<< Пред.           стр. 209 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  - Здорово! Вот это - да! Андрей, я не думала, что ты туда
 пойдешь.
  Доблестный генерал-аншеф, немного смутившись, ответил:
  - Да я и сам не думал, ... что туда пойду.
  Порог 7-миверстный, следующий по счету после Разбойника,
 оказавшийся на повестке дня, состоит из дюжины небольших
 порожков и перекатов, разделенных довольно значительными
 промежутками спокойной воды. Все наиболее сложные препятствия,
 такие как пара-тройка "троечных" обливных плит и наиболее
 внушительные бочки, расположены в начале порога и без труда
 обходятся под правым берегом.
  Штурм этого порога, который мы прошли без предварительного
 осмотра (на ура!), запомнился команде тайменя столкновением с
 берегом, на который генерал направил байдарку, уже несколько
 секунд сремительно несущуюся навстречу опасности кормой вперед.
 Причиной частичной потери ориентации была излишняя
 осторожность, с которой генерал вел свой корабль, слишком
 сильно прижимаясь к линии побережья, вдоль которой тянулась
 узкая полоска относительно спокойной воды. В результате таймень
 на одном из виражей выскочил носовой частью на полузатопленную
 плиту, лежащую у самой кромки прибоя, и, развернувшись,
 продолжил свое плавание вперед кормой. В тщетных попытках
 развернуть корабль экипаж миновал две или три наводящих ужас
 косых бочки, обогнул один из водопадных сливов и,
 продемонстрировав высокий класс скоростного слалома, проскочил
 сквозь жуткую россыпь обломков гранитных скал. То, что
 байдарку, идущую на штурм порога такого уровня сложности кормой
 вперед, могла спасти только счастливая случайность, никого,
 похоже, не смущало. Сказка закончилась в тот момент, когда
 генерал, убедившись в нереальности всех попыток развернуть
 фрегат, прибегая только к классическим приемам, скомандовал:
  - Внимание! Всем сохранять спокойствие. Сейчас врежемся в
 скалу. - и направил корабль в гранитную стену каньона.
  Таймень протаранил ахтерштевнем скалу, развернулся на ней
 и без приключений прошел оставшуюся часть порога.
  Порог Канозерский, последний из такого рода порогов перед
 впадением Умбы в оз. Канозеро, является вторым по сложности
 после первого Падуна и, безусловно, заслуживает внимания.
 Категория сложности, на которую он тянет, - 4 для байдарок
 любого типа и что - то между 2 и 3 для катамаранов. Структуру
 порога бесполезно описывать подробно, поэтому здесь мы приведем
 всего лишь ее схему.
  Порог начинается с семейства довольно внушительных косых
 бочек и множества беспорядочно ориентированных фрагментов
 водопадных сливов, усеявших все русло реки от одного берега до
 другого. В центре порога возвышаются несколько крупных обломков
 скал, сильно смахивающих на острова. Ближе к Канозеру порог
 вырождается в затяжную шиверу с большим количеством острых
 камней, расставленных с особой подлостью. Перед впадением в
 озеро река разветвляется на несколько рукавов, среди которых ни
 самый левый, ни самый правый не годятся для сплава -
 практически полное отсутствие в них воды и немыслимое обилие
 камней вызывают такую ненависть, что самому становится страшно.
 В силу этих обстоятельств порог придется проходить
 тяжелогружеными байдарками с полным составом экипажей, т.к.
 обнести здесь вещи или высадить кого-нибудь с тем, чтобы потом
 где-нибудь подобрать, не представляется нам возможным. Порог
 спокойно проходится вблизи правого берега. Характер порога
 позволяет, искуссно маневрируя, обойти почти все препятствия,
 встречающиеся на пути, но для тех, кому это не подходит, можно
 специально подобрать маршрут, проходящий через все бочки и
 водосливы, расположенные между центральной грядой островов и
 правым берегом.
  К порогу Канозерскому мы подошли на "закате", оставив за
 собой взятые в тот же день пару перекатов (1-я и 2-я Карешки) и
 неплохо смотревшийся на их фоне порог Карельский. К этому
 моменту мы успели очень устать и сильно вымокнуть, но близость
 оз. Канозеро с его неповторимым ландшавтом вливала новые силы,
 заставляляя кипеть молодую кровь и учащенно биться сердца. Всем
 верилось, что остался последний рывок, после которого нас ждет
 прекрасная стоянка на одном из островов с родниками, бьющими
 прямо из трещин гранитных скал.
  Много славных подвигов было совершено в тот день обеими
 высокими сторонами: экипажами, упорно не желавшими огибать
 препятствия, встречающиеся на пути, капитанами, гордо
 прошедшими в невероятной близости от всех без исключения
 обливников, каким-то чудом не задев ни один из них, кораблями
 королевского Флота, побывавшими во всех котлах и бочках,
 заслуживающих внимания, и при этом сумевшими остаться
 практически целыми и местами даже невредимыми, и, наконец,
 порогом, с нескрываемым удивлением взиравшим на ненормальных,
 видимо, поставивших себе цель взять его на испуг и отгребавших
 от чистой воды как черт от ладана. На этом пороге все экипажи
 продемонстрировали первоклассную выучку, а капитаны своим
 бесстрашием еще раз доказали, что не зря едят свой хлеб с
 тушенкой.
  Но, оказавшись не в силах противостоять отваге участников
 штурма, коварная стихия нанесла удар с той стороны, откуда его
 не ждали. Приближался день, когда нашей милой Ирочке предстояло
 встретить свой девятнадцатый День рождения, самый светлый
 праздник на свете. И, помня об этом, девушка взяла с собой в
 поход несколько уже готовых коржей в вакуумной упаковке,
 расчитывая приготовить из них торт. Торт везли отдельно и
 берегли как зеницу Разящего ока Кецелькоатля, но во время
 героического штурма порога он все-таки встретился с острым
 лезвием тяжелого топора генерал-аншефа и эта встреча не прошла
 для него бесследно - девственная чистота упаковки была
 непоправимо нарушена и внутрь проникла вода. На выходе из
 порога половину торта смыл стоячий вал, а вторую половину
 пришлось срочно съесть. Горечь утраты была так велика, что еще
 долго после этого оба экипажа при случайном упоминании
 Канозерского порога начинали сердито сопеть и гневно сверкать
 глазами из-под нахмуренных бровей.
  Озеро Канозеро в том месте, где в него впадает Умба, имеет
 низкие заболоченные берега, кишащие кровожадным гнусом,
 гнездящимся в высоких зарослях дикого тростника, что и делает
 линию побережья в этих краях совершенно непригодной для
 стоянки. Единственное место, где можно остановиться - маленький
 остров с отличным галечным пляжем и двумя-тремя ровными
 площадками на плоской вершине. На карте этот остров оставлен
 белым и расположен ближе других к дельте Умбы. Добраться до
 него можно, придерживаясь левого берега. Все озеро вместе с
 окружающими его лесами, лугами и болотами, запасами рыбы и
 полезных ископаемых целиком принадлежит всесильному в этих
 местах рыбнадзору, с которым в первую очередь надо установить
 дружеские отношения. Так что, если вдруг к вам где-нибудь на
 середине озера подвалит моторная лодка с мужиком средних лет,
 не стремитесь уложить его издалека очередью из
 крупнокалиберного пулемета - этим вы только испортите с ним
 отношения и лишитесь уникальной возможности попробовать спинку
 кунжи, выдержанной в рассоле. Распитая с Верещагиным бутылочка
 Старомосковской откроет перед вами доступ к богатейшим рыбным
 запасам здешних мест.
  - Хороший мужик - Верещагин, - сказал по секрету Сереге
 один из парней с того самого катамарана, который встетился нам
 на Падуне и с которым мы вновь повстречались на острове. И, на
 секунду задумавшись, добавил: - ... когда катер на ногу не
 роняет.
  Переночевав на острове, мы ушли навстречу новым
 опасностям, доверху нагруженные красной рыбой, последние запасы
 которой закончились уже в поезде. Проскочив с попутным ветром
 озеро, мы столкнулись с еще одним сюрпризом. Отчаливая от
 острова, мы, как и все нормальные люди в подобной ситуации,
 расчитывали встретить на другом конце оз. Канозера истоки Умбы,
 но то, что мы в результате там обнаружили, повергло нас в
 состояние искреннего недоумения. После непродолжительной
 рекогносцировки выяснилось, что из противоположного конца озера
 Канозеро вытекают сразу две реки, и ни одна из них Умбой в
 полном смысле этого слова не является. Сильно озадаченные таким
 состоянием дел, мы причалили к песчаному пляжу у истока
 Родвинги и там заночевали.
  На рассвете мы вошли в Родвингу, сильно надеясь, что этот
 выбор окажется удачным. Миновав пару-тройку перекатов, мы
 добрались до развилки, где из Родвинги вытекает еще одна речка
 - Низьма, и повернули туда, выбрав не самый короткий, но зато
 самый чистый от шивер путь к тому месту, где Умба снова
 появляется на карте. Несколько часов спустя, удачно проскочив
 то ли пять, то ли шесть перекатов, способных достать кого
 угодно, флагман эскадры неожиданно выскочил на излучину, с
 которой уже довольно четко просматривался зловещий контур
 водопадного слива Второго Падуна, последнего серьезного
 препятствия до слияния Низьмы с Умбой, и, слегка озадаченный
 этой встречей, заложил крутой вираж, уходя под правый берег,
 где в надвигающихся сумерках смутно вырисовывались неясные
 очертания небольшой уютной бухточки, скрытой от нескромных
 взглядов гранитным монолитом холма. Здесь и заночевали,
 предварительно разгрузив байдарки, приготовив ужин и быстро
 проглотив его вместе с имянинным пирогом, увенчаным
 девятнадцатью свечками, - чего, конечно, могло бы и не
 случиться, если бы не долгожданный День рождения, который к
 тому моменту уже успел наступить.
  Порог Падун номер два состоит из одной ступени -
 классического водопадного слива, примыкающего к левому берегу,
 и характерного шлейфа возмущений за ним. Всю правую половину
 реки вплоть до небольшого скалистого острова, торчащего
 практически в самом центре русла, занимают бренные останки
 старого бревенчатого моста - памятника архитектуры неизвестных
 диких племен, населявших в глубокой древности эти места. Высота
 падуна не превышает одного метра. Основная струя за водопадом
 свободна от камней. Категория сложности - не выше 3 для
 байдарок любого типа и 1 для катамаранов, которые на этом
 участке реки могут испытывать трудности с точным попаданием в
 водослив. Штурм Падуна завершает полосу препятствий,
 расположеных в нижнем течении Умбы, в которую впадает Низьма, и
 вплоть до самого шоссейного моста Вам больше не встретится ни
 один перекат, не говоря уже о порогах. На мосту обычно и
 заканчивается большинство походов, т.к. по автомобильной
 трассе, соединяющей поселок Умба с Кандалакшей, раз в сутки
 ходит автобус, отправляющийся из поселка в 11 утра. Для полноты
 ощущений Высшее командование королевского Флота, Абордажных
 войск и Святейшего Синода Священного ордена Интеллекта
 рекомендует не ограничиваться сплавом до моста, а попытаться
 спуститься до Белого моря и, обогнув мыс, пройти по первой же
 попавшейся губе до пристани, от которой до автобусной остановки
 рукой подать.
  Весь отрезок маршрута от моста до Кандалакшского залива
 усеян короткими многокаскадными порогами, разделенными
 небольшими участками спокойной воды. В некоторых местах река
 сужается до каких-нибудь шестидесяти метров и огромная масса
 воды с оглушительным ревом летит по дну узкого каньона.
 Ощущения, которые остаются после такого слалома, трудно
 передать словами. На особенно бурных участках байдарку швыряет
 так, что, наблюдая за штурмом порога с берега, можно потерять
 пол жизни. Но тем, кто все-таки решится на такой подвиг, море
 удовольствия гарантируется. Забавный случай приключился с
 корветом Адмирала, когда он с Серегой, отправившись штурмовать
 один из таких порогов, вошел в каньон, удачно обогнул
 здоровенный водопадный слив и выскочил прямо на гребенку прямых
 валов высотой не менее трех метров каждый. От одного вида
 сплошной стены воды, вздымающейся ввысь на головокружительную
 высоту, у Адмирала мгновенно потемнело в глазах и он не своим
 голосом заорал:
  - Серега! Куда ты гребешь? Поворачивай! Там же стены!!! На
 что Серега, быстро оценив ситуацию, невозмутимо ответил:
  - Ну что ж, пойдем на стены. Им удачно удалось проскочить
 первые три вала и, возможно, так же хорошо удалось бы пройти
 оставшиеся четыре, но в этот момент река повернула и первый же
 вал, превратившийся из прямого в косой, врезал им с траверса и
 укрыл корвет от посторонних глаз под двухметровым слоем воды.
 Секунд восемь вообще ничего не было видно, но на девятой
 секунде эта "подводная лодка" все-таки всплыла и тут же исчезла
 под новым обрушившимся на нее косым валом. Все пороги на спуске
 к морю проходятся в вольном стиле. Последний порог,
 начинающийся под покосившимся деревянным мостом, без труда
 проходится в центральной струе, оставляя все бочки и
 нагромождения камней в стороне.
  В глубине губы прямо напротив пристани расположены местное
 отделение милиции и пекарня, где нас накормили только что
 испеченным горячим хлебом. Рядом находится маленький магазин
 (избушка желтого цвета), работающий до 2-х часов ночи (стучите
 в окошко!!!), где можно купить все необходимое и снова
 приобщиться к цивилизации.
  Автобусную остановку Вы обнаружите на центральной площади
 рядом с местным Дворцом культуры, двигаясь по азимуту курсом
 северо-восток и на восток. Автобус до Кандалакши отправляется
 раз в сутки в 11 утра. Ориентировочная стоимость билета + 1
 место багажа - что-то около 4-х us$.
 
  И, в заключении нашей истории, расскажем еще об одном
 интересном случае, который произошел с фрегатом господина
 генерал-аншефа у входа в беломорскую губу. Выйдя в открытое
 море, фрегат прошел мимо прибрежных островов, благополучно
 обогнул мыс и, выскочив на простор, неожиданно замер. Причина
 внезапной остановки заключалась в том, что с той точки на
 карте, у самого края которой фрегат замедлил свой бег,
 открывался вид редкой красоты сразу на два входа в глубь
 материка, что подразумевало под собой наличие на этом участке
 побережья по меньшей мере двух заливов. Два залива, черт
 возьми! На носу капеллан вполголоса прорычал что-то нелестное в
 адрес того, кто здесь их столько понарыл, призывая на его
 голову небесные громы и молнии. Поборов искушение сунуться в
 одну из горловин наугад, генерал-аншеф предложил взять "языка".
 В обычных условиях это предложение с учетом географического
 положения корабля прозвучало бы довольно странно, но, к
 счастью, в тот момент на горизонте показался стоящий на якоре
 рыбацкий катер. Таймень подошел к катеру вплотную, после чего
 генерал дал всем сто очков форы, крикнув двум рыбакам, сидящим
 на борту с удочками в руках:
  - Мужики! Как попасть на автобусную остановку? Ближайший к
 генералу рыбак от неожиданности выронил удочку и судорожно
 взмахнул руками, явно намереваясь выпасть за борт. Тот, кто
 находился чуть дальше и кого ударная волна генерал-аншефского
 голоса задела лишь краем, широко открыл рот и выпучил глаза. В
 его взгляде генерал прочел, что автобусы по морю не ходят, и
 понял, что вопрос придется повторить.
 
 Справки по телефонам: (256) 4-42-77 Андрей
 
 ===============================================================
  FILE: umba5.txt
  Дмитрий Фадеев. Каникулы в Заполярье: Умба-98
 
 ---------------------------------------------------------------
  From: Дмитрий Фадеев (dfadeev@baan.com)
  Date: 16 Sep 1998
 ---------------------------------------------------------------
 
  "Не будем прогибаться под изменчивый мир
  - Пусть лучше он прогнется под нас!"
 
 
 КАНИКУЛЫ В ЗАПОЛЯРЬЕ
 
 УМБА-98
 
 Походный дневник фотографа А. Десятника и комиссара Д. Фадеева
 о прохождении водного маршрута по р. Умба и р. Колвица
 (Мурманская область, Заполярье)
 командой "Москва -- Нижний Новгород -- транзит".
 24 июля -- 8 августа 1998 года
 
 
 
 
 
 
 
  СПИСОК УЧАСТНИКОВ и ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОХОДА
 
  Артем Десятник (АД) - старший матрос, правый загребной катамарана No1
  Верещагин - общепринятое название официального лица,
  осуществляющего контроль на реке Умба. Мы его не видели
  Дмитрий Десятник (ДД) - командир, пассажир катамарана No1
  Дмитрий Фадеев (ДФ) - комиссар, левый загребной No1
  Инна - фефочка, левый загребной катамарана No2, Доктор похода
  Каникулы - правильное применение слова "отпуск", то
  чем активно занимались участники похода
  Колвица, река - место сплава
  Литовцы, прибалты - группа замечательных ребят - туристов из г.Вильнюс
  (Витас, Гедрюс, Витас, Стасис, Далюс, Раса, Римма, Паулюс)

<< Пред.           стр. 209 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу