<< Пред. стр. 380 (из 787) След. >>
автомобиле ГАЗ66. Обратно в Новосибирск возвращались тем жеавтомобилем, водитель дожидался нас в условленном месте на
берегу р.Бии у п.Турочак.
Из Новосибирска мы выехали в 8:30, ночевали на берегу
Бии ниже устья р.Лебедь, на следующий день были уже на Пыже.
Обратный путь проехали за ночь с 21:00 до 9:00
Другие способы заброски на р.Пыжу:
Из Новосибирска до Бийска добраться поездом или автобусом.
1. В городе Бийске нанять автомобиль (автобус) до самой
реки.
2а. Сесть в Бийске на автобус до Турочака, оттуда
автобусом или попуткой до поселка Иогач.
2б. Доехать до Горно-Алтайска, оттуда тоже рейсовым
автобусом до п.Иогач.
Дальше до реки надо ловить попутку, или специально
нанимать машину.
3. В Новосибирске турфирма "Алтын-Туу" еженедельно по
средам доставляет своих клиентов на Телецкое озеро.Стоимость
билета на их автобус до п.Иогач в этом году составляла 130тыс
рублей - этот вариант мы планировали первоначально, пока не
договорились с водителем ГАЗ66.
Теперь остановимся на неприятной информации:
Рекреационные сборы, или, проще, налог за право дышать воздухом
Алтая . Сейчас он составляет 10 процентов от минимальной
зарплаты, т.е. 8.500 р. в день (Вынь да положь за двухнедельный
поход больше 100 тыс с каждого). Не буду обсуждать законность
этого побора, т.к. это довольно обширная тема. Скажу только,
что у нас был очень плохой выбор; или платить, или попытаться
не заплатить и поиметь проблемы. А трясут эти сборы все: ГАИ
перед Горно-Алтайском, дяди из сельсоветов, лесники. Правда у
гаишников этот механизм плохо отлажен (т.е. не трогают рейсовые
междугородние автобусы, но останавливают "иноземных" частников
и "предлагают" оплатить рекр.сбор. и преобрести рекр.путевку на
весь срок пребывания в республике Алтай, которую при выезде из
республики необходимо предоставить для проверки.) Правда, со
стороны Турочака нас никто не остановил, на что мы и
расчитывали. Дальше, в таких "рыбных" на туристов местах, как
Чибит, Усть-Кокса, Иогач дяди из органов местного
"самоуправства" быстро вычисляют нашего брата (пока с рюкзаком
в горы не убежал) и давай клянчить мзду. И ведь платят же
многие, правда чаще не сбор, а взятку. Но нас в Иогаче ничто не
могло задержать, там нам нечего было опасаться. Оставалась одна
большая проблема - лесник в Обого. Мимо него мы никак не могли
проскочить незамеченными. А информация о нем, полученная перед
походом, была не очень радостная. Оказывается он арендует 400
гектаров под охотугодья, и там часто отдыхает большое
начальство. Поэтому он у себя царь и бог. Это было еще одной
причиной, почему мы начали сплав гораздо ниже Обого. (Первую -
смотри в разделе "техническое описание") В конце концов Обого
мы проскочили на полном ходу, а когда машина шла обратно, он
умудрился успеть выскочить в подштанниках и подробно стал
распрашивать водителя с напарником, кто они, что тут делают,
когда узнал про нас, сразу же спросил: "платили ли вы"? Когда
шоферы сказали, что платили, ему ничего не оставалось
делать, как только согласиться с таким ответом. Но к нам он не
появлялся, ни в тот же день, ни на следующий. Чему я был сильно
удивлен и обрадован.
Пожелание из 1997 года. Дай бог чтобы эти постыдные
поборы уже в скором времени оказались историей.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ.
Основы безопасности прохождения маршрута были заложены
в тщательной подготовке похода и испытанной конструкцией судов.
Так как группа не полностью соответствовала заявленной
категории сложности маршрута и не имела подробной лоции реки, а
только словесное описание реки на основе статьи из 18-го
выпуска альманаха "Ветер странствий" и двухкилометровой карты
этого района, то, чтобы исключить неожиданные выходы к ключевым
препятствиям, приходилось гораздо больше внимания уделять
береговой разведке не только порогов, но и подступов к ним; на
участках между препятствиями применялась тактика движения двумя
раздельно стартующими группами. Более сильная группа должна
была обеспечить четкие ориентиры мест чалок, страховку и по
необходимости принудительное зачаливание судов второй группы.
Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого
спасжилета, каски и гидрокостюма.
При сплаве применялись:
- Осмотр и разведка сложных порогов а также проток,завалов
- Взаимная страховка судов во время сплава
- Страховка с воды при прохождении всех сложных участков
- Страховка с берега на сложных участках реки
- Принудительное причаливание
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
ДАТА
НИТКА МАРШРУТА
СПОСОБ ПЕРЕДВИЖ.
РАСТОЯ-НИЕ
ПОГОДА
16.08.97
Новосибирск - п.Турочак
автомобиль
ясно
17.08.97
п.Турочак-п.Иогач-р.Пыжа(устье р.Эвий)
автомобиль
ясно
18.08.97
Строительство
дождь
19.08.97
р.Эвий - начало Казинского каскада
сплав
6км
ясно
20.08.97
Дневка (дождь)
дождь
21.08.97
Казинский каскад до п."Вираж"
сплав
1км
ясно
22.08.97
п."Вираж" - устье р.Казо
сплав
700м
пасмурно
23.08.97
Обнос водопадов
пешком
3,5+2,5км
ясно
24.08.97
Обнос водопадов
пешком
3 км+1км
кр.дожди
25.08.97
Стоительство, дневка
ясно
26.08.97
п."Каро-Канн" - хутор Балгашта
сплав
8,5км
дождь
27.08.97
хутор - "дурные протоки"
сплав
21км
ясно
28.08.97
"дурные протоки" - р.Бия - 5км ниже устья Саракокши
сплав
29+19км
дождь
29.08.97
Саракокша - п.Турочак
сплав
45км
пасмурно
30.08.97
Турочак - Новосибирск
автомобиль
не помню
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РЕКИ
(с информацией о прохождении)
В тексте и схемах принята сквозная нумерация
препятствий от истоков к устью. При описании препятствий дается
их условная классификация по степени сложности, общепринятая и
позволяющая более точно представить сложность маршрута в целом,
и служащая хорошей основой для составления графика движения.
В тексте используются следующие обозначения
препятствий:
Л - препятствия преодолевающиеся с ходу, ошибки приводят к
посадкам на камни и небольшим повреждениям.
С - препятствия требующие разведки и страховки, ошибки
могут привести к серьезным повреждениям судна.
Т - препятствия требующие обязательной разведки и
страховки, ошибки могут привести к потере судна.
ТТ - препятствия требующие анализа и оценки собственных
возможностей, препятствия повышенной сложности.
За основу описания взята статья "Каменная река" Янина
А.А. в альманахе "Ветер странствий" вып.19. Поэтому постараюсь
сохранить названия, данные первопроходцами.
Пыжа берет начало из системы небольших горных озер,
расположенных в сочленении южной оконечности хребта Алтынту и
Сумультинского хребта. Наивысшая точка в районе истоков Пыжи
2714м находится в 2,5км к северо-западу от озер. Сначала Пыжа
течет на север. Приняв слева крупный приток Учал, она
становится полноводной. После впадения справа Качеша Пыжа резко
поворачивает на запад,а ниже устья Турги - на северо-запад;
именно на этом участке сосредоточены основные пороги и
непройденные водопады. Затем река вновь течет на север.
Длина Пыжи - 103км, площадь бассейна - 11700км.кв.,
средний уклон -18м/км. Средняя высота бассейна реки - 1150м,
лесистось 70%. Среднегодовой расход воды в Пыже - 18,5куб.м
/сек, из них в апреле - 12,6 , мае - 57,5, июне - 34,4, июле -
19,9, августе - 40куб.м /сек. Пыжа впадает в Бию в 17км от
истока последней. Долина Пыжи заселена слабо, многие поселки
заброшены.
Итак, Пыжа, сливаясь с Учалом, становится полноводной,
однако почитав описание Янина, я понял, что: "Верхний участок
реки до устья крупного левого притока р.Эвий серьезных порогов
не содержит. Однако здесь много неприятных проток с прижимами к
кустам, завалов, бревен в русле". . . (Здесь я привел цитату из
его статьи.) Поэтому был смысл начинать сплав как можно ближе к
р.Эвий. Приятным сюрпризом оказалось, что дорога проложена до
самого Эвия. На нашей карте этой информации не было.
Сплав мы начали от деревянного моста через Пыжу,
расположенного в 8
км от Обого вниз по течению. Перед мостом мощный завал из
бревен, так что сам мост вскоре может снести. Уровень воды в
реке высокий -"большая вода". Он оставался таким втечение всего
похода, чему способствовали дожди. Поэтому многие пороги
оказались залитыми,технически упростились, зато существенно
ухудшились условия для причаливания: практически отсутсвовали
плесовые участки.
1Л Шивера, Разбой: От моста река течет одним руслом без
камней, небольшие валы(<40см), на берегах встречаются завалы из
бревен, ширина реки 20-30м, через 2км впадает левый приток Эвий
. Перед притоком правый берег выполаживается, река разбивается
на протоки. Правая предсталяет собой промоину, заваленную
лесом, в левой -расчески, завал, но проход есть. Эвий впадает
через 200м.
Шли сходу, перед завалом чалились налево, проводили
катамараны по мелководью(20м). Чистое ходовое время - 10мин
Дальше до левого притока - р.Турга 1,5км, через 200м после
Турги переправа - через реку натянут трос, к нему привязан
пляжный катамаран. Нас эта конструкция очень впечатлила.
2Л Порог: Расположен через 300м после устья Турги.
Начинается шиверой: валы около 0,5м, камни в русле, река
поворачивает налево, за поворотом слив до 1м. Дальше шивера
продолжается, через 400м на правом повороте порог "Скиф"
3С Порог"Скиф": Длинное препятствие со сложной линией
движения между камней. Сразу за правым поворотом серия сливов с
"бочками", у внешнего левого берега завал из бревен, большие
камни в русле, ширина реки около 40м.. Необходимо заходить в
порог у правого внутреннего берега. Длина порога 100м. Дальше
прямой участок -длинная жесткая шивера (300м). Камни, валы до
1м. Для разведки и страховки необходимо чалиться на правый
берег за 50-100м до поворота, т.к на повороте берег -скала
высотой 3м.
Проходили порог после предварительной разведки. Страховку
с берега не выставляли. Шивера после "Скифа" заканчивается
порогом на крутом левом повороте. Ориентир порога - отвесный
каменный бом на правом берегу.
4С Порог(50м): Слив через всю реку не меньше1м , в правой
части крутой, но не мощный. Основная струя идет слева. Здесь за
сливом мощный пенный котел. Длиной около 3м. Бочка плохо
просматривается с воды из-за серии метровых валов до и после
слива. Через 30м после слива прижим в выступ левого берега.
дальше 100м быстротока. Для разведки и страховки необходимо
использовать левый берег.
Порог служит ориентиром приближения Казинского каскада,
до начала которого остается не больше 500м. Река здесь делает
два небольших изгиба сначала вправо потом влево.На правом
повороте небольшой порог.
5Л Порог (20м): Слева метровый слив, справа небольшой
прижим в выступ правого берега.
Дальше препятствий нет вплоть до начала каскада. Каскад
начинается сразу за правым поворотом, с воды хорошо
просматривается перепад на входе в каскад. виден Левый берег -
крутой склон, поросший лесом, правый после бома низкий, по мере
приближения к каскаду поднимается. В нашу воду необходимо было
зачалиться заранее, т.к. сходу можно не успеть остановиться на
быстротоке и влететь в каскад.
Перед каскадом и в нем очень ограничен выбор мест для
стоянки. Мы организовали лагерь на полке правого берега над
входным порогом, на высоте около 6 м над водой в 70м от берега.
В 20м от бивака обнаружили следы недавнего присутствия
людей.(Костровище, место где стояла палатка, кое-кто наступил
на "мину"). Это позволило предположить, незадолго до нас, не
больше недели назад, здесь стояли водники.(Судя по не самому
лучшему выбору места для бивака). Потом это подтвердилось.
6Т "Казинский каскад": сплошная цепь серьезных порогов в
узком скалистом русле - имеет длину 2км. Можно разделить на
несколько ступеней.Каждая ступень требует основательной
разведки. Береговые работы целесообразно проводить с разных
берегов, по мере прохождения порогов каскада.
6аС Порог"Вход"(100м): На первых 30м ступенчатое падение
русла на 1,5м. Ширина реки - 20м. Входной метровый слив, за ним
через 5м косой винтовой вал в левой части русла, потом участок
быстротока(20м) и еще ступенька около 70см,в которой справа
полуобливной камень с хорошим навалом. Правый берег вэтом месте
бом высотой 3м, за ним плес около20м, тишка у правого берега,
после еще 50м быстротока с думя сливами по 50см . Потом правый