<< Пред. стр. 322 (из 787) След. >>
док), справа более пологий, проходимый для катамаранов.После слива справа стоит большая пульсирующая бочка, а
поодаль в струе - еще несколько. Проход вдоль самого
берега осложнен косыми бочками и крутыми сливами с
отрогов берега. Лучше всего зайти справа, проходя
вплотную к бочке основного слива (он остается слева), а
затем уходить влево от пульсирующей бочки в струе. (В
одной из групп в этой бочке катамаран сломало пополам,
у нас катамаран там чуть не кильнуло). В конце ступени
справа есть небольшая тераска, пригодная для стоянки.
3) Третья ступень представляет собой просто окончание
каньона, без больших валов и бочек. Через несколько
километров сплава справа дер. Гусляково и подвесной
мост, появляются хорошие места для стоянок.
От порога до Становой Убы - 1.5 чистых часа ходу.
Дорога уходит от реки. Становая Уба впадает несколькими
рукавами, разделенными галечными островами. В устье С.Убы -
хорошая стоянка, на С. Убе - место для проведения занятий по
технике и самосплаву. Для зачаливания в устье нужно заранее
подойти к правому берегу, так как сверху ее видно плоха, а
сама Уба здесь широкая.
В 1 километре ниже - остров и порог "Дурная протока". В
большую воду в правой протоке и у берегов - бочки и стояки,
по центру левой протоки порог проходится сходу (см. схему в
дневнике). Отсюда до Карагужихи около 4.5 чистых ходовых
часов сплава. Все пороги залиты водой и с трудом угадываются
по небольшим валам, за исключением пор. Пихтовый, в котором
виден слив и стояки до 1.5 метров. Много хороших стоянок, но
нужно иметь в виду, что при дожде вода быстро поднимается на
полметра - несколько групп встало у Карагужихи близко к
воде, и ночью их затопило. В 5 км выше Карагужихи на левом
берегу - зимовье с баней.
Село Карагужиха расположено на левом берегу реки. В нем
есть магазин, почта, при необходимости можно уехать. Чуть
ниже мост через реку, на правом берегу пасека и склад лесп-
ромхоза. Дальше река поворачивает направо, здесь начинаются
Большие Убинские Пороги. Чуть ниже моста, у ручья слева,
начинается дорога, по которой делается обнос всех Больших
Убинских Порогов. Хороших мест для лагеря у моста мало,
можно встать прямо возле склада леспромхоза, на правом
берегу реки под горой, либо слева у моста. (см. рисунок в
дневнике).
Обнос порогов делается по дороге, идущей от моста сна-
чала по левому берегу Убы до ручья (весной этот участок мес-
тами залит водой), затем вверх не перевал и затем вниз к
покосам и полянам на Убе ниже порогов. Длина обноса - около
6 км. Весной дорога вверх освещена солнцем и довольно сухая,
за перевалом лежит много снега, дорога местами под снегом, а
местами залита грязью и ручьями. Обнос неразобранных судов
занимает (челноком) целый день, путь налегке - около 1.5
часа.
Прохождение больших порогов сильно зависит от воды. Это
каньон длиной около 8 км, с лесистыми склонами, множеством
камней и сливов в русле. Мы пришли туда после дождей в
самый паводок (по рассказам местных, такого не было уже
много лет), и после просмотра первой шиверы все стало ясно.
По рассказам встреченных туристов, которые переправлялись на
катамаране через Белопорожную Убу, в пороге при них кильнуло
6-ти метровый плот, и все обносят основные ступени по кустам
правого берега, на что уходит целый день.
От моста вниз по правому берегу идет дорога. С нее
можно осмотреть первую ступень Больших Порогов (шиверу). В
большую воду это - мутный поток, в котором вздымаются беспо-
рядочные стояки. Чалка проблематична. Кончается у устья
большого правого притока - Белопорожной Убы. Дорога уходит
по Белопорожной Убе вверх, моста нет, так что дальше прос-
мотреть пороги отсюда нельзя.
К порогам можно подняться по левому берегу от конца
обноса, что мы и сделали. Путь по кустам и то пропадающей,
то появляющейся тропе до ключевой 2-й ступени занимает около
2 с половиной часов. Зрелище впечатляет - слева стоит огром-
ная бочка, справа не меньшего размера пульсирующие валы. 3-я
ступень немногим проще - валы и бочки на основной струе явно
непроходимы, а возможность их обойти сомнительна. Группа на
другом берегу проходила последнюю (4-ю) ступень на разгру-
женных судах, явно обнеся основные сливы 2-й ступени.
После БУП основные препятствия кончаются, по берегам
появляются поселки, луга, выпасы; горы понижаются. До р.
Зимиха (Л) 4 часа сплава, отсюда около 6 часов сплава до
пос. Верх. Убинка. После впадения Осиновки (П) горы понижа-
ются, по берегам начинаются степные участки. На этом участке
(последние 12 км перед В. Убинкой) хороших мест для стоянки
мало. После впадения р. М. Убинка (Л) через реку натянут
трос с приспособлением для переправы, затем слева пионерла-
герь и полуразвалившаяся база отдыха. Здесь нужно идти
левыми протоками, чтобы не проскочить мимо В. Убинки. Идти
нужно осторожно, так как возможны завалы. После поворота
реки на запад слева лесная база, а затем, за горой, пос. В.
Убинка. Летом можно остановитьсяя в роще напротив поселка,
весной она затоплена и отрезана от него протокой. Можно
встать перед горой и заказать в В. Убинке автобус для
группы.
===============================================================
FILE: uba1.txt
РЕКИ БЕЛАЯ УБА И УБА
Протяженность сплава - 250 км, продолжительность - 8 - 10
дней. Сезонность июнь - август. Категория сложности - 3.
Уба, правый приток Иртыша, образуется от слияния Черной и
Белой Убы. Верховья ее с северо-востока и с запада сжаты
Тигирецким, Коксуйским и Убинским хребтами.
В поселок Поперечное на белой Убе, исходную точку сплава,
ходят рейсовые автобусы из Лениногорска. Сюда можно доехать и
попутной машиной. В Поперечном - почта и магазин.
Белая Уба от поселка до устья - неширокая (до 20 м),
извилистая. Долина ее, окаймленная горами, покрыта лесом с
преобладанием ели и лиственницы. Местами русло ее расширяется и
река распадается на протоки. Многие из них, особенно на
протяжении первых 10 - 15 км сплава, почти полностью
перегорожены снесенными деревьями. Река имеет характер быстрины
с частыми перекатами, в русле одиночные камни. Наибольшую
опасность представляет навал воды на кустарник или поваленные
деревья по берегам в местах крутых поворотов реки.
У поселка 8-е Марта Белая Уба сливается с Черной. Река
становится шире, полноводнее, но русло по-прежнему извилистое,
берега большей частью скалистые. Основные препятствия Убы
начинаются порогом Сучья Дыра. Он расположен после несложной
шиверы, которая в конце разбивается на две протоки невысоким
скальным островом красноватого оттенка, резко отличного по
цвету от окружающих берегов. Остров - ориентир начала порога.
Река входит в узкий скальный коридор длиной около 1 км, в
некоторых местах почти сплошь перекрытый островками коренных
пород и скоплениями камней. Необходима тщательная разведка.
Сразу после впадения справа крупного притока - Становой
Убы находится порог Дурная протока. Уба длинным островом
делится на протоки: правая - мелкая, каменистая, в левой -
несколько больших валунов и скальных плит подпруживают реку и
вода падает с них уступами. Разведка порога - по левому берегу.
До села Пахотного Уба преодолевает еще два порога - Алтарь
и Полати, напоминающие шиверы с крупными камнями в русле. В
пороге Алтарь в большую воду может оказаться опасным прижим к
скале левого берега. В 10 км ниже Пахотного, в устье реки
Граматушки, - Пихтовский порог длиной 300 - 400 м, который
начинается и оканчивается шиверами, между ними несколько
ступенек со сливами. Шиверу "Сакмаринскую" в устье одноименной
речки можно преодолевать с ходу по центру.
В 10 км от "Сакмаринской" - крупное село Карагужиха с
почтой, больницей и магазинами. Сразу за Карагужихой идут
Большие Убинские Пороги ( БУП ) длиной 6 - 8 км, начинающиеся
мощной шиверой с валами до 1. 5 м. В русле множество огромных
валунов. Шивера тянется 2 - 3 км до впадения круп- ного правого
притока - Белопорожной Убы. Ниже ее устья берега Убы постепенно
превращаются в отвесные скалы, река сжимается до 15 - 20
метров, а в некоторых местах - до 10 метров. В сужениях -
мощные, 1. 5-метровые сливы с высокими валами за ними.
Постепенно сливы становятся слабее, и в конце пороги
сравнительно легко преодолеваются даже на байдарках.
За большими порогами долина Убы расширяется до 1 - 2 км,
горы понижаются. До села Верхубинки на реке лишь несложные
шиверы. Лес постепенно пропадает, по берегам - редкий
кустарник. Ниже Верхубинки - препятствий на реке нет, она
успокаивается, разбивается на длинные, иногда по нескольку
километров длиной, рукава.
Сплав заканчивается у железнодорожной станции Шемонаиха,
откуда можно выехать в Усть-Каменогорск.
===============================================================
FILE: chulbash.txt
Чулышман-Башкаус-95
Date: Mon, 18 Dec 1995 12: 40: 50 +0300 (MSK)
From: "Veles-data"
День добрый.
Посылаю фривольный дневник по походу этого года, по Алтаю, по
рекам Чулышман-Башкаус, группы под руководством Власова В.
Может сгодиться для библиотеки? А то Алтай практически не
представлен в ней.
Васильев Александр ¦ mailto:grey@v-data.msk.ru
См. так же "Чулышман-Башкаус Дневник А.Ершова 1995 ( 16k) ¦ chulbas2.txt
---------------------------------------------------------------
Поход наш начинался традиционно - на Казанском вокзале.
Под радостные крики провожающих и слезы проводниц загрузились в
паровоз, правда, часть груза пришлось выгрузить и сдать в
вагон-камеру хранения, это значительно увеличило обитаемость
наших купе, так как в двух купе хотели разместить: три четверки
с рамами, запас продуктов на 40 дней на 14 человек, 28 весел,
личное барахло и прочие. При погрузке использовали ноу-хау -
открыли окно запасного выхода напротив купе. Это и позволило в
считанные минуты забить купе под потолок, а когда обиженные
проводницы (их забыли пригласить на презентацию ноу-хау)
вызвали ОМОН, мы за то же время с его помощью разгрузились и
восстановили целостность запастного выхода. С опозданием в
полтора часа (мы в этом не виноваты) поезд покинул Москву.
Поездных ощущений не осталось. Было только одно светлое
пятно: на второй день до нас дошло, что поезд идет два дня, а
не три дня, как мы по привычке (поездки в Бишкек) настроились.
В Барнауле нас встречали: экипаж одной четверки,
прилетевший самолетом, и группа Климова, с которой собирались
вместе забрасываться - 8 человек, жены, дети и собака; они
планировали сплав на плоту по Чулышману, идя паралельно, со
взаимостраховкой, Язулинский каньон и Шавлинское ущелье. Все
вместе стали ожидать поезда с Урала, на котором приехала наша
двойка. Попутная машина - "Камаз" с тремя ведущими мостами
стояла под погрузкой. Загрузившись, выехали в Бийск. В Бийске
на автобазе проторчали с 12 до 17, оформляли документы,
перегружались в другой "Камаз", при этом таинственно исчезла
удочка. В пять вечера тронулись дальше. Двадцать два человека и
собака расположились каждый со своей степенью комфортности
поверх рюкзаков, рам, баллонов плота в достаточно небольшом
кунге, частично загруженном запасными колесами и всевозможным
инструментом. Впереди было 500 километров Чуйского тракта и 70
километров болот и перевалов по бездорожью.
Около четырех часов утра доехали до Акташа, дальше надо
сворачивать на Усть-Улаган, проконсультироваться по этому
поводу было не у кого. Водитель попросил тайм-аут на пару
часов. Половина состава позавтракала, другая - вольгоно
устроившись в кунге, попыталась отоспаться, опровергая истину,
что лучше переесть, чем недоспать. С рассветом поехали дальше.
В девять были в Усть-Улагане, оставили на почте посылки с
продуктами на Башкаус, адресовав их самим себе. С собой взяли
продуктов на 18 дней. В Саратане нашли проводника и поехали на
Язулу. Медленно, форсируя различные водные преграды,
переодически вытряхивая нас из кунга на пешие прогулки по особо
достойным местам, "Камаз" прополз 20 км. Решив, что с него
довольно, окопался всеми тремя мостами в болоте. Отсутствие
лебедки сыграло плохую роль, как назло в 20 метрах впереди
стояла толстая лиственница.
Двадцать человек, под дождем, всеми возможными способами
пытались до вечера стронуть с места машину. Поставили лагерь,
заночевали. Утром послали гонцов за трактором в Саратан и
продолжили изыскательские работы в нашем болоте. Прорыли тунель
под машиной, затащили бревно, привязали его плотовой чалкой к
передним колесам. Настелили гать между колесами и сзади машины,
окопали задние мосты, бревном как рычагом приподняли передок и
"Камаз", хорошо отдохнув за сутки, выполз из своего убежища. А
через полчаса приехал трактор. Трактор остался у большого
болота, чтобы подстраховать "Камаз" на обратной дороге.
Перехали перевал; на спуске, штурмуя крутой берег ручья, машина
застряла в очередной раз, но мастерство не пропьешь: за час 22
человека одной лопатою вызволили автомобиль из плена, успев
накопать золотого корня в ручье. Меж тем темнело, впереди на
чулышманщине бушевала гроза, сверкали молнии. Залезли на второй
перевал в долину соседнего притока и в полнейшей темноте начали
спуск к реке по серпантину. Перепад высот около километра.
Водитель выгнал нас из машины и погнал впереди в свете фар.
Вскоре идущие первыми уткнулись в лиственницу (0.7 м в
диаметре), лежащую поперек пути - пропилили проезд. Через час
погулки увидели цель - Чулышман. У моста остановились,
заночевали. С утра продолжили свое поступательное движение к
началу Язулинского каньона. К обеду добрались до кордона, здесь
мы расстались с "Камазом", с которым успели сродниться за
четыре дня дороги, дальше пешком два километра до места
стапеля. Весь следующий день продолжался стапель.
29 июля 1995 начался сплав. Вода высокая - 45-60 м/с по
разным оценкам. До "Чертова моста" шли сходу тандемами. Первым
порог пошел адмирал (К-1), первый слив (1.5 м) прошли
нормально, из второго (3.5м) вышли на кормовой свече, потеряв
одного человека. В болоте за сливом подобрали потерявшегося и
встали на страховку. Настала наша очередь (К-2). На заходе
зацепили камень, в первый слив упали кормой, вышли на свече,
развернулись, разогнались, но это не спасло. Кат, упав с
вертикального слива, постоял на носах несколько секунд и
перевернулся. Трое зачались с катом, одного подобрал К-1. Через
полчаса пошла двойка, (К-4), иллюзий ни у кого не было , даже у
экипажа - после киля самостоятельно поставили кат на ровный
киль и зачалились. Ждали самую маленькую четверку (К-3), но они
обманули всех, кильнулись и вылезли на камень не доходя сливов,
туда угодил только один член экипажа и кат, их забрала
страховка. Троих по очереди сняли с камня "маятником"
непосредственно над сливом. После приключений на воде началась
тупая работа по переноске и установке лагеря ниже на 4 км.
С утра перенесли лагерь еще на 3 км, после обеда пошли на
сплав, но после киля К-1 ( V>3тонн) в прижиме простого порога
"Серп" решили устроить полудневку.
На следующие дни шли в таком же режиме сплав, перенос
лагеря или наоборот. Сплав перемежался килями и обносами. В
пороге "Камень с дыркой" легла двойка (К-4), в номерном пороге
перед "Винтом" кильнулся К-4. Обносили всеми судами: "Три
Вовы", "Затычку"и "Винт". В "Трех Вовах" нас порадовал плотик
дружественной нам команды Климова - лег на счет раз-два, не
смотря на свои восемь тонн водоизмещения. На счет три-четыре мы
опутали плотик и экипаж пятью "морковками", дабы не дать им
возможность слинять в "Затычку". Поставив плот на ровный киль и
перекурив это дело, плот пошел "Затычку". Сбросив с затворного
камня вправо, судно впечатало в прижим под отрицаловку, где оно
и находилось больше десяти минут. Экипаж сначало мужественно
боролся, но прижиму это было индиферентно, затем собрался в
центре плота, покурил, подумал, и с ужасными криками, запугав
прижим до смерти, упираясь в скалу всем, что под руки попалось,
пропихался до чистой струи. В "Винте" климовцев уже не тянуло
на подвиги, и они с нашей помощью обнесли этот порог.
Четвертого августа мы закончили прохождение Язулинского
каньона.
Пятого августа сходу прошли Шавлинское ущелье, раскатка
позволяла это делать, просматривали только заход "Кульминации",