<< Пред. стр. 368 (из 787) След. >>
Таблица 1. 1 Общие сведения об участниках
№ ФИО Год Домашний адрес Место работы
рождени и должность
я
1 Домрачев Александр 1973 Подвойского 1-46Вневедомственн
Валентинович ая охрана
Красноперекопс
кого РОВД,
сержант
2 Ильин Александр 1972 Фрунзе 59 Судостроительн
Анатольевич ый завод, зам.
гл. Механика
3 Ильин Алексей 1975 Фрунзе 59 ЯрГУ,
Анатольевич студент 5 курса
4 Лебедев Михаил 1975 Туманова 18 Сельхозакадеми
Сергеевич я, студент 5
курса
5 Лузанов Михаил 1972 8 Марта 18 Фрунзенское отделение
Викторович сбербанка РФ
программист
6 Степанова Наталия 1973 Воинова 2 ЯрГУ,
Викторовна студентка 5 курса
7 Харитонов Андрей 1972 Титова 12 АООТ ЯНОС,
Валерьевич инженер-программист
8 Чистюнин Сергей 1973 Углическая 27 "Колесо",
Борисович менеджер по продажам
9 Шапошников 1948 Суздальская 190 ЯГТУ,
Александр Михайлович преподаватель
10 Цыплякова Марина 1973 8 Марта 14 ЯрПУ,
Михайловна студентка 5 курса
Таблица 1. 2 Туристский опыт и обязанности членов группы
( Р - руководство, У - участие; Б - байдарка, К- катамаран
)
№ ФИО Обязанности вТуристский опыт
группе
Байдарка " Таймень-2 ", двухместный катамаран ( " Пегас ")
1 Шапошников Александр руковод. 1990 Катунь ( 5р, б )
Михайлович 1991 Она ( 5у, б )
1994 Она ( 5р, б )
2 Чистюнин Сергей страховка 1993 Умба-Колвица ( 3у, б
Борисович )
1994 Кубань ( 3у, к )
1995 Она ( 4у, к )
1-й четырехместный катамаран ( " Малёк " )
3 Харитонов Андрей штурман 1990 Ока Саянская ( 4у, к
Валерьевич )
1993 Умба-Колвица ( 3р, б
)
1994 Кубань ( 3р, к )
1995 Она ( 4р, к )
4 Лебедев Михаил фотограф 1993 Вама-Водла ( 4у, б )
Сергеевич 1995 Она ( 4у, к )
5 Лузанов Михаил казначей 1991 Черемош ( 3у, б )
Викторович 1994 Кубань ( 3у, к )
6 Цыплякова Марина оператор 1993 Вама-Водла ( 4у, б )
Михайловна 1995 Она ( 4у, к )
2-й четырехместный катамаран ( " Утка " )
7 Ильин Александр ремонтник 1993 Умба-Колвица ( 3у, б
Анатольевич )
1994 Кубань ( 3у, к )
1995 Она ( 4у, к )
8 Ильин Алексей страховка 1994 Кубань ( 3у, к )
Анатольевич 1995 Она ( 4у, к )
9 Степанова Наталия завпит 1995 Мста ( 2у, б )
медик 1995 Она ( 4у, к )
10 Домрачев Александр страховка 1994 Кубань ( 3у, к )
Валентинович 1995 Мста ( 2у, б )
2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
2. 1. Общие сведения
Алтайский край расположен на юге Западной Сибири, в бассейне
верхнего течения реки Оби и ее истоков - Бии и Катуни.
Поверхность края делится на две части - равнинную и горную.
Большую часть территории Алтайского края занимает юго-
восточная окраина Западно-Сибирской равнины. Это Приобское
плато на левобережье Оби, предгорья и склоны Салаирского кряжа
- на правобережье. Юго-восточную часть территории занимает
Горный Алтай с его самой высокой точкой - горой Белуха (4506
м). Высокие горные хребты Алтая: Катунский, Северо-Чуйский,
Южно-Чуйский и д. р.
отличаются рельефом альпийского типа - крутыми склонами и
скальными гребнями с многочисленными труднодоступными
пиками.
Более тысячи ледников общей площадью свыше 800 кв. км.
насчитывается в высоких хребтах Алтая. Наиболее значительными
являются долинные ледники Катунского и Чуйских хребтов. На
севере и западе Алтая располагаются среднегорные хребты и
массивы со слаборасчлененными гребнями.
Климат Алтайского края резко континентальный с
продолжительной холодной зимой и коротким, но жарким летом, с
небольшим количеством осадков. В равнинной части территории
средняя температура января - 19С, июля +18, 9С, годовое
количество осадков составляет 250-300мм. В Горном Алтае
средняя температура января колеблется от - 12С до - 31, 8С,
июля от +9С до +18С.
Если горы получают до 1500-3000мм осадков в год, то в
межгорных котловинах и долинах годовое количество осадков
составляет всего 150-200мм. Характерной особенностью климата
Алтая являются горно-долинные ветры (фены).
На территории Алтайского края берет начало от слияния
реки Бии и Катуни Обь - третья по водоносности (после Енисея
и Лены) река России.
Реки Обского бассейна отличаются быстрым течением и обладают
значительными запасами гидроэнергии. Реки Приобского плато:
Бурла, Кулунда и др. - мелководны, с медленным течением,
впадают в бессточные озера.
Крупнейшие озера на равнине - Кулундинское и Кучукское, в горах -
Телецкое.
Для равнинной части зональными являются черноземные почвы, в
западной части широко развиты засоленные почвы солонцово-
солончакового ряда. В горах - горно-подзолистые почвы.
Почти 1/3 территории Алтайского края покрыта лесами. Особенно
большие лесные массивы располагаются в долинах горных рек
вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на
западных склонах Салаирского кряжа. Леса представлены
сибирской лиственницей, кедром, пихтой, сосной. В Горном Алтае
ярко выражена вертикальная зональность: степная зона, лесная,
высокогорная (альпийская) и каменная, лишенная растительности,
нивальная зона. Для равнинной части характерно сочетание
степных просторов, в основном распаханных, с крупными
массивами лен-
точных сосновых боров и полезащитными полосами.
Богат и разнообразен животный мир Алтайского края. В
горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны; в
степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица,
степной хорек; в поймах степных рек - водоплавающая птица.
Велико промышленное значение Алтайского края. Здесь имеются
предприятия машиностроительной, металлообрабатывающей,
химической, легкой и пищевой промышленности. Алтайский край
является крупным районом производства зерновых и технических
культур, а также мясного и молочного животноводства,
тонкорунного и мясо-шерстного овцеводства, пантового
оленеводства.
В Алтайском крае имеются широко известные курорты:
Белокуриха, Чемал, Лебяжье.
В состав Алтайского края входит Горно-Алтайская
автономная область. образована в июне 1922г., как Ойротская
автономная область, в январе 1948г. переименована в Горно-
Алтайскую автономную область. В хозяйственном отношении
выделяется как район пантового оленеводства (пятнистые олени и
маралы). Развит охотничий промысел белки, горностая, лисицы,
колонка, соболя и норки. В некоторых районах развито
пчеловодство.
Коренное население Горно-Алтайской области - алтайцы.
2. 2. Населенные пункты и средства сообщения между ними.
Основная транспортная магистраль - Чуйский тракт (621км. ), идущий
от Бийска до границы с Монголией. Чуйский тракт очень
живописен. Он проходит через перевалы Семинский и Чикетаман.
Автобусами по тракту можно добраться до Ини, Чибита, Кош-Агача,
Кокорю. Самолетом - из Барнаула до Кош-Агача. Вертолетом - из
Горно-Алтайска до Акташа.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ
3. 1. Цели путешествия
Целями путешествия являлись:
1. Прохождение маршрута пятой (усложненной) категории
сложности, т. е. повышение спортивного, технического и
тактического мастерства участников путешествия; подготовка к
более сложным походам.
2. Ознакомление и освоение новых ( для нас) рек - Шавлы и
Аргута.
3. Осмотр порога Атланты на Аргуте.
4. Испытание нового снаряжения в походных условиях.
5. Участие в чемпионате области и России по туризму.
В 1989 и 1992 году группы из Ярославля прошли связку рек
Шавла - Аргут - Катунь и она оставила хорошие впечатления.
Отличный подъезд к началу маршрута и интересная пешеходная
часть также сыграли немаловажную роль в выборе маршрута.
3. 2. Планирование и подготовка
Подготовка к походу заключалась в следующем:
3. 2. 1. Теоретическая подготовка
Данный маршрут был выбран группой в осенью 1995 года, поэтому
времени для изучения материалов было достаточно. Были изучены
отчеты в Центральной городской туристской библиотеке г.
Москвы. Беседы с непосредственными участниками походов
дополнили представление о маршруте.
3. 2. 2. Материальная подготовка
Во-первых, были изготовлены новые катамараны; во-вторых, было
изготовлены спасательные жилеты повышенной плавучести ( 4-ч и 5-
ти балонные ).
3. 2. 3. Тактическая и техническая подготовка
Зимой было совершено несколько 2-3 дневных лыжных походов
с большой нагрузкой.
Ежемесячно большая часть группы проводила 10-20-ти км
кроссы.
Было несколько выездов весной на каяках по паводку на малые
реки области.
На майские праздники часть группы совершила тренировочный
поход 2 к. с. по р. Мста.
Ввиду нормального подъезда меню-раскладка была
принята обычная, из расчета 600 г. продуктов в день на
человека, оправдавшая себя на Оне.
Маршрутные документы были оформлены 20 мая 1996 г.
Группа была поставлена на учет в МКК г. Ярославля.
3. 3. Выполнение плана
План путешествия был выполнен без изменений.
3. 4. Меры безопасности на маршруте
Согласно рекомендациям МКК и участников предыдущих
походов была организована полная разведка р. Шавла до пр. 42
включительно вследствие возможных завалов и большого падения
даже на спокойных участках реки, обнос пор. "Атланты" и
разведка пор. "Ворота", "Ильгумень", "Шабаш", "Тельдекпень-
1", "Тельдекпень-2".
На всех указанных препятствиях была организована страховка как с
берега, так и с воды с помощью уже прошедших катамаранов
"четверок".
4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
4. 1. График движения
День Дата
1 - 4 30. 06- 3. 07 г. Ярославль - г. Москва - г. Бийск
5 4. 07 г. Бийск - пос. Чибит (машина 400 км )
6 5. 07 пос. Чибит - пер. Орой ( пешком 16 км )
7 6. 07 пер. Орой - стрелка р. Шабага и р. Шавла
( пешком 24 км )
8 7. 07 Сбор судов
9 8. 07 Радиальный выход на Шавлинские озера
(пешком 25 км )
10 9. 07 Сплав до шиверы " Зета " ( катамараны 3. 5 км )
11 10. 07 Сплав до пор. " Осыпь " ( катамараны 5 км )
12 11. 07 Сплав до пор. " Лесная труба " ( катамараны 5
км )
13 12. 07 Сплав до пр. 31 - шиверы - порога ( катамараны
5. 5 км )
14 13. 07 Сплав до пор. Лестница ( катамараны 7. 5 км )
15 14. 07 Сплав до пр. 42 ( катамараны 8. 5 км )
16 15. 07 Сплав до стрелки р. Аргут - пор. Атланты
( катамараны 40 км )
17 16. 07 Дневка
18 17. 07 Сплав до р. Катунь - пор. " Ильгуменский " (
катамараны 65 км )
19 18. 07 Полудневка. Сплав до пор. Мешок
( катамараны - 20 км )
20 19. 07 Дневка
21 20. 07 Сплав до пос. Куюс ( катамараны 55 км )
22 21. 07 Сплав до р. Апшияхта ( катамараны 40 км )
23 22 Сплав до пос. Чемал ( катамараны 25 км )
24 23. 07 пос. Чемал - г. Бийск - г. Новосибирск
25-27 24-26. 07 г. Бийск - г. Барнаул - г. Ярославль
Итого активным способом передвижения:
65 ( пеший ) + 280 ( сплав ) = 345 км
* Техническое описание маршрута *
Пешая часть маршрута на р. Шавла
1 день.
В поселок Чибит мы приехали в 18 час. Машина остановилась у
километрового столба с табличкой 781 км. Справа от автодороги
виден деревянный мост через р. Чибитку. Через мост вышли на
дорогу, прямиком пересекающую поселок. Эта дорога выводит к
подвесному мосту через реку Чую.
Грунтовая дорога уходит вверх на правый борт ущелья Чуи и
идет вдоль Мажойского каскада на летнее пастбище. Эта дорога
хорошо видна с тракта и служит ориентиром движения через
поселок.
Пройдя поселок, увидели мост через Чую, спустились к нему
и перешли на другой берег Чуи. От тракта до подвесного моста
через Чую 1. 5 км. Здесь на левом берегу Чуи, сразу за мостом,
место для ночевки, хотя есть проблемы с дровами. В темноте их
трудно искать. Весь путь от тракта до подвесного моста у нас
занял 40 минут.
2 день.
Подъем дежурных в 6. 00. Общий подъем в 6. 30. Ночь была
теплой, с утра солнышко. Завтракаем, собираемся. По Чуе идет
коричневая вода, но уровень судя по берегам выше среднего.