<< Пред.           стр. 148 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 можно к любому причалу внизу, но собираться там на виду у всех и
 переть тяжелые байды вверх по шатким мосткам как-то не прельщает.
 Решаем собраться здесь, переправиться на володиной байде на
 материк, переночевать где-нибудь на скале и выйти к гаражу пешком,
 благо дорога уже известна.
  Пока сохнем, обедаем (или ужинаем?), укладываемся, уже
 темнеет. Челнок в исполнении Володи получается не очень быстрым и
 каким-то ненадежным в смысле остойчивости. Очень не хочется
 утопить байды в Белом море в штиль, да еще в сложенном виде! Но
 все кончается благополучно. Володя разбирает байду и оставляет
 шкуру на берегу "на память". ТЭЗа совсем растрескалась...
  500 метров по скале при свете зеленой зари и редких звезд.
 Грустный временный лагерь. Куча рюкзаков, укрытая тентом под
 скрученной ветром северной сосной. Фотография бледного северного
 неба с взошедшей Венерой. Андрей, насмотря на комаров,
 укладывается снаружи и собирается хотя бы раз за поход встретить
 рассвет. Жаль, что все так быстро закончилось...
 
  Как же я был неправ!
 
 
  7 августа. Гридино. "Это не конец, это начало конца"
  ----------------------------------------------------
 
  Подъем в полшестого утра (при том, что легли в два). Все
 вялые и сонные. Мерзнем. Ничего, сейчас согреемся...
  Две ходки по скалам. "Таймень" за плечам норовит своротить
 своего носильщика в пропасть. Припасенную тележку здесь можно
 использовать лишь в качестве скальной закладки.
  К 8:30 и люди, и рюкзаки собираются у гаража. Около 9:00
 появляются несколько местных. Ждем. Ждем. Снова ждем. Около 9:30
 появляется женщина и сообщает, что рейса утром не будет: шофер на
 единственной заведшейся машине ночью повез больного на станцию и
 еще не вернулся. Местные расходятся и через некоторое время
 уезжают на "жигулях". Мы отходим за гараж, варим завтрак и снова
 ждем. Кое-кто ждет лежа с закрытыми глазами.
  По звуку - едет машина. Грузовик. У самой деревни она въезжает
 во что-то большое и твердое и глохнет на несколько минут. Затем
 заводится и с трудом заезжает во двор. Пожалуй, водила сегодня не
 в форме... Шансы уехать сегодня падают.
  Ждем. Сидим, лежим, идем в магазин (из съедобных для туриста
 предметов там только макароны и конфеты), обходим закрытую почту,
 смотрим на церковь, заходим в правление колхоза. Там подтверждают
 нулевые шансы уехать колхозной машиной, т.к. норма бензина на
 сегодня уже сожжена. И вообще, неизвестно, удастся ли уехать и в
 субботу - "колун" барахлит, а в самосвал все не влезут. Из
 самодвижущихся средств в колхозе имеется еще лишь
 трактор-трелевочник.
  Выехать попутной машиной отсюда также нелегко: сумасшедших
 ехать 55 км. по разбитой дороге за рыбой очень мало. Единственный,
 кто нас может взять, хочет 60 тыс. с человека и 20 тыс. за рюкзак.
 Делаем ему ручкой: при таких расценках из Энгозера в Питер нам
 придется идти пешком.
  Вариант с перемещением в Чупу морем на зашедшим за горючим
 рыболовном боте тоже как-то не прельщает: в Чупу придем, в лучшем
 случае, в субботу. И собраться нужно очень быстро, а у нас уже
 пол-лагеря стоит.
  В печали идем купаться в море. Находим спуск в залив, куда
 впадает речка Гридина. Вода прохладная, прозрачная и соленая. На
 скале можно загорать - ветер сдувает мошку. День теплый, даже
 жаркий, в тени ~25°. Морской курорт.
  Лагерь в 200 м. от деревни на скале в лесочке. Красиво и
 удобно: недалеко до колодца, близко от дороги, скрыто, а со скалы
 обзор хороший. Сперва я выскакиваю на дорогу при любом машинном
 шуме, но потом это надоедает и приходит апатия: ездят только 1-2
 местных "жигуля".
 
 
  8 августа. Гридино - Энгозеро
  -----------------------------
 
  Полное расслабление и разложение. Ничего не хочется делать,
 никуда не хочется ни идти, ни ехать. Все уже морально смирились с
 тем, что нам отсюда не выбраться до субботы. А может быть, вообще
 никогда.
  Шляемся по деревне. На улице - пусто. У гаража двое с похмелья
 пытаются починить "колун". Пару раз он у них все-таки заводится.
 Предлагают за "жидкость" вечером отвезти нас до развилки. "А
 дальше? - Дальше не можем, бензина не хватит". Не верят, что у нас
 никакого напитка нет. И, вообще, правы - адмиральский НЗ в виде
 0.5 спирта лежит в рюкзаке.
  Заходим в правление колхоза. Там удивляются: "Вы же вчера
 уехали!?". Предлагают позвонить в Калгалакшу и заказать машину
 оттуда. По телефону (работает!) узнаю запрашиваемую сумму и быстро
 прощаюсь. Блин, рыночная экономика... За такие деньги можно
 вызвать вертолет.
  Володя решает закрыть грудью амбразуру и сходить пешком до
 развилки на Калгалакшу (17 км). Может быть, удастся поймать
 машину там - все-таки вероятность больше. А нет - подберем его
 завтра. Может быть...
  Опять гуляем по деревне. Надежда умирает последней - где-то
 был человек, у которого есть вахтовка. Мы с ним вчера
 разговаривали - он не местный, и к предложению отвезти нас на
 станцию отнесся без восторга. Предложил поговорить утром. Ребята
 утром ходили, но его не нашли. А сейчас мы его встречаем на
 берегу. Он очень удивляется, чего мы не пришли утром.
 Договариваемся за 150 тыс, старт через 15 минут.
  Бегом в лагерь. На ходу связываюсь по радио с оставшимся там
 Андреем, говорю чтобы снимался. Встречаем двух утренних
 похмельщиков ("Ребята, давайте мы вас на тракторе отвезем...") - с
 трудом от них отделываемся.
  Кидаем шмотки в рюкзаки как попало - получаются большие
 бесформенные мешки, из которых торчат разноцветные предметы.
 Отправляю Зою с Мариной на дорогу сторожить машину. Через 25 минут
 от момента тревоги все лежит на обочине. Как мы в спешке ничего не
 забыли - не понимаю.
  А машины все нет. Хватаю рацию и бегу наверх на скалу. Ага,
 вон она внизу, заводится. Перехватил. Грузимся. Едем. Едем!!!
  Из кабины хорошо видны отпечатки володиных шиповок в дорожной
 пыли. Последние 2 часа здесь никто не ездил. Володю догоняем только
 через полчаса - здоров ходить.
  Водитель - начальник леспромхоза - живет в Кеми. Интересный
 человек, болтаем с ним всю дорогу. Дорога, мягко говоря, в
 неважном состоянии: трясет и болтает немилосердно. Как они тут на
 "жигулях" ездят?
  2 часа - и мы на станции. Магазины, пиво, свежий хлеб.
 Цивилизация! Даже поезд на Питер сегодня будет! На прощание
 купаемся в озере за станцией. Как неожиданно все кончилось...
 
 
  Ну и некоторые выводы и глупые советы
  -------------------------------------
 
  Маршрут, который мы прошли, состоит из трех частей: озерная
 система, Калга и море.
  На озерах очень красиво. Это лучшая часть маршрута с
 эстетической точки. Лучше было бы постоять где-нибудь пару дней.
 Народу много, но места всем хватает.
  Калга - речка очень своеобразная. Мягкий грунт по берегам
 податлив, и большой расход делает свое дело: река меняется очень
 быстро. По всей реке полно подмытых, упавших, снесенных деревьев.
 На порогах это может быть очень неприятным. Кстати, и пороги
 нехарактерные для северной Карелии: падунов и плит нет, но шиверы
 отменные. По средней воде техническая сложность большинства
 порогов возрастет, по сравнению с высокой. Шансы навернуться тоже
 достаточные. Особенно, если вспомнить, как начинаются большинство
 порогов на Калге. Памятник на пороге перед Калгозером - тому
 свидетельство. В качестве первой карельской речки не
 рекомендуется.
  В низкую воду река в спортивном плане будет малоинтересна.
  Стоянок на реке мало, почти все я упомянул. Если народу будет
 больше, то их перестанет хватать. Особенно это касается Калгозера.
 Характер берегов таков, что найти хорошее новое место шансов
 немного. Количество народу на речке за 5 лет (с 1991 г)
 увеличилось на порядок...
  "Морская" погода нас побаловала: жара и почти полный штиль. За
 четвертый мой морской маршрут такое впервые. В шторм кусок от
 бухты Попова до Гридино мне идти бы не хотелось. Если погода
 приличная, и у вас есть несколько дней в запасе - выйдете в шхеры
 - не пожалеете. Только пресной воды с собой наберите.
  Не рассчитывайте особенно на отъезд из Гридино: колхозная
 техника почти вся разбита, колхоз нищий, а попуток мало.
  В Калгалакше извоз туристов - дело привычное, сняться оттуда
 проще, но и дороже. Можно сниматься и морем, через Кузему или
 Чупу.
  Не показывайте местным спиртное: многие из них в таком
 состоянии, что готовы ради "жидкости" на все. Не отстанут, пока не
 убедятся, что выпили все, что было.
  Отдельный разговор о речке Гридине. Она явно проходима в
 высокую воду. В крайнем случае, на порогах потребуется проводка.
 Ау, ходил ли кто-нибудь по ней?
  Дороги. Всякая заброска через Ниженский (бывшая зона)
 малореальна - лагерь заброшен и дорогой не пользуются уже лет 5.
 Вообще, из Энгозера в сторону моря сейчас действует лишь дорога на
 Калгалакшу с ответвлениями на Сигорецкие озера и Гридино. Этих
 дорог (как и конца Калгалакшинской) на стандартной
 карте-двухкилометровке нет. Дороги здорово разбиты: как люди ездят
 там на "жигулях", я не понимаю.
 
 
 
   * Лоция: Энгозеро - Калга - Калгалакша * 
  ====================================
 
  Категорийность для байдарок по высокой воде.
  Препятствия считаются от Энгозера.
 
 
  Выход из Энгозера: плыть вдоль левого (южного) берега и
 оглядываться назад.
 
 #1 Перекат на втором повороте залива после Энгозера.
  Ничего существенного, но неожиданно.
 
 #2 Порог с остатками моста и бревнами над водой. Непроход
  или, если бревен нет, II+. Просмотр справа, здесь же
  стоянка.
 
  Оз. Песчаное
 
 #3 Перекат
 
 #4 Перекат. До #5 - 200 м.
 
 #5 100 м порог перед а/м мостом. III. Чалиться справа. Осмотр
  слева и справа, заход слева или справа. Прижим к
  центральной опоре моста
 
 Автомобильный мост
 
 #6 Завал на сваях перед ж/д мостом. Проволока. Под мостом
  тоже сваи. Осторожно идти справа
 
 Железнодорожный мост
 
 ЛЭП 220 кВ
 
 #7 Порог. III. В середине плиты, внизу остров - обход справа.
  Осмотр слева.
 
 #8 Перекат.
 
 #9 Порог 100 м. II. Смотреть и идти слева.
 
 #10 Порог 30 м. III. Две протоки: в правой - бревна поперек,
  непроход; В левой - камень в струе, затем прижим к
  острову. Осмотр слева.
 
 #11 Порог 100 м. II+. Просмотр слева. Идти слева - 2 мощных
  обливника, бочки, валы.
 
  Поригозеро
 
 #12 Порожек н/к
 
 #13 Порожек н/к
 
 Небольшое озеро
 
 #14 Перекат
 
 Небольшое озеро
 
 #15 Перекат
 
 #16 Перекат
 
 #17 Порог II-. Мелко, много камней. Идти слева, лучше
  осмотреть. За порогом слева - стоянка. До #18 - 200 м.
 
 #18 Порог II-. До #19 - 150 м.
 
 #19 Порог н/к
 
 Пиртозеро
 
 #20 Перекат
 
  Маленькое круглое озеро
 
 #21 Перекат
 
 #22 Перекат
 
 #23 Порог. Две ступени (400+40 м), разделенные круглым омутом.
  III+ - IV. Первая ступень: длинная мощная шивера,
  трудности в середине и конце, высокие обрывистые берега.
  Вторая ступень: струя несет на большой камень. Просмотр
  справа.
 
  Первое Амбарное озеро
 
 #24 Низкий автомобильный мост. Течение несильное.
 
  Второе Амбарное озеро
 
 #25 Перекат
 
  Третье Амбарное озеро
 
  Четвертое Амбарное озеро
 
 #26 Шивера. Мелко, много камней, течение умеренное.
  До #27 200 м
 
 Справа - остатки съезда на лед (зимник?)
 
 #27 Завал у правого берега и камни в русле. Обход слева.
  До #28 300 м.
 
 #28 Порожек. Кривая струя на правом повороте, внизу - прижим
  налево и камни. II
 
 #29-31 Серия из трех порожков. Сильные струи, кое-где камни.
  II-II+. Не проскочить в #32!
 
 #32 Порог Голяновского 250-300 м. III. Мощная струя между
  камней, внизу могут быть заломы. Осмотр справа
 
 #33 Многолетний завал. Обнос по низкому берегу слева 10 м.
 
  Калгозеро
 Выход из Калгозера - в левую (северную) протоку.
 
 #34 Перекат
 
 #35 Порог 200 м. II+ перед и после моста на заброшенной
  дороге. Прижим к опоре моста слева. Под мостом могут быть
  бревна. До #36 - 5 минут хода
 

<< Пред.           стр. 148 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу