<< Пред. стр. 166 (из 787) След. >>
собой вытянутое вялотекущее озеро с красивыми берегами,поросшими сосной. На реке Уксунъйоки до ст. Райконкоски пороги
короткие, разделенные озеровидными плесами с остатками
лесосплава. Есть несколько многолетних завалов из топляка. Они,
как правило, находятся в начале заваленных бревнами порогов.
Под мостом железной дороги у ст. Райконкоски начинается
довольно сложный порог на уровне 4 к. с. с длинной выходной
шиверой. Порог ослажнен застрявшими в камнях бревнами.
Расположен он полностью в черте поселка.
Далее река протекает через два живописных озера
(Солменъярви и Уксиярви), разделенных мостом автодороги. Берега
первого озера (Солменъярви) холмистые, а у второго (Уксиярви)
более пологие,, поросшие сосновым лесом. После озер река течет
в русле до завершения маршрута. В среднем течении берега реки
сильно заболочены, на большом расстоянии берега поднимаются над
уровнем воды (реки и окружающих ее болот) не более одного
метра. Здесь сложно найти хорошее, ровное место для ночевки.
Постепенно начинаются несложные шиверы, перекаты и порожки,
разделенные плесами. Берега становятся более сухими и
пригодными для стоянок. Постепенно плесы уменьшаются, а
сложность порожков немного возростает. За мостом автодороги
порог 3 к. с. с легкообходимой небольшой бочкой на входе. Далее
следует длинный прогонный участок в районе впадения реки
Пенсанйоки, который завершается порогом "Блюдце", расположенном
ниже остатков развалившегося моста. Ниже по течению находится
шивера "Лососевая", представляющая собой змейку с несколькими
поворотами. После нее до первого падуна плес. Далее следуют
четыре падуна на уровне 5 к. с. Первый падун (порог "Розовый
слон") расположен на правом повороте реки, его ориентир -
остров с сосной ближе к правому берегу, красные гранитные скалы
и заметное падение уровня воды. Второй падун (порог "Мельница")
расположен в трехстах метрах ниже первого(отделен от него
разливом). Третий (порог "Каньон") и четвертый (порог
"Храмина") падуны разделены небольшими плесами от первых двух.
Четвертый осложнен заходной шиверой. Сразу за ним следует
длинная шивера, потом река успокаивается. В черте поселка
находится завершающий порог (в левой части-пятый падун с
зависшими в его главном сливе остатками плота, а в правой
части-крутопадающая шивера, осложненная острыми камнями и
остатками лесосплава в русле. В целом на реке ниже озер,
расположенных в среднем течении, бревна встречаются редко и
чаще на плесах, хотя на некоторых порогах встречаются бревна,
застрявшие в камнях. Участок реки до этих озер больше засорен
остатками лесосплава(особенно верхние пороги и порог под мостом
железной дороги).
Мы попали в спадающую воду(около недели стояла теплая
погода, до этого было холодно), но в верховьях реки Муаннонйоки
лежали по левому берегу большие снежно-ледовые пластины. После
прохождения озер в среднем течении реки было два дождливых дня
с температурой около 5-8 градусов. К концу маршрута наступила
солнечная летняя погода, появились комары и вода прогрелась
градусов до 18, что очень удобно при тренировке на падунах.
Особенно удобен для тренировок третий падун с отличной стоянкой
над ним. Хорошая стоянка есть и на первом падуне, но за дровами
надо ходить далеко в лес. Четвертый падун для ночевки не очень
удобен, по правому берегу около него встречаются куски колючей
проволоки(колючка встречается и на других падунах и иногда даже
в воде-в заливчике у правого берега после третьего падуна).
Перед прохождением падунов следует просмотреть улова ниже
основных сливов--часто там стоят сети, расставляемые рыбаками.
На дороге, идущей вдоль правого берега видели свежие медвежьи
следы.
ЛОЦИЯ
Пешеходная часть.
Пешеходная часть маршрута проходила по красивому лесу,
поросшему сосной и елью.
От станции Райконкоски на восток вдоль железной дороги
около 700 метров до моста через Уксунъйоки. Перешли на левый
(по течению) берег реки и стали подниматься к верховьям реки по
тропе, идущей вдоль берега. Время отсчитывается от момента
пересечения железнодорожного моста через реку.
Через 20-25 минут - развилка: пошли по левой тропе.
35 минут от моста-перешли ручей.
1 час 20 минут перешли второй ручей.
1 час 40 минут - развилка-пошли по правой тропе (левая
тропа через 1 км выходит к реке у пор 2).
1 час 47 минут сошли с основной дороги на тропу, идущую
влево.
1 час 57 минут дошли до реки Муаннонйоки у большого
завала.
У завала собрались. От завала против течения до озера
Ала-Сулкиоярви 2 км спокойной воды (по сведениям местных
рыбаков).
Длина пешей части составила около 10 км.
Водная часть.
Пр1 - перекат, начинается от завала(L=200метров, перепад
около 1 метра). Далее плес 20 минут.
Пр2 - шивера"СНЕЖНАЯ", L=400 метров, перепад около 8
метров. Через 100 м после ее начала дерево в сливе. Ночевка на
правом берегу после дерева в сливе. Шивера узкая с выраженной
струей, змейкой идущая вниз. Далее 10 минут плеса и завал.
Пр3-5-шиверы, разделенные плесами по 100-200 м. Две из них
с заметным уклоном и перепадом около 2м. Через 10 минут впали в
р. Уксунъйоки (Уксунъйоки-узкое озеро с красивыми берегами,
поросшими сосняком). 20 минут хода до выхода из озера.
Пр6-шивера. Начинается после трубы (остатки старого
моста). Далее два завала, разделенных небольшим плесом (второй
на месте переката). Завалы очень солидные.
Пр7-шивера-порог в небольшом скальном корридорчике.
L=100м. Далее завал.
Пр8-Шивера L=100м. Отсюда видна вышка лесобиржи. Через 10
минут хода мост железной дороги.
Пр9-"МОСТОВОЙ-1", L= 1-1. 2 км(вместе с выходной шиверой).
Перепад около10-15 метров., Много камней. Есть застрявшие в
камнях бревна у берегов. Порог начинается под железнодорожным
мостом, проходит под шоссейным мостом и заканчивается под
пешеходным мостом. Далее небольшой плес и начинается озеро
Солменъярви. Много стоянок, очень красивые высокие берега.
Через 1 час 5 минут после его начала проход под автодорожным
мостом и выход в озеро Уксиярви. Берега которого немного ниже и
менее живописные. Через 40 минут стали на ночевку на острове в
конце озера.
Через 25 минут после выхода из озера на реке
справа-разлив. Через 50 минут остатки старого моста на завале.
Изредка встречаются завалы. Много следов деятельности бобров,
но река достаточно широкая и полностью перегородить ее бобрам
сложно. Ширина реки 20-30 метров. Через 1 час 20 минут обед на
левом берегу. Мест для стоянки мало, совсем нет удобных выходов
на берег. Через 30 минут
Пр10-шивера. Через 30 минут
Пр11 и 12-две шиверы подряд. Еще через 30 минут
Пр13-шивера. Через 10 минут
Пр14-порог на правом повороте с мощной струей и валами.
Перепад около 2 м. Через 13 минут
Пр15-короткий порог. Через 5 минут
Пр16 и 17-два переката подряд. Через 1 час 5 минут
Пр18-перекат и за ним
Пр19-перекат, который переходит в
Пр20-порожек с маленьким сливчиком. Здесь на левом берегу
под елками и заночевали. Через 5 минут
Пр21-перекат. Через5 минут
Пр22-шивера. L=100 м. Через 45 минут развалины избы на
левом берегу. За ней две быстрины и через 5 минут старый
разрушенный мост с остатками каменных опор и завал перед ним.
По берегам выходы здоровенных каменных плит и остатки старой
дороги, проходящей по ним. Через 5 минут
Пр23-перекат. Через 5 минут
Пр24 - шивера. L=200 м Далее, разделенные короткими
плесами
Пр25-перекат
Пр26-шивера L=400 м с выраженной струей и перепадом около
2 метров.
Пр27-перекат
Пр28-порог "ТЮФЯК" с небольшой бочкой. Достаточно мощный с
перепадом около 3 м.
Пр29-перекат. Далее плес 6 минут
Пр30-порог достаточно мощный с перепадом около 2-3 метров.
Обед на левом берегу.
От разрушенного моста до обеда шли около 30 минут. Сразу
после обеда
Пр31-шивера, L=200 м. Далее через 5 минут
Пр32-перекат, который заканчивается перед мостом шоссейной
дороги. За мостом сразу начинается
Пр33-порог "МОСТОВОЙ - 2". L=200 м. Перепад около 3
метров. Через 5 минут справа впадает бурный приток. До него от
обеда шли 55 минут. Через 20 минут влево ушли две протоки и
через 200 метров влились снова. После 10 минут гребли слева
впадение реки Пенсанйоки.
Здесь заночевали на правом берегу рядом с сосновой грядой,
поросшей ягелем. До ночевки шли 2 часа 15 минут после обеда.
Через 5 минут
Пр34 - перекат. Через 20 минут развалины моста (чистый
проход слева) и сразу за ним
Пр35-порог "БЛЮДЦЕ", L=100 м. Сначала слив по центру
высотой около полуметра, а через 30 метров два слива под
берегами высотой менее метра с небольшими бочечками за ними.
Через 5 минут справа впал приток.
Через 30 минут
Пр36-перекат, за ним к реке с двух сторон подходит дорога.
Через 25 минут справа из болота вытекает ручеек. Через 5 минут
остров с очень короткой левой и длинной правой протоками.
Через 5-10 минут
Пр37-шивера "ЛОСОСЕВАЯ"-повороты и заметный уклон
L=700-800м, перепад 6-8 метров, валы по основной струе, проход
чистый.
Через 20 минут
Пр38- перекатик
Через 10 минут
Пр39-падун 1-Порог " РОЗОВЫЙ СЛОН". Порог красивый,
находится в скальном сужении, где река прорывается через
гранитную плиту. Чалка перед самым порогом к правому берегу.
Хорошая стоянка. Ночевка на правом берегу перед сливом. Слив
высотой 2-2. 5 метра. Река разделена островом на две протоки:
основная масса воды идет левее острова, через слив проходит
отбойный вал от левого берега. Правее острова пологий слив по
желобу гранитной плиты, но воды правее острова идет мало.
300 метров ниже по течению расположен
Пр40-падун 2--порог "МЕЛЬНИЦА". Очень мощный слив с
перепадом 2. 5-3 метра. За сливом мощные бочки, справа бочка
помощнее и подпирается свалом воды из улова, слева послабее.
Ниже бочек несколько больших поганок. Справа от слива остатки
искуственного сооружения, достаточно хорошо вписывающегося в
гранитные плиты.
В 5 минутах ниже по течению справа впадает ручей. На
тропе, идущей по правому берегу видели следы медведя.
Через 25 минут островок и начало
Пр41-падун 3-"КАНЬОН". Начинается он от острова несложной
заходной шиверкой, плавно переходящей в двухметровый пологий
слив у левого берега. Под правым берегом слив крутой и
непосредственно под сливом камни, близко расположенные к
поверхности воды. Вдоль левого берега достаточно простой
пологий слив. Чалка для осмотра порога перед островом к правому
берегу или после острова к левому берегу. Порог очень удобен
для тренировок. Сделали полудневку с тренировкой на пороге.
Ночевка над сливом на правом берегу.
Через 5 минут
Пр42-перекат.
Через 15 минут
Пр43-падун 4-"ХРАМИНА". Начинается он входной шиверой
L=300 метров с небольшими сливчиками. В скальном сужении слив
около 2. 5 метров высотой, более пологий слева и более крутой
справа. На выходе пара бочек. Сразу за порогом начинается
Пр44-шивера. L=2-3 км. На ее прохождение затрачено 15
минут ходового времени. Далее идет плес 25 минут, после него
Пр45-шиверка, далее плес 10 минут и
Пр46 и 47-две шиверы подряд длиной 200-300 метров. Через 5
минут после щивер начинается поселок и по берегам появляются
сооружения из камней это
Пр48. В левой протоке после плотины - падун 5 с выходной
шиверой, а в правой протоке крутопадающая шивера с большим
колличеством камней и застрявших среди них бревен( много острых
каменных обломков от моста). Воды маловато. Через некоторое
время протоки сливаются. Если выйти на правый берег перед пр48
и собраться, то до станции Уксунъйоки можно дойти за 40 минут.
Группа прошла все препятствия до пр No48
Ходовое время за 1 день (до шиверы "Снежная"-пр No2) --
около 45 минут
2 день (до выхода из озера Уксиярви)--4часа-30 минут
3 день (до пр No21)--5 часов-40 минут
4 день (до пр No34)--3 часа- 45 минут
5 день (до порога "Розовый слон" - пр No39)--2 часа-20
минут
6 день (до порога "Каньон"-пр No41)--50 минут
7 день (до ст Уукса-конец маршрута)--2 часа-20 минут
Общее ходовое время--20 часов-10 минут
Заброска и выброска
Добраться до ст. Райконкоски можно двумя путями
1. Сначала до Петрозаводска, потом на поезде No 656 в
сторону С. Петербурга до ст. Райконкоски. Поезд прибывает на
ст. Райконкоски в 6-46 по нечетным
2. Сначала до С. Петербурга, потом на поезде No 655 С.
Петербург-Петрозаводск до ст. Райконкоски. Поезд отходит из С.
Петербурга с Финляндского вокзала в 1-15 по четным числам и
прибывает на ст. Райконкоски в 11-07. Есть еще поезд No 249 С.
Петербург-Костомукша, который отправляется с Фин. вокзала в
14-25 по нечетным и прибывает на ст. Райконкоски в 23-33.
Мы добирались через С. Петербург (билет от Москвы до С.
Петербурга в сидячем вагоне - 60 тыс. рублей). Нам повезло--:
было два нечетных числа подряд (31 мая и 1 июня)бпоэтому поезд
655 отправлялся 1 июня. Плацкартный билет до ст. Райконкоски-60
тыс. рублей.
Поезд из Питкяранты до Лодейного поля выходит около 17-30.
На станцию Уукса он приходит около 17-50. Билет в сидячий вагон
20 тысяч рублей. В Лодейном поле пересадка на поезд 182(он
отправляется через 20 минут после прибытия в Лодейное поле
поезда из Питкяранты).
Расписание поездов в Лодейном поле к Москве:
343 Мурманск-Москва 14-40 ежедн.
107 Мурманск-Новороссийск 17-48 четные
15 Мурманск-Адлер 19-44 пн. ср. пт
181 Мурманск-Москва 22-31 ежедн.
17 Петрозаводск-Москва 21-46 ежедн.
139 Мурманск-Симферополь 23-46 ср. сб.
Лодейное поле-Питкяранта 4-50 ежедн. (отправление)
Питкяранта-Лодейное поле 22-07 ежедн. (прибытие)
ВЫВОДЫ
Маршрут удобен как небольшой весенний тренировочный поход.
Удобна заброска и выброска. Наиболее сложные мощные препятствия
находятся в конце маршрута. Поэтому к ним подходит группа, уже
достаточно подготовленная на порогах верхнего участка реки.
Маршрут подходит для каяков и байдарок, на катамаранах имеет
смысл заходить только на падуны со ст Уукса. По правому (по
течению) берегу до первого падуна идет хорошая дорога.
Препятствия No2(шивера "Снежная"), No 9 (пор.
"Мостовой-1"), No33(пор. "Мостовой-2") желательно осмотреть
Пр No39(пор. "Розовый слон"), No40 ("Мельница"), No41
("Каньон"), No43 ("Храмина")-пороги с мощными бочками,
требующие правильного захода. Они требуют просмотра и
страховки. При нашем прохождении ниже пор "Каньон" под левым
берегом и ниже пор "Храмина" под правым берегом стояли сети.
===============================================================
FILE: woloma.txt
Волома, Елма, Онда (96 г)
From: "Alexey Vetruk"
Очень дикий маршрут от одной железной дороги до другой. Если
состав участников сильный то можно сделать волок на Елму и Онду
(рекомендую)
Пороги 2-3 категории в верхнем течении. Проходится с волоком
за 12 дней, но спортивным составом. 2 дневки, 2 дня на волок, 8
ходовых дней по 35 - 40 км Больше рыбы, чем там не было никогда