<< Пред.           стр. 89 (из 142)           След. >>

Список литературы по разделу

 жизни. А если он к тому же - заурядная личность, не обладающая в
 действительности воспеваемыми талантами, то ему приходится самоутверж-
 даться и заслуживать признание окружающих другими способами (отличным от
 других внешним видом, необычными поступками, сочинительством о себе раз-
 ных историй и т.п.). Иногда бывает трудно отличить врожденную психопатию
 от патохарактерологического развития личности, тем более, что и при фор-
 мировании врожденной психопатии внешние факторы играют далеко не послед-
 нюю роль.
  Лечение. В стадии компенсации психопатические личности в лечении не
 нуждаются. В профилактике декомпенсации основное значение придается ме-
 рам социального воздействия: правильное воспитание в семье, школе, меры
 по адекватному трудоустройству и социальной адаптации, соответствующие
 психическому складу личности и уровню интеллекта. При декомпенсации ис-
 пользуются как методы психотерапевтического воздействия (разъяснительная
 психотерапия, аутогенная тренировка, гипноз, семейная психотерапия), так
 и медикаментозное лечение.
  Психотропные препараты назначаются индивидуально с учетом психопато-
 логических реакций и личностных особенностей. У личностей с преимущест-
 венно эмоциональными колебаниями успешно применяют антидепрессанты, при
 выраженных истерических реакциях - небольшие дозы нейролептиков (амина-
 зин, трифтазин), при состояниях злобности, агрессивности - также нейро-
 лептики (тизерцин, галоперидол). При выраженных отклонениях поведения
 успешно используются "корректоры поведения" - неулептил, сонапакс. Тяже-
 лые астенические реакции требуют назначения стимуляторов (сиднокарб) или
 естественных препаратов с мягким стимулирующим действием (женьшень, ки-
 тайский лимонник, заманиха, левзея, элеутерококк и др.). Подбор препара-
 тов, доз и способов их введения осуществлется врачом-психиатром. На пе-
 риод декомпенсации определяется временная утрата трудоспособности с
 оформлением больничного листка. На инвалидность больные переводятся
 крайне редко, при отягчающих обстоятельствах. Прогноз в целом благопри-
 ятный.
  Реактивные психозы. Состояния, возникающие в результате воздействия
 факторов, представляющих особую значимость для больного или угрожающих
 его жизни и благополучию. Один из главных признаков реактивных психозов
 - их временный и обратимый характер. Возникая в ответ на психотравмирую-
 щую ситуацию, они прекращаются после ее разрешения и исчезновения. В
 клинической картине, как правило, отражается, или "звучит", содержание
 психической травмы. В отличие от неврозов, также возникающих вследствие
 воздействия психогенного фактора, реактивным психозам свойственны остро-
 та состояния, большая глубина расстройств, утрата критической оценки
 своего состояния и происходящих вокруг событий. Возникновение реактивно-
 го психоза, его характер и особенности симптоматики зависят от силы и
 значимости психической травмы для личности, а также от ее конституцио-
 нальных особенностей. Реактивный психоз легче возникает у психопатичес-
 ких личностей, например, истерических, эмоционально неустойчивых, пара-
 нойяльных.
  Предрасполагающими факторами могут быть тяжелые соматические заболе-
 вания, перенесенные в прошлом черепно-мозговые травмы, длительная алко-
 голизация, вынужденная бессонница, переутомление и т.д. Наиболее уязви-
 мыми в плане возникновения патологических психических реакций являются
 подростковый и климактерический периоды.
  Симптомы и течение. В зависимости от клинических проявлений выделяют
 острые реактивные состояния (аффективно-шоковые реакции) и затяжные пси-
 хозы.
  Аффективно-шоковые реакции вызываются внезапным сильным воздействием,
 обычно представляющим угрозу для жизни (пожар, землетрясение, наводнение
 и т.д.). Проявляются в форме возбуждения и заторможенности. Реакции с
 возбуждением выражаются бессмысленным хаотическим двигательным беспо-
 койством на фоне суженного сознания. Больной мечется, кричит, просит о
 помощи, пытается бежать, часто навстречу грозящей опасности. После выхо-
 да из психоза больные плохо помнят перенесенное состояние. Реакции с за-
 торможенностью сопровождаются частичной или полной обездвиженностью
 (ступором). Несмотря на угрожающую опасность, человек как бы застывает,
 цепенеет, не может сделать движения, сказать слова. Реактивный ступор
 длится от нескольких минут до нескольких часов. Мимика отражает либо ис-
 пуг, ужас, отчаяние, растерянность, либо абсолютное безразличие к проис-
 ходящему. В тех случаях, когда заторможен ность не достигает степени
 ступора, больные доступны контакту, но речь их замедлена, односложна,
 движения скованы, в ногах ощущение тяжести. Сознание может быть суженным
 с последующим выпадением из памяти отдельных событий. К острым реактив-
 ным психозам могут быть отнесены и истерические психотические состояния,
 возникающие обычно в условиях судебной ситуации при угрозе уголовной от-
 ветственности. Выделяют несколько вариантов подобных расстройств, кото-
 рые могут сочетаться или сменять одно другое.
  Истерическое сумеречное помрачение сознания (синдром Ганзера) прояв-
 ляется в "мимоговорении", т.е. когда больной на явно понятый им вопрос
 отвечает неправильно. Поведение его при этом демонстративно, сопровожда-
 ется либо громким смехом, дурашливостью, либо плачем, рыданиями. Ориен-
 тировка в месте, времени и окружающих лицах нарушена.
  Псевдодеменция (ложное слабоумие) - состояние, при котором отмечается
 грубое, нарочитое нарушение ориентации в месте, времени, окружающей обс-
 тановке и собственной личности. На самые простые вопросы больные дают
 нелепые ответы, а на более сложные вопросы могут неожиданно дать пра-
 вильный ответ. Так, на вопрос, сколько пальцев на руках, больной может
 ответить - 7, 15; может также сказать, что у него 3 глаза, 4 ноги. Чер-
 ное называет белым, зиму - летом, вместо руки подает ногу. Туфли надева-
 ет на руки, в рукава пальто просовывает ноги. Ест яйца вместе со скорлу-
 пой. Больной при этом растерян, таращит глаза. На лице может быть бесс-
 мысленная улыбка или, наоборот, скорбь и страх. Псевдодеменция длится от
 1-2 недель до 2 месяцев, обычно до разрешения судебно-психиатрической
 ситуации. Воспоминания - отрывочны "все было, как во сне".
  Пуэрилизм - психотическое состояние с детским поведением, обычно до-
 полняет псевдодеменцию. Больные ведут себя как маленькие дети. По-детски
 строят фразы, сюсюкают, шепелявят, окружающих называют тетями и дядями.
 Играют в детские игры, капризничают. Не могут выполнить элементарных за-
 даний или допускают грубые ошибки. При этом сохраняются определенные на-
 выки и стереотипы поведения взрослого человека, например, манера курить,
 пользоваться косметикой.
  Истерический ступор - состояние выраженной заторможенности с отказом
 от еды, упорным молчанием и суженным сознанием. В отличие от обычного
 реактивного ступора, когда больные находятся в состоянии резкой вялости,
 медлительности, оцепенения, при истерическом ступоре отмечается сильное
 напряжение мышцтела и сопротивление больного на любую попытку изменить
 его позу. Мимика отражает отчаяние, злобу, скорбь. Любое напоминание о
 психотравмирующей ситуации вызывает вегетативные реакции в виде покрас-
 нения кожи лица, учащения пульса, дыхания. Выход из ступорозного состоя-
 ния может наступить сразу после благоприятного разрешения ситуации или
 происходит постепенно с появлением других истерических симптомов (пара-
 лич, дрожь в теле, нарушение походки).
  К затяжным реактивным психозам относятся реактивная депрессия и реак-
 тивный параноид (бредовой психоз).
  Реактивная депрессия обычно возникает как реакция на смерть (особенно
 внезапную) близких людей, тяжелые жизненные неудачи и сопровождается по-
 давленным настроением, плаксивостью, отсутствием аппетита, малоподвиж-
 ностью. Больные ходят сгорбившись, сидят с опущенной на грудь головой,
 лежат поджав ноги. Все мысли их связаны с психотравмирующей ситуацией,
 ее анализом, желанием обсуждать эти события с окружающими. Вначале, нап-
 ример, сразу после извещения о гибели, может быть кратковременное состо-
 яние оцепенения, без слез, и лишь по выходе из ступора появляются слезы
 с присоединением чувства вины или раскаяния. Чувство собственной вины
 связано непосредственно с психогенной ситуацией: больные винят себя в
 том, что не все сделали, чтобы предотвратить смерть или облегчить стра-
 дания близкому человеку, что недостаточно были к нему внимательны и
 справедливы. Однако, мысли больных направлены не в прошлое, как при цик-
 лотимической депрессии, а связаны с настоящим и будущим, поэтому
 кчувству утраты и скорби о близком человеке всегда присоединяются мысли
 о мрачной перспективе одиночества, страдания, материального неблагополу-
 чия с потребностью сопереживания и соучастия.
  Мысли о самоубийстве появляются лишь при полном отсутствии утешающей
 перспективы. Течение реактивной депрессии зависит как от характера пси-
 хической травмы, так и от особенностей личности больного. Однако, время
 излечивает все, т.е. прогноз чаще всего благоприятный. Затяжные реактив-
 ные депрессии обычно наблюдаются в неразрешающихся психогенных ситуаци-
 ях.
  Например, близкий человек пропал, и его не могут найти ни живым, ни
 мертвым.
  Реактивный бредовой психоз (параноид) - ложные суждения и умозаключе-
 ния, возникающие у больных в связи с определенной психотравмирующей си-
 туацией. Идеи вначале могут быть сверхценными, психологически понятными,
 возникающими на реальной почве и на первых порах поддающимися некоторой
 коррекции, но затем они переходят в бредовые, с неправильным поведением
 и отсутствием у больного критики к своему состоянию. Подобные бредовые
 психозы могут возникать в условиях изоляции, в том числе языковой. Появ-
 лению психоза способствует напряжение окружающей обстановки (военные ус-
 ловия), непонимание чужой речи, обычаев, а также собственное состояние,
 ослабленное бессонницей, переутомлением, алкоголизацией, недоеданием.
  Появляется страх, подозрительность, а затем мысли о преследовании,
 возможном убийстве. При этом могут возникать обманы восприятия (чаще бы-
 вают у подследственных, сидящих в одиночных камерах) - больные слышат
 голоса родных, знакомых, плач детей. Бред отношения и преследования мо-
 жет возникать у тугоухих вследствие затрудненного восприятия речи и неп-
 равильного толкования поведения окружающих. Распознавание реактивных па-
 раноидов обычно не вызывает затруднений. Ситуационная обусловленность
 психоза, непосредственная связь его содержания с психотравмирующей ситу-
 ацией и обратимость состояния при изменении внешней обстановки - основ-
 ные критерии диагностики.
  К реактивным параноидам относят также индуцированный бред, возникаю-
 щий в результате эмоционально-психологического влияния человека, страда-
 ющего бредовым психозом. Последний как бы навязывает свои бредовые идеи
 другому, находящемуся с ним в эмоционально тесном контакте (например,
 психически больная мать - дочери). Для возникновения подобного состояния
 необходимы определенные условия. Во-первых, наличие тесного общения или
 совместного проживания двух людей при относительной изоляции от окружаю-
 щих (иногда они сами себя изолируют, не общаясь с другими людьми).
 Во-вторых, индуцированные бредовые идеи появляются обычно на определен-
 ной почве, т.е. у личностей с психопатическими особенностями (повышенная
 внушаемость, застреваемость, ригидность, тревожность, склонность к
 сверхценным образованиям), умственным недоразвитием, низким культурным
 уровнем. Тематика индуцированных бредовых идей связана с обыденными со-
 бытиями и выражается в идеях преследования, отравления, ревности, сутяж-
 ничества. Индуцируемый больной, так же как и индуктор, может быть воз-
 бужденным и совершать социально-опасные действия. Индуцированный психоз
 обычно проходит при перемене обстановки и изоляции больного от индукто-
 ра.
  Лечение. При всех реактивных психозах необходимо прежде всего (там,
 где это возможно) устранить причину заболевания - психогенную ситуацию.
 Аффективно-шоковые реакции, если не переходят в другое состояние, обычно
 не требуют помощи врача. При других психозах требуется госпитализация.
 Лечебная тактика определяется остротой состояния, характером психотрав-
 мирующей ситуации, ее предполагаемым исходом, а также особенностями пси-
 хопатологической симптоматики. В любом случае, благоприятное разрешение
 психогенной ситуации, например, снятие обвинения, эвакуация из района
 бедствия, возвращение на родину из условий языковой изоляции, спо-
 собствует быстрому выздоровлению. И наоборот, безвыходная ситуация соз-
 дает условия для затяжного течения психоза. При состояниях возбуждения
 используют нейролептики (аминазин, трифтазин) и транквилизаторы (седук-
 сен) в инъекциях. Бредовые идеи купируют так же пейролептиками (галопе-
 ридол, стелазин, этаперазин). При реактивной депрессии применяют анти-
 депрессанты (амитриптилин, герфонал, пиразидол и др.).
  Важнейшим элементом лечения является психотерапия, задача которой -
 устранение чрезмерной фиксации на психотравмирующей ситуации и выработка
 защитных психологических механизмов в период адаптации к ее последстви-
 ям. Психотерапевтическую работу с больным проводят только при выходе его
 из острого психоза, когда он уже может адекватно воспринимать окружаю-
 щее, в том числе доводы врача, и критически оценивать ситуацию и свое
 состояние. В большинстве случаев прогноз благоприятный, больные возвра-
 щаются к трудовой деятельности. Прогноз менее благоприятен в условиях
 неразрешимых или затяжных психотравмирующих ситуаций, однако и здесь
 происходит трансформация состояния и относительная адаптация к новым ус-
 ловиям.
  Старческие (сеиильные) психозы - заболевания, возникающие в позднем
 возрасте в связи с атрофией головного мозга. Развитие болезней обуслов-
 лено в основном генетическими факторами, внешние воздействия играют лишь
 провоцирующую или усугубляющую течение процесса роль. Различие клиничес-
 ких форм связано с преимущественной атрофией тех или иных участков коры
 и подкорковых образований головного мозга. Общим для всех заболеваний
 является медленное, постепенное, но прогрессирующее течение, ведущее к
 глубокому распаду психической деятельности, т.е. к тотальному слабоумию.
 Выделяют пресенильные деменции (болезнь Пикай болезнь Альцгеймера) и
 собственно старческое слабоумие.
  Болезнь Пика - ограниченная предстарческая атрофия мозга, преимущест-
 венно в лобных и височных долях. Болезнь начинается в 50-55 лет, длится
 5-10 лет, приводя к тотальному слабоумию. Возможно и более раннее, и
 позднее начало. Женщины заболевают чаще, чем мужчины. Болезнь начинается
 с изменений личности. Появляется вялость, апатия, исчезает инициатива,
 пропадает живость эмоциональных реакций. Снижается продуктивность мышле-
 ния, нарушается способность к абстракции, обобщению и осмыслению, исче-
 зает критика к своему состоянию, поведению и образужизни. У некоторых
 больных наблюдается эйфория с расторможенностью влечений и утратой
 нравственных и моральных установок. Речь становится бедной, с прогресси-
 рующим уменьшением словарного запаса, стереотипными повторениями одних и
 тех же слов, фраз. Происходят грубые нарушения письма: изменяется по-
 черк, грамотность, смысловое выражение. Больной постепенно перестает уз-
 навать предметы, понимать их назначение (не может, например, назвать
 ручку, нож и для чего они нужны), и поэтому не может ими пользоваться.
 Глубокое снижение интеллекта приводит к повышенной внушаемости и стерео-
 типному подражанию окружающим (их мимике, жестам, повторению за ними
 слов). Если больного не тревожить, то он большей частью молчит, либо
 повторяет одни и те же движения или фразы.
  С развитием болезни все более заметными становятся и нарушения памя-
 ти, особенно запоминание новой информации, приводящие к нарушению ориен-
 тировки в пространстве. В конечной стадии происходит тотальный распад
 мышления, узнавания, речи, письма, навыков. Наступает полная психическая
 и физическая беспомощность (маразм). Прогноз неблагоприятен. Смерть нас-
 тупает от разных причин, обычно в результате присоединения инфекции.
  Болезнь Альцгсимера - одна из разновидностей предстарческого слабоу-
 мия, возникающего вследствие атрофии преимущественно в височных и темен-
 ных долях головного мозга. Болезнь начинается в среднем в 55 лет, встре-
 чается гораздо чаще, чем болезнь Пика. Женщины болеют в 3-5 раз чаще,
 чем мужчины. Болезнь начинается с нарастающих нарушений памяти. Однако,
 больные замечают у себя эти нарушения и связанное с ними снижение интел-
 лектуальных возможностей и всячески пытаются скрыть это от окружающих. С
 нарастанием нарушений памяти появляется чувство растерянности, непонима-
 ния, недоумения, что в ряде случаев заставляет их обратиться к врачу.
 Постепенно больные перестают ориентироваться в месте и времени, из памя-
 ти выпадают накопленные знания, опыт, навыки. Процесс выпадения идет от
 настоящего к прошлому, т.е. забываются сначала ближайшие по времени со-
 бытия, а потом более отдаленные. Вначале страдает память на отвлеченные
 понятия - имена, даты, термины, названия. Далее присоединяются нарушения
 запоминания, в связи с чем больные начинают путать хронологическую пос-
 ледовательность событий как вообще, так и в личной жизни. Больные не мо-
 гут сообщить, где они находятся, свой домашний адрес (могут назвать при
 этом адрес дома, где они жили в юности). Выйдя из дома, не находят об-
 ратно дороги. Нарушается узнавание формы, цвета, лиц, пространственного
 расположения.
  Людей из ближайшего окружения начинают называть чужими именами, нап-
 ример, представителей молодого поколения - именами своих братьев и сес-
 тер, затем - именами давно умерших родственников и знакомых. В конечном
 итоге больные перестают узнавать собственный внешний облик: глядя на се-
 бя в зеркало, могут спросить - "а это что за старуха?" Нарушение ориен-
 тированности в пространстве сказывается в беспорядочности и асимметрии
 почерка: буквы скапливаются в центре или в углах страницы, написано,
 обычно, по вертикали. С этим тесно связаны расстройства речи, обеднение
 запаса слов, отсутствие понимания услышанного, прочитанного или написан-
 ного собственной рукой. Поэтому письмо все больше представляет набор
 неправильных окружностей, кривых, а затем - прямых линий. Речь становит-
 ся все больше непонятной, состоящей из отдельных частей слов и слогов.
  Больные постепенно теряют все приобретенные за свою жизнь навыки и
 привычные действия: не могут одеться, приготовить пищу, сделать ка-
 кую-нибудь элементарную работу, например, пришить пуговицу, а в конечном
 итоге - выполнить даже одного целенаправленного действия. Настроение не-
 устойчивое: апатия перемежается веселостью, возбуждением, беспрерывной и
 непонятной речью. В конечной стадии болезни могут наблюдаться нарушения
 походки, судорожные припадки, рефлекторные движения губами, языком (со-
 сание, причмокивание, жевание). Исход заболевания неблагоприятный: сос-
 тояние полного маразма. Смерть наступает либо во время припадка, либо в
 связи с присоединившейся инфекцией.
  Старческое слабоумие (сенильная деменция) заболевание старческого
 возраста, обусловленное атрофией головного мозга, проявляющееся посте-
 пенным распадом психической деятельности с утратой индивидуальных осо-
 бенностей личности и исходом в тотальное слабоумие. Старческое слабоумие
 - центральная проблема психиатрии позднего возраста. Больные сенильной
 деменцией составляют 3-5 % в популяции лиц старше 60 лет, 20 % - среди
 80-летних и от 15 до 25 % всех психически больных старческого возраста.
 Причина старческого слабоумия, как и других атрофических процессов, до
 сих пор неизвестна. Не вызывает сомнения роль наследственности, что
 подтверждают случаи "семейного слабоумия". Заболевание начинается в
 65-75 лет, средняя продолжительность болезни - 5 лет, но встречаются
 случаи с медленным течением на протяжении 10-20 лет. Болезнь развивается
 незаметно, с постепенных изменений личности в виде заострения или утри-
 рования прежних черт характера. Например, бережливость превращается в
 скупость, настойчивость - в упрямство, недоверие - в подозрителность и
 тд. Сначала это напоминает обычные характерологические сдвиги в старос-
 ти: консерватизм в суждениях, поступках; неприятие нового, восхваление
 прошлого; склонность к нравоучениям, назидательности, несговорчивости;
 сужение интересов, эгоизм и эгоцентризм. Наряду с этим, снижается темп
 психической деятельности, ухудшается внимание и способность его переклю-
 чения и сосредоточения. Нарушаются процессы мышления: анализ, обобщение,
 абстрагирование, логическое умозаключение и суждение. С огрубением лич-
 ности нивелируются ее индивидуальные свойства и все рельефнее выступают

<< Пред.           стр. 89 (из 142)           След. >>

Список литературы по разделу