<< Пред.           стр. 199 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  Собачий - бурный порог, состоящий из нескольких крутых
 перепадов, судовой ход по нему сложный. Особого внимания требует
 порог Клетной, в который постепенно переходит Собачий. Здесь надо
 следить за струей, так как можно легко потерять верное
 направление движения и оказаться в клетке из камней, откуда уже
 трудно выбраться. Несколько легче пороги Койтугов и Морской. В
 Морском имеется хорошо выраженная струя, но вход в нее на 300 м
 завален камнями. Морские пороги рекомендуется предваритеьлно
 разведать.
  За последним порогом Варзуга течет по почти 2-километровому
 руслу между низкими берегами. В устье много островов. Каждый
 остров - громадный малинник. Последние километры река течет в
 песчаных дюнах. Это совершенно своеобразный пейзаж. Желтые дюны
 унылыми грядами уходят к горизонту. На них мало растительности.
  Идти по широкой реке, особенно в прилив и при встречных
 ветрах, очень трудно, с этого места можно воспользоваться
 рыбацкими судами ("дорами"), чтобы от села Кузомени добраться до
 Усть-Варзуги.
  От Усть-Варзуги раз в три дня ходит пароход до Архангельска
 (или Кандалакши). В ожидании парохода можно совершить экскурсию
 на рыбозавод.
  Участок Варзуги от впадения Паны проходят за 4-5 дней.
  Отправляясь в поход по данному маршруту, необходимо помнить:
  1) Ловозеро освобождается полностью ото льда только к концу
 июня;
  2) надо иметь не менее 2-3 резервных дней на возможную
 штормовую погоду на Ловозере и на задержку с отъездом из
 конечного пункта маршрута;
  3) в реках, впадающих в Белое море, лов рыбы запрещен.
 
 Литература:
  1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
  2) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
 Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
 ===============================================================
  FILE: warzuga2.txt
  Ловозеро - Цага - Пана - Варзуга. 1996
 
  From: Stas.Viazhlinsky@p42.f368.n5020.z2.fidonet.org
  Date: Jun 1997
 
  Был, в августе 1996 г., по маршруту Ловозеро - p.Цага - p.Пана
 - p.Варзуга - д.Кузомень.
 
  1. О теплоходах забудь, раньше они ходили 3 раза в месяц,
 теперь 1 раз и то расписание даже местные жители не знают,
 поговорив с большим кол-ом людей вплоть до представителей
 власти я так и не смог узнать его расписание.
  2. Сообщение производится по дороге, идущей вдоль южного
 побережья попутным транспортом, напр. вахтовыми машинами
 дорожной службы, ведущей строительство дороги по побережью или
 рейсовым Уралом(2 раза в неделю).
 
  Расписание:
 
  Варзуга-Умба: понед., пятн. - отъезд от 13:30 до 16:00 (!
 только господь бог знает во сколько поедет Урал)
  Умба-Варзуга: понед. - отъезд 09:00 (строго)
  пятн. - отъезд 10:00 (строго)
 
  Проезд 40 тыс.p., груз по договоренности с водителем, но
 вполне вероятно, что за каждый большой рюкзак придется
 заплатить как за человека.
  Дорога грунтовка.
 
  3. Умба-Кандалакша - прекрасное шоссе, ежедневное
 автобусное сообщение.
 
  Расписание Умба-Кандалакша (от автостанции):
  11:20 (кроме ср., чт., пт.)
  21:00 (ежедн.)
 
  Проезд - 26 тыс.p., место багажа - 5 тыс.руб.
 
  4. Восточнее Кузомени забраться/выбраться трудно, дорога
 доходит только до кузоменя и Варзуги.
  5. Мошки и интересных мест навалом как и на всем Кольском
 п-ве, из особых достопримечательностей запомнился запрет на
 рыбную ловлю во всех реках впадающих в Белое море и массовый
 заезд ОМОНа в конце августа на охрану хода семги.
  6. Задавай конкретные вопросы, расскажу, что знаю...
 
 
  С наилучшими пожеланиями, Stas
  Втр Июн 03 1997, 03:08.
 
 ===============================================================
  FILE: pana.txt
  Пана-Варзуга
 
 From: Boris Baranov Boris_Baranov@p22.f777.n50.z2.fidonet.org
 
 Был там в 1991 г. Весь отчет вместе с фотками д.б. на 1StED
 BBS у 2:5020/272.20 (Boris Ashkinadze - Москва) и без фоток у
 2:5030/395 (Eugene Pasynkov - Питер).
 
  Технический паспорт похода
 
 Район проведения похода: Кольский полуостров
 Вид туризма: Водный
 Категория сложности: Вторая
 Средство сплава: Байдарки
 Маршрут похода: г.Киров-г.Москва-г.Оленегорск-пос.Рев-
  да-с.Ловозеро-р.Вирма-оз.Поповское-
  оз.Ловозеро-р.Цага-волок-р.Пана-р.Вар-
  зуга-с.Варзуга-с.Кузомень-с.Кашкаранцы-
  пос.Умба-г.Кандалакша-г.Москва-г.Киров
 Протяженность маршрута: Сплав на байдарках - 270 км;
  волок на р.Пану - 6 км;
  *
  волок к устью р.Цаги - 7 км
 Ходовое время: Сплав на байдарках - 53 часа;
  волок на р.Пану - 7 часов;
  *
  волок к устью р.Цаги - 9 часов
 Сроки проведения: 30 августа - 27 сентября 1991 г.
 Продолжительность похода: Всего - 29 дней, в том числе:
  дорога - 9;
  сплав - 13;
  пешком - 2;
  дневок - 5
 Радиальные экскурсии: 1.В Ловозерские тундры по долине реки
  Светлой - 10 км пешком;
  2.В Ловозерские тундры на Сейдозеро -
  4 км пешком;
  3.На Ареньгский водопад - 2 км пешком.
 
 * - волок к устью р.Цаги выполнялся в связи со штормовой по-
  годой на Ловозере
 
  Подъезды и выход с маршрута
 
  Наиболее удобный подъезд к началу маршрута - по железной до-
 роге через Москву до Оленегорска, а далее рейсовым автобусом до
 с.Ловозеро (транзитом или с пересадкой в Ревде). Билеты на поезд
 лучше приобрести через автоматизированную систему "Экспресс" за
 45 суток. Покупку билетов на более поздний срок откладывать не
 стоит, так как в конце летнего сезона очень плохо с местами от
 Москвы в сторону Мурманска. Через систему "Экспресс" оформят пря-
 мую плацкарту до Оленегорска и билеты на поезд N 17 "Вятка", а
 также на любой из поездов N 16, N 112, N 182, N 344, N 374 при
 наличии мест. Все указанные поезда сообщением "Москва-Мурманск"
 отправляются с Ленинградского вокзала г.Москвы в вечернее время и
 прибывают через сутки в Оленегорск в утренние часы, что очень
 удобно. Наша группа выехала из Москвы 31 августа в 22.20 на поез-
 де N 374 "Москва-Мурманск" и прибыла в Оленегорск 2 сентября око-
 ло 13 часов.
  Автовокзал находится в ста метрах от железнодорожного вокза-
 ла. Автобусы местного формирования и проходящие из Мурманска хо-
 дят на Ловозеро с 7 утра и до 19 вечера с интервалом 1,5-2 часа.
 На проходящие автобусы билеты продают после прибытия автобуса на
 автовокзал. В салон автобуса пассажиров с грузом не пускают, по-
 этому сначала нужно договориться с водителем о размещении снаря-
 жения, а затем идти покупать билеты. За багаж в кассу платить не
 нужно - рассчет с водителем. Заброска снаряжения нам обошлась в
 25 рублей. Услуги трансагенства, находящегося рядом с автовокза-
 лом, примерно в пять раз дороже. Рейс в 15.40 был только до Рев-
 ды. Следующего автобуса ждать не стали, так как неизвестно нали-
 чие мест на него. До Ревды автобус идет около 2,5 часов. В 19 ча-
 сов сели на местный автобус до Ловозера и примерно через час были
 на месте. За снаряжение на местном автобусе можно не платить, что
 мы и сделали. Недалеко от конечной остановки (автовокзала в селе
 нет) находится гостиница "Вирма", где без проблем устроились на
 ночь. Снаряжение разрешают заносить прямо в номер. В гостинице
 можно сходить в душ. Окрестности села объявлены зеленой зоной,
 поэтому рядом с селом ставить палатки, а тем более жечь костер
 запрещено.
  Вариантов выхода с маршрута может быть несколько. В основном
 все зависит от наличия попутного транспорта из Варзуги в сторону
 Кандалакши, но лучше выход с маршрута привязать к расписанию теп-
 лохода. Это пока наиболее надежный транспорт, так как грунтовая
 дорога с твердым покрытием до Варзуги еще не построена (осталось
 построить около 50 км).
  Наша группа пришла в Варзугу 21 сентября. По нашим сведениям
 22 сентября на Кандалакшу должен быть теплоход, поэтому мы сразу
 же пошли в правление колхоза узнать расписание теплохода, а заод-
 но и выяснить: пойдут ли машины в сторону Кандалакши с Варзуги
 или с Кузомени. И тут же первая неожиданность - теплоход стал хо-
 дить только до Умбы, но расписание его почти не изменилось. Теп-
 лоход должен быть в Кузомени 23 сентября в 14.30. Хотя и нужно
 делать лишнюю пересадку, такой вариант нас устраивал. Вот распи-
 сание теплохода "Юшар" на Умбу в 1991 году: 8, 16, 23 июля; 1, 9,
 17, 28 августа; 6, 14, 23 сентября. Второй вариант выхода с марш-
 рута - через Архангельск. Вот расписание теплохода "Юшар" на Ар-
 хангельск в 1991 году: 10, 18, 25 июля; 3, 11, 19, 30 августа; 8,
 16, 25 сентября. Прибытие теплохода в 7.00.
  В правлении колхоза мы также узнали, что возможно 22 сентяб-
 ря с утра пойдет машина в Умбу или Кандалакшу, нужно только утром
 подойти к водителю и уточнить. Этот вариант нас устраивал еще
 больше, так как посадку на теплоход при неблагоприятной погоде
 могли отменить. Узнав, что машины из Варзуги идут в объезд Кузо-
 меня, мы приняли решение закончить маршрут в с.Варзуга, не дойдя
 20 км до с.Кузомень.
  Переночевали недалеко от села на левом берегу. В 5 утра сня-
 ли лагерь и пошли в село на переправу, так как весь колхозный
 транспорт находится на правом берегу реки. Сообщение между бере-
 гами с помощью колхозных лодок (фото 22), моста в селе нет, паро-
 ма тоже. После переправы сразу занялись поисками машины. Действи-
 тельно, в этот день несколько машин уходило в Кандалакшу, причем
 этот факт председатель колхоза от нас скрыл. Попробовали догово-
 риться с водителями, но они без разрешения председателя нас не
 брали, так как он, как выяснилось, ехал вместе с ними. Больше в
 этот воскресный день надеяться было не на что, поэтому пора было
 подумать и о ночлеге. Устроились в колхозном общежитии. Днем ос-
 мотрели "жемчужину" деревянного зодчества Кольского полуострова -
 Успенскую церковь (фото 23). Вечером договорились насчет колхоз-
 ной бани, где прекрасно попарились и помылись.
  Утром 23 сентября сразу же пошли в гараж и договорились с
 заброской до Кузомени. Осталось только молиться на погоду, чтобы
 не испортилась, и ждать теплохода. Договорившись с местными рыба-
 ками о заброске нас на катере до рейда, сходили на Белое море
 (около 2 км от Кузоменя). Начался прилив, вода в Варзуге пошла
 против течения. Уже показался и наш теплоход на горизонте, но не-
 удача сопутствовала нам второй день кряду - катер наш не завелся,
 что-то случилось с двигателем. Не теряя времени бросились на по-
 иски машины хотя бы до Кашкаранцев (40 км от Кузомени). Нашли во-
 дителя, согласившегося за бутылку водки доставить нас прямо к
 теплоходу. Началась погоня за теплоходом, постоянно маячившим на
 горизонте. К нашему великому удивлению, мы успели вовремя. В Каш-
 каранцах за 25 рублей быстро договорились с рыбаками и на двух
 "дорах" забросили все снаряжение на теплоход, стоящий на рейде.
 Белое море нас изрядно покачало, так как к вечеру усилился ветер
 и начала портиться погода. В Умбу теплоход приходит в полночь, но
 проблем с ночлегом нет, так как всего за 3 рубля можно прекрасно
 переночевать в каюте.
  24 сентября. Погода порядком испортилась, пошел дождь. В Ум-
 бе с утра сходили до автобусных касс. На Кандалакшу ходит три ав-
 тобуса. Билеты купили на дневной рейс. Автовокзала в Умбе нет,
 поэтому в ожидании автобуса торчали на крытой остановке в центре
 поселка. Автобус до Кандалакши идет около 5 часов. Когда автобус
 проходит через Колвицкие тундры, за окном открывается красивый
 пейзаж: горы и море. В Кандалакше без проблем купили билеты на
 поезд N 181 "Мурманск-Москва" и отправили телеграммы в Кировск и
 Киров о завершении маршрута. 26 сентября прибыли в Москву и купи-
 ли билеты на "Вятку".
 
  С наилучшими пожеланиями Борис Баранов
 
 ===============================================================
  FILE: ymba.txt
  Умба - Колвица, в районе Кольского п-ва,
 
  Этот отчет предоставил Максим Шнырин, Санкт-Петербург.
  maxim@uland.com ¦ mailto:maxim@uland.com
 
 
  Ленинградская область
  федерация туризма
  тур.клуб "Маяк"
 
 
 
 
 
 
 
   Отчет
 
  о водном /байдарки/ туристском путешествии
  четвертой категории сложности по рекам
  Умба - Колвица, в районе Кольского п-ва,
  совершенным с 20 июля по 5 августа 1991 года
 
 
 
 
  Маршрутная книжка N 130/91
  Руководитель группы Шнырин М.В.
  Домашний адрес: Ленинград
  пр. Маклина
 
 
 
 
 
 
 
  Маршрутно - квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает,
  что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
  Маршрут имеет __________ категорию сложности. Отчет можно
  использовать в ___________________________
 
 
 
  Ленинград 1992
 
 
 
   Оглавление
 
 
  1. Справочные сведения
  2. Состав группы
  3. Сведения о районе путешествия
  4. График движения
  5. Техническое описание
  6. Выводы и рекомендации
  7. Подъезды и отъезды с маршрута
  8. Приложение 1. Схемы
  9. Приложение 2. Фотографии

<< Пред.           стр. 199 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу