<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 О роли руководства в системе качества и оргструктуре предприятия
 
  Линейно-функциональная схема управления предприятием, использующая в основном вертикальные, а не горизонтальные связи, затрудняет внедрение системы менеджмента качества.
  Основные проблемы с качеством, а точнее говоря проблемы "бескачественности" возникают в брешах между функциональными обязанностями.
  Нужна власть иной системы. И эту систему называют системой качества.
  Ответственный за качество не функциональный менеджер - он системный руководитель.
  Для бизнеса важнее денег - источник денег, т. е. потребители, а их интересует качество, цена, обслуживание, время исполнения заказа. Все это напрямую связано с системой качества, поэтому у руководителя предприятия есть только один выход - он сам должен возглавить работу по качеству.
  Руководителю не надо держать все проблемы качества в голове. Необходимо распределить проблемы между всем персоналом. Для этого необходимо создать систему, в которой люди правильно взаимодействуют друг с другом без прямого вмешательства руководства. Президент (генеральный директор) создает систему менеджмента качества. Люди работают в системе, а глава фирмы над совершенствованием системы.
  Существует как минимум три причины, почему глава компании (генеральный директор, президент) должен возглавлять систему качества.
 1. Успех фирмы зависит от степени удовлетворенности покупателей, а их, в свою очередь, интересует цена и качество. Обе эти вещи, точнее, себестоимость и качество - объекты системы менеджмента качества. Директор должен взять на себя заботу о главном - об источнике денег, т. е. о потребителях, а значит, и о качестве продукции.
 2. Инвестирование в качество может, как бы странным это не показалось, снижать себестоимость продукции, прежде всего за счет повышения качества работы персонала и процессов, а это вопросы которые должен решать директор.
 3. С развитием разделения труда и функционального менеджмента произошел скачок производительности и почти такой же - в падении качества и авторитета мастерства. Функциональный подход к менеджменту разрушил единство и согласованность отдельных частей процессов менеджмента. Между функциональными подразделениями выросли барьеры, а иногда и баррикады. Главный технолог и главный конструктор у нас "ненавидят" друг друга. А начальника ОТК вообще никто не любит.
 Задача высшего руководства - обеспечить "собираемость" процессов, создать из предприятия "единую команду", которая на бесконфликтной основе решает единые для всех задачи. На это и направлена система менеджмента качества.
 
  Руководитель должен по-другому взглянуть на свою компанию - с точки зрения процессного подхода. Создание системы качества - это создание системы менеджмента процессов, горизонтальных процессов. То, что они горизонтальные - это принципиально, это означает, что они должны действовать почти без вмешательства директор и его заместителей.
  Здесь уместна аналогия с автопилотом. Директор должен возглавить работы по созданию, анализу эффективности и развитию системы менеджмента качества, т.е. деятельность директора подобна созданию автопилота. Директор должен его разработать, анализировать, как он работает и давать предложения по его улучшению, а не вмешиваться в его работу, за исключением тех случаев, где он не должен работать.
  Продукция директора - это менеджмент, управленческие решения.
  За качество конечной продукции также отвечает директор. Но инструментом, которым он реализует свою ответственность, является система менеджмента качества ("автопилот управления предприятием").
 
  Требования к системе менеджмента качества:
  Основа - МС ИСО серии 9000 (полный комплект, включающий ИСО 9000, 9004, 19011).
  К ним рекомендуется добавить положения Европейской премии за качество, методы TQM.
  Далее следует учитывать отраслевые требования: в автомобильной отрасли они сформулированы в стандарте QS-9000, технических условиях ИСО/ТУ 16949. В авиационной промышленности это стандарт AS-9100, в телекоммуникационной -TL-9000. В оборонной промышленности - военные стандарты по требованиям к продукции и этапам жизненного цикла продукции (ГОСТ, ОСТ, РД, РК, РМ и др.)
 
  Организация внутреннего аудита
  Система менеджмента качества имеет очень простую иерархическую структуру, в ней всего три этажа:
 - генеральный директор;
 - ответственный представитель руководства за качество;
 - внутренние аудиторы.
  Ген. директор работает над улучшением СМК на основе отчетов по эффективности СМК, которые готовит ответственный за качество на основании результатов внутреннего аудита.
  Штатных аудиторов может быть немного. Другое дело, что люди из вашей компании должны быть подготовлены и обучены для этой роли. Они могут занимать любые другие должности, но когда проводят аудит, все должны подчиняться им.
  Это другая форма власти. К ней надо будет привыкнуть. Начальники подразделений должны принять как должное и подчиниться: их работу будут проверять люди, находящиеся на более низких должностях. Руководитель должен поднять статус аудиторов и поддерживать его на очень высоком уровне. Все должны знать, что аудиторы -это сотрудники, которым ген. директор лично делегировал полномочия проверок. Ген. директор должен обязать своих руководителей на период проверки подчиняться аудиторам.
  Аудитор - это, прежде всего, системно грамотный человек в вопросах качества. Компетентность и независимость - вот его два основных качества. Лучше всего аудиторами назначать людей из резерва на повышение.
  Не путайте аудиторов с контролерами и инспекторами, их задачи искать пути улучшения системы, а не искать виновных.
 
  Чем более СМК насыщена методами менеджмента качества, тем она совершеннее и эффективнее. "СМК даст то, что вы в нее заложили. Ведь глупо требовать от "Москвича" скорости "Ягуара"".
 
  Основные группы показателей эффективности предприятия:
 1. Финансово-экономическая.
 2. Степень удовлетворенности потребителей.
 3. Показатели бизнес-процессов (производительность, потери, отходы, коэффициент использования оборудования и т.д.).
 4. Степень удовлетворенности работой персонала (творчество, учеба, карьера и т.д.).
 
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу