<< Пред. стр. 331 (из 787) След. >>
сугробами, и, наконец, мы увидели устье Чульчи. Это был конецвсех порогов, конец напряженнейшего 6-дневного сплава по жутким
плюхам, это была наша победа.
===============================================================
FILE: o_katun.txt
Река Катунь.
Протяженность сплава - 300 км, продолжительность сплава - 12
- 16 дней. Сезонность - июнь - август. Категория сложности - IV.
Чтобы попасть к началу сплава, нужно доехать до Усть-Коксы.
В этом месте река разбивается на протоки. Часть из них - мелкие,
разбиваются, в свою очередь, на еще более мелкие. Кое-где протоки
перекрыты завалами, нужно тщательно выбирать основную протоку.
Сразу после впадения одного из крупных левых притоков -
Коксы река становится еще мощнее, но протоки сохраняются до устья
Акчана (правый приток).
В 5 км ниже поселка Аккем начинается "Труба" - несплошной
каньон длиной 4 - 5 км с очень большим падением, сжатый скалами
местами до 10 м. Ориентир начала "Трубы" - приток, круто падающий
по камням справа на левом повороте реки. Основную опасность в
"Трубе" представляют 5 мощных сливов с перекрученной струей и
валами до 2,5 - 3 м. В конце каньона - 3 более слабых слива.
Опасно затягивание в основную струю с высокими валами, откуда
уйти уже невозможно. Нужно выбирать проходы вне этой струи.
Вскоре после "Трубы" в Катунь впадают наиболее крупные ее
притоки - Аргут, затем Чуя (справа), и река становится еще
мощнее. К валам добавляются водовороты. Они возникают неожиданно
и в разных местах, бросая нос судна в стороны. Чуть выше села Иня
в результате взрывных работ на дороге левого берега образовался
порог. В высокую воду сплав на байдарках целесообразно закончить
в Ине.
Ниже села ряд сложных, мощных порогов. Первый расположен
чуть выше места, где Чуйский тракт отходит от Катуни, следующий -
сразу за устьем левого притока - Большой Ильгумень.
"Ильгуменский" порог требует разведки, которая более удобна по
правому берегу. Почти сразу за устьем Кадрина (правый приток)
начинается "Кадринский прорыв" (длиной 3 - 4 км). Препятствия
однообразные - мощные валы, водовороты, улова, рекомендуется
преодолевать ближе к правому берегу.
Один из опасных порогов с двумя последовательными сливами
находится за устьем правого притока - Кузюра. В первом сливе -
сильный прижим, косые валы высотой до 3 м, второй слив - прямой.
Возможность преодоления этого порога нужно оценить на месте. В 3
км ниже находится еще один порог, сходный по строению с
предыдущим. Серьезного внимания заслуживают пороги выше устья
Каянчи 1-ый (слева), после впадения Малой Аялы (слева), в 4 км
выше устья Едигана (справа).
Ниже устья Едигана опасные пороги "Тельдекпень-1" и
"Тельдекпень-2". Река резко сужается до 15 - 20 м и имеет,
по-видимому большую глубину.
Сложный порог расположен перед селом Еланда. Проходить его
нужно правой протокой. Перед селом Чемал еще 2 порога, второй
напоминает "Тельдекпень-2", но слабее. В Чемале - климатический
курорт и гидростанция у устья реки Чемал. Здесь можно закончить
поход. Отсюда идет хорошая дорога до Чуйского тракта. При наличии
времени сплав можно продолжить до села Усть-Сема, где Чуйский
тракт пересекает Катунь, или до поселка Манжерок, где находится
последний порог Катуни.
От Чемала до Усть-Семы ряд мощных шивер и порог в 1,5 км
выше Усть-Семы. Интересный порог - перед поселком Муны. Сливу в
нем предшествует мощный улов, через который нужно пройти, чтобы
попасть в слив. Видимо, сток воды из улова происходит за счет
подводных течений. Последний, "Манжерокский", порог состоит из
ряда сливов межу несколькими скалами в русле. Преодолевается с
правой стороны.
Начиная от Усть-Семы, по правому берегу Катуни идет Чуйский
тракт, по которому можно доехать до Бийска.
Литература:
1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
Азиатская часть", М., ФиС, 19 г.
===============================================================
FILE: katun.txt
Московский городской совет по туризму и экскурсиям
ОТЧЕТ
о водном туристском путешествии
пятой категории сложности
в районе Алтая
по маршруту:
г.Усть-Каменогорск - д.Язевка - р.КАТУНЬ - пос.Тюнгур -
радиальный выход: оз.Кучерлинское - оз.Дорашколь -
пос.Тюнгур - р.КАТУНЬ - пос.Чемал
29 июля - 27 августа 1989 г.
Руководитель группы Юрин В.Е.
119270 Москва, Комсомольский
пр-т,
Маршрут соответствует ________________________________ категории
сложности и засчитывается (не засчитывается) всем участникам и
руководителю.
Отчет использовать в ___________________________________________
Москва 1989
- 2 -
Содержание
1. Общие сведения ........................................... 3
2. Состав группы ............................................ 4
3. График движения .......................................... 5
4. Р.Катунь. Лоция и техническое описание ................... 6
5. Радиальный выход к оз.Кучерлинскому и Дорашколь ......... 13
6. Подъезды и отъезды ...................................... 16
7. Обеспечение безопасности ................................ 18
8. Метеоусловия ............................................ 19
9. Специальное снаряжение .................................. 20
10. Смета похода ............................................ 20
11. Выводы и рекомендации ................................... 21
12. Иллюстрации ............................................. 22
- 3 -
1. Общие сведения.
Группа туристов г.Москвы в составе 7 (семи) человек совершила
с 29 июля по 27 августа 1989 г. водный поход 5 (пятой) категории
сложности в районе Алтая по маршруту:
г.Усть-Каменогорск - д.Язевка - р.КАТУНЬ - пос.Тюнгур -
радиальный выход: оз.Кучерлинское - оз. Дорашколь - пос.Тюнгур -
р.КАТУНЬ - пос.Чемал
Руководитель группы Юрин В.Е.
Примечание: для катамаранов категория сложности маршрута - 4
(четвертая)
2. Состав группы.
+---+--------------------+------+--------------------------------------------------+-----+----------|
|No | Фамилия, имя, | год | Туристский опыт |судно|Обязанности
| | отчество | рожд.| | | в группе |
+---+--------------------+------+--------------------------------------------------+-----+----------+
| 1 | Юрин Валентин | 1963 | Пр.Белин-КызылХем-КааХем 5у,Утулик 3(5)у,Снежная |каяк | руководи-|
| | Евгеньевич | | 4(5)у, Асикта-Л.Мама-Б.Чуя 5у с эл. первопрох.; | | тель |
| | | | Урух 3р,ХойтоОка-Ока 4р,Кодори 2(5)р,Теберда 3р | | |
+---|--------------------|------|--------------------------------------------------|-----|----------+
| 2 | Аноприенко | 1966 | Ю.Буг 2у, Воньга 2у, Теберда 3у |ката-| ремонтник|
| | Александр Юрьевич | | | | |
| 3 | Сергеенко Светлана | 1962 | Воньга 2у, Тунгуда 2у, Вама-Водла 3у, Теберда 3у |маран| медик |
| | Владимировна | | | | |
| 4 | Чураков Михаил | 1960 | Воньга 2р, Тунгуда 2р, Вама-Водла 3р, Теберда 3у | 4х | зав.сна- |
| | Алексеевич | | | | ряжением |
| 5 | Валяева Ирина | 1962 | Щегринка 1(2)у,Охта 3у,Урух 3у,ХойтоОка-Ока 4у, |мест.| казначей |
| | Викторовна | | Кодори 2(5)у, Теберда 3у | | |
+---|--------------------|------|--------------------------------------------------|-----|----------+
| 6 | Гришин Сергей | 1965 | Воньга 2у, Мста 2у, Теберда 3у |ката-| фотограф |
| | Владимирович | | |маран| |
| 7 | Гришина Ольга | 1965 | Воньга 2у, Мста 2у, Теберда 3у | 2х | хроно- |
| | Юрьевна | | |мест.| метрист |
+---+--------------------+------+--------------------------------------------------+-----+----------+
Примечание 1. Капитаны судов указаны первыми.
Примечание 2. Первоначально в составе группы были заявлены также
участники: Кибиров В.А., Ярцев М.Н. и Болдырева
М.Н. которые не смогли принять участие в походе по
причине болезни и по семейным обстоятельствам, о
чем было сообщено в телеграммах в МКК и КСС при
выходе на маршрут.
3.График движения.
+------+------+------------------------------------------------------------+----+----------+---------|
| Дата | День | Участок маршрута | км | Способ | Ходовое |
| | пути | | | передвиж.| время |
+------+------+------------------------------------------------------------+----+----------+---------+
| 29.7 | 1 | Москва - г.Усть-Каменогорск | | самолет | |
| 30.7 | 2 | г.Усть-Каменогорск - д.Язевка | | автобус | |
| 31.7 | 3 | д.Язевка - р.Катунь; сборка судов | |автотрансп| |
| 1.8 | 4 | сборка судов; р.Катунь до устья р.В.Кураган | 19 | сплав | 2.45 |
| 2.8 | 5 | р.В.Кураган - пор.Щеки-3 | 27 | сплав | 4.10 |
| 3.8 | 6 | дневка | -- | | -- |
| 4.8 | 7 | пор.Щеки-3 - р.Луковка | 40 | сплав | 5.25 |
| 5.8 | 8 | р.Луковка - пос.Кайтанак | 52 | сплав | 6.30 |
| 6.8 | 9 | пос.Кайтанак - пос.Акоба | 53 | сплав | 8.30 |
| 7.8 | 10 | пос.Акоба - пос.Тюнгур; | 27 | сплав | 3.10 |
| | | подготовка к пешей части | | | |
| | | пос.Тюнгур - мост у дер.Кучерла | 5 | пешком | 1.00 |
| 8.8 | 11 | р.Кучерла до поворота долины на юг | 28 | пешком | 5.20 |
| 9.8 | 12 | р.Кучерла - южный берег оз.Кучерлинского | 19 | пешком | 5.45 |
| 10.8 | 13 | р.Кони-Айры - р.Йолдо-Айры - зап.берег оз.Дорашколь | 16 | пешком | 5.10 |
| 11.8 | 14 | полудневка; оз.Дорашколь - устье р.Йолдо-Айры | 12 | пешком | 3.20 |
| 12.8 | 15 | р.Кони-Айры - р.Кучерла до устья р.Текелюшка | 20 | пешком | 4.50 |
| 13.8 | 16 | р.Текелюшка - мост у дер.Кучерла | 31 | пешком | 5.40 |
| 14.8 | 17 | дер.Кучерла - пос.Тюнгур | 5 | пешком | 0.50 |
| | | подготовка к сплаву | | | |
| | | пос.Тюнгур - устье р.Аккем | 18 | сплав | 1.55 |
| 15.8 | 18 | дневка | -- | | -- |
| 16.8 | 19 | р.Аккем - устье р.Аргут | 18 | сплав | 1.50 |
| 17.8 | 20 | дневка: осмотр пор.Атланты | -- | | -- |
| 18.8 | 21 | дневка | -- | | -- |
| 19.8 | 22 | р.Аргут - пос.Сальджар | 50 | сплав | 4.30 |
| 20.8 | 23 | пос.Сальджар - пор.Шабаш | 34 | сплав | 3.10 |
| 21.8 | 24 | пор.Шабаш - пор.Каянча | 16 | сплав | 1.30 |
| 22.8 | 25 | пор.Каянча - устье р.Карасу | 48 | сплав | 4.40 |
| 23.8 | 26 | р.Карасу - устье р.Чекпиш | 25 | сплав | 3.10 |
| 24.8 | 27 | р.Чекпиш - пос.Чемал | 23 | сплав | 2.20 |
| 25.8 | 28 | пос.Чемал - г.Бийск | | автобус | |
| 26.8 | 29 | г.Бийск - г.Барнаул | | поезд | |
| 27.8 | 30 | г.Барнаул - Москва | | самолет | |
+------+------+------------------------------------------------------------+----+----------+---------+
ИТОГО активными способами передвижения: сплав 14 дней - 447 км; пешком 7 дней - 68 км (в один конец);
дневок - 5
- 6 -
4. Р.Катунь
Лоция и техническое описание.
оз.Язевое - пор.Щеки-3 - высокая вода
пор.Щеки-3 - пос.Тюнгур - средняя вода
пос.Тюнгур - пос.Чемал - низкая вода
3-7. В конце болотистого участка лес на левом берегу подходит
к воде; появляется коренной правый берег. Отсюда до устья
р.Верхний Кураган - простые шиверы, перекаты, камни в
русле.
8. Порог "Три камня". От предыдущих шивер отличается
наличием трех надводных камней, стоящих вплотную друг к
другу на левом повороте, ближе к правому берегу. Может
служить ориентиром на тот случай, если лоцман прозевает
устье р.В.Кураган; другое употребление ему придумать
сложно. Проход где угодно с наплыва.
9. Шивера "Желоб". Простая.
10. Участок разбоев и перекатов длиной 12 км.
11. Прижимы. Не обнаружены.
12-15. Простые шиверы.
16. Пор.Щеки-1. Ориентиры: с высокого правого берега стекает
ручей. Примерно через 200 м река ходит в скальный
коридор со стенками 3-5 м. На входе у правого берега
обломок скалы; справа от него узкая кривая протока,
непроходимая. Слева широкий слив высотой 1 м с бочкой
0,8 м. Далее невысокий каньон длиной около 350 м,
отдельные обливные камни, валы, бочки до 0,7 м.
Просмотр входной части с правого берега. После этого
порог пройден всей группой со взаимной страховкой.
Далее оба берега - высокие откосы, поросшие травой.
17-18. Пор.Щеки-2. Ориентиры: перед левым поворотом справа
большое улово и ручей; через 200 м - правый поворот.
Еще через 200 м начинается каньон высотой 8-10 м. На
входе камень под правым берегом, проход ближе к левому.
Здесь слив 1 м с небольшими валами. Далее валы, бочки до
0,5 м. Общая длина около 400 м.
Просмотр и прохождение - так же, как Щеки-1.
- 7 -