<< Пред. стр. 280 (из 787) След. >>
2.3. Подъезды к реке
Основным критерием выбора пути следования к месту старта
была минимально низкая стоимость проезда.
До Москвы группа добиралась поездом 74 "Львов - Москва".В
Брянске таможня намеривалась проверить наши рюкзаки, но, к
счастью передумала.
Билеты до Москвы были куплены в предварительной кассе, но
от Москвы за месяц до отправления билетов уже не было. Необхо-
димо отметить, что на всю дорогу билеты выгоднее покупать до-
ма, так как стоимость проезда переводится в купоны по банков-
скому курсу, а он несколько ниже коммерческого. По приезде на
Ярославский вокзал билеты до ст. Кунгур были куплены нами без
всяких проблем.
В Кунгуре нами была сделана остановка для осмотра знаме-
нитой Кунгурской ледяной пещеры.
После осмотра пещеры мы поездом доехали до ст. Кузино (в
Коуровке поезда дальнего следования не останавливаются) и за-
тем на электричке прибыли в Коуровку.
От железной дороги к реке по дороге метров 300-400, но мы
прошли вниз по течению еще около километра и в лесу поставили
лагерь.
В Чусовом вокзал расположен прямо на берегу (правом) реки.
Из города Чусовой можно уехать прямо в Москву поездом
Нижний Тагил - Москва, но поезд этот "фирменный" и стоимость
билетов на него в 1,5 раза выше обычного. Поэтому лучше на
электричке добраться до Перми и оттуда уезжать в Москву.
Чусовая довольно густо заселена и уехать, в случае необ-
ходимости, можно практически с любого населенного пункта. Ча-
ще всего это делается в Кыну и Верхней Ослянке. Из Кына на ав-
тобусе можно доехать до одноименной станции расположенной в 15
км. от деревни и затем поездом по узкоколейке до Перми. От
Верхней Ослянки добираются автобусом либо попутным транспортом
до Нижнего Тагила (80 км.) и там пересаживаются на железнодо-
рожный транспорт.
3. Организация путешествия
3.1. Обоснование выбора маршрута
В наше время определяющим фактором в выборе маршрута яв-
ляется стоимость проезда. Наши финансовые возможности не поз-
воляют проникать дальше Урала, Карелии и Кольского полуостро-
ва. Из перечисленных географических названий тернопольскими
туристами-водниками не посещался еще район Среднего Урала, на
котором и был сделан выбор.
В этом районе нет сложных рек - все водные маршруты клас-
сифицируются первой, максимум второй категорией сложности. На-
иболее популярной рекой этого района и, пожалуй всего Урала,
является Чусовая. Река имеет достаточно большую потяженность и
протекает по Свердловской и Пермской области, охватывая значи-
тельную часть территории Среднего Урала. Для первого знаком-
ства с районом она удовлетворяет всем требованиям.
Судя по описанию и фотографиям реки, берега Чусовой весь-
ма живописны, что также сыграло не последнюю роль при выборе
маршрута.
Еще одним аргументом в пользу Среднего Урала послужили
многолетние наблюдения метеорологических условий - погода в
это время года преобладает прекрасная.
Наличие большого количества грибов и ягод вдоль всего по-
бережья Чусовой убедило нас остановить свой выбор именно на
этом маршруте.
Кроме того, планировалось посещение знаменитой Кугурской
Ледяной пещеры и минералогического музея в Свердловске.
3.2. Подготовка к походу
Подготовка к походу носила стандартный характер и вклю-
чала в себя следующее: поиск спонсоров, сколачивание группы,
литературное знакомство с районом посещения и рекой, тиражиро-
вание карт и описания маршрута, покупка билетов и провианта,
сбор и ремонт снаряжения.
Поиски дополнительного спонсора не увенчались успехом и
пришлось удовлетвориться тем, что дал Толик Снигур.
С составом группы особых проблем не возникло - желающих
посетить Чусовую было достаточно и простота маршрута не стави-
ла каких либо требований к технической, тактической и физичес-
кой подготовке участников, а также к психологической совмести-
мости группы.
Знакомство с районом упрощалось тем, что в состав группы
входил Гаврильчук Виктор проживавший ранее в Свердловске и
знакомым со Средним Уралом.
Билеты в предварительной кассе "Экспресс" удалось купить
только до Москвы и обратно. От Москвы за месяц билетов уже не
было, а может их просто не продали по каким-либо соображениям.
Жаль, конечно, так было бы дешевле.
Продукты почти в полном объеме были закуплены и упакованы
дома. Исключение составили хлеб и часть супов (в Тернополе
кроме горохового супа других не оказалось), докупавшихся по
дороге.
В целях экономии веса и учитывая простоту маршрута было
решено взять один катамаран на восемь человек.
Личное снаряжение готовилось каждым участником самостоя-
тельно.
4.2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Город Свердловск - станция Коуровка
Основателем города был Василий Никитич Татищев, посланный
на Урал Петром 1. Ученый, знаток горнозаводского дела, энер-
гичный и властный человек, он много сделал для преобразования
богатого края.
В ноябре 1723 года был пущен первый цех металлургического
завода на реке Исети. Это событие и ознаменовало рождение го-
рода. В честь жены Петра 1 он был назван Екатеринбургом. В XIX
веке Екатеринбург стал административным центром Урала -горного
царства, а еще раньше - средоточием художественной обработки
камня.
В Екатеринбурге родился писатель-демократ Ф.М.Решетников,
жили и работали писатели Д.Н.Мамин-Сибиряк, П.П.Бажов.
Славен город революционными традициями. Революционная ис-
тория города неразрывно связана с именем выдающегося деятеля
Коммунистической партии и Советского государства Якова Михай-
ловича Свердлова. В 1924 году город получил новое имя - Сверд-
ловск.
По численности населения Свердловск - одиннадцатый город
страны, по промышленному весу он стоит в числе первых городов
СССР. Машины с марками Уралмаша, Уралэлектротяжмаша, Уралхим-
маша, турбомоторного и других заводов завоевали мировую славу.
Свердловск - город большой науки. В городе - Уральский
научный центр Академии наук СССР, сеть отраслевых научно-ис-
следовательских и проектных институтов, 15 высших учебных за-
ведений.
Свердловск -один из крупнейших культурных центров страны.
В городе расположены сотни учреждений культуры и искусства,
среди них пять театров (два из них-академические), филармония,
работают творческие союзы.
За большие революционные заслуги трудящихся города, их
вклад в индустриализацию страны, в разгром немецко-фашистских
захватчиков в годы Великой Отечественной войны, успехи в труде
в послевоенные годы, в связи с 250-летием в 1973 году Сверд-
ловск награжден орденом Ленина.
При более чем миллионном населении Свердловск занимает
небольшую территорию: с севера на юг 25 км, с запада на восток
- 11 км.
Центральная часть города, заключенная между улицами Че-
люскинцев, Восточной, Большакова, Московской (это территория
старого Екатеринбурга), богата архитектурными памятниками и
монументами.
Среди них памятники архитектуры, охраняемые законом: ан-
самбль бывш. дома Харитонова (архитектор неизвестен) - ныне
Дворец пионеров; дом бывш. главного горного начальника (архи-
тектор М.П.Малахов) - сейчас в нем областная больница на набе-
режной Рабочей молодежи; здание горной аптеки по проспекту Ле-
нина (архитектор М.П.Малахов), в котором располагаются Сверд-
ловская организация Союза писателей и общество "Знание", жилые
дома по улицам Куйбышева и Чапаева, здание Горного правления
(автор Иоганн фон Баннер, перестройка М.П.Малахова, пристрой
архитектора М.В.Рейшера), где сейчас консерватория; бывш. осо-
бняк Железнова, ныне здание облоно, и другие.
В годы первых пятилеток в Свердловске строились многоэ-
тажные комплексы: Городок чекистов, заключенный между улицами
Луначарского, Первомайской, Кузнечной и проспектом Ленина (ар-
хитекторы И.П.Антонов и В.Д.Соколов), с десятиэтажным полуци-
линдрической формы жилым корпусом для малосемейных (ныне гос-
тиница "Исеть"), соединенным переходом с клубным зданием (клуб
имени Дзержинского); Городок милиции по улице Большакова, жи-
лые здания по улице 8 Марта с первым в городе одиннадцатиэтаж-
ным жилым домом. На проспекте Ленина в те годы были построены
общественные здания: клуб строителей (архитектор Я.А.Корн-
фельд), ныне здание киностудии; Дом печати; Дом связи (архите-
ктор Соломонова), где сейчас Главпочтамт, и другие.
В 60-е годы реконструирована привокзальная площадь, пост-
роена гостиница "Свердловск", на замыкании улицы Свердлова
поднялись четыре 10-этажных жилых дома.
В последние годы облик города изменился. Его украсили
здания киноконцертного театра "Космос" на 2500 мест (архитек-
торы Г.И.Белянкин, Н.Н.Надеждин), ресторана "Космос" (архитек-
торы Ю.М.Шаповаленко, Л.Б.Масленников, А.Н.Хрущев); Дом поли-
тического просвещения по улице 8 Марта (архитектор А.Е.Заслав-
ский); Дворец спорта с залом на 5000 мест (архитектор Л.П.Ви-
нокуров); здание Оргтехстроя по улице Луначарского (архитектор
А.М.Манжелевский), Дворец молодежи на проспекте Ленина (архи-
тектор Г.И.Белянкин), театр юного зрителя (архитектор Я.А.Кам-
кин), цирк (архитекторы Ю.Л.Шварцбрейм, М.А.Коробова).
Строятся Дом Советов, гостиница "Турист", новый драмати-
ческий театр. Силуэт города теперь определяется 9-16 -этажными
зданиями. Растут новые жилые районы: Академический, Сортирово-
чный, Комсомольский.
На месте первого железоделательного завода в 1973 году в
день 250-летия Свердловска открыт Исторический сквер (архитек-
торы: народный архитектор СССР Н.С.Алферов, Л.П.Винокурова,
Г.И.Дубровин, А.Э.Коротковский, А.В.Овечкин, В.А.Пискунов).
Этот монументальный, ансамбль - заслуженная дань прошлому,
слава настоящему и будущему города.
Свердловск обладает прекрасной зоной отдыха, вокруг горо-
да сплошное зеленое кольцо, включающее в себя реки, пруды,
озера.
Станция Коуровка - Коуровская турбаза
На станции Коуровка туристов встречает дежурный инструк-
тор на автобусе турбазы. До турбазы около 3 км. На станции
есть схема движения туристов до автобуса. Сразу же за зданием
станции нужно подняться с железнодорожных путей влево на грун-
товую дорогу и пройти по мосту через пути.
Справа, за перелеском, вьется река Чусовая, видна цер-
ковь, построенная в 1805 году в центре старинного села Слобода.
Основание Слободы относится к 1651 году. Раньше село на-
зывалось Чусовской Слободой, потом Уткинской. В Уткниской Сло-
боде возникла одна из первых крупных верфей и пристаней на ре-
ке Чусовой.
С пристани отправляли продукцию Екатеринбургский монетный
двор, Екатеринбургская механическая фабрика, Полевской, Север-
ский, Сысертский, Каменский заводы, Екатеринбургская граниль-
ная фабрика.
Считается, что Уткинская казенная пристань начала дейст-
вовать в 1703 году. За четыре недели тобольские крестьяне пос-
троили 40 судов, на которые было взято 400 гребцов.
22 апреля была закончена погрузка изделий Каменского за-
вода (пушки, мортиры, гаубицы и бойее 1550 пудов образцового
железа). 27 апреля караван начал свой путь до Москвы, продол-
жавшийся 11 недель и четыре дня. В Москву он прибыл 18 июня
1703 года.
Сплав оказался удачным, пострадало только одно судно. На-
чальник каравана Семен Рязанов первым дал описание реки: "Чу-
совая река каменистая, быстрая, крутолуковая, утесы каменис-
тые, и в тех утесах есть многие бойцы каменные".
В селе Слобода дорога ведет мимо магазина и почты к вися-
чему мосту. Чусовая здесь делает одну из своих петель, а затем
подходит к скалистому берегу, на котором на скалах Собачьи
ребра (444 м над уровнем моря) и расположена Коуровская турба-
за. Через реку переброшен переходный мостик. От него наверх
ведет лестница в 100 ступеней.
По преданию, около этого камня на перекате часто садились
на мель барки. Кроме того, здесь очень сложный поворот реки, и
сплавщики назвали это место собачьим. Иногда название связыва-
ют со зрительной ассоциацией.
Скалы являются геологическим памятником природы, Сверд-
ловский областной Совет народных депутатов решением 751 от 11
сентября 1975 года взял этот камень (как и многие другие) под
охрану. Ответственность за сохранение памятника возложена на
Коуровскую турбазу и Шалинский межколхозный лесхоз.
Коуровская турбаза основана 29 октября 1934 года. Это
первая турбаза на Урале. Со дня открытия турбазы, т, е. пост-
ройки дома рыбака и охотника, и идет отсчет начала организова-
нных туристских путешествий по Чуеовой.
В 1941-1945 годы в зданиях базы находился госпиталь для
воинов Великой Отечественной войны.
Около 25 тысяч туристов в год обслуживает турбаза. Из них
17 тысяч турисгов выходного дня, 3,5 тысячи - пешего туризма,
2 тысячи - лыжного и 2,5 тысячи-водного.
Туристы-водники находятся на турбазе три дня. За это вре-
мя они готовятся к походу и совершают несколько экскурсий.
Поляна "Дружба" находится в 10 минутах ходьбы на восток
от базы. На поляне можно потренироваться в установке палаток,
познакомиться с типами костров, разучить туристские песни. С
поляны тропинка приводит к реке Чусовой. На правом берегу ог-
ромной 25-метровой пирамидой стоит камень Часовой. Невольно он
представляется грозным караульным на страже реки. Правее видны
камни Георгиевские. Когда-то на них стояла часовня. В камне
есть несколько пещер-ниш.
Одной из достопримечательностей окрестностей турбазы яв-
ляется 400-летняя сибирская лиственница. Путь к ней лежит че-
рез село Слободу. Лиственница стоит за логом в конце села. Она
выше всех растущих здесь деревьев. Из основания ее раньше рос-
ли два ствола. Один спилен, и по срезу его определено количес-
тво годовых колец. Их оказалось более 400. На лиственнице ук-
реплена - мемориальная доска с текстом:
"Памятнику природы - лиственнице, охраняемой законом, на
1-01-73 г. 406 лет".
Новоуткинская пещера находится на правом берегу реки Ут-
ки, в 4 км от турбазы. Вначале туристы идут по дороге, в сто-
рону железнодорожной станции Коуровка. За селом Слобода свора-
чивают направо по тропе, ориентирами им служат железнодорожный
мост и рабочий поселок Новоуткинск. По редкому перелеску через
железнодорожные пути дорога приводит к пешеходному мостику че-
рез речку Утку. В 150 м от мостика выше по реке в скалистом
правом берегу скрыт узкий вход в пещеру карстового происхожде-
ния, имеющую два грота.
В 1 км севернее турбазы расположена обсерватория Уральс-
кого государственного университета. Знакомство с ее работой
всегда вызывает большой интерес у туристов. Экскурсии проводя-
тся по договоренности, обычно в вечернее время.
Коуровская турбаза - камень Боярин - 24 км.
Первый километр - это проверка организованности и готов-
ности группы. По команде инструктора от причала отходит первая
лодка и направляется к середине реки. Далее, держась правого
берега, рулевой направляет лодку в темный треугольник воды
(там проходит основная струя и глубже русло). За первой лодкой
на расстоянии 30-40 м идет вторая, за ней на таком же расстоя-
нии-третья и .т. д. Дистанция нужна, чтобы видеть, куда пошли
первые лодки, и в случае посадки их на мель вовремя отвернуть
и не ударить впереди идущих.
Вот и первый перекат. Он заметен издали. Вода в этом мес-
те светло-серебристая. В мелкую воду (межень) почти всем при-
ходится выходить из лодки и проводить ее по мели. Постепенно,
приобретая навыки и опыт, экипаж все меньше выходит в воду.
Для этих случаев нужны босоножки на низком каблуке или санда-
леты-плетенки. Они предохраняют ноги от ударов о камни, а вода
из них сразу же вытекает. В лодку и из лодки нужно выходить по
ходу движения. Обратный порядок почти всегда приводит к купа-
нию.
За перекатом лодки быстро проходят слева от выступающего
из воды камня. О подводных и надводных камнях рулевого преду-