<< Пред. стр. 39 (из 787) След. >>
Потерь, кроме ссадин на руках, нет. Что с гермухами -будем смотреть потом. Минут десять ловил ртом воздух, потом с
удивлением понял, что вполне могу идти дальше. Великое
преимущество каяка - небольшие моральные издержки оверкиля.
Снова разбои, потом - уже знакомые "каменные поля". И
вдруг препятствия как отрезало. Речка бесшумно летит в глубоком
овраге. По камням снуют трясогузки, в одном месте спугнули
журавля - он величаво пролетел над рекой и ушел куда-то за
береговые кусты.
Пол-часа сплава - и мы услышали шум большой дороги. Ясно,
что это уже трасса Москва-Петербург. Река снова нас обманула -
и снова "в плюс". Решили определиться более четко, вылезли на
стенку долины. На грунтовке - километровый столб, до Яжелбиц -
2 км. На часах - 15.00. Пока доедем, пока разберемся - время
уйдет, и автобус, скорее всего, тоже, а ночевать в большом селе
может быть весьма неуютно. Решили остановиться здесь, а утром
встать пораньше и по возможности успеть к первому автобусу.
Пол-дня травили байки, доедали продукты, слушали соловьев.
Кстати, как они нам мешали спать!
x x x
Утром без будильника поднялись в семь. По-прежнему пели
совершенно сумасшедшие соловьи. Отчалили, и - через 15 минут
были уже на задворках Яжелбиц. Овраг резко отступил, речка
зазмеилась среди полей. Еще минут через 15 дошли до автомоста,
разобрались, высушили лодки на ветерке. До остановки - метров
200. Потрепались с местными - утреннего автобуса не было,
говорят, сломался... Следующий - в три, что грозило опозданием
на валдайский кукушонок и лотереей с поездами в Бологом. Но тут
- о радость! - местный парень, с которым мы только что
разговаривали за жизнь, предложил подбросить до Валдая на своих
"Жигулях". Так, на мажорной ноте, и закончился наш
микро-поход. Впрочем, он во всех отношениях был удачен... До
свидания, Полометь, сюда мы непременно вернемся!
ВЫВОДЫ
1. Ходить на Полометь на 9 мая можно и нужно. Как было
сказано выше, она вполне идется за ходовой день и маленький
кусочек следующего, чтобы не ночевать в Яжелбицах. а 1 мая
(судя по следам паводка и рассказам местных) там творится
что-то очень крутое, по априорной оценке - между 3 и 4 к.с.
2. Речка великолепная, но не для чайников. По нашей воде -
препятствия двоечные, но их количество и расположение вполне
тянет на слаломную "тройку". По реке встречаются рваные шкуры и
остатки каркасов. ИМХО реки спортивнее в овогородской области я
не видел. Круче - разве что Льняная, да и то исключительно в
силу немеряного количества завалов и прочих баобабов,
представляющих опасность для жизни.
3. По данным дружественных групп, сплавляться как от
верховьев до Дворца, так и на участке Яжелбицы-Лычково
нерационально. В верховьях - завалы и довольно ровная вода,
ниже Яжелбиц - сплошные луга, а перед Лычковым - разлив по
болотистому лесу, результат неудачной мелиорации. Лично знаю
народ, занимавшийся там проводкой каяков по болоту. Ниже
Лычково - обычная шустренькая "единица".
===============================================================
FILE: doshan.txt
Тех. описание р. Дощаница
р. Дощаница
(местное название Дощанка)
Краткий отчет-сообщение с претензией
на первопрохождение
(С) 1998 А.М. Афиногенов.
Химический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова, (095)9393223, Е-mail:
afin@radio.chem.msu.ru.
Административный район: Любытинский район, Новгородская область,
РФ.
Географический район: Шереховецкие высоты.
Река: р. Дощаница (Дощанка), правый приток р. Ольха.
Суда: 2 "Катрана", 2 "Егеря"
Команда: 8 человек
Сроки: 25.04.-04.05.1998
Наш первоначальный замысел состоял в следующем: узкоколейкой и просеками
добраться до р. Ольха (см. карты района [1, 2]),
сплавиться по ней, затем по Мде (которая начинается после слияния Ольхи
и Мдички) и Мсте до ст. Мстинский Мост. Хотелось исследовать не пройденный
нами участок рр. Ольха -- Мда выше д. Веснино, покататься по мдинским шиверам
и подневать на живописных мдинских берегах.
Но судьба распорядилась иначе.
Узкоколейка после моста через р. Дощаница (Дощанка) оказалась непроходимой
(снег по колено и выше). Местные охотники, возвращавшиеся в Теребутенец
на лыжах, были весьма озадачены нашей навьюченной процессией. Мы решили
рискнуть и пойти по этой самой Дощанице-Дощанке.
Транспорт (весна 1998 г.)
Туда: пассажирский поезд #198 М. -- СПб., отправление
с Савеловского вокзала в 20.01 по вторникам и субботам. Прибытие на ст.
Теребутенец в 10.31.
Обратно: поезд местного сообщения (один общий вагон) #6757
Неболчи -- Окуловка, отправление в 17.05, прибытие около 20.20 (ежедневно).
Электропоезд Окуловка -- Бологое, отправление в 20.49, прибытие около 22.20.
Бологое -- Москва -- как получится (последние годы получается Курский вокзал
около 3-х часов ночи).
Возможен выход у д. Веснино до ст. Теребутенец (5.5-6.0 км) (описан
у Плечко [3] как классический путь заброски на р. Мда),
а также в д. Верхняя Лука (Ваган) (автотранспорт до Неболчей).
Заброска: картам [1, 2]
можно доверять. На ст. Теребутенец слева от ж.-д. полотна (если смотреть
в сторону СПб.) -- остатки лесобиржи, металлические фермы. Мимо них в южном
направлении уходит узкоколейка, по которой 1.2-1.3 км (30-40 минут) до
моста через р. Дощаница. Тропа вполне хорошая, но метров за 100 до моста
начался глубокий снег.
Выброска: правый берег р. Мда у пос. Неболчи (у реки --
покатая поляна, выше -- крутой подъем в гору 200-250 м мимо сельских домов,
затем по дороге направо, к станции (всего около 1.2 км, 25 минут)).
Краткое техническое описание р. Дощаница (11
км, 18.5 техн. х. ч., III кат. сл.)
Простой участок (около 7 км, 5 технических ходовых часов (с учетом
времени обносов и проводок)).
Место стапеля -- правый берег реки чуть ниже моста узкоколейки.
Река течет сквозь лес. Течение умеренное. Основное русло определить
трудно, его ширина летом, по-видимому, вряд ли больше 1-2 метров. Несмотря
на обилие древесных препятствий и подтапливаемых ледяных плит, проход всегда
можно найти, тогда как свободный от снега берег, пригодный для стоянки,
найти затруднительно.
Лишь через два с четвертью часа сплава появляется высокий правый берег,
пригодный для стоянки (похоже на старую вырубку, поросшую подлеском). Еще
через полчаса сплава -- капитальный завал, требующий короткого (5-10 м)
обноса по левому берегу.
Характер реки не меняется, однако основное русло становится более очевидным.
Примерно через 10-15 минут -- два удобных для стоянки места подряд:
сначала высокий левый берег и в 100-150 м ниже -- высокий правый берег.
Ниже река опять теряется в сыром лесу с низкими заболоченными берегами.
В течение получаса встречаются несколько низких бревен, через которые приходится
проволакиваться.
В течение следующего часа берега постепенно повышаются, течение ускоряется,
встречается небольшая шиверка.
Отрезок заканчивается короткой проводкой возле бревна, перегородившего
русло (по левому берегу ). Рядом -- крутой левый берег, почти полностью
заснеженный.
Сложный участок (около 4 км, 13.5 техн. х. ч. (с учетом времени обносов,
проводок, осмотров и расчистки)).
Начиная с этого места характер реки резко меняется. По-видимому, где-то
здесь пересекается 180-я горизонталь.
Русло реки прослеживается предельно четко. Ширина от 5 до 7 метров.
Мощный петляющий быстроток, практически одна сплошная шивера, с более-менее
равномерным падением на всем 4-х километровом участке. Высокие каньонообразные
берега. Солнце появляется поздно и заходит рано. Температура воздуха на
дне каньона существенно отличается от температуры наверху. Ночью видно
лишь Большую Медведицу в зените. Шум падающей воды, местами переходящий
в грохот, сопровождает до самого устья.
Нижеследующее описание полезно лишь для создания общего представления
о реке, поскольку, очевидно, с каждой новой весной расположение древесных
препятствий будет меняться, что повлечет за собой необходимость новой расчистки.
Следует также иметь в виду, что в среднем на каждые 30-40 м трассы приходится
как минимум одно древесное препятствие: либо нависающая ветка, либо полузатопленная
коряга в фарватере, обливное бревно и т. д. Все эти препятствия вполне
проходимы, но требуют аккуратной работы. В описании упоминаются далеко
не все, а лишь особо выдающиеся "засады".
Рекомендуется осмотр по берегу участка реки длиной от 300 до 800 метров
с целью поиска места "логического завершения" отрезка (затона,
улова, очередного завала) с сопутствующей ликвидацией захламляющих трассу
дров. Следует заметить, что перемещение вдоль русла в девственных зарослях
связано с большим физическим напряжением, а прохождение подготовленного
этапа, хотя и занимает считанные секунды, вызывает значительные нервные
перегрузки.
1-ый отрезок (300 м, 1 техн. х. ч.)
Начало -- плавная дуга слева направо, несколько валов 0.6-0.8 м, резкий
поворот на 90о вправо, обливной камень левее центра, затем разворот
на 180о влево вокруг "языка" низкого левого берега.
На развороте у высокого правого берега -- улов, где можно причалить. Здесь
-- неплохое место стоянки в брусничнике, рядом -- заброшенная дорога, резко
поднимающаяся в гору и уходящая поверху в северном направлении (проехать
здесь может лишь что-нибудь гусеничное).
2-ой отрезок (150-200 м) (На преодоление 2, 3 и 4 отрезков в
сумме ушло 3 техн. х. ч.)
30 м после улова по прямой, поворот вправо на 90о, мощный
слив до 1 м, шивера с валами 0.6-0.8 м. На полпути шиверу аккуратно перегораживало
сухое "звенящее" бревно диаметром 20 см с зазором 20-30 см над
уровнем воды (убрали).
Далее разгон несколько уменьшается и река упирается в бобровую плотину.
Плотину расчистили до "полупроходимого" состояния. "Катраны"
и "Егеря" с ходу влетали на полузатопленные бревна и с помощью
двух страховщиков, стоящих на плотине, сползали дальше.
3-й отрезок (500 м)
Ниже бобрятника -- мощный отрезок без резких поворотов около 500 м.
Валы 0.8-1 м, древесные препятствия. Причалить можно только в конце участка
-- в районе резкого поворота направо у подножия высокого заснеженного склона
левого берега.
4-ый отрезок (250-300 м)
Далее -- несколько поспокойнее (все относительно: поленились нацепить
фартуки, потом долго себя ругали), поворот 90о вправо, несколько
сливов, поворот 90о влево -- и непроходимый завал (обнос справа).
5-ый отрезок (800 м, 1 техн. х. ч.)
800-метровый извивающийся отрезок, изобилующий обливными камнями, низкими
ветками. Ближе к концу -- резкий поворот вправо. Заканчивается завалом
(проводка вдоль правого берега). При необходимости на склоне правого берега
(свободен от снега) можно найти место стоянки.
6-ой отрезок (600 м, 2.5 техн. х. ч.)
Начинается разгоном на изгибе реки, далее следуют два слива подряд через
обливные бревна 0.5 м и 1 м, несколько поворотов шиверы, резкий поворот
вправо на 90о и выход на 200 м прямой быстроток с валами 0.4-0.6
м.
Участок заканчивается резким поворотом на 90о влево (в этом
месте с горы правого берега в Дощанку падает ручей). На повороте два косых
бревна поперек реки (можно использовать как надежную переправу), прижимает
в правый берег. Ниже бревен (2-3 м) -- еще одно полузатопленное бревно.
В принципе зазор у левого берега достаточен для прохождения, но пригибая
голову под косые бревна, необходимо одновременно заводить нос лодки за
нижеследующее полузатопленное бревно. Возможно, это под силу многоопытным
умелым каякерам.
Обнос по левому берегу (зачалиться нужно за 10-15 м до начала поворота).
7-ой отрезок (300 м, 1 техн. х. ч.)
Более-менее прямое начало, много веток. Две "арки" на быстротоке,
сразу за второй -- полуобливной валун левее центра. Чалиться в затоне справа,
перед небольшой горушкой.
Далее следуют два ската через бревна и толстое негабаритное бревно сразу
за ними. Обнесли по правому берегу (30-40 м).
8-ой отрезок (300 м, 2 техн. х. ч.)
Далее следует на прямом участке обливное бревно, проходимый бобрятник
с 1 м падением, резкий S-образный изгиб-быстроток (прижимы), проходимый
полузавал-коряга и мощный 1.2 м слив через упавшую елку. Перед сливом в
5-10 м можно зачалиться на каменистой отмели правого берега.
9-ый отрезок (350 м, 1.5 техн.х. ч.)
После слива следует каскад из 3-х полуобливных бревен (валы 0.8-1 м)
и еще один S-образный быстроток, изобилующий неприятными полузатопленными
корягами. Река упирается в обширный непроходимый завал. Метрах в 30-40
перед завалом нужно чалиться к правому берегу для обноса (около 50 м).
Желательна страховка.
10-ый отрезок (250 м, 1.5 техн. х. ч.)