<< Пред.           стр. 247 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 политрука: "Задери нос левым веслом!", "Поворачивая вбок, ты
 помогаешь течению!", "Ку! Наступая на бревно, ты продвигаешь
 центр тяжести!" и т.п. Оперируя непонятными "галсами" и
 "траверсами", первая байда с трудом выковыривала себя из крутых
 поворотов, в то время как команда капитана Янина, используя
 только Иренкину "маму" и общее "опаньки!", выходила из
 безвыходных ситуаций. И после каждого поворота капитан обещал
 всех представить к медали "За отвагу".
 
  В 17.00, уже истекая соплями, впали в Западную Двину. Река
 широкая и глубокая. Прямо с берега опустил весло в воду, но до
 дна не достал.
 
  Перекур и перекус. Олег спросил: "Мы сегодня закончим
 плыть?" Услышав Да! , не выдержал и закричал "Ура!", потом
 опомнился и поспешно добавил: "Как жалко..."
 
  До деревни Кресты, откуда ходит автобус в Кунью, по карте
 35 км. Правда, течение у Двины быстрое, и не петляет она, как
 Двинка... Двинку-то - 14км - шли 9 часов. Решили плыть до
 упора. То ли есть на карте деревня с таким названием, то ли
 махать веслом, пока не закипит пот на спине... В общем, до
 Упора. Последнее выступление танкиста-политрука перед
 прорывом, короткое и убедительное, для поднятия боевого духа
 отряда:
 
  - А знаете ли вы, товарищи, что такое байдарка?! Байдарка
 - это боевая машина, не сочетающая в себе ни броню! Ни огонь!
 Ни ударную силу! Ну, девки, или грудь в Крестах, или оверкиль в
 кустах! Вперед, с богом!
 
  Обрадованные скорым концом операции, комсомолки бережно
 усадили капитана в середину лодки и загребли. Кипела пена за
 бортом, проносились безлюдные деревни с аистами... Иногда,
 впрочем, капитан Янин сам брал в руки весло, чтобы указать
 гребцам правильный курс или стукнуть Серегу по голове. В
 остальное время он вдохновлял женщин на подвиг. Едва заслышав
 его голос, изможденные комсомолки начинали осатанело выгребать.
 Доброе, ласковое слово капитана способно творить с женщинами
 неожиданные чудеса и "гроб с веслами" развил сверхъестественную
 скорость. Экипаж Дещеревского отстал и казался издали маленьким
 и жалким...
 
  В 21.00 были в Крестах. Дещере вышел в деревню, поколдовал
 немного и вернулся с буханкой хлеба. В последний раз причалили
 к высокому левому берегу, выгрузились и помыли байдарки. Только
 сварили ужин, как пошел дождь. Доедали кашу впятером, политрук
 скромно из кана, остальные четверо - из одной тарелки одной
 ложкой. Искать под дождем ложки никто не хотел.
 
  Глаза закрыл, а кругом - вода, вода, разводы, разводы....
 Хорошо спится в дождик.
 
  А утром - солнце уже жарит, петухи поют, соловьи орут!
 
  В палатку неожиданно ворвалась Ирена с криком "Кончать
 адмирала!", имея в виду Дещеревского. Но поддержка
 присутствующих показалась ей недостаточной (все опасались, что
 будет, если Д. вылезет из спальника), тогда Ирена сделала вид,
 что ее не поняли, закричала: "Качать адмирала!" и перевела все
 в шутку.
 
  Ничего не понимаю, подумал политрук.
 
  Где-то здесь должна была проходить линия фронта. Разведка
 показала, что вся высотка в лесу изрыта глубокими блиндажами,
 позициями для орудий, танковыми аппарелями. И по берегу тоже
 шли окопы - немецкие. Но немцев не было. Оказалось, линия
 фронта Велиж - Западная Двина осталась в 5 км выше по реке, в
 деревне Каминский Бор. Ее миновали вчера так быстро, что ни
 одна пуля не догнала. Там много кладбищ, наших и немецких.
 
  Медленно и лениво отряд собирался на автобус. Через дорогу
 напротив палатки грелась на солнышке толстенькая черная гадюка
 и детский карательный отряд загнал ее в кучу хвороста.
 Рассупонили и засупонили байдарки. Политрук взял нетленные мощи
 "Салюта" и зашагал по висячему мостику в деревню.
 
  Из дневника капитана Янина: "Кресты. Какой день, не знаю,
 байдарку уже упаковал. Снял сапоги. Может, это и не Серега
 сапог прокусил, - такие когти отросли... Автобус в 18.15. Часа
 два ехали до Куньи, опять через линию фронта. Ничего не
 поделаешь - надо. По советской территории до Москвы неделю
 добираться.
 
  Мучил Олега, выкручивал руки, пытал, требуя, чтобы он
 сказал, где штаб отряда и фамилию командира. Но он презрительно
 смеялся и мужественно отвечал только "Не скажу!" и "Ненавижу!".
 Никого не выдал и не проговорился. Вряд ли он предатель.
 
  На станции привязал Серегу к скамейке и хотел допросить.
 Так и сказал: "Ну, будем исповедоваться?" Ирена подошла,
 отвязала его. Посмотрела как-то странно. "Спасибо" сказала.
 
  В Кунье за мужество и храбрость сфотографировались у
 стенда "Лучшие люди района". Аня по наружной стене залезла на
 здание вокзала, оставила на выступающем кирпиче шифровку в
 центр.
 
  Городок по-немецки чистенький и аккуратный, пустой. Висят
 плакаты оккупационных властей: "Немецкое командование просит
 русский народ выполнять приказы немецкого командования, не
 укрывать партизан и раненых красноармейцев. За явку с повинной
 гарантируется помилование."
 
  Капитан Дещеревский подошел к кассе и сказал условный
 пароль:
 
  - Мне надо 8 билетов до Москвы.
 
  - Билетов нет. Подойдите через полчаса.
 
  Отзыв был правильный. Через час разведчики под видом
 туристов занимали два купе плацкартного вагона. На одного
 человека документов не было.
 
  Когда началась проверка документов, Аня показала липовую
 справку с печатью, удостоверяющей, что она - ученица 43 школы,
 политрук показал пропуск на имя немецкого офицера-танкиста,
 который горел на Восточном фронте и поэтому сильно не похож на
 свою фотографию. Другие тоже показали липу и все бы сошло...Но
 на одного человека документов не было.
 
  - Да вы что, смерти моей хотите? - испугалась толстая
 проводница. - А если облава, гестапо, наконец? Меня же
 расстреляют! Прямо и не знаю, что с вами делать...
 
  Это провал, поняли все. Или намек? Действительно, за 10
 рейхсмарок проводница согласилась, чтобы ее расстреляли.
 
  - Danke schon. Papiere ordnung. Sie kenen fahren.
 
  Знала бы она, кого везет.
 
  Поезд шел к линии фронта. Разведчики снова собрались в
 одном купе. У соседей тихий шепот: "По сводкам - потери не так
 велики. Все воюют. Комендантский час ввели, документы
 проверяют... Когда ж эта война кончится. Все бомбят, бомбят,
 бомбят..."
 
  Вагон был набит беженцами.
 
  Скоро опять - волки с человеческими лицами и люди - с
 волчьими. Опять - голодный паек. Ни мяса, ни масла, ни
 шоколада... Свои и чужие. И только в глубоком тылу можно
 понять, что всеми, и своими и чужими движет слепая вера в
 будущее счастье.
 
  Ирена присела на краешек лавки и как могла жалобно
 спросила:
 
  - Ну, вы нас с Серегой еще возьмете?
 
  Суровым молчанием ответили разведчики и снова тихо запели
 песни о любви и о Родине.
 
  А где-то позади вышла в эфир русская радистка и гнала
 открытым текстом к линии фронта шифровку, в которой даже
 Мюллер, шеф гестапо, ничего не понял.
 
  "Восьмой - четвертому! У меня два гроба и девять жизней.
 
  Срочно подготовьте дыру. Повторяю. У меня девять жизней!
 
  У меня девять жизней.
 
  У меня девять жизней..."
 
 
  К О Н Е Ц
 
 
  Перевод диалога у моста:
 
  - Стой! Проверка документов! Ваше удостоверение,
 пожалуйста. - Почему удостоверение? Я иду в магазин за водкой,
 понял? Почему я должен показывать удостоверение в магазине? - А
 это дорога на мост! Запрещено! - Ах, так... Конечно, это моя
 баба соврала. Теперь я понял, почему. Спасибо. - Ха-ха-ха!
 Пошел, дурак. - Пока.
 
 ===============================================================
  FILE: dvina2.txt
  Западная Двина (дневник)
 
  Date: 25 May 1998
  From: Goncharuk Igor
 
  Состав: Два "Таймень-2", 3 мужика, 1 девушка.
 
  6 мая 1998г. на 682 поезде с ленинградского вокзала в
 20:45 был взят старт. За бортом поезда остались провожающие,
 завидуя и жалея, что сами не смогли пойти.
  В 10:00 утра поезд прибыл на станцию Охват. В 50 метрах от
 станции - озеро - начало нашего маршрута. Можно стартовать от
 г. Андреаполь, тогда не придется идти по озеру 10- 15 км. Но и
 пропускается интересная часть маршрута - Кауровские пороги.
 Правда, в мае они, как правило полностью залиты водой и
 представляют из себя лишь просто шустрый участок реки.
 Андреаполь - следующая станция после Охвата.
  Собрав байдарки в 11: 00 мы встали на воду. Озеро
 представляет собой кишку шириной 0, 5-1 км и длинной примерно
 10 км. Отойдя достаточно от деревни, встали на перекус. Погода
 приятная - не жарко, не холодно, правда ветер встречный и на
 середине озера гонит волну высотой 30-40 см. После легкого
 утоления голода двинули далее. Примерно через час ходу озеро
 разделено мысом на два рукава, идти в правый. Через какое-то
 время (пишу по памяти, возможны неточности) дошли до выхода в
 реку. Наш адмирал, ходивший эту реку 8 лет назад осенью
 (кстати, тогда они прошли почти весь маршрут за одну ночь)
 сказал, что тогда река была шириной метров 5, сейчас же ширина
 была 25-50 м. и скорость течения около 5 км/ч. Время к вечеру -
 ищем стоянку. Берега живописнейшие, высокие, песчаные, покрытые
 сосновым лесом. Не дойдя до Андреаполя наверно 10 км. Встали на
 ночлег. К слову, других групп до тех пор не встречали.
 Обустроив лагерь и переждав кратковременную грозу, стали
 готовить ужин. Тут обнаружилось, что мы здесь не одни. Разведка
 открыла поразительное обстоятельство: в 50 метрах ниже стоит
 группа, с которой мы познакомились 1 мая прошлого года на р.
 Великая. К всеобщей радости у них была с собой гитара. Вечер
 был веселым.
  Утром завтрак и в 11:00 мы продолжаем движение. Погода
 опять таки очень даже ничего. Группа товарищей встала позже, и
 мы ушли первыми. Спокойно сплавляясь, попутно постоянно пытаясь
 поймать рыбу мы прошли г. Андреаполь. Город расположен по обоим
 берегам и вытянут (впрочем, как и все населенные пункты) вдоль
 реки. Местные жители вполне приветливы. Реку пересекает четыре
 моста: первый при входе в город - железнодорожный. Под мостом
 никаких свалок не заметили. Три остальные - автодорожные.
  Под вторым мостом быстроток и судя по всему груды камней и
 т. п. залитых водой. В малую воду могут доставить неприятности.
 Два следующих - чистые. Но не известно как они выглядят в малую
 воду. После города, какое то время безлесный участок. Но берега
 довольно быстро одеваются с сосново-еловый наряд. Ниже города
 мы все же поймали щучку миниатюрного размера. Местный народ
 уверял, что сегодня-завтра начнет ловиться. Перекусив на
 живописном берегу, мы снова встретили вчерашнюю группу. Лениво
 взмахивая веслами, мы доверились течению, любуясь и восхищаясь
 природой и запечатлевая все на видео и фото. Полил мелкий
 дождик, постепенно усиливаясь. Когда он дорос до ливня, хотя и
 с солнцем, мы решили, что пора вставать на ночлег. Дождь вскоре
 прекратился, и как раз подвернулась замечательная ухоженная
 туристами, недоходя до дер. Козлово, (деревня на реку не
 выходит и с реки не видна)стоянка. Там и встали. Вечером
 пожарили блины на костре и очень довольные легли спать. Утро
 встретило нас солнцем, но жары не было. Завтрак и в путь. День
 проходил без малейшего напряжения с нашей стороны. Из
 ориентиров самый подходящий это мост возле деревни Железово.
 Других ориентиров нет. Если проходить его под вечер, то
 вставать нужно примерно минут через 15-30 в зависимости от
 скорости с какой идти. Левый берег поднимется и оденется
 соснами. Это место невозможно пропустить т. к. сразу после
 моста лес от берегов отходит.
  Ближе к вечеру небо совсем расчистилось и, когда мы встали
 на ночлег, окрестности были залиты соловьиными трелями.
 Соорудив удочку, я отправился за рыбой и добыл одну плотвичку
 среднего размера. Встав в 5:00 утра выловил еще парочку, коих
 мы и пожарили с лучком. Очень вкусно. Вышли в 12:00. Погода -
 сказка. Ни облачка, ни ветерка, солнце жарит как на сковородке.
  Берега реки стали понижаться, сосновые леса сменились
 лиственными. В далеке замаячила последняя веха - крупный
 автодорожный мост. На последний перекус пришлось встать в
 березнике. Там в поиске дров слегка набрались клещей. Правда,
 до внедрения их в кожу дело не дошло, вовремя заметили и,
 обследовав друг-друга избавились от них. Через час ходу в 16:
 00 дошли до станции Западная Двина. Снимались у автомобильного
 моста. На правой стороне. Не очень удобно но как то спокойнее.
 Помыли и высушили байдарки. От моста до станции меньше
 километра. На станции работает буфет ( до 21: 00) Где можно
 купить в случае необходимости перекусить котлет, вареных яиц,
 пирожков. Рядом значительно дольше работают коммерческие
 палатки.
  Ходят поезда: No12 в 23:32; No 664 в 20:43; No 4 в 5:44.
 Поезда ходят не ежедневно и расписание желательно узнать еще до
 похода по прибытию их на Рижский вокзал (для Москвы). Мы смогли
 взять билет только на No 12. В 7:00 были в Москве.
 
  Резюме.
  Если начинать от ст. Охват и до ст. Западная Двина-
 протяженность 90 км. Река спокойная, красивая, быстрая.
 Препятствий почти нет. После выхода их озера есть порожки, но
 по большой воде их не видно совсем. Ширина реки 25-50 м. Вода
 желто-красная, рыбы должно быть полно. Берега высокие песчаные.
 По берегам смешанные леса с преобладанием сосны. Встречаются
 гадюки. Стоянок много, дров полно. Населенки почти нет.
 Приезжал один абориген на мотороллере на разведку. Мы с ним
 поздоровались добродушно, и он счастливый уехал. Больше не
 появлялся. Дно песчаное, по малой воде много песчаных пляжей.
  Впечатления только положительные.
 ===============================================================
  FILE: kubena.txt
  Река Кубена.
 
  Длина реки 228 км. От станции Явенка железнодорожной линии
 Вологда-Архангельск до реки 1,5 км. По Кубене с 5 (10) мая по 20
 (25) идет лесосплав.
  В межень первые 5 км Кубена мелкая, дно каменистое (провод-
 ка). До деревни Марьинской русло извилистое, шиверы, камни, за-
 топленные бревна. Населенки мало. По берегам еловый и смешанный
 лес. В деревне Марьинской - магазин. Через 15 км сплава - дорога

<< Пред.           стр. 247 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу