<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 ТЕСТ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (RAT) С. МЕДНИКА
 (адаптация Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной, подростковый вариант)
 Обзор
  Предложенная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С. Медника (тест отдаленных ассоциаций). Методика адаптирована в лаборатории психологии способностей Института психологии Российской академии наук на выборке школьников старших классов Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной, на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет - А. Н. Ворониным.
  Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В данном случае испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад.
  При разработке данного теста использовались принципы построения методики, не регламентирующей деятельность испытуемого. Так, тестовые задания были максимально освобождены от ориентации на мотивацию достижения, поскольку мотивация достижения является стимуляцией деятельности.
  Разработанная же методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала, а не особенностей деятельности испытуемого в данных экспериментальных условиях.
  Задания методики не были как-либо ограничены. Она была построена не по принципу теста или задачи, а как неограниченное поле деятельности в виде однотипных задач.
  Испытуемого нельзя ограничивать временем решения тестовых заданий. Желательно работать с испытуемым индивидуально, хотя возможен и групповой вариант.
 
  Подростковый вариант методики (Л. Г. Алексеева, Т. В. Галкина) состоит из разминки и двух серий заданий, предъявляемых испытуемому через определенный промежуток времени. При выполнении заданий испытуемому не ставилось никаких временных ограничений.
  Медник придавал большое значение разминке (warm up). Испытуемые, имеющие разминку перед основной серией, имели явное преимущество перед испытуемыми, лишенными ее. Разминка необходима для облегчения процесса вхождения испытуемого в деятельность и адаптацию к ней.
  Разминка в русскоязычной модификации представляет собой вербальные задания, построенные по "принципу омонизма": испытуемому предлагают два слова-качества двух разных значений омонима, необходимо подобрать соответствующее каждому общее слово. Таким образом, испытуемый только вводится в деятельность по решению вербальных задач, однако принцип решения основных заданий не дается.
  Непосредственно после разминки дается первая серия основных заданий. Вторая серия проводится с испытуемым через определенный промежуток времени (3-5 дней) после первой серии. Характерной чертой первой серии является то, что дается инструкция, не содержащая установки на достижение оригинальных результатов, то есть испытуемому просто предлагается решать вербальные задачи, без какой-либо ориентации на то, что необходимы оригинальные, образные и многочисленные решения.
 
 
 Инструкция
  Особенности процедуры тестирования:
  Работа проводится индивидуально, но можно работать и с небольшими группами (до 20 человек). Для проведения эксперимента выбирается тихое, хорошо освещенное помещение. Обязательно, чтобы испытуемый сидел за столом один (случай работы с группой) для исключения общения во время эксперимента. Тестовые задания предъявляются на отдельных листах, на которых испытуемый записывает варианты своих ответов.
  Перед началом работы у испытуемого должно быть серьезное и доброжелательное отношение к эксперименту, что можно достичь продуманными объяснениями, соответствующими возрасту и состоянию испытуемого. Закончив вступительную беседу, экспериментатор предлагает инструкцию к разминке. Разминка представляет собой своеобразное обсуждение возможностей решения тестовых задач.
  Инструкция к разминке:
  "Сейчас я предложу вам небольшие словесные задания. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть заданий и представили себе механизм их решения. Я даю вам два слова. Вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, то есть могло составить с ним словосочетание. Например, вам даются слова: деревянная, пионерская. Ответом могут служить слова: линейка, комната. Какие еще слова вы можете предложить?
  Возьмем другую пару: горячая, кафельная.
  Ответ: плитка.
  Вы можете менять слова-стимулы грамматически: горячий пол, кафельный пол."
  Испытуемому предлагают карточки с заданиями разминки, которые он последовательно решает, записывая ответы на самих карточках.
  Задания разминки: фирменные, рекордные; детская, чернильница; шахматная, изящная; бумажный, осенний; вкусный, английский.
  С испытуемым постоянно обсуждается момент возможности-невозможности употребления определенных выражений. Экспериментатор в процессе обсуждения подводит испытуемого к мысли о возможности употребления самых невероятных словосочетаний.
  Если разминка представляет собой своеобразное обсуждение, то есть работу испытуемого в паре с экспериментатором, то подобное общение полностью исключается при проведении основных серий. Экспериментатор зачитывает инструкцию, затем предлагает задать возникшие вопросы. Для ответа на них экспериментатор вновь зачитывает вслух соответствующие места из инструкции. Чтобы не нарушить адекватность условий эксперимента, экспериментатор не должен пытаться разъяснять своими словами смысл заданий и примеры решений. Убедившись, что испытуемый понял сущность задания, экспериментатор разрешает взять первую карточку из первой серии.
  Инструкция к 1 Серии:
  "Итак, переходим к основной серии задач. Суть каждого задания примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагаются не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например, быстрый, зеленый, полный, словом-ответом быть слово поезд. Вы можете также изменять слова грамматически, использовать предлоги. Например, часы, скрипка, единство. Ответом может служить: мастер: часовой мастер, скрипичный мастер, единственный мастер, или с предлогом - мастер по часам.
  Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Ответы пишите на этих же карточках. Если вы изменяете слова-стимулы, то пишите только предлагаемое слово. Работайте удобном для вас режиме, во времени вы не ограничены. Так как здесь важны сугубо ваши личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально."
  Инструкция ко 2 Серии:
  Инструкция к данной серии дается другими словами: "Сегодня я даю вам задания, подобные прошлым, но цель наша становится более интересной, несколько даже усложняется. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными. Пусть это будут словосочетания, которые в обычной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно. Постарайтесь преодолеть ваши стереотипы мышления и создать нечто новое и оригинальное. Условия те же: вы можете менять грамматическую основу слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках.
  Еще раз напоминаю вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность своего мышления. Пусть ваши словосочетания будут яркими и необычными, быть может даже иногда странными. Новое и оригинальное всегда звучит непривычно и кажется лишенным смысла. Пусть это не пугает вас - сейчас вы творите!!! Дайте волю собственной фантазии. Позвольте себе забыть о речевых нормах, о нормах бытового языка каждого дня. И заговорите новым оригинальным красивым языком.
  Постарайтесь на каждое задание дать как можно больше ответов, оригинальных и необычных."
  Таким образом, вторая серия основных задач практически не отличается по стимульному материалу от первой серии. Основное отличие заключается в инструкции, цель которой - максимально замотивировать испытуемого. В инструкции подчеркивается, что испытуемый должен "творить" и продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность мышления, причем таких должно быть как можно больше.
 
 Содержание
 Стимульный материал первой серии. Наиболее типичные ответы. громкая правда медленно говорить холодная зелень мутная вода прошлое море друзья вспомнить зоркий ресница стеклянный глаз свежая английская новости газета кино экзамен проездной билет комната положение река войти трудное истекло золото время мундир городок билет военный неожиданно человек улица встреча холодная дым жесткая война умная косы свежая голова прошлый время трудный год дедушка очки добрая бабушка долго вечер друзья ждать плохо глаза море видеть слон облако медведь белый навсегда домой назад вернуться
 
 Стимульный материал второй серии. Наиболее типичные ответы. случайная горы долгожданная встреча вечерняя бумага стенная газета обратно родина путь вернуться далеко слепой будущее смотреть народная страх мировая война деньги билет свободное время дверь доверие быстро войти человек погоны завод военный друг город круг родной поезд купить бумажный билет цвет заяц сахар белый ласковая морщины сказки бабушка детство случай хорошее настроение воздух быстрая свежая струя певец Америка тонкий голос тяжелый рождение урожайный год много чепуха прямо говорить кривой очки острый глаз садовая мозг пустая голова гость случайно вокзал встреча
 Ключи
  Алгоритм расчета основных показателей теста.
  Все результаты, полученные на определенной выборке, фиксируются и сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии испытуемых, а по горизонтали все предложенные испытуемым ответы на слова-стимулы. На серию делается отдельная таблица.
  Критерии оценки:
  1. Количество ассоциаций.
  ,
  где х - общее количество ответов; у - общее количество заданий.
  (В данном варианте теста в каждой серии предлагалось по двадцать заданий. Если на 20 заданий испытуемый предложил 36 ответов, его индекс оригинальности будет равен 36/20= 1,8).
  2. Индекс оригинальности.
  Сначала считается индекс оригинальности каждого ответа, а затем индекс оригинальности всех ответов испытуемого, то есть индекс оригинальности его работы.
  Работа проводилась следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенный в данном выборе, и подсчитывается частота встречаемости каждого ответа.
  ,
  где Z - индекс оригинальности каждого ответа; i - номер задания; r - частота встречаемости конкретного ответа у каждого испытуемого относительно данной однородной выборки.
  Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются.
  ,
  где Nор - индекс оригинальности работы испытуемого; Х - общее количество ответов.
  Например, на стимул "быстрый, зеленый, полный", из 50 испытуемых 46 дали ответ "поезд", индекс оригинальности данного ответа будет равен 1/46. Таким образом, просчитываются индексы всех ответов данного испытуемого и получается сумма индексов испытуемого: 1/5 + 1/6 + 1/7 + 1/24 = 9,8.
  Индекс оригинальности данного испытуемого будет равен 9,8/20 = 0,49.
  3. Индекс уникальности ответов. Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности Zi= 1
  ,
  где Nун - индекс уникальности ответов (относительно данной выборки); l - количество уникальных ответов (Zi = 1)
  4. Индекс селективного процесса.
  Для получения этого индекса требуется дополнительная процедура, которая заключается в следующем: все предложенные в данной выборке на каждый стимул ответы сводятся в общую таблицу и затем предлагаются испытуемому. Испытуемый из всех зафиксированных ответов должен выбрать наиболее оригинальный и яркий.
  Подобный выбор проводится и группой экспертов. Затем выборы сравниваются.
  Индекс селективного процесса вычисляется по следующей формуле:
  ,
  где Р - число совпадений выборов; У - общее количество заданий.
  При анализе результатов более информативными являются качественные показатели (Nоп, Nум). Количественный показатель (Nа) важен лишь с точки зрения, высказанной Медником, что среди большого количества ответов с большей вероятностью может быть получен оригинальный ответ.
  Испытуемые упорядочиваются по шкале креативности по показателю оригинальности, затем корректируются по показателю уникальности. И лишь затем происходит коррекция по количественному показателю. Индекс селективного процесса является наименее объективным, так как зависит от мнения экспертов, и учитывается в последнюю очередь.
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу