<< Пред. стр. 329 (из 787) След. >>
Вчера мы действительно проехали практически все порогиШавлинского ущелья. Проехали как я теперь понимаю, просто на
грани фола. Слава Богу, что все обошлось. За поворотом долина
расширилась и вскоре мы миновали устье реки Шавлы. Олег
поставил заплатку на свой каяк и теперь ощущал себя гораздо
увереннее. В 10 минутах сплава от места нашей ночевки на
берегу мы увидели огромный крест - в память о трагедии,
произошедшей здесь в мае 1993 года при большой воде. Тогда в
ущелье погибло сразу 4 человека. То, что нам позднее
рассказывали об этой истории, очень противоречиво. По одной из
версий из-за ссоры с алтайцами туристам пришлось срочно
уплывать неподготовленными и при вечерних сумерках.
Мы можем только подозревать, какой кошмар творится в
Чулышманских ущельях в большую воду. Будь вода даже на метр
выше, чем сейчас, наш сплав был бы во много раз сложнее и
опаснее. Перед впадением Шавлы мы встретили группу из
Новокузнецка - милиционеры в отпуске,- которые прилетели сюда
на вертолете и собирались спускаться по реке на громоздком
деревянном плоту на надувных автомобильных камерах. Было
удивительно видеть это могучее сооружение с резными перилами,
мачтой и чуть ли не со спасательными кругами по бортам.
Милицейская братия была настроена весьма решительно и
планировала смелый штурм нижних каскадов Каша и Туданского.
Снова, как и вчера, первая половина дня - это
расслабление на спокойно текущей воде. Погода солнечная, река
разлилась протоками и течет в живописной котловине, окруженной
горами. К обеду перед Кашей мы нагнали группу волгоградцев, с
которыми пересеклись еще на пешей заброске. Они собирались
делать дневку и ставили лагерь перед первой ступенью каскада.
Всего в Каше 6 ступеней - совершенно грандиозный супер-порог
длиной около 4 км. В этот день мы прошли три ступени, из
которых наибольшие затруднения вызвала вторая с мощнейшими
бочками через все русло. Хотели было даже обносить, но нашли
лазейку - "канализация" под левым берегом. Этот путь был тоже
непрост, хотя и не так страшен: несколько метровых сливов, в
одном из которых Олег даже умудрился перевернуться. Такой сплав
по "канализации" очень напоминает мне альпийские речки в
Швейцарии: мало воды, но бешенное падение. После третьей
ступени показалось, что на сегодня хватит. Вставать, однако,
абсолютно негде. Долго гадали, на каком берегу лучше: на правом
есть небольшая песчанная площадка под палатку, а на левом, хоть
и нет ничего, кроме осыпного склона, но зато где-то в отдалении
стоят волгоградцы. Все-таки решили перечалиться на левый,
оставить все, кроме спальников и палатки на камнях и пойти к
людям. Ужин сготовили прямо среди глыб на берегу, затем
собрались и полезли вверх к тропе.
Волгоградцы встретили нас очень радушно, долго
выспрашивали что да как, угощали чаем с тортом. А мы, вспоминая
Новокузнецких милиционеров, дивились, что же они будут делать
здесь со своим кораблем, разбирать и обносить по частям? Ведь
легко себе представить, какое впечатляющее крушение Титаника
последует, если идти Кашу на таком судне.
13 августа
Утром волгоградцы любезно согласились страховать и
фотографировать нас на оставшихся трех ступенях. Часов в 10 мы
были уже на воде. Погода отличная, вода просто искрится на
солнце. Шестая ступень оказалась, наверно, самая мощная из
всех. Я проехал сбоку возле берега, не имея ни малейшего
желания лезть в пенное месиво по центру. Олег хотел сделать то
же, но выбрав немного другую линию захода, немного не успел,
попал в небольшую бочку, которая скинула его в самое что ни на
есть пекло. Было страшно смотреть, как огромная пенная пасть
начинает подсасывать его каяк. Ему к счастью все-таки удалось
перегрести обратный подсос и все кончилось вполне достойно.
Настало время прощаться с гостеприимными волгоградцами и
продолжать сплав. Сегодня мы должны дойти до устья реки Чульча,
а это еще около 30 км и каскад Туданских порогов. Каша остается
позади, следует еще один порог Ворота с опасным прижимом в
огромный камень, который перегораживает 3/4 реки. Просматривая
порог, обнаруживаем табличку, прибитую к скале. Проходим без
трудностей - после Каши все кажется ерундой.
Чулышман продолжает течь в узкой безлесой долине; пейзаж
напоминает среднеазиатский - желтые сухие горы и темно-синее
безоблачное небо. Погода тоже, как в Средней Азии - палит
немилосердное солнце.
Лениво сплавляясь по течению после обеденного перекуса,
чуть было не пропускаем жемчужину Алтая - 20-метровый водопад
на реке Куркуре. Вылезаем на берег и идем фотографировать.
Такую красоту описать словами просто невозможно. Я видел во
многих западных журналах по каякингу фотографию этого водопада
и человека, который прыгает с него в каяке. Подпись внизу была
следующая: 'Narcotic Nosedive - Sud Sebirie'. Я все недоумевал,
где же была сделана эта фотография. Теперь я не только знаю,
где находится этот красивейший водопад, но и увидел его воочию.
/* Замечание Дмитрия Кувалина */ ¦ poprawka.txt
На Туданских порогах делаем второй перекус. Пороги мощные,
но после того, что мы прошли, уже не кажутся особо сложными.
Есть только ощущение некоторой усталости - мы уже порядком
наелись бурной воды, интенсивность которой не снижается уже
шестой день подряд. Да, пожалуй, Чулышман - это река
экстра-класса, а для меня лично, несомненно, вершина среди
всего того, что я когда-либо проходил на каноэ или байдарке.
Еще в этот день были Утукайские пороги, которые не
оставили сильного впечатления - просто мощные шиверы. Из-за
вечернего солнца в глаза было похоже, что плывешь в белых
снежных сугробах. Далее 2-3 км до Чульчи река успокаивается.
Порогов больше не будет. Завтра - 40 км плеса до Телецкого
озера. Чулышман пройден.
14 августа
В устье Чульчи мы оставили записку тем, кто идет нам
вослед. Сегодня предстоял тяжелый день - доплыть до озера по
абсолютно гладкой воде.
Первая половина дня была жаркой и мы наслаждались солнцем
- загорали и купались. Миновали устье Легендарного Башкауса -
вполне возможно наш следующий вариант в будущем году.
По мере приближения к озеру погода изменилась, задул
сильный ветер, пошел дождь. Вконец измотанные греблей против
ветра, мы, наконец вплыли в Телецкое озеро и встали возле
Новосибирской турбазы. Завтра у них смена туристов-путевочников
и мы сможем отправиться на буксире на другой конец озера. Это
очень кстати, так как с транспортом через озеро нынче более,
чем туго.
15 августа
До 4 часов дня загораем и купаемся как заправские
курортники, затем приходит катер и мы отправляемся в далекое
плавание, которое длится более 5 часов. Проезжаем интересное
местечко Чири - сюда после революции был сослан кулак, который
на склонах гор своими руками насыпал террасы, навез земли и
вырастил прекрасные яблоневые сады. Теперь здесь фермерское
хозяйство его потомков.
Пока плыли, разыгралась непогода, пошел дождь. Люди
забились с вещами в тесную каюту. Было уже совсем темно, когда
мы выгрузились на причале деревни Артыбаш. Нашим надеждам
уехать с плановыми туристами на автобусе в Новосибирск
осуществиться не удалось - каяки в салон не влезли. Через озеро
мы переплыли относительно быстро и дешево - 10 т.р. за двоих и
лодки. Уже это можно считать удачей.
В темноте под дождем посреди деревни мы поставили палатку
и так проспали до утра.
16 августа
Встали рано, чтобы поспеть на рейсовый автобус, но
водитель, увидев лодки, дал деру. Мы переместились на дорогу,
чтобы ловить попутку, но до полудня так ничего и не поймалось.
Похоже было, что звезда нашего везения закатилась. Все-таки
неразборные каяки создают порой неразрешимые транспортные
проблемы. Шансов заторчать гораздо больше. Не будь с нами
лодок, мы, возможно, сейчас были бы уже на подлете к Москве.
Нашлись-таки автотуристы на Ниве с прицепом, которые
взяли нас до Бийска. Вот это уже потрясающее везение!
Приехав, мы обнаружили, что багажное отделение ж/д
вокзала уже закрыто и, чтобы отправить лодки, нужно ждать до
завтрашнего утра. Делать нечего, как только темнеет, ставим
палатку в скверике возле вокзальной площади.
17 августа
Лодки отправляются на поезде в Москву, а мы переезжаем на
Икарусе в Барнаул и стремимся в аэропорт, чтобы вечером быть
дома.
На этом наша история покорения Чулышмана может считаться
законченной.
Наверно, эта экспедиция по одной из самых сложных рек в
СНГ автономно вдвоем на каяке и каноэ может считаться серьезным
достижением в водном туризме, хотя также возможно, что все это
останется навсегда только нашим общим с Олегом воспоминанием. В
любом случае, мне лично просто крайне приятно осознавать, что
все- таки сделали это, несмотря на все сложности. Это было
достижением прежде всего для нас самих, не правда ли, Олег?
Москва. Август 1994.
* Олег Головкин. Несерьезные реминисценции о серьезном путешествии *
Email: extro@aha.ru ¦ mailto:extro@aha.ru
Наше путешествие на Чулышман началось не совсем
удачно: самолет Москва - Барнаул - Нерюнгри, отправляющийся из
Москвы в полночь, почему-то решил лететь не через Барнаул, а
через Омск. В результате этого мы смогли вылететь только в
полдень следующего дня и прибыли в Барнаул примерно часов в пол
девятого. На тачке рванули до "перекрестка" - место, где
сливаются две дороги на Бийск в примерно 30 км от Барнаула.
Через минут сорок - час достаточно безнадежных усилий удалось
поймать Камаз с прицепом до Бийска. Водитель взял нас,
несмотря на то, что нарушал правила - у него еще сидела девочка
лет двадцати - товаровед, к которой он нас все время
ненавязчиво сватал. В Бийске он подвез нас прямо до ж.д. и
автовокзалов. Была уже кромешная ночь, на пустой площади никого
не было видно. Через полчаса метаний и достаточно-таки
истеричного телефонного разговора с диспетчерской автовокзала в
Горно-Алтайске из коммерческой кафешки на площади, нас занесло
на задний двор автовокзала, где мы и нашли нашу группу.
Затем мы ночевали там же во дворе, и ночью шел жуткий
ливень - просто природный катаклизм. Я еще подумал, что не дай
бог нас застанет такое на реке. Дорога до Акташа на следующий
день почти не запомнилась - слишком хотелось спать. В Акташе
оказалось, что ПАЗик дальше ехать не может - нет бензина.
Водилы оказались весьма порядочными ребятами и сами предприняли
попытки найти для нас транспорт. В результате мы доехали до
Саратана на тентованом Камазе за 150 т.р., которые были вычтены
из оплаты автобуса. Дорога Акташ - Улаган - Саратан очень
живописна, красивейшие перевалы и горные озера. На следующее
утро на другом Камазе заехали на первый из трех перевалов по
дороге на Язулу. Места здесь уже совершенно дикие, никакой
Сникерс сюда еще не дошел и вряд ли скоро дойдет. Валютой
служит спирт, мерой расстояния - дни пути, время здесь - только
понятие, обозначающее смену времен года и дня и ночи. Когда
говоришь кому-то, что торопишься, на тебя смотрят, как на
извращенца.
Камаз выгрузил нас у заболоченного ручья, который он
не мог форсировать, и наша пешка началась. Надо сказать, что мы
с Колей не вполне представляли, как же все-таки мы собирались
транспортировать каяки. Коля говорил, что разрабытывал какую-то
систему крепления лодки к подвеске рюкзака, но, видимо, он
подсознательно надеялся, что до этого дело не дойдет. В
результате мы решили пока вести каяки за собой на поводочке, а
там видно будет. Все-таки это было достаточно тяжело.
Экспериментальным путем выяснилось, что чем легче лодка и
соответственно больше груза на спине, тем легче волочить. Часа
через два с половиной нас всех по очереди подобрал какой-то
трактор с телегой, манна небесная, и впер все наши пожитки на
второй перевал - да благословит Аллах весь род его. Мы перлись
бы туда целый день и затрахались бы ужасно. На перевале тучи
ходили хмуро и край суровый был совершенно тишиной объят. До
лагеря мы добрели уже практически в темноте, поставили палатку,
быстренько сготовили еду на газу. Вообще надо сказать, что Коля
- большой оригинал - он, видите ли, не ест ни рыбы, ни мяса,
чем, вероятно, отчасти объясняется тот факт, что мы взяли
автономную раскладку. Я с интересом принял его предложение по
поводу отдельной раскладки без мясных продуктов, считая это
какой-то его вегетарианской блажью и желая таким образом
"поддержать компанию". Последнее время я заметил за собой
некоторое безразличие в вопросах еды и ее разнообразия, и это
не было для меня большой жертвой. Еще у нас была газовая
горелка - вещь черезвычайно удобная и приятная в обращении,
особенно по сравнению с примусом. Мы готовили прямо в палатке
и, что меня особенно удивляет, ни разу ничего по крупному там
не пролили. Вечер был ознаменован вполне умеренным
интернациональным Российско-Литовским возлиянием (с нами шла
группа из Литвы) за успешное начало маршрута и несбывшимися
надеждами на продолжение путешествия на тракторе.
На следующее утро мы двинули своим ходом на последний
третий перевал. Пожалуй, это был самый тяжкий участок пути,
несмотря на то, что я уже успел приспособиться к волочению
каяка. Нас преследовали глюки - все время казалось, что едет
трактор. Часа через три мы таки вперлись на перевал и покатили
вниз. Это уже, конечно, был совершенно другой коленкор. Мы
моментально догнали и перегналии всю группу кроме Андрея
Волкова, который так упилил, что даже ночевал один где-то
впереди. Один раз на спуске я даже чуть было не принял смерть
от коня своего - каяк настиг и стремительным домкратом отправил
меня катиться вниз по склону. К вечеру народ стал совсем вялым,
отдыхали через каждые 100-200 метров. Дорога пошла каменистая,
и мы пожалели наши лодки и решили их нести. Вот тогда- то и
начались танталовы муки. Если идти в две ходки, то расстояние
утраивается - непрактично; если привязать каяки к лямкам, то
очень тяжело - около 50 кг на рыло. Мы даже хотели сплыть вниз
по притоку, но к счастью лень победила. На следующий день мы
шли вдоль сплошного завально-водоподного участка в глубоченном
каньоне с отвесными скалами. Когда мы дошли до Язулинского
моста, начался расслабон, мы с Колей даже пошли поплавать.
Где-то в промежутке между всем этим пару раз с ясного неба
сыпал жуткий ливень с градом. Погода здесь может меняться за 15
минут от божьей благодати до сущего ада. Первые впечатления от
воды и лодок были несколько сумбурны и особой уверенности в
собственных силах не внушили. Под вечер прискакала конная орда
и наши вещи погрузили на лошадок. Я катался на коне, правда не
быстро и не далеко. Нам достался Савелий - существо, вся
жизнедеятельность коего обеспечивается несколькими простейшими
рефлексами, а также очень умной и послушной лошадью, которая,
по-видимому, выполняет за него всю умственную работу.
Вообще-то это был полнейший прикол, если отвлечься от
сопутствующих обстоятельств. Что меня больше всего удивляет,
так это гамма чувств, которые я к нему испытывал. Сначала я
просто мечтал как-нибудь нанести ему тяжкие телесные
повреждения или сбросить его с обрыва и завладеть лошадью. Но
постепенно это желание сменилось какой-то непонятно откуда
взявшейся добротой и любовью к нему как к какому-то
экзотическому и редкому животному, меньшему брату. Я пытался
уговаривать его, проникнуть в его душу и т.д. В конце концов я
совершенно затрахался. Первое время я вел его лошадь на поводу,
и мы двигалиись достаточно быстро. Но, видимо, его что-то не
устраивало, что-то шло не так, и он пустился в долгие
переговоры. Оказалось, что он приглашал меня тоже
взгромоздиться на бедное животное и скакать вместе. Мне
пришлось подчиниться. Как же я завидовал обладателям большой,
мягкой и комфортной попы! Я многое бы отдал тогда за такую
роскошь. Мы догнали наших, и я спешился. Эрик вел нас по
нижней короткой просмотровой тропе, и вскоре мы, конечно,
уперлись в скалу, и ничего не оставалось делать, кроме как
тащиться взад и вверх. Остальная группа держалась вместе с