<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
  Тема 8. СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
 
  8.1. Пожилые люди, как особая социально-демографическая группа
 
  Понятие "пожилого возраста" включает в себя не только биологические, но и социально-психологические характеристики. Для понимания логики дальнейших рассуждений, необходимо определить, по каким признакам можно объединить людей в данную социально-демографическую группу. Границы пожилого возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного социума. Развитие человечества и увеличение общей продолжительности жизни внесло свои коррективы в возрастные границы понятия "пожилой человек". Однако точное установление данных границ остается проблематичным в связи с несогласованностью сроков биологического, социального и психического развития человека. При этом, необходимо учитывать то, что каждый возрастной слой в обществе имеет свои внутренние характеристики, то есть любой возраст имеет свои возрастные стереотипы, представления о свойствах и возможностях того или иного возраста, понимание их возможностей и обязанностей на данной стадии жизни. А понятие "возрастная группа" включает в себя не только общность условного возраста её членов, но и, как определяет И.С. Кон возрастную субкультуру, то есть набор признаков и ценностей, по которым представители данного возраста осознают себя в качестве "мы", отличного от других возрастных общностей 103.
  Современные исследователи различают несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную и считают, что все её виды взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга. При этом, календарный возраст не всегда играет ведущую роль. Хронический больной человек гораздо раньше начинает чувствовать преклонный возраст, чем физически крепкий и здоровый. Наступление разных видов старости обычно не совпадает по времени, они могут обгонять и отставать друг от друга. В то же время, можно говорить о том, что все эти процессы тесно взаимосвязаны и невозможно уверенно утверждать, какой из названных видов наиболее активно влияет на общий процесс старения. Скорость старения характеризуется как биологическими, так и социальными условиями.
  Не существует четких границ и при определении хронологической старости, то есть того количества прожитых лет, после которого человека можно назвать пожилым или старым. Как уже говорилось, здесь многое зависит от достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного общества.
  Отечественные демографы С.Г. Струмилин, Б.Ц. Урланис и другие пожилой возраст определяли 60 - 69 годами, раннюю старость 70 - 79 годами и, наконец, глубокая старость, по их мнению, наступала после 80 104. Под физиологической или физической старостью сегодня принято понимать определенное состояние здоровья, совокупность статистических отклонений организма. Точно установить ее границы ещё труднее, чем при хронологическом подходе. Исследователи связывают это с тем, что процесс физического старения во многом индивидуален. В одном и том же пожилом возрасте одни люди могут быть здоровы и не стары, другие по состоянию своего здоровья как бы обгоняют свой возраст
  Представление о социальной старости связано, прежде всего, с возрастом всего общества в целом и относится со средней продолжительностью жизни в определенной стране и определенном временном отрезке. Старение в большей степени социальный, чем биологический процесс, неодинаковый для разных эпох и культур, для представителей социальных слоев и групп. Если в девятнадцатом веке 55 - 60-летний человек воспринимался обществом как старый, и сам ощущал себя таким, то на рубеже тысячелетий люди в таком возрасте и старше ведут активный образ жизни.
  Свой вариант определения возрастных границ пожилого возраста предлагает всемирная организация здравоохранения. Согласно этой классификации пожилые - это люди в возрасте от 60 до 74 лет, с 75 до 89 лет - старческий возраст, от 90 лет и старше - возраст долгожителей 105.
  Однако, с точки зрения осмысления социальных проблем пожилых людей в России, нам кажется более удобным считать началом пожилого возраста возраст выхода на пенсию по старости, то есть для женщин - 55, а для мужчин 60 лет. Ведь именно формальный переход из категории трудоспособного населения в группу пенсионеров становится одной из основных причин усиления социальных проблем людей пожилого возраста. Причём данная социально-демографическая группа становится сегодня доминирующей не только в России, где наблюдается общее "старение" общества, но и во всем мире. По данным ООН, в 1950 г. в мире было 214 млн. людей старше 60 лет, к 2000 г. прогнозы обещали 590 млн. людей, а в 2025 г. - 1 100 млн. Численность пожилых людей за это время возрастет в 5 раз, тогда как население планеты увеличится лишь в 3 раза. В нашей стране, по тем же прогнозам, к 2001 г. более 25 % населения будет старше 60 лет.
  Демографические тенденции тесно связаны с социально-экономической и социокультурной ситуацией в государстве. Реформирование различных сфер российского общества в последнее десятилетие резко ухудшило социальное положение почти всех категорий населения. Одной из особо уязвимых групп стали пожилые люди. Для того, чтобы оказывать этим людям действенную помощь, необходимо четко представлять виды и уровни существующих проблем.
 
  8.2. Социальные проблемы пожилых людей
 
  Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов, однако можно попытаться условно объединить их в несколько групп - это проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых. При этом, необходимо отметить, что решение проблем психологического благополучия не менее важно, чем поддержание достойного уровня доходов пожилых людей или оказание им качественных услуг в сфере медико-социальной реабилитации. К сожалению, достаточно часто это направление социальной поддержки остается нереализованным. Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. И, наконец, к психологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек "выпадает" из трудового коллектива, больше времени проводит дома. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новых друзей становиться затруднительным. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.
  К материально-финансовым проблемам этой категории населения России, несомненно, относится низкий уровень пенсий, который, зачастую, находится ниже уровня бедности. Индексация пенсий только в последние годы стала проводиться, относительно регулярно, однако её коэффициент пока отстает от уровня инфляции. Финансово-экономический кризис 17 августа 1998 г. существенно ухудшил материальное положение пенсионеров, доведя многих из них до полной нищеты. За последнее время государство нашло возможность дважды проиндексировать пенсии: в ноябре 1999 и феврале 2000 г. пенсии были увеличены в общей сложности на 40%. С мая 2000 г. правительство приняло решение об увеличении коэффициента соотношения средней пенсии к средней заработной плате, что также вызовет повышение её номинального уровня. Однако и этот уровень является недостаточным для достойной жизни пожилых людей.
  Однако, несмотря на все сложности, можно говорить, что сегодня руководству страны удаётся принимать меры, способствующие постепенному повышению доходов пенсионеров. Новый президент России В.В. Путин поставил перед правительством задачу довести к концу 2000 г. уровень средней пенсии до 1 тыс. р., а к середине 2001 года - до 1,5 тыс. р.
  Другой социальной проблемой пожилых людей, решение которой во многом способствовало бы повышению их благосостояния, является проблема трудовой занятости этой категории населения. Как уже говорилось выше, далеко не все из них к пенсионному возрасту теряют трудоспособность. Многие по состоянию здоровья еще долгие годы могут заниматься производственным трудом, а значит иметь ещё один источник доходов. Однако, сегодня определенное количество пенсионеров работает лишь в бюджетной сфере (педагоги, врачи, работники культуры и т.д.). Это связано с тем, что, с одной стороны, финансирование их заработной платы производится не за счёт средств предприятий, а из бюджетов разного уровня. С другой стороны, невысокая заработная плата в бюджетной сфере способствует возникновению вакансий, которые занимают пенсионеры. Те же люди, которые работали в различных формах акционерных предприятий (заводы, фабрики, НИИ и т.д.) по достижении пенсионного возраста, практически сразу увольняются в связи с уходом на пенсию.
  По данным Госкомстата РФ из 166 тыс. пенсионеров, рискнувших обратиться в государственные службы занятости в 1995 г. по вопросу трудоустройства, получили работу только 31 тыс. человек или менее 20 % 106. Пожилых людей, и даже людей предпенсионного возраста практически выталкивают на пенсию, освобождая место молодым. Это не только отечественная проблема. В США по инициативе Президента Р. Рейгана еще в 1988 г. был принят специальный закон, запрещающий какую-либо дискриминацию при приеме на работу людей в возрасте до 70 лет. В принципе не должно быть вообще никаких ограничений, в том числе и для тех, кому за 70 лет.
  Старение сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, отражающим снижение жизнеспособности организма, его диапазона адаптационных возможностей. Достаточно острой является проблема ограничения жизнедеятельности, которая понимается, как "...полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью" 107. Престарелому человеку и его семье нужна помощь и поддержка - психологическая, медицинская, социальная. И цивилизованность сегодняшнего общества определяется в частности тем, насколько широка сеть специализированных учреждений, оказывающих помощь пожилым людям в решении их медико-социальных проблем.
 
  8.3. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей
 
  В развитых странах социальная защита всех категорий населения осуществляется как через систему государственных учреждений, так и внегосударственными благотворительными организациями. В России частные формы поддержки и помощи людям пожилого возраста развиты пока очень слабо и основную роль в их социальной защите играет государство, которое осуществляет её различных видах через структуру общих и специализированных учреждений. На государственном уровне обеспечивается гарантированное предоставление законодательно установленных размеров пенсий, пособий, различных видов натурального обеспечения, широко спектра услуг и льгот. Одной из основных задач этого направления социальной защиты пожилых людей на современном этапе является обеспечение достойной жизни данной категории населения через повышение уровня их доходов.
  Бюджет ПФ складывается из суммарных отчислений работающих граждан (1 % от начисляемой заработной платы) и предприятий - работодателей (28 % от фонда заработной платы). Однако в связи с тем, что финансовая ситуация на многих крупных предприятиях находится в кризисном состоянии они имеют большие долги по перечислению взносов в ПФ РФ. Ряд частных коммерческих предприятий преднамеренно скрывает реальный уровень заработной платы своих сотрудников для того, чтобы уменьшить сумму отчислений. Постепенное оздоровление экономической ситуации в стране приводит к улучшению ситуации с бюджетом Пенсионного Фонда, а введение с 1997 г. системы идентифицированного учета отчислений физических лиц должно привести к уменьшению количества скрываемых доходов.
  Облегчению материального положения пенсионеров способствуют различные льготы, вводимые для этой категории граждан на федеральном и региональном уровнях. К ним можно отнести бесплатный проезд в муниципальном автотранспорте, обеспечение лекарственными препаратами бесплатно или с 50% скидкой, снижение стоимости проезда в электропоездах в летний период и т.д. Для ветеранов труда введена 50% льгота по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, пользования телефоном. Большое количество льгот предоставляется участникам Великой Отечественной войны согласно закону о ветеранах, принятого к 50-летию Победы в 1995 г.
  Важная роль в социальной защите пожилых людей принадлежит учреждениям, обеспечивающим стационарные и нестационарные формы обслуживания. К стационарным формам можно отнести дома-интернаты, сеть которых существует ещё с советских времен, а количество этих учреждений приближается в нашей стране к тысяче. Они предназначены, в основном, для одиноких пожилых людей, испытывающих в силу возраста или болезней затруднения в организации быта. Кроме того, дома-интернаты позволяют решать проблемы общения, досуга и медицинского обслуживания пенсионеров. Однако, построенные по типу общежитий, они далеко не всегда удовлетворяют в уровне комфорта и уюта, качестве питания и обслуживания. Более перспективной формой таких учреждений становятся дома ветеранов, которые представляют собой обычные жилые дома, все квартиры, в которых занимают люди пожилого возраста. Первые этажи в этих домах отводятся под социальную инфраструктуру: магазин, аптека, парикмахерская, прачечная, комнаты для проведения досуга и занятий спортом, медицинский пункт, в котором круглосуточно дежурят врач и медицинская сестра. Таким образом, при достаточно высоком уровне автономизации (отдельные квартиры, вместо комнат в домах-интернатах) пенсионерам предоставляется большой спектр социальных услуг и возможностей для медико-социальной реабилитации. Один из таких домов был открыт в г. Бердске НСО в мае 2000 г.
  Службы срочной социальной помощи обеспечивают остро нуждающихся горячим (и чаще всего бесплатным) питанием, поддерживают их через выдачу продуктовых наборов, одежды, обуви, предметов первой необходимости. Формы стационарной о нестационарной помощи людям пожилого возраста развиты в большей или меньшей степени в различных субъектах Российской федерации. Уровень их развития во многом зависит от заинтересованности и активности местных органов самоуправления. Тем не менее, все они должны быть основаны на следующих принципах социальной помощи:
  * адресности, предусматривающем учет потребностей клиентов социальной работы в определенных формах и видах социальной защиты;
  * гарантированности, то есть обязательности оказания социальной помощи людям пожилого возраста;
  * комплексности, предполагающий предоставление пенсионерам нескольких видов социальной помощи одновременно;
  * дифференциации, то есть учета при организации социальной защиты региональной, половозрастной и культурной специфики;
  * динамики социальной защиты, который предусматривает пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни.
  Социальная помощь и поддержка пожилых людей - одно из важнейших направлений социальной политики государства. Но во многом эмоциональное состояние представителей этой возрастной группы зависит и от отношения к ним окружающих, близких людей и людей незнакомых. Уважение к старости, к заслугам и возрасту пожилого человека - это показатель культуры общества.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Какие существуют подходы к определению пожилого возраста? Почему с точки зрения социальной работы в России удобнее определять пожилой возраст у женщин с 55, а у мужчин с 60 лет?
  2. Какие группы социальных проблем могут возникать у пожилых людей? Как повлияло социально-экономическое и социокультурное реформирование в нашей стране на социальные проблемы пожилых граждан?
  3. Назовите основные формы социальной защиты пожилых людей в России на современном этапе.
 
  ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Альперович В. Социальная геронтология. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 576 с.
  2. Нетрудоспособное население: Соц.-демогр. аспекты. - М.: Наука, 1985, - 225 с.
  3. Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М.: Инфра, 1997. - 367 с.
  4. Сонин М.Д., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 175 с.
  5. Социальная геронтология: современные исследования: Реф. сб. - М.: ИНИОН РАН, 1994. -135 с.
  6. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. Обзорная информация. - М., 1994. - Вып. 1. - 164 с.
  7. Теория и методика социальной работы./ Под. ред. П.Д. Павленка - М.: ГАСБУ, 1993. - 338 с.
  8. Теория и методика социальной работы./ Под. ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, 1994. - 365 с.
  9. Человек стареющий... - Л.: "Знание", 1989. - 31 с.
  10. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 224 с.
  Приложение 1
 
  ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА И
  КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ "ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
  РАБОТЫ" И ПОРЯДОК ИХ ЗАЩИТЫ *
  (для очного и заочного отделения)
 
  Реферативная работа (далее - РР) (контрольная работа для заочного отделения) отражает степень освоения студентом первичных навыков научно-исследовательской работы, знание отечественной и зарубежной литературы по избранной тематике, а также умение чётко и грамотно изложить в тексте результаты своей работы. РР имеет в основном аналитическую, реферативную направленность. Главная задача, решаемая в рамках РР, это обзор всей доступной литературы по актуальной научной проблеме, грамотное библиографическое описание и на основе теоретического анализа источников, формирование собственного отношения к научным текстам.
  Качественные требования к РР:
  * Охват максимального числа доступных отечественных и зарубежных источников.
  * Анализ и оценка различных точек зрения на избранную научную проблему.
  * Описание всего многообразия различных путей и методов анализа проблемы.
  * Грамотное библиографическое оформление полученных результатов.
  * Защита РР служит основание для допуска студента к семестровому экзамену.
  * Требования, предъявляемые к оформлению РР и КР аналогичны.
  * Защита РР осуществляется в рамках курсового коллоквиума по теории социальной работы.
  * Выбор темы РР осуществляется на добровольной основе из предлагаемого преподавателем списка тем, до 01 октября. Выбранные темы РР закрепляются за студентами распоряжением по кафедре. После официального утверждения возможно лишь уточнение темы.
  * Работа над избранной темой РР может быть или продолжена в рамках КР, или может быть заменена другой темой по желанию студента, но лишь до 10 февраля: момента её окончательного утверждения на кафедре.
  Курсовая работа (далее - КР) представляет собой фрагмент целостной научной работы, выполняемой студентом под руководством преподавателей кафедры. Темы КР согласуются на заседании кафедры и предъявляются студентам на выбор из предложенного преподавателем тематического списка. Выбранные студентами темы официально закрепляются за ними решением кафедры в срок до 10 февраля. В отдельных случаях тема КР может быть предложена самим студентом по согласованию с научным руководителем (обязательным условием является соответствия предлагаемой темы предметной области теории социальной работы).
  КР обобщает итоги работы студента над избранной темой в течение всего учебного года. В КР должно содержаться приложение теоретических знаний, полученных студентом на лекционных и семинарских занятиях к решению задачи, сформулированной совместно с научным руководителем. КР отражает степень освоения студентом навыков научно-исследовательской работы и умения использовать их на практике, знания отечественной и зарубежной литературы по избранной теме, а также умение студента кратко, и аргументировано излагать результаты своей работы.
  КР состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и, если это необходимо, различных приложений.
  Введение включает в себя: 1) Актуальность темы, 2) анализ Литературы по проблеме, 3) анализ состояния научной Проблемы, 4) определение Объекта и Предмета исследования, 5) учебную исследовательскую Цель, 6) Задачи исследования.
  Основная часть посвящена решению поставленных задач.
  Заключение отражается степень решённости поставленных во введении исследовательской цели и учебных задач; намечаются направления дальнейшего исследования.
  Список литературы включает в себя весь доступный по данной теме круг научных источников. Даже если тот или иной источник не был отражён в работе, то в списке литературы его целесообразно отразить. Учитывая, что КР предполагает обязательный анализ степени исследованности проблемы, в работе строго необходимы ссылки на авторов и их выводы. Библиографический ссылочый аппарат основной части КР оформляется постранично.
  Во всех случаях строго обязательно: (при прямом цитировании, изложении авторских взглядов и мнений, использовании статистических данных, результатов социологических исследований и т. д.) в подстрочнике, равно как и в списке литературы, необходимо указывать автора, цитируемую работу, год и место её издания, издательство, общее количество страниц (в списке литературы) или конкретные номера цитируемых страниц (в подстрочной библиографии).
  В Приложении помещаются таблицы, схемы, фрагменты документов, законов, аналитических записок, статистических или социологических исследований. Приложения оформляются на отдельных листах, каждое приложение имеет свой тематический заголовок, а в правом верхнем углу надпись: "Приложение 1", "Приложение 2" и т. д.
 
  Этапы учебного исследования
 
  Решение любой исследовательской задачи начинается с выбора области исследования, определения проблемы, уточнения темы и цели исследования, формулировки научных задач.
  1. Тема исследования. Существуют определённые научные требования к формулированию темы. Само название должно нести в себе элемент неожиданности, неочевидности, название не должно быть ни публицистичным, ни информативным. В название темы должны быть отражены проблема, объект и предмет исследования; в теме должно быть отражено движение от достигнутого и известного к неизвестному. В названии темы лучше не употреблять слова "проблема", "роль", "посредством"; желательно избегать союза "и" или запятых.
  2. Актуальность темы предполагает вычленение научной и практической значимости избранной темы.
  3. Анализ Литературы по проблеме требует установления круга основных и смежных публикаций по теме исследования и их краткое описание.
  4. Любое научное исследование начинается с определения Проблемы: теоретического или практического вопроса, ответ на который вам не известен и на который нужно ответить. Проблема - это мост от неизвестного к известному. "Проблема - это знание о незнании".
  5. Определение Объекта и Предмета исследования - довольно сложная задача даже для опытного исследователя. Отсюда следует помнить: объёкт и предмет исследования - это не рядоположенные понятия. Объект - это та объективная сфера социальной реальности, которая существует независимо от нас и на которую направлено внимание исследователя. Объект - это "актуальное поле исследования" в котором и должен разобраться исследователь. Предмет - это тот специфический угол зрения, под которым мы рассматриваем изучаемый объект. Предмет - это совокупность эмпирических описаний, дающих нам возможное видение объекта. Предмет - это то, относительно чего мы хотим получить новое знание. Предмет должен быть отражён уже в самой теме исследования. Предмет - это некая идеальная модель объекта. Итак, если объект исследования отвечает на вопрос: "что рассматриваем?", то предмет исследования отвечает на вопрос: "как рассматривается объект?", "какие новые отношения свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?".
  6. Цель исследования. Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования.
  7. Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Обычно формулируются три-четыре задачи, выдвижение и решение которых позволяет достичь поставленную цель.
  К КР прилагается аннотация (1 стр.), в которой необходимо отразить:
  * что нового получено в данной работе по сравнению с уже известными выводами;
  * что сделано студентом самостоятельно, а что в работе использовано в качестве выводов и результатов, полученных другими исследователями.
  КР сдается на кафедру не позднее 25 апреля текущего учебного года (если иной срок не оговорен специально). Нарушение сроков представления КР на кафедру без уважительных причин влечет за собой снижение оценки на 1 балл.
  Срок защиты КР назначается научным руководителем.
  КР подлежит публичной защите. Защита КР студентом состоит из выступления (5 - 10 минут) и ответов на вопросы членов аттестационной комиссии.
  Качественные требования к КР:
  1. Знание исследуемой предметной области.
  2. Владение современными приёмами и методами научного исследования.
  3. Степень решения поставленных задач.
  4. Умение кратко и аргументировано излагать результаты исследования и отвечать на поставленные вопросы.
  * Поощряется самостоятельность работы студента на любом из этапов исследования.
  * Итоговая оценка за КР выставляется руководителем курсовой работы.
  * По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка в зачётную книжку студента.
  * В ходе защиты проводится конкурс курсовых работ.
  * В качестве поощрения лучшие студенческие работы могут рекомендоваться к публикации в научных и учебно-методических материалах кафедры, а также к участию в научных конференциях, конкурсах и исследовательских грантах.
  * КР могут быть оставлены в методическом кабинете в качестве образцов для студентов.
  ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ
  "ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ"
 
  РР и КР, представляются к защите на кафедру в распечатанном виде на бумаге формата А-4, а также в виде файла на дискете 3,5 дюйма (диск к работе прилагается). Текст выполняется в редакторе Microsoft Word 7.0 и выше для Windows. Гарнитура - Times New Roman (Cyr.). Величина шрифта в тексте - 14 кегль. Межстрочный интервал - 1,5. Поля: Верх - 2 см.; Нижнее - 2,5 см.; Левое - 2,5 см.; Правое - 1,5 см.; От края до колонтитула: Верх - 1,25 см.; Нижний - 2,5 см. Все объекты, таблицы, графики, рисунки должны быть вставлены в текст. Абзацный отступ везде - 1 см. Выравнивание по ширине. Ссылки на цитируемые источники оформляются через команды: вставка, сноска, концевая, автоматическая, параметры, начинать на каждой странице, формат номера - 1, 2, 3... Сноски печатаются шрифтом Times New Roman (Cyr.) - 12 кегль; выравнивание по ширине. Абзацный отступ - 1 см. Фамилии авторов и/или первое слово в названиях коллективных монографий - курсивом (в библиографическом подстрочнике); полужирным (в итоговом списке литературы), название работы - прямым начертанием. Ссылки оформляются согласно ГОСТ 7.1. - 84. Набор таблиц: Таблицы набираются через кнопку "Таблица". Шапка таблицы - 12 кегль полужирный, внутри таблицы 12 кегль. Слово "таблица" в правом верхнем углу 12 кеглем курсивом. В конце работы помещается полный список литературы по теме в алфавитном порядке. Список литературы осуществляется в соответствие с правилами полного библиографического описания.
  В РР и КР должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. В работе должна быть реализована однозначная трактовка ключевых для данного исследования понятий.
  Объём РР: 20 - 25 стр.; объём КР: 45 - 55 стр. Работы выполненные с нарушениями правил оформления и объёмом ниже минимально допустимого к защите не допускаются.
 
  ОформлениЕ научно-справочного аппарата рукописи
  (список литературы)
 
  Монография или сборник работ одного автора:
  Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сб. науч. очерков. - М.: "Флинта", МПСИ, 1998. - 224 с.
  Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.
  Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). - М.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 192 с.
  Абельс Хайнц Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию./ Пер. с нем. яз. под общей ред. Н.А. Головина, В.В. Козловского. - СПб.: Изд-во "Алетейя", 1999. - 272 с.
 
  Монографии 2-х и более авторов:
  Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
  Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс./ Пер. с англ. - М.: ООО Фирма "Издательство АСТ"; Львов: "Инициатива", 1998. - 496 с. - (Классики зарубежной психологии).
  Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. - М.: Прогресс, 1972. - 608 с.
 
 
  Монографии 3-х и более авторов:
  Ромм Т.А., Ромм М.В., Скалабан И.А. Исторические очерки российской социальной работы: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. - 134 с.
  Ромм Т.А. и др. Исторические очерки российской социальной работы: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. - 134 с.
  Из глубины: Сборник статей о русской революции./ С.А. Аскольдов, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков и др. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 298 с.
  Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х./ А.А. Голов и др. Отв. ред. Ю.А. Левада. - М., 1993. -300 с.
 
  Статья в сборнике трудов:
  Дементьева И.Ф. Роль института защиты детства в формировании социальной структуры общества // Социальное расслоение и социальная мобильность. - М.: Наука, 1999. - С. 116 - 124.
  Дмитриев М.В. Религиозная реформация XVI в. и восточнославянский мир // Из истории реформаторства в России. Философско-исторические очерки./ Отв. ред. А.А. Кара-Мурза. - М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1991. - С. 17 - 23.
 
  Тезисы или доклад в материалах конференции:
  Социальные проблемы современной Сибири / Научный доклад. Всерос. конф. по экономическому развитию Сибири. - Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1993. - 96 с.
  Крупенко М.И., Краснова Н.Н., Зябрева Л.М. Становление социальной работы в новосибирской области / Социальная работа. Опыт. Поиск. Перспективы. Матер. и тез. конф. 13 - 14 ноября 1997 г. - Новосибирск, 1997. - С. 5 - 19.
 
  Статья в журнале:
  О социальном обслуживании населения РФ. Проект Федерального закона // Социальная защита. - 1995. - № 1. - С. 3 - 5.
  Типовое положение о социальном приюте для детей и подростков / Департамент проблем семьи, женщин и детей Минсоцзащиты населения РФ // Вестник психосоциальной и коррективно-реабилитационной работы. - 1995. - № 1. - С. 76 - 80.
 
  Статья, материал в газете:
  Социальная политика РФ // Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России. Ст. 7. // Рос. газ. - 1993. - 25 дек. - С. 3.
  Комментарии статьи 7 Конституции РФ // Деловой мир. - 1994. - 24 мая. - С. 10.
  О беженцах. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 // Рос. газ. - 1993. - 20 марта. - С. 5.
  О вынужденных переселенцах. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 // Рос. газ. - 1993. - 20 марта. - С. 5.
  О прожиточном минимуме в РФ. Проект закона РФ // Человек и труд. - 1994. - № 4. - С. 94.
 
  Справочное издание, энциклопедия:
  Словарь-справочник по социальной работе./ Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.
  Социальная адаптация // БСЭ. - 3-е изд. - М.: "Советская энциклопедия", 1976. Т. 24/1. - С. 242.
 
 
  ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-СПРАВОЧНОГО АППАРАТА РУКОПИСИ
  (подстрочные ссылки)
 
  Первичная ссылка:
  1. Ромм Т.А., Ромм М.В., Скалабан И.А. Исторические очерки российской социальной работы: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. - 134 с.
  2. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. - М.; Тула, 1993. - С. 23.
  3. Ермоленко Г. Родники детской инициативы // Социальная работа. - 1992. - № 1. - С. 17.
  4. Деревягина Т. Тамбовское общество попечения о детях // Знамя труда. - 1993. - 20 октября. - С. 2 - 4.
 
  Повторная ссылка:
  1. Ромм Т.А., Ромм М.В., Скалабан И.А. Указ. соч. - С. 25., или Ромм Т.А., Ромм М.В., Скалабан И.А. Исторические очерки российской социальной работы... - С. 46., или Ромм Т.А. и др. Указ. соч. - С. 102.
  2. Бочарова В.Г. Указ. соч. - С. 56., или Теория и практика социальной работы. - Т. 1. - С. 56.
  3. Ермоленко Г. Указ. соч. - С. 17., или Социальная работа. - 1992. - № 1. - С. 17.
  4. Деревягина Т. Указ. соч. или Знамя труда. - 1993. - 20 окт.
 
  Несколько ссылок подряд на одно и то же издание
  (повторные ссылки на одной странице):
  1 Власов П.В. Обитель милосердия. - М.: Наука, 1991. - С. 37.
  2 Там же. - С. 45.
  3 Там же.
 
  Перечисление в одной ссылке нескольких произведений одного автора:
  Думова Н.Г. Имени Бахрушина // Знамя. - 1991. - № 3. - С. 34 - 38.; её же Московские меценаты. - М.: Мол. гвардия, 1992. - 333 с.
 
  Приложение 2
 
  ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ
 
  Список № 1 108
  1. Философско-юридические концепции прав человека в контексте социальной работы:
  генезис, этапы становления, дискуссии.
  2. Права человека в контексте социально-политических трансформаций РФ (90-е гг. XX в.).
  3. Формы и методы подготовки социальных работников в России и за рубежом: теория и практика.
  4. Отечественная благотворительность в начале XX в: теоретико-методологический аспект.
  5. Конфессиональные модели помощи: этапы становления и перспективы развития.
  6. Исторические модели трудовой помощи: теоретико-методологический аспект.
  7. Социальная политика в СССР: теоретико-методологический аспект.
  8. Социальная педагогика и социальная работа: цели, функции, концепции.
  9. Этика социальной работы: теоретико-методологический аспект.
  10. Социальная помощь, социальная защита и социальные гарантии: общее и особенное.
  11. Службы медико-социальной помощи населению: региональная модель Зап. Сибири.
  12. Службы социальной реабилитации населения: региональная модель Зап. Сибири.
  13. Теоретические основы социальной работы с неформальными группами.
  14. Теоретические подходы к молодёжной делинквентности.
  15. Социальная реабилитация девиантов.
  16. Социальная работа с беженцами.
  17. Социальная работа с безработными: причины, концепции, стратегии преодоления.
  18. Социальная работа с пожилыми людьми.
  19. Социальная работа с "группами риска".
  20. Сексуальные меньшинства как объект социальной работы.
  21. Проституция как объект социальной работы: мировая традиция и отечественная реальность.
  22. Защита прав детей и подростков: мировая традиция и отечественная реальность.
  23. Жертвы насилия как объект социальной работы.
  24. Лица склонные к суициду как объект социальной работы.
  25. Социальная реабилитация лиц, страдающих наркозависимостью
  26. Система социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект.
  27. Теории реабилитации лиц, находящихся в местах лишения свободы в местах лишения свободы.
  28. Девиантное (делинквентное) поведение как теоретическая проблема социальной работы.
  29. Философские основы современной социальной работы: теоретико-методологический аспект.
  30. Феномен аддиктивного поведения: теоретико-методологический аспект.
  31. Гуманистический подход в социальной работе: теоретико-методологический аспект.
  32. Теории филантропии и их влияние на профессиональную социальную работу: теоретико-методологический аспект.
  33. Специфические особенности региональных моделей социальной защиты населения.
  34. Российская благотворительность: история и современность.
  35. Социальное служение Русской Православной Церкви: традиции, формы, методы.
  36. Отечественная теория социальной работы: национальное своеобразие и/или зарубежное влияние.
  37. Социальная работа как научная теория: этапы становления и перспективы развития.
  38. Социальная работа как форма профессиональной социальной деятельности: теоретико-методологический аспект.
  39. Социальная работа как форма непрофессиональной социальной деятельности: теоретико-методологический аспект.
  40. Социологические теории и социальная работа: теоретико-методологический аспект.
  41. Социальная работа в системе социального знания: теоретико-методологический аспект.
  42. Прогрессивные идеи истории социальной работы и их использование в современной практике: теоретико-методологический аспект.
  43. Благотворительность как форма социальной работы: теоретический аспект.
  44. Призрение и благотворительность в контексте цивилизационного своеобразия России.
  45. Частная благотворительность: мировой опыт, отечественные традиции и современные тенденции.
  46. Социальная адаптация как центральная проблема социальной работы.
  47. Теоретическая разработка и обоснование модели негосударственного фонда социальных инноваций (молодёжи, студентов, молодых учёных и др.).
  48. Теоретическая разработка и обоснование модели негосударственного фонда социальной реабилитации (пожилых, инвалидов, наркоманов, детей сирот, беженцев, и др.).
  49. Социальная работа с клиентом в контексте адаптивных процессов современной России.
  50. Стратегии социальной адаптации личности в социальной работе.
 
  Список № 2 109
  1. Психологические модели и методы социальной работы
  2. Социально-психологические механизмы и условия социализации личности в контексте теории и практики социальной работы.
  3. Роль и значение этнической идентификации в процессе социализации.
  4. Социальная работа с этническими меньшинствами.
  5. Методы оказания помощи личности клиента в гуманистической психологии.
  6. Формирование защитных механизмов личности в ситуации социально-политической нестабильности.
  7. Психология успешного поведения личности: коррекция поведения объектов соц. работы.
  8. Психологические проблемы карьеры личности: психологическое консультирование организаций.
  9. Доверительное поведение как условие деятельности социального работника.
  10. Проблема одиночества в контексте теории социальной работы.
  11. Социально-психологические проблемы идентификации личности в условиях трансформации российского общества как проблема социальных служб.
  12. Влияние средств массовой информации (СМИ) на социальное поведение: посредническое участие социальных служб.
  13. Феномен авторитаризма как социально-психологическая проблема производственного консультирования социальных агентств.
  14. Психология экономического поведения в современном российском обществе: моделирование поведения в теории социальной работы.
  15. Социально-психологические проблемы общения в производственном коллективе (к вопросу психологического консультирования организаций).
  16. Понимание и восприятие человека человеком в теории и практике социальной работы.
  17. Социально-психологические аспекты развития группы: процессы межгрупповой дифференциации и интеграции: психологическое консультирование организаций.
  18. Конформизм в ситуации социально-политического кризиса российского обществе как проблема теории социальной работы.
  19. Психология паники и слухов: влияние данных феноменов на поведение индивида (работа с клиентами в условиях чрезвычайных ситуаций).
  20. Индивидуалистические и альтруистические тенденции в российском обществе (к проблеме психологии клиента).
  21. Гармоническое состояние человека и аттракция: проблема теории социальной работы.
  22. Социально-психологические проблемы социализации и социальной адаптации одарённых детей.
  23. Проблема социального страха и его преодоления (психологическое консультирование).
  24. Социально-психологические проблемы жизненных стратегий клиентов социальной работы (психологическая работа с клиентами).
  25. Проблема формирования и изменения социально-психологических установок (к вопросу психологического консультирования организаций).
  26. Психологические проблемы социальной регуляции поведения в контексте социальной работы в организациях.
  27. Социально-психологические проблемы воинского коллектива как объекта соц. работы.
  28. Социально-психологические проблемы студенческой аудитории как объекта соц.работы.
  29. Психология лидерства: психологическое консультирование организаций.
  30. Психология спортивного коллектива как объекта социальной работы.
  31. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива как предмета социальной работы.
  32. Социально-психологические требования к социальным работникам.
  33. Психологические проблемы социализации и социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  34. Психологические проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приёмной семьи.
 
  Список № 3 110
  1. Социальное расслоение и проблема конфликта в современной России.
  2. Социальная напряженность в современной России: сущность, тенденции развития, стратегии ослабления.
  3. Массовые конфликты как проявление депривации, социальной напряженности и социального кризиса.
  4. Роль социального работника в ослаблении и урегулировании последствий массовых конфликтов.
  5. Рыночная конкуренция как источник меж- и внутриколлективных конфликтов.
  6. Теоретические подходы к определению позиции социального работника в профилактике и урегулировании группового конфликта.
  7. Деятельность социальных служб по профилактике и урегулированию трудовых конфликтов.
  8. Система семейных отношений и типологии семейных конфликтов.
  9. Консультационные и терапевтические функции конфликтологической деятельности социальных служб семьи.
  10. Кризис семьи и пути его преодоления в контексте деятельности социального работника.
  11. Межнациональные конфликты и их влияние на систему социальной работы в регионе.
  12. Теории социального конфликта в контексте социальной работы.
  13. Конфликтогенность российского социума и его влияние на модель современной социальной работы.
  14. Социальная работа и проблема кросскультурных конфликтов как источника социальной напряженности в межличностном и межгрупповом взаимодействии.
  15. Благотворительность и меценатство в дореволюционной Сибири.
  16. Общественные организации дореволюционной Сибири как субъекты соц. работы.

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу