<< Пред. стр. 336 (из 787) След. >>
яло ли это на безопасность прохождения маршрута.Первый день мы потеряли из-за того, что ходили на
озеро Арасан (Мертвое озеро), ждали хлеб в пекарне и
вышли только после обеда. Перевал на Белую Берель к
тому же оказался не из легких и на Черную Берель мы
вышли к вечеру, т.е. вместо Белой Берели по плану -
мы дошли только до Черной Берели.
После выхода на р.Белая Берель и подхода под пе-
ревал Верхнее Седло в связи с довольно сложной, а
соответственно и долгой переправой через Белую Бе-
рель мы потеряли полдня, т.е. вместо трех получилось
четыре с половиной дня. Также день мы потеряли на
постройке катамаранов, т.к. вышли почти к истокам
Катуни, то пришлось спускаться до ближайшего "ле-
са"(приходилось лазить высоко вверх до отдельных
групп деревьев) в устье реки Капчал.
Таким образом мы потеряли два с половиной дня,
т.е. наши дневки плюс еще пол дня. На безопасность
это практически не повлияло. Т.к. на сплав осталось
на пол дня меньше, но за счет планирования ненапря-
женного графика и в связи с тем,что Верхняя Катунь
несложна для сплава - мы их быстро наверстали. Без
дневок могла сказаться усталость, но за счет просто-
ты сплава по Уймонской степи мы нагнали полдня и пе-
ред Аккемским прорывом сделали полудневку. Остальная
часть маршрута проводилась согласно плану. "Отход"
прошел также успешно.
Таким образом за счет разумного изменения плана в
связи с непредвиденными обстоятельствами поход про-
шел ритмично, без перенапряжений, а также без ущерба
для безопасности прохождения маршрута.
4. График движения и
техническое описание маршрута
4.1 График движения
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
| | |Протя-| Чистое| Хар-ка| Метео |Приме- |
ни | Даты | Участки пути |женн. |ходовое| пути | условия |чания |
| | | км. | время | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
1 | 5.08 |г.Уфа - г.Новоси- | | | | |самолет|
2 | 6.08 |бирск - г.Барнаул | | | | |элек- |
| |- г.Усть-Камено- | | | | |тричка |
| |горск - с.Больше- | | | | |поезд |
| |нарымское | | | | |метеор |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
3 | 7.08 |с.Больненарымское | | | | |автобус|
| |- п.Катон-Карагай | | | | |попутн.|
| |- п.Рахмановские | | | | |транс- |
| | Ключи | | | | |порт |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
4 | 8.08 |п.Рахмановские | | |Подъем | | |
| |Ключи - р.Черная | | | на | ясно |пешком |
| |Берель | 8 | 4.20 |перевал| | |
| | | | |30-35% | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
5 | 9.08 |Радиальный выход | | |каньон | | |
| |в каньон на Черной| 3 | 2ч |подъем | ясно |--"-- |
| |Берели | | |на пе- | | |
| |р.Ч.Берель - р.Б. | | |ревал | | |
| |Берель -р.Ительген| 7+3 |3.30+1ч|трава | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
| | |Протя-| Чистое| Хар-ка| Метео |Приме- |
ни | Даты | Участки пути |женн. |ходовое| пути | условия |чания |
| | | км. | время | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
6 |10.08 |р.Ительген - р.Бе-| | |кустар-|пасмурно | |
| |лая Берель под пе-| 5 | 2.10 |ник | дождь |--"-- |
| |ревалом Верх.Седло| | |брод | | |
| | | | |тропа | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
7 |11.08 |Радиальный выход | | |тропа | | |
| |на водопад на р. | 25 | 5ч |подъем |пасмурно |--"-- |
| |Б.Кок-Коль | | |на пе- | | |
| |перевал Верхнее | 5 | 3ч |ревал | | |
| |Седло - р.Катунь | | |30-35% | | |
| | | | |спуск | | |
| | | | |40-45% | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
8 |12.08 |р.Катунь под пере-| | |заболо-| | |
| |валом В.Седло - | 5 | 1.50 |ченные |пасмурно |--"-- |
| |р.Капчал | | |участки| дождь | |
| |сборка судов | | |тропы | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
9 |13.08 |сборка судов | | | |пасмурно | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
0 |14.08 |р.Капчал - р.Верх-| | |шиверы | ясно | сплав |
| |няя Кураган | 28 | 4.11 |разбои | | |
| | | | |меандры| | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
1 |15.08 |р.В.Кураган - | 24 | 2.42 |шиверы | ясно |--"-- |
| |"Первые Щеки" | | |порог | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
2 |16.08 |"Первые Шеки" - | 45 | 5.52 |пороги | ясно |--"-- |
| |р.Козлушка | | | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
| | |Протя-| Чистое| Хар-ка| Метео |Приме- |
ни | Даты | Участки пути |женн. |ходовое| пути | условия |чания |
| | | км. | время | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
3 |17.08 |р.Козлушка - | 34 | 5.33 |шиверы | ясно |--"-- |
| |р.Кабануха | | | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
4 |18.08 |р.Кабануха - | 35 | 5.42 |шиверы | ясно |--"-- |
| |п.Усть-Кокса | | |разбои | | |
| |закупка продуктов | | | | | |
| |в п.Мараловодка | | | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
5 |19.08 |п.Усть-Кокса - | 85 | 11.57 |разбои | облачно |--"-- |
| |перед р.Аккем | | |шиверы | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
6 |20.08 |полудневка | | | | | |
| |перед р.Аккем - | 22 | 2.18 |пороги | ясно |--"-- |
| | р.Аргут | | |шиверы | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
7 |21.08 |р.Аргут - | 59 | 6.51 |шиверы | облачно |--"-- |
| | пор.Ильгуменский| | | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
8 |22.08 |пор.Ильгуменский -| 20 | 2.23 |пороги | облачно |--"-- |
| |пор. Шабаш | | | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
9 |23.08 |пор. Шабаш - | 29 | 3.45 |шиверы | облачно |--"-- |
| |р.Койтытгем | | | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
0 |24.08 |р.Койтытгем - | 35 | 4.46 |шиверы | ясно |--"-- |
| |пор.Тельдекпень | | |порог | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
1 |25.08 |пор.Тельдекпень - | 44 | 6.58 |порог | ясно |--"-- |
| |пос. Чемал | | |шиверы | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
| | |Протя-| Чистое| Хар-ка| Метео |Приме- |
ни | Даты | Участки пути |женн. |ходовое| пути | условия |чания |
| | | км. | время | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
2 |26.08 |пос. Чемал - | | | | |автобус|
| |г.Новосибирск | | | | |поезд |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
3 |27.08 |г.Новосибирск - | | | | |самолет|
| |г.Уфа | | | | | |
---+------+------------------+------+-------+-------+---------+-------+
Итого: пешком - 60 22.50
на катамаранах - 460 62.58
4.2 Пеший переход к началу сплава
Переход в долину реки Катунь начинается от Рахма-
новских Ключей и условно делится на 5 участков.
Первый участок.
Он включает в себя 8-ми километровый переход
через перевал разделяющий долины рек Арасанки и Чер-
ной Берели. Это самый трудный из всех участков, путь
начинается от места стоянки туристических групп воз-
ле аэропорта /фото 1/,сначала вдоль ручья, а затем
по тропе на север. Со стоянки перевал хорошо прос-
матривается. Подъем идет по склону 30-40 градусов
траверсами, переходит границу леса и выходит на вы-
сокогорные луга, отсюда открывается красивый вид на
Рахмановские Ключи /фото 2/. Тропа хорошая, но перед
перевалом теряется, а точнее, даже как-будто идет
влево на крупно каменистую осыпь довольно круто
вверх. Движение надо продолжать строго на север, на
осыпь и скалы не выходить /фото 3/.
Вершина перевала хорошо выражена - есть небольшой
тур из камней /фото 4/. С самого перевала очень хо-
рошо просматривается дальнейший путь:долина реки
Черная Берель,перевал между долинами рек Черная и
Белая Берель , долина Белой Берели, перевальный хре-
бет между Белой Берелью и Катунью, он же разделяет
бассейны рек Обь и Иртыш и он же является границей
между РСФСР и Казахской ССР /фото 6/. Хорошо видно
высшую точку Сибири - гору Белуху.
Спуск в долину Черной Берели довольно пологий.
После перевала тропа уклоняется вправо, проходит по
камням между кустарниками /фото 5/, далее переходит
в лесную зону. Здесь надо строго придерживаться пра-
вой руки, т.к. есть ответвления влево. После спуска
в долину тропа пересекает небольшой приток Черной
Берели и выходит к стоянке возле брода через реку.
Каньон начинается почти сразу вверх от стоянки,
вниз - четко выраженная долина. Первый водопадный
слив в каньоне /фото 7/ находится недалеко от стоян-
ки, выше есть еще одно красивое место, где Черная
Берель сжата скалами и образует водопад. Переходить
через Черную Берель лучше всего напротив стоянки,
т.к. выше перейти почти невозможно, а ниже - нет
смысла, тем более что тропа на перевал начинается
прямо напротив брода.
Второй участок./Черная Берель - Белая Берель/
Это - более простой перевал протяженностью около
7-ми км. Тропа чуть поднявшись идет вправо по рас-
падку вверх с уклоном 30-40 градусов /фото 8/. Через
минут 30 тропа начинает постепенно поварачивать на-
лево и выполаживаться, выходит к заболоченному ручью
и идет вдоль него до его условного истока. Тропа хо-
рошо заметна, перевальная точка очень слабо выражена
- тропа довольно долго идет по верху примерно на од-
ном уровне с незначительными подъемами и спусками.Со
стороны Черной Берели с подъема открывается вид на
первый перевал, а со стороны Белой Берели на Белу-
ху/фото 9/. Тропа плавно уходит вниз к лесу в долину
реки Белой Берели. В лесу уклон увеличивается, много
открытых корней деревьев.
Долина Белой Берели гораздо больше долины Черной
Берели и река на самом деле белая из-за извести рас-
творенной в воде, да и сама река мощнее чем предыду-
щая /фото 10/. Долина реки довольно безлесая -
сплошные луга. На берегу стоянка с условным бродом
через реку. Река примерно везде одинаковая для пе-
реправы, и если на Черной Берели воды было по коле-
но, то глубина на Белой Берели - 0.7-0.8 метра и те-
чение от 10 до 12 км/ч .
Третий участок./Вверх вдоль Белой Берели до пере-
вала Верхнее Седло/
От стоянки мы пошли по левому берегу по террасе,
тропы почти нет - высокая трава, кустарник /фото
11/. Дошли до реки Ительген, переправа через нее
трудности не представила, дошли до начала разбоев,
здесь же склон слева подходит прямо к реке, выбрали
относительно спокойное место, организовали переправу
/фото 12,13/ и переправились.
Правый берег на протяжении многих километров яв-
ляется пастбищем для лошадей, есть хорошая тропа.
Дошли до места под перевалом Верхнее Седло, перевал
хорошо просматривается с реки, хорошая стоянка нахо-
дится на берегу ручья и довольно высоко по отношению
к уровню Белой Берели, основная тропа идет ниже сто-
янки.
Радиальный выход на водопад на левом притоке Бе-
лой Берели - реке Большой Кок-Коль начинается от
стоянки, дальше по тропе, вверх по течению Белой Бе-
рели, проходит через мост на Белой Берели /фото 14/,
идет дальше вверх с отходом от реки и минут через 15
пересекает Большой Кок-Коль.
Водопад многоступенчатый находится выше места пе-
ресечения тропы с речкой /фото 15/. Мостик представ-
ляет собой несколько лежащих рядом бревен. К водопа-
ду можно подниматься с обеих сторон ручья, но лучше,
наверное, все-таки справа по течению.
Четвертый участок./Перевал Верхнее Седло между
Белой Берелью и Катунью/
Начало тропы на перевал идет от стоянки вверх,
есть отдельно стоящие деревья, через минут 10 подъе-
ма тропа поворачивает направо и тут надо сходить с
тропы, т.к. она начинает идти примерно на одном
уровне. Если подниматься вверх, то такие тропинки
начинают попадаться чуть ли не через каждые 10 мет-
ров, поэтому советуем взять курс строго наверх вне
зависимости от пересекаемых троп /фото 16/. Уклон
составляет 35-40 градусов /фото 17/, протяженность
перевала где-то около 5 километров.
Высшая точка - очень характерна и ярко выражена,
есть тур с табличкой/фото 18/.Погода была пасмурная
и Белуху /фото 19/не было видно, но хорошо просмат-
ривалась долина Катуни и хребет на противоположном
берегу .
Спуск крутой - 35-45 градусов, тропа идет прямо
вниз, на ней попадаются камни, поэтому идти надо
очень осторожно. На другом берегу хорошо виден водо-
пад на ручье/фото 20/. Катунь в этом месте представ-
ляет собой сплошные разбои, долина небольшая, леса
нет совсем. В том месте, где тропа выходит к реке,
стоянки хорошей нет, надо пройти чуть выше вдоль Ка-
туни - там стоянка и самое главное - непонятно отку-
да взявшееся сухое дерево, других дров нет. Вверх по
течению открывается красивый вид на истоки Кату-