<< Пред.           стр. 316 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 


 
 


  В пос.Ак-Довурак можно попасть самолетом или автобусом из Абакана и
 Кызыла. Из пос.Ак-Довурак до оз.Кара-Холь на машине (2-3 раза в день от
 озера в поселок и обратно курсирует машина геологов), в пути 6-7 часов.
 


 
 


  Базовый лагерь для постройки судов лучше разбить на правом берегу
 р.Кара-Холь, в 2-х км от озера - здесь удобные спуски к воде. Отсюда
 можно совершить 1-3-дневный выход к озеру Кара-Холь.
 


 
 


  Длина р.Кара-Холь до впадения в р.Алаш 13 км. На первых 4-х км
 встречаются мелководные шиверы, разделенные плесами.
 


 
 


  В конце этого участка единственный на реке порог. Его ориентиры -
 правый поворот русла, на левом берегу - скальный бом. Два острова делят
 реку на протоки: правая мелкая, а в левой находится порог (длиной 500
 м), который начинается 300-метровой шиверой, ниже ее от острова тянется
 гряда обливных камней со сливами между ними, валы до 1 м, ниже прижим к
 левому берегу. За островом - валы - до 1, 5 м. На участке от порога до
 устья река разбивается на протоки. На всем протяжении до устья
 непрерывно тянутся шиверы.
 


 
 


  Р.Кара-Холь, сливаясь с двумя протоками ср.Чульча, образует р.Алаш
 (в переводе с тувинского {Голубой}). Левая протока - каменистая, в
 правой - мощная шивера, которую необходимо просмотреть по правому
 берегу. В препятствии - крутое падение, валы до 1,5 м, косые {бочки}.
 


 
 


  Ниже до пос.Кара-Холь (20 км) р.Алаш иногда разбивается на протоки с
 шиверами. Через 500 м от устья Кара-Холя - мощная шивера длиной 700,м, в
 конце которой натянут трос через реку. На протяжении следующих 3 км
 встречаются еще 5 шивер средней сложности. Ниже крупные камни, в центре
 {бочка}, валы; на выходе - крутое падение.
 


 
 


  На следующем участке (14 км) до пос.Кара-Холь (на правом берегу
 имеются почта и магазин) - полтора десятка шивер, преодолеваемых с ходу.
 


 
 


  Ниже пос.Кара-Холь р.Алаш имеет одно русло. Основные препятствия
 здесь - шиверы, на выходе из которых валы достигают 1,5 м. Долина реки
 широкая.
 


 
 


  В 7-8 км ниже пос.Кара-Холь реку пересекает мост. Отсюда долина
 Апаша сужается, горы подступают к реке, увеличивается падение. За мостом
 несколько несложных шивер.
 


 
 


  В 4-х км ниже моста за участком островов в начале плавного поворота
 порог шиверного типа, 250 м. Русло сужается до 20 м. На правом берегу
 скалы, по центру плита, прижим к левому берегу, на выходе валы - до 1,5
 м. За порогом у левого берега - мощное улово. Просмотр по правому
 берегу.
 


 
 


  На протяжении следующих 8-9 км встречаются несколько длинных шивер,
 можно идти без просмотра. В конце этого участка порог 3 к.с., валы до
 1,5 м.
 


 
 


  На следующих 17 км до пос.Кызыл-Тайга встречаются около 10 шивер
 средней сложности, не требующих просмотра.
 


 
 


  Перед пос.Кызыл-Тайга лиственные леса сменяются тополиными рощами по
 берегам. Река приобретает горно-степной характер. Места очень красивые.
 


 
 


  От пос.Кызыл-Тайга - простой участок, ниже долина сужается, река
 входит в ущелье с несколькими мощными шиверами-порогами.
 


 
 


  Наиболее интересные препятствия - порог длиной 500 м - расположен в
 8-ми км ниже начала ущелья. Ориентиры: правый поворот русла, правый
 берег - скалы, левый - пологий, на нем сараи - загоны для скота. Вход в
 порог осложнен многочисленными камнями; ниже - сливы с плит, валы до 1,5
 м. За плавным левым поворотом два прижима к правобережным скалам.
 Заканчивается ущелье перед автомобильным мостом. Ниже долина широкая,
 препятствий нет.
 


 
 


  Через 12 км долина сужается. На левом берегу на скалах - белое
 пятно. Здесь расположен радоновый источник.
 


 
 


  Через 15 мин, сплава следуют сложные шивера и порог.
 


 
 


  Затем долина реки расширяется. Отсюда до устья Апаша 15 км
 спокойного сплава. От устья Алаша по р.Хемчик до конечной точки маршрута
 - пос.Ийма - 90 км быстротока, препятствий нет. Пос.Мима связан с
 пос.Ак-Довурак автобусным сообщением.
 


 
 


  Литература: [1], [  HREF="#lit2">2], [27].
 


 
 


  К началу документа
 


 
 

 
 

р.Улуг-О (34)


 
 


  Пос.Бояровка - р.Улуг-О (от устья р.Сыымак) - р.Бий-Хем - г.Кызыл
 


 
 


  Протяженность сплава - 220 км, продолжительность - 8-10 дней,
 сезонность - июнь - август, категория сложности - 4 усл.
 


 
 


  Из г.Кызыла до пос.Бояровка (80 км) можно добраться автобусом или
 т/х {Заря}. От поселка до реки пробита дорога длиной 100 км, по которой
 могут проехать автомашины с двумя ведущими мостами (ГАЗ-66, ЗИЛ-157,
 Урал). Машину можно заказать в Бояровском колхозе или в райцентре
 Сарыг-Селе.
 


 
 


  Река Улуг-О - левый приток Бий-Хема, длина 130 км, площадь бассейна
 1918 кв. км, падение - 1321 м, средний расход води в устье 60 м3.
 Маршрут пользуется популярностью за счет небольшой протяженности и
 большой плотности препятствий. Всю реку можно разделить на три участка.
 


 
 


  1 участок: р.Сыынак - р.Кара-Сутул. Длина участка 30 км, средний
 уклон 8 м/км, расход воды 10-15 мЗ/с. Препятствия 1-2 к.с. перекаты, лес
 довольно далеко от реки (300-400 м).
 


 
 


  2 участок: р.Кара-Сутул - пор.{Чертова дюжина}. Длина участка - 49
 км, средний уклон - 12 к/км, расход воды - 30 м3/с. Препятствия 3 к.с.,
 прижимы. Время прохождения двух участков - 2-3 дня, река носит характер
 быстротока. За Урюн-Сугом, правам притоком, следует быть осторожным.
 Через 4 км первый сложный порог реки - {Чертова дюжина}. Ориентир начала
 третьего участка - малозаметный ручей справа, за ним левый поворот, за
 которым следует приставать к правому берегу для просмотра.
 


 
 


  3 участок: пор.{Чертова дюжина} - устье р.Улуг-О. Длина участка 28
 км. Средний уклон - 14-18 м/км, расход воды до 70 м3/с. Препятствия 4-5
 к.с. пороги слаломного типа, много камней в русле, река здесь зажата в
 узком труднопроходимом ущелье. Это самый сложный участок на маршруте,
 определяющий его категорийность, все препятствия следуют непрерывно друг
 за другом.
 


 
 


  Пор.{Чертова дюжина}-просмотр вдоль правого берега, характеризуется
 крутым падением и целым рядом высоких и мощных сливов, с пенными ямами.
 Проход вдоль правого берега, причаливать к любому берегу.
 


 
 


  Через 50 м следующее препятствие - {Тарелочка} - длинная и мощная
 шивера длиной 3 км, 3-4 к.с.
 


 
 


  После шиверы начинается порог {Катерина} состоящий из трех ступеней.
 {Катерина-I} - просмотр и страховка по правому берегу. В начале порога
 слева - гряда камней, справа прижим к выступающему утесу, далее
 несильная струя между обливных камней и также несильный навал на большой
 валун. Правей валуна по центру относительно чисто. В конце порога сливы
 из камней и плит. Начинать прохождение лучше под правым берегом, далее в
 центр, чалиться лучше у правого берега.
 


 
 


  {Катерина-II} - самая простая из {Катерин}, прямолинейный участок,
 200 м с мощной струей и валами.
 


 
 


  {Катерина-III} - один из наиболее сложных порогов маршрута. Начало
 перегорожено грядой камней. В них есть два прохода: по центру и правее
 центра. Оба прохода ведут к воротам шириной 4 м из двух огромных камней.
 В 10 м ниже ворот стоит {боец}, на который идет сильный навал воды. Ниже
 {бойца} от левого - берега до середины русла вправо гряда камней
 становится подводной, создавая пологий слив, еще ниже 1,5 м слив с плиты
 с пенной ямой: у левого берега слив слабее. Просмотр порога по правому
 берегу, страховка в конце порога. Наиболее оптимальная линия движения по
 центральной струе в ворота, оставить {бойца} слева, далее в центральный
 слив, чалиться к правому берегу.
 


 
 


  Через 50 м после {Катерины} четырехступенчатый порог {Демирсал} -
 препятствие 4 к.с.
 


 
 


  За плесом после 4-ой ступени {Демирсала} начицается {Рижский каскад}
 - один из сложнейших на реке, который состоит из четырех ступеней.
 Разведка по правому берегу, самые сложные 1-ая и 4-ая ступени каскада. В
 середине 1-ой ступени памятник на правом берегу, препятствие слаломного
 типа, много камней, обломков скал в русле, протяженность 200 м, сложная
 линия движения. 2-ая ступень - 200 м слалома среди огромных валунов,
 между которыми пологие сливы. З-я и 4-ая ступени - плотины из камней,
 сложность прохождения сильно зависит от уровня воды в реке.
 


 
 


  После {Рижского каскада} остаются следующие препятствия, разделенные
 короткими промежутками: порог {Аллигатор}, порог {Пропажа} (ниже устья
 р.Чедыр 300 м). Через 200 м после порога {Пропажа} двухступенчатый порог
 {Саша} - препятствие 4-5 к.с. Просмотр 1-ой ступени (более сложной) с
 левого берега, 2-ой ступени - с правого берега.
 


 
 


  Далее до впадения в р.Бий-Хем можно идти без просмотра с берега,
 река носит характер быстротока, много шивер. От устья р.Улуг-О до
 г.Кызыл 119км, препятствия отсутствуют, ходовое время 13-15 часов. На
 этом участке р.Бий-Хем судоходна.
 


 
 


  Литература: [1], [  HREF="#lit2">2], [26], [  HREF="#lit27">27], [28].
 


 
 


  К началу документа
 


 
 

 
 

р.Ка-Хем (35)


 
 


  Пос.Кунгуртуг - р.Балыктыг-Хем - р.Ка-Хем - пос.Эржей (н. - 4 к.с.,
 б. - 5 к.с., при сплаве с верховий - б., н. - 5 к.с.)
 


 
 


  Протяженность сплава - 280 км, продолжительность - 1216 дней,
 сезонность - июнь - август.
 


 
 


  Балыктыг-Хем (рыбная река) берет начало на гольцовых вершинах
 хр.Сангален в верховьях носит шиверистый характер - 3-4 к.с.
 Пос.Кунгуртуг связан регулярным авиасообщением с г.Кызыл, от аэродрома
 поселка до реки 7 км. Обычно сборку средств сплава ведут на левом
 берегу, в 400 метрах ниже обелиска погибшему геодезисту. В начале сплава
 скорость течения 45 км/час, средний расход воды 30 м3/с, препятствия
 отсутствуют, берега низкие. После впадения правого притока р.Сарыг-Эр (в
 устье изба) р.Балыктыг-Хем получает название р.Ка-Хем и резко
 поворачивает на северо-запад, прорезая горный хребет, стремительно
 набирает мощь. Появляются перекаты, шиверы с камнями.
 


 
 


  От устья р.Сарыг-Эр до устья р.Теннус час сплава. Через 4 км (30
 мин, сплава) начинается каскад порогов {Лестница} - препятствия 3 к.с.,
 всего 10 степеней, протяженность каскада 6 км. Ориентиром служит
 безлесая гора на правом берегу. После каскада { Лестница} река
 успокаивается. Преодолевает ряд поперечных хребтов и сильно петляет, за
 что этот участок реки получил название {Ка-Хемские кольца} - красивейшее
 место на реке. Слева и справа по берегам громоздятся отвесные скалы,
 течение довольно быстрое, длина участка 55 км, препятствия отсутствуют.
 


 
 


  Очередное препятствие - это Мельзейский каскад порогов, обязан своим
 названием правому притоку р.Ка-Хем - реке Мельзей. Это самый сложный

<< Пред.           стр. 316 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу