<< Пред. стр. 184 (из 787) След. >>
пропитался насквозь через нашу обвисшую палатку и прилепил кней тент. Лениво позавтракав, опять обнаружили, что хитроумный
Барак No 1 залез в палатку, и там релаксирует. Но как только мы
во главе с Максом и гитарой последовали их примеру, они вдруг
решили, что срочно надо собираться и стали наводить шухер. Мы
держались стойко ( Мы держались вместо стоек. М. ), однако,
сопротивление было сломлено, и мы все же сплыли в 14:10
Ну как не вспомнить наши выходы выше Алакурти в пол-десятого!
Проплыв где-то час по пасмурному озеру, решили провести смелый
эксперимент: что будет, если посадить нас с Настей в КНБ, а
Мишу к Сереже в "егерь"? Результат превзошел все ожидания.
Следующий час мы, несчастные, корячились, пытаясь обеспечить
прямолинейное движение; но байда никак не могла понять, куда
нам надо, и ее носило по озеру в лучшем случае зигзагами, а то
и вовсе телемарками. "Большая земля" была где-то далеко
впереди, а на крики "Help! Trouble!" никто не отзывался. Когда
мы поменялись обратно, то счастью всех 4-х участников
эксперимента не было предела.
Обедали на очередном мысу ЛБ в 16:30-17:30, с ужасом наблюдая,
как прямо на нас надвигается грозовая туча. Сплыли уже под
дождем в новом варианте: Макс на "егере", Настя на КНБ,
Наташина "ласточка" на буксире у КНБшки. Дождь, радуга, солнце
и несильный (слава тебе господи) ветер "мордевинд". Я на каяке
ловила кайф, в последний час войдя в состояние, близкое к
медитации, и возглавив флотилию.
Встали в 19 часов на мысу. Поставили палатки, и тут же хлынул
дождище. Ну и погода!
А в нескольких км светит солнце, и голубое небо. ¦ kartinki/tumcha/tumch_ozero2.jpg
Сейчас (после ужина) ловим минуты солнца и тепла. ¦ kartinki/tumcha/zakat_na_tumche.jpg
Витают мысли о купании. По берегам валяются деревяшки очень
нетривиальной формы, оббитые водой, похожия на рога, кости,
колья и весла. Завтра - последний день.
30 июня
Проснулись солнечным утром, хотя еще вчера по всем признакам
ожидался дождь. Впрочем, на этом самом Иовском водохранилище
"очаги" хорошей и плохой погоды очень локальные, и бродят в
непредсказуемых направлениях. С точки нашей ночевки
просматривались и далекие бархатистые сопки, освещенные
солнцем, и страшного вида грозовые тучи с косыми "занавесками"
дождя, и облака, облака... кучевые, пухлые, как куски ваты;
подсвеченные по контуру; похожие на маленькие летающие тарелки,
на КНБшку с двумя "очками", на нас с вами, и на все, что только
можно придумать.
15-километровый переход до дамбы (перед Зареченском)
показался очень коротким; возможно, это субьективное ощущение
человека, который прошел их на КНБ и каяке. (Макса мучали
сначала "ласточкой", а потом - "егерем"). Перед дамбой, куда мы
приплыли абсолютно мокрые от дождя, но освещенные солнцем,
берега завалены сплавными бревнами, "растут" какие-то
разваливающиеся строения. На ЛБ валяется ( иначе не скажешь)
куча старых кораблей, которые ходили раньше отсюда до поселка
лесорубов на "Шляпе". Было очень грустно, и хотелось оттянуть
момент "финиша". Однако, зачалились на ПБ среди бревен, и
поволокли суда и шмотки наверх, по глинистому грязному крутому
берегу.
Антистапель. As usual ¦ kartinki/tumcha/antistapel.jpg
- многие метры веревок с мокрыми шмотками, жуткий бардак,
дохлые шкурки разделанных судов и эротическая выставка
разнокалиберных баллонов. В этом месте не было даже ягеля,
чтобы разжечь костер. Пришлось впервые за весь поход достать
плекс (или гекс?) (Плекс.) После каяка почему-то подгибаются
ноги (вероятно, по форме упоров). А все же вирус "каякерства",
по-моему, проник в мою душу. Кто знает...
Вяло отбивались от настойчивых приглашений местных пьяноватых
"оперуполномоченных" выпить с ними водки. Удалось отбиться
почти всем, лишь Андреем Ровинским пришлось пожертвовать.
Миша нашел укромное местечко чуть в стороне от дороги, где мы
встали на последнюю "полуночевку". Удивительно ровная
каменистая площадка. Выключите шум проносящихся по дороге
мотоциклов, не поднимайте взгляд, чтобы не видеть ЛЭП - и
лучшей стоянки не найти. Установили систему систему дежурств
(only for men) около костра. ( Пошедший в час ночи проливной
дождь смыл эту систему спать по палаткам. М. )
1 июля
Началось очень рано - для дежурного Макса в пол-четвертого. Все
встали в начале пятого, проглотили по кружке чая с куском сыра
и целым (!) "сникерсом". Природа прощалась с нами слезами
беспробудного дождя. Дочапали до автобусной остановки. Путь в
Кандалакшу начался точно по расписанию, в 6:00. Ехали туда 3
часа, сперва по грунтовой дороге, потом по асфальту. Мокро и
ужасно холодно. Речки выглядят очень неприветливо. Бедные Зыков
& Co!..
В Кандалакше дожидаясь поезда No 343 (16:45) шатались в
верхних гидрах под дождем, изредка отогреваясь в многочисленных
здесь продуктовых магазинах. Похоже, кроме еды, в "промозглой
Кандалакше" ничего не продается. Тепло посидели в кафе за кофе,
мороженным и "Монастырской избой", обсуждая судьбу, в основном
нашу с Настей, на ближайшие 2-3 года. Мне напророчили диссер, а
Насте семью. Похоже, не меня, ни ее, такой прогноз не
устраивает. На вокзале неожиданно встретили Галкина &
Есаловича, возвращающихся с ББС. Мир тесен!
Надо сказать, что в последние 2 суток не радует почти ничего.
Пожалуй, кроме того, что в такую погоду лучше ехать в поезде,
чем плавать по порогам.
Эпилог
Ваши милые чумазо-облупленные лица выделяют вас в толпе серых
пассажиров, дорогие "согруппники". Лучше думать не о том, что
будет через сутки, а о том, что через год, иначе легко впасть в
депрессию.
P.S. Пора начинать избавляться от паталогической привязанности
к "Сникерсам". До следующего похода в этой кампании.
Приложение 1. Кили.
1. "Падун". Наташа на "ласточке"
2. "Водопадный-II". Мы с Афанасом на КНБ
3. "Красивый". Андрей Ровинский на "ласточке"
4. "Яма". Мы с Афанасом на КНБ
5. "Яма". Макс, оба Андрея, Сергей на "егере" ¦ kartinki/tumcha/overkill_na_egere.jpg
6. "Котел". Макс с Сергеем на катамаране
7. "Карниз". Макс на каяке ¦ kartinki/tumcha/overkill_na_kayake.jpg
8. "Карниз". Афанас с Максом на КНБ
9. "Карниз". Настя с Сережей на "егере"
10. "Шляпа". Макс на каяке
Итого килей:
Макс - 5 (2 каяка, 1 КНБ, 1 "егерь", 1 кат)
Сережа - 3 (2 "егеря", 1 кат)
Афанас - 3 (3 КНБ)
Аня - 2 (2 КНБ)
А.Ровинский - 2 (1 "ласточка", 1 "егерь")
А.Смирнов - 1 (1 "егерь")
Настя - 1 (1 "егерь")
Наташа - 1 (1 "ласточка")
Приложение 2. Список утерянных вещей
1 день, обед. Топор.
2 день, утром. Анорачка Афанаса осталась на берегу.
днем была забыта кепочка Афанаса, но ее спасли.
3 день забыта на берегу фляжка с коньяком, которую, впрочем,
почти никто не видел.
пропала Большая Наташина Иголка.
4 день. п. "Ю.День". Афанасовы солнечные очки, ксивник Макса с
заржавевшими часами и оберткой от "Сникерса",
в бочке уплыли навсегда мои гидроштаны и пояс от них
8 день. Потеряна для общества Ксюхина каска - сломалась под
весом груженого каяка (35 кг)
неизвестно где потеряна чудесная жидкость для мытья посуды и
сопровождающие ее тряпочки.
Лада потеряла капюшон от своей анорачки
Еще один эпилог. Год прошел
Все кончилось. По Тумче с тех пор прошли десятки групп, многие
- прочитав этот отчет. Думаю, всем понравилось, хотя, было ли у
них так хорошо, как у нас? Who knows? Ах, как хочется вернуть
это лето и вернуться в него самому...
"Так чтож так грустно, слышишь?.."
Максим Мошков.
---------------------------------------------------------------
Тумча, Егерь, впечатления и рекомендации
From: fsi@kiae.su [ Sergey Fedotov ]
Subject: [News] Тумча, Егерь, впечатления и рекомендации
Date: Thu, 06 Jul 95 11:00:41 GMT
Приветствую Всех !
Только-что вернулся с Тумчи (Кольский полуостров) и хочу
поделится некоторыми наблюдениями. Не буду останавливатся на
техническом описании, поскольку в архиве есть отличная лоция.
По моим личным впечатления речка очень интесна для легких
судов, но в мае она превращается в ОЧЕНЬ серьезную катамаранную
реку. Со слов местных туристов и по личным наблюдениям в
паводок вода поднимается на 2-3 метра и пороги становятся
ничуть не слабее Кавказских 4-6 КС. Впрочем сейчас там группы
Зыкова и Руднева (последний с детьми) рубятся на четверках и
мне их искренне жаль. Обилие плесов и около 60-и км. по озеру
превращают их заплыв в героизм. Следует еще отметить наличие
элитарных сортов рыбы (форель, кумжа) и обычной щуки. Много
хороших стоянок, особенно на порогах. Достаточно несложная
заброска через Алакурти (поездом от Кандалакши), хотя мы ехали
до Ковдора, а уже там после долгого препирательства с
пограничниками забрасывались на границу 8-ми километровой
приграничной полосы. Оказывается в Заполярье может быть очень
жарко - первые полторы недели мы обгарали на солнце, зато
последние дни было мокро, промозгло и противно. Комаров на
удивление немного, в подмосковье больше. Впрочем их колличество
сильно зависит от погоды и места стоянки.
Теперь о судах.
В группе был Таймень, Егерь, каяк, КНБ и две Ласточки-11. Еще
на Яме и Котле (см. лоцию в архиве) собирали кат-двойку и
устраивали катания. Сравнительный анализ показал, что
оптимальное судно все-же КНБ. У Егеря обносов вообще не было,
прошли все почти по максимуму. На плесах вперед вырывался
Таймень, каяк и КНБ. Ласточки плелись в хвосте.
Таймень как водидится отлично вел себя на озере и плесах, но
на шиверах и каменистых порогах дело часто доходило до обносов
и регулярных пробоях.
Каяк везде каяк и коментариев не требует. Легко прошел везде,
но из осторожности имел несколько обносов. КНБ имела несколько
обносов в местах, где перед и после интересного слива во
множестве торчали обливники.
Ласточка - вообще скорее похожа на огромный гребной спасжилет.
Из деки выступает только грудь и голова, почти не управляема,
но абсолютно нечувствительна к камням и феноменально устойчива.
Боится в основном силных косых струй, которые вызывают
немедленный киль. В перевернутую Ласточку залезть на воде
практически невозможно.
Егерь в целом показал себя очень неплохо. Совершенно
пофигистичен к камням и может пройти практически везде. Обносов
мы не делали и прошли практически все пороги в самых стремных
местах. Особенно рекомендую использовать Егерь на реках, где
много мелких каменистых шивер и перекатов, которые для обычных
судов опасны пробоями и повреждениями шкуры. При наличии упоров
исключительно удобной оказалась коленная посадка.
Грузоподьемность практически на порядок превосходит Таймень,
причем лишний вес только увеличивает устойчивость в порогах.
Много проблем принес родной фартук - его однозначно надо
переделывать и сажать юбки на кольца. Без фартука можно
обойтись, но валы выше 1.5 метров заливают судно, и оно
становится почти не управляемм. Но если всю внутренюю
поверхность забить вещами или поддувными емкостями, то для воды
практически не остается места. На плесах приходится много
работать, но угнатся за Тайменем практически невозможно. Есть
некий пороговый предел, за которым любые усили не приводят к
заметному увеличению скорости. Хотя в общем идется не так-уж и
медленно. На удивление очень легко крутится сзади, причем
гораздо легче КНБ и тем-более Тайменя. В коленной посадке
вообще очень хорошо управляется. В общем Егерь вовсе не
спортивное судно и валы до 2-х метров просто давит, а бочки на
удивление легко проскакивает. Без особых проблем вытаскивается
из бочки усилиями одного матроса. В общем ведет себя иногда
лучше ката-двойки. В качестве судна сопровождения это идеальный
вариант. Вообще известно всего два киля на Егере. Один был
вызван искуственно, путем сажания в судно четырех человек и
усиленного дураковаляния в пороге. Второй раз я поленился
поддуть балоны, после солнца в холодной воде они здорово осели.
В итоге когда мы свалились с двухметрового слива в бочку, нас
сложило пости пополам, капитана нагло разложило "загарать"
верхом на деке, а матросу (нежное и беззащитное создание) не
хватило сил в одиночку вытащить судно из бочки. Потом нас
месило лагом в бочке, матроса смыло, капитан некоторое время
(пока не надоело) удерживал судно от киля, упершись веслом в
какой-то камень на дне, а потом все. Собственно от обычного
молниеносного киля КНБ-шки это отличалось величествнной
медленностью и сосикообразным извиванием. Кстати когда мы
поддули судно и попробовали сделать дубль-2 перед камерой,
ничего не получилось. Крепко подкачаный Егерь со свистом
выкинул нас из бочки. В общем это судно из категории "задавим
массой", но многое выигрывает за счет своих хитрых обводов.
Пожалуй идеальный вариант для каменистых рек, ленивого экипажа
или как судно поддержки. Что касается самой реки, то мне она
очень и очень понравилась.
Fsi.
--
Serge
From moshkow Fri Jul 7 01:53:15 +0400 1995
To: fsi@kiae.su
Newsgroups: relcom.rec.tourism
Subject: Re: Тумча, Егерь, впечатления и рекомендации
> катания. Сравнительный анализ показал, что оптимальное судно все-же
> КНБ. У Егеря обносов вообще не было, прошли все почти по максимуму.
еще бы - груженый "егерь" - 100 кг - попробуй, обнеси
> На плесах вперед вырывался Таймень, каяк и КНБ. Ласточки плелись в
> хвосте.
Пожалуй, справедливей было написать так:
кнб, каяк, таймень, егерь, ласточки. Многие удивятся, но факт остается
фактом - именно так мы и шли все время - Такая у нас в команде кнб была.
а что еще примечательней - когда Аня Uppsala пересела из кнб в каяк, то каяк
стал САМЫМ быстрым судном в группе.
Скажем так - обычно вперед вырывалось судно, на котором сидела Аня.
Впрочем и Настя кажется на каяке шустро плыла.
Мда - UUUpsala однако. Уважаю.
Правда при попытке пройти Яму матросом на Егере сыграла отбой, но
как выяснилось полноценным матросом на Егере может быть только
Настя. Никто из мужиков не сравнился, по крайней мере с точки
зрения капитана ;)