<< Пред.           стр. 260 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 правом берегу) одноименного поселка на фарватере 6 островов,
 почти все обходятся справа. Дальше на правом берегу поселок
 Шумихинский, связанный регулярным автобусным сообщением со
 станцией Усьва. Между Шумихинским и Усьвой - 4 несложных порога.
 Около станции реку пересекают железнодорожный и шоссейный мосты.
 Ниже она становится еще шире и глубже. Изредка попадаются
 несложные перекаты.
  Маршрут заканчивается в поселке Басановском, откуда нетрудно
 добраться до станции Утес, а затем местным поездом до города
 Чусового. Маршрут можно сократить до 200 км, прервав его в
 Шумихинском и доехав автобусом до станции Усьва (12 км).
 
 Литература:
  1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
 Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
 ===============================================================
  FILE: usva2.txt
  Усьва
 
 ---------------------------------------------------------------
  From: Александр Мягков (myagkov@vkab.kazan.ru) ¦ mailto:myagkov@vkab.kazan.ru
  Date: 1 Jun 1998
 ---------------------------------------------------------------
 
  р.Усьва, 13.05.98 -- 24.05.98, 6 человек, 3 байдарки "Таймень"
 
  Введение
 
 Усьва была последней нехоженной нами рекой из целого "куста"
 левых притоков Чусовой -- Вильва, Вижай, Койва. Поэтому
 казались привычными район, заброска, климат. Но с самого начала
 все стало выбиваться с накатанной колеи. Зима 1998 выдалась
 снежной, а весна -- поздней. Информацию о вскрытии рек получали
 только отрицательную, поэтому дважды переносили сроки отъезда
 -- с 3 мая на 9, с 9 на 13. Уже прибыв на реку, узнали, что
 Усьва вскрылась 9 мая. Камень в огород Пермских и Н.Тагильских
 туристов -- никакой информации в интернете. Другой
 неожиданностью стала полная разруха в тех краях и как следствие
 -- заброска с помощью узкоколейки от ст.Вижай накрылась
 (дорога, по слухам, просто разобрана), а подъезд от Теплой горы
 до пос.Средняя Усьва на машине обошелся в 500 тыр.
 
  13.05.98
 
 Отъезд на паровозе Казань-Соликамск в 22-30. Тариф до г.Чусовой
 -- 112 тыр.
 
  14.05.98
 
 Вечером (около 18-00) прибыли в Чусовой. Ждем электричку.
 Встретили туристов забрасывающихся на Вижай. Информация --
 Койва вскрылась и давно, про Усьву, Вильву и Вижай не знают.
 
  15.05.98
 
 В 3-12 отправление. В электричке мороз. Около 6-00 прибытие на
 ст.Теплая гора. Пошли на поиски машины. Заодно позвонили в
 Ср.Усьву -- река вскрылась. Не очень "техничные" переговоры
 привели к договоренности с водилой УАЗ-а "буханки" за 500 тыр.
 В качестве утешения на след. день прибыла группа из 12 чел.
 отдавшая еще больше.
 
 В 17-00 отправились. Через 3 часа не самой плохой дороги были
 на мосту. Разбили бивак справа до моста. Вода показалась нам
 сравнительно низкой.
 
  16.05.98
 
 Начались сборы. Где-то к обеду пошел снег. Здравствуй, ж... ,
 Новый год! Тем не менее тронулись. Река узкая, но достаточно
 стремительная. Сильно напоминает р.Юшут в Марий Эл, почти на
 каждом повороте расчески, встретили один завал - обнесли. К
 сожаленью, легкая потеря нюха и отсутствие схоженности привели
 к оверкилю на 15-й минуте похода -- на правом повороте от
 левого берега почти до правого лежала береза. В которую один из
 наших трех экипажей и въехал. Благо без последствий -- глубина
 "по колено" и близкий в метре берег. Встали на ночевку. Вечером
 повалил снег, перешедший в метель. За ночь навалило сантиметров
 8-10, река по берегам до 1-1.5 м замерзла.
 
  17.05.98
 
 Река постепенно стает шире и менее извилистой. Если продолжить
 сравнения -- вылитая р.Илеть из той же Марий Эл. Около часа
 прошли до трубопровода. Антропогенное препятствие с небольшими
 валами и обилием арматуры по берегам было тщательно разведано и
 также пройдено. Некоторое время спустя прошли новый мост у
 Нижней Усьвы (видны следы старого разрушенного). Справа впадает
 крупный приток. Всего около 3 часов хода. Пасмурно, холодно.
 
  18.05.98
 
 Через 1.5 часа хода по спокойной воде подошли к Сухим порогам.
 Перед порогами местами с воды хорошо видны Басеги. Незадолго
 перед порогами стоит мост с небольшими разрушениями некоторых
 пролетов, прохождение по центру. Попытки идентифицировать
 ступени по описаниям в отчетах ни к чему не привели. Вводим
 свою классификацию. Первая ступень неявно выражена, очень
 простая, хорошо заметна с воды, просмотр с правого берега.
 Спокойно проходится почти по центру, ближе к правому берегу.
 
 Вторая ступень выглядит помощнее, так же просматривается с
 правого берега, проходится также однозначно по основной струе.
 Перед входом в порог на правом берегу висит знак. Обе ступени с
 минимальными лавировками между камней. После 2 ступени
 начинается длинный перекат с камнями в русле (не менее получаса
 хода). По нашей воде камни мало заметны с воды. Такое коварство
 привело ко второму оверкилю -- наезд влоб на здоровый обливник.
 Некоторое время байда зависла на нем, затем ее завалило на
 правый бок. Выглядело все гораздо стремней -- почти середина
 реки, достаточная скорость и мощь потока. Но снова все обошлось
 без малейших потерь. Экипаж сам добрался до берега с байдаркой
 и веслами под мышкой. После обеда прошли не больше 15 мин. и
 встали на ночевку на плановой стоянке на левом берегу
 (обозначена табличкой). Причины малого ходового времени -
 портящаяся на глазах погода, полное отсутствие стоянок,
 нежелание в этот же день идти третью ступень. Погода -
 переменная облачность, к вечеру - дождь.
 
  19.05.98
 
 Сразу после выхода, на правом повороте начинается 3-я ступень,
 на наш взгляд самая мощная. Просмотр с левого берега. Проход по
 основной струе с аккуратным прохождением многочисленных косых
 валов и лавировкой между камней. Заканчивается участком с
 многочисленными небольшими валами. Минут через 20 слева
 открывается просека ведущая на Северный Басег. При нашем
 состоянии снежного покрова подъем был невозможен. Еще час ходу
 и встали на левом берегу. Вообще со стоянками была беда. Снег,
 завалы нанесенного льда, все это сочится водой, местами крутой
 берег или бурелом. Погода - с утра дождь, затем туман на реке,
 с обеда и до конца похода - ясно, тепло.
 
  20.05.98
 
 Самый скучный день. 4,5 часа хода по спокойной, хотя и быстрой
 (5-6 км/час) воде. Проехали Безгодово (магазин, почта) и сразу
 за ним встали на ночевку.
 
  21.05.98
 
 Река "повеселела" -- то и дело попадались перекаты с небольшими
 валами, скорость ощущалась невооруженным взглядом -- может
 быть, началось активное таяние. Вода заметно поднималась (за
 ночь см на 25). Прошли 4 часа до Громового. Встали минут через
 30 хода от Громового на отличной стоянке на правом берегу.
 
  22.05.98
 
 До Шумихинского порога 1 час хода. После поворота налево
 (ориентир -- скальная стенка с правого берега) начинается не
 очень длинная шивера с заметным падением воды. Никаких
 сложностей. Еще полчаса шли до Усьвинского порога. Это самое
 впечатляющее препятствие похода. Хорошо заметен с воды,
 просмотр с правого берега. Весьма длинный участок с мощными
 разнообразными валами. Центровой участок -- "ворота" между
 бочкой справа и косой плитой слева. За ними стая мощных валов,
 от которых желательно уходить правее от основной струи. Плюс
 дополнительная уход от камней. Почти сразу после порога --
 станция Усьва.
 
 Встали сразу за ж.д. мостом справа на пригорке. Договорились о
 баньке и весь вечер оттягивались.
 
  23.05.98
 
 Узнали что Соликамский паравоз отменен и начались долгие
 мотания по электричкам и поездам. 11-52 электричка до Чусового.
 Прибыли 13-40. 16-00 электричка до Н.Тагила. Прибытие 21-40.
 
  24.05.98
 
 В 0-40 поезд до Свердловска. Прибытие 3-30 . Битва за билеты и
 здравый рассудок в связи с переходом на летнее расписание и
 массовым опозданием поездов из-за забастовок шахтеров. В 6-45
 отправление на поезде Новокузнецк-Москва. Прибыли в Казань
 21-40.
 
  Послесловие
 
 Река однозначно понравилась всем участникам похода. Неизвестно
 что бывает при другой погоде и другой воде, думается, что
 пороги могли бы выглядеть еще внушительнее. На катах на ней,
 вероятно, скучновато, на байдарках -- самое то. Очень большая
 скорость течения даже на плесах - не меньше 6 км\ч в среднем и
 нижнем течении. Обязательное требование -- фартуки, юбки. Групп
 мало (видимо из-за заброски), населенки тоже почти нет --
 помощи, если что, ждать неоткуда. Погода была всякая (вплоть до
 метели 16 мая), хотелось бы отметить очень светлые ночи и
 резкое похолодание после захода солнца. Ночевки холодные,
 почти всегда на лапнике.
 
 ===============================================================
  FILE: kojwa.txt
  Р Е К А К О Й В А - П Р И Т О К Ч У С О В О Й
 
  Койва - правый приток Чусовой. Берет начало на западном склоне Уральско-
 го хребта в урочище Синее болото, расположенном на северо-восточных склонах
 горы Бол. Хмелиха. Длина реки - 247 км.
  Основные притоки: Тискос, Кырма, Ольховка, Тырым ( Л ); Бисер, Саранка,
 Кусья ( П ). Река носит преимущественно горный характер. В верхнем течении
 направление южное, затем ниже ж. д. Пермь - Кушва поворачивает на ЮЗ и З.
  Река извилистая, в верховьях узкая. Берега, заросшие хвойным лесом, жи-
 вописны. Во многих местах к воде подступают скалы-бойцы. Вскрывается река в
 конце апреля - начале мая. Самая высокая вода через 4-5 дней после вскрытия,
 самая низкая - в августе.
  Весной река многоводна и стремительна. Скорость течения ее в это время
 достигает 7-7, 5 км/час. Летом мелеет, в русле много выступающих камней, мел-
 ких перекатов, скорость падает до 2 - 2, 5 км/час. Летом река проходима толь-
 ко на байдарках.
  Река изобилует крутыми поворотами, многочисленными перекатами, корот-
 кими, но крутыми порогами. При быстром течении и частых поворотах опасны
 также прижимы и нависающие с подмытых берегов деревья. Часто встречаются за-
 брошенные поселки и деревни. В лесу много зверя, дичи, грибов и ягод.
  Маршрут проходит от пос. Теплогорский до г. Чусовой, 213 км. Из них по
 Койве, 178 км: пос. Теплогорский - пос. Усть-Тискос, 20 км - гора Громовая,
 25 км, - пос. Бисер, 15 км, - Федотовский порог, 33 км, - пос. Усть-Тырым,
 25 км, - пос. Кусье-Александровский, 13 км, - пос. Усть-Койва, 45 км, и далее
 по реке Чусовой до г. Чусовой 35 км. Оценивается II кс с элементами III кс.
  К началу маршрута можно добраться поездом 70 ( отправ. 12. 57, в дороге
 сутки ). От ст. Теплая гора до моста через Койву 1 км, от ст. Усть-Тискос до
 реки около 2-х км.
  По характеру течения и сложности сплава реку можно разбить на два участ-
 ка. Первый: от пос. Теплогорский до пос. Бисер ( скорость течения 6-7 км/час,
 много мелей, низкие берега, частые острова и протоки ). Прохождение затруднено
 мелями, участками невскрывшегося льда весной, упавшими в воду деревьями, много
 времени отнимает проводка и обнос байдарок. Второй: оти пос. Бисер до устья -
 характеризуется большим уклоном ( средняя скорость течения 10 - 11 км/час ),
 большими глубинами, резкими поворотами и прижимами, завалами и довольно слож-
 ными порогами ( на этом участке их пять: в пос. Бисер, Федотовский порог, Кали-
 стратовская шивера, шивера в Кусье-Александровском и Шамахинский порог ).
  Берега здесь, как правило, крутые, со скальными выходами высотой до 20 м
 Наиболее интересный и сложный участок от Кусье-Александровского до Усть-Койвы.
  От поселка Теплогорский до пос. Усть-Тискос ширина реки весной до 10 м,
 глубина от 0.5 до 1.5 м. Берега заболочены, в 4 км от ст. Теплая Гора к реке
 подступают скалы с правого берега.
  Основные препятствия - каменистые мели по всему участку, длинные перека-
 ты. Часто встречаются подмытые, упавшие в воду деревья, коряги, местами зало-
 мы, однако очень опасных мест нет. По побережью от пос. Теплогорский проходит
 ж. д. пересекающая реку в 1-2 км от станции. Перед мостом у Усть-Тискоса русло
 делится на два рукава островом, здесь старый разрушенный мост ( проход по цен-
 тру ). Вначале в русле простые перекаты, берега поросли мелколесьем, заболоче-
 ны. Река, петляя, направляется на С, затем на Ю и снова на С.
  Тремя километрами ниже ж. д. моста у пос. Усть-Тискос
 каменистый перекат глубиной до 25 см, с крупными подводными
 камнями. Главная струя у более крутого берега. Долина реки
 узкая, низкие берега переходят в крутые, поросшие лесом. Русло
 извилистое, течение довольно сильное. Койва принимает приток
 Вогулка ( Л ), ниже усть которого несколько живописных скал.
 Далее за поворотом впадает крупный приток Кырма ( Л ), затем
 Бол. Воронка, от которой река течет на С. На этом участке много
 перекатов, есть небольшие острова, по правому берегу тянутся
 скалы. За очередным поворотом большой остров Ольховский, потом
 перекаты. Далее на протяжении 10 км река более спокойная,
 глубина 0, 5 - 1, 5 м, течение еще более замедляется. Множество
 ручьев и речек впадает в Койву. Особенно шумные и бурные левые
 притоки: Линевка, Ольховка и Бол. Воронка.
  От горы Громовая глубина 1 - 1, 5 м, мелей и перекатов мало, река спокой-
 ная. Высокие скалистые берега отступают и вновь приближаются только перед пос.
 Бисер. Многочисленные острова с мелкими протоками. Проходить их просто. Ско-
 рость течения 7 - 8 км/час.
  Перед поселком Бисер километровая шивера. Идти лучше ближе к левому бе-
 регу. Реку Бисер ( П ), протекающую через поселок, перегораживает плотина. С
 кряжа Коржачки у поселка открывается панорама окрестностей.
  В поселке Бисер километровая шивера с беспорядочно разбросанными камня-
 ми, быстрым течением, каменистыми мелями протяженностью около 1 км. Главная
 струя, огибая подводные и надводные камни, приближается то к одному, то к
 другому берегу. Проходить лучше у левого берега. От поселка уклон реки увели-
 чивается, глубина 0, 3 - 1 м, ширина 25-30 м. Берега становятся живописнее,
 много скалистых утесов. Река принимает приток за притоком, делается шире и ши-
 ре. Через час хода после пос. Бисер устья р. Саренка ( П ), Бол. и Мал. Урайка,
 потом с интервалами в полчаса Буранка и Подпорожная ( Л ). Между ними перека-
 ты. Мели и перекаты чередуются со спокойными участками до Федотовского порога.
  Порог начинается сразу за крутым левым поворотом реки. 1-я ступень не
 опасна: поводная каменная гряда расположена поперек реки и занимает половину
 ширины русла. Через порог идет слив шириной 5-6 м и высотой до 0, 5 м. Сильное
 течение несет на камни, но в большую и среднююб воду слив проходим на байдар-
 ках на всем протяжении. Слив 1-ой ступени сверху незаметен и в него можно по-
 пасть неожиданно.
  В полукилометре от первой ступени - вторая, значительно более серьЧзная.
 Мощная плита перегораживает русло поперек. У левого берега в высокую и среднюю
 воду есть свободный проход, у правого - довольно мощный, высотой более 1 м,
 слив, за которым пенный котел. В высокую и среднюю воду здесь можно пройти на
 байдарках. В низкую воду следует идти через чистый слив в середине русла. Раз-
 ведку удобнее вести с правого высокого берега.
  Чуть ниже по течению стояла когда-то д. Федотовка ( пос. Федотовский кор-
 дон ). Сразу за Федотовским кордоном спокойный отрезок ( 3 - 4 км ) с большой
 глубиной и быстрым течением, за ним плес, после которого уклон увеличивается.
 Справа впадают ручьи. Следует ряд мелких перекатов. После крутого поворота ре-
 ки на юг и устья р. Сплавная Койву перегораживает несколько каменных гряд, от-
 дельных камней и островов. Через 16 - 18 км после Федотовского кордона на пра-
 вом берегу следы бывшего Калистратовского кордона. Проходить лучше у правого
 берега, так как в середине реки в главной струе - подводные камни.
  Река течет довольно быстро, попадаются перекаты, но не опасные. На бере-
 гах видны места, где раньше сбрасывали лес. Много удобных стоянок.
  Усть-Тарым ( магазин, столовая ) - живописный поселок, лесопункт Бисерс-
 кого леспромхоза в устье р. Тарым ( Л ). Высокие берега соединяет здесь висячий
 мост, под которым мощная вода. После пос. Усть-Тарым - самые живописные места
 на Койве. Все чаще попадаются утесы, убыстряется течение ( скорость его дости-
 гает в среднем 9-10 км/час ).

<< Пред.           стр. 260 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу