<< Пред. стр. 199 (из 787) След. >>
Собачий - бурный порог, состоящий из нескольких крутыхперепадов, судовой ход по нему сложный. Особого внимания требует
порог Клетной, в который постепенно переходит Собачий. Здесь надо
следить за струей, так как можно легко потерять верное
направление движения и оказаться в клетке из камней, откуда уже
трудно выбраться. Несколько легче пороги Койтугов и Морской. В
Морском имеется хорошо выраженная струя, но вход в нее на 300 м
завален камнями. Морские пороги рекомендуется предваритеьлно
разведать.
За последним порогом Варзуга течет по почти 2-километровому
руслу между низкими берегами. В устье много островов. Каждый
остров - громадный малинник. Последние километры река течет в
песчаных дюнах. Это совершенно своеобразный пейзаж. Желтые дюны
унылыми грядами уходят к горизонту. На них мало растительности.
Идти по широкой реке, особенно в прилив и при встречных
ветрах, очень трудно, с этого места можно воспользоваться
рыбацкими судами ("дорами"), чтобы от села Кузомени добраться до
Усть-Варзуги.
От Усть-Варзуги раз в три дня ходит пароход до Архангельска
(или Кандалакши). В ожидании парохода можно совершить экскурсию
на рыбозавод.
Участок Варзуги от впадения Паны проходят за 4-5 дней.
Отправляясь в поход по данному маршруту, необходимо помнить:
1) Ловозеро освобождается полностью ото льда только к концу
июня;
2) надо иметь не менее 2-3 резервных дней на возможную
штормовую погоду на Ловозере и на задержку с отъездом из
конечного пункта маршрута;
3) в реках, впадающих в Белое море, лов рыбы запрещен.
Литература:
1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
2) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
===============================================================
FILE: warzuga2.txt
Ловозеро - Цага - Пана - Варзуга. 1996
From: Stas.Viazhlinsky@p42.f368.n5020.z2.fidonet.org
Date: Jun 1997
Был, в августе 1996 г., по маршруту Ловозеро - p.Цага - p.Пана
- p.Варзуга - д.Кузомень.
1. О теплоходах забудь, раньше они ходили 3 раза в месяц,
теперь 1 раз и то расписание даже местные жители не знают,
поговорив с большим кол-ом людей вплоть до представителей
власти я так и не смог узнать его расписание.
2. Сообщение производится по дороге, идущей вдоль южного
побережья попутным транспортом, напр. вахтовыми машинами
дорожной службы, ведущей строительство дороги по побережью или
рейсовым Уралом(2 раза в неделю).
Расписание:
Варзуга-Умба: понед., пятн. - отъезд от 13:30 до 16:00 (!
только господь бог знает во сколько поедет Урал)
Умба-Варзуга: понед. - отъезд 09:00 (строго)
пятн. - отъезд 10:00 (строго)
Проезд 40 тыс.p., груз по договоренности с водителем, но
вполне вероятно, что за каждый большой рюкзак придется
заплатить как за человека.
Дорога грунтовка.
3. Умба-Кандалакша - прекрасное шоссе, ежедневное
автобусное сообщение.
Расписание Умба-Кандалакша (от автостанции):
11:20 (кроме ср., чт., пт.)
21:00 (ежедн.)
Проезд - 26 тыс.p., место багажа - 5 тыс.руб.
4. Восточнее Кузомени забраться/выбраться трудно, дорога
доходит только до кузоменя и Варзуги.
5. Мошки и интересных мест навалом как и на всем Кольском
п-ве, из особых достопримечательностей запомнился запрет на
рыбную ловлю во всех реках впадающих в Белое море и массовый
заезд ОМОНа в конце августа на охрану хода семги.
6. Задавай конкретные вопросы, расскажу, что знаю...
С наилучшими пожеланиями, Stas
Втр Июн 03 1997, 03:08.
===============================================================
FILE: pana.txt
Пана-Варзуга
From: Boris Baranov Boris_Baranov@p22.f777.n50.z2.fidonet.org
Был там в 1991 г. Весь отчет вместе с фотками д.б. на 1StED
BBS у 2:5020/272.20 (Boris Ashkinadze - Москва) и без фоток у
2:5030/395 (Eugene Pasynkov - Питер).
Технический паспорт похода
Район проведения похода: Кольский полуостров
Вид туризма: Водный
Категория сложности: Вторая
Средство сплава: Байдарки
Маршрут похода: г.Киров-г.Москва-г.Оленегорск-пос.Рев-
да-с.Ловозеро-р.Вирма-оз.Поповское-
оз.Ловозеро-р.Цага-волок-р.Пана-р.Вар-
зуга-с.Варзуга-с.Кузомень-с.Кашкаранцы-
пос.Умба-г.Кандалакша-г.Москва-г.Киров
Протяженность маршрута: Сплав на байдарках - 270 км;
волок на р.Пану - 6 км;
*
волок к устью р.Цаги - 7 км
Ходовое время: Сплав на байдарках - 53 часа;
волок на р.Пану - 7 часов;
*
волок к устью р.Цаги - 9 часов
Сроки проведения: 30 августа - 27 сентября 1991 г.
Продолжительность похода: Всего - 29 дней, в том числе:
дорога - 9;
сплав - 13;
пешком - 2;
дневок - 5
Радиальные экскурсии: 1.В Ловозерские тундры по долине реки
Светлой - 10 км пешком;
2.В Ловозерские тундры на Сейдозеро -
4 км пешком;
3.На Ареньгский водопад - 2 км пешком.
* - волок к устью р.Цаги выполнялся в связи со штормовой по-
годой на Ловозере
Подъезды и выход с маршрута
Наиболее удобный подъезд к началу маршрута - по железной до-
роге через Москву до Оленегорска, а далее рейсовым автобусом до
с.Ловозеро (транзитом или с пересадкой в Ревде). Билеты на поезд
лучше приобрести через автоматизированную систему "Экспресс" за
45 суток. Покупку билетов на более поздний срок откладывать не
стоит, так как в конце летнего сезона очень плохо с местами от
Москвы в сторону Мурманска. Через систему "Экспресс" оформят пря-
мую плацкарту до Оленегорска и билеты на поезд N 17 "Вятка", а
также на любой из поездов N 16, N 112, N 182, N 344, N 374 при
наличии мест. Все указанные поезда сообщением "Москва-Мурманск"
отправляются с Ленинградского вокзала г.Москвы в вечернее время и
прибывают через сутки в Оленегорск в утренние часы, что очень
удобно. Наша группа выехала из Москвы 31 августа в 22.20 на поез-
де N 374 "Москва-Мурманск" и прибыла в Оленегорск 2 сентября око-
ло 13 часов.
Автовокзал находится в ста метрах от железнодорожного вокза-
ла. Автобусы местного формирования и проходящие из Мурманска хо-
дят на Ловозеро с 7 утра и до 19 вечера с интервалом 1,5-2 часа.
На проходящие автобусы билеты продают после прибытия автобуса на
автовокзал. В салон автобуса пассажиров с грузом не пускают, по-
этому сначала нужно договориться с водителем о размещении снаря-
жения, а затем идти покупать билеты. За багаж в кассу платить не
нужно - рассчет с водителем. Заброска снаряжения нам обошлась в
25 рублей. Услуги трансагенства, находящегося рядом с автовокза-
лом, примерно в пять раз дороже. Рейс в 15.40 был только до Рев-
ды. Следующего автобуса ждать не стали, так как неизвестно нали-
чие мест на него. До Ревды автобус идет около 2,5 часов. В 19 ча-
сов сели на местный автобус до Ловозера и примерно через час были
на месте. За снаряжение на местном автобусе можно не платить, что
мы и сделали. Недалеко от конечной остановки (автовокзала в селе
нет) находится гостиница "Вирма", где без проблем устроились на
ночь. Снаряжение разрешают заносить прямо в номер. В гостинице
можно сходить в душ. Окрестности села объявлены зеленой зоной,
поэтому рядом с селом ставить палатки, а тем более жечь костер
запрещено.
Вариантов выхода с маршрута может быть несколько. В основном
все зависит от наличия попутного транспорта из Варзуги в сторону
Кандалакши, но лучше выход с маршрута привязать к расписанию теп-
лохода. Это пока наиболее надежный транспорт, так как грунтовая
дорога с твердым покрытием до Варзуги еще не построена (осталось
построить около 50 км).
Наша группа пришла в Варзугу 21 сентября. По нашим сведениям
22 сентября на Кандалакшу должен быть теплоход, поэтому мы сразу
же пошли в правление колхоза узнать расписание теплохода, а заод-
но и выяснить: пойдут ли машины в сторону Кандалакши с Варзуги
или с Кузомени. И тут же первая неожиданность - теплоход стал хо-
дить только до Умбы, но расписание его почти не изменилось. Теп-
лоход должен быть в Кузомени 23 сентября в 14.30. Хотя и нужно
делать лишнюю пересадку, такой вариант нас устраивал. Вот распи-
сание теплохода "Юшар" на Умбу в 1991 году: 8, 16, 23 июля; 1, 9,
17, 28 августа; 6, 14, 23 сентября. Второй вариант выхода с марш-
рута - через Архангельск. Вот расписание теплохода "Юшар" на Ар-
хангельск в 1991 году: 10, 18, 25 июля; 3, 11, 19, 30 августа; 8,
16, 25 сентября. Прибытие теплохода в 7.00.
В правлении колхоза мы также узнали, что возможно 22 сентяб-
ря с утра пойдет машина в Умбу или Кандалакшу, нужно только утром
подойти к водителю и уточнить. Этот вариант нас устраивал еще
больше, так как посадку на теплоход при неблагоприятной погоде
могли отменить. Узнав, что машины из Варзуги идут в объезд Кузо-
меня, мы приняли решение закончить маршрут в с.Варзуга, не дойдя
20 км до с.Кузомень.
Переночевали недалеко от села на левом берегу. В 5 утра сня-
ли лагерь и пошли в село на переправу, так как весь колхозный
транспорт находится на правом берегу реки. Сообщение между бере-
гами с помощью колхозных лодок (фото 22), моста в селе нет, паро-
ма тоже. После переправы сразу занялись поисками машины. Действи-
тельно, в этот день несколько машин уходило в Кандалакшу, причем
этот факт председатель колхоза от нас скрыл. Попробовали догово-
риться с водителями, но они без разрешения председателя нас не
брали, так как он, как выяснилось, ехал вместе с ними. Больше в
этот воскресный день надеяться было не на что, поэтому пора было
подумать и о ночлеге. Устроились в колхозном общежитии. Днем ос-
мотрели "жемчужину" деревянного зодчества Кольского полуострова -
Успенскую церковь (фото 23). Вечером договорились насчет колхоз-
ной бани, где прекрасно попарились и помылись.
Утром 23 сентября сразу же пошли в гараж и договорились с
заброской до Кузомени. Осталось только молиться на погоду, чтобы
не испортилась, и ждать теплохода. Договорившись с местными рыба-
ками о заброске нас на катере до рейда, сходили на Белое море
(около 2 км от Кузоменя). Начался прилив, вода в Варзуге пошла
против течения. Уже показался и наш теплоход на горизонте, но не-
удача сопутствовала нам второй день кряду - катер наш не завелся,
что-то случилось с двигателем. Не теряя времени бросились на по-
иски машины хотя бы до Кашкаранцев (40 км от Кузомени). Нашли во-
дителя, согласившегося за бутылку водки доставить нас прямо к
теплоходу. Началась погоня за теплоходом, постоянно маячившим на
горизонте. К нашему великому удивлению, мы успели вовремя. В Каш-
каранцах за 25 рублей быстро договорились с рыбаками и на двух
"дорах" забросили все снаряжение на теплоход, стоящий на рейде.
Белое море нас изрядно покачало, так как к вечеру усилился ветер
и начала портиться погода. В Умбу теплоход приходит в полночь, но
проблем с ночлегом нет, так как всего за 3 рубля можно прекрасно
переночевать в каюте.
24 сентября. Погода порядком испортилась, пошел дождь. В Ум-
бе с утра сходили до автобусных касс. На Кандалакшу ходит три ав-
тобуса. Билеты купили на дневной рейс. Автовокзала в Умбе нет,
поэтому в ожидании автобуса торчали на крытой остановке в центре
поселка. Автобус до Кандалакши идет около 5 часов. Когда автобус
проходит через Колвицкие тундры, за окном открывается красивый
пейзаж: горы и море. В Кандалакше без проблем купили билеты на
поезд N 181 "Мурманск-Москва" и отправили телеграммы в Кировск и
Киров о завершении маршрута. 26 сентября прибыли в Москву и купи-
ли билеты на "Вятку".
С наилучшими пожеланиями Борис Баранов
===============================================================
FILE: ymba.txt
Умба - Колвица, в районе Кольского п-ва,
Этот отчет предоставил Максим Шнырин, Санкт-Петербург.
maxim@uland.com ¦ mailto:maxim@uland.com
Ленинградская область
федерация туризма
тур.клуб "Маяк"
Отчет
о водном /байдарки/ туристском путешествии
четвертой категории сложности по рекам
Умба - Колвица, в районе Кольского п-ва,
совершенным с 20 июля по 5 августа 1991 года
Маршрутная книжка N 130/91
Руководитель группы Шнырин М.В.
Домашний адрес: Ленинград
пр. Маклина
Маршрутно - квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает,
что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
Маршрут имеет __________ категорию сложности. Отчет можно
использовать в ___________________________
Ленинград 1992
Оглавление
1. Справочные сведения
2. Состав группы
3. Сведения о районе путешествия
4. График движения
5. Техническое описание
6. Выводы и рекомендации
7. Подъезды и отъезды с маршрута
8. Приложение 1. Схемы
9. Приложение 2. Фотографии