<< Пред. стр. 278 (из 787) След. >>
Электрички из Кузино в сторону Коуровки (Новоуткинска)ходят несколько раз в день (каждые два-три часа). Поезд
Москва-Хабаровск приходит в Кузино уже после отправления первых
утренних электричек, так что до дневного перерыва остается
всего один или два рейса, которые желательно не пропустить.
Ехать до Коуровки две остановки, второй перегон минут
примерно на 20. Когда из этих 20 минут прошло уже почти 19,
электричка вдруг неожиданно остановилась и Леня Дубовский сошел
через закрытую дверь на зеленую травку . Внимание! Здесь мы
совершили вторую (первую - когда вообще отправились в дорогу)
за время этого путешествия серьезную ошибку! Дело в том, что
напуганный большим количеством залезших в вагоны детей, то ли
просто под влиянием хорошей погоды машинист остановил состав
специально для нас: это место - ближайшее к реке, и выйдя
здесь, мы не только уплыли бы раньше, но и могли бы собирать
байдарки в лесу, а не посередине деревни.
Таким образом, ошибка состоит не в том, что мы начали
дергать стоп-кран, чтобы втянуть Леню обратно, а в том, что
неправильно распорядились выигранным временем: надо было всем
последовать Лениному примеру. Возможно, такие остановки
полупустой электрички по требованию здесь обычны. Если так, мы
зря сели в последний вагон; договариваться с машинистом и
безопаснее выходить лучше было бы из первого. Естественно, для
этого в Кузино надо заранее найти правильную платформу.
(Примечание: к точке высадки: Особая примета: ж/д здесь
совершает правый поворот. Дополнительные приметы: справа от ж/д
- склон выемки высотой несколько метров; слева - крутой спуск и
лес с просекой строящейся ЛЭП, за которым с трудом угадывается
р.Чусовая)
Про пункты возможного отъезда. Встреченные нами на
маршруте ребята из Шаля (поселок в Свердловской обл., не путать
с Чечней) сказали, что уезжают с реки обычно из села Чусовое,
где ежедневно ходят автобусы в сторону Идима-Сылвы-Шаля, а при
желании оттуда же всегда можно уехать попутками в сторону
Верхнего Тагила, за Урал. Мы сделали привал под мостом этой
трассы, но за час так и не увидели ни одной машины.
Еще одна дорога пересекает реку на полпути между селами
Чусовое и Кын, чуть ниже Сулема. В одну сторону эта дорога идет
в пос.Шамары, в другую (куда обычно ездят) - на Висим, Уралец и
далее в Нижний Тагил. Встреченные нами ребята из Нижнего для
себя заказали специальный грузовик на обратный путь. Автобусы
по этой дороге не ходит, попутки редки, но как запасной
вариант, это тоже возможный способ отъезда.
Село Кын находится уже в Пермской обл. Место для сборки
байдарок в Кыне ужасное. На единственной с виду уютной зеленой
лужайке-полочке перед самым селом полно золы, угля, битого
стекла и прочего мусора. Вверху на покрытом молодым ельником
склоне можно найти дрова, кишмя кишащие местными клещами. Чуть
ниже по реке есть еще площадки у самой воды близ устья р.Кын,
но никакой травки или хотя бы дров найти там не удастся.
Само село, зажатое сопками, тянется вниз вдоль р.Чусовой и
вверх вдоль р.Кын на несколько километров. Встать на ночевку у
воды в этих местах почти невозможно (разве что на другом
берегу). Но это и не очень нужно, поскольку вечерний автобус на
ст.Кын идет в 11.30 вечера, и переспать можно прямо в нем. Этот
рейс более удобен, чем утренний (11.30 дня) еще и по той
причине, что ночной поезд до Перми втрое дешевле дневного. В
пересчете на километр пути, - примерно втрое дешевле поезда
Пермь-Москва. Из-за неопределенности с билетами мы поехали в
Пермь с пересадкой в Лысьве, а вообще по этим местам лучше
проезжать в будни в середине недели.
Лысьвинский поезд приходит в Пермь в восемь утра, за
час-два до отхода фирменного ежедневного экспресса Кама .
Вообще, поездов на Москву через Пермь проходит довольно много,
но если пропустить Каму , идущую до Москвы меньше суток, то
попадешь туда только вечером следующего дня или даже
послезавтра утром. Правда, стоить это может раза в полтора
дешевле.
Иренка в Перми решила разом избавиться от всех вещей и
попутчиков. Взяв на последние заначенные Леней Дубовским во
время преферанса гроши билет в Самару , она бросила свой багаж
на платформе и пошла с Серегой в город за хлебом, чтобы
оставить его нам в качестве отступного. Два часа до отхода Камы
пролетели как одна минута. Ни хлеба, ни Иренки. Только ее
рюкзак с остатками денег, документов и нашим спальником
сиротливо маячил у входа в зал ожидания. Учитывая проявленные
Иренкой во время похода способности, мы были уверены, что она и
без рюкзака на любом вокзале не пропадет, но за спальник было
обидно. И лишь когда наш поезд тронулся, Зверевы все-таки
появились.
А хлеб мы ели весь день и кончили только в Москве.
===============================================================
FILE: chusowaq2.txt
Чусовая
---------------------------------------------------------------
Date: 27 Apr 98
From: JVS "Meandr" (oleg@meandr.te.ua)
---------------------------------------------------------------
ТЕРНОПОЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СПОРТИВНО-ТУРИСТСКИЙ КЛУБ
О Т Ч Е Т
О ВОДНОМ ПОХОДЕ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО РЕКЕ
ЧУСОВАЯ В РАЙОНЕ СРЕДНЕГО УРАЛА СОВЕРШЕННОМ С 13 ПО
27 ИЮЛЯ 1995 ГОДА.
Маршрутная книжка 4/95
Руководитель группы: Рига Р.А.
Адрес руководителя: 282001,
г.Тернополь,ул.Мира 2А
Маршрутно - квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает,
что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю
категорией сложности. ---------------
Отчет использован в
---------------------------------------------------
Дата Штамп МКК
ТЕРНОПОЛЬ - 1995
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Стр.
1. Справочные сведения о путешествии
1.1. Паспорт маршрута . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.2. Название и шифр МКК . . . . . . . . . . . . . . 3
1.3. Пункты отправления телеграмм . . . . . . . . . . 3
1.4. Список группы . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Сведения о районе путешествия
2.1. Общегеографическая характеристика района . . . . 5
2.2. Туристская характеристика района . . . . . . . . 14
2.3. Подъезды к реке . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3. Организация путешествия
3.1. Обоснование выбора маршрута . . . . . . . . . . 16
3.2. Подготовка к походу . . . . . . . . . . . . . . 16
4. График движения и техническое описание маршрута
4.1. График движения . . . . . . . . . . . . . . . . 18
4.2. Техническое описание маршрута. . . . . . . . . . 20
4.3. Общая характеристика реки . . . . . . . . . . . 64
4.4. Техника безопасности . . . . . . . . . . . . . . 68
5. Итоги путешествия, выводы, рекомендации . . . . . . . . 69
6. Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
7. Приложения
7.1. Список снаряжения. . . . . . . . . . . . . . . . 73
7.2. Список продуктов . . . . . . . . . . . . . . . . 74
7.3. Раскладка продуктов по дням . . . . . . . . . . 75
7.4. Смета расходов . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
7.5. Ремонтный набор. . . . . . . . . . . . . . . . . 79
7.6. Походная аптека. . . . . . . . . . . . . . . . . 80
7.7. Расписание движения транспорта . . . . . . . . . 81
7.8. Словарь топонимов. . . . . . . . . . . . . . . . 82
7.9. Фотоматериалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
7.10.Картографические материалы . . . . . . . . . . . 90
3
1. Справочные сведения о путешествии
1.1 Паспорт маршрута
1. Маршрут: ст. Коуровка - р.Чусовая (сплав) - г.Чусовой
2. Географический район: Средний Урал
3. Протяженность водной части: 350 км.
4. Протяженность пешеходной части: 1,5 км.
5. Продолжительность: похода - 15 дней
подъезды - 7 дней
6. Категория сложности: первая
7. Время проведения похода: с 13 по 27 июля 1995 года
8. Средства сплава: катамаран
9. Численность группы: восемь человек
10. Характер препятствий: мели, перекаты
11. Руководитель группы: Рига Роман Александрович
1.2. Название и шифр МКК
Группа выпущена на маршрут Тернопольской областной МКК.
Шифр:5232002
1.3. Пункты отправления телеграмм
О начале похода телеграмма была послана не со станции Ко-
уровка (по случаю сенокоса почта была закрыта), а из д. Чусов-
ская 18.07.95.
Об окончании похода телеграмма отправлена из г.Чусового.
Телеграммы отправлены по адресу: 282001,Украина,г.Терно-
поль,ул.Танцорова 22,Облспорттурклуб,Старичкову В.П.
2. Сведения о районе путешествия
2.1. Географическое описание Среднего Урала
К Среднему Уралу относится наименее высокая часть терри-
тории Урала, от горы Ослянка (1119 м) до широтного участка ре-
ки Уфы. Этот район неповторим по своему ландшафту, по сочета-
нию первозданных уголков природы с промышленными районами.
На территории Среднего Урала расположена Свердловская об-
ласть, которая занимает площадь 194,3 тыс. кв. км. На крайнем
северо-западе она граничит с Коми АССР, на западе - с Пермской
областью, на юге - с Башкирской АССР, Челябинской и Кур-
ганской, а на востоке - с Тюменской областями. По территории
Свердловской области проходит граница между Европой и Азией.
_Особенности рельефа, полезные ископаемые.. Геологические
процессы и оледенение Земли определили современный рельеф
Среднего Урала. Западную часть его занимают невысокие Ураль-
ские горы и Зауральская возвышенность, восточная представлена
равниной, являющейся частью огромной Западно-Сибирской низмен-
ности. Самый юго-восток занимает Уфимское плато высотой 450-
500 м, сильно расчлененное долинами рек и сложенное толщами
растворимых пород (иэвестняки, доломиты). Возвышенную часть
Среднего Урала представляют хребты более высокой осевой по-
лосы. На вершинах гор видны скалы-останцы, сложенные прочными
породами: кварцитами, габбро. Особенно живописны останцы гра-
нитов, дающие при выветривании матрицевидные плиты.
Ширина горной полосы на Среднем Урале достигает 25-30 км,
а вместе с предгорьями 80-90 км. Наиболее высокие вершины
Среднего Урала - Качканар (878,8 м), Шатун-Камень (724,2 м),
Волчиха (525 м), Азов-гора (589,3 м); они представляют собой
мощные горные кряжи, с которых открываются необъятные прост-
ранства лесов.
Средний Урал - целая кладовая разнообразных ископаемых.
Удивительное сочетание полезных ископаемых объясняется сложной
геологической историей, которую пережил Урал. При внедрении
магматических пород осадочные толщи изменялись под воздействи-
ем высоких температур и давлений. Так возникли разные минералы
и многие руды, которые под действием размыва, выветривания гор
оказались близко расположенными к поверхности или обнажились.
Основу уральской металлургии составляют руды черных металлов.
Самые ценные из них - магнитные железняки (магнетиты). На
Среднем Урале месторождения магнитных железняков имеются в ра-
йоне Кушвы, Нижнего Тагила, Первоуральска, Качканара.
Богат Средний Урал рудами цветных, благородных и редких
металлов. Месторождения медноколчеданной руды расположены в
Красноуральске, Кировограде, Дегтярске. Медные руды, образо-
вавшиеся при внедрении гранитов, разрабатывают в Нижнем Тагиле
(Медноруднинское месторождение), около Полевского (Гумешевское
месторождение). В Верхней Пышме добываются комплексные медные
руды. Есть на Среднем Урале много месторождений редких метал-
лов: золота (Березовское месторождение, долины рек Тура, Сал-
да, Тагил), платины (долины рек Лобва, Косья, Тагил). На Урале
найдены самородки платины весом более 10 кг.
Нерудные полезные ископаемые Среднего Урала также разно-
образны. Особенно велики месторождения огнеупорных минералов -
асбеста и талька. Баженовское месторождение асбеста - одно из
крупнейших в мире. Кислотоупорный асбест, ценный для химичес-
кой промышленности, разрабатывается около Сысерти. Южнее
Свердловска размещается крупнейшее в стране Шабровское место-
рождение талька.
Славится Урал обилием самоцветных и поделочных цветных
камней. Мировой известностью пользуются изделия из камней,
сделанные руками искусных уральских гранильщиков. Знамениты
копи самоцветов около деревни Мурзинка, у деревень Липовка,
Адуй, в районе Новоасбеста. На отвалах можно собрать образцы
горного хрусталя, аметиста, мориона. Встречаются и александрит
- прозрачный камень темно-зеленой окраски, хризолит золотисто-
зеленоватого цвета. Можно найти и топазы голубоватого или ро-
зового цветов, турмалины с разнообразной расцветкой.
На Среднем Урале находятся лучшие месторождения малахита
и орлеца, яшмы и мрамора. Некоторые старые разработки и рудни-
ки охраняются как памятники природы. К ним относятся вырабо-
танные медные рудники "Гумешки","Зюзелька","Тальков Камень".
_Климат и погода.. В формировании климата Среднего Урала
играют главную роль западные ветры, дующие с Атлантического
океана. Из-за смены теплых и холодных потоков погода нередко
меняется не только в течении недели, но и суток. Удаленность
от Атлантического океана и соседство Сибири делают климат
Среднего Урала континентальным, что сказывается в более резких
сменах температур.
Уральские горы, вытянувшиеся с севера на юг, мешают дви-
жению воздушных потоков с запада. Поэтому на западном склоне
гор осадков выпадает больше, чем на восточном и за Уралом. В
то же время горы не мешают перемещению воздуха в южном или се-
верном направлениях. Холодный воздух Арктики нередко проникает
вдоль хребта далеко к югу, а теплый и сухой с юга продвигается
на север. Особенно весной и летом, к востоку от Урала эти пе-
ремещения вызывают неустойчивую погоду. Средняя температура
января колеблется от -16 до -20 градусов, в июле от +18 до
+19. Иногда случаются морозы -40 -50 градусов. Безморозный пе-
риод продолжается на юге Среднего Урала 110-120 дней, на севе-
ре 90-95 дней. Здесь выпадает много осадков. Восточная часть
получает осадков 400-500 мм в год, юго-восточная - до 380 мм.
Горная часть Урала более увлажнена, и количество осадков в го-
рах северной части Среднего Урала доходит до 700 мм в год.
В зимний период накапливается масса снега, особенно в го-