<< Пред. стр. 333 (из 787) След. >>
проходы. В центре 2 слива через плиты с жесткими бочками до1,5 м. Основная струя слева, валы до 2,5 м.
Далее местами простые шиверы. На крутом левом повороте между
устьями правого и левого р.Толгаек сложная картина течений
между скальными островками, поганки. Далее простые шиверы с
валами и бочками до 1 м, поганками.
Чемальская труба. Начинается перед последним левым поворотом,
перед устьем р.Чемал. Сужение в скальных стенках высотой до
8-10 м, на входе слив 0,8 м с бочкой 0,8 м, далее мощные
поганки.
В устье р.Чемал есть места для стоянок, здесь можно закончить
маршрут. Кроме туристов, здесь много просто отдыхающих. Другое
удобное место для последней стоянки и разборки судов - ниже
пос.Чемал, на местном правом повороте. Судя по многочисленным
деталям судов и выброшенным предметам снаряжения, оно часто
используется туристами. Впрочем, поляна здесь большая, и
в ближайшие несколько лет ее вряд ли всю загадят.
- 13 -
5. Радиальный выход к оз.Кучерлинскому и Дорашколь.
Первоначально группой был заявлен радиальный пеший маршрут
второй категории сложности: пос.Тюнгур - оз.Кучерлинское -
оз.Дорашколь - пер.Йолдо-Айры-3 (1А) - пер.Зап.Немыцкого (1А) -
оз.Кучерлинское - р.Текелюшка - пер.Кара-Тюрек (1А) -
оз.Аккемское - рад.выход до Аккемского ледника - р .Аккем -
пос.Тюнгур. Однако после выхода группы к оз.Дорашколь резко
ухудшилось самочувствие одного из участников. Это заставило
группу отказаться от прохождения перевалов Йолдо-Айры и
Зап.Немыцкого и спуститься к Кучерлинскому озеру тем же путем,
которым пришди сюда, вдоль р.Йолдо-Айры. Такому решению
способствовали также недостаточная техническая подготовка
группы, выявившаяся на предыдущем этапе пешего маршрута, и
неблагоприятные погодные условия в этот день (дождь, выше на
50-100 м - со снегом).
Далее, по сведениям встреченных нами групп горников и
пешеходников выяснилось, что в этом году в районе пер.Кара-Тюрек
произошел обвал, заваливший на значительном протяжении тропу на
перевал, что, естественно, резко повысило его сложность.
Поэтому группа отказалась от прохождения и этого перевала и,
несолоно хлебавши, вернулась вдоль р.Кучерла в пос.Тюнгур.
Таким образом, основная часть пешего маршрута пройдена не была,
что позволяет оценить фактически пройденный маршрут только как
некатегорийный радиальный выход.
Тропа вдоль реки Кучерла хорошо освоена туристами. Это один
из основных путей захода в Катунские Белки, используемый горными
и пешими группами. До южного конца Кучерлинского озера доходит
плановый маршрут, промаркированный алюминиевыми табличками с
красной полосой. Стоянки загажены, грибы и ягоды сожраны, тропа
разбитая, что изрядно омрачает красоту окружающих ландшафтов.
Перед началом пешей части суда, водное снаряжение и продукты
на оставшуюся часть сплава были оставлены в пос.Тюнгур у
местных жителей. Суда были частично разобраны для просушки
баллонов. Местные жители относятся к туристам весьма
доброжелательно, договориться о хранении вещей легко, но
продукты должны быть упакованы и уложены так, чтобы их не
сожрали мыши.
На правом берегу Катуни от подвесного моста начинается
дорога, которая круто поднимается на склон и через 3 км
приводит к д.Кучерла. Перед деревней дорога ветвится, обход
деревни справа вдоль околицы. Через 1,5 км дорога выходит к
мосту через р.Кучерла. На правом берегу ее хорошая, но очень
перенаселенная и загаженная стоянка.
Далее дорога идет в стороне от реки через лес, затем через
небольшие поля. Через 50 мин. хода она выходит к мосту, возле
которого изба и загон для скота. Здесь от нее отходит тропа,
- 14 -
которая поднимается на склон правого берега, траверсирует его и
выходит на открытую террасу высоко над водой. Внизу виден еще
один мост, по которому дорога возвращается на правый берег.
Далее она где-то поднимается на террасу (вероятно, вдоль
небольшого ручья в конце ее) и уходит вдоль ручья на восток -
то ли до ближайших сенокосов, то ли в долину Аккема. Пешеходная
тропа идет дальше вдоль Кучерлы высоко над ней, лишь изредка
подходя к воде.
До ручья Чок-Чок тропа проходит по лугам и редколесью.
Ходовое время от второго моста 2.40. Вскоре после р.Чок-Чок
последняя летняя ферма, расположенная на обширной поляне. За
ней луга кончаются. Тропа несколько приближается к борту долины
и входит в густой лес. Качество ее заметно ухудшается. Часто ее
пересекают небольшие ручейки, стекающие по склону. Основная
тропа по-прежнему идет по склону высоко над рекой, спускаясь
лишь у бродов через крупные притоки. Кроме нее, внизу идут
несколько ложных троп. Они тоже проходимые, но менее хоженые и
местами заболоченные. От фермы до ручья, впадающего на
глобальном повороте долины на юг, ходовое время 2.25. Места для
стоянки встречаются редко. Особенно тяжело найти место для
больших палаток, что следует иметь в виду при выборе снаряжения
для похода.
Через 20 мин. хода от поворота, у пересохшего русла ручья,
тропа снова раздваивается. Основная тропа - правая, вдоль реки.
Левая тропа ложная, она поднимается на склон, дробится и
теряется, хотя идейно стойкие мазохисты могут, очевидно, дойти
по ней до р.Текелешки. По основной тропе до нее хода 1.00 (от
сухого ручья).
Р.Текелюшка - довольно крупный приток. Через него в
нескольких местах лежат бревна, в 100 м выше устья сооружен
вполне цивильный мостик для плановых туристов. На левом берегу
ее большая плановая стоянка. Место густо загажено.
Продолжение тропы следует искать в верхней части стоянки, у
мостика. Внизу, вдоль берега, идет ложная тропа, которая вскоре
упирается в непроходимый по берегу каньон. Основная тропа
обходит его поверху и через 35 мин. хода от р.Текелюшки
возвращается к реке. Еще через 35 мин. на противоположном
берегу виден водопад Тигеек. На этом участке есть хорошие
стоянки.
Вскоре после водопада тропа отходит от реки, и начинается
подъем на лесистый вал, ограничивающий Кучерлинское озеро. По
гребню вала в обе стороны отходят тропинки к смотровым
площадкам, с которых открывается особенно хороший вид на озеро.
Ходовое время от водопада Тигеек до озера 1.20.
Большинство групп останавливается на ночевку сразу же после
спуска к озеру. Палатки стоят тесно, как на слете КСП, дрова
вырублены в радиусе нескольких километров.
- 15 -
Далее тропа идет по берегу озера вдоль самой воды. Вначале
она не хуже, чем на предыдуцщем участке. Ближе к середине озера
начинают все чаще встречаться завалы и осыпи; в конце его осыпи
почти непрерывные. Через ручей из оз.Зеленого перекинут мостик
и много бревен. Есть несколько стоянок на берегу озера, в
основном в первой его половине. В конце озера и в 300-400 м
выше по р.Кони-Айры также есть стоянки, но при высокой воде они
заливаются. Ходовое время вдоль озера 2.15.
Далее тропа, плохо заметная на осыпях, ведет вверх вдоль
р.Кони-Айры в заболоченную котловину, где река разбивается на
множество проток. Отсюда открывается вид на слияние рек
Кони-Айры, Йолдо-Айры и Мюшту-Айры. Есть места для стоянки.
Через 1 час хода от озера, в 80 м выше устья р.Йолдо-Айры,
место переправы на левый берег. Здесь через все протоки лежат
бревна, и переправа не представляет сложности. Впрочем, если
будет более высокая вода или бревен не окажется, переправа
будет более трудоемкой.
Р.Йолдо-Айры впадает в Кони-Айры красивым водопадом. Подъем
вдоль него занимает 25 мин. ходового времени. Тропа ветвится, в
стороне от нее есть несколько обзорных площадок над водопадом.
На протяжении следующих 1-1,5 км тропа идет вдоль реки и плохо
видна на камнях. Далее более заметна, часто заболочена. На реке
видны еще несколько водопадов, но тропа набирает высоту
достаточно плавно. Через 2 часа хода, за несколько сот метров
до озера, тропа упирается в бурный ручей, текущий с ледника
Немыцкого. Переправиться через него можно по бревну с перильной
страховкой. Можно также перейти его выше, где уклон меньше, но
этот путь ведет к набору лишних 200-300 м высоты.
Озеро Дорашколь, действительно, восхищает даже привычный к
подобным видам взор. Р.Йолдо-Айры вытекает из него красивым
водопадом. В начале озера есть хорошие стоянки.
Путь вдоль озера, однако, весьма не прост. Приходится
преодолевать крупные осыпи (характерный размер камней 1,5-2,5 м),
в конце озера тропа заболочена. Обход озера занял 2 часа
ходового времени.
Заболоченный конец озера переходит в небольшую котловину,
заросшую карликовой ивой и березкой. Здесь течет ручей,
впадающий в озеро. С запада котловину озера ограничивает
ригель. Напротив него, на правом берегу ручья, последний
островок леса, в котором можно переночевать перед выходом на
перевал.
По причинам, указанным выше, группа отказалась от
продолжения маршрута и вернулась в пос.Тюнгур прежним путем.
- 16 -
6. Подъезды и отъезды.
Для организации местных подъездов в г.Усть-Каменогорск был
заранее выслан представитель от двух групп: нашей и группы из
МФТИ, шедшей по тому же маршруту и в те же сроки. На
автовокзале он заказал автобус ПАЗ до пос.Берель - последнего
пункта, с которым имеется регулярное автобусное сообщение.
Проблем при этом не возникло, за исключением режима погранзоны.
При оформлении заказа потребовалость предъявить пропуска; с
трудом удалость отклонить требование предъявить также и все
паспорта, поскольку их у гонца, естественно, не было. Билеты
на автобус именные, при посадке и при выезде из города строгий
контроль. Автобус вызывается с автобазы, расположенной в каком-
то поселке за несколько десятков километров от города, поэтому
заказывать его надо заранее. Стоит это удовольствие 345 руб. 60
коп.
Автобус пришел на автовокзал в 10.00. Дорога до пос.Берель
заняла 11 часов, включая часовую остановку на обед в пос.Самарка
(столовая отвратительная) и переправу через Бухтарминское водо-
хранилище на пароме. До районного центра Катон-Карагай (360 км)
почти везде хороший асфальт, далее хороший, но пыльный грейдер
(83 км). Во многих местах дороги реконструируются, строятся
новые мосты и т.д.
Этот участок пути можно преодолеть также на рейсовых
автобусах, что дешевле, но дольше и хлопотнее. Автобус из Усть-
Каменогорска в Катон-Карагай отправляется ежедневно в 7.10 по
местному времени, в пути 11 ч. 41 мин., билет стоит 6 руб. 70
коп. Можно ехать на автобусе, теплоходе "Ракета" или самолете
до пос. Большенарымский, далее автобусом до Катон-Карагая, а
оттуда до Береля. В Катон-Карагае есть аэродром, но ни одного
самолета или вертолета в нем не было. Возможно, сюда летает
АН-2 из Усть-Каменогорска или Большенарымского. Вертолетная
линия на пос.Рахмановские Ключи, упоминавшаяся в отчетах,
вероятно, снята после того, как туда была проложена хорошая
дорога.
В районе пос.Берель построен новый мост и новая дорога до
дер.Язевка. Она даже лучше, чем предыдущий участок дороги;
местами на ней даже встречаются сооружения, похожие на
автобусные остановки. Перед мостом через р.Белая Берель от нее
отходит столь же хорошая дорога в направлении пос.Рахмановские
Ключи.
За дер.Язевка дорога гораздо хуже, автобус здесь не пройдет.
До оз.Язевого можно доехать только на полноприводном грузовике
или вездеходе. Мы преодолели этот участок на "Урале", который
вез косарей из Язевки на озеро и потом через невысокий
водораздел доехал до самой Катуни.
- 17 -
Возможно также принципиально иное начало маршрута: от
г.Лениногорска ехать через пос.Поперечное, через водораздельный
хребет в долину р.Коксы - левого притока Катуни, и начинать
сплав по ней или ее притокам. Сам по себе этот вариант едва ли
целесообразен, поскольку при этом практически полностью теряется
верхняя часть Катуни, а сама Кокса не представляет большого
интереса. Его, однако, можно иметь в виду на тот случай, если в
Усть-Каменогорске возникнут проблемы с транспортом или с
пропусками.
Следующий очаг цивилизации на маршруте - это Уйменская степь.
Здесь много населенных пунктов, которые связаны с районным
центром - пос.Усть-Кокса - автобусным сообщением. Из Усть-Коксы
можно уехать автобусом или самолетом.
За пос.Тюнгур степь кончается, долина сужается. На левом
берегу высоко над водой часто видна дорога, на которой мы
несколько раз видели пешеходов и мотоциклистов. Сведения о том,
можно ли по ней доехать от Тюнгура до Ини, самые противоречивые:
от полной непроходимости до автобусного сообщения.
В пос.Иня реку пересекает Чуйский тракт. Относительно
возможности уехать отсюда в Горно-Алтайск известно, что:
1)автобус ходит; 2)билеты на него всегда проданы надолго вперед;
3)брать попутчиков на Чуйском тракте строжайше запрещено; 4)все,
кому надо, все-таки уезжают. Этих сведений, за исключением 1),
мы не проверяли.
Закончить маршрут можно в поселках, тяготеющих к Чемалу.
Хорошая дорога начинается от пос.Куюс. От пос.Еланда, по
непроверенным данным, в Чемал ходит автобус. Логичнее, однако,
плыть до Чемала.
Из пос.Чемал ходят автобусы в Горно-Алтайск (в 8.00, около
13 часов и около 17 часов) и в Бийск (в 8.00). Абтобусы ЛАЗ.
Предварительная продажа билетов производится в трансагентсве,
которое было закрыто давно и, вероятно, надолго. Таким образом,
она не производится вовсе. Пришлось всю ночь дежурить у коссы
на автостанции, а к открытию ее (в 7.00) собраться там в полном
составе для уверенности в соблюдении очереди всеми присутство-
вавшими группами. После этого мы взяли билеты на бийский
автобус и уехали. В любом случае, уехать отсюда в течение
одного дня представляется вполне вероятным, поскольку все
упомянутые группы прибыли в Чемал, как и наша, в предыдущий