<< Пред.           стр. 280 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  2.3. Подъезды к реке
 
  Основным критерием выбора пути следования к месту старта
 была минимально низкая стоимость проезда.
  До Москвы группа добиралась поездом 74 "Львов - Москва".В
 Брянске таможня намеривалась проверить наши рюкзаки, но, к
 счастью передумала.
  Билеты до Москвы были куплены в предварительной кассе, но
 от Москвы за месяц до отправления билетов уже не было. Необхо-
 димо отметить, что на всю дорогу билеты выгоднее покупать до-
 ма, так как стоимость проезда переводится в купоны по банков-
 скому курсу, а он несколько ниже коммерческого. По приезде на
 Ярославский вокзал билеты до ст. Кунгур были куплены нами без
 всяких проблем.
  В Кунгуре нами была сделана остановка для осмотра знаме-
 нитой Кунгурской ледяной пещеры.
  После осмотра пещеры мы поездом доехали до ст. Кузино (в
 Коуровке поезда дальнего следования не останавливаются) и за-
 тем на электричке прибыли в Коуровку.
  От железной дороги к реке по дороге метров 300-400, но мы
 прошли вниз по течению еще около километра и в лесу поставили
 лагерь.
  В Чусовом вокзал расположен прямо на берегу (правом) реки.
  Из города Чусовой можно уехать прямо в Москву поездом
 Нижний Тагил - Москва, но поезд этот "фирменный" и стоимость
 билетов на него в 1,5 раза выше обычного. Поэтому лучше на
 электричке добраться до Перми и оттуда уезжать в Москву.
  Чусовая довольно густо заселена и уехать, в случае необ-
 ходимости, можно практически с любого населенного пункта. Ча-
 ще всего это делается в Кыну и Верхней Ослянке. Из Кына на ав-
 тобусе можно доехать до одноименной станции расположенной в 15
 км. от деревни и затем поездом по узкоколейке до Перми. От
 Верхней Ослянки добираются автобусом либо попутным транспортом
 до Нижнего Тагила (80 км.) и там пересаживаются на железнодо-
 рожный транспорт.
 
  3. Организация путешествия
 
  3.1. Обоснование выбора маршрута
 
  В наше время определяющим фактором в выборе маршрута яв-
 ляется стоимость проезда. Наши финансовые возможности не поз-
 воляют проникать дальше Урала, Карелии и Кольского полуостро-
 ва. Из перечисленных географических названий тернопольскими
 туристами-водниками не посещался еще район Среднего Урала, на
 котором и был сделан выбор.
  В этом районе нет сложных рек - все водные маршруты клас-
 сифицируются первой, максимум второй категорией сложности. На-
 иболее популярной рекой этого района и, пожалуй всего Урала,
 является Чусовая. Река имеет достаточно большую потяженность и
 протекает по Свердловской и Пермской области, охватывая значи-
 тельную часть территории Среднего Урала. Для первого знаком-
 ства с районом она удовлетворяет всем требованиям.
  Судя по описанию и фотографиям реки, берега Чусовой весь-
 ма живописны, что также сыграло не последнюю роль при выборе
 маршрута.
  Еще одним аргументом в пользу Среднего Урала послужили
 многолетние наблюдения метеорологических условий - погода в
 это время года преобладает прекрасная.
  Наличие большого количества грибов и ягод вдоль всего по-
 бережья Чусовой убедило нас остановить свой выбор именно на
 этом маршруте.
  Кроме того, планировалось посещение знаменитой Кугурской
 Ледяной пещеры и минералогического музея в Свердловске.
 
 
  3.2. Подготовка к походу
 
  Подготовка к походу носила стандартный характер и вклю-
 чала в себя следующее: поиск спонсоров, сколачивание группы,
 литературное знакомство с районом посещения и рекой, тиражиро-
 вание карт и описания маршрута, покупка билетов и провианта,
 сбор и ремонт снаряжения.
  Поиски дополнительного спонсора не увенчались успехом и
 пришлось удовлетвориться тем, что дал Толик Снигур.
  С составом группы особых проблем не возникло - желающих
 посетить Чусовую было достаточно и простота маршрута не стави-
 ла каких либо требований к технической, тактической и физичес-
 кой подготовке участников, а также к психологической совмести-
 мости группы.
  Знакомство с районом упрощалось тем, что в состав группы
 входил Гаврильчук Виктор проживавший ранее в Свердловске и
 знакомым со Средним Уралом.
  Билеты в предварительной кассе "Экспресс" удалось купить
 только до Москвы и обратно. От Москвы за месяц билетов уже не
 было, а может их просто не продали по каким-либо соображениям.
 Жаль, конечно, так было бы дешевле.
  Продукты почти в полном объеме были закуплены и упакованы
 дома. Исключение составили хлеб и часть супов (в Тернополе
 кроме горохового супа других не оказалось), докупавшихся по
 дороге.
  В целях экономии веса и учитывая простоту маршрута было
 решено взять один катамаран на восемь человек.
  Личное снаряжение готовилось каждым участником самостоя-
 тельно.
 
  4.2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
 
  Город Свердловск - станция Коуровка
 
  Основателем города был Василий Никитич Татищев, посланный
 на Урал Петром 1. Ученый, знаток горнозаводского дела, энер-
 гичный и властный человек, он много сделал для преобразования
 богатого края.
  В ноябре 1723 года был пущен первый цех металлургического
 завода на реке Исети. Это событие и ознаменовало рождение го-
 рода. В честь жены Петра 1 он был назван Екатеринбургом. В XIX
 веке Екатеринбург стал административным центром Урала -горного
 царства, а еще раньше - средоточием художественной обработки
 камня.
  В Екатеринбурге родился писатель-демократ Ф.М.Решетников,
 жили и работали писатели Д.Н.Мамин-Сибиряк, П.П.Бажов.
  Славен город революционными традициями. Революционная ис-
 тория города неразрывно связана с именем выдающегося деятеля
 Коммунистической партии и Советского государства Якова Михай-
 ловича Свердлова. В 1924 году город получил новое имя - Сверд-
 ловск.
  По численности населения Свердловск - одиннадцатый город
 страны, по промышленному весу он стоит в числе первых городов
 СССР. Машины с марками Уралмаша, Уралэлектротяжмаша, Уралхим-
 маша, турбомоторного и других заводов завоевали мировую славу.
  Свердловск - город большой науки. В городе - Уральский
 научный центр Академии наук СССР, сеть отраслевых научно-ис-
 следовательских и проектных институтов, 15 высших учебных за-
 ведений.
  Свердловск -один из крупнейших культурных центров страны.
 В городе расположены сотни учреждений культуры и искусства,
 среди них пять театров (два из них-академические), филармония,
 работают творческие союзы.
  За большие революционные заслуги трудящихся города, их
 вклад в индустриализацию страны, в разгром немецко-фашистских
 захватчиков в годы Великой Отечественной войны, успехи в труде
 в послевоенные годы, в связи с 250-летием в 1973 году Сверд-
 ловск награжден орденом Ленина.
  При более чем миллионном населении Свердловск занимает
 небольшую территорию: с севера на юг 25 км, с запада на восток
 - 11 км.
  Центральная часть города, заключенная между улицами Че-
 люскинцев, Восточной, Большакова, Московской (это территория
 старого Екатеринбурга), богата архитектурными памятниками и
 монументами.
  Среди них памятники архитектуры, охраняемые законом: ан-
 самбль бывш. дома Харитонова (архитектор неизвестен) - ныне
 Дворец пионеров; дом бывш. главного горного начальника (архи-
 тектор М.П.Малахов) - сейчас в нем областная больница на набе-
 режной Рабочей молодежи; здание горной аптеки по проспекту Ле-
 нина (архитектор М.П.Малахов), в котором располагаются Сверд-
 ловская организация Союза писателей и общество "Знание", жилые
 дома по улицам Куйбышева и Чапаева, здание Горного правления
 (автор Иоганн фон Баннер, перестройка М.П.Малахова, пристрой
 архитектора М.В.Рейшера), где сейчас консерватория; бывш. осо-
 бняк Железнова, ныне здание облоно, и другие.
  В годы первых пятилеток в Свердловске строились многоэ-
 тажные комплексы: Городок чекистов, заключенный между улицами
 Луначарского, Первомайской, Кузнечной и проспектом Ленина (ар-
 хитекторы И.П.Антонов и В.Д.Соколов), с десятиэтажным полуци-
 линдрической формы жилым корпусом для малосемейных (ныне гос-
 тиница "Исеть"), соединенным переходом с клубным зданием (клуб
 имени Дзержинского); Городок милиции по улице Большакова, жи-
 лые здания по улице 8 Марта с первым в городе одиннадцатиэтаж-
 ным жилым домом. На проспекте Ленина в те годы были построены
 общественные здания: клуб строителей (архитектор Я.А.Корн-
 фельд), ныне здание киностудии; Дом печати; Дом связи (архите-
 ктор Соломонова), где сейчас Главпочтамт, и другие.
  В 60-е годы реконструирована привокзальная площадь, пост-
 роена гостиница "Свердловск", на замыкании улицы Свердлова
 поднялись четыре 10-этажных жилых дома.
  В последние годы облик города изменился. Его украсили
 здания киноконцертного театра "Космос" на 2500 мест (архитек-
 торы Г.И.Белянкин, Н.Н.Надеждин), ресторана "Космос" (архитек-
 торы Ю.М.Шаповаленко, Л.Б.Масленников, А.Н.Хрущев); Дом поли-
 тического просвещения по улице 8 Марта (архитектор А.Е.Заслав-
 ский); Дворец спорта с залом на 5000 мест (архитектор Л.П.Ви-
 нокуров); здание Оргтехстроя по улице Луначарского (архитектор
 А.М.Манжелевский), Дворец молодежи на проспекте Ленина (архи-
 тектор Г.И.Белянкин), театр юного зрителя (архитектор Я.А.Кам-
 кин), цирк (архитекторы Ю.Л.Шварцбрейм, М.А.Коробова).
  Строятся Дом Советов, гостиница "Турист", новый драмати-
 ческий театр. Силуэт города теперь определяется 9-16 -этажными
 зданиями. Растут новые жилые районы: Академический, Сортирово-
 чный, Комсомольский.
  На месте первого железоделательного завода в 1973 году в
 день 250-летия Свердловска открыт Исторический сквер (архитек-
 торы: народный архитектор СССР Н.С.Алферов, Л.П.Винокурова,
 Г.И.Дубровин, А.Э.Коротковский, А.В.Овечкин, В.А.Пискунов).
 Этот монументальный, ансамбль - заслуженная дань прошлому,
 слава настоящему и будущему города.
  Свердловск обладает прекрасной зоной отдыха, вокруг горо-
 да сплошное зеленое кольцо, включающее в себя реки, пруды,
 озера.
 
  Станция Коуровка - Коуровская турбаза
 
  На станции Коуровка туристов встречает дежурный инструк-
 тор на автобусе турбазы. До турбазы около 3 км. На станции
 есть схема движения туристов до автобуса. Сразу же за зданием
 станции нужно подняться с железнодорожных путей влево на грун-
 товую дорогу и пройти по мосту через пути.
  Справа, за перелеском, вьется река Чусовая, видна цер-
 ковь, построенная в 1805 году в центре старинного села Слобода.
  Основание Слободы относится к 1651 году. Раньше село на-
 зывалось Чусовской Слободой, потом Уткинской. В Уткниской Сло-
 боде возникла одна из первых крупных верфей и пристаней на ре-
 ке Чусовой.
  С пристани отправляли продукцию Екатеринбургский монетный
 двор, Екатеринбургская механическая фабрика, Полевской, Север-
 ский, Сысертский, Каменский заводы, Екатеринбургская граниль-
 ная фабрика.
  Считается, что Уткинская казенная пристань начала дейст-
 вовать в 1703 году. За четыре недели тобольские крестьяне пос-
 троили 40 судов, на которые было взято 400 гребцов.
  22 апреля была закончена погрузка изделий Каменского за-
 вода (пушки, мортиры, гаубицы и бойее 1550 пудов образцового
 железа). 27 апреля караван начал свой путь до Москвы, продол-
 жавшийся 11 недель и четыре дня. В Москву он прибыл 18 июня
 1703 года.
  Сплав оказался удачным, пострадало только одно судно. На-
 чальник каравана Семен Рязанов первым дал описание реки: "Чу-
 совая река каменистая, быстрая, крутолуковая, утесы каменис-
 тые, и в тех утесах есть многие бойцы каменные".
  В селе Слобода дорога ведет мимо магазина и почты к вися-
 чему мосту. Чусовая здесь делает одну из своих петель, а затем
 подходит к скалистому берегу, на котором на скалах Собачьи
 ребра (444 м над уровнем моря) и расположена Коуровская турба-
 за. Через реку переброшен переходный мостик. От него наверх
 ведет лестница в 100 ступеней.
  По преданию, около этого камня на перекате часто садились
 на мель барки. Кроме того, здесь очень сложный поворот реки, и
 сплавщики назвали это место собачьим. Иногда название связыва-
 ют со зрительной ассоциацией.
  Скалы являются геологическим памятником природы, Сверд-
 ловский областной Совет народных депутатов решением 751 от 11
 сентября 1975 года взял этот камень (как и многие другие) под
 охрану. Ответственность за сохранение памятника возложена на
 Коуровскую турбазу и Шалинский межколхозный лесхоз.
  Коуровская турбаза основана 29 октября 1934 года. Это
 первая турбаза на Урале. Со дня открытия турбазы, т, е. пост-
 ройки дома рыбака и охотника, и идет отсчет начала организова-
 нных туристских путешествий по Чуеовой.
  В 1941-1945 годы в зданиях базы находился госпиталь для
 воинов Великой Отечественной войны.
  Около 25 тысяч туристов в год обслуживает турбаза. Из них
 17 тысяч турисгов выходного дня, 3,5 тысячи - пешего туризма,
 2 тысячи - лыжного и 2,5 тысячи-водного.
  Туристы-водники находятся на турбазе три дня. За это вре-
 мя они готовятся к походу и совершают несколько экскурсий.
  Поляна "Дружба" находится в 10 минутах ходьбы на восток
 от базы. На поляне можно потренироваться в установке палаток,
 познакомиться с типами костров, разучить туристские песни. С
 поляны тропинка приводит к реке Чусовой. На правом берегу ог-
 ромной 25-метровой пирамидой стоит камень Часовой. Невольно он
 представляется грозным караульным на страже реки. Правее видны
 камни Георгиевские. Когда-то на них стояла часовня. В камне
 есть несколько пещер-ниш.
  Одной из достопримечательностей окрестностей турбазы яв-
 ляется 400-летняя сибирская лиственница. Путь к ней лежит че-
 рез село Слободу. Лиственница стоит за логом в конце села. Она
 выше всех растущих здесь деревьев. Из основания ее раньше рос-
 ли два ствола. Один спилен, и по срезу его определено количес-
 тво годовых колец. Их оказалось более 400. На лиственнице ук-
 реплена - мемориальная доска с текстом:
  "Памятнику природы - лиственнице, охраняемой законом, на
 1-01-73 г. 406 лет".
  Новоуткинская пещера находится на правом берегу реки Ут-
 ки, в 4 км от турбазы. Вначале туристы идут по дороге, в сто-
 рону железнодорожной станции Коуровка. За селом Слобода свора-
 чивают направо по тропе, ориентирами им служат железнодорожный
 мост и рабочий поселок Новоуткинск. По редкому перелеску через
 железнодорожные пути дорога приводит к пешеходному мостику че-
 рез речку Утку. В 150 м от мостика выше по реке в скалистом
 правом берегу скрыт узкий вход в пещеру карстового происхожде-
 ния, имеющую два грота.
  В 1 км севернее турбазы расположена обсерватория Уральс-
 кого государственного университета. Знакомство с ее работой
 всегда вызывает большой интерес у туристов. Экскурсии проводя-
 тся по договоренности, обычно в вечернее время.
 
  Коуровская турбаза - камень Боярин - 24 км.
 
  Первый километр - это проверка организованности и готов-
 ности группы. По команде инструктора от причала отходит первая
 лодка и направляется к середине реки. Далее, держась правого
 берега, рулевой направляет лодку в темный треугольник воды
 (там проходит основная струя и глубже русло). За первой лодкой
 на расстоянии 30-40 м идет вторая, за ней на таком же расстоя-
 нии-третья и .т. д. Дистанция нужна, чтобы видеть, куда пошли
 первые лодки, и в случае посадки их на мель вовремя отвернуть
 и не ударить впереди идущих.
  Вот и первый перекат. Он заметен издали. Вода в этом мес-
 те светло-серебристая. В мелкую воду (межень) почти всем при-
 ходится выходить из лодки и проводить ее по мели. Постепенно,
 приобретая навыки и опыт, экипаж все меньше выходит в воду.
 Для этих случаев нужны босоножки на низком каблуке или санда-
 леты-плетенки. Они предохраняют ноги от ударов о камни, а вода
 из них сразу же вытекает. В лодку и из лодки нужно выходить по
 ходу движения. Обратный порядок почти всегда приводит к купа-
 нию.
  За перекатом лодки быстро проходят слева от выступающего
 из воды камня. О подводных и надводных камнях рулевого преду-

<< Пред.           стр. 280 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу