<< Пред. стр. 124 (из 787) След. >>
что? ". Занавес. Мы лежали на земле минут десять и, что интерестно, вопросовк завхозу больше не возникло.
16. 08.
Подьем, завтрак, и небольшой отход назад к месту обноса. Вчера долго
решали проходить порг Собачий или нет. Спорили долго, доводов за и против
было много, но Командир приняв во внимание сложность порога, а местами
полную непроходимость для байдарок и небольшой запас времени волевым
решением в порог идти запретил. Веселенький обнос, порядка километра по
пересеченной местности хорошего настроения нам не добавил, но после
тревожной ночи взбодрил основательно. Через полтора часа хода прибываем на
порог Вяккер-красивый, длинный(примерно 800м. ), сложный и очень
интерестный. На скале памятная табличка, 10 лет назад здесь погиб молодой
парень. После долгой подготовки экипажи на самоделках порог проходят
(Звездин прошел один). Из экипажей "Тайменей" рискнули только
Смирнов-Прибыславский, да и то собрав на выходе днищем все камни и на один
особо большой плотно сев. Закончили прохождение около 21 часа. Мы в одном
броске от Белого моря. Очень холодно. Сколько было градусов судить не
берусь, но поздно вечером изо рта шел пар.
17. 08.
Вскоре после выхода, за рядом небольших шивер, нас ожидал порог
"Железнодорожный". Сунулись в него без просмотра (заход показался простым),
кучей и едва не поплатились за опрометчивость. Экипажи
Смирнов-Прибыславский-ст. и Прикуль-Прибыславский-мл. чудом не столкнулись.
Кто виноват выяснить не удалось из-за скоротечности действия. Поработать и
повертеться в пороге пришлось изрядно, а после прохождения обнаружилось, что
"утлый челн" Звездина-Бороухиной необходимо ремонтировать, и чем быстрее тем
лучше. Оставляем их клеиться и уходим вперед. Пробоины Звездина-Бороухиной,
как оказалось, сущие цветочки. Через 15 минут хода, на захламленном сливе
(резком падении уровня воды), Просветов-Антипин то-ли об гвоздь в бревне,
то-ли об сучек, как бритвой распороли днище своей "ласточки", на глазах
погружаясь в воду. К счастью до берега было недалеко и байдарка не успела
затонуть. Дыру впоследствии замерили-1м. 15 см. - абсолютный рекорд. Нас
догоняют Звездин-Бороухина, обедаем и уходим, оставив Просветова-Антипина
шиться и клеиться. В буквальном смысле слова продираясь сквозь мели,
приходилось даже выпрыгивать из байдарок, при хорошем ветре в лицо выходим в
устье р. Воньги. Мы на Белом море.
18. 08.
Подъем в 4. 30. и предварительно рассчитав время прилива-отлива с
помощью последнего выходим в Белое море, в губу Воньга. Весьма свежий
встречный ветер, волна примерно метр высотой, что для речных байдарок более
чем достаточно. Первым номерам (тем кто сидит впереди) невысоких,
распластаных по воде самоделок приходится особенно туго, заливает. В довесок
собирается дождь, к счастью не собрался. Четыре часа спустя, держа ориентир
на телевышку поселка и станции Кузема, миновав губу Нечаевскуюи
развернувшись на 180 градусов вошли в губу Домашнюю. В губе Домашней длинная
высокая волна в корму и ветер туда-же, поэтому скорость временами развивали
вполне приличную. Встав на ночлег на крутом каменном берегу отсыпаемся и
отлеживаемся. На ночь рыбаки ставят сеть. Улов хороший-крупные сиги,
камбала, треска, салака. Наблюдается некоторая напряженка с пресной водой.
Ручей метрах в 300. До станции Кузема, конечной точки нашего маршрута, один
получасовой переход.
19. 08.
Дневка. Отдыхаем, поминутно бегая на берег смотреть как
прибывает-убывает вода. Грандиозное зрелище, особенно для тех кто впервые
попал на Белое море. Непрерывно моросит дождь, под которым и собираем грибы
для того что-бы их замариновав отвезти домой. Командир с завхозом "слетали"
на байдарке в Кузему за солью (пойманная рыба нуждалась в срочной
переработке, а соль почти закончилась) и хлебом, заодно разузнали про поезд.
20. 08.
Подъем в 4. 30, еще темно. Последние сборы, последний переход. Тишина
неземная. Описать, что такое Белое море в штиль, ранним, пасмурным утром
вряд ли взялся бы и Станюкович, один из самых замечательнх
писателей-маринистов. Над губой Домашней наблюдали стаю гусей готовящихся к
отлету, не рано ли. На берегу речушки Березовки, под моросящим дождем
разбираем и упаковываем байдарки, даже не пытаясь просушить шкуры. Спасибо
милые, в очередной раз вывезли, не подвели. Итого. Солнечных дней в общей
сложности небыло и двух, дождливых впрочем тоже. Да, было холодно, но зато
полностью отсутствовали комары, мошка и гнус. Видимо замерзли. До станции
Кузема около двух километров. В два приема переносим рюкзаки и мокрые, почти
неподъемные байдарки в здание вокзала. Маршрут закончен. Сам поселок Кузема
поверг нас своей унылостью в легкий шок. Ивангород по сравнению с ним
Лас-Вегас. Два полупустых магазина, удачно дополняют друг друга. Что есть в
одном, того нет в другом. Ассортимент можно пересчитать по пальцам несмотря
на то, что дело было до кризиса. Всех без сомнения просто убил одеколон
"Шипр" стоящий на полках похоже с брежневских времен. Молодые читатели
наверное даже не знают, что это такое. В смысле "Шипр". А еще говорят машины
времени не бывает. Бывает. Российский поезд называется. Вечером, в вагоне
познакомились с группой польских студентов-геологов из Кракова. Ехали они из
экспедиции, из города Апатиты, немало удивляясь российскому бардаку.
Эстонскому впрочем тоже. Увидев наши паспорта иностранцев отреагировали
однозначно- " Не может быть". Вечер русско-эстонско-польской дружбы
завершился под утро.
21. 08.
Мы вновь в Санкт-Петербурге. Заголовки газет просто пугают. Дело в том,
что мы принципиально не берем с собой радиоприемник, а посему, как и чем жил
мир эти две недели нам неведомо. Автобус из Ивангорода прибыл почти вовремя
и через 6 часов мы дома. Всем спасибо, все свободны. До следующего года!
Всем спасибо есть за что. Думаю не надо объяснять, что такое Группа,
Коллектив в дальнем, да и не только дальнем, водном походе. Спасибо
Командиру, Андрею Варгунину, за умелое и гибкое командование. Спасибо
Завхозу, Станиславу Прибыславскому, за блестящее питание. Спасибо Главному
рыбаку Жене Селиванову за рыбу и за то, что родился вовремя. Спасибо
Фотографу, Николаю Филиппову, за фотографии. Спасибо Главному Дровосеку
Павлу Прикулю, за маринованные грибы и за то, что опять же вовремя родился.
Спасибо Младшему Помошнику Диме Прибыславскому за то, что вернулся к нам
после долгого перерыва и за помощь во всем. Спасибо Видеооператору, Николаю
Просветову, за крутейший фильм, который кстати уже посмотрели. Спасибо
Главному грибнику, Михаилу Антипину, за грибы-ягоды и за шутки-прибаутки.
Спасибо нашей единственной Даме ( это была ее главная должность), Старшей
Медсестре, Ирине Бороухиной, за заботу и за то, что стерпела нас. Спасибо
Старейшине и Начальнику КСС ( контрольно-спасательной службы), Вячеславу
Звездину, за мудрость, опыт, рассказы и советы. Спасибо Начальнику ремонтной
службы, Александру Смирнову, за копченую и соленую рыбу (языки глотали). Ну
и не умирая от скромности спасибо Вашему покорному слуге за систематическое
скрипение перышком на стоянках и недельное топтание клавиатуры компьютера в
результате чего получился опус который Вы только что прочли. Если прочли
конечно.
Лирическое отступление.
Зачем мы бросаем семьи, диваны, телевизоры, холидильники и прочие
прелести цивилизаци? Почему мы добрую половину отпуска проводим в лесах, на
реках и озерах, зачастую пожираемые гнусом и комарами, в сырости и холоде,
сопровождаемые перманентным ремонтом байдарок и, чего греха таить иногда
говоря себе- "... все, в последний раз... "? Если спросить у нас зачем нам
ЭТО, мы вряд ли ответим потому, что сами не знаем. Видимо есть что-то такое,
что выше и важнее дивана и телевизора, что манит и зовет, а заманив и зазвав
отпускать не хочет. А может мы боимся чего-то неуспеть? Есть у нас пословица
одна самопальная- " Баклан прилетающий поздно - пролетает мимо".
===============================================================
FILE: kepa.txt
Река Кепа.
Маршрут начинается от пересечения дороги город Кемь -
поселок Калевала с левым рукавом реки Кепы (140 км от станции
Кемь на автомашине).
Собирать байдарки лучше на правом берегу Кепы, в 200 м ниже
моста по течению (справа от моста табличка с надписью "Река
Кепа"). На всем протяжении Кепы (80 км) удобные для стоянок
берега, за исключением небольших заболоченных участков в
середине реки и у впадения ее в Кемь. Скорость течения до 5
км/час. У берегов упавшие в воду деревья, опасные при такой
скорости.
Примерно в 10 км от моста 1-й порог на маршруте. Далее они
повторяются в среднем через 2 км и так 13 раз, т.е. все пороги
Кепы, кроме последнего, сосредоточены на участке примерно 30 км.
Кепские пороги отличаются многоводностью, стремительным
течением и сложными участками. Большинство порогов имеют заметный
на глаз уклон и высокие стоячие волны.
Каждый порог нужно тщательно осмотреть с берега, изучить
сложные участки и наметить линию движения. Из=за малой
протяженности порогов (до 150 м) и небольшого числа сложных
участков в каждом из них сигнальщики здесь не нужны. Пороги лучше
проходить "кильватерным строем": одна байдарка следует точно за
другой, с интервалом 20-25 м. При аварии мощное течение
немедленно вынесет судно и держащихся за него гребцов на
спокойное место, где им тут же окажут помощь идущие сзади
экипажи. Остановиться на кепских порогах практически невозможно.
Наиболее яркое впечатление на Кепе оставляет 14-й порог,
Юма, находящийся примерно в 60 км от начала маршрута. Он крайне
опасен и непроходим из-за мощных водосливов в средней и нижней
частях. Следует принять все меры, чтобы не допустить затягивания
байдарки в порог. О приближении к нему предупреждает шум, слышный
за полкилометра. По обе стороны порога огромные скальные выходы,
отшлифованные вешними водами, солнцем и ветром. Общая длина
порога около 150 м, разность уровней между верхним и нижним
бьефами примерно 12 м.
Правее основного русла имеются 2 малых рукава, также
непроходимых для байдарок. Если левый, мелкий, рукав впадает в
основной поток где-то в его середине, то правый, малый, рукав
впадает непосредственно в нижний омут, точнее в узкий его залив,
отделенный от основного русла каменной грядой. К заливу и ведет
короткая волоковая тропа (не более 100 м) в обнос Юмы. Здесь
хорошо организовать дневку.
Оставшийся участок реки до ее впадения в Кемь не
представляет особого интереса, если не считать попутной рыбалки
(выше порога Юма рыба ловится плохо).
Литература:
1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
===============================================================
FILE: suma.txt
Сума
Mon, 17 Jun 96 09:42:47 +0300
Boris Baranov
Знаем-знаем, в прошлом году видел в районе Сумского Посада. Пороги
впечатляют. Правда сами мы решили разведать параллельно ей текущую
р.Колежму, что и осуществили. От Москвы вариантов заброски м.б.два:
1.Через Беломорск, далее в ~8 часов поезд "Мурманск-Вологда" до Сумпосада,
либо в ~ 19 "Кемь-Маленга", далее найти машину до пос.Хвойный, или
если хотите, то и выше по течению. От Беломорска до Сумпосада поезд
идет ~ 2,5 часа.
Есть автобус "Беломорск-Хвойный" в 18.15 (маленький ПАЗик, но на него
не стоит рассчитывать)
2.Через Вологду. В 14.00 поезд ¬ 174 "Вологда-Мурманск" (с билетами проблем
нет). В Сумпосаде он будет в 10.30. Далее как в 1. Лучше для заброски найти
не местную машину (мы нашли Петрозаводский КАМАЗ 1500 руб/км, местные берут
~ в 3 раза больше, хотя как повезет).
О наличии местных автобусов до Хвойного не знаю, на проходящий
с Беломорска не рассчитывайте.
Да, сам город ~ 1,5-2 км от станции, можно дойти пешком или на
автобусе, на станции машин как правило нет. Выход проще
простого - прибудете прямо в Сумпосад по воде. О самой реке
пусть расскажет, кто там бывал, я по ней только описание читал.
Борис Баранов
From Alex Tutubalin
Date 3 Aug 1996 21:12:04 +0400
Катер от Сегежи не ходит уже три года. Есть такие варианты
заброски:
- автобус от Беломорска до Хвойного (отправление из Беломорска
в ~9:00) потом поймать в Хвойном машину и заехать выше (на
Хижозеро или Шунозеро, дело вкуса).
- Автобус от Сегежи до Валдая, потом на машине.
- Поездом Мурманск-Вологда или Кемь-Маленга от Беломорска до
Сумпосада (или автобусом Беломорск-Сумпосад), потом на машине
"вверх".
Последний вариант наиболее удобен, IMHO. Машину в Сумпосаде
найти куда проще чем в Хвойном -- сейчас Сумпосад очень большой
поселок. Поезд Кемь-Маленга проходит через Беломорск в ~19:00,
т.е. через ~2 часа после прибытия 344-го поезда
(Москва-Мурманск).
С уважением, Alex Tutubalin
===============================================================
FILE: suma1.txt
Сума (Карелия)
Date: 02 Mar 1998
From: "Alex V. Pershin"
---------------------------------------------------------------
Мир путешествий, No 5, 1991, стр. 43--44.
Группа туристов водников из брянского спортклуба "Десна"
прошла летом по реке Сума, что впадает в Белое море. Этот район
Поморья интересен тем, что здесь значительно теплее, чем в
других местах побережья: юго-западный берег Белого моря надежно
защищен от северных и северо-восточных ветров. Множество
удобных мест для стоянок как на самой реке, так и на озерах,
которые она соединяет, прекрасные песчаные пляжи -- на первый
взгляд идеальное место для несложных "отдыхательных" походов,
если бы ... Если бы не серьезные пороги, делающин реку доступой
лишь хорощо подготовленным группам. Категория сложности
маршрута -- не ниже II.
Начало сплава -- в пос. Хвойный, куда можно добраться
автобусом из Беломорска или Сумского Посада (последний связан с
Беломорском железной дорогой). В поселке -- столовая, баня,
несколько магазинов. Некоторые группы начинают маршрут
значительно выше -- в пос. Валдай на Выгозере или
непосредственно от Мурманской ж. д. На станции Сумеричи. В этом
случае нитка маршрута выглядит так: Уросозеро -- р. Урокса --
Выгозеро -- пос. Валдай -- волок на Шунозеро -- р. Сума и цепь
озер. В этом случае категория сложности возрастает до третьей.
Узкой и длинной губой выходим в открытое озеро. На
Сумозере много островов, пригодных для стоянок, песчаные пляжи,
декоративно усеянные валунами и корягами. Коряги выбелены
холодами и ярким солнцем. Дерево удивительно прочное и
красивое. Издали силуэты коряг похожи на вылезших из воды
чудовищ или гигантских пауков. Просто сказка!
На озере можно провести несколько дней. Исток реки найти
нетрудно. Длина Сумы от озера до моря -- около 50 км, на
которые приходится восемь порогов и столько же шивер,
по-местному, карежек. Первый порог -- Веттоха -- находится
прямо в пос. Хвойном. Протяженность его 800 м, очень много
хааотично разбросанных камней. Вода стремительно мчится по
руслу, камни скрываются в бурунах, и нужно быть очень
внимательным, чтобы избежать столкновений. В завершении порога
река круто поворачивает влево -- и тут же, чуть ближе к правому
берегу, в воде лежит огромный валун. С берега он почти не
виден, мы обнаружили его только тогда, когда одна из лодок
налетела на него и была мгновенно перевернута и смята. Но
экипаж вовремя покинул судно, а от "перелома позвоночника"
байдарку спасла прочная жердь, заблаговременно проложенная
вдоль кильсона.
Через пятисотметровый плес -- порог Турья. Он невелик,
всего около 50 м. Ярко выражена струя главного слива.
Прохождение не представляет сложности, но сразу за ним
начинается двухкилометровый порог Кривой. Река сужается здесь
до 20 -- 30 метров, на поворотах (их два) установлены ряжевые
стенки. Здесь лучше двигаться на отрицательной скорости.