<< Пред. стр. 387 (из 787) След. >>
48. Порог 17. "Желоб. " Разогнавшись река упирается в огромный "дом"занимающий почти всю левую часть реки. С правой стороны к
"дому" подступают большие камни. Река словно по желобу скаты-
вается в эту щель.
49. Порог 18. На входе разгонная шивера. Сам порог - это два слива:
один между камнями (слив с бочкой), а второй - сужением
скальных стенок левого и правого берегов.
50. Порог 19. 4"Ступенька". Слив с бочкой через всю реку. Высота
слива около 1, 4 м. Заход в порог и выход - чистые.
51. Порог 20. Расположен на левом повороте. Слив между камнями,
ниже - слив с подводной плиты.
52. Порог 21. Узкий проход по валам под стенкой левого берега.
Правая часть реки мелкая.
53-56. Шиверы. Мощность шивер возрастает.
57. Порог 22. Три огромных каменных "дома" сжимают реку. Между
"домами"слив с подводной плиты.
58-59. Шиверы.
6О. Порог 23. Простой порог. Несколько сливов.
3. р. Малый Коргон - устье р. Коргон.
Протяженность сплава - 13, 0 км. Чистое ходовое время - 1 ч, 54 мин.
61-64. Слабые шиверы.
65. Порог 24. Сложный порог на левом повороте реки. Река сжимается
каменными "домами" и скачет мощным метровыми сливами.
Ниже сливов жесткие бочки.
66. Порог 25. "Абзац". Сложный порог большой протяженности. Сложный
маневр, бочки, СЛИВЫ, валы.
67-7О. Мощные густые шиверы.
71. Порог 26. Мощный порог. Бочка, слив, прижим к стенке левого
берега.
72. Порог 27. Расположен на левом повороте. Правый берег стенка.
Жесткая бочка.
7З. Порог 28. Слив между камнями.
74. Порог 29. "Мост". Порог искусственного происхождения. Образован
при строительстве моста через р. Коргон. Мощные валы, слив.
* в/ РЕКА ЧАРЫШ *
1. Протяженность сплава - 25 км + 131 км = 156 км
2. Площадь водосбора (в районе с. Чарышское) - 7180 кв. км.
3. Средний уклон: пос. Усть-Кумир - 13 м/км,
пос. Чарышское - 8 м/км.
4. Среднегодовой расход воды: пос. Усть-Кумир - 45, 5 м3/сек,
пос. Чарышское - 108 м3/сек.
5. Средняя высота водосбора: пос. Усть-Кумир - 150О м,
пос. Чарышское - 1300 м.
6. Чистое ходовое время - 4 час. 26 мин. + 26 час. ООмин. =30ч. 26м,
7. Средняя скорость движения: до пос. Коргон - 5, 64 км/час,
от. пос. Коргон - 5, 04 км/час,
общая - 5, 34 км/час.
8. Время сплава: пос. Усть-Кумир - пос. Коргон - 3 сентября,
пос. Коргон - пос. Маралиха -с11 сентября по
13 сентября 1981 года.
8. Уровень воды - стабильно низкий.
На Чарыше расположено окло 15 порогов 2 к. с. и множество шивер.
До устья р. Маралихи течет в пределах гор.
Река Чарыш условно разбита нами на следующие участки:
1. пос. Кумир - пос. Коргон (25 км),
2. пос. Коргон - р. Боровлянка (45 км),
З. р. Боровлянка - р. Чагирка (50 км),
4. р. Чагырка - пос. Маралиха (36 км).
1. пос. Кумир - пос. Коргон.
Протяженность сплава - 25 км. Чистое ходовое время 4 час. 26 мин.
На этом участке встречаются несложные пороги, протоки и перекаты.
Опасны навалы воды на прибрежные кусты, заломы леса в протоках.
Река огибает ряд живописных отвесных стенок (высота до 100 м).
2. пос. Коргон - р. Боровлянка.
Протяженность сплава - 45 км. Ходовое время - 8 час. 50 мин.
На этом участке расположены основные препятствия Чарыша. Сразу
за пос. Коргон начинаются несложные пороги с прижимами, валы на
сужениях и крупными камнями в русле. За 8 часов было пройдено сходу
10 порогов и несколько шивер, множество перекатов.
3. р. Боровлянка - р. Чагырка.
Протяженность сплава - 50 км. Ходовое время - 8 час. 20 мин.
Река становится полноводней. Ширина реки 2ОО - ЗОО м. Препятсвия
44.
представлены перекатами, протоками. Встречается небольшая
пологая волна.
4. р. Чагырка - пос. Маралиха.
Протяженность сплава - 36 км. Ходовое время - 7 час. 50 мин.
Рена плавно течет в широкой долине. Препятствий нет.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Участок пути Способ км Чистое Характер пути, естест-
(от-до) пер-ия ход. венные препятствия, Погода Примечание
вр. час. опасные участки.
18. 08. г. Новокузнецк-г. Горно- Постановка
Алтайск сом-лет ясно группы на
учет в КСС
19. 08. г. Горно-Алтайск-Усть-Кан автобус 9-00 ясно Ночевали в
гостинице. отпр
телеграммы о
выходе группы
на маршрут.
20. 08. Усть-Кан-Мендурсакон-р. Тур- Заброска прод. в п. Усть- ясно,
гунсу-юрты совх. Мендурсакон машина 17, 5 0-27 Кумир. Продукты оставили жарко
в сельсовете.
21. 08. Юрты-пешком до притока N3 пешком 10 2-24 После р. Тархату плохая пер. обл.
каменистая тропа Дождь.
22. 08. Приток 3-перевал 2238м- Изнурительный подьем Чудесные виды
р. Кызылчая приток N5 пешком 7, 5 2-41 на перевал 2238м. Очень утром на хр. Коргонс-
крутой спуск с перевала ясно в кий.
в долину р. Кызылчая. обед обл.
23. 08. Приток 5-начальная Тяжелая каменистая Очень малая
точка сплава пешком 6, 5 1-43 тропа ясно вода
24. 08. Постройка катамаранов Удобная поляна. Есть
и тримарана лес для строительства. ясно
Разведка реки до прит.
N12.
25. 08. Начало сплава-р. Черновая катамар. Слабые шиверы, несложные
тримаран 4 0-42 пороги. Поэтапная развед- Сбор грибов,
ка до устья р. Черновой. ясно ягод.
26. 08. Д Н Е В К А Глубокая разведка до ясно, Стоянка в 100
р. Кедровка, баня. жарко м выше прит. 13
45.
27. 08. р. Черновая- р. Кедровка сплав 5 0-51 Каменистые шиверы. Водопадные Стоянка на правом
28. 08. р. Кедровка-р. Кытна сплав З 0-23 сливы. Поэтапная разведка и ясно берегу перед порог
29. 08. р. Кытна-р. Березовка сплав 11, 5 1-28 поэтапное прохождение. N 19.
Прохождение порогов с 19 по ясно Ходили не пасеку
28, Кытнинский. Поэтапная раз-
ведка. Страховка с воды.
Сложные пороги до устья Крас- Рыбы нет.
ноярки. Страховка с берега и, ясно
воды. Поэтапная разведка и
прохождение.
30. О8. р. Березовка-р. Миндой сплав 12, 5 1-52 Прохождение порогов "Лоток", перемен. Вечером сбор
"Миндойский", составление ь облачнос. грибов.
схем порогов. "
31. 08. р. Миндой-р. Девичий. сплав 2 0-15 Прохождение порога "Девичий" дождь Подъем воды
Страховка с берега и воды. на 0, 5 м.
1. О9. Д Н Е В К А Холодно. Целый день идет Моросящ. На гольцах
дождь. Видимость очень дождь выпал снег.
плохая.
2. 09. р. Девичий-р. Коротень- Дождь. Рыба ловиться
кий. сплав 2 0-16 Обнос "Большого" порога Холодно. плохо.
З. О9. р. Коротенький-устье 6, 5 0-48 Разведка и прохождение Ясно
р. Кумир-п. Усть-Кумир сплав 2 О-20 порогов "Малый", "Интеграл. "
п. Усть-Кумир-р. Коргон- Ходили на почту,
п. Коргон сплав 25 4- 26 Легкая волна на Чарыше. отправили телеграм
Слабые шиверы. мы.
4. 09. п. Коргон-перевал 1420 м. пешком 23 5-10 Очень плохая тракторная Перемен. Часть груза отпра-
дорога до р. М. Татарка. облачнос. вили на лошадях.
5. 09. перевал 1420-порог 3 пешком 9 2-41 Тяжелоя конная топа. Низкая Постойка катама-
вода в Коргоне ясно ранов.
6. 09. порог 3-приток 15. сплав 3, 5 0-28 Разведка и прохождение Стоянка, на левом
порогов "Виры", "Спартак". берегу.
Страховка о берега и воды. ясно
7. 09. Приток 15-р. Антонов Коргон сплав 3 0-25 Разведка и прохождение порогов Ясно Лагерь на
"Аврора", 11-15. Страховка с пасеке.
8. 09. р. Антонов Коргон-р. М. Коргон сплав 4, 5 0-32 Прохождение порогов 16-23 Ясно
9. 09. Радиальный выход по р. Рабочему на Оченъ тяжелая тропа среди
Коргонскую каменоломню зарослей крапивы и тальника Ясно
1О. О9. р. М. Коргон-устье р. Коргон - сплав 10, 5 1-24 Прохождение сложных порогов Ясно Отправили тел-
- п. Коргон 2, 5 0-ЗО 25, 26. Страховка с воды. леграммы в КСС.
11. 09. п. Коргон-устье р. Боровлянка сплав 45 8-5О Перекаты, слабые шиверы. Ясно
12. 09. р. Боровлянка-устье р. Чагыркасплав 50 9-20 Легкая волна. Ясно
13. 09. р. Чагырка-п. Маралиха - сплав 36 7-5О Препятствий нет. Ясно
14. 09. -ст. Поспелиха - машина 120
г. Новокузнецк поезд
Протяженность маршрута - 284 км, из них:
подходы - 56 км,
сплав - 228 км.
Чистое ходовое время:
подходы - 14 час. 39 мин.
сплав - 4О час. 40 мин.
ЛИТЕРАТУРА.
1. В. В. Сапожников. По Алтаю. Географгиз. 1949г.
2. Н. И. Михайлов. Горы южной Сибири. Географгиз. 1961г.
3. Ресурсы поверхностных вод СССР. т. 15, вып. 1, Гидрометиздат. Л. 1969г.
4. Б. Москвин. Горный Алтай, М., Профиздат, 1972г.
5. Ю. М. Страхов. Надувные лодки в туристком путешествии. ФИС, М., 1972.
6. ЦРИБ "Турист". Методические рекомендации по водному туризму. М. 73.
7. ЦРИБ "Турист". Организация и проведение поисково-спасательных
работ силами туристкой группы. М., 1981г.
8. Отчет Ю. Заикина (г. Кемерово) о путешествии по Коргону, Ине в 198О.
9. Отчет В. Болотова (г. Барнаул) о путешествии по Коргону, Чарышу в79.
10. Физические и административные карты Алтая.
===============================================================
FILE: peschan.txt
Песчаная
Оригинал этого текста лежит здесь ¦ http://www.unn.runnet.ru/koi/volgovyt/nizhobl/nizhnov/pesch.htm
Максим Мошков. http://www.ras.ru/~moshkow/
Поход 3 к/с по реке Песчаной (Алтай)
Семинский перевал - изба пастухов 12 км 4 часа
Общая часть пешего перехода от памятника на Семинском перевале
до пос. Беш-Озек, откуда практически всегда возможен сплав, 30
- 32 км. На ферме Передержка может оказаться транспорт, что
сократит путь на 10 - 12 км. Лесовозная дорога начинается на
Чуйском тракте и уходит от памятника добровольного
присоединения Алтая к Росии резко вправо. Сначала дорога идет
по голому полю, потом, постепенно поднимаясь входит в кедрач.
Высота подьема невелика, не более 70 - 100 м. Далее дорога, в
районе автоматического метеопоста, с хорошо видимыми следами
лесовозов уходит влево и путь идет по крутопадающей, размытой
скотоперегонной дороге вниз в долину истоков Песчаной.
В месте пересечения дороги и истоков реки расположена
заброшенная ферма с двумя домами, пригодными для ночевкм. Общий
путь до истоков занял 2 часа. После пересечения с истоками
дорога идет правым берегом реки, изредка поднимаясь на отроги
гор и пересекая небольшие болота. Довольно часто попадаются
избы пастухов.
Ферма Передержка состоит из 3 жилых домов и загонов для
животных. Людей на ферме мало - только семьи пастухов. От фермы
на механическом транспорте можно подьехать до Беш-Озека или еще
ниже по реке. За передержкой дорога становится уже накатанной,
а местами и разбитой. Пасется много скота.
Изба пастухов-Беш-Озек 20 км 7 часов
Песчаная течет одним руслом, воды уже довольно много, но
сплавляться, даже на байдарках, при умеренном уровне воды
нельзя. В 10-12 км. от фермы алтайский поселок Беш-Озек
(магазин, почта). Справа и слева в Песчаную впадают 5 притоков.
Переправа через них может составить некоторые трудности, т.к.
мостов нет. Единственный мост - через последний приток на
дороге в Барагаш.
После Беш-Озека воды в реке уже вполне достаточно для сплава.
Река течет, часто разбиваясь на протоки, в почти голой,
безлесой долине. Только вдоль самой реки полоса смешанного,
заболоченного леса. Настоящие, большие леса появляются только
на склонах хребтов.
* ВОДНАЯ ЧАСТЬ *
1.Беш-Озек-Барагаш 30 км 8 часов
Участок пути между Беш-Озеком и Барагашем (28-35 км) оказался
одним из самых трудоемких. Узкие протоки с высокой скоростью
течения, заваля и коряги усложняли сплав. За день было сделано
около 10 обно- сов, 2 раза клеили дыры в лодках после навала на
коряги. На берегу 2 фермы, одна из которых - Шаргайта -
довольно большая.
За 10-15 км до Барагаша появляются небольшие шиверы. Опасности
они не представляют, но вынуждают интенсивно работать и
являются хорошей тренировкой для экипажей. Главную опасность
составляют при- жимы и завалы, т.к. большая скорость течения и
отсутствие места для маневра из-за узости проток создали
реальную опасность навала на кусты и коряги. В среднем падение
реки на этом отрезке около 3-4 км.
2.Барагаш-Ильинка 35 км 7 часов
После Барагаша скорость реки увеличивается, проток и завалов