<< Пред. стр. 105 (из 787) След. >>
ж/д мост 0 182
автомобильный мост 0.5 182.5
порог N 39 (Нижнебессовецкий)
Мелководный.Проход по основной 2 184.5
струе.Стояки до 1м.
протока в Укшозеро 8 192.5
Находится справа по ходу движения.
пос.Шуя 5 197.5
ПОД'ЕЗДЫ
Москва - Петразоводск
N поезда | конеч. пункт | отправление | прибытие
-----------+--------------+-------------+----------
344 | Мурманск | 16.00 | 5.54
18 | Петразоводск| 18.17 | 9.10
182 | Мурманск | 19.29 | 10.57
374 | Мурманск | 22.20 | 13.50
16 | Мурманск | 0.35 | 15.56
| (через Питер)| |
112 | Мурманск | 1.20 | 14.26
| | |
Петразоводск - Суоярви
N поезда | конеч. пункт | отправление | прибытие
-----------+--------------+-------------+----------
680 | Костомукша | 19.20 | 0.14
| | |
возможен поезд примерно в 9 часов утра
РАЗНОЕ
Информацию об уровне воды в р.Шуя, а также другую информа-
цию о реке можно получить на Игнойльской ГЭС.
В деревне Суойоки имеется почта, магазин.
В деревне Соддер имеется столовая, магазин, почта и медпункт.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Поход в целом прошел успешно.Сомнений, что река Шуя являет-
ся рекой III к.с. у нас не возникало.Все порги в верховьях реки
технически сложны и интересны для прохождения.Особое внимание
надо обратить на следующие пороги : Грива, Сизовский, порог N25,
Большой Толли, Рыжий и Кеняйкоски.Особенности зтих порогов и
правила их прохождения даны в лоции.Необходимо заметить, что при
нашем прохождении была очень малая вода и многие пороги не пока-
зались нам сложными, как говорилось в других отчетах.
При большой воде внимание следует уделить следующим поро-
гам: Сизовский, Кумиу, Большой Толли.
Данный отчет не блистает хорошим фотографическим материа-
лом, но его достоинством является отличная карта р.Шуя (масштаб
1:100000)
Данный отчет является дополнением к уже существующему отче-
ту N 5248, находящемуся в библиотеке МГЦТК.
Отсутствие фотографий по нижней части р.Шуя от Вагатозера
об'ясняется несложностью порогов, а также их длиной (до 2
км).Эти пороги, не что иное, как мощные шиверы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Отчет N 5248. 1988г. Рук-ль Бубнов В.Ю. и Петров А.С.
2. Водный туризм. М.:Профиздат,1990
===============================================================
FILE: shuq5.txt
Южная Шуя. Впечатления 1997
Date: 05 Aug 97
From: Danila Shvetz
Тут были вопросы про Ю. Шую - может, кому будет интересно.
Уровень воды - средний. По отзывам тех, кто, по их словам,
ходил в "малую" воду - воды существенно больше. По сравнению с
тем что я видел в августе 1993 - меньше где-то на полметра.
Например, порог Кумио по нынешней воде интереса не представляет
- этакий зю-образный быстроток с очень небольшим прижимом на
зуб на второй ступени. На Кеняйкоски при нас успешно каталась
на катамаранах группа владимирцев. Более-менее интересны по
этой воде Медвежий, Островной, Малый Валойне, в меньшей степени
Грива и Сарикоски.
Плотина ГЭС в Игнойле полностью открыта, подпора нет.
Несколько километров перед плотиной поэтому местами каменистые
отмели. По правому берегу строят обводной канал, плотину
собираются взрывать и все строить по новой. Причем взрывать
они, по их словам, должны "через неделю-две", а разговор
происходил 27 июля.
Билеты до Суоярви продали безо всяких вопросов - похоже,
что погранзону там сняли официально, хотя по ветке
Суоярви-Юшкозеро погранцы вроде бы ходят. Мы их не встретили ни
разу (кроме одного - об этом ниже), на вышке у хаутаваарских
мостов никого нет. В костомукшинском поезде (N 680) в этом году
ТОЛЬКО ОДИН ОБЩИЙ ВАГОН, и притом СИДЯЧИЙ (данные на 16.07).
Вагон был полон, и хотя билеты продаются с местами, было
несколько человек, которым пришлось стоять. Две тургруппы по ~8
чел. размещаются с трудом (параллельно ехала группа на Чирку).
Что было бы в случае трех групп, я не знаю... Да, еще в кассах
было объявление, что в связи с тем, что на поезд N 680 местов
мало, билеты на него на все станции до Суоярви продаются
начиная с 17-00.
В Суоярви ночью во время сборов дважды приезжали
подвыпившие местные - похоже, народ оттягивался в каком-то
баре, и периодически выезжал на озеро проветриться. Настроены,
однако, были очень мирно и доброжелательно. Девицы у них в
белых платьях и с сумочками прыгали со всей дури с моста в
воду, а парни потом виновато просили сплавать за сумочкой. Еще
с ними был подполковник- погранец (единственный встреченный
нами представитель ФПС) - примерно в стадии свиньи. Когда
деыушки у нас одевали спасжилеты, он заявил, что спасжилеты им
не нужны - он их сам защищать будет...
В поселке Соддер, что перед Шотозером, есть автобаза, так
что если на озере сильный шторм, а нужно сниматься (как в нашем
случае), можно в Соддере взять машину. После автомобильного
моста перед поселком идти по правому берегу, у любого из
местных спросить, где гараж. До ст. Новые пески довозят за 1-2
"банана" (бутылка водки). Та машина, на которой мы ехали, шла в
Чалну (станция почти перед самым Петрозаводском), куда нас и
предлагали за те же деньги отвезти. Есть там еще частный
грузовик, владельца которого зовут Сергей - с ним лучше не
договариваться. До Новых песков он хотел 50,000, пока дошли от
гаража до его дома, он уже стал хотеть "50 за работу и 20 за
бензин". Ехать там километров 5, так что в принципе можно и
пешком дойти.
Стоимость билетов:
Москва-Петрозаводск (112 скорый, плацк) 105,500 круб
Петрозаводск-Суоярви (680 пасс, общий) 21,300 круб
Новые пески - Петрозаводск (пригородный) 11,300 круб
Петрозаводск-Москва (17 фирм, плацк) 126,100 круб,
Почтово-багажный поезд Мурманск-Питер (931/932) ходит
через день, Петрозаводск проходит по нечетным числам.
Питер-Петрозаводск через Сортавала (655/656) тоже ходит
через день, в Петрозаводск прибывает по четным, в Питер уходит
по нечетным. Поэтому пригородный поезд Суоярви-Петрозаводск по
нечетным _рабочим_ дням ходит по расписанию 655-го
(Суоярви-Петрозаводск ходит каждый день как обычно в 7-13). В
принципе, есть полное расписание по ст. Петрозаводск - могу
кинуть желающим (или сюда, если многим интересно и Инструктор
не против), лучше наверно в uuencode.
Best wishes,
Dan dan@glas.apc.org
===============================================================
FILE: msunash.txt
Малая Суна - Сяпся - Шуя
---------------------------------------------------------------
Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
то можете получить более красивые версии этого же документа:
С небольшими Inline-картинками. 50 Kb¦msunash.txt_with-icons.html
С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 100 Kb¦msunash.txt_with-big-pictures.html
---------------------------------------------------------------
Date: 6 Dec 1996
From: Константин Зусманович (random@glasnet.ru) ¦ mailto:random@glasnet.ru
Предлагаемое вашему вниманию повествование есть ни что
иное, как описание маршрута 2-й к.с. оз. Нижнее Нелгомозеро -
р. Малая Суна - оз. Сямозеро - р. Сяпся - оз. Вагатозеро - р.
Шуя - оз. Укшозеро в виде дневника одного чайника (Костика -
младшего) с дополнениями другого чайника же (Костик - старший,
он же random@glasnet.ru).
Общая протяженность маршрута около 175 км. Пройден в
конце июля 1996г. за 10 дней (9 ходовых и 1 дневка).
Состав группы: 10 человек, из них 2 женщины. Возраст
участников 20 - 45 лет. Опыт: 1 чел - несколько походов 3-4
к.с., оба Костика и жена Костика - старшего - 1 поход 2-й к.с.,
"Бывалый" - несколько походов 2-й к.с., остальные без опыта
водных походов или до сих пор ходили только по совсем спокойной
воде. Байдарки - "Таймень-2", 5 шт. Ну, поехали:
Вот так, весело,
С шутками и прибаутками
Наша психиатрическая лечебница
Выезжает на природу.
День 0.
Выбросились на маршрут. Поездка на грузовике, в крытый
кузов которого запихалось 5 байдарок (в сборе), все вещи и 9
человек туристов, доставила огромное удовольствие. Особенно
последние 5 километров по проселочной дороге. Километра за три
до места в кузове опрокинулась банка с бензином, и все
присутствующие наслаждались его ароматом, громко и частично
цензурно вспоминая инструктора, который эту банку не захотел
оставить (особенно в этом деле отличилась Марина, так что я
всерьез начал продумывать варианты действий в случае получения
инструктором телесных повреждений - прим. Костика). Выгрузка
снаряжения, установка палаток, приготовление и потребление
ужина, а также праздничное возлияние по поводу начала похода и
отход ко сну сопровождались дождиком, который с небольшими
вариациями (от моросящего до проливного) продолжался до утра.
День 1.
Погрузились и вышли в Нелгомозеро при ощутимом встречном
ветре. Настроение по случаю отсутствия дождя - выше среднего.
Черпали часа полтора. Ветер стих. Скоро, скоро начнется
долгожданная Малая Суна.
Фиг Вам.
В очередной заводи стало ясно - что-то не так. Проще
говоря - заблудились. В течение часа, объехав раза три вокруг
одного и того же островка, наконец-то нашли протоку и
долгожданную Малую Суну. У самого истока встали на перекус.
(Вместо сорока минут - часа переход по озеру занял что-то около
3-х часов - прим. Костика - старшего).
Дополнения Костика - старшего:
Нелгомозеро - небольшое озеро, довольно мелкое, с большим
количеством островков и очень изрезанной береговой линией. При
поиске выхода в Малую Суну следует идти очень близко к берегу,
заходя в каждый, даже самый маленький заливчик, т.к. выход этот
виден только с расстояния 10-15 м.
Из собственных воспоминаний.
В процессе приготовления еды чуть не свалился в костер, но
успел схватиться за сук и отделался разодранной рукой и легким
испугом.
Дополнения Костика - старшего:
Малая Суна - речка шириной 10-20м и общей длиной от
Нелгомозера до Сямозера около 40-42 км. Множество мелких шивер
и порожков, которые представляют опасность главным образом для
шкуры байдарки (впрочем, у нас один экипаж умудрился дважды на
ней кильнуться). По ней лучше идти при высокой воде, в
противном случае - частые проводки. Есть две удобные стоянки -
одна в 9 км от Нелгомозера, другая - примерно в 17 км от
первой. От этой стоянки до Сямозера около 16 км. Проходится за
1-2-3 дня (в зависимости от состава команды и уровня воды).
После такого удачного начала дня (несколько часов
бестолковой гребли по озеру), река казалась необходимым
разнообразием. Это разнообразие не заставило себя долго ждать.
С обеда и до вечера основную часть времени экипажи проводили в
бесплодных попытках провести (каламбур) байдарки не задев
камней. Прохождение всех порогов заключалось в сидении на
камнях, нецензурных выражениях и шлепании по колено в холодной
воде. Конец мучениям положил порог, ласково названный
участниками "прохождения" "Спокойно, Козлодоев" (сядем усе).
"Спокойно, Козлодоев" ¦ kartinki/msunash/stones01.jpg
И действительно, сели усе. После него зачалились и стали на
ночевку. Наиболее стойкие (и автор в их числе) занялись
ремонтом основательно продранных шкур. Остальные оставили это
на утро.
Из собственных воспоминаний:
В процессе прохождения порога "Спокойно, Козлодоев", когда
моя байда села на камень, идущий следом экипаж, не успев
затормозить, с такой силой въехал мне в борт, что отлетели
заклепки на шпангоуте. На стоянке в срочном порядке пришлось
заменять их гвоздями.
Дополнения Костика - старшего:
Этот порожек наш экипаж проходил последним. Подождали,
пока все скроются за поворотом, затем еще немного на случай
если кто-нибудь сядет (речка - то узкая, обойти ближнего не
всегда можно) и тронулись. Проходим почти весь порожек
нормально, выгребаем из-за последнего поворота, а там четыре
предыдущие байды стоят поперек речки. Аккуратно так стоят, во
всю ширину. Там не то что на байде не пройти - даже пешком их
не обойдешь, на берег не вылезая. А их всех между камнями
зажало и ломает помаленьку. Я, помню, сперва еще подумал:
тормозить или не надо? В общем, классная получилась свалка, да
к тому же был открыт новый метод установки плотин на небольших
реках..
День 2.
Утро и первая половина дня ушли на проклейку шкур и
ожидание обеда. На реку вышли поздно и сразу же началось
повторение дня 1. Гребем, сидим, гребем, сидим и т.д. Это
начало входить в привычку. Народ расслабился, а зря! Как
оказалось, эти небольшие порожки могут доставить большие
неприятности. Это стало ясно, когда из очередного порожка