<< Пред.           стр. 168 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 плыть прямо до вокзала, тем более что вода заканчивается от
 него примерно в 15 м, однако в этом случае придется ночевать
 практически в Сегеже (на островах?). На вокзале достаточно
 хороший, даже по московским меркам супермаркет, лучше чем
 магазины в городе. Минутах в 20-25 ходьбы два базара и
 магазины. Напротив первого базара, через жд линию - хлебозавод
 у которого есть лавка и всегда можно купить свежий хлеб.
  Билет до Москвы в плацкартном вагоне пассажирского поезда
 стоит 78 тыс. На вокзале висит объявление, что по пятницам в
 8.00 и вск. 8.00 и 12.00 в Петрозаводск идет автобус. Время в
 пути - 4 часа, стоимость - 40 тыс.
 
  Справочные данные
 
  Все ссылки даны на карту "Карелия" масштаба 1:200 000,
 листы 8 и 9. Издание 1993 г. по заказу АО "AQUA".
 
  Общее ходовое время - около 60 часов. Из них:
  Волома - 22 часа
  Волок - 7 часов
  Елмозеро+Елма - 10 час
  Ондозеро + Онда - 21 час
 
  Для желающих посетить Кижи
 
  Первый Метеор отходит в 7.45, затем около 11 и 13. Билет
 туда-обратно - 40 тыс., вход -10 тыс.
 
  Отправление поездов из Сегежи:
 
  15 ск. Мурманск - 11.35
  181 пас. Мурманск - 12.10
  111 ск. Мурманск - 13.35
  Все приходят в Москву в 12.00 +(-) 30 мин.
 
  Выводы и рекомендации
 
  1. Маршрут по походной сложности соответствует примерно 3
 к.с. (байдарка).
  2. Волок достаточно сложный и "ломовой" и может быть
 рекомендован только подготовленным группам.
  3. В спортивном отношении пороги особого интереса не
 представляют. Самые сложные на Онде. 2-й после Куросозера
 оценивается в 3-б - 4-а (в зависимости от воды), 3-й - 3-б
 (оценка для байдарок)
  4. На карте обозначены далеко не все пороги, и далеко не
 самые крупные.
  5. Для отдыхающих можно рекомендовать спуститься в
 Маслозеро, ос- мотреть его и подняться к месту волока. Подъем
 от оз. Лазоревско- го занимает 6-7 часов.
  6. Я бы рекомендовал идти не не байдарках, а на небольшом
 катамаране. Меньше проблем на порогах и на волоке.
 
 
 01.09.1996
 zhukov@cat.icp.ac.ru
 Черноголовка, Московская обл. ИХФЧ РАН
 ===============================================================
  FILE: woloma2.txt
  Волома
 
  From Alexander.Gromov@p17.f185.n5020.z2.fidonet.org T
  Date: 04 Feb 97
 
 П.В.Струков, А.H.Громов
 
 МАРШРУТ "р.ВОЛОМА - оз.СЕГОЗЕРО" (II категория сложности)
 
 Сроки (с дорогой): 28 июля - 19 августа 1992 г.
 Вода - низкая.
 См. так же ¦ woloma3.txt
 
  1. Идея. Информация. Ее отсутствие. Сборы. Оформление. А может, не надо?.. Надо!!
 
  Мысль о Воломе зародилась у нас, стыдно сказать, при
 взгляде на халтурную "туристскую" 10-километровку Карелии. А в
 самом деле! Начало маршрута находится прямехонько на железной
 дороге (ветка на Костомукшу - Юшкозеро), далее километров
 160-170 по реке в безлюдной местности, потом обширное Сегозеро
 и наконец село Попов Порог, от которого недалеко до железной
 дороги на Мурманск и можно доехать автотранспортом до
 ст.Уросозеро, а нет - продолжить сплав по р.Сегежа до
 одноименного городка. Перед самым Сегозером проложена шоссейка
 с автобусным сообщением до Медвежьегорска - резервный
 (аварийный) вариант окончания маршрута. Выглядит заманчиво.
 Едем, а?
  Группа: 8 человек взрослых и трое детей от 4 до 9 лет. У
 троих взрослых никакого водного опыта, у остальных (кроме
 адмирала) - в прошлом всего лишь байдарочные "двоечки". Суда:
 одна КНБ и три "тайменя" без фартуков. В городской
 турбиблиотеке огромное количество отчетов по Охте, Воньге,
 Чирке-Кемь, Нюхче - Илексе и Шуе. По Воломе нет ничего. Ясно,
 что по этой реке ходят мало. Почему так? Рабочая гипотеза:
 потому что маршрут не шибко спортивный и вдобавок начинается в
 погранзоне, а не всем это нравится. За неимением другой
 гипотезы принимаем эту.
  Река Волома вытекает из северной оконечности озера
 Волома, расположенного на Западно-Карельской возвышенности,
 течет на восток, кое-где разливаясь в незначительные озера,
 принимает справа большой приток Талвиесдеги, затем, свернув на
 север, пробирается через Средне-Карельскую возвышенность, снова
 течет на восток и уже в нижнем течении сворачивает на юг -
 юго-восток, образует довольно-таки значительное Сонозеро и
 вскоре впадает в Сегозеро. Из 90 метров перепада высот
 наибольшая часть приходится на верхнее и среднее течение реки.
 Берега кое-где, особенно в среднем течении, по-настоящему
 круты, горизонтали на карте толпятся возле самой воды. Отмечены
 пороги, около десятка. Вот и вся информация, которой мы
 располагали до похода. Мало? Разумеется, мало, да тут еще эта
 погранзона... Может, не ехать? Спонтанные дискуссии вокруг
 этого вопроса возникали не раз. То да се, да не зря, наверно,
 туристы там не ходят... Решено: сомнения пресечь, оформить
 въезд в погранзону и ехать.
  В Петрозаводске, простояв час в очереди, взяли билеты до
 ст.Пенинга. Из Петрозаводска в том направлении ходит ежедневный
 поезд, который сначала заезжает в Костомукшу, а потом идет на
 Юшкозеро. А может, и наоборот, нам это не важно. В кассе нужно
 предъявить пропуск в погранзону, иначе билеты могут не продать.
 (Может быть, хватило бы просто маршрутной книжки? Не знаем.) И
 это был первый и единственный случай, когда мы предъявляли
 пропуск. Ни на станции Пенинга, ни где-либо еще никто не
 поинтересовался, кто мы такие и куда движемся. Ленивы и
 нелюбопытны, Пушкин прав.
  Кстати, о Пенинге. Не вздумайте ехать до станции Волома -
 она дальше и совсем не на этой реке.
  Загружаемся в поезд. Проводница, увидев байдарки и сделав
 очень круглые глаза, лопочет что-то о багажной квитанции. Не
 обращаем внимания. Закипает титан. Обращаем внимание. За окном
 начинается классический карельский пейзаж, и это приятно, а то
 по дороге из Москвы до самого Петрозаводска было ни то, ни се.
 Просыпаться нам рано, еще до 5 часов. Чепуха, главное - едем!
 
  2. Пенинга. Куда податься? Разведка. Нас пугают. Новые сведения. Река
 
  Проспали. Оказалось, изменилось расписание, и в Пенингу
 поезд прибывает примерно в 4ч.30м. утра. Поезд стоит одну
 минуту, сонная проводница держит флажок, а мы, кто в чем был,
 выбрасываем вещи. Приехали.
  Белые ночи уже на последнем издыхании. На самом
 последнем. Пасмурно, сыро и нежарко. Накрапывает. Нами
 завтракают комары. Вокруг ни души. Стоят какие-то жилые
 домишки, но людей нет никого. Затаскиваем вещи в деревянное
 зданьице станции.
  Ура, здесь есть печка! И даже дрова. И еще скамьи, на
 которые можно лечь и доспать.
  Заниматься этим делом оставляем женщин и детей. Сами идем
 на разведку местности. Мы знаем (из карты), что южнее оз.Волома
 есть цепочка маленьких озер, соединенных речкой или ручьем, и
 надеемся, что по ним можно добраться до озера. Надежды
 напрасны. Первое озерко расположено совсем рядом со станцией,
 вправо по ходу движения поезда, но берега заболочены и из
 озерка вытекает столь тощий ручеек, что пройти по нему на
 байдарках невозможно. Идем по шпалам к следующему озерку - там
 та же картина.
  Что делать? Идти в село Пенинга - вот что. От станции
 туда проложена широкая грунтовка. Идем по ней и километра через
 три находим автохозяйство. Само село расположено чуть дальше.
 Слева от дороги - озеро. За ним стоит гора Лысая, которая,
 во-первых, не лысая, а во-вторых, не гора. А выглядит как очень
 длинный и довольно высокий (409 м) холм. Говорят, что Лысой эта
 возвышенность называется из-за карликовых сосен на вершине. Ну,
 может быть. Не видели. От сильного западного ветра гора не
 защищает, и вокруг весьма прохладно. Капает дождик. В 7 часов в
 автохозяйстве начинают появляться люди. Самое время брать
 "языка".
  Аборигены настроены доброжелательно, на вопросы отвечают
 охотно. Еще одно подтверждение малой исхоженности маршрута.
 Уверяют, что до нас с самого мая погода стояла жаркая и почти
 не было дождей. Спрашиваем, как добраться до Воломы -
 показывают на ближайшее к автобазе озеро. Из него, по их
 словам, по протокам можно попасть еще в одно озеро, оттуда в
 следующее, а уже из него - в озеро Волома. С сомнением крутим
 головами: на нашей карте никаких проток нет. Впрочем, местным
 виднее.
  Ветер очень сильный. На наблюдаемом нами озере, несмотря
 на его малые размеры, он поднимает неплохую волну. Стоит ли
 начинать маршрут с перехода по озеру в такую погоду?
 Совещаемся. Решаем, что не стоит. Тем более что тащить весь наш
 багаж под дождем и ветром 3-4 километра от станции до озера нет
 никакого желания, будем нанимать машину, а раз так, то не лучше
 ли доехать сразу до реки? Решаем, что лучше.
  Местные слегка озадачены нашим решением плыть непременно
 по Воломе (они делают ударение на первом слоге). Шоферы иногда
 возят туристов на Тумбу, реже - на Чиас, а на Волому идти не
 советуют. Река, говорят они, в низовьях сплавная, а еще недавно
 была сплавная и в среднем течении, так что будут вам, ребята,
 завалы, а рыбы будет мало, да и лес по берегам местами
 вырублен, а в каком-то пятом квартале - целиком. Еще говорят,
 что за все лето до нас по Воломе прошла всего одна группа. И
 вообще всячески нас пугают. Тем не менее вопрос об изменении
 маршрута у нас не встает. Раз собрались на Волому - пойдем по
 Воломе. А Тумба не волк и в лес до следующего сезона не
 убежит.
  Довольно быстро находится шофер, согласный довезти нас до
 реки и даже не ставящий никаких предварительных условий оплаты.
 Через полчаса мы уже у деревянного моста через реку, которая
 вытекает из озера не более чем в километре от этого места. На
 правом берегу в 50 метрах ниже моста есть место, где может с
 удобством встать небольшая группа. Есть ровные места для
 палаток и для сборки байдарок, вокруг достаточно дров. Ягод
 немного, зато жареных грибов - каждому по миске. Волома здесь
 шириной около 10 метров и неглубокая. Течение незначительное.
 На другом берегу реки низина, мягкий и глубокий мох, много
 голубики, а еще стоят сушины, пригодные для нодьи.
  Вообще, о дровах лучше сказать сразу: проблем с ними на
 маршруте не было нигде. Только на двух стоянках с топливом было
 "удовлетворительно", на остальных - "хорошо" и "отлично".
 Группа брала с собой стандартную двуручную пилу, но могла бы
 обойтись и без нее. Сухостоя везде навалом. В сравнении,
 например, с Воньгой - просто сказочное место в смысле дров.
  Дождь то перестает, то начинается снова. В этот день не
 плывем, а готовим к походу матчасть. И, черт возьми, просто
 наслаждаемся общением с карельской природой. Хорошо-о!
 
  3. Волома. Верховья. Пороги и озера. Природа много себе позволяет. Вампиры и упыри. "Лучше я разобьюсь о камни." Рыба.
 
  Река Волома условно разделена нами на 3 части: верхнее,
 среднее и нижнее течение. Среднее начинается после впадения
 крупного правого притока Талвиесдеги. Это мы так считаем.
 Талвиесдеги - это то, во что превращается река Чиас после озера
 Чиасъярви. Но местные жители все равно называют реку Чиасом, и
 мы их очень понимаем. Два слога в названии всегда лучше пяти.
  Жрут насекомые. От комаров помогает крем, купленный в
 Петрозаводске. От мошки не помогает ничего. Любимое ее занятие
 - заползти за ухо и уже там покушать вволю. Кровососущих
 значительно больше, чем было в предыдущих наших походах по
 Карелии. Полагаем, что это не является характеристикой
 маршрута, а просто лето нынче такое.
  Отплываем. Через полчаса первое препятствие: слабенький
 порожек из двух ступеней. Верхняя ступень мелковата. Над второй
 ступенью висит упавшее поперек реки дерево. Возможно, в очень
 высокую воду его заливает водой. При невысокой воде можно
 пройти "под". Для облегчения байдарок перед препятствием
 высаживаем женщин и детей на левый берег. Пусть идут пешком.
 Здесь растут грибы и ягоды, высится округлая живописная горка.
 Красиво.
  Далее река некоторое время течет параллельно железной
 дороге. Из-за леса слышен шум поездов. В конце этого участка,
 перед тем как река уходит от железной дороги, находится остров.
 В конце острова мелкие перекаты в обеих протоках.
 
  Мало-помалу уклон реки увеличивается. Препятствий
 становится больше. Перекаты и порожки идут, чередуясь со
 сравнительно небольшими участками спокойной воды. Порожки
 преимущественно мелкие, хотя некоторые бурлят довольно сильно.
 Не раз и не два приходится вылезать из байдарки и снимать ее с
 камней. И первый ходовой день весь такой. Начали было считать
 препятствия для отчета, но сбились и плюнули. Кто был на
 Щегринке, поймет почему. В первый день очень уж серьезных
 препятствий мы не видели. Большинство порожков можно проходить
 без осмотра. Так и делаем. Материальные потери: сломанное весло
 (у адмирала). Иногда на особенно мелких местах приходилось
 высаживать на берег "лишних" людей и преодолевать пороги по
 одному в байдарке. Берега живописны и поросли ягодой, есть
 черника, голубика и морошка, но идти по ним (берегам) несладко.
 Тропинок вдоль порогов здесь нет и в помине. Тайга. Под ногами
 то камень, то мох по колено, то ямы с водой, то поваленные
 стихией деревья. Реплика Иры на второй день сплава: "Хватит!
 Лучше разобьюсь в пороге о камни, но по берегу больше не
 пойду!" И не пошла. И не разбилась.
  Погода ведет себя нехорошо. Хамски. На воде пришлось
 переждать сначала просто дождик, потом сильнейший ливень с
 грозой, потом опять дождь и уже на стоянке - град. В дальнейшем
 стало полегче и установилась нормальная карельская погода с
 15-20 градусами тепла (чаще 15, чем 20). Правда, из 20 дней
 похода только один был совсем без дождя. (Любопытно, что на
 маршруте "Поруста - Лужма", как мы узнали от одной группы уже в
 обратном поезде, в это самое время практически не было дождей и
 стояла теплая погода. Судьба-с...)
  До устья Талвиесдеги мы планировали дойти за 2 ходовых
 дня, по 5-6 часов ежедневной гребли. И не уложились в график,
 благодаря чему пришлось ликвидировать запланированную дневку на
 цепочке озер. Очень легко путешествовать в Москве пальцем по
 карте. Три дня на верхнее течение Воломы - это то, что нужно.
  Первый день сплава кончился у порога под очень низким
 деревянным мостом. Пройти его можно, только если лечь на дно
 байдарки так, чтобы ничего не торчало. Но опасно, так как
 порог бурлит довольно сильно. И время уже позднее. Решаем
 встать на ночлег на левом берегу в 20 метрах от моста. Здесь по
 левому берегу есть тропа обноса! Первая! Она длиной метров 70.
 Местечко для стоянки так себе. Впрочем, во время дождя с
 градом любое место выглядит гадко. Транквилизатор в запотевшей
 бутылке оказывает свое обычное действие. Ночью кто-то хрустел
 валежником вокруг нашей стоянки и временами взрыкивал.
 Разошлись по палаткам с ощущением чьего-то взгляда из темноты.
 Поглядели в ответ. Ни черта не видно. Зато с утра - яркое
 солнце. Ура.
  Продолжительный вопль, донесшийся с реки, известил о
 событии: на спиннинг Олега поймалась первая щука. Неплохая,
 килограмма на полтора-два. Солим рыбину, чтобы вечером
 закоптить. Хозяин сломанного весла в окружении помощников и
 сочувствующих совершает над сим орудием ручного туристского
 труда разные шаманские манипуляции.
  До первого озера всего километров пять, но пройти их
 отнюдь не просто. По идее, река уже приняла в себя несколько
 небольших притоков, но что-то не заметно, чтобы воды стало
 больше. И все же примерно половину порожков удается пройти без
 облегчения байдарок. Это больше, чем в первый день. Один
 Г-образный порог длиной метров 200 более серьезный, чем прочие,
 и требует просмотра по правому берегу. Порог начинается на

<< Пред.           стр. 168 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу