<< Пред. стр. 396 (из 787) След. >>
¦ kartinki/hojtooka2/n_oka3.gifoka3
¦ kartinki/hojtooka2/peshka.gif
peshka
¦ kartinki/hojtooka2/v_oka1.gif
oka1
¦ kartinki/hojtooka2/v_oka2.gif
oka2
¦ kartinki/hojtooka2/v_oka3.gif
oka3
¦ kartinki/hojtooka2/v_oka4.gif
oka4
===============================================================
FILE: oka2.txt
Ока
Date: 05 Sep 1997
From: Kirill.Groshenkoff@p4.f308.n5020.z2.fidonet.org
Через неделю после возвращения таки дорвался до
компьютера и решил поделиться с многоуважаемой общественность
некоторыми впечятлениями. Хотелось бы сравнить с ощущениями от
Орхо-Бома в другую (среднюю и малую) воду.
Исходный план у нас был доехать до пос. Саяны (~20 км
ниже Орлика на другом берегу), оставить там все сплавное и
пойти пешком по p.Сенца на Хойто-Гол и к вулканам - на это
отводилось 6 дней - после чего плыть дальше до Верхоки (кстати
именно так местные называют поселок, обозначаемый на картах как
Верхнеокинский). Но довезли нас (Газ-66, вахтовка, обнаружился
в Слюдянке сразу после выгрузки с поезда n102 и согласился
ехать до Орлика за 1.3M) только до парома, ибо последний не
работал по причине очень высокой воды. До пос.Саяны решили
доплыть. Во время стапеля на другом берегу обнаружилась группа
H.Штернова, которая должна Была идти Жомболок - Оку, но вполне
наелась первым.
В пос. Саяны мгновенно нашли сарай для катамаранов,
причем хозяин так и не взял с нас денег, а потом еще и
предлагал на будущее транспорт от Слюдянки организовать. Для
желающих у меня есть адрес.
Изначально была идея доехать до пос. Шаснур в долине
Сенцы, но вся техника была на сенокосе, так что пошли пешком.
Дорога отличная, так что в Слюдянке можно смело договариваться
сразу до Шаснура.
В отличие от традиционного пути - по Сенце на Хойто-Гол,
далее по Аршану и через перевал к вулканам, далее по
Бурун-Кадырусу в долину Сенцы и вниз, по совету В.Юрина мы
решили идти вверх по Кадырусу к вулканам, а потом уже на
Хойто-Гол. Подойдя к броду через этот самый Бурун-Кадырус,
действительно обнаружилась хорошая тропа вверх, которая однако
кончилась через пару киломотров крутого подъема. Пришлось
возвращатся и идти стандартным путем. Как потом оказалось,
тропа по Кадырусу не подходит к его устью, а отступает налево и
выводит к Сенце несколькими километрами ниже. Это разветвление,
кстати, хорошо заметно.
Хойто-Гол, вопреки заявлениям В.Юрина, с которым мы там
пересеклись, кстати, вовсе не загажен. Все очень чистенько и
приятно. Вполне можно жить прямо в избах, а на становится
где-то вдали.
С вулканами мы лопухнулись. От тропы вдоль Аршана отходит
масса всяких ответвлений видимо звериного происхождения. Как
можно идентифицировать ту, что отходит к перевалу, я не знаю.
По крайней мере четких ориентиров у нас не было. В итоге
ошиблись. :) Эта ошибка, а также то, что в процессе дальнейшего
подъема моя голова очень настойчиво уверяла меня, что ей в
горах плохо, стоило нам дня, в итоге из-за нехватки времени
опять же пришлось возвращатся к Хойто-Голу.
На пути обратно в районе Шаснура была попытка нанять
трактор дабы доехать до Саян, но 100 т. трактористу оказалось
мало. Это за час езды. Ню-ню.
После недели пешки сплав казался раем. Вода по приходе
была обнаружена очень высокая. Далее в течение сплава она
неуклонно падала и к концу Орхо-Бома была уже средней, а в
районе Верхоки уже явно низкой.
Сплав до Орхо-Бома _вопреки_ нашей лоции занял не два дня
напряженной гребли а один день халявы. Ни одной из шивер,
указанных в лоции, замечено не было. Видимо были залиты. Далее
впечатления по порогам Орхо-Бома. В общем и целом - очень
приятный отдыхательный сплав. Камней нет вообще, как и ярко
выраженных сливов. Все пороги - это прижимы либо горки с
большими (до 3м) валами и проносными бочками. Если есть желание
влезать в бочки - пожалста, нет - всегда можно объехать. Есть
желание по трехметровым валам прокатится - пжалста, нет -
всегда можно по практически ровной воде объехать. В итоге,
формально, никакой технической сложности препятствия не
доставляют, ибо практически нигде не требуется ничего кроме
правильного захода. Это все для четверки. Каяку было интересно.
Двойке видимо должно быть тоже. В общем-то нам на четверке тоже
было весело, но веселье приходилось создавать. :)
* п. Геологов: неопасный прижим к правому берегу. На
выходе косая бочка. Оба ката влетели сходу, ибо на фоне
разгонной шиверы порог не смотрелся, а вдобавок по лоции
ориентиром порога служил остров (коих там масса) и на него
предлагалось чалиться для осмотра. Все бы было хорошо, но
авторы лоции забыли указать, что чалиться надо на _приверх_
острова, ибо уже через ~30 метров - порог.
* п. Пронеси Господи: по нашей лоции от п.Геологов до
Пронеси Господи должно было быть 3 км. В реальности через ~500
метров началась очень длинная (~1км) мощная шивера с валами до
2м. Как потом оказалось какой-то участок этой шиверы и был
порогом. Эта шивера принесла массу острых ощущений. Причем не
столько из-за сплава, сколько из-за того, что судя по лоции -
это был "небольшой перекат и затем простая шиверка". Глядя на
"перекат" с двухметровыми валами и бочками, о предстоящем
пороге даже думать не хотелось. :)
* п. Скала Каландарашвили: единственный порог, ориентир
которого не вызвает сомнений. Скала-палец на левом берегу четко
идентифицируется издалека. Никакого прижима к левому берегу как
было написано у нас в лоции небыло и в помине. Порог
представляет из себя просто прямой участок ~150 м. с большим
падением и соответственно с большими валами в основном ~2м, но
два вала в середине видимо под 3м. Впрочем они легко обходятся,
если заходить правее центра. Кстати, за порогом через 100 м.
практически единственный в Орхо-Боме действительно опасный
прижим к правому берегу. Опасный в том смысле, что попадание в
него чревато неприятностями - навал под отрицательную стенку и
отбойника практически нет. А так прижим как всегда легко
обходится.
* п. Окинский, п. Интеграл, п. Бурятский., п. Ары-Бурье:
_не_обнаружены_. То есть на общем фоне _ничего_ выделяющегося с
наплыва видно не было, а ориентиры в лоции были крайне
ненавязчивы. Это при том, что Окинский был указан как самый
сложный. В итоге мы пропилили до Харагола, слабо понимая, где
находимся.
* п. Харагол-1: прижим к правому берегу сразу за устьем
одноименного ручья с раскиданными по всей ширине русла бочками.
Как всегда, все можно объехать.
* п. Харагол-3: очень похож на Скалу Каландарашвили, но
менее мощный.
* п. Центрифуга: на мой вкус, самый красивый порог
Орхо-Бома. Прижим к правому берегу с беспорядочным
нагромождением валов и бочек и огромной ямой в середине,
которая абсолютно не видна с наплыва и доставляет кучу эмоций,
когда после очередного ~полутораметрового вала видишь перед
собой провал метра в два с лишним. Впечатляет.
Сплав практически в режиме бревна от Центрифуги до пос.
Верхока занял у нас ~12 ч. Суммарно на Орхо-Бом было затрачено
4 дня, из которых одна дневка (в устье Хара-Гола) и три
остальных дня в режиме полудневки.
Если к Верхоке подплывать вечером с перспективой ночевки,
то лучше становиться не там где лодки навалены и бункер для
моторов стоит, а сплавиться ниже протоки, уходящей налево
метров ~100. Там отличное место для стоянки, идти к Верхоке
столько же, но местных там не бывает видимо.
Автобус в Зиму выходит в 9.30 и 19.15 через день.
Основная мораль - не верьте лоции из отчета n4528. Шибко
сильно врет в километраже, крайне бестолкова в ориентирах и
описаниях порогов. Это слабо объяснимо, даже если учесть, что
отчет составлялся плотовой группой.
P.S. Кстати, на стоянке перед Хараголом, висела московская
табличка с подписью "-66-". У кого-то в этой эхе я видел такое
в подписи. Я прав?
C уважением, Кирилл.
===============================================================
FILE: oka.txt
Отчет по Оке Саянской 1996 год
-----------------------------------------
Yuri Boldyrev, ForpostFilm.
forpost@usa.net ¦ mailto:forpost@usa.net
-----------------------------------------
20-23 июля.
20-го числа сели в поезд Москва-Хабаровск. Вещи заняли
свои места на полках, и все 4 купе затихли погрузившись в сон.
Все четыре дня большая часть группы (2/3) играло в
словесную игру по книге Д.Р.Р. Толкиена "AD & D" ( по всему
вагону разносились крики магов, воинов, паладинов, забывшись в
пылу битв и приключений, что не эльфами и гномами они совсем
недавно стояли на перроне, а вполне нормальными школьниками
одетыми во вполне туристский прикид. Остальные (1/3) играли в
преферанс (в интеллектуальных играх недостатка не было, как
впрочем и в интеллектуалах). Лишь один член группы - Перец -
все время спал, устанавливая рекорды продолжительности сна.
На второй день мы установили, что не одни мы больны
туризмом в этом поезде. Мы познакомились с группой узнали
много интересного о них. Все было хорошо, да одна беда: у Юли
все падало из рук и с верхних полок в течении всей поездки.
Видимо это неизлечимо! На 4-е сутки пошел дождь провожавший
нас из Москвы, теперь он встречает нас здесь холодным и
освежающим "сюрпризом".
24 июля.
Мы у Байкала! Утро, 7 по местному, далекие горы в тумане.
Невзирая на местных аборигенов, кто-то пробовал искупаться, а
кто-то прямо на вокзале погрузился в глубокий сон.
И вот снова в путь - на автобусе, а затем на машине.
Дорога была живописной, но машина, видимо, не выдержала насилия
над собой, взбираясь в гору, или тяжести 13 туристов с
рюкзаками (А может виновато число 13 ?). Заднее колесо решило
отделиться и еще метров тридцать катилось за нами, видимо
сожалея о своей ошибке. Итак, у одного костра 13 туристов и
несколько сопровождающих с шофером закончили этот день, не
зная, скоро ли они снова смогут двинуться в путь. 25 июля.
Настало утро. Шофер поломанной машинки уехал ночью в
Монды и утром вернулся с запчастями, чтобы отремонтировать
машину. Всем уже надоело сидеть без дела, но наш "шестьдесят
шестой" смог двинутся только около полудня. Ощущение
неуверенности не покидало нас - мы не могли забыть живописную
картину Саян, вдалеке на фоне хребтов - дорогу, окаймленную
высокогорными кустиками, и посреди этого великолепия - огромное
колесо, решившее вкусить независимости. После утомительной
дороги мы приехали в Орлик и стали искать машину. Начальник
отправился на добычу, а мы в это время оставили продукты для
сплава по Оке в доме по адресу Молодежная 25, где проживали
наши попутчики. Часам к 20 мы все-таки нашли машину и двинулись
к минеральным источникам Хойто-Гол, предварительно заехав на
АЗС. На стоянку мы приехали уже в темноте так и не доехав до
пункта назначения.
26 июля.
Поднялись в 7.30, быстро приготовили завтрак и к 8.30 были
уже в машине. Сначала дорога была более-менее нормальной, а
потом началось такое... Уклон местами превышал 35 градусов,
дорога порой превращалась из-за недавних дождей в болоту или
трясину. Периодически натыкаясь на ручьи, реки и болота.
День прошел в тряске и подпрыгивании на кочках. Последние
3 км. мы все-таки оказали большее доверие ногам, нежели машине
и двинулись "пешкарусом" и наконец добрались до Хойто-Гола.
Рассказывать о красоте Хойто-Гола, являющегося святым местом у
бурят, бесполезно, это надо видеть, также невозможно передать
ощущение от посещения горячих ванн.
27 июля.
Сегодня встали около 8 часов. Нам предстоял радиальный
выход в Долину вулканов. Первая половина перехода проходила под
проливным дождем, который иногда прекращался под действием
"волшебной" песни "Пусть всегда будет солнце". На перевале к
дождю добавился еще и сильный ветер. После спуска с перевала
моральный климат группы стал уходить в минус, но мы старательно
поддерживали его теми же песнями.
Минут через 40-60 на горизонте показался вулкан
Перетолчина. Стали возникать споры, за сколь будет пройдено
расстояние до вулкана, ставки начинались от 20 минут и
заканчивались 1.5 часами. Первыми до стоянки дошли Митя и
Перец. Группа пришла на стоянку окончательно измотанной, но
вскоре вышло солнце, и некоторые энтузиасты сходили на дальний
вулкан Кропоткина, видимо никакой дождь и ветер не могли
сломить волю группы и жажду нового - три энтузиаста до завтрака
успели сходить на вулкан Перетолчина. Мы засыпали не под стук
дождя, а под приятное мерцание звезд и шуршание ручья.
28 июля.
Группу бесцеремонно разбудили еще задолго до завтрака, и
полчаса у костра можно было наблюдать пытающиеся проснуться
физиономии, и вот уже надо возвращаться. Долгий выбор брода
реки, попавшейся на нашем пути, был проведен очень тщательно,
но не все прошло гладко, кое-где струя сбивала с ног,
одновременно их отмораживая.
Переправа закончена- весело и бодро, срывая по пути ревень
и добывая золотой корень мы возвращаемся из Долины вулканов.
Может солнце так ярко светило, а может завтрак был чересчур
сытным, однако ноги несли нас быстрее и быстрее, и перекус мы
сделали на озере под перевалом. Не отказавшиеся от возможности
погрузиться в ледяную воду.
До Хойто-Гола мы добежали не успев устать, правда желание
добежать побыстрее разделяли далеко не все. Часть группы
продолжала собирать цветочки. Вечером мы расположились в доме
где жили оставшиеся еще на два дня местные жители, предложившие
нам соседничать с ними в доме, где мы сытно и калорийно и сытно
отошли ко сну.
29 июля.
Ночью Вася пытался разжечь печку - было далеко не жарко,
тем более на полу. Дикий грохот стола и посуды посреди ночи
очень нас порадовал, но Вася не успокоился, и результатом стал
грохот падающих весел. Часов в 7.30 Вася начал всех будить и
совместными силами с начальником провел эту акцию до получения
полной победы. Попив чаю и запаковав рюкзаки, мы отправились в
путь. С большими усилиями мы дошли до реки Хойто-Гол и встали
на завтрак (отрабатываем систему, завтрак через час после
выхода). Было как всегда вкусно, но мало. Собрались и пошли
бродить ( вброд) через реку, совершенно одичав и обленившись,
часть группы не разувалась, несмотря на то что река была по
щиколотку.
Дорога давалась, мягко сказать не легко. Мы дотянули до
горного озера и сделали перекус, все желающие искупались,
несмотря на температуру воды. Подкрепившись, мы начали
штурмовать хребет Ходерхон. Поднявшись на подперевальную
площадку раскинули лагерь, разведка ушла дальше налегке.
Дежурные начали готовить ужин, через полчаса разведка
вернулась, держась за сердце и требуя валерьянки. Мы засыпали с
чувством полной неопределенности. Что делать, лезть дальше в
неизвестность или спускаться там где поднимались? Что нас ждет
впереди?
30 июля.