<< Пред. стр. 316 (из 787) След. >>
В пос.Ак-Довурак можно попасть самолетом или автобусом из Абакана и
Кызыла. Из пос.Ак-Довурак до оз.Кара-Холь на машине (2-3 раза в день от
озера в поселок и обратно курсирует машина геологов), в пути 6-7 часов.
Базовый лагерь для постройки судов лучше разбить на правом берегу
р.Кара-Холь, в 2-х км от озера - здесь удобные спуски к воде. Отсюда
можно совершить 1-3-дневный выход к озеру Кара-Холь.
Длина р.Кара-Холь до впадения в р.Алаш 13 км. На первых 4-х км
встречаются мелководные шиверы, разделенные плесами.
В конце этого участка единственный на реке порог. Его ориентиры -
правый поворот русла, на левом берегу - скальный бом. Два острова делят
реку на протоки: правая мелкая, а в левой находится порог (длиной 500
м), который начинается 300-метровой шиверой, ниже ее от острова тянется
гряда обливных камней со сливами между ними, валы до 1 м, ниже прижим к
левому берегу. За островом - валы - до 1, 5 м. На участке от порога до
устья река разбивается на протоки. На всем протяжении до устья
непрерывно тянутся шиверы.
Р.Кара-Холь, сливаясь с двумя протоками ср.Чульча, образует р.Алаш
(в переводе с тувинского {Голубой}). Левая протока - каменистая, в
правой - мощная шивера, которую необходимо просмотреть по правому
берегу. В препятствии - крутое падение, валы до 1,5 м, косые {бочки}.
Ниже до пос.Кара-Холь (20 км) р.Алаш иногда разбивается на протоки с
шиверами. Через 500 м от устья Кара-Холя - мощная шивера длиной 700,м, в
конце которой натянут трос через реку. На протяжении следующих 3 км
встречаются еще 5 шивер средней сложности. Ниже крупные камни, в центре
{бочка}, валы; на выходе - крутое падение.
На следующем участке (14 км) до пос.Кара-Холь (на правом берегу
имеются почта и магазин) - полтора десятка шивер, преодолеваемых с ходу.
Ниже пос.Кара-Холь р.Алаш имеет одно русло. Основные препятствия
здесь - шиверы, на выходе из которых валы достигают 1,5 м. Долина реки
широкая.
В 7-8 км ниже пос.Кара-Холь реку пересекает мост. Отсюда долина
Апаша сужается, горы подступают к реке, увеличивается падение. За мостом
несколько несложных шивер.
В 4-х км ниже моста за участком островов в начале плавного поворота
порог шиверного типа, 250 м. Русло сужается до 20 м. На правом берегу
скалы, по центру плита, прижим к левому берегу, на выходе валы - до 1,5
м. За порогом у левого берега - мощное улово. Просмотр по правому
берегу.
На протяжении следующих 8-9 км встречаются несколько длинных шивер,
можно идти без просмотра. В конце этого участка порог 3 к.с., валы до
1,5 м.
На следующих 17 км до пос.Кызыл-Тайга встречаются около 10 шивер
средней сложности, не требующих просмотра.
Перед пос.Кызыл-Тайга лиственные леса сменяются тополиными рощами по
берегам. Река приобретает горно-степной характер. Места очень красивые.
От пос.Кызыл-Тайга - простой участок, ниже долина сужается, река
входит в ущелье с несколькими мощными шиверами-порогами.
Наиболее интересные препятствия - порог длиной 500 м - расположен в
8-ми км ниже начала ущелья. Ориентиры: правый поворот русла, правый
берег - скалы, левый - пологий, на нем сараи - загоны для скота. Вход в
порог осложнен многочисленными камнями; ниже - сливы с плит, валы до 1,5
м. За плавным левым поворотом два прижима к правобережным скалам.
Заканчивается ущелье перед автомобильным мостом. Ниже долина широкая,
препятствий нет.
Через 12 км долина сужается. На левом берегу на скалах - белое
пятно. Здесь расположен радоновый источник.
Через 15 мин, сплава следуют сложные шивера и порог.
Затем долина реки расширяется. Отсюда до устья Апаша 15 км
спокойного сплава. От устья Алаша по р.Хемчик до конечной точки маршрута
- пос.Ийма - 90 км быстротока, препятствий нет. Пос.Мима связан с
пос.Ак-Довурак автобусным сообщением.
Литература: [1], [
HREF="#lit2">2], [27].
р.Улуг-О (34)
Пос.Бояровка - р.Улуг-О (от устья р.Сыымак) - р.Бий-Хем - г.Кызыл
Протяженность сплава - 220 км, продолжительность - 8-10 дней,
сезонность - июнь - август, категория сложности - 4 усл.
Из г.Кызыла до пос.Бояровка (80 км) можно добраться автобусом или
т/х {Заря}. От поселка до реки пробита дорога длиной 100 км, по которой
могут проехать автомашины с двумя ведущими мостами (ГАЗ-66, ЗИЛ-157,
Урал). Машину можно заказать в Бояровском колхозе или в райцентре
Сарыг-Селе.
Река Улуг-О - левый приток Бий-Хема, длина 130 км, площадь бассейна
1918 кв. км, падение - 1321 м, средний расход води в устье 60 м3.
Маршрут пользуется популярностью за счет небольшой протяженности и
большой плотности препятствий. Всю реку можно разделить на три участка.
1 участок: р.Сыынак - р.Кара-Сутул. Длина участка 30 км, средний
уклон 8 м/км, расход воды 10-15 мЗ/с. Препятствия 1-2 к.с. перекаты, лес
довольно далеко от реки (300-400 м).
2 участок: р.Кара-Сутул - пор.{Чертова дюжина}. Длина участка - 49
км, средний уклон - 12 к/км, расход воды - 30 м3/с. Препятствия 3 к.с.,
прижимы. Время прохождения двух участков - 2-3 дня, река носит характер
быстротока. За Урюн-Сугом, правам притоком, следует быть осторожным.
Через 4 км первый сложный порог реки - {Чертова дюжина}. Ориентир начала
третьего участка - малозаметный ручей справа, за ним левый поворот, за
которым следует приставать к правому берегу для просмотра.
3 участок: пор.{Чертова дюжина} - устье р.Улуг-О. Длина участка 28
км. Средний уклон - 14-18 м/км, расход воды до 70 м3/с. Препятствия 4-5
к.с. пороги слаломного типа, много камней в русле, река здесь зажата в
узком труднопроходимом ущелье. Это самый сложный участок на маршруте,
определяющий его категорийность, все препятствия следуют непрерывно друг
за другом.
Пор.{Чертова дюжина}-просмотр вдоль правого берега, характеризуется
крутым падением и целым рядом высоких и мощных сливов, с пенными ямами.
Проход вдоль правого берега, причаливать к любому берегу.
Через 50 м следующее препятствие - {Тарелочка} - длинная и мощная
шивера длиной 3 км, 3-4 к.с.
После шиверы начинается порог {Катерина} состоящий из трех ступеней.
{Катерина-I} - просмотр и страховка по правому берегу. В начале порога
слева - гряда камней, справа прижим к выступающему утесу, далее
несильная струя между обливных камней и также несильный навал на большой
валун. Правей валуна по центру относительно чисто. В конце порога сливы
из камней и плит. Начинать прохождение лучше под правым берегом, далее в
центр, чалиться лучше у правого берега.
{Катерина-II} - самая простая из {Катерин}, прямолинейный участок,
200 м с мощной струей и валами.
{Катерина-III} - один из наиболее сложных порогов маршрута. Начало
перегорожено грядой камней. В них есть два прохода: по центру и правее
центра. Оба прохода ведут к воротам шириной 4 м из двух огромных камней.
В 10 м ниже ворот стоит {боец}, на который идет сильный навал воды. Ниже
{бойца} от левого - берега до середины русла вправо гряда камней
становится подводной, создавая пологий слив, еще ниже 1,5 м слив с плиты
с пенной ямой: у левого берега слив слабее. Просмотр порога по правому
берегу, страховка в конце порога. Наиболее оптимальная линия движения по
центральной струе в ворота, оставить {бойца} слева, далее в центральный
слив, чалиться к правому берегу.
Через 50 м после {Катерины} четырехступенчатый порог {Демирсал} -
препятствие 4 к.с.
За плесом после 4-ой ступени {Демирсала} начицается {Рижский каскад}
- один из сложнейших на реке, который состоит из четырех ступеней.
Разведка по правому берегу, самые сложные 1-ая и 4-ая ступени каскада. В
середине 1-ой ступени памятник на правом берегу, препятствие слаломного
типа, много камней, обломков скал в русле, протяженность 200 м, сложная
линия движения. 2-ая ступень - 200 м слалома среди огромных валунов,
между которыми пологие сливы. З-я и 4-ая ступени - плотины из камней,
сложность прохождения сильно зависит от уровня воды в реке.
После {Рижского каскада} остаются следующие препятствия, разделенные
короткими промежутками: порог {Аллигатор}, порог {Пропажа} (ниже устья
р.Чедыр 300 м). Через 200 м после порога {Пропажа} двухступенчатый порог
{Саша} - препятствие 4-5 к.с. Просмотр 1-ой ступени (более сложной) с
левого берега, 2-ой ступени - с правого берега.
Далее до впадения в р.Бий-Хем можно идти без просмотра с берега,
река носит характер быстротока, много шивер. От устья р.Улуг-О до
г.Кызыл 119км, препятствия отсутствуют, ходовое время 13-15 часов. На
этом участке р.Бий-Хем судоходна.
Литература: [1], [
HREF="#lit2">2], [26], [
HREF="#lit27">27], [28].
р.Ка-Хем (35)
Пос.Кунгуртуг - р.Балыктыг-Хем - р.Ка-Хем - пос.Эржей (н. - 4 к.с.,
б. - 5 к.с., при сплаве с верховий - б., н. - 5 к.с.)
Протяженность сплава - 280 км, продолжительность - 1216 дней,
сезонность - июнь - август.
Балыктыг-Хем (рыбная река) берет начало на гольцовых вершинах
хр.Сангален в верховьях носит шиверистый характер - 3-4 к.с.
Пос.Кунгуртуг связан регулярным авиасообщением с г.Кызыл, от аэродрома
поселка до реки 7 км. Обычно сборку средств сплава ведут на левом
берегу, в 400 метрах ниже обелиска погибшему геодезисту. В начале сплава
скорость течения 45 км/час, средний расход воды 30 м3/с, препятствия
отсутствуют, берега низкие. После впадения правого притока р.Сарыг-Эр (в
устье изба) р.Балыктыг-Хем получает название р.Ка-Хем и резко
поворачивает на северо-запад, прорезая горный хребет, стремительно
набирает мощь. Появляются перекаты, шиверы с камнями.
От устья р.Сарыг-Эр до устья р.Теннус час сплава. Через 4 км (30
мин, сплава) начинается каскад порогов {Лестница} - препятствия 3 к.с.,
всего 10 степеней, протяженность каскада 6 км. Ориентиром служит
безлесая гора на правом берегу. После каскада { Лестница} река
успокаивается. Преодолевает ряд поперечных хребтов и сильно петляет, за
что этот участок реки получил название {Ка-Хемские кольца} - красивейшее
место на реке. Слева и справа по берегам громоздятся отвесные скалы,
течение довольно быстрое, длина участка 55 км, препятствия отсутствуют.
Очередное препятствие - это Мельзейский каскад порогов, обязан своим
названием правому притоку р.Ка-Хем - реке Мельзей. Это самый сложный