<< Пред.           стр. 331 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 сугробами, и, наконец, мы увидели устье Чульчи. Это был конец
 всех порогов, конец напряженнейшего 6-дневного сплава по жутким
 плюхам, это была наша победа.
 
 
 
 ===============================================================
  FILE: o_katun.txt
  Река Катунь.
 
 
  Протяженность сплава - 300 км, продолжительность сплава - 12
 - 16 дней. Сезонность - июнь - август. Категория сложности - IV.
  Чтобы попасть к началу сплава, нужно доехать до Усть-Коксы.
 В этом месте река разбивается на протоки. Часть из них - мелкие,
 разбиваются, в свою очередь, на еще более мелкие. Кое-где протоки
 перекрыты завалами, нужно тщательно выбирать основную протоку.
  Сразу после впадения одного из крупных левых притоков -
 Коксы река становится еще мощнее, но протоки сохраняются до устья
 Акчана (правый приток).
  В 5 км ниже поселка Аккем начинается "Труба" - несплошной
 каньон длиной 4 - 5 км с очень большим падением, сжатый скалами
 местами до 10 м. Ориентир начала "Трубы" - приток, круто падающий
 по камням справа на левом повороте реки. Основную опасность в
 "Трубе" представляют 5 мощных сливов с перекрученной струей и
 валами до 2,5 - 3 м. В конце каньона - 3 более слабых слива.
 Опасно затягивание в основную струю с высокими валами, откуда
 уйти уже невозможно. Нужно выбирать проходы вне этой струи.
  Вскоре после "Трубы" в Катунь впадают наиболее крупные ее
 притоки - Аргут, затем Чуя (справа), и река становится еще
 мощнее. К валам добавляются водовороты. Они возникают неожиданно
 и в разных местах, бросая нос судна в стороны. Чуть выше села Иня
 в результате взрывных работ на дороге левого берега образовался
 порог. В высокую воду сплав на байдарках целесообразно закончить
 в Ине.
  Ниже села ряд сложных, мощных порогов. Первый расположен
 чуть выше места, где Чуйский тракт отходит от Катуни, следующий -
 сразу за устьем левого притока - Большой Ильгумень.
 "Ильгуменский" порог требует разведки, которая более удобна по
 правому берегу. Почти сразу за устьем Кадрина (правый приток)
 начинается "Кадринский прорыв" (длиной 3 - 4 км). Препятствия
 однообразные - мощные валы, водовороты, улова, рекомендуется
 преодолевать ближе к правому берегу.
  Один из опасных порогов с двумя последовательными сливами
 находится за устьем правого притока - Кузюра. В первом сливе -
 сильный прижим, косые валы высотой до 3 м, второй слив - прямой.
 Возможность преодоления этого порога нужно оценить на месте. В 3
 км ниже находится еще один порог, сходный по строению с
 предыдущим. Серьезного внимания заслуживают пороги выше устья
 Каянчи 1-ый (слева), после впадения Малой Аялы (слева), в 4 км
 выше устья Едигана (справа).
  Ниже устья Едигана опасные пороги "Тельдекпень-1" и
 "Тельдекпень-2". Река резко сужается до 15 - 20 м и имеет,
 по-видимому большую глубину.
  Сложный порог расположен перед селом Еланда. Проходить его
 нужно правой протокой. Перед селом Чемал еще 2 порога, второй
 напоминает "Тельдекпень-2", но слабее. В Чемале - климатический
 курорт и гидростанция у устья реки Чемал. Здесь можно закончить
 поход. Отсюда идет хорошая дорога до Чуйского тракта. При наличии
 времени сплав можно продолжить до села Усть-Сема, где Чуйский
 тракт пересекает Катунь, или до поселка Манжерок, где находится
 последний порог Катуни.
  От Чемала до Усть-Семы ряд мощных шивер и порог в 1,5 км
 выше Усть-Семы. Интересный порог - перед поселком Муны. Сливу в
 нем предшествует мощный улов, через который нужно пройти, чтобы
 попасть в слив. Видимо, сток воды из улова происходит за счет
 подводных течений. Последний, "Манжерокский", порог состоит из
 ряда сливов межу несколькими скалами в русле. Преодолевается с
 правой стороны.
  Начиная от Усть-Семы, по правому берегу Катуни идет Чуйский
 тракт, по которому можно доехать до Бийска.
 
 Литература:
  1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
 Азиатская часть", М., ФиС, 19 г.
 ===============================================================
  FILE: katun.txt
  Московский городской совет по туризму и экскурсиям
 
   ОТЧЕТ
 
  о водном туристском путешествии
  пятой категории сложности
  в районе Алтая
 
  по маршруту:
 
  г.Усть-Каменогорск - д.Язевка - р.КАТУНЬ - пос.Тюнгур -
  радиальный выход: оз.Кучерлинское - оз.Дорашколь -
  пос.Тюнгур - р.КАТУНЬ - пос.Чемал
 
  29 июля - 27 августа 1989 г.
 
 
 
 
  Руководитель группы Юрин В.Е.
  119270 Москва, Комсомольский
  пр-т,
 
 
 
 
 
 
 
 
 Маршрут соответствует ________________________________ категории
 сложности и засчитывается (не засчитывается) всем участникам и
 руководителю.
 Отчет использовать в ___________________________________________
 
 
 
 
  Москва 1989
 
 
  - 2 -
 
 
 
 
 
 
   Содержание
 
  1. Общие сведения ........................................... 3
  2. Состав группы ............................................ 4
  3. График движения .......................................... 5
  4. Р.Катунь. Лоция и техническое описание ................... 6
  5. Радиальный выход к оз.Кучерлинскому и Дорашколь ......... 13
  6. Подъезды и отъезды ...................................... 16
  7. Обеспечение безопасности ................................ 18
  8. Метеоусловия ............................................ 19
  9. Специальное снаряжение .................................. 20
 10. Смета похода ............................................ 20
 11. Выводы и рекомендации ................................... 21
 12. Иллюстрации ............................................. 22
 
 
  - 3 -
 
 
 
  1. Общие сведения.
 
  Группа туристов г.Москвы в составе 7 (семи) человек совершила
 с 29 июля по 27 августа 1989 г. водный поход 5 (пятой) категории
 сложности в районе Алтая по маршруту:
  г.Усть-Каменогорск - д.Язевка - р.КАТУНЬ - пос.Тюнгур -
 радиальный выход: оз.Кучерлинское - оз. Дорашколь - пос.Тюнгур -
 р.КАТУНЬ - пос.Чемал
 
 Руководитель группы Юрин В.Е.
 
 Примечание: для катамаранов категория сложности маршрута - 4
  (четвертая)
 
 
 
   2. Состав группы.
 
 +---+--------------------+------+--------------------------------------------------+-----+----------|
 |No | Фамилия, имя, | год | Туристский опыт |судно|Обязанности
 | | отчество | рожд.| | | в группе |
 +---+--------------------+------+--------------------------------------------------+-----+----------+
 | 1 | Юрин Валентин | 1963 | Пр.Белин-КызылХем-КааХем 5у,Утулик 3(5)у,Снежная |каяк | руководи-|
 | | Евгеньевич | | 4(5)у, Асикта-Л.Мама-Б.Чуя 5у с эл. первопрох.; | | тель |
 | | | | Урух 3р,ХойтоОка-Ока 4р,Кодори 2(5)р,Теберда 3р | | |
 +---|--------------------|------|--------------------------------------------------|-----|----------+
 | 2 | Аноприенко | 1966 | Ю.Буг 2у, Воньга 2у, Теберда 3у |ката-| ремонтник|
 | | Александр Юрьевич | | | | |
 | 3 | Сергеенко Светлана | 1962 | Воньга 2у, Тунгуда 2у, Вама-Водла 3у, Теберда 3у |маран| медик |
 | | Владимировна | | | | |
 | 4 | Чураков Михаил | 1960 | Воньга 2р, Тунгуда 2р, Вама-Водла 3р, Теберда 3у | 4х | зав.сна- |
 | | Алексеевич | | | | ряжением |
 | 5 | Валяева Ирина | 1962 | Щегринка 1(2)у,Охта 3у,Урух 3у,ХойтоОка-Ока 4у, |мест.| казначей |
 | | Викторовна | | Кодори 2(5)у, Теберда 3у | | |
 +---|--------------------|------|--------------------------------------------------|-----|----------+
 | 6 | Гришин Сергей | 1965 | Воньга 2у, Мста 2у, Теберда 3у |ката-| фотограф |
 | | Владимирович | | |маран| |
 | 7 | Гришина Ольга | 1965 | Воньга 2у, Мста 2у, Теберда 3у | 2х | хроно- |
 | | Юрьевна | | |мест.| метрист |
 +---+--------------------+------+--------------------------------------------------+-----+----------+
 
 Примечание 1. Капитаны судов указаны первыми.
 Примечание 2. Первоначально в составе группы были заявлены также
  участники: Кибиров В.А., Ярцев М.Н. и Болдырева
  М.Н. которые не смогли принять участие в походе по
  причине болезни и по семейным обстоятельствам, о
  чем было сообщено в телеграммах в МКК и КСС при
  выходе на маршрут.
 
 
  3.График движения.
 +------+------+------------------------------------------------------------+----+----------+---------|
 | Дата | День | Участок маршрута | км | Способ | Ходовое |
 | | пути | | | передвиж.| время |
 +------+------+------------------------------------------------------------+----+----------+---------+
 | 29.7 | 1 | Москва - г.Усть-Каменогорск | | самолет | |
 | 30.7 | 2 | г.Усть-Каменогорск - д.Язевка | | автобус | |
 | 31.7 | 3 | д.Язевка - р.Катунь; сборка судов | |автотрансп| |
 | 1.8 | 4 | сборка судов; р.Катунь до устья р.В.Кураган | 19 | сплав | 2.45 |
 | 2.8 | 5 | р.В.Кураган - пор.Щеки-3 | 27 | сплав | 4.10 |
 | 3.8 | 6 | дневка | -- | | -- |
 | 4.8 | 7 | пор.Щеки-3 - р.Луковка | 40 | сплав | 5.25 |
 | 5.8 | 8 | р.Луковка - пос.Кайтанак | 52 | сплав | 6.30 |
 | 6.8 | 9 | пос.Кайтанак - пос.Акоба | 53 | сплав | 8.30 |
 | 7.8 | 10 | пос.Акоба - пос.Тюнгур; | 27 | сплав | 3.10 |
 | | | подготовка к пешей части | | | |
 | | | пос.Тюнгур - мост у дер.Кучерла | 5 | пешком | 1.00 |
 | 8.8 | 11 | р.Кучерла до поворота долины на юг | 28 | пешком | 5.20 |
 | 9.8 | 12 | р.Кучерла - южный берег оз.Кучерлинского | 19 | пешком | 5.45 |
 | 10.8 | 13 | р.Кони-Айры - р.Йолдо-Айры - зап.берег оз.Дорашколь | 16 | пешком | 5.10 |
 | 11.8 | 14 | полудневка; оз.Дорашколь - устье р.Йолдо-Айры | 12 | пешком | 3.20 |
 | 12.8 | 15 | р.Кони-Айры - р.Кучерла до устья р.Текелюшка | 20 | пешком | 4.50 |
 | 13.8 | 16 | р.Текелюшка - мост у дер.Кучерла | 31 | пешком | 5.40 |
 | 14.8 | 17 | дер.Кучерла - пос.Тюнгур | 5 | пешком | 0.50 |
 | | | подготовка к сплаву | | | |
 | | | пос.Тюнгур - устье р.Аккем | 18 | сплав | 1.55 |
 | 15.8 | 18 | дневка | -- | | -- |
 | 16.8 | 19 | р.Аккем - устье р.Аргут | 18 | сплав | 1.50 |
 | 17.8 | 20 | дневка: осмотр пор.Атланты | -- | | -- |
 | 18.8 | 21 | дневка | -- | | -- |
 | 19.8 | 22 | р.Аргут - пос.Сальджар | 50 | сплав | 4.30 |
 | 20.8 | 23 | пос.Сальджар - пор.Шабаш | 34 | сплав | 3.10 |
 | 21.8 | 24 | пор.Шабаш - пор.Каянча | 16 | сплав | 1.30 |
 | 22.8 | 25 | пор.Каянча - устье р.Карасу | 48 | сплав | 4.40 |
 | 23.8 | 26 | р.Карасу - устье р.Чекпиш | 25 | сплав | 3.10 |
 | 24.8 | 27 | р.Чекпиш - пос.Чемал | 23 | сплав | 2.20 |
 | 25.8 | 28 | пос.Чемал - г.Бийск | | автобус | |
 | 26.8 | 29 | г.Бийск - г.Барнаул | | поезд | |
 | 27.8 | 30 | г.Барнаул - Москва | | самолет | |
 +------+------+------------------------------------------------------------+----+----------+---------+
 ИТОГО активными способами передвижения: сплав 14 дней - 447 км; пешком 7 дней - 68 км (в один конец);
  дневок - 5
 
 
  - 6 -
 
 
 
  4. Р.Катунь
  Лоция и техническое описание.
 
 
  оз.Язевое - пор.Щеки-3 - высокая вода
  пор.Щеки-3 - пос.Тюнгур - средняя вода
  пос.Тюнгур - пос.Чемал - низкая вода
 
 
  3-7. В конце болотистого участка лес на левом берегу подходит
  к воде; появляется коренной правый берег. Отсюда до устья
  р.Верхний Кураган - простые шиверы, перекаты, камни в
  русле.
 
  8. Порог "Три камня". От предыдущих шивер отличается
  наличием трех надводных камней, стоящих вплотную друг к
  другу на левом повороте, ближе к правому берегу. Может
  служить ориентиром на тот случай, если лоцман прозевает
  устье р.В.Кураган; другое употребление ему придумать
  сложно. Проход где угодно с наплыва.
 
  9. Шивера "Желоб". Простая.
 
  10. Участок разбоев и перекатов длиной 12 км.
 
  11. Прижимы. Не обнаружены.
 
 12-15. Простые шиверы.
 
  16. Пор.Щеки-1. Ориентиры: с высокого правого берега стекает
  ручей. Примерно через 200 м река ходит в скальный
  коридор со стенками 3-5 м. На входе у правого берега
  обломок скалы; справа от него узкая кривая протока,
  непроходимая. Слева широкий слив высотой 1 м с бочкой
  0,8 м. Далее невысокий каньон длиной около 350 м,
  отдельные обливные камни, валы, бочки до 0,7 м.
 
  Просмотр входной части с правого берега. После этого
  порог пройден всей группой со взаимной страховкой.
 
  Далее оба берега - высокие откосы, поросшие травой.
 
 17-18. Пор.Щеки-2. Ориентиры: перед левым поворотом справа
  большое улово и ручей; через 200 м - правый поворот.
  Еще через 200 м начинается каньон высотой 8-10 м. На
  входе камень под правым берегом, проход ближе к левому.
  Здесь слив 1 м с небольшими валами. Далее валы, бочки до
  0,5 м. Общая длина около 400 м.
 
  Просмотр и прохождение - так же, как Щеки-1.
 
 
 
  - 7 -
 
 
 

<< Пред.           стр. 331 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу