. Данному роду моделей свойственна недостаточная технологическая и методическая разработанность.
  Социально-радикальная модель. В её основе - положения движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.). Данная модель проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп Технология защиты и "наделения полномочиями" направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет влияния властных структур, классовой принадлежности (хотя не предполагает изменения самих угнетающих структур).
  Марксистская модель Она основывается на понимании деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе: социальный работника как социальный "контролер", как социальный "стабилизатор", социальный "адвокат", социальный "врач". Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне.
  Психологоориентированные модели социальной работы связаны с возможностью социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях.
  Психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении теории социальной работы (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Берн и др.). Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи.
  Экзистенциальная модель связана с экзистенциальными и феноменологическими подходами психологии. При анализе поведения клиента важно учитывать, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. В рамках данной модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах. Учитывая личностные конструкции, имеющиеся у клиента по поводу своего представления о себе и окружающем его мире, социальный работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта. Данная модель оправдала себя в работе с этническими группами и другими категориями социального риска ("недооцененные группы"), при разрешении конфликта, возникшего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым социальным окружением. Важной при этом является работа по изменению смысла жизни клиента.
  Гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели - технология "активного слушания" (эмпатия, партнерский стиль отношений). Существенная черта этой модели социальной работы - не директивный подход к решению проблем клиента. Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искренне сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях данная модель социальной работы приобретает все большее влияние.
  Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту, с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки.
  Комплексно-ориентированные модели социальной работы. Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенденции в практике и теории социальной работы актуализируют поиск комплексных моделей социальной работы, которые позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил.
  Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид). Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, прежде всего - понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь социального работника. Ролевая теория служит для социального работника одой из форм социального объяснения, а также - средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента. Варианты технологий, основанных ролевой теории: психодрама, групповая дискуссия, перемена ролей, групповая терапия [42].
  Социально-педагогическая модель (А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова [43]) особенно актуальна для России в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной помощи с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредованном участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро). Сферой социального воспитания становится не только образование, приобретение жизненного опыта, но и оказание помощи. Социально-педагогическая модель может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы.
  Когнитивная модель приобретает особую популярность в начале 80-х гг. Один из главных принципов социальной работы данной модели - социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели - консультирование. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его "отрабатывать" механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Данная модель чаще всего используется при работе по месту жительства. Одна из наиболее актуальных проблем, решаемых в рамках данной модели, - это разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа и т.п. В данной модели особенно эффективным представляется соединение аспектов когнитивной теории с гуманистическими теориями, что обусловлено одним из основополагающих принципов этой модели - стремлением к оптимизации деятельности клиентов в сфере управления собственной жизнью, формированием потребностей к такой деятельности.
  Витально-ориентированная модель (концепция жизненных сил) представлена С.И. Григорьевым [44]. В ее основе находится понятие "жизненные силы" как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа (реализация единства индивидуальной и социальной субъектности). Социальная работа представляет собой деятельность по оптимизации формирования, осуществления и реабилитации жизненных сил человека. В данной модели пересекаются психолого-ориентированные и социолого-ориентированные теории социальной работы. То или иное теоретическое обоснование социальной работы оказывает влияние на определение предметной области, методы, принципы, содержание социальной работы, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
 
  8.2. Особенности практической реализации моделей социальной работы.
 
  Разнообразие целей социальной работы и социокультурные возможности их реализации предполагают различные подходы к выделению организационных уровней социальной работы [45]. Так, традиционный подход заключается в выделении трех основных уровней: 1) патронажная работа - индивидуальная социальная работа с отдельными клиентами и (или) их семьями, 2) групповая социальная работа - работа с малыми группами, 3) коммунальная социальная работа - работа с различными общностями, начиная от общины (коммунального уровня) и до всего общества в целом.
  Другой подход к организации социальной работы заключается в разделении ее на микро- и макроуровни. Он основан на различии между усилиями, направленными на макросистемы (организации, коммуны, общества) и микросистемы (индивиды, семьи, малые группы). На макроуровне осуществляется в форме социального планирования, коммунальной организации и организационного развития. Микроуровень реализуется через патронажную работу, семейную помощь и групповую терапию.
  Еще один подход к выделению уровней состоит в разведении социальной работы, направленной на восстановление нарушенного равновесия, функций (реабилитацию) и социальной работы, направленной на профилактику (превенцию) подобных отклонений. Профилактика связана с необходимыми социальными изменениями, а реабилитация - с помощью индивидам в непосредственно существующей ситуации.
  Наконец, проблемный подход заключается в соотнесении организации социальной работы с особыми окружающими условиями или областями социальных проблем (социальная работа с душевнобольными, алкоголиками и т. п.).
  Несмотря на многообразие подходов к организации социальной работы, в мировой практике условно выделяются две исторически сложившиеся системы социальной работы: европейская и американская [46].
  Для американской модели социальной работы свойственна направленность на работу с индивидуумом и его семьей, на улучшение функционирования личности, группы в существующей среде. Это связано с историческими условиями освоения американского континента: характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Основные формы помощи здесь - индивидуальная, групповая, общинная, а ведущий метод работы - кейсуорк.
  Главное отличие системы социальной защиты в США - гибкость и децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в социальной помощи конкретного региона. Основные формы государственного социального обеспечения - социальное страхование и государственное вспомоществование, которые имеют разное финансирование. Государственная поддержка существует только на уровне программ для самых беднейших слоев населения. Помимо этого существует система частного социального страхования.
  Европейская модель социальной работы имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи и соответственно слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. И для этой модели характерно большее внимание на изменение среды обитания индивида для поддержки, развития, защиты его и семьи. Поэтому основные формы работы связаны с социальным планированием, администрированием.
  Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. В реализации задач социальной работы главное место уделяется местным органам самоуправления, а в своем содержании она охватывает разнообразные группы населения различными социальными услугами и видами помощи (например, в Финляндии, Швеции).
 
  8.3. Тенденции развития социальной работы на современном этапе.
 
  Несмотря на различия в моделях социальной работы существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе. Для современных исследований социальной работы понимание ее сущности близко тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: "Социальная работа - это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей" [47].
  В теоретических аспектах современных исследователей сохраняется интегративный и междисциплинарный характер. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы продолжают оказывать социология и психология, а также педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция и др.
  Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Определенный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе (Handlungstheorie), в основе которой - разрешение конфликта между потребностями и возможностями клиента с реальной социальной средой.
  Наибольший интерес может представлять теоретическая концепция по созданию социальных сетей (Netzwork), получившая особое распространение в Германии. Распад системы социально-культурных и социально-бытовых отношений, переход к рыночной экономике породили в бывших социалистических странах необходимость создания новой системы социальных отношений в социальной работе, базирующихся на общинном методе социальной работы, ориентированном на создание соответствующих социальных связей по месту жительства.
  Европейская социальная работа развивается в тесной взаимосвязи с социальной политикой, и это проявляется в развитии такого понятия как "социальное государство", зафиксированного в Конституции ФРГ 1949 г. Социальное государство обозначает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем комплексного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством и социально-экономическими процессами, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния [48]. Параметры социального государства - услуговый, правовой, налоговый.
  Данное понятие характерно не только для немецкоязычных стран (Sozialstatе), в англоязычных версиях употребляется понятие "общество всеобщего благосостояния/благоденствия) (Welfar State)". Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения. Социальное государство создаёт многоуровневую систему, обеспечивающую социальную стабильность через такие механизмы как социальная политика и социальная работа.
  Основой для современной социальной работы является также такой принцип социальной политики как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами.
  Стратегия современной социальной работы независимо от модели направлена на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.
  Хотя основные принципы, методы социальной работы в различных странах довольно схожи, при знакомстве с реальной социальной работой в конкретных странах заметны существенные различия [49]. Это зависит от национальных и исторических особенностях развития страны, бюджетно-страховых принципов финансирования социальной работы, степени развития социального законодательства, что подтверждает уникальность и невозможность какого-либо слепого копирования и переноса зарубежного опыта на отечественную почву.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1.Социолого-ориентированные модели социальной работы.
  2.Психолого-ориентированные модели социальной работы.
  3.Особенности комплексно-ориентированных моделей социальной работы (социально-педагогическая модель, модель системы социальных служб В.Г. Бочаровой, когнитивная модель, витально-ориентированная модель С.И. Григорьева и др.).
  4.Каковы основные тенденции характерны для социальной работы на рубеже XX - XXI вв.
  5.Раскрыть особенности зарубежных моделей социальной работы (на примере Германии, Австрия, Великобритании, Канады, США и др.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Приложение
 
  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
 
  №№ Тема
  Лекции Семинары Раздел I
  Социальная работа как вид научного знания 1. Социальная работа - как общественное явление. 4 2 2. Методологические проблемы социальной работы. 6 4 3. Социальная работа в структуре социальных наук. 10 4 4. Нравственно-гуманистический характер социальной работы.
  4
  4 5. Основные подходы в социальной работе 10 4 6. Социальная работа и информационные механизмы социальной адаптации.
  4
  4 7. Система социальной работы. 12 6 8. Современное состояние системы социальной работы: многообразие типов и моделей.
  12
  4 Раздел II
  Взаимодействие теории и практики
  социальной работы 9. Становление системы социального обслуживания населения.
  2
  2 10. Нормативно-правовые основы социальной работы. 4 2 11. Проблемы девиантного поведения и социальная работа: специфика работы с различными группами населения.
 
  6
 
  6
  12.
  Семья как центральный объект социальной работы.
  4
  4 13. Социальные проблемы молодежи. 2 2 14. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. 4 2 15. Социальная работа по формированию здорового образа жизни.
  2
  2 16. Социальные аспекты миграции и межнациональных отношений.
  2
  2 17. Проблемы занятости и помощь безработным. 2 2 18. Социальная работа с женщинами. 2 2 19. Социальная работа с "группами риска". 2 2 Раздел III
  Социальная работа как профессиональная
  Деятельность 20. Профессиональный подход к социальной работе. 2 2 21. Филантропический подход к социальной работе 2 2 22. Личность социального работника: профессиональные и личностные качества.
  2
  2
 
  РАЗДЕЛ I
 
  СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
 
  Тема 1
  Социальная работа как общественное явление (2 ч.).
 
  1. Генезис теоретических взглядов на социальную помощь за рубежом: западная парадигма помощи.
  2. Становление теории социальной помощи в России: отечественная парадигма помощи.
  3. Каковы причины и источники становления социальной работы как отрасли знания. Научный этап развития социальной работы.
  4. Цель и задачи социальной работы на современном этапе. Социальная работа как социокультурный феномен.
 
  Литература:
  1. Баркер Р. Словарьсоциальной работы. - М.: Институт социальной работы, 1994.
  2. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. - М., 1992.
  3. В поисках истины: Тезаурус социальной работы / Методологический семинар, М.: Институт социальной работы, 1995.
  4. Григорьев С.И. и др. Теория и методология социальной работы. - М., 1994.
  5. Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина. - Барнаул, 1995.
  6. История социальной работы в России. Т. VI. - М.: Изд-во "Союз", 1998.
  7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
  8. Мысин Н. Природа и назначение социальной работы // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. - СПб., 1994.
  9. Лыткин В.А. История социальной работы в России. - Калуга, 1997.
  10. Сорвина А.С. Социальная работа как феномен цивилизованного общества. - М., 1994.
  11. Социальная работа/ Под ред. И.А. Зимней. - М., 1992. Вып. 6.: Актуальные проблемы состояние и перспективы социальной работы в России.
  12. Социальная работа/ Под ред. И.А. Зимней. - М., 1994. Вып. 10.: Российский менталитет и учёт его особенностей в социальной работе.
  13. Теория и методика социальной работы. Учеб. пособ.: В 2 ч. - М., 1994.
  14. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). - М., 1997.
  15. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 - 1994.
  16. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.
 
  Тема 2.
  Методологические проблемы социальной работы (4 ч.).
 
  1. Специфика объекта и предмета социальной работы.
  2. Базовые категории социальной работы.
  3. Принципы социальной работы.
  4. Охарактеризуйте содержательный аспект социальной работы.
  Литература:
  1. Бабкин Н.И. Основысоциальной работы. - М., 1997.
  2. Бурлака Г.Ю. и др. Теория социальной работы. - М., 1998.
  3. В поисках истины: Тезаурус социальной работы / Методологический семинар. - М.: Институт социальной работы, 1995.
  4. Гуслякова Л.Г., Григорьев С.И. Предмет и объект социальной работы: постановка проблемы // Актуальные проблемы социальной психологии и социальной работы. - Барнаул: 1993. Вып. 2.
  5. Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина. - Барнаул, 1995.
  6. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М., 1988.

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу