<< Пред.           стр. 215 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Приливы и отливы
  На Белом море приливы высокие, в некотрых местах говорят
 до 2 метров. Мы выше 1 метра с немножким не видали. Рядом с
 островами и берегом образуются зоны которые в момент отлива
 представляют из себя грязный и мокрый песок с водорослями, в
 момент прилива - море как море. Надо в общем на карту смотреть.
 Так можно вдруг оказаться посреди грязного болота в нескольких
 километрах от берега и глубокого моря.Нас так на Соловки
 штормом выкинуло. Пришлось по колено в грязи тащить байдарки и
 барахло до суши примерно километр. На юге в онежской губе
 приливная зона по 20 километров. Зона отмеченная как приливная
 в момент отлива не обязательно свободна от воды. Иногда она
 достаточна глубока и по ней можно пройти а байдарке.
  Скорость течения в открытом море не велика, но в проливах
 островов очень высокая (несколько метров в секунду). На
 байдарке не выгрести. В проливах течение
  приводит к водоворотам. Они для байдарки совершенно
 безопасны. Мы прошли по центру водоворота, в центре которого
 была воронка 10 см глубиной не почувствовав ничего. Куда
 опаснее волны на выходе и входе в пролив. Если они
 накладываются на ветровые, то может получитья нечто ужасное.
 Идешь ты по большой пологой волне и вдруг волны становятся
 беспорядочными и в несколько раз выше, а байдарку несет
 непонятно куда, назад не выгрести. Приливы происходят как
 понятно 2 раза в сутки. Увидев один прилив легко посчитать
 когда будет следующий. Отходить лучше всего в конец прилива или
 отлива.
 
  Стоянки
  Стоять можно почти везде, за исключением отвесных скал.
 Скалы занимают примерно половину периметра островов. В бухтах
 бывают хорошие песчаные пляжи. Хорошие песчаные пляжи в момент
 прилива, в момент отлива могут оказаться далеко от берега. а
 мысах ровные каменные плиты, иногда поросшие мхом. На карте
 места наших стоянок отмечены номерами. Это тоже хорошие места.
 
  Вода
  Соленая. 35 г./л. (в три раза солоней чем в черном море).
 Даже больше чем в тропических морях. Пить как понятно нельзя.
 Температура: на ощупь 5-10 оС. Холодно в общем, но мы
 купались. В момент отлива образуются небольшие лужи, некоторые
 из них глубиной примерно в полметра прогреваются в теплую
 погоду до 20оС. На Соловках есть много внутренних озер. Вода в
 низ темная торфяная, зато пресная. Температура 15 - 20 оС.
 
  Вода пресная
  В сухую погоду большая проблема. Надо возить с собой. У
 нас уходило на четверых по 10 литров в день. Возили 40 литров в
 пластиковых бутылках. Добыть пресную воду можно на островах в
 трещинах скал или маленьких болотцах. На дне их можно найти
 воду. Чем суше, тем труднее найти, тем грязнее найденная вода.
 Устья рек впадающих в море на несколько километров в верх по
 течению могут быть солеными и за пресной водой придется плыть
 долго. Вода в трещинах есть не на каждом острове. Например на
 Немецком Кузове мы не нашли воды в радиусе 200 метров от
 стоянки, а на соседнем Вороньем воды много (не зря видимо на
 нем стояла изба). На Русском Кузове говорят есть колодец, но мы
 его не нашли, зато нашли родник. На Соловках пресной поды
 изобилие. На острове Топы есть небольшое озерцо не пересыхающее
 даже в сухие годы. Если кто готов продолжить этот список -
 напишите мне письмо. Для путешествий по Белому морю это
 жизненно важно.
 
  Комары
  На побережье и на Соловках, особенно рядом с болотами
 комаров много. Ночью рядом с палаткой плотный слой в несколько
 комаров толщиной. Гудение мешает спать. На островах летают, но
 мало.
 
  Гнус
  Мало. Летом у меня в комнате (60 км от Питера) гнусу
 больше, чем на Белом Море на улице.
 
  Медведи
  Говорят есть. а Русском Кузове нашли дохлого медвежонка.
 
  Лесники
  Не встречали. Даже на Соловках о них ничего не слышно.
 
 
  Прочая живность
  В море тюлени. Много. На о.Топы лежбище. Тюлени очень
 любопытные. Высовывают морды рядом с байдаркой. Видимо они
 безопасны. В море плавают огромные страшные звери. Киты в
 общем. Метров 3-5 в длину. С черной спиной, белым брюхом,
 пускают фонтанчик. Думали , что это белухи, но не очень похожи
 по книжным описаниям. Когда такой выныривает рядом то очень
 страшно. Байдарку перевернет и поломает, а вода холодная. Все
 это правда в открытом море. У прибрежных островов никого нет.
 Морских звезд говорят много, но под водой. На берегу чайки
 находят их моментально и мы находили только объедки. Водоросли
 зато красивые.
 
  Местное население
  Весьма доброжелательно. На огонек периодически приплывает
 пообщаться.
 
 
  Населенность берегов
  На Кузовах народ пасется постоянно. Лучшие стоянки заняты
 круглосуточно. В основном катамаранщики.
 
  Монастырь на Соловках
  Стоит и выглядит хорошо. Монахи ездят на велосипедах и
 моторках, жить не мешают. Стоит строяк второкурсников на
 реставрации монастыря. Лет 10 назад понаставили щитов с всякой
 дребеденью для туристов, понаделали дорожек из досок, чтоб
 организованный турист не топтал природу. Сейчас все это успешно
 догнивает. На горе Секирной скит. Монахи по черному ругаются
 друг с другом матом. Про монастырь есть хорошая страничка
 http://www.chg.ru/Newspaper/324/article6.html ¦ http://www.chg.ru/Newspaper/324/article6.html
 
  Ягоды, грибы
  Грибов так много, что сердце кровью обливается, когда
 очищаешь площадку для палатки сшибая ногами красные. Белых тоже
 много. Из ягод много морошки.
 
  Прочая растительность
  На островах скалы и тундра. На Русском Кузове был пожар,
 теперь трудно проходимые заросли молодняка. а Немецком Кузове
 следы тайги. Соловки - смесь болот и темного хвойного и
 смешанного леса.
 
  Топливо
  По берегам много плавняка. Можно устроить очень большой и
 теплый костер.
 
 
  Рыба
  Мы ее не ловим, но и у местного населения ее было мало. а
 Соловках рыба только в магазине и дороже чем в Кеми.
 
 
  Другие странички про Белое Море.
 Об Соловках
  http://www.chg.ru/Newspaper/324/article6.html ¦ http://www.chg.ru/Newspaper/324/article6.html
 На катамаране
  sewer96.txt ¦ sewer96.txt
 Про Белое Море Можно сплавать организованным туристом
  http://www.onego.ru/koi/maritime/index_a.html ¦ http://www.onego.ru/koi/maritime/index_a.html
 
 
  Транспорт.
  В Кеми железная дорога. Билеты всегда есть. По городу
 ходят автобусы. Лучше ехать на ¬10 до Рабочеостровска.
 Остановка на берегу залива, вода в котором есть только в
 прилив. Можно собираться прямо в Кеми. На Соловки за 50 000 р.
 ходит катер (если есть кого везти). Изредка заходят другие
 корабли с туристами. а Соловках много местных машин.
 
 
  Населенные пункты: магазины, почты.
  Кемь. Можно купить все что угодно. Город очень
 цивилизованный. Цены почти как в Питере. Почта, банки,
 больницы, рестораны и т.д. Есть черный хлеб очень высокого
 качества.
  Рабочеостровск. Есть Магазин с довольно широким выбором.
 Соловки(Кремль). есколько магазинов. Цены чуть выше. Все
 необходимое имеется. Почта есть.
  Исаково. есколько домов. Магазинов и т.д. нет.
 
  На вершине Вороньего острова есть развалины избы. Может
 кто знает что там было. Сделана из таких кирпичей.
 
 
  Интересные места.
  Немецкий Кузов. Русский Кузов . О-ва. Коловар О. Северный
 Кильяк. О-ва Топы с маяком и кварцевой скалой. Вороньи острова.
 Як Остров
 
  А&TS c 1995-1998
 Sincerely, Alexander
 ===============================================================
  FILE: belomor1.txt
  По озерам Приполярья к Белому морю
 
 ст. Чупа - оз. Ниж. И Верх. Котозеро - оз. Лебединое - оз.
 Нольозеро - Княжегубское водохранилище - оз. Серяк - р. Ковда -
 оз. Верховское - оз. Долгое - Белое Море (губа Бабье море, губа
 Ругозерская) - ст. Пояконда.
 
 Общая протяженность 250 км.
 Категория сложности I-II. Число ходовых дней 8.
 
  Отчет прислал Николай Семин
  nick@sk.ibrae.msk.su (nick@ibrae.ac.ru) ¦ mailto:nick@sk.ibrae.msk.su
 
  Общая характеристика маршрута
 
  В августе 1996 году мы прошли небольшой маршрут по
 Приполярным озерам с выходом в Белое море. До этого мне не
 удалось найти подробного описания этих мест, думаю, это
 небольшое описание будет полезно для туристов. Маршрут
 практически не посещается туристами - нет оборудованных стоянок
 и других атрибутов массового сплава. Маршрут удобен в смысле
 приезда и отъезда. Половину маршрута подымаемся вверх по
 течению. На маршруте нет прохождения сложных порогов - правда
 много волоков и обносов. Маршрут проходит по границе Мурманской
 обл. и республики Карелии.
 
  Начало маршрута ст. Чупа. На станции останавливаются
 большинство поездов. От станции 500 метров вперед по ходу
 движения поезда до автомобильного переезда (видна автобусная
 остановка). Далее по автомобильной дороге влево (около 2.5 км)
 до карьера. Въезд в карьер хорошо виден с дороги, но дальнейшая
 дорога завалена бревнами. Отсюда до озера около 2.5 км по
 дороге, которая постепенно переходит в тропинку. На берегу
 стоянки нет, поэтому лучше сразу попытаться собрать байдарки и
 поискать место для стоянки.
  Двигаемся по Нижнему Котозеру на запад в сторону
 автомобильной дороги, придерживаясь правого (северного) берега,
 чтобы не пропустить небольшую протоку, которая соединяет
 Верхнее и Нижнее Котозеро. За мостом порог - берега болотистые
 - слева удобная дорога для обноса (около 600м)
  Верхнее Котозеро более симпатичное со скалистыми берегами.
 Ориентир гора Улитина (111.9 метра) - за горой небольшой залив
 - на берегу 3 домика (урочище Верх. Котозеро) - над одним
 развевается красный флаг и виден большой портрет вождя мирового
 пролетариата Владимира Ильича Ленина. Причаливаем к берегу для
 разведки обноса (около 4 км). Следует держаться ручья - по
 берегу его мимо дома идет тропинка. Сам ручей непроходим -
 мелкая вода - падение около 6 метров на последних 100 метрах.
 Тропинка поднимается на пригорок и разделяется на две. Влево
 идет тропинка к небольшому озеру, из которого вытекает ручей -
 на берегу его есть место для стоянки. Вправо идет хорошая
 тропинка, по которой и нужно делать обнос. Тропинка проходит
 через 4 не очень топких болотца, то, поднимаясь, то, опускаясь
 на пригорки, пересекает ручей и выходит к безымянному озеру
 (местные жители называют его какой-то ламбиной, что не может
 служить ориентиром. На карте оно не помечено, а у местных
 жителей большинство озер называются какими-то ламбинами). Берег
 болотистый видно рыбацкое кострище и следы пожарища.
  Далее плывем по протоке, соединяющей безымянное озеро и
 оз. Лебединое. Протока широкая, спокойная и глубокая. При
 входе в оз. Лебединое порог (около 500 метров), который
 начинается сразу за мостом при выходе из оз.Лебединого. Порог
 проводим - самое противное место в конце - разрушенный мост -
 слева и справа болото. На оз. Лебяжьем можно найти место для
 стоянки, довольно симпатичное место на острове слева (на самом
 деле это полуостров, соединенный небольшим перешейком с
 берегом). На берегу следы пожарища. Оз. Лебединое - граница
 водораздела. Далее путь лежит вниз по течению. Путь к
 Нольозеру. Предстоит сделать несколько волоков, перебираясь из
 одного озера в другое. В северо-западной части оз. Лебединое
 небольшой перешеек (метров 15) за которым находится маленькое
 болотистое озеро. Переносимся туда и двигаемся вдоль левого
 берега к небольшому холмистому бережку. Здесь начинается
 небольшая тропинка через болото, поросшее морошкой (350-400
 метров), которая выходит к берегу следующего озера. Отсюда на
 правом высоком берегу видна рыбацкая стоянка. Двигаемся туда.
 Здесь можно сделать стоянку, чтобы разведать дальнейший путь.
 Место довольно симпатичное. Небольшая горочка. Сухо. Прямо к
 стоянке подходит тропинка.
 
  К Нользеру возможно идти несколькими путями:
 
  1. По тропинке идем к следующему озеру (оз. Сигаламбина)
 и подплываем к Сигоручью - у входа разрушенная плотина.
 Сигоручей (2-3) км - довольно мелкий - но при хорошей воде
 проводим. Половина пути мелкая шивера. Ширина ручья в этих
 местах 5-7 метров, глубина 40-50 см.
  2. От плотины вправо идет тропинка (она помечена на
 карте). Тропинка натоптана, но кое-где теряется в камнях -
 необходимо ставить заметки. Если идти по ней то до Нольозера
 около 4 км.
  3. И наконец от рыбацкой стоянки вверх уходит хорошо
 натоптанная тропинка, которая ведет к поселку Нольозеро. В
 последнем случае расстояние порядка 7 км.
  Оз.Нольозеро довольно широкое с несколькими большими
 островами, которые позволяют даже при сильном ветре укрыться от
 волн. Переплываем озеро и держимся правого (северного) по ходу
 движения берега. Вдоль берега идет дорога. Вскоре мост -
 довольно чистый и проходимый - начало Нольреки. Строго на
 западе виднеется Иванова гора (343 м) - лучший ориентир на
 несколько дней пути. Нольрека довольно широкая (30-40 метров)
 общая длина ее 8 км. Посередине она разливается, образуя
 небольшое озеро - здесь можно найти место для стоянки. На реке
 5 перекатиков по 30-40 метров - все они довольно чистые и
 проходимые.
  Далее оз. Верх. Пажма. Много затопленных деревьев.
 Следует внимательно ориентироваться по карте, чтобы не попасть
 в одну из многочисленных и широких губ. С этого места и во
 время всего плавания по системе озер Княжегубского
 водохранилища часто попадаются моторные лодки. Большинство
 лесоучастков, показанных на карте как нежилые пункты -
 превратились в дачные поселки. На выходе из оз. Верх. Пажма
 островок - на нем разрушенный дом и симпатичная полянка -
 хорошая стоянка.
 
  Входим в Нольгубу - идем вдоль правого (северного)
 берега, огибая большой полуостров. Проплываем губу Широкую,
 небольшой мысок - впереди остров Коровий. Переплываем на другой
 берег (держа направление строго на север). Здесь нужно не
 пропустить узкую протоку, ведущую в губу Мелкая. В начале
 протока узкая, вход в нее перегорожен островом с высоким
 скалистым берегом за ним внутреннее небольшое озеро. Озеро
 богато рыбой, на берегу можно найти стоянку. Озеро соединяется
 с губой мелкой двумя протоками - лучше держаться левой - она
 выводит ближе к губе Варака. При выходе из протоки держимся

<< Пред.           стр. 215 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу