<< Пред.           стр. 322 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  док), справа более пологий, проходимый для катамаранов.
  После слива справа стоит большая пульсирующая бочка, а
  поодаль в струе - еще несколько. Проход вдоль самого
  берега осложнен косыми бочками и крутыми сливами с
  отрогов берега. Лучше всего зайти справа, проходя
  вплотную к бочке основного слива (он остается слева), а
  затем уходить влево от пульсирующей бочки в струе. (В
  одной из групп в этой бочке катамаран сломало пополам,
  у нас катамаран там чуть не кильнуло). В конце ступени
  справа есть небольшая тераска, пригодная для стоянки.
 
 3) Третья ступень представляет собой просто окончание
  каньона, без больших валов и бочек. Через несколько
  километров сплава справа дер. Гусляково и подвесной
  мост, появляются хорошие места для стоянок.
 
  От порога до Становой Убы - 1.5 чистых часа ходу.
 Дорога уходит от реки. Становая Уба впадает несколькими
 рукавами, разделенными галечными островами. В устье С.Убы -
 хорошая стоянка, на С. Убе - место для проведения занятий по
 технике и самосплаву. Для зачаливания в устье нужно заранее
 подойти к правому берегу, так как сверху ее видно плоха, а
 сама Уба здесь широкая.
 
  В 1 километре ниже - остров и порог "Дурная протока". В
 большую воду в правой протоке и у берегов - бочки и стояки,
 по центру левой протоки порог проходится сходу (см. схему в
 дневнике). Отсюда до Карагужихи около 4.5 чистых ходовых
 часов сплава. Все пороги залиты водой и с трудом угадываются
 по небольшим валам, за исключением пор. Пихтовый, в котором
 виден слив и стояки до 1.5 метров. Много хороших стоянок, но
 нужно иметь в виду, что при дожде вода быстро поднимается на
 полметра - несколько групп встало у Карагужихи близко к
 воде, и ночью их затопило. В 5 км выше Карагужихи на левом
 берегу - зимовье с баней.
 
  Село Карагужиха расположено на левом берегу реки. В нем
 есть магазин, почта, при необходимости можно уехать. Чуть
 ниже мост через реку, на правом берегу пасека и склад лесп-
 ромхоза. Дальше река поворачивает направо, здесь начинаются
 Большие Убинские Пороги. Чуть ниже моста, у ручья слева,
 начинается дорога, по которой делается обнос всех Больших
 Убинских Порогов. Хороших мест для лагеря у моста мало,
 можно встать прямо возле склада леспромхоза, на правом
 берегу реки под горой, либо слева у моста. (см. рисунок в
 дневнике).
 
  Обнос порогов делается по дороге, идущей от моста сна-
 чала по левому берегу Убы до ручья (весной этот участок мес-
 тами залит водой), затем вверх не перевал и затем вниз к
 покосам и полянам на Убе ниже порогов. Длина обноса - около
 6 км. Весной дорога вверх освещена солнцем и довольно сухая,
 за перевалом лежит много снега, дорога местами под снегом, а
 местами залита грязью и ручьями. Обнос неразобранных судов
 занимает (челноком) целый день, путь налегке - около 1.5
 часа.
 
  Прохождение больших порогов сильно зависит от воды. Это
 каньон длиной около 8 км, с лесистыми склонами, множеством
 камней и сливов в русле. Мы пришли туда после дождей в
 самый паводок (по рассказам местных, такого не было уже
 много лет), и после просмотра первой шиверы все стало ясно.
 По рассказам встреченных туристов, которые переправлялись на
 катамаране через Белопорожную Убу, в пороге при них кильнуло
 6-ти метровый плот, и все обносят основные ступени по кустам
 правого берега, на что уходит целый день.
 
  От моста вниз по правому берегу идет дорога. С нее
 можно осмотреть первую ступень Больших Порогов (шиверу). В
 большую воду это - мутный поток, в котором вздымаются беспо-
 рядочные стояки. Чалка проблематична. Кончается у устья
 большого правого притока - Белопорожной Убы. Дорога уходит
 по Белопорожной Убе вверх, моста нет, так что дальше прос-
 мотреть пороги отсюда нельзя.
 
  К порогам можно подняться по левому берегу от конца
 обноса, что мы и сделали. Путь по кустам и то пропадающей,
 то появляющейся тропе до ключевой 2-й ступени занимает около
 2 с половиной часов. Зрелище впечатляет - слева стоит огром-
 ная бочка, справа не меньшего размера пульсирующие валы. 3-я
 ступень немногим проще - валы и бочки на основной струе явно
 непроходимы, а возможность их обойти сомнительна. Группа на
 другом берегу проходила последнюю (4-ю) ступень на разгру-
 женных судах, явно обнеся основные сливы 2-й ступени.
 
  После БУП основные препятствия кончаются, по берегам
 появляются поселки, луга, выпасы; горы понижаются. До р.
 Зимиха (Л) 4 часа сплава, отсюда около 6 часов сплава до
 пос. Верх. Убинка. После впадения Осиновки (П) горы понижа-
 ются, по берегам начинаются степные участки. На этом участке
 (последние 12 км перед В. Убинкой) хороших мест для стоянки
 мало. После впадения р. М. Убинка (Л) через реку натянут
 трос с приспособлением для переправы, затем слева пионерла-
 герь и полуразвалившаяся база отдыха. Здесь нужно идти
 левыми протоками, чтобы не проскочить мимо В. Убинки. Идти
 нужно осторожно, так как возможны завалы. После поворота
 реки на запад слева лесная база, а затем, за горой, пос. В.
 Убинка. Летом можно остановитьсяя в роще напротив поселка,
 весной она затоплена и отрезана от него протокой. Можно
 встать перед горой и заказать в В. Убинке автобус для
 группы.
 
 ===============================================================
  FILE: uba1.txt
  РЕКИ БЕЛАЯ УБА И УБА
 
  Протяженность сплава - 250 км, продолжительность - 8 - 10
 дней. Сезонность июнь - август. Категория сложности - 3.
  Уба, правый приток Иртыша, образуется от слияния Черной и
 Белой Убы. Верховья ее с северо-востока и с запада сжаты
 Тигирецким, Коксуйским и Убинским хребтами.
  В поселок Поперечное на белой Убе, исходную точку сплава,
 ходят рейсовые автобусы из Лениногорска. Сюда можно доехать и
 попутной машиной. В Поперечном - почта и магазин.
  Белая Уба от поселка до устья - неширокая (до 20 м),
 извилистая. Долина ее, окаймленная горами, покрыта лесом с
 преобладанием ели и лиственницы. Местами русло ее расширяется и
 река распадается на протоки. Многие из них, особенно на
 протяжении первых 10 - 15 км сплава, почти полностью
 перегорожены снесенными деревьями. Река имеет характер быстрины
 с частыми перекатами, в русле одиночные камни. Наибольшую
 опасность представляет навал воды на кустарник или поваленные
 деревья по берегам в местах крутых поворотов реки.
  У поселка 8-е Марта Белая Уба сливается с Черной. Река
 становится шире, полноводнее, но русло по-прежнему извилистое,
 берега большей частью скалистые. Основные препятствия Убы
 начинаются порогом Сучья Дыра. Он расположен после несложной
 шиверы, которая в конце разбивается на две протоки невысоким
 скальным островом красноватого оттенка, резко отличного по
 цвету от окружающих берегов. Остров - ориентир начала порога.
 Река входит в узкий скальный коридор длиной около 1 км, в
 некоторых местах почти сплошь перекрытый островками коренных
 пород и скоплениями камней. Необходима тщательная разведка.
  Сразу после впадения справа крупного притока - Становой
 Убы находится порог Дурная протока. Уба длинным островом
 делится на протоки: правая - мелкая, каменистая, в левой -
 несколько больших валунов и скальных плит подпруживают реку и
 вода падает с них уступами. Разведка порога - по левому берегу.
 
  До села Пахотного Уба преодолевает еще два порога - Алтарь
 и Полати, напоминающие шиверы с крупными камнями в русле. В
 пороге Алтарь в большую воду может оказаться опасным прижим к
 скале левого берега. В 10 км ниже Пахотного, в устье реки
 Граматушки, - Пихтовский порог длиной 300 - 400 м, который
 начинается и оканчивается шиверами, между ними несколько
 ступенек со сливами. Шиверу "Сакмаринскую" в устье одноименной
 речки можно преодолевать с ходу по центру.
  В 10 км от "Сакмаринской" - крупное село Карагужиха с
 почтой, больницей и магазинами. Сразу за Карагужихой идут
 Большие Убинские Пороги ( БУП ) длиной 6 - 8 км, начинающиеся
 мощной шиверой с валами до 1. 5 м. В русле множество огромных
 валунов. Шивера тянется 2 - 3 км до впадения круп- ного правого
 притока - Белопорожной Убы. Ниже ее устья берега Убы постепенно
 превращаются в отвесные скалы, река сжимается до 15 - 20
 метров, а в некоторых местах - до 10 метров. В сужениях -
 мощные, 1. 5-метровые сливы с высокими валами за ними.
 Постепенно сливы становятся слабее, и в конце пороги
 сравнительно легко преодолеваются даже на байдарках.
  За большими порогами долина Убы расширяется до 1 - 2 км,
 горы понижаются. До села Верхубинки на реке лишь несложные
 шиверы. Лес постепенно пропадает, по берегам - редкий
 кустарник. Ниже Верхубинки - препятствий на реке нет, она
 успокаивается, разбивается на длинные, иногда по нескольку
 километров длиной, рукава.
  Сплав заканчивается у железнодорожной станции Шемонаиха,
 откуда можно выехать в Усть-Каменогорск.
 ===============================================================
  FILE: chulbash.txt
  Чулышман-Башкаус-95
 
 Date: Mon, 18 Dec 1995 12: 40: 50 +0300 (MSK)
 From: "Veles-data"
 
  День добрый.
  Посылаю фривольный дневник по походу этого года, по Алтаю, по
 рекам Чулышман-Башкаус, группы под руководством Власова В.
  Может сгодиться для библиотеки? А то Алтай практически не
 представлен в ней.
 
  Васильев Александр ¦ mailto:grey@v-data.msk.ru
 
 См. так же "Чулышман-Башкаус Дневник А.Ершова 1995 ( 16k) ¦ chulbas2.txt
 ---------------------------------------------------------------
 
  Поход наш начинался традиционно - на Казанском вокзале.
 Под радостные крики провожающих и слезы проводниц загрузились в
 паровоз, правда, часть груза пришлось выгрузить и сдать в
 вагон-камеру хранения, это значительно увеличило обитаемость
 наших купе, так как в двух купе хотели разместить: три четверки
 с рамами, запас продуктов на 40 дней на 14 человек, 28 весел,
 личное барахло и прочие. При погрузке использовали ноу-хау -
 открыли окно запасного выхода напротив купе. Это и позволило в
 считанные минуты забить купе под потолок, а когда обиженные
 проводницы (их забыли пригласить на презентацию ноу-хау)
 вызвали ОМОН, мы за то же время с его помощью разгрузились и
 восстановили целостность запастного выхода. С опозданием в
 полтора часа (мы в этом не виноваты) поезд покинул Москву.
  Поездных ощущений не осталось. Было только одно светлое
 пятно: на второй день до нас дошло, что поезд идет два дня, а
 не три дня, как мы по привычке (поездки в Бишкек) настроились.
  В Барнауле нас встречали: экипаж одной четверки,
 прилетевший самолетом, и группа Климова, с которой собирались
 вместе забрасываться - 8 человек, жены, дети и собака; они
 планировали сплав на плоту по Чулышману, идя паралельно, со
 взаимостраховкой, Язулинский каньон и Шавлинское ущелье. Все
 вместе стали ожидать поезда с Урала, на котором приехала наша
 двойка. Попутная машина - "Камаз" с тремя ведущими мостами
 стояла под погрузкой. Загрузившись, выехали в Бийск. В Бийске
 на автобазе проторчали с 12 до 17, оформляли документы,
 перегружались в другой "Камаз", при этом таинственно исчезла
 удочка. В пять вечера тронулись дальше. Двадцать два человека и
 собака расположились каждый со своей степенью комфортности
 поверх рюкзаков, рам, баллонов плота в достаточно небольшом
 кунге, частично загруженном запасными колесами и всевозможным
 инструментом. Впереди было 500 километров Чуйского тракта и 70
 километров болот и перевалов по бездорожью.
  Около четырех часов утра доехали до Акташа, дальше надо
 сворачивать на Усть-Улаган, проконсультироваться по этому
 поводу было не у кого. Водитель попросил тайм-аут на пару
 часов. Половина состава позавтракала, другая - вольгоно
 устроившись в кунге, попыталась отоспаться, опровергая истину,
 что лучше переесть, чем недоспать. С рассветом поехали дальше.
 
  В девять были в Усть-Улагане, оставили на почте посылки с
 продуктами на Башкаус, адресовав их самим себе. С собой взяли
 продуктов на 18 дней. В Саратане нашли проводника и поехали на
 Язулу. Медленно, форсируя различные водные преграды,
 переодически вытряхивая нас из кунга на пешие прогулки по особо
 достойным местам, "Камаз" прополз 20 км. Решив, что с него
 довольно, окопался всеми тремя мостами в болоте. Отсутствие
 лебедки сыграло плохую роль, как назло в 20 метрах впереди
 стояла толстая лиственница.
  Двадцать человек, под дождем, всеми возможными способами
 пытались до вечера стронуть с места машину. Поставили лагерь,
 заночевали. Утром послали гонцов за трактором в Саратан и
 продолжили изыскательские работы в нашем болоте. Прорыли тунель
 под машиной, затащили бревно, привязали его плотовой чалкой к
 передним колесам. Настелили гать между колесами и сзади машины,
 окопали задние мосты, бревном как рычагом приподняли передок и
 "Камаз", хорошо отдохнув за сутки, выполз из своего убежища. А
 через полчаса приехал трактор. Трактор остался у большого
 болота, чтобы подстраховать "Камаз" на обратной дороге.
 Перехали перевал; на спуске, штурмуя крутой берег ручья, машина
 застряла в очередной раз, но мастерство не пропьешь: за час 22
 человека одной лопатою вызволили автомобиль из плена, успев
 накопать золотого корня в ручье. Меж тем темнело, впереди на
 чулышманщине бушевала гроза, сверкали молнии. Залезли на второй
 перевал в долину соседнего притока и в полнейшей темноте начали
 спуск к реке по серпантину. Перепад высот около километра.
 Водитель выгнал нас из машины и погнал впереди в свете фар.
 Вскоре идущие первыми уткнулись в лиственницу (0.7 м в
 диаметре), лежащую поперек пути - пропилили проезд. Через час
 погулки увидели цель - Чулышман. У моста остановились,
 заночевали. С утра продолжили свое поступательное движение к
 началу Язулинского каньона. К обеду добрались до кордона, здесь
 мы расстались с "Камазом", с которым успели сродниться за
 четыре дня дороги, дальше пешком два километра до места
 стапеля. Весь следующий день продолжался стапель.
  29 июля 1995 начался сплав. Вода высокая - 45-60 м/с по
 разным оценкам. До "Чертова моста" шли сходу тандемами. Первым
 порог пошел адмирал (К-1), первый слив (1.5 м) прошли
 нормально, из второго (3.5м) вышли на кормовой свече, потеряв
 одного человека. В болоте за сливом подобрали потерявшегося и
 встали на страховку. Настала наша очередь (К-2). На заходе
 зацепили камень, в первый слив упали кормой, вышли на свече,
 развернулись, разогнались, но это не спасло. Кат, упав с
 вертикального слива, постоял на носах несколько секунд и
 перевернулся. Трое зачались с катом, одного подобрал К-1. Через
 полчаса пошла двойка, (К-4), иллюзий ни у кого не было , даже у
 экипажа - после киля самостоятельно поставили кат на ровный
 киль и зачалились. Ждали самую маленькую четверку (К-3), но они
 обманули всех, кильнулись и вылезли на камень не доходя сливов,
 туда угодил только один член экипажа и кат, их забрала
 страховка. Троих по очереди сняли с камня "маятником"
 непосредственно над сливом. После приключений на воде началась
 тупая работа по переноске и установке лагеря ниже на 4 км.
  С утра перенесли лагерь еще на 3 км, после обеда пошли на
 сплав, но после киля К-1 ( V>3тонн) в прижиме простого порога
 "Серп" решили устроить полудневку.
  На следующие дни шли в таком же режиме сплав, перенос
 лагеря или наоборот. Сплав перемежался килями и обносами. В
 пороге "Камень с дыркой" легла двойка (К-4), в номерном пороге
 перед "Винтом" кильнулся К-4. Обносили всеми судами: "Три
 Вовы", "Затычку"и "Винт". В "Трех Вовах" нас порадовал плотик
 дружественной нам команды Климова - лег на счет раз-два, не
 смотря на свои восемь тонн водоизмещения. На счет три-четыре мы
 опутали плотик и экипаж пятью "морковками", дабы не дать им
 возможность слинять в "Затычку". Поставив плот на ровный киль и
 перекурив это дело, плот пошел "Затычку". Сбросив с затворного
 камня вправо, судно впечатало в прижим под отрицаловку, где оно
 и находилось больше десяти минут. Экипаж сначало мужественно
 боролся, но прижиму это было индиферентно, затем собрался в
 центре плота, покурил, подумал, и с ужасными криками, запугав
 прижим до смерти, упираясь в скалу всем, что под руки попалось,
 пропихался до чистой струи. В "Винте" климовцев уже не тянуло
 на подвиги, и они с нашей помощью обнесли этот порог.
 Четвертого августа мы закончили прохождение Язулинского
 каньона.
  Пятого августа сходу прошли Шавлинское ущелье, раскатка
 позволяла это делать, просматривали только заход "Кульминации",

<< Пред.           стр. 322 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу