<< Пред.           стр. 223 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 Хороших стоянок нет.
  6 часов - большой завал. Обнос около часа.
  7 - 9 часов - плес с отдельными перекатиками, стоянок не
 видно.
  9 часов - маленький левый приток напротив большого песча-
 ного пляжа - в чаще леса у пляжа неплохая стоянка. Очень много
 сухих дров.
  9.5 часов - большой завал. Обнос 2 часа.
  12.2 часа - завал. Обнос 40 минут.
  13 часов - слева впадает Пеможа, с широкой заболоченной
 поймой. Недалеко после впадения на ЛБ можно найти стоянку.
  14 часов - завал. Обнос 30 минут.
  15.2 часа - маленький завальчик, без обноса, с перекатом
 сразу за ним.
  16 часов - завал. Обнос 40 минут. Плохонькая стояночка,
 но последняя перед болотом.
  До 17.5 часов - река сильно петляет посреди абсолютно
 безлесного болота.
  17.5 часов - впадение в Илексу. Справа от впадения - сто-
 янка. Плоховато с дровами, но до следующей далеко.
 
   Илекса. 
 
  Далее все ориентиры в ходовых часах от впадения Чусреки.
  Вода чуть выше средней. Стоянок, кроме указанных, очень
 мало. До Тунозера включительно - безлесные болота, стоянок нет.
  Перед Тунозером многие плутают в протоках, поэтому приво-
 дим подробную лоцию:
  5 минут - протока направо (идти прямо).
  20 минут - протока слева (идти справа).
  25 минут - протока слева (идти справа).
  40 минут - протока справа (идти слева).
  50 минут - протока справа (идти слева).
  55 минут - две развилки подряд - сначала направо, затем
 
 
  - 16 -
 налево.
  1 час - выход в Тунозеро. Сплошные камыши. Протока труд-
 норазличима, по азимуту 200.
  1.3 часа - выход из озера в Илексу. Вскоре на ПБ малоза-
 метная маленькая стоянка.
  1.8 часа - изба на ЛБ, пост егеря.
  2.3 часа - стоянка на ЛБ.
  2.7 часа - правый приток.
  3.2 часа - прекрасная стоянка на ПБ. Сосны.
  До 3.7 часов - плес с хорошими стоянками по бере-
 гам. Последняя - над Носовскими перекатами.
  3.7 часа - Носовские перекаты. После них приличных стоя-
 нок нет до озер включительно.
  Далее 2 часа плеса до Монастырского озера.
  5.7 часов - Монастырское озеро.
  Далее 2.5 - 3 часа по озерам, в зависимости от погоды.
  8.7 часа - выход из Икозера в Илексу.
  9 часов - малозаметная, но приличная стоянка ЛБ.
  9.7 часов - приток Выжига слева.
  10.2 часа - после длинного плеса на правом повороте сто-
 янка на ПБ. Вскоре - Лузские перекаты. Сначала - в правую про-
 току, затем налево.
  11.2 часа - слева - узкая протока к деревне Луза.
  Через 5 минут - болотистая протока вправо - ручей Пимзя.
  11.7 часа - открывается Лузское озеро. Идти четверть часа
 вдоль правого берега.
  12 часов - выход из озера в Илексу.
  12.3 часа - хорошая стоянка на ЛБ, за островком.
  12.7 часа - справа впадает Охтома. Начинается Охтом-по-
 рог. Нужны юбки. Три ступени, за ними перекаты. Сразу за пер-
 вой ступенью - стоянка ПБ.
  13.7 часа - порог-перекат, идти левой протокой.
  14.5 часа - после длинного плеса над перекатиком - не-
 большая стоянка на ЛБ.
  14.7 часа - цепочка перекатов (Гай-порог).
  16 часов - Калакундинский порог. Идти справа. Посреди по-
 рога - небольшая стоянка на ЛБ.
  16.3 часа - две протоки, идти по левой. Перекаты.
  16.5 часа - избы ЛБ.
 
 
  - 17 -
 
  16.6 часа - отличная стоянка на крутом ПБ.
  17 часов - такая же стоянка. Между ними тоже есть места.
  17.5 часа - левый приток. За ним вскоре - изба ЛБ - пост
 егерей.
  Далее на двух развилках - налево, на третьей - направо,
 к озеру. Далее налево, к избам. Затем все время по ши-
 роким протокам.
  19 часов - оборудованная стоянка на ЛБ.
  19.1 часа - отличная оборудованная стоянка на ПБ.
  19.5 часа - Устье Илексы, изба ПБ, Водлозеро.
 
   Водлозеро. 
 
  Маршрут сильно зависит от волны. В штиль и слабую волну
 нужно идти сразу на Ильинский погост ("Аврора" - похож по
 очертаниям). Затем на мыс Шуйострова, далее - дер.Чуяла.
  В среднюю волну - по островам и мысам ЛБ (см. Дневник).
  В высокую волну - пережидать или вдоль самого левого бе-
 рега в пролив (к Суховодлинской плотине) - далее вдоль ЛБ,
 между ним и островами.
  Необходима карта, компас, юбки.
  Ходовое время в зависимости от маршрута и погоды состав-
 ляет от 5 до 15 часов (у нас - 10 часов).
  Желательно зарезервировать день-два на шторм.
 
   Вама. 
 
  Описана вода ВЫШЕ средней. Ориентиры - в ходовых часах от
 начала Вамы. Подготовка и снаряжение группы считается доста-
 точным. Категорийность порогов авторская (обычно ниже приня-
 той).
  Обнос Вамской плотины ПБ - около получаса. Костры запре-
 щены в радиусе 500м.
  0.6 часа - порог "Устьинский"(IIк.с.) - сразу от плотины.
  1 час - перекат, сразу за ним - стоянка ЛБ.
  Вскоре - мощные валы - вступительный перекат перед поро-
 гом "Раккой"(IIIк.с.). Сразу за ним - чалка ЛБ для осмотра по-
 рога. Справа - валы, слева - небольшие бочки. Проход по вкусу.
 
 
  - 18 -
 
  Затем перекат и вскоре остров - порог "Остров-
 ной"(IIIк.с.) в обеих протоках. Левая протока короче и инте-
 реснее. Чалка ЛБ, осмотр до крутого левого поворота, далее
 простая шивера с валами. Собственно все, что необходимо смот-
 реть - сам левый поворот - как в него вписаться.
  3 часа - после первой части выходной шиверы - стоянка ПБ,
 затем вторая часть шиверы (валы), за ней - стоянка ЛБ. Далее
 на Ваме много стоянок - не упоминаются.
  Через пять минут - мост.
  3.3 часа - порог "Вам"(IIк.с.) - высокие валы, без
 просмотра.
  4.3 часа - большой остров, обход с любой стороны. За ост-
 ровом - перекат.
  4.8 часа - начало цепочки мощных порогов с высокими вала-
 ми: "Кривой"("Сиговец"), "Казимир", "Заостровский" и "Пурт".
 Все - IIк.с. и идутся с ходу. Различить их мы не смогли.
  5.5 часа - мост, за ним(за поворотом) - пор. "Боро-
 вой"(IIк.с.) - с ходу. Заход и выход из-под моста можно
 посмотреть.
  6 часов - слева впадает широкая и спокойная Сухая Водла.
 
   Водла. 
 
  Ориентиры в ходовых часах от начала Водлы.
  Сразу за поворотом после слияния Вамы и Сухой Водлы начи-
 нается порог "Верхневамский"(III к.с.) - левой протокой,
 осмотр по ЛБ. Валы, обливняки, закол.
  Через 100 метров - "Нижневамский"(II к.с.) - гряда через
 всю реку. Проход по струе ближе к левому берегу, небольшой ма-
 невр. Можно посмотреть по ЛБ. После порога - спокойный плес.
  1.5 часа - левый приток, камыши, хорошая стоянка при впа-
 дении, на ЛБ.
  С этой стоянки можно сходить просмотреть порог
 "Киньский"(II к.с.) - на входе мелкая шивера, затем небольшие
 валы. После порога подряд три острова. Обходить первый - спра-
 ва, остальные - слева. Перекаты.
 
 
 
 
  - 19 -
 
  2.5 часа - порог "Падун"(IV к.с.). Перед ним на ПБ - заб-
 рошенная деревня. Осмотр и стоянка на ПБ. Слив с воды не ви-
 ден, но вдоль берега течение слабое, при чалке проблем не воз-
 никает. Порог представляет собой мощный слив через всю реку.
 Проходим почти везде на всех судах ("Таймень", КНК, КНБ). Удо-
 бен и интересен для многократного катания.
  На прохождение порога выделено 2 часа (условно, т.к. ра-
 зумно на нем ночевать или даже дневать).
  4.5 часа - конец прохождения "Падуна".
  4.8 часа - остров, в левой протоке - порог "Осиновец"(III
 к.с.). На входе и выходе - валы, посередине - гряда камней.
 Просмотр по острову. В правой протоке - мелко.
  6.5 часов - деревня Водла на ЛБ, затем порог "Печки"(IV
 к.с.). Идти самой правой протокой, осмотр ПБ. Слалом - уход от
 камней и заколов. При осмотре и прохождении не оставлять цен-
 ных вещей без присмотра. Время просмотра и прохождения сильно
 зависит от размера и опыта группы. Условно - полтора часа.
  8 часов - сразу после порога - пляж на ПБ с удобной сто-
 янкой для антистапеля. Невдалеке - мост, по которому нужно
 сходить вечером в поселок и договориться с машиной на утро
 (например, в магазине - продуктовая). На ночь желательно
 выставить дежурных.
 
   Выброска. 
 
  С моста через Водлу на машине - до Пудожа или сразу до
 пристани Стеклянная. От пристани на ракете (10:30, 14:50,
 19:00) - в Петрозаводск. В выходные и понедельник ракеты силь-
 нее загружены и не берут.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - 20 -
 
   ДНЕВНИК 
 
   28 июня 
 
  Выехали из Москвы с Ярославского вокзала поездом 218
 Москва-Архангельск, отправление 18-10. Плацкартный билет до
 ст. Обозерская стоил 1305 рублей/чел, в день отправления взяли
 еще билеты на дополнительный (свыше 36 кг/чел) багаж на груп-
 пу, примерно по 4 кг/чел, это стоило около 70 руб/чел. С этими
 билетами сели без проблем.
 
   29 июня 
 
  Прибыли в Обозерскую около 14:00, стоянка 15 минут, выг-
 ружались спокойно. Сразу купили групповой билет на поезд 696
 Емца-Маленьга, прибывающий в 15:20. Билет стоил 235 руб/чел.
  Поезд прибыл по расписанию, стоял 10 минут. Он представ-
 ляет собой два общих вагона, набитых не сильно, можно даже ле-
 жать на вторых полках.
  Приехали в Нименгу около 20:00. Вскоре пошел дождик. Пе-
 ретащили вещи на дорогу и стали ждать лесовозов. Двое пошли в
 гараж (по дороге, по ходу поезда, на развилке - направо), где
 выяснили, что сегодня никто ехать не собирается, а обычно де-
 лают по одной ездке утром. Кроме этого нам сообщили, что нап-
 ротив станции (у дороги) живет водитель бортового ЗИЛа (ка-
 жется, Петя) - он всегда готов отвезти туристов, когда в
 состоянии. Грузовик мы нашли, но водитель ушел в поселок и
 был "не в состоянии". Позже от минской группы мы узнали, что он
 берет в среднем вдвое дороже лесовозов - около 2тыс/чел (поло-
 вина - спиртным) и довозит только до моста. Еще позже группу
 МГУ (К.Зыков) этот же водитель довез до озера за 1.5тыс/чел
 (500 - спиртом).
  Палатку ставить было негде, шел дождик. Нашли дежурную по
 станции (кстати, родственницу водителя ЗИЛа) и упросили отк-
 рыть здание станции. Там оказалось тепло и почти не было кома-
 ров. После сухого перекуса легли спать на полу на ковриках.
 
 
 
 
  - 21 -
 
   30 июня 
 
  К утру дождь кончился. К шести опять вышли на дорогу.
 Двое привычным путем отправились в гараж, где к половине седь-
 мого поймали два лесовоза. Можно ждать лесовозы в вагончике
 недалеко от ворот - туда водители заходят отметить путевки.
 Оттуда же дежурные солдаты могут позвонить в поселок и "приг-
 ласить" водителя.
  Первый лесовоз довез шесть человек только до моста (мост
 полуразрушен, большинство водителей боятся), но всего за 4 бу-
 тылки водки. Дальше шли пешком под байдарками около трех кило-
 метров по дороге, недалеко до конца на развилке - налево.
  Второй лесовоз с лихими водителями "кавказской националь-
 ности" довез восемь человек сразу до конца, но взял 9 тысяч,
 литр спирта и бутылку водки. В среднем на группу заброска
 обошлась около 1000 руб/чел.
  Позднее от минской группы мы узнали, что правильно не
 стапелились на мосту. Хоть это уже Никодимка, но до озера мно-
 го завалов и проводок, они шли больше одного дня. Мы же уже в
 половине одиннадцатого начали стапель на озере (около трех
 часов - лесовоз с погрузкой/разгрузкой и около часа пешком).
  К 15:00 отстапелились, поели и в 16:15 выплыли.
  По озеру шли налево, на восток, вдоль северного берега.
 Исток чуть правее, чем кажется, в камышах. Вошли в Никодимку
 около 16:40. В 16:50 - первый мелкий порог, две ступени.
  Воды в Никодимке чуть больше, чем в прошлом году, поэтому
 первую ступень каркасно-надувные суда преодолели без проводки.
 Вторая ступень, а для груженых "Тайменей" - частично и первая
 - проводка.
  Далее плес с малоудобными для стоянок берегами около двух
 с половиной часов. Встретили только две стоянки: в 18:30 на
 правом берегу и в 19:30 - на правом берегу у старицы, с мура-
 вейником.
  Далее плес среди заболоченных берегов около двух часов. В
 20:30 впал правый приток. Стоянок нет совсем.
  В 21:30 началась шивера. Самое начало похоже на перекаты
 и в нашу воду проходимо. Но затем начинается каменное поле до
 горизонта. Проводка, прыгая по скользким камням около часа.
 
 
  - 22 -
 
 Все группы, вспоминая эту шиверу, употребляют крепкие выраже-
 ния. Перед концом - остров. Интереснее левая протока - там
 можно прокатиться в нескольких сливах.
  В 22:30 встали на ночь на стоянке на правом берегу сразу
 за шиверой. Осталось мало мест для причаливания - какая-то
 "добрая" душа повалила несколько деревьев с берега прямо в во-
 ду.
 
   1 июля 
 

<< Пред.           стр. 223 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу