<< Пред.           стр. 286 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 погибли на фронтах Великой Отечественной.
  В настоящее время это современный индустриальный город, в
 нем живет более 100 тысяч человек, работают 45 школ, 3 профес-
 сионально-технических училища, медицинское училище, индустри-
 альный техникум, 43 библиотеки, 33 клуба, 4 кинотеатра, филиал
 Лысьвенского драматического театра, большой дом культуры Чу-
 совского металлургического завода. На левом берегу Чусовой вы-
 рос практически второй город. В городе лучшая в стране санная
 трасса.
  Город Чусовой - крупнейший железнодорожный узел, он сое-
 динен с Пермью, Свердловском, Тагилом, Соликамском и Москвой.
 
  4.3. Общая характеристика реки Чусовая
 
  Чусовая - левый приток Камы, наиболее живописная река
 Среднего Урала. Начало берет на восточном склоне Среднего Ура-
 ла, в Челябинской области, и течет на север и северо-запад по
 юго-западу Свердловской области, а затем на северо-запад и за-
 пад по восточной части Пермской области, впадая в Камское во-
 дохранилище выше г. Пермь. Длина реки 735 км., площадь водо-
 сбора 23 тыс. кв. км.
  Основные притоки: Ревда, Утка, Шайтанка, Илим, Кашка,
 Чизма, Кын, Кумыш, Лысьва (левые); Большой Шишим, Дарья, Су-
 лем, Межевая Утка, Серебрянка, Сылвица, Койва, Усьва (правые).
  В связи с образованием Камского водохранилища нижняя
 часть долины Чусовой оказалась затопленой на протяжении 153 км
 от устья. Ее ширина от верховьев до г. Чусовой в межень 20-30
 м. На Чусовой много мелких перекатов (местное название - пере-
 боры), дно в основном каменистое, галечниковое. В русле попа-
 даются крупные валуны - таши.
  Уровень воды резко меняется. Ледоход начинается в конце
 апреля. Иногда в дождливое лето вода подымается на 4-5 м.
  Река довольно живописна и густо заселена, но из-за малой
 глубины не судоходна для моторок, что очень приятно.
 
 ИЗ ИСТОРИИ ЧУСОВОЙ
 
  Археологи считают, что именно на берегах реки Чусовой об-
 наружены наиболее древние следы жизни человека на Урале.
  Первое упоминание Чусовой в русских летописях относится к
 1396 году. Тогда ее берега заселяли мансийские племена. Первое
 русское поселение на Чусовой - Нижнечусовские Городки - появи-
 лось в 1568 году. С 1579 года гарнизон Нижнечусовских Городков
 состоял из казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем.
  Именно отсюда и начался в сентябре 1581 года поход дружи-
 ны Ермака в Сибирь. Вверх по Чусовой дружина поднималась до
 реки Серебрянки, проникла в ее верховья, а затем переправилась
 в бассейн реки Тагил.
  После разгрома Ермаком сибирского хана Кучума Чусовая
 стала активно заселяться русскими людьми.
  Но особенно ожили берега Чусовой в XVIII веке, когда на
 Урале выросли крупные металлургические заводы. Чусовая стала
 главной транспортной магистралью, по которой с Урала в Евро-
 пейскую Россию сплавляли на коломенках металл и другую продук-
 цию.
  Начало весеннего сплава - самое важное событие года на
 Чусовой:
  "Понятно то оживление, какое охватило всю Каменку, когда
 по улице пронесся крик:
  - Вода пришла!.. Вода... Лед тронулся!
  Это был глубоко торжественный момент.
  Все, что было живо и не потеряло способности двигаться,
 высыпало на берег. В серой, однообразной толпе бурлаков, как
 маки, запестрели женские платки, яркие сарафаны, цветные шугаи.
 Ребятишкам был настоящий праздник, и они метались по берегу,
 как стая воробьев. Выползли старые-старые старики и самые дре-
 вние старушки, чтобы хоть одним глазом взглянуть, как нынче
 взыграет матушка-Чусовая".
  Весенний сплав по Чусовой был опасен. Бурные, чусовские
 воды нередко выбрасывали коломенки и барки на 6ереговые скалы
 - бойцы.
  "Чусовая,- писал Д.Н.Мамин-Сибиряк,-одна из самых каприз-
 ных горных рек... Начать с того, что падение Чусовой превосхо-
 дит все сплавные русские реки... в самом гористом месте течен-
 ия Чусовой это падение достигает двадцати двух сотых сажени на
 версту".
  Поэтому сплав по Чусовой требовал особого искусства. "Тип
 чусовского сплавщика вырабатывался в течение многих поколений
 путем самой упорной борьбы с бешеной горной рекой, причем ре-
 месло сплавщика переходило вместе с кровью от отца к сыну".
  Всю зиму к пристаням подвозились железо, пушнина, хлеб.
 Многие пристани одновременно были и верфями. Обычно в течение
 зимы одна или две семьи строили на плотбище (так называлась
 судоверфь) барку или коломенку из "коломенных" - столетних
 сосен. На каждую барку уходило до 300 бревен, и стоила она,
 вместе с работой, по тем временам 500 рублей. По форме барка
 напоминала громадную черепаху и была длиной 35-40 м, шириной
 6-8 м, грузоподъемностью до 200 т,
  На Чусовой применялось несколько типов судов, аналогичных
 по конструкции и форме, но различных по габаритам и пропорци-
 ям: коломенка, гибежная лодка, барка, полубарок.
  Конструкция этих судов довольно оригинальна. В основе ее
 вертикальные борта и плоское дно, суживающееся у носа и кормы.
 Четыре боковых закругления на участках перехода прямых бортов
 к носу и корме получили название плеч. Носовые плечи делались
 шире кормовых на 15-20 см. При укладке груза больше нагружали
 носовые плечи. Таким образом, центр тяжести смещался к носу.
 Носовые плечи раздвигали струю воды, что удерживало судно на
 курсе, и, как говорили сплавщики, "барка не вертелась на ходу".
  В носовой и кормовой части укрепляли лыжи-большие бревна.
 Поперек барки на днище укладывали средней величины бревна, так
 называемые кокоры или корчи. К кокорам деревянными гвоздями
 пришивали днище и борта.
  Рядом с лыжами вертикально ставили березовые столбы-огни-
 ва, до 30 см диаметром, на которые впоследствии наматывался
 толстый канат при остановке барки. Вся внутренность барки -это
 сплошной трюм для укладки груза. Сверху в носу и корме устраи-
 вались палубы для бурлаков. Середина закрывалась конем-крышей
 на два ската, в центре которой сооружалась высокая скамейка
 для сплавщиков. Руля у барки не было. Его заменяли огромные
 весла - потеси, или поносные (весной четыре, а летом при низ-
 ком уровне воды - два). На конце потеси, называемом губой,
 ставился сильный и опытный подгубщик, остальные бурлаки держа-
 лись за специальные колышки - кочетки. Наиболее распространен-
 ным типом судна была коломенка.
  Особой прочностью отличались суда Гороблагодатских и
 Верх-Исетских заводов. Барки Верх-Исетских заводов обивались
 изнутри полосовым железом. Подобные барки могли ходить до 10
 навигаций.
  История реки Чусовой XVIII и XIX веков - это сотни погиб-
 ших коломенок и тысячи загубленных человеческих жизней.
  Транспортное значение Чусовой упало после 1878 года, ког-
 да на Урале построили первую железную дорогу, связавшую Екате-
 ринбург с Пермью через Нижний Тагил.
  У реки Чусовой и своя революционная история. На Ревдин-
 ском, Васильево-Шайтанском и других причусовских заводах еще в
 XVIII веке происходили крупные волнения работных людей. А в
 знаменитом ревдинском восстании 1841 года принимало участие
 несколько тысяч мастеровых и приписных крестьян. В 1905 году
 чусовские металлурги организовали забастовку, а затем начали
 вооруженное восстание.
  В годы гражданской войны на берегах Чусовой шла ожесто-
 ченная борьба Красной Армии с белогвардейцами и интервентами.
 Об этом рассказывают памятники красным героям, погибшим на чу-
 совских берегах.
  В верхнем и нижнем течении Чусовой расположены крупные
 промышленные города: Полевской, Ревда, Первоуральск, Чусовой,
 Пермь. В средней части находятся сравнительно небольшие рабо-
 чие поселки и деревни, крупные колхозы и совхозы.
  Общее направление развития сельского хозяйства долины
 Чусовой - откорм молодняка крупного рогатого скота и выращива-
 ние злаковых и корнеплодов. Кроме того, в ряде поселков и де-
 ревень местное население работает на лесоучастках леспромхозов
 Кашкинского, Висимо-Утинского и Коуровского.
  В рабочем поселке Староуткинске примерно четверть населе-
 ния работает на металлургическом заводе и в тресте Ижевскне-
 руд.
  В связи с укрупнением колхозов и совхозов в бассейне Чу-
 совой некоторые деревни оказались вдалеке от головных сел и
 жители их переехали в более крупные селения (в деревнях Пермя-
 кова, Волегова, Усть-Серебрянка, Чизма и других сейчас никто
 не живет).
  Но в целом река течет по довольно населенному району.
 Достаточно сказать, что слева от Чусовой на расстоянии 15- 40
 км почти параллельно реке проходит железная дорога. От станции
 Калино можно проехать в город Чусовой или в Пермь. Минимальное
 расстояние между железной дорогой и Чусовой около села Кын -15
 км. Кроме того, имеется автобусное сообщение: Староуткинск -
 Свердловск, село Чусовое - город Шаля, село Чусовое - станция
 Илим.
  Транспортное значение Чусовой в настоящее время невелико.
 После окончания сплава "железных караванов" по реке стали
 сплавлять плоты с лесом. С ЗО-х годов начался молевой сплав
 (одиночных деревьев), и только в 1973 году прошел последний
 сплав. Сейчас берега реки очищены и ничто не мешает наслажда-
 ться их красотой. Однако волей человека пейзаж Чусовой может
 измениться. Начиная с прошлого века было предложено много про-
 ектов по соединению бассейнов Волги и Оби через Чусовую и
 Исеть. Но пока ни один не претворен в жизнь. В случае осущест-
 вления трансуральского пути из Европы в Азию на Чусовой воз-
 никнет ряд плотин, исчезнут прежде опасные камни - бойцы, а
 небольшие поселки превратятся в крупные речные порты.
 
  4.4. Техника безопасности
 
  При сплаве по Чусовой на байдарках требования к безопас-
 ности несколько выше, чем для сплава на надувных судах. Бай-
 дарка может опрокинуться на мели и при наезде на камень, что и
 повышает требования к экипировке экипажа и упаковке вещей.
  Мы же сплавлялись на катамаране, где все предосторожности
 сведены к минимуму. Каски в этом случае вообще не нужны. Спас-
 жилеты необходимы лишь тем, кто не умеет плавать (хотя это
 должны делать все) - местами бывает глубоко и можно свалиться
 в воду.
  Все естественные и искусственные препятствия на реке лег-
 ко походятся без какой-либо разведки и страховки.
  В верхнем течении Чусовой часто приходится вылазить в во-
 ду для стаскивания катамарана с мели и, чтобы не поранить ноги
 необходима обувь. Необходим также комплект теплой одежды на
 воду - может быть холодно. Спальный комплект - обычный летний
 сибирский вариант.
  На Чусовой стоит большой промышленный город Первоуральск,
 который периодически сбрасывает в реку отходы химической про-
 мышленности. Воду из реки, по этой причине, пить не рекоменду-
 ется, даже в кипяченом виде.
  В верхнем течении Чусовой есть районы зараженные инцефа-
 литным клещем. В июле-августе клещи практически безопасны, но
 меры предосторожности необходимо соблюдать, особенно если есть
 дети. Если нет прививки от клеща (местные жители поголовно ее
 имеют), следует придерживаться правил: не лазить голым по кус-
 там, не ложиться в траву и вечером обязательно осматривать
 друг друга.
  При подъеме на скалы или посещении пещер необходимо соб-
 людать обычные меры предосторожности.
  Змей или иных ядовитых представителей фауны, опасных для
 жизни и здоровья людей, мы не видели.
  Согласно описанию реки, на Чусовой летом бывают подъемы
 воды на 4-5 м, что необходимо учитывать при постановке лагеря.
 Палатки и кострище ставить повыше от воды, плавсредства привя-
 зывать на ночь.
  Ну, и обычные меры предосторожности следует соблюдать при
 сборе грибов и ягод.
 
  5. Итоги путешествия, выводы, рекомендации
 
  Маршрут пройден полностью от станции Коуровка до г. Чусо-
 вой всеми участниками похода.
  Категория сложности маршрута не превышает первой, что со-
 ответствует указанному в описании.
  Место старта расположено удачно - лес для строительства
 рамы катамарана и дрова есть в достатке, лагерь расположен до-
 статочно удобно.
  Водный режим реки желает лучшего, но берега довольно жи-
 вописны - изобилуют величественными скальными массивами, иног-
 да причудливой формы. По берегам реки много грибов и ягод, что
 скрашивает однообразный походный рацион. Единственное чего не
 хватает на маршруте - это, хоть парочку порогов.
  В прибрежных скалах много пещер. Особенно нам понравилась
 пещера "Чудесница", с огромным количеством сталактитов, распо-
 ложенная в четырех километрах от Чусовой на реке Поныш. По до-
 роге в Коуровку мы также посетили знаменитую Кунгурскую ледя-
 ную пещеру.
  К недостаткам реки можно отнести большое количество мел-
 ких перекатов в верхней части Чусовой и огромный наплыв турис-
 тов. Перекаты часто вынуждают лезть в воду (что при дожде не
 очень приятно), но с другой стороны, при большой заселенности
 берегов абсолютно отсутствует движение моторок, что очень при-
 ятно. Большое количество населенных пунктов по берегам позво-
 ляет докупать продукты (в основном хлеб), но отсутствие судо-
 ходства делает населенку почти незаметной.
  В основном все продукты мы везли из дому. Во-первых, так
 дешевле и, во-вторых, нам было неизвестно наличие необходимого
 асортимента в этих краях. Оказалось, что весь набор необходи-
 мых продуктов имеется на месте, но несколько дороже нашего.
 Сахар, тушонка, хлеб и спиртные напитки стоят в два-три раза
 дороже, чем у нас, а крупы, супы и молочные продукты лишь про-
 центов на 10-20 дороже. При нынешней ситуации с провозом бага-
 жа по железной дороге (бесплатно - 36 кг.), есть резон часть
 продуктов докупать на месте.
  Еще один крупный недостаток маршрута заключается в том,
 что нельзя пить воду из реки. Стоящий в верховьях Чусовой Пер-
 воуральск периодически сбрасывает в реку ядохимикаты, что и
 делает воду не пригодной для питья. По той же причине в реке
 отсутствует рыба. Воду необходимо брать из ручьев, ключей или
 колодцев, которых по берегам достаточное количество, но в нуж-
 ный момент может и не оказаться. Неплохо иметь канистру с за-
 пасом воды.
  Маршрут пройден за 13 ходовых дней при двух дневках. Гра-
 фик получился довольно напряженный, учитывая плохую погоду в
 начале похода. Для развлекательно-ознакомительного похода по
 Чусовой следует планировать не менее 15 ходовых дней.
  В начале похода погода была прохладная и дождливая - не-
 обходимо иметь комплект теплой одежды на воду, желательно да-
 же иметь гидроизоляцию. Остальная часть похода прошла при от-
 личной погоде, напоминающей крымскую. Днем было очень жарко и
 мы часто купались в реке. Ночи также сравнительно теплые.
  Туристов на реке несметное количество, что создает проб-
 лемы при постановке лагеря на ночь. Дров, правда, при этом
 хватает, но место не всегда есть. Больше всего групп из Перми.
 Много туристов, особенно детей, из Свердловска и Нижнего Таги-
 ла. Из остальных регионов туристы редки, но встречаются даже
 иностранцы. Одна такая группа даже принимала с нами участие в
 тушении лесного пожара.
  Раньше на реке действовал плановый маршрут. Туристы спла-
 влялись от Коуровской турбазы до Верхней Ослянки. Все камни в
 этом промежутке промаркированы металлическими табличками с на-
 званием камня и пройденным расстоянием от Коуровской турбазы,
 что очень облегчает ориентирование на реке.
  Маршрут очень интересен в познавательном отношении. Сред-
 ний Урал - индустриальное сердце России. Почти все поселки на
 Чусовой - бывшие и ныне действующие металлургические заводы,
 становление которых проходило еще в до петровские времена. Чу-
 совая, до постройки железной дороги в 19 веке, служила главной
 транспортной артерией по доставке металла в центральную часть
 России. Каждый камень на Чусовой дышит историей. Многие места
 на Чусовой связаны с пребыванием и деятельностью Ермака.
  Урал богат цветными камнями, но никому из нас не удалось
 найти мало-мальски приличный минерал. Особые надежды были у
 нас насчет малахита, на ожидания не оправдались.
  Маршрут хорош для семейного туризма и первого знакомства
 со Средним Уралом. Для тернопольских туристов-водников это
 знакомство уже состоялось!
 
  6. Литература
 
  1. Алферьев В. По местам сказов Бажова //Турист,1979,n.10
 с.14-15.
  2. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Свердловск, 1963.
  3. Васин С. Средний Урал:Туристская схема // Турист,1984,
 n.12,с.26-27.

<< Пред.           стр. 286 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу