<< Пред.           стр. 164 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 трудно проходим - мало воды на гребне слива. Прп. №№20-22 -
 проходимы экипажами с соответствующим опытом. Р.Ууксун пройдена
 за 5,5 дня.
  Прп. рр. Леймала, Тулема: можно выделить шиверистый
 участок ниже разрушенного моста (прп.р.3) и прп.№8-прг.
 "Колхозный". Это прп. 3 к.с. Недостаток сплава по р. Тулема -
 необходимость обноса прп.6, 7 - плотин ГЭС. Обос прп. обводного
 канала 2ГЭС обязателен - это прп. 4-5 к.с.
  Р.Лоймала, Тулема пройдены за 2 дня.
  2. При прохождении данного маршрута в июле, августе (при
 наличии ягод, грибов) целесообразнее закладывать на прохождение
 10-12 дней.
  3. Возможны изменения и дополнения маршрута: сплав по
 р.Ууксунн до устья и далее вдоль берега Ладожского оз. до
 г.Питкяранта или начало сплава по р.Лоймала от ст.Лоймаа.
  4. Под'езд выезд с маршрута удобны, населенные пункты на
 маршруте только в начале и в конце сплава по каждой из рек.
 Здесь возможна закупка продуктов.
  5. Выбор мест стоянок на маршруте прост. Хорошие места:
 оз.Уксиярви 2 км ниже места (ПБ, ЛБ), прп 16 (ЛБ), прп 19 (ПБ)
 прп 21, 22 (ПБ).
  6. Направление рек - юго-западное: во второй половине дня
 прохождение прп. затруднено из-за солнца. Погода
 благоприятствовала прохождению маршрута (солнечно,
 безветренно).
  7. Маршрут логичен, позволяет познакомиться с новым
 районом, автономен, прп. разнообразны и интересны. Сочетание
 водной части с посещением острова Валаам и пешим - 2хдневным
 походом и осмотром г.Выборг делают его еще более увлекательным.
 
 
 
  7. Приложение
 
  7.1. Картографический материал.
  В отчете представлена общая карта района похода - М1:500000 и
 пять карт рек Ууксун, Лоймала, Туасла - М1:100000,
  4 схемы наиболее сложных порогов р.Ууксун.
  Условные обозначения на схемах:
  - плита
 
  - слив
 
  - "бочка"
 
  - котел
 
  - надводный камень (зуб)
 
  - подводный камень (зуб)
 
  - валы
 
  - косые валы
 
  - прижим
 
  - улово
 
  - направление течения
 
  - направление фотос'емки
 
  - место чалки
 
  - место лагеря
 
  - линия движения
 
  - страхующее судно
 
 
 
 
 
 
 
 
  7.2.1 Средства сплава.
 
  Один четырехместный катамарана грузопод'емностью 2 т. с
 металлической рамой.
  Один четырехместный катамаран грузопод'емностью 1,5 т. со
 встроенной металлической рамой.
  Разборный пластиковый каяк.
  Каркасно-надувной каяк.
  Экипажи катамаранов: 5 человек - 4 члена д/клуба -
 школьники, один руководитуль с опытом походов - 4 к.с.
  На каяках сплавлялись наиболее технически подготовленные
 участники клуба.
 
 
 
 ===============================================================
  FILE: uksun.txt
  Уксун
 
  From: Woldemar Tyunkov 2:5030/168.5 06 Jul 95
 
 По Уксунйоки ходил два раза - на катамаране (половину реки
 начиная от моста на 43 км) и байде (всю реку от п.Райканкоски
 до п.Укса). Категория I-II с элементами V. Длина 100 км 3-4
 дня. Населенка вдоль реки отсутствует полностью.
 
 Сезоность реки первая половина мая, в это время ее ширина от 15
 до 50 метров. Завалов нет, только ~30-35 км остатки моста с
 набившимися между сваями бревнами и на ~55 км сломаный
 деревяный мост у начала порога (отличное место для стоянки).
 Сложность порогов возрастает равномерно, и кончается река 4
 падунами, сложность которых тоже нарастает от 1 к 4. Есть 5
 падун в п.Укса, но похоже еще не родился тот водник, который
 рискнет его пройти. Падуны естественно-исскуственые - скальные
 сбросы с разрушеными мельницами или плотинами.
 
  1 падун - 2 слива по 1-1.5 м высотой разделенных островом, до
 и после слива река спокойная. 2 падун - разрушеная мельница в
 150 м от первого, 1 слив высотой ~2 метра, после слива река
 опять же спокойная. 3 падун через 3 км после второго (самое
 красивое место на реке, стоянка на скале над падуном) 1 слив
 2-2.5 метра высотой в скальных воротах, перед сливом порог 200
 м, после слива мощнейшая бочка дальше спокойное течение. 4
 падун через 3 км после третьего (разрущенная электростанция) 1
 слив 4 м высотой после него "шивера" 2 км. На майских она
 представляет собой порог с метровыми волами на последних 500
 метрах.Идя на байдах обнесли все 4 падуна, хотя первый ходим по
 левому сливу, но есть шанс сломать байду.
 
 Всего на реке около 17 порогов (включая падуны) длиной от 50 м
 до 2 км. Все пороги очень удобные в отношении организации
 страховки и зачаливания до и после порога.
 
  Из порогов внимательного осмотра требует 7 порог "Плиты" с
 тремя сливами (на майских его прошел только 1 экипаж (успешно)
 два остальных обнесли) и порог под мостом (действующим) на 43
 км (был обнесен всеми, хотя за год до этого мы прошли его на
 катамаране).
  На катамаране мы прошли первые два падуна (при прохождении
 второго 3 из 4 человек команды были смыты, хотя катамаран не
 перевернулся), оставшиеся два благополучно обнесли.
 ===============================================================
  FILE: uuksa.txt
  Уукса
 
 From: Nikolay Springis
 
  Список участников похода
 
 +--------------+----------+--------+------------------------+
 | Фамилия,имя, | Год рож- | Место | Туристская подготовка |
 | отчество | дения | работы | |
 +--------------+----------+--------+------------------------+
 | Спрингис | 1965 | НПО |Шавла-Аргут-Катунь - 5р,|
 | Николай | |"Антей" |Б.Лаба - 2 с эл.5р,Зун- |
 | Эдуардович | | |Мурин - 4р... |
 +--------------+----------+--------+------------------------+
 | Костин | 1972 | РГУ, | Бужа-Пра-Ока -1у, Твер-|
 | Тимофей | | студент| ца - 1у |
 | Витальевич | | | |
 +--------------+----------+--------+------------------------+
 | Мележкин | 1971 | МХТИ, | Бужа-Пра-Ока -1у, Твер-|
 | Петр | | студент| ца - 1у |
 | Юрьевич | | | |
 +--------------+----------+--------+------------------------+
 | Спрингис | 1971 | РГУ, | Бужа-Пра-Ока -1у, Твер-|
 | Екатерина | |студент-| ца - 1у, Осетр - 1у |
 | Эдуардовна | | ка | |
 +--------------+----------+--------+------------------------+
 | Швырев | 1971 | МИФИ, | Бужа-Пра-Ока -1у |
 | Андрей | | студент| |
 | Владимирович | | | |
 +--------------+----------+--------+------------------------+
 
 
  Общая характеристика района путешествия
 
  Наше путешествие проходило в районе Южной Карелии,
 территории, ограниченной с востока Онежским озером, с юга -
 Ладожским, с запада - финской границей. Административно
 этот район входит в Карельскую автономную республику.
  Как и другие районы Карелии, местность здесь
 испытала на себе воздействие ледника : сглаженный рельеф
 (панорамные точки - не выше 200м над уровнем моря), большая
 сеть ледниковых озер, часто связанных между собой,
 отдельные скальные выходы.
  Реки этого района относятся преимущественно к
 бассейну Ладожского Озера и текут в кардинально южном
 направлении. В отличие от остальной Карелии реки здесь не
 являются цепочками озер, соединенных порожистыми протоками,
 а длительное время неспешно текут в собственном русле.
 Питание рек в основном дождевое, их режим во многом
 определяется озерами, из которых они вытекают. Кроме озер,
 аккумуляторами влаги являются многочисленные торфяные
 болота.
  По природным условиям Южная Карелия скорее
 напоминает северные области Средней России: сосновые и
 еловые леса чередуются с лиственными рощами, ландшафт
 тоже тяготеет к среднерусскому. Погранзона внесла свою
 лепту в сохранении здешних лесов : зверей и птиц нам
 встретилось больше, чем в некоторых таежных районах. Мы
 видели следы лосей и косули, видели кабаньи лежки и
 водопои. Каждый день встречались дикие утки, различные
 хищные птицы, иногда - глухари. Вся река полна
 следами деятельности бобров - свежие погрызы,
 сваленные в реку вековые стволы, старые норы. Лес живой,и
 его очень хочется сохранить таким...
 
 
  Туристическая характеристика маршрута
 
  В спортивном отношении река Уукса весьма своеобразна. Она
 питается от озер и болот, и ее уровень сильно зависит от
 климатических условий этого сезона. В прошлом году, по
 сведениям побывавшей там байдарочной группы, река была вполне
 стандартной "двойкой", а в наше дождливое лето была переполнена
 водой и пороги даже для катамарана стали весьма спортивны.
 Перед прохождением некоторых из них группа должна трезво
 взвесить свои возможности.
  В отличие от большинства карельских рек, Уукса на всем
 своем протяжении, исключая первые 8 км, течет в своем русле, и
 не является цепочкой озер, соединенных порожистыми протоками. а
 равнинных участках теченне довольно слабое (около 3 км/ч),
 ближе к концу маршрута несколько убыстряется. Существенно, что
 сложность препятствий на реке возрастает постепенно. Сначала
 идут простые шиверы-перекаты, потом несложные пороги, сравнимые
 по характеру с Мстинскими, а в конце маршрута - довольно
 интересные и в большую воду серьезные падуны высотой 1.5 - 2.5
 м. Типовое препятствие реки - слив различной высоты и мощности,
 шивера с отдельными камнями. Прижимы на реке отсутствуют, за
 исключением порогов Мостовой, Розовый Слон и Храмина.
 
  Заброска и отъезд
 
  Заброска на реку осуществляется двумя путями: через
 Санкт-Петербург или Петрозаводск. Дорога через Петербург
 существенно быстрее, если выехать из Москвы таким образом,
 чтобы попасть в Питер поздним вечером; тогда появляется шанс
 уехать в Райконкоски местным поездом N С.Петербург -
 Петрозаводск(через Сортавалу), отходящим в первом часу ночи от
 Финляндского вокзала. По непроверенным данным, существует еще
 один поезд, С.Петербург - Костомукша, отходящий также ночью.
 Временная прикидка показывает, что на реку можно попасть менее
 чем за 20 часов после отъезда из Москвы.
  Наше разрешение на въезд в погранзону было весьма
 сомнительным, почему и пришлось забрасываться через
 Петрозаводск ( в случае, если бы нас не пропустили, можно было
 бы отправиться на р. Шуя(Южная). Прибыв в Петрозаводск на
 поезде N 373 Москва - Мурманск (отправление из Москвы - 22.20,
 прибытие в Петрозаводск - 14.30), мы до 00.50 сидели на
 вокзале, дожидаясь отправления все того же поезда N 000
 Петрозаводск - С.Петербург(через Сортавала). Билеты купили без
 проблем, несколько труднее попасть в общем вагоне на подходящие
 места, так как умудренный опытом народ ретиво бежит на посадку.
 Железная дорога находится в крайне изношенном состянии, поезд
 идет очень медленно; в Райконкоски мы попали только около 7.30
 утра. еобходимо сразу заметить, что поезд останавливается на
 станциях только тогда, когда его кто-то ждет, или по сигналу
 проводника. Проводник, как водится, дрыхнет, запершись в
 служебном купе, станции никак не объявляются, поэтому за этим
 екжно следить самим. Потеря бдительности обернулась для нас
 внезапным авралом: пришлось рвать стоп-кран и
 катапультироваться на ходу из вагона под вопли проснувшейся
 проводницы.
  Река пересекает железную дорогу в километре перед
 станцией, там она узкая и довольно быстрая, в русле - камни.
 Байдарочникам, вероятно, имеет смысл собираться прямо у моста.
 ам же, чтобы нарубить дерева на каркас, пришлось пройти через
 поселок на левой по ходу стороне железной дороги, спуститься за
 сельсоветом с "главной улицы" под горку и перейти через мост на
 правый берег Ууксы. Там, в хорошем лесу, мы построились быстро
 и без проблем.
  Отъезд со станции Ууксу ( линия Питкяранта - Лодейное
 Поле ) осуществляется двумя местными поездами Питкяранта -
 Петрозаводск, проходящими станцию Ууксу примерно в 13.30 и
 19.50 (впрочем, как говорят местные, возможны вариации в обе
 стороны ). Кукушка идет до Лодейного Поля, стоящего на железной
 Дороге Ленинград - Мурманск, около четырех часов. Уезжать
 предпочтительнее утренней кукушкой, так как она успевает к
 длинной серии поездов на Москву, проходящих в интервале от
 18.00 до 24.00, кроме того, у нее имеется прицепной вагон на
 Москву. Вечерний поезд приходит в Лодейное Поле за полночь, и
 попасть можно только на поезда N 181, отправление 00.40 и N
 374, отправление 00.50, после чего наступает перерыв до 18
 часов следующего дня. Выбираться же через С.Петербург,
 вероятно, довольно затруднительно, хотя поезда в том
 направлении идут в среднем через час. Успешно загрузившись в
 поезд N 374, в 15.00 следующего дня мы были на Ленинградском
 вокзале.
  Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что при
 разумной организации заброска и объезд будут занимать не более
 суток.
 
  Техическое описание маршрута
 
  Прежде, чем приступить к описанию маршрута, необходимо
 отметить, что сплав проходил в условиях сильного паводка и
 описание годится, скорее, для похода в сроки майских
 праздников. Сплавное время дается для катамарана, идущего по
 спокойной воде (скорость течения - 2-3 км/ч) с положительной
 скоростью. Отсчет сплавного времени идет от ближайшего
 существенного препятствия или ориентира, который каждый раз

<< Пред.           стр. 164 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу