<< Пред.           стр. 327 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
118(РС). Порог "Ворота". Сложный. Разведка с левого берега. Образован двумя большими скальными обломками, перегораживающими реку. Единственный проход у левого берега. На скальные выходы мощный навал.
 
При прохождении катамаран-4 прижало к скале. Выручили большой объем судна и правильные действия экипажа. У вильнюсцев, по их рассказам, один из катамаранов потерпел крупную аварию. Рама была сломана, гондолы и экипаж проскочили сквозь узкую (менее 1м) подводную щель между двумя обломками.
 
119-123. Шиверы средней сложности.
 
124. Порог средней сложности. В центре русла два больших камня, слева от них группа более мелкий камней.
 
125. Шивера.
 
126(РС). Порог "Туданский", сложный и мощный. Вход в порог разделен двумя крупными скальными обломками на три части. Большая часть воды левого прохода попадает в скальный карман у левого берега. Средний слив прямой, высотой до 1м. Правый проход маловодный. Далее после 50м быстротока слив через большую обливную плиту. Перед сливом - прижим к скальному обломку справа. Ниже идет цепочка мощных валов и бочек до конца порога.
 
После просмотра выставили видеооператора на скале левого берега. Шли на заходе центральным проходом.
 
127. Шивера средней сложности.
 
128(РС). Порог "Коварный". Вход в порог перегорожен грядой больших валунов. В центре - сильный навал. Правее - мощный косой слив. Далее 50м спокойной воды, еще один мощный слив, навал на гряду камней от левого берега, цепочка мощных валов. На выходе узкие косые ворота из двух обливных камней.
 
129. Мощная шивера средней сложности.
 
130-131. "Итыкайские шиверы". На заходе - большое количество надводных и подводных камней по всей ширине русла. Мощные валы, бочки, навалы на камни.
 
Далее на протяжении 5км цепочка постепенно упрощающихся шивер. Справа впадает р.Чульча. Отсюда до Телецкого озера около 30км. После п.Коо течение очень слабое, приходится идти на веслах.
 
 

 

Определяющие препятствия на маршруте.


 
 


 

1.пор.44 "Чертов мост"6 к.с.30мдве ступени 1.5м и 3мкм2 и км4
 2.пор.49 "Оборотень"6 к.с.30мгабаритные непроходыкм2
 3.пор.53 "Большие глыбы"6 к.с.100мслалом среди глыбкм2 и км4
 4.пор.58 "Три вовы"6 к.с.3мводопадный слив 5мкм2 и км4
 5.пор.59 "Затычка"6 к.с.50мсм.лоциюкм2 и км4
 6.пор.66 "Винт"6 к.с.50мсм.лоциюкм4
 7.пор.71 "Марья Ивановна"5 к.с.150мгабаритные непроходыкм2 и км4
 8.пор.114 "Каша"6 к.с.2кмКашакм2 и км4
 
NВид препятствияК.с.ДлинаХарактер препятствияКем пройдены
 

 

 

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.


 Выше нами уже изложены варианты, рассматриваемые нами при подготовке к походу.
 Однако, выбрав в качестве сплавной р.Чулышман мы запасных вариантов более
 себе не оставили. С чем это связано? Начнем с того, что если бы что-то
 случилось в Язулинском каньоне, вернуться в цивилизацию быстрее всего
 можно было бы тем же путем, каким мы туда попали, т.е. пос.Язула-
 пос.Саратан-пос.Усть-Улаган-г.Горно-Алтайск. Если что-то произошло бы,
 допустим, в пор.Каша или ниже, то выбираться с маршрута явно выгоднее
 со всех точек зрения в пос.Балыкча и далее варианты: через Телецкое озеро,
 где сейчас суда плавают от случая к случаю, либо по дороге
 пос.Балыкча-пос.Усть-Улаган-г.Горно-Алтайск. Если же что-то
 происходит в других точках, то нужно выбирать куда ближе, тем более, что
 практически везде вдоль реки есть конные набитые тропы, а после Туданских
 порогов и автодорога.
 

 

Итоги, выводы и рекомендации.


 Основным итогом похода явилось продолжение традиции нашей группы,
 заключающейся в максимально возможно полном, безаварийном прохождении
 сложных рек. По нашим сведениям Чулышман еще никому не позволял пройти все
 имеющиеся на нем препятствия.


 Однако, начав сплав от "Солдатского моста" в начале Язулинского каньона,
 мы действительно прошли все препятствия (красиво или коряво, кому как
 покажется) на катамаране-двойке и на катамаране-четверке, исключая 40
 метров заходной части порога 66, где варианта прохождения заходной части с
 попаданием в основной слив на ровном килю с вероятностью более 50 % нами не
 было найдено.


 В этом походе сложилась группа, опыт которой позволил преодолевать многие
 препятствия без разведки, тем более, что их характер был знаком двум
 участникам по 1991г. Поэтому мы хотим особенно обратить внимание на только
 кажущуюся по нашему описанию простоту прохождения реки, и рекомендуем всем
 использующим наш отчет требовательнее отнестись к формированию группы и
 серьезнее к препятствиям на реке. Сплав по р.Чулышман с прохождением
 Язулинского каньона не должен быть первой "шестеркой" для большинства
 участников похода.


 В настоящих непростых экономических условиях было доказано, в первую
 очередь самим себе, что туризм в России еще жив, группы продолжают ходить
 в походы не только в ближнее Подмосковье и Карелию, но и в довольно
 удаленные уголки нашей страны. Продолжает крепнуть дружба с группами
 из различных районов бывшего Союза. На реке встретились группы из Вильнюса,
 Волгограда, Новокузнецка и Москвы.


 Возможность серьезных прохождений на каяках и каноэ на Чулышмане показали
 москвичи О.Головкин и Н.Плеханов. Ими впервые были пройдены на малых
 судах многие препятствия Чулышмана, включая "Чертов Мост" и "Кашу".


 Чулышман и его притоки хранят еще много прекрасных мгновений для еще
 многих групп туристов из различных частей нашего,в общем-то небольшого,
 земного шарика.