<< Пред.           стр. 264 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 вытаскивают. Если туловище оторвется, остатки внимают как
 занозу со всеми вытекающими оттуда последствиями. Счистив
 последствия, смазывают рану йодом, зеленкой и т.д.
  По другим сведениям, мазать можно любым жиром, например
 вазелином, а вот вытащенного клеща не выбрасывают на произвол
 судьбы, а кладут в баночку и привозят в Уфу. Там в СЭС была
 (есть?) специальная служба, они исследовали клеща (за деньги),
 и если находили энцефалит, кололи пострадавшему гамма-глобулин
 (бесплатно). Но всегда спрашивали, откуда клещ, и всегда еще до
 анализа говорили, что те (приЗилимские) районы
 эпидемиологически безопасны (нет энцефалитных клещей), что при
 анализе всегда подтверждалось. Можно перед походом сделать цикл
 прививок (всего три или четыре прививки через одну-три недели),
 но в Уфе этого не практикуют -- говорят, очень вредно. К тому
 же подходящей вакцины в неэнцефалитных районах (откуда едет
 основная масса туристов) обычно нет, а в энцефалитных все уже и
 так привитые.
 
  Из других полезных сведений мы узнали, что "в Толпарово
 есть пекарня" (проще было бы прочитать об этом у Рыжавского), и
 что "с зак.прод. в эт.р.-не дов.слож. Т.е.иног. устр.дневк.,
 недел.караул.маг. А там, как завезут, так чер.2ч все раск., и
 маг.закр., хор.есл. до след.лет., а быв., и навс..."
 
  Самоотверженный акт совершил Андрей Кириллов. Совершенно
 не турист, он в конце зимы приезжал в Пущино, чтоб защитить
 диссертацию, и как-то заглянул к нам в гости попить чаю и
 поболтать о влиянии космических полей на прорастание семян.
 Случайно узнав о наших планах, он ничего не сказал и (в отличие
 от многих) ничего не обещал, а спокойно уехал к себе в
 Челябинск. И вдруг, за неделю до выезда, к нам приходит
 килограммовая бандероль, где на необъятном многометровом листе
 ватмана мы нашли тщательно перерисованную от руки (!) лоцию
 Зилима! Но напрасно я мучился, запихивая эту лоцию в
 неприспособленный под формат А2 ксерокс: увы, ориентироваться
 по ней оказалось почти невозможно. Видимо, обрисовав с любовью
 и заботой верхний, порожистый участок реки, авторы решили
 сэкономить силы на нижнем. А может, они просто рисовали реку по
 памяти -- ведь замечательной 5-километровки Башкирии (по
 которой мы и "плыли") у них еще не было!
 
  Перед самым походом случилось ЧП. Связавшись со мной по
 mail, Леша Руднев спросил, нельзя ли к нам присоединиться.
 Бегло просмотрев его прошлое послание (об ожидаемых на Зилиме
 трудностях), я сразу понял, что с этим человеком надо
 договариваться как можно быстрее, пока он не напророчил нам
 чего-нибудь еще более ужасного.
  Как раз в этот момент у собиравшихся с нами на Урал
 Антоновых очень кстати заболела дочка, так что нам даже не
 пришлось брать новые билеты (тем более, что они задолго до того
 кончились). Теперь для удобства пассажиров проводники проверяют
 документы отъезжающих прямо при посадке, так что в вагон
 Рудневы прошли по Антоновским паспортам, а когда состав
 тронулся, отдали их провожающим.
  В Уфе прицепные кумертаусские вагоны 256-го пассажирского
 поезда стоят почти четыре часа. Во время стоянки пользоваться
 туалетом, естественно, нельзя -- надо идти в вокзал. Что мы
 сразу по приезду и сделали.
  Увы, у входа нас встретил ОМОН (как раз перед этим прошла
 серия взрывов на железных дорогах), и потребовал документы.
 Перебегая через пути, мы попытались вернуться в вагон, но к
 своему ужасу, никаких следов родного поезда не обнаружили. Как
 оказалось, в отличие от других, более культурных станций, таких
 как, например, Великие Луки (где забытые диспетчером прицепные
 вагоны могут стоять в одном тупике неделями), в Уфе нет проблем
 ни с дизтопливом, ни финансами на зарплату. А поскольку оплата
 машинистам идет от километража, все четыре часа ожидания они
 таскают прицепные кумертаусские вагоны из одного конца города в
 другой. А тупиков в Уфе уйма...
  Конечно, мы не растерялись и сразу полезли на переходной
 мост. Не прошло и пяти минут, как наш поезд вновь показался на
 одном из дальних путей и, набирая ход, помчался вдоль станции.
 Бросившись к вагону, мы хотели забраться внутрь, но не тут-то
 было. Проводники, у которых пассажиры в Уфе, бывает, пропадают
 десятками, наглухо задраили входную дверь. Сообразив, что
 гнаться за поездом бесполезно (ибо раньше, чем мы его, нас
 догонит ОМОН), мы вновь вернулись к вокзалу.
  К счастью, у меня в кармане случайно оказался кусочек
 мятой желтоватой бумаги --затерявшаяся визитка, которую я
 некогда распечатал на своем принтере. Как ни странно, "ксива"
 подействовала. Глянув на надпись "СИ-12 ОИФЗ РАН", омоновец
 резко изменился в лице и как-то незаметно перешел на "Вы". "Эти
 со мной", -- бодро заявил я, и свора грязных обшарпанных
 оборванцев прошествовала внутрь помещения (....).
  В вокзале мы нашли расписания поездов (электрички -- в
 отдельном здании), кассы, буфеты, междугородние и местные
 телефоны и еще много всего другого. Не было только туалета.
 Точнее он был, платный и даже с душевой, но именно в этот день
 душ почему-то не работал. Пришлось вернуться на платформу, где
 мы нашли все, что требовалось, в 100 метрах от входа в вокзал.
 Кстати, рядом с туалетом на платформе есть очень неплохой (и
 недорогой) аптечный киоск, но работает он только днем.
 
  Купив в ларьке телефонный жетон, я попытался позвонить в
 город. Жетон, естественно, провалился, а автомат не сработал.
 Киоскер, как всегда, оказался ни при чем, и я уже собрался
 жаловаться в ООН, как вдруг кто-то из местных подсказал, что
 неподалеку есть точно такой же автомат, работающий без жетонов.
 Второй звонок получился удачнее первого, и вскоре к нам с
 неофициальным визитом прибыла делегация представителей местного
 мелкого и среднего бизнеса в составе Оли и Олега Одиноковых,
 названных так в честь наших детей. Встреча прошла на
 нейтральной территории (под фонарем на перроне), в теплой
 дружественной обстановке. Правда, выдрать на память пару
 страниц с фотографиями из альбома нам так и не позволили.
 
  Белое Озеро -- Красноусольск
 
  В два часа ночи наш поезд прибыл на станцию Белое Озеро11.
 Выгружались мы явно больше минуты (но меньше двух); детей, чтоб
 не задавить в суматохе, выпустили через соседний вагон. Постояв
 для приличия еще с минуту, поезд тронулся дальше, а мы с вещами
 пошли в вокзал, где было чуть посветлее, и там Юра запечатлел
 для истории первые минуты нашего пребывания на земле Приуралья.
  Единственный приехавший с нами белоозерец рассказал, что
 автобус в Красноусольск ходит трижды в день: в четыре утра,
 одиннадцать дня и сколько-то вечера. Памятуя о Кынском ночном
 кпоездном рейсе, мы поверили. Но и в четыре, и в пять, и в
 шесть на остановке было все так же пусто.
  Случайный прохожий пояснил, что по рабочим дням ночной
 автобус иногда не приходит, потому что мало пассажиров. А по
 праздникам -- не приходит просто так, без всякой причины. И к
 тому же утренний рейс уже давно отменили, да и вообще его
 никогда не было. Но в одиннадцать автобус, все-таки однако
 наверно, может быть, будет.
  Рассвело, сквозь серые облака проглянуло солнышко. Мы
 проснулись, повеселели и пошли искать попутку. Одна группа
 рыскала по поселку, другая отправилась на юг по единственной
 здесь асфальтированной дороге.
  В поселке частных машин оказалось на удивление мало.
 Будить хозяев мы побоялись, а когда они повылазили из избушек,
 почти все уже были "хорошие". Встретили мы и двух-трех
 трезвенников, но те спешили на работу на элеватор, где в восемь
 утра местный бригадир распределяет наряды12. И машины у них,
 естественно, были колхозные. Только в десятом часу нашелся один
 тип с личным ЗИЛком, согласный ехать "куда угодно", но у него,
 как назло, было срочное дело в Уфе, и он просил подождать 3-4
 часа до его возвращения.
  Второй группе повезло больше. В 600 м от станции их дорога
 соединилась с центральной улицей поселка, а еще через 500 --
 вышла на идущее в Красноусольск шоссе. Грузовики там шныряют
 один за одним, а примерно раз в час (днем -- реже) попадаются и
 автобусы, следующие в Красноусольск из Уфы, Стерлитамака и
 всяких других колхозов. Обычно они на станцию не заходят (чего
 им там делать?), но с одним, не очень полным, нам удалось
 договориться, добавив к обычной цене билета еще примерно
 половину.
  От Белого Озера в Красноусольск есть две дороги, через
 "старый" и "новый" мост. В начале мая на Белой -- пик паводка,
 и "старый" мост был затоплен, поэтому через Белую автобус
 поехал по необычной дороге, чем окончательно запутал рейсовых
 пассажиров. Уже перед райцентром мы встретили
 Красноусольск--Белоозерский ПАЗик, который днем все-таки ходит.
 
  Красноусольск -- Мендим
 
  Выгрузившись в Красноусольске, мы первым делом устроили
 перекус. Аня подсчитывала запасы, Карина и Лена раздавали
 бутерброды, другая Лена пошла искать хлеб и аптеку. Дети
 забрались в песочницу. Леша Р. изучал карту, Сережа чинил
 гитару, а Юра с Леней снимали все это на видео. Только мы с
 Борей остались без дела и от скуки пошли на автостанцию узнать,
 скоро ли будет автобус на Тукан или хотя бы Бакеево.
  Увы, в расписании таких рейсов не значилось. Оказывается,
 в нашу сторону из Красноусольска идет единственный рейс --
 Мендимский (отпр. в шесть утра и пять вечера). Но это лишь
 треть пути! Правда, нас это не смутило: была б дорога, а
 попутка найдется!
  Чтобы ехать с комфортом, то есть не в кузове, решили брать
 автобус. У одного из "ПАЗ-иков" наметился трехчасовой обеденный
 перерыв. Мы прикинули, что сорокакилометровый крюк по
 свежепостроенной дороге "с твердым покрытием" вряд ли займет
 больше времени, и предложили ему 200 тысяч за заброску "до
 Бакеево или докуда проедет". Но то ли водитель оказался очень
 голодным, то ли побоялся опоздать к следующему рейсу, а нас он
 не повез. Не очень-то огорчившись, мы принялись прочесывать
 центр поселка, допрашивая всех попадавшихся шоферов с
 мало-мальски подходящими для нашей группы машинами.
  Но все они под разными предлогами почему-то отказывались.
 Больше того, ни один из них не мог даже взять в толк, о какой
 дороге идет речь. Нам предлагали ехать в Кургашлы, Саитбабу,
 Юлуково и даже Толпарово, и только о Бакеевском тракте никто не
 мог сказать ничего определенного. По-видимому, купленная в
 Москве карта была столь секретной, что о новой трансуральской
 магистрали здесь еще никто ничего не знал. "Ну, деревня",
 восхищались мы своей предусмотрительностью и прятали карту
 поглубже.
  Ближе к обеду добрая ирония постепенно перешла в близкое к
 панике недоумение.
  Ну ничего, решили мы, поедем пока в Мендим, а там уж не
 может быть, чтоб ничего не поймали! Ибо новое шоссе, на сто с
 лишним километров сократившее путь из Тукана, Зигазы и тому
 подобных поселков в Уфу, не может пустовать! Иначе зачем его
 вообще тогда строили? На худой конец, если не возьмут всех,
 отправим хотя бы вещи, а сами уж как-нибудь налегке эти 30 км
 да проковыляем?
  Кто-то подсказал нам, что искать надо не водителя, а
 некоего Сергея13, который раньше якшался с туристами и
 наверняка знает, где найти машину. А живет он неподалеку от
 автостанции, где-то в той стороне...
  Прогулявшись в нужном направлении, мы почти сразу -- здесь
 все друг друга знают -- нашли нужный дом и хозяина. Увидев нас,
 Сергей удивился -- еще не сезон, -- но не растерялся и сразу
 включился в поиски. Однако была середина дня и застать дома
 никого не удалось. "Ничего страшного," -- успокоил нас Сергей.
 -- "Вечером шофера вернутся, тогда и сговоримся. Выезжать все
 равно лучше завтра, с утра, а переночуете у меня".
  Немного поколебавшись, мы отпустили вечерний мендимский
 автобус и перетащили шмотки к Сергею. Женщины сготовили ужин,
 мужики чуть покопались в хозяйском огороде, но ничего
 съедобного так и не нашли. То ли картошка здесь растет глубже
 двадцати сантиметров, то ли хозяин ее еще осенью выкопал.
  Но и вечером снять машину не удалось. Оказывается, мы
 первые в истории этого поселка попытались заехать на Зилим с
 этой стороны весной, когда все дороги, включая и наш хваленый
 "асфальт", традиционно становятся непроходимыми. К тому же этот
 самый "асфальт" на самом деле вовсе не асфальт, а щебенка, и
 идет он не в Бакеево, а только в Мендим, откуда на вездеходе
 можно проехать в Толпарово.
  Что касается Хайбуллино (которое здесь все знают как
 Саралы), то туда от Мендима идет проселок, но по пути он раз
 пять пересекает речку Мендимку, и в паводок там не проедешь
 (мосты давно размыло). А вот летом там ездят, только машина
 нужна помощнее -- "Урал" или 66-я. Но обычная летняя дорога в
 Хайбуллино идет через Кургашлы (где видимо и ехал наш заочный
 консультант Г.). Сейчас там точно не проедешь -- мосты за
 Кургашлами (судя по карте, верховья р.Ряузяк) тоже размыло, а
 восстановить некому. К тому же в горах еще полно снега, а по
 снегу даже 66-я не идет.
  Переночевав у Сергея (чтобы не тесниться на веранде,
 поставили три палатки за домом на школьном стадионе), мы
 поднялись в пять утра и к шести были на автостанции. Мендимский
 автобус оказался "Уралом" с небольшой пассажирской будкой
 вместо кузова; впрочем места хватило всем. По пути мы тщательно
 выглядывали злополучную "асфальтовую" дорогу; но там, где по
 она должна была начинаться, увидели только две прошлогодние
 колеи, весной еще ни разу не езженные.
  В семь утра мы были в Мендиме; сопровождавший нас Сергей
 отправился к знакомым шоферам, а мы стали прочесывать деревню в
 поисках незнакомых.
  Один парень с ходу предложил отвезти нас в Толпарово,
 всего-то за 500 тысяч и на нашей солярке. Солярки у нас с собой
 почему-то не оказалось, к тому же Толпарово было не очень-то по
 дороге, да и цена немного смущала. После каждого вопроса
 паренек уходил в дом, видимо к матери -- местной Кабанихе, -- и
 потом, вернувшись, ретранслировал ответ как бы от своего имени.
  Мы поинтересовались, не может ли он сам съездить в Ташлы
 на заправку? Нет, это невозможно: прав у паренька нема, машина
 давным-давно списана14, номер и тормоза отсутствуют, так что
 ехать в Ташлы просто опасно. Это вам не по горам шастать!
  Хмм-м, подумали мы и пошли к соседнему дому, где стоял еще
 более потрепанный "Урал". Но солярки там тоже не оказалось. В
 следующем доме не было машины, через один -- опять солярки и
 так далее.
  Вернулся Сергей. По его данным, завтра в верховья Мендимки
 на тракторе, 66-й и двух "Уралах" должна была отправиться
 лесорассадочная экспедиция, и наш наиболее реальный шанс
 заключался в том, чтоб к ней присоединиться. Мы рассчитали, что
 из 25 км, отделяющих Хайбуллино от Мендима, нам надо проехать
 как минимум 10-15, чтобы на пешую часть остался только спуск с
 перевала. В противном случае волок растянулся бы на 3-4 дня
 (вместо 2), к чему мы были не очень готовы. С лесниками мы
 могли бы проехать примерно 15 км, но терять еще день было
 жалко, да и обещанного тут ждут иногда по три года...
  Еще в Красноусольске у нас возникла мысль брать волок
 пешком, арендовав 1-2 вьючные лошади. Не так быстро, но сколько
 экзотики, особенно детям! Увы, и эта затея провалилась: лошади
 все как одна ушли на какой-то неведомый выпас, и привести их
 оттуда оказалось совершенно невозможно.
  Единственную готовую к выезду машину мы нашли у братьев
 Зуфара и Аухата Мунасиповых, водителей леспромхоза. Сам
 леспромхоз уже давно полумертв, зарплату почти не платят, и
 братья заинтересовались нашим предложением прокатиться хотя бы
 до перевала. Но виду не подали, хотя старший пошел к реке
 оценить уровень воды. Договорились, что они съездят в район за
 семенами, а когда вернутся, попробуют нас забросить.
  На дворе у братьев обнаружился целый автопарк (видимо,
 леспромхозный). Слив с "Урала" три ведра горючки для нашего
 рейса, братья заперли бензобак на ключ (такие тут нравы) и дали
 команду загружаться.
  Прощаясь с Сергеем, мы еще раз попытались уговорить его
 ехать с нами на сплав, хотя бы только до Толпарово. За сутки,
 прошедшие с момента знакомства, мы так и не пообщались, а
 хотелось. Теперь Сергей уже не мог подумать, что мы зовем его
 только из приличия (или чтобы искать транспорт), но все равно
 отказался. А жаль -- место в байдарке у нас было, и в группу он
 вполне бы вписался.
  Братья Мунасиповы забросили нас под самый перевал, дальше
 66-я не пошла из-за снега. Всего проехали 17-18км. Взяли они с
 нас 700т.р. (в Москве мы надеялись, что вся заброска обойдется
 в 500), но дорога, пожалуй, того стоила: три брода по полтора
 метра глубиной15 и буйным течением и еще два моста, до того
 размытых, что мы переходили их пешком и даже думали разгрузить
 машину. В одном месте пришлось насыпать камни, чтобы машина
 спустилась с метрового обрывчика. Нечего было и думать соваться
 туда на лошади; для этого надо, как минимум, поставить на всех
 переправах мостики. К тому же местами дорога идет по воде и
 нужны обходы, а на склоне -- грязь и скользко.
  Так сбылось первое пророчество Леши Руднева.
 

<< Пред.           стр. 264 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу