<< Пред.           стр. 122 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  От устья Воньги идти на ЮВ вдоль правого по ходу берега
 до мыса Канчнаволок.
  Зайдя за мыс, через систему островов можно выйти в губу
 ечаева. Следующие ориентиры - мыс Безымянный наволок (виден
 плохо) и деревня Поньгома. Курс - ЮЗ (220ь). За Безымянный
 наволок следует завернуть и идти в Губу Домашняя.
  Можно закончить в Поньгоме и на а/м доехать до ст. Кузема
 (8 км.)
  Длинный, низкий и голый Куземский остров (на его берегу
 створный знак) лучше обойти слева. Курс - ЗСЗ (265ь) вглубь
 губы вдоль ее южного (левого) берега. а этом же берегу у хорошо
 заметного причала видны постройки биоцеха. Можно закончить
 поход здесь, собраться на причале и уехать в Кузему на а/м.
  В прилив (!!) можно зайти в Березовый ручей и подняться
 по нему до ЛЭП (до станции около 2.5 км.) или до
 железнодорожного моста (1 км.). Чтобы попасть в ручей, следует
 взять курс З (270ь) к впадению реки Куземы. Остров у левого
 берега обойти справа. Вход в ручей - в мелководном заливе у
 левого берега (найти подводное русло)
 
 
  Информация 1992, 1995 гг (Энгозеро, Верхняя и ижняя Воньги
  до района дер. Воньга)
  1992 г (р. Воньга до Белого моря)
  1990, 1991, 1992 (Белое море)
 
  В 1992 г (конец июля-начало августа) уровень воды в реке
 был средний, в 1995 г (вторая половина июля) - высокий.
 
  При движении по маршруту использовались карты M1:200000
 (в 1 см. - 2 км.) Q-36-XXI,XXII изд. 1983 г и Q-36-XXIII,XXIV
 изд. 1985 г.
 
 
  (C) 1995 И.А.Кузнецов
 
 ================================================================
 
 
  Все это до ж.д. моста с 15 по 27 июля 1995 г. прошли:
 
  Соколов Модест (modest@parsy.spb.su)
  Соколов Ярослав (2:5030/81.48@fidonet)
  - байдарка-2 (Жуковская)
 
  Соловьев Андрей
  Соловьева Света
  Соловьев Максим (4 года)
  - катамаран-2 (системы "Тритон")
 
  Рогова Зоя
  и ваш покорный слуга Кузнецов Иван (2:5030/254.10@fidonet)
  - "Таймешек"-2
 
 
  С уважением, Иван
 ===============================================================
  FILE: wonxga.txt
  Воньга-98: местные воруют
 
  Date: 6 Aug 1998
  From: Трушин Николай. (asaprofi@corbina.ru)
 
  Всем привет!
 
  Хочу накатать кляузу-предупреждение на местное население
 по маршруту Энгозеро-Воньга. Сразу оговорюсь, что сведения
 получены в основном от соседних групп, а мы вообще были
 предупреждены еще в Турклубе группой, ходившей по маршруту в
 прошлом году (ребята сказали, что могут даже байду увести).
 
  Мы : жена, я, "Таймень-2" он же "Lizard".
  Время похода: 26.07.98 (Энгозеро) - 04.08.98 (жд. мост около
 дер. Воньга)
 Итак:
 
  1. Энгозеро. Местная молодежь видимо вообще не спит,
 поджидая субботний 112 поезд (~4 утра). На ребят (3 парня на
 2-х байдах), сошедших вместе с нами, накатили местные с
 требованием маршрутного листа :/, те их послали и просигналили
 нам. Когда мы подошли к месту сборки, туда подкатил дохлый
 оранжевый жигуль, полный датыми мальками. Двое вылезли и
 подкатили к нам, но, видимо узрев мою щетину, ограничились
 просьбой продать водку, или спирт, им тоже ничего не
 обломилось. Потом подошла еще одна группа (1 мужик и 2 здоровых
 парня - по-моему на "Таймень-3") и один из местных козырей, уже
 постарше, ограничился битием бутылки рядом с местом сборки
 (отсюда видимо и обилие там битого стекла).
 
  2. Озеро Собачье, порог Собачий и дальше. Прут все. На
 Ассу мы встали с группой у которой на правой стоянке после
 порога Собачий сперли всю (!!!) соль, манку, старые постиранные
 носки (новые, но грязные, оставили), зубную пасту, мыло. Народ
 оставил там записку, что мол прут все, даже "Блендамед".
 Несмотря на предупреждение у следующей группы в этом же месте
 сперли 5 банок тушенки, 2 батона колбасы и разрезали
 "поросенка" (кажется даже в обеденное время см. "12 Стульев").
 Ребята из первой группы дошли по следам до избы, но лезть в нее
 и бодаться не стали, по всему там народ с ружьишком был. После
 таких наворотов, ребята на последней стоянке не оставили ничего
 из продуктов - в основном отдали группе, собиравшейся на Белое
 море, а остальное распылили.
 
  3. Как мы прошли без потерь. Наша последняя стоянка до
 порога Ассу была в заливчике перед Собачьим озером (хотя и там
 видели лодку с рыбаками). Уверенности придавал арсенал
 слезоточивых средств - "Удар" и немецкий перечный баллон против
 собак, медведей и охотников за чужим. Кроме того на всех
 стоянках в палатку убиралось все, кроме байды, которая
 приваливалась к оной и оборудовалась сигнализацией из котелков
 и грязных мисок (как оказалось это было правильно, т.к. у
 кого-то унесли чистый стакан, а с недопитым чаем - оставили).
 
  Трушин Николай. (пока есть адрес: asaprofi@corbina.ru)
 
 P.S.
  На ст. Воньга останавливается Московский 181-й в 5.40,
 чтобы загрузиться нужно показаться машинисту и громко стучать в
 дверь вагона (-ов), будя проводников. Билеты в поезде не
 продают, но можно договориться с проводником (плацкарт до
 Москвы 150р. место), или ехать до Кеми 15 р. с носа и там
 купить билет на этот же, или пересаживаться на 111-й скорый.
 Кроме того в 5.00 поезд Мурманск-Вологда и где-то днем
 Ленинградский (можно узнать в доме у станции - там живут 2
 семьи).
  До станции ~40 мин. налегке и ~ 1.5 часа гружеными, чтобы
 не ломаться. С телегами хуже - приходится перетаскиваться по
 частям (лужи с камнями и корнями и рельсы со шпалами).
 
 P.P.S.
  Есть сосканированная карта маршрута (2 км.). Печатается
 на 2-х листах A4 на цветном струйнике в разрешении 720 dpi.
 Выглядит как настоящая.
 ===============================================================
  FILE: wonxga2.txt
  Впечатления начинающего катамаранщика
или Воньга и Укса 1998
 
 ---------------------------------------------------------------
  From: Василий Воробьев (vvs@titan.sbor.ru)
 ---------------------------------------------------------------
 
  Вот и наступило время, когда непреодолимое желание речки покруче пришло
 в противоречие с имеющимся инвентарем. Инвентарь этот, в виде прошедшей не
 одну тысячу Таймешки, прошибает слезу и ностальгические воспоминания.
 Расстаться с ним - это как предательство. Так и жили. Он старел, обрастая
 заплатами и имплантированными костями, зато мы ходили все чище и этот
 динамический процесс мог бы длиться довольно долго. Если б не дети. В
 отличие от брака, они не усугубляют, а скорее радикально разрешают ситуацию.
 Их молодой порыв и не отягощенное опытом поведение в экстремальных ситуациях
 позволили быстро проводить старушку с почетом и навсегда сохранить о ней
 добрую память. Даже записывая эти строки я роняю на клаву слезу умиления -
 Таймешечка моя... Все элементарно - довольно чисто пройдя Охту до Кивиристи
 дети заслужили право третьей ступени. Прижим влево, встали лагом, не
 отвесились и легли. Память наверно в этот момент отшибло, т.к. зачем-то
 стали ставить лодку на воде, загрузили ее под завязку, и при выходе из
 каньона поставили лагом - ну чтоб наверняка. Старушка еще на что-то
 надеялась , минут десять изображая из себя Поддужемскую плотину. Но кто же
 сможет смотреть на это равнодушно - помогли. Поддернули за еще целый
 шпангоут и сложилась она. Полезли стрингера свозь шкуру открытыми
 переломами. Кильсон и фальшборта свернуты винтом и мелко нашинкованы,
 шпангоуты - декоративным узлом, просто modern art какой-то. До сих пор на
 стене висит - любуюсь силой фантазии природы. И когда через сутки она
 восстала на воду из пепла наполовину деревянная, уже никто не сомневался,
 что это ее последний путь.
 
  Погиб король - да здравствует король!
 
  И встала проблема варягов - на чем пойти, кому доверить жизнь свою.
  Вышел на каяки и начал тренироваться. Дочка ничего, привыкла. Только ей
 под водой надо обязательно нос заткнуть, поэтому все время рук не хватало.
 Но на этот случай зажимы для носа есть. В общем, довел поведение при киле до
 автоматизма, получил отпускные, пошел в Тритон и взял кат двойку. А заодно с
 катом билеты до Энгозера на следующий день. Ну не сидел я на кате ни разу.
 Не с Кутсаньоки же начинать.
 
  И началась новая жизнь.
 
  А новая жизнь всегда начинается в муках.
  Ребята в Тритоне много работают над безопасностью судов. Фирменная
 разработка - интеллектуальный ценз. Уж если смог собрать - сможешь и ходить.
 Но я то уже болел их Вьюном. Лодка хорошая и инструкция по сборке понятная:
 собрать каркас и вставить в шкуру. А чтоб все не так тривиально было, у них
 в ходу сюжет маузера Папанина. Мне, например, лишнюю трубу вложили. Ну то,
 что это мидель я сразу разобрался, а вот дальше...2 и 5 шпангоуты под углом
 стоят, под каким не сказано и мидель любой подходит. По инструкции кормовой
 мидель короче носового на 2,5 см, а у меня ни в каком сочетании их нет. 2 с
 5 и 3 с 4 шпангоуты местами поменять - без проблем. Стрингера стыкуются не
 по шпангоутам, соответственно и привязок никаких. Вариантов не счесть. Лодку
 я, как водится, по дороге на вокзал взял, а вникать в смысл конструктива
 стал на мосту через Козледеги (тоже символично) - на Охту шли. Тучи комаров
 и мошки полету мысли не способствуют, тайменьщики уже три часа над фраером
 смеются. Потом чисто из интереса сходил в Тритон, убедиться в правильности
 сборки, узнать чего такая инструкция понятная и почему детали не
 маркированы. Они загадочно улыбаются и говорят, мол зачем - если б каркас
 неправильно собрал - шкура не налезла бы. И вообще, они лодки с закрытыми
 глазами собирают и не поймут чего там сложного.
  Короче - проследил, чтоб при мне кат разобрали и ничего лишнего не
 клали. Инструкция как всегда: соберите каркас и не забудьте надуть баллоны.
 Чего тут не ясно? Я и не стал собирать под авторским надзором. А стал на
 бережке с комариками. Железяки на вид все одинаковые, как собирать ясно.
 Только что-то уж очень тяжело последние продолины вставляются. Натяг явно
 нештатный, тово и гляди трубки деформироваться начнут. Через час мучений
 словарный запас становится убого ограничен. Часто упоминаются слова Тритон и
 инструкция. Сколько ни тряси - не помогает. Пришлось остановиться и
 подумать. Тут выясняется - столь похожие на вид поперечины вообще говоря не
 тождественны. И если положение одной очевидно по прорезями под крепление
 подушки сидения, то первая и третья имеют разную ширину между креплениями
 продолин. Ну и уж конечно при случайной выборке ....Очередная
 разборка-сборка, процесс доводится до автоматизма В щелчке последнего
 супинатора слышится тема судьбы. Но оказалось - это не все. Лягушка или иное
 приспособление для надувания по дороге на вокзал мне не попались и я решил
 положиться на мощь легких. Однако когда промежутки между моментами потери
 сознания от апноэ сократились до нескольких вздохов в ускользающем сознании
 всплыли вскользь упомянутые тритоновцами слова о гермомешках. Мысль, до
 которой я никогда бы не додумался сам, оказалась на редкость продуктивной и
 минут через десять все было бы закончено, если б не новые неожиданности.
 Несмотря на все мои старания по ровному раскладыванию баллонов внутри шкуры,
 короткие надувные патрубки по мере приобретения катом радующей глаз формы
 начали уползать внутрь шкуры, оставляя затычку снаружи. Видимо на этот
 случай прикладывалась пара удлинительных шлангов, но переходная трубка была
 только одна! Потребовалась масса усилий, чтобы изобразить из подручных
 средств стопорящие хомута. На этом фоне дырка в баллоне подушки сидения была
 уже мелочью, потребовавшей не более получаса. (Забегая вперед - однажды
 патрубок таки уполз и произошло это, как водится, не в самый подходящий
 момент. Несмотря на наличие чего-то, отдаленно напоминающего клапан, баллон
 подо мной исчез почти мгновенно. На носовую секцию вползал уже из воды.
 Периодический поддув тоже не подарок. Чтобы добраться до кормовой секции
 надо поднять сиденье, спустив баллон подушки. А уж поза для надувания
 подушки...... Изрядно помучившись, уже дома я поставил переходники и
 удлинительные трубки на все секции и подушки, все вывел наружу из-под
 сиденья и впредь мог поддуваться даже в полете. Очень рекомендую).
 
  И вот долгожданный миг - мы на воде...
 
  Впечатления не заставили себя долго ждать. Из-за неспособности
 совершать целенаправленные перемещения начала закрадываться мысль о "не
 самом лучшем выборе плавсредства" Но это было недолго. Подул легкий
 встречный ветер и через полчаса бешенной пахоты в попытке хотя бы удержать
 кат на месте всякие мысли атрофировались. Только где-то глубоко в
 подсознании тяжелым камнем перекатывалась последняя - о сорока километрах по
 Энгозеру. Приложи столько усилий на Вьюне - был бы уже в конце маршрута. Я
 конечно предполагал, что асимметрия в силах гребцов может усугубить
 ситуацию, но не до такой же степени. Ну доводилось мне по жизни не выгребать
 против ветра и на байде, но это был штормяга северяк на бескрайнем Выгозере.
 А тут! Потом при случае спросил у ребят с четверки, как они ходят против
 ветра и получил исчерпывающий ответ - "а против ветра мы и не ходим". Если
 хотите изменить байде или каяку - помните об этом. Однако деться было
 некуда. В конце концов - даже Герасим привык к городскому жилью. Уже через
 полчаса я знал, что кат приводит к ветру и более сильный из гребцов должен
 сидеть со стороны ветра. Он же должен ровнять ход, а более слабый только
 равномерно грести. Дуговой гребок, отжим кормы без потери темпа..... Еще
 через час кат шел по струнке, но скорость хода все так же оставляла желать
 лучшего. И тут на первый план вышла новая проблема - НОГИ!!! От стояния на
 коленях они затекли, потеряли чувствительность, да просто исчезли, наконец.
 При попытке сбросить ремни и распрямиться - чуть не оказался в воде.
 Тяжелый, мучительный отходняк. А ветер, тем временем, сводит на нет все
 усилия последнего часа. Что я в тот момент думал о кате?
  Радовало одно - дочка, не зная о существовании лучшей доли, принимала
 ситуацию в высшей степени философски. И последний подарочек первого ходового
 дня - выход на берег. Список нарицательных терминов типа "поза байдарочника"
 надо пополнить еще одним - "походка катамаранщика".
 
  Ах, ох, очень не легки
  После ката первые шаги
 
  Видимо это был самый критический момент моего восприятия катамарана.
 Судьба сжалилась и начала открывать обратную сторону медали. Оказалось, что
 кат легко превращается в стол с удобными скамейками. На следующий день задул
 ветер в спину (бывает же такое!) и Котик понесся даже без паруса и особых
 усилий с нашей стороны. В отличие от байды высокая волна не вызывала никаких
 проблем. Скорость "свободного" хода соответствовала оптимальной для дорожки
 и скоро свободные емкости начали наполняться здоровенными окунями. Ноги
 окончательно смирились со своей незавидной участью. Тридцатник за день не
 показался слишком обременительным, а вечерняя банька окончательно сняла
 ностальгию по байде. Когда на следующий день в истоке Воньги состоялась
 встреча с вышедшими на маршрут позже байдами, в кильватерном гордом строю мы
 держались уже вполне уверенно. А дальше была Воньга. Маршрут красивый, но
 слишком много озер и мало порогов. Вода была необычайно высокой (как
 утверждали способные сравнивать), но несмотря на это ее было все равно очень
 мало. Котик с легкостью вертелся, как белка в колесе. От его способности
 идти по камням создавалось впечатление - еще немного и мы сможем идти даже
 по дороге. Если на байде ошибка - не просчитать камень, заглубленный менее
 полуметра, то на Котике - не заменить скалу торчащую более полуметра над
 водой. Комфортность на порогах - не передать. Заскочить для страховки в
 улово за любым камнем - без проблем. Шахматки камней, доставляющие столько
 волнений на байде, просматриваются издалека и обходятся с легкостью. Даже
 подвис на камне серединой корпуса с доворотом лагом к сливу, фатальный для
 байды и воспринятый с замиранием сердца прошел абсолютно без последствий -
 уперлись и сползли. Короче - Котик позволяет и прощает очень много. Просмотр
 шивер просто терял смысл - с ката видно чуть ли не лучше, чем с берега и с
 расстояния, вполне достаточного для маневра.
  Ну и наконец Собачий. В первый момент очень впечатляет, особенно после
 слабых порожков. Однако, когда стали считать прохождение и схлынул первый
 адреналин, стало ясно, что основная опасность - пропороться. Силы воды для
 катоположения явно недостаточно. Впрочем, перспектива самосплава по щедро
 расставленным зубьям оптимизма тоже не вселяла. Даже по высокой воде вариант
 просматривался только один - по центру, чуть ближе к левому берегу, скала.
 От нее слив в котел. Правый баллон по сливу, левый уже не помещается и
 сходит в котел с метровой ступеньки. В котле надо довернуть направо и при
 входе в шиверу обойти две зубастые щетки, чуть скрытые водой.

<< Пред.           стр. 122 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу