<< Пред.           стр. 128 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 Транспорт: Ленинградский вокзал, поезд Москва-Мурманск до
 станции Энгозеро.
 
  № поезда Время отправления Время в пути Прибытие
  16с 0.35 34.28
  112с 1.20 35.40
  182п 19.29 46.18
  344с 16.05 40.00 21.45
  374с 22.20 40.13
 
  После выхода из поезда направляемся по грунтовой
 дороге, которая проходит слева от ретрансляционной вышки,
 через поселок, к Энгозеру (около 1 км). Удобное место для
 сбора байдарок на левом берегу короткого заболоченного
 залива, через который можно перейти по мостику.
  После сбора байдарок берем курс 280о и движемся до
 мыса левого берега (около 1ч10мин). На мысу неплохая
 стоянка, которая как бы разбита на две части: с одной
 стороны мыса и с другой. В это время года на этой широте
 "белые ночи" и при желании можно отправится дальше или
 остаться здесь.
  Следующий курс по ходу 245о , плыть около 1ч30м до
 мыса на левом берегу. Затем короткий переход (около 20
 минут) по азимуту 270 о. Затем на карте ошибка (карта 500
 м с проложенным маршрутом): большое пространство
 пересекается по азимуту 245о, а не 255о. В результате
 ошибки оказались на острове, где и остановились на
 ночлег. Вечером поймали язя (1,3 кг) и натаскали окуней,
 которые ловились на все, что угодно.
  Утро вскрыло ошибку - это нам стоило лишних 2 часа
 времени. Затем до плотины плыли около 4 часов. Плотину
 обходим слева по сливу и попадаем в Пайозеро. По Пайозеру
 идем вдоль левого озера до противоположного берега.
 Стоянка была на левом высоком берегу с удобным столом и
 костровищем. Здесь натаскали плотвы и поймали пару щук.
 Далее путь по Нотоозеру до плотины (сход по правому
 сливу). Долее проходим несколько несложных порогов и
 перекатов и попадаем в Пильдозеро. Держась правого
 берега, проходим мост и после моста через 20 минут
 упираемся в мост на реке Верхняя Кузема. В основном все
 останавливаются на Пильдозере, но а мы движемся вперед.
 Низким непроходимым мостом заканчивается порог на реке, и
 поэтому мы обносим его по левому берегу (50-70 метров по
 болоту). Затем высадив экипажи на берег, где в проводку,
 а где верхом идем вверх по течению около 30 минут.
 Большое количество комаров, глубокие места по берегам
 (ямы) осложняют проводку. Течение на реке очень сильное,
 поэтому идти на веслах очень трудно.
  Выходим в озеро Кучеламбино. Есть ли здесь рыба не знаем,
 очень хочется кушать и спать (время около 2.30). идем к
 Майозеру, но путь преграждает низкий мост (обнос по правому
 берегу 30 м по сухой тропе). Затем встречается еще один мост,
 который проходится свободно. Входим в Майозеро и идем,
 придерживаясь левого берега - ищем стоянку. Стоянка на высоком
 левом берегу. Долгожданная двудневка с баней. Рыбалка - плотва,
 грибов мало.
  Затем идем к Челозеру, в которое сложно найти вход. Вход
 в первом левом заливе, заваленный деревьями. После завала
 - порог (проводка по берегу), затем мост (провод по
 бечеве). После этого начинаются щучно-грибные места. Еще
 один порог (проводка), и мы попадаем в Челозеро, где в
 правом заливе делаем дневку.
  На утро через 10 минут проходим ЛЭП и через 40 минут -
 мост под трассой Мурманск-Питер с порогом. Приставать
 лучше к правому берегу, где есть место для разборки
 байдарок. Ждали попутного транспорта 3 часа для
 oepeapnqjh на Кузему (15 минут по трассе).
  Сбор байдарок на правой стороне дороги возле старого
 моста на Нижнем Кумозере. Мы огибаем мыс и
 разворачиваемся на лево - под автомобильный мост, где
 проходим несложный порог по центральной струе.
  Через 1 час останавливаемся на ночлег на левом высоком
 берегу реки. На реке небольшие перекатики, стоянка не
 ахти какая, к тому же неприятность - один из членов
 команды обварил ногу (разорвался трос для костра). Берег
 довольно странный потому, что при подъеме на верх берега
 обнаруживаем большое болото да и по берегу идет
 автомобильная дорога. Рыбалки пока нет.
  Далее идем узким озерком до большого завала, который
 переходит в порог. Перед завалом стоянка на левом берегу
 (лучше стоять здесь). Непосредственно перед завалом среди
 бревен на удочку ловится крупный окунь. Обнос завала - 40
 метров по правому берегу. Порог длинный и переходит в
 шеверу 200 метров. Просмотр порога обязателен. Потом
 проплываем маленький левый приток из болота и на правом
 повороте реки - порог с мощным сливом под левым берегом.
 После порога - мост (проход по центру), после которого
 скоро попадаем в озеро Кутно.
  На входе в озеро на левом берегу большая стоянка, но
 мы идем дальше и встаем на дальнем конце большого
 острова. За островом расположен берег с заброшенными
 домами. Озеро буквально кишит щуками и окунями, которые
 держатся тихих мест рядом с травой. На этом месте
 рекомендуем сделать дневку. Правда с дровами могут быть
 проблемы т.к. это все таки остров. Далее путь к выходу из
 озера
  Восточная часть озера более заросшая и как следствие более
 рыбная. Кузема после озера буквально кишит крупными
 окунями. Через два часа после выхода из озера приплываем
 к плотине - обнос справа 30 м. Сразу за плотиной порог,
 который переходит в шиверу (100 м). Далее идет красивая
 лесная река с редко встречающимися не сложными порогами,
 которые проходятся без предварительного просмотра.
 Стоянок нет довольно долгое время. Единственная стоянка
 перед порогом (река делает правый поворот берег низкий -
 подболоченный, но в 50 метрах от берега обросший лесом
 скальный выход - стоянка именно на нем). Далее река
 входит в заболоченные берега часа на 4 пути. Рыбалка
 прекрасная - в основном щуки, реже окуни. И это очень
 хорошо т.к. следующая стоянка оборудована коптильней.
 Перед стоянкой трехступенчатый порог на выходе из
 последней на правом берегу (чуть сзади) как раз стоянка.
 Далее по реке большие плесы перемежаются порожками и
 шиверами. Последние километров 10 река превращается в
 сплошную шиверу с редкими порогами. Плыть лучше по одному
 в байдарке. Приходится заниматься поиском на реке
 глубоких мест из-за этого трасса байдарки напоминает
 зигзаг. Как правило основную струю видно.
 
  Выход с реки можно осуществить тремя путями:
 
  1. Из деревни на правом берегу реки - откуда около
 17.00 ходит автобус до ст. Кузема.
  2. От ж.д. моста до станции около 2.5 км направо вдоль
 ж.д путей.
 3. Через Белое море направо вверх по реке Березовке
 (до станции 800 м)
 
 При среднем темпе движения маршрут по реке составляет 6
 ходовых дней.
 
 ===============================================================
  FILE: o_kuzema.txt
  Озеро Кереть - река Кузема.
 
 
  Протяженность - 220 км. Число ходовых дней - 14. Сезонность
 - июль - август. Категория сложности - III.
  Кереть - одно из красивейших озер Северной Карелии -
 принадлежит к бассейну Белого моря, в которое впадает вытекающая
 из озера река Кереть. Общая площадь с островами 298 кв. км,
 наибольшая длина 44 км, ширина 19 км. Имеет чрезвычайно
 изрезанную береговую линию и разделено сравнительно узкими
 протоками на ряд обособленных плесов, называемых озерами:
 Плотничное, Северное и т.д. На озере 140 островов; самый крупный
 из них - Винчаны. Кереть - мелководное озеро (средняя глубина 4,5
 м), вследствие чего вода хорошо прогревается. В жаркое лето
 температура ее достигает 20-21 гр. Берега слабо холмистые,
 покрытые хвойными лесами. Возвышенности чередуются с болотами. По
 берегам выходы гранита, встречаются песчаные пляжи. Озеро богато
 рыбой, а лес - грибами и ягодами.
  Подъезд к началу маршрута от станции Лоухи железнодорожной
 линии Ленинград-Мурманск. В поселке Лоухи - почта, магазины,
 аптека, автотранспортная и сплавная конторы.
  От станции до озера можно добраться, заказав в
 автотранспортной конторе автомашину, до деревни Парфеево,
 расположенной на берегу Плотничного, в 9 км от станции; или,
 перевезя вещи в район водной станции, пройти по длинному, узкому
 и малоинтересному озеру до перешейка, отделяющего его от озера
 Кереть (Плотничного) у Парфеева. При последнем варианте в пути
 предстоят два обноса: первый (10 м) - у низкогабаритного мостика
 дороги на Парфеево, второй - через перешеек между озерами шириной
 около 250 м. От Парфеево осталось несколько домов, а на берегу
 много лодок рыбаков, проживающих в Лоухи.
  Первый плес озера Кереть (озеро Плотничное) вытянут с запада
 на восток и имеет большое количество островов. Его следует
 пересечь с севера на юг и по протоке Опорова Салма выйти в
 Северное озеро. Очень красив левый, по ходу, высокий берег
 протоки, изрезанный глубокими балками и покрытый сосновым лесом.
 Дальше путь лежит на мыс Крестовый Наволок со скалистым берегом.
  Северное озеро незаметно переходит в Серебряное, с большими
 открытыми плесами. Пройдя Серебряное, в юго-восточной его чпсти
 попадают узкой протокой в открытое Кукуреозеро.
  Очередная протока начинается в юго-восточном углу озера,
 между песчаным пляжем справа и островом слева. Войдя в
 мелководное безымянное озеро, повернуть на юг и идти влево,
 отыскивая протоку, огибающую остров Винчаны. Далее двигаться с
 востока на запад до входа в Пиртозеро, придерживаясь левого, по
 ходу, берега, покрытого сосновым лесом. В Пиртозере курс на юг к
 устью реки Нивы - 4-километровой узкой протоки со слабым
 течением, ведущей в Вингельозеро. Берега низкие, болотистые, лес
 метрах в 200 от воды. Единственно удобное для остановки место -
 около избушки рыбаков на левом, по ходу, берегу.
  Войдя в Вингельозеро, взять курс на юго-восток, к небольшой
 бухте с полосой песка, где начинается волок в озеро Зимнее. Общая
 длина волока около 6 км. Первые 3 км тропа идет по сухому лесу с
 низкими болотистыми участками; путь отмечен зарубками на
 деревьях. Последние 200-300 м надо пересекать болото перед двумя
 озерами. Здесь встретится сухой участок, на котором удобно
 устроить бивуак. Далее следовать по ручью, вытекающему из
 правого, по ходу, озера. При среднем уровне воды по нему можно
 попасть в озеро Зимнее. Поскольку ручей узок и сильно петляет,
 загружать вещи лучше через 200 м, где он расширяется. На пути
 встретятся два мелких каменистых участка, в 350 и 100 м, которые
 придется обнести по левому берегу. При повороте ручья на запад
 есть прямая тропа (1600 м) на Зимнее, по которой можно
 осуществить волок, если воды мало.
  Озеро Зимнее очень живописно, с высокими изрезанными
 берегами, покрытыми лесом. Протоку в Верхнее Кумозеро следует
 искать в юго-западной части Зимнего. Выйдя в Верхнее Кумозеро,
 держать курс в его юго-восточный залив. Здесь волок 4 км в Нижнее
 Кумозеро. Высадившись на берег, отыскать тропу, идущую в
 юго-восточном направлении. Тропа приводит в северо-западный залив
 Нижнего Кумозера, раскинувшегося с запада на восток на 15 км при
 ширине около 5,6 км.
  Дальнейший путь по реке Куземе, вытекающей из
 северо-восточного, постепенно суживающегося залива озера. Чтобы
 скорее найти исток реки, нужно идти вдоль северного берега озера.
 Длина Куземы 61 км; она впадает в Поньгомскую губу Белого моря.
 Исток реки на высоте 80,2 м над уровнем моря, причем основное
 падение приходится на порожистые участки. На Куземе 26 порогов, и
 почти все нужно просматривать с берега до прохождения. На своем
 пути Кузема протекает через озеро Кутно длиной 5,5 км.
  Выйдя в Поньгомскую губу, следует остановиться в устье реки
 Березовой. Здесь удобное место для разборки байдарок и отсюда 1
 км по тропе до станции. Нужно помнить, что два раза в сутки
 прилив сменяется отливом, и тогда устье Куземы мелеет. В этом
 случае следует остановиться, не доходя до железнодорожного моста,
 откуда до станции Кузема 2 км.
 
 Литература:
  1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
 Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
 ===============================================================
  FILE: keret6.txt
  Кереть-Кузема-95
 
  Date: 10 Jul 1997
  From: Дмитрий Вепринцев (dmitry@fluor.iteb.serpukhov.su) ¦ mailto:dmitry@fluor.iteb.serpukhov.su
  WWW: http://fluor.iteb.serpukhov.su/dmitry/ ¦ http://fluor.iteb.serpukhov.su/dmitry/
 ---------------------------------------------------------------
  ОТЧЕТ О ПОХОДЕ ПО КАРЕЛИИ ст. ЛОУХИ - оз. КЕРЕТЬ - оз.
 ВИНГЕЛИ - оз. ВЕРХНЕЕ КУМОЗЕРО - оз. НИЖНЕЕ КУМОЗЕРО -р.
 КУЗЕМА-ст. КУЗЕМА.
 
 20 июля - 11 августа 1995 г.
 
 Руководитель:
 
 Д. Вепринцев (Джипа) ¦ http://fluor.iteb.serpukhov.su/dmitry
 
 Участники:
 
 
  • И. Абакумова
     
  • Д. Абакумов
     
  • Т. Гайдамак
     
  • А. Томашевский (Том)
     
     
    ПУЩИНО*АЗИМУТ*1995

     ---------------------------------------------------------------
     
      РЕЗЮМЕ
     
      Маршрут начинается от ст. Лоухи Окт. ж.д.
      Можно начинать как от станции (1 км до воды), так и
     доехать на машине до д. Парфеево, где иначе приходится делать
     волок 200м (можно обойти за 1 ход. день).
      Далее идет на юг по оз. Кереть (цепь озер). Из южной
     части озера (Пиртозера) есть легко проходимая протока (р. Нива)
     в расположенное южнее оз. Вингели (через оз. Рикка). Эта часть
     легко доступна и очень посещаема, как местными, так и
     туристами.
      Оз. Вигели, как поворотная точка назад для большинства
     групп, набито толпами туристов. Эту часть маршрута разумно
     пройти побыстрее, так как после волока места существенно менее
     посещаемы. Из оз. Вингели (наиболее удаленный юго-восточный
     залив, слева от устья ручья, сволочной столб) тяжелый волок (4
     км, 7 часов протаскивания байд по ручью, и еще 1 км, мы шли 2.5
     дня, ни одна из известных нам групп не прошла быстрее чем за 2
     дня) на оз. Зимнее. Неплохая стоянка после 4 км волока у оз.
     Карасева. Не исключено, что легче сложить байдарки и сделать
     целиком пеший 8 км переход до конца волока. Оз. Зимнее крайне
     живописное, здесь стоит постоять.
      Из оз. Зимнего широкая протока в оз. Верхнее Кумозеро. На
     протоке два моста, один проходим, другой легко обносится. Мы
     проходили озеро ночью, и нам оно показалось весьма суровым,
     высокие берега, но по свидетельству И. Борщевской оно очень
     красиво, если по нему походить. Из наиболее южной точки озера
     (сволочной знак на берегу - треугольник из бревен острием вверх
     на столбе) относительно легкий волок через промежуточное озеро
     (2 км, 1км по озеру, 600м по грейдеру) на оз. Нижнее Кумозеро.
     Оглядется на озере не успели. На большом мысу есть несколько
     внешне сносных стоянок в районе 30 мин ходу от его оконечности.
      На реку надо примерно 3 ход. дня (без учета пропоров,
     возможных переворотов и т.д.). Пороги в верхней части реки
     лучше осматривать, они не очень длинные и более сложные, чем в
     нижней части реки. Длинные пороги в нижней части реки не
     сложные, и запомнить 2 км шкуродера все равно не реально, да и
     не поможет - просто мелко.
      Тем не менее время от времени встречаются сливчики,
     щекотяшие нервы. На мелких участках лучше байдарки проводить по
     одному, тогда как в верхнем течении реки проходить пороги
     вдвоем легче. Мы закончили маршрут у ж. д. моста, от которого
     3.5 км по дороге вдоль путей до станции. Надо взять достаточно
     много резины, ниток и клея на речную часть маршрута. (у нас
     было 200гр клея, 300гр бензина и около 2м резины шириной 6-7см
     и рулон скотча - пришли на нуле и честном слове, успевая
     отчерпываться).
      В реке есть рыба, черничники по берегам реки тоже очень
     хорошие, часто не тронутые. Много грибов, но в основном

    << Пред.           стр. 128 (из 787)           След. >>

    Список литературы по разделу