<< Пред. стр. 411 (из 787) След. >>
клуба бывали ранее. Это безусловно интересно как в спортивном, таки в психологическом планах.
Пешая часть маршрута(волок) невелика(максимум 45-50 км), проходит
по хорошей тропе, высота некатегорированного перевала 1908 м.
Предполагалась возможность часть волока проехать на тракторе или
пройти конным караваном. Все это способствовало выбору данного
маршрута для первого похода с волоком и позволяло надеяться, что
данный маршрут будет хорош как в учебно-тренировочном, так и
познавательном планах.
Перечень сокращений в тексте.
ПП/ЛП/ - правый /левый/ поворот
ПБ/ЛБ - правый/левый/ берег
прп - препятствие
прг - порог
прж- прижим
прк - перекат
швр - шивера
Ф - фото
Сх - схема
Ст - место стоянки
Раздел составила Ананьева Н.Н.
3. Характеристика района путешествия
3.1. Обзор района похода.
Географическое положение.
Путешествие проходило в районе хребта Хамар-Дабан. Так называется
огромная территория, ограниченная с запада Восточным Саяном
(граница проходит по Тункинской котловине), с севера - озером
Байкал, с востока - рекой Селенгой и с юга - государственной
границей.
Рельеф.
Хребет Хамар-Дабан имеет субширотное направление и состоит из
нескольких ветвей: Хамар-Дабан, Хангарульский и Малый Хамар-
Дабан. Он вытянут с запада на восток от долины р.Иркут до
нижнего течения р.Селенга на 350 км, ширина этого горного
массива достигает 40-80 км. Самые высокие точки: г.Хан-Ула -
2371 м, Уругудейский голец - 2358 м, г.Сахар - 2323 м,
г.Маргасан - 2253 м. Вершины округлые или плоские с отдельными
останцами высотой 5-8 м. Изредка встречаются остроугольные
гребни и вершины. Средние высоты хребта Хамар-Дабан 1500-1800 м.
Цепи гор, расположенные ближе к Байкалу, чисто альпийского типа с
остроконечными пиками и гребнями. В глубине горного массива
преобладают некрутые округлые гольцы, которые к югу и юго-
востоку постепенно уменьшаются по высоте.
Климат.
Климат территории резко континентальный с большими колебаниями
температуры в течение суток и года. Большая водная масса
оз.Байкал оказывает смягчающее влияние на климат побережья.
Зима (ноябрь-апрель) холодная, малоснежная. Днем - 13-22, ночью -
25-28. Устойчивый снежный покров - с начала ноября, достигает к
концу зимы высоты 0,5 м, в лощинах до 1м. Большинство склонов
гор лавиноопасны. Снежный покров сходит в марте, апреле.
Весна (апрель-май) короткая, сухая, ветренная. Температура днем 8-
10, ночью заморозки до 3-5. Осадки в виде кратковременных дождей
и снега.
Лето сухое, короткое. Температура днем 20-28, ночью до 6. Осадки
- в виде ливневых дождей с грозами.
Осень (сентябрь-октябрь) безветренная и ясная. Днем температура 5-
15, ночью от 5-8. Осадки в виде снега возможны уже в сентябре.
Растительность и животный мир.
Резкая расчлененность рельефа, неоднородность почв, изменение
климатических условий обуславливает пестроту растительного мира.
Преобладают хвойные леса (лиственница сибирская, даурская). На
втором месте - сосна, за ней - ель. Из лиственных наиболее
распространена береза. На склонах хребта, обращенных к Байкалу,
граница леса местами проходит на высоте 1100м. Вблизи верхней
границы лесного пояса на высоте 1600-1700м, леса сильно редеют и
сменяются предгольцовым редколесьем. Для гольцовой зоны
характерны небольшие островки кедрового стланника и все
разновидности горных тундр. Лишь изредка встречается небольшие
участки субальпийских и альпийских лугов.
Разнообразен животный мир хребта. Здесь водятся: медведь, изюбр, лось,
кабарта, волк, соболь, белка, заяц и др. Из птиц - кедровка,
сойка, дятел, куропатка, глухарь. В реках много рыбы: хариус,
ленок, таймень, окунь, щука.
Экономика, культура, сведения о магазинах, транспорте,
медицине.
Административно район путешествия входит в Бурятию и Иркутскую область.
г. Улан-Уде - столица республики Бурятия. Крупный
промышленный и культурный центр восточной Сибири. Основан в
1666, как казачий острог Удинское. В 1775 году получил статус
города. Население 366000 человек. Имеется оперный, 2
драматических и кукольный театры, филармония, 5 музеев:
художественный, этнографический, геологический, музеи истории
Бурятии и природы. В городе сохранились памятники 18-19 веков. В
окрестностях Улан-Уде расположен крупнейший и до недавнего
времени единственный на территории России Иволгинский дацан(
действующий буддийский монастырь). Дацан расположен в районе
п.Верхняя Иволга в 38 км от Улан-Удэ.
Улан-Удэ - центр машиностроения и металлообработки, имеется также
деревообрабатывающая, пищевая, легкая промышленность.
Улан-Удэ - крупный транспортный центр: пристань на реке Селенга,
аэропорт(прямые рейсы в Москву), большой железнодорозный узел на
Транссибирской магистрали.
Адрес республиканского центра юных туристов: ул
Коммунистическая д 16. Телефоны: 2-49-55, 2-31-29 (код 301-
22)
г. Закаменск - райцентр Бурятии. Население 30 тыс.человек, в
основном русские. Расположен в залесенной долине р.Джида.
Основным промышленным предприятием города является рудник по
добыче вольфрама. В городе есть гостиница, клиническая больница,
сеть продовольственных и промтоварных магазинов с достаточным
ассортиментом товаров, большое автохозяйство.
п.Утата - бурятский поселок в широкой долине р.Цикирка. 150-
200 дворов, фермерские хозяйства, 2 магазина(ассортимент и время
работы не фиксированы), почтовое отделение работает с 10.00 до
16.00 кроме выходных.
п.Зун-Мурино расположен на пересечении Тункинского тракта и
р.Зун-Мурин. Поселок административно принадлежит Бурятии и
расположен на границе с Иркутсткой областью. Население смешанное
русско-бурятское. Есть поликлиника, почтовое отделение, 2
магазина, комерческие палатки.
г. Слюдянка - расположен на юго-западном побережье озера
Байкал. Районный центр Иркутской области. Население - более
20000 человек. Центр добычи и переработки слюды и добычи
мрамора, имеется рыбоконсервный завод.
г. Иркутск - крупнейший областной центр Восточной Сибири,
основан в 1652 г. С 1764 Иркутск становится губернским городом,
а с 1803 года резиденцией генерал-губернатора Сибири.
Сохранились архитектурные памятники 17-19 веков. В городе
расположены 4 театра, цирк, филармония, 2 музея(краеведческий и
художественный), более 10 кинотеатров. Население - 639000 тысяч
человек. Есть университет и 6 институтов.
Иркутск центр машиностроения, слюдообработки, производства
стройматериалов, хорошо развита пишевая и легкая промышленность.
Иркутск крупный транспортный центр: пристань на реке Ангара,
аэропорт(прямые рейсы в Москву), большой железнодорозный узел на
Транссибирской магистрали.
Адрес турбазы областного цетра юных туристов: ул. Баррикад 58.
Речная сеть.
Весь район покрыт густой речной сетью, основной источник питания
рек - дожди. Густота речной сети - 0,7-0,8 км/км
Вскрываются реки в конце мая, первая половина лета бывает сухой, во
второй ливневые дожди. В конце сентября наступает ледостав.
Летом температура воды в реках не более 6-10. Зимой характерно
промерзание русел рек, образуются наледи. На реках часто
встречаются каньоны с отвесными многометровыми стенами и
живописными скалами. Почти все реки берут начало в подгольцовой
и гольцовых зонах. В большинстве своем, реки пригодны для
туристских судов лишь на небольших участках нижнего течения.
Наиболее значительными являются реки с площадью водосбора более 500
км: Снежная, Зун-Мурин, Утулик, Хара-Мурин, Темник. На Хамар-
Дабане много красивых озер, а в карах и цирках десятки малых
озер и водопадов.
Туристские возможности района(водный туризм).
Водными туристами пройдены основные реки района: Снежная, Зун-Мурин,
Утулик, Хара-Мурин, Темник.
Все они пригодны для сплава на различных судах. В техническом
отношении прп рек достаточно сложны: р.Снежная - элементы
повышенной к.сл., остальные - 3-5 к.сл. Наиболее просты Зун-
Мурин, Темник. Из-за малой протяженности категорийность походов
по каждой из рек снижается. Связка из 2-х рек оценивается пятой
к.сл. Нитки большинства маршрутов идут по ненаселенной
местности. Подходы к рекам достаточно протяженны: 50-100 км. На
некоторых реках встречаются водопады.
Раздел составил Ураев Максим
3.2. Подъезд и отъезд с маршрута.
Подъезд.
В долину р.Зун-Мурин можно попасть двумя путями.
Первый путь наиболее часто используемый туристами: от г.Слюдянка по
Тункинскому тракту на автобусе или машине добираются до п.Жемчуг
(110 км). Далее пеший переход через два перевала до Зун-Мурина -
80 км.
Второй путь более долог, дорог и трудоемок из-за транспортных
подъездов, но позволяет сократить пеший переход до 30-56 км.
Основные пункты второго пути: поездом до г.Улан-Удэ или ст.Джида, из
этих пунктов до райцентра г.Закаменск - 450 и 250 км
соответственно на автобусе, далее автобус Закаменск - г.Утата 90
км. Отсюда пеший переход до р.Зун-Мурин - 56 км. Можно сократить
его до 34 км доехав на тракторе до так называемой "Культбазы" в
долине р.Тотхолта, а дальше конным караваном непосредственно на
перевал Хамар-Худуй.
Мы добирались вторым путем.
поезд Москва - Улан-Удэ № 102
Отправление 0.30 3.08.1995 г. с Ярославского вокзала.
Прибытие в г.Улан-Удэ в 4.20 - 7.08.95 г. Время московское.
Разница во времени - 5 часов.
Из Улан-Удэ до ст.Джида можно добраться на поездах:
№ 264 Иркутск - Наушки - отпр. 1.20
№ 604 Улан-Удэ - Наушки - отпр. 13.05
время московское
или автобусом "Икарус" Улан-Удэ - г.Закаменск отпр. 7.30
прибытие в 18.10. Время местное.
Решили ехать автобусом до Закаменска на следующее утро.
7.08. осматривали Улан-Удэ, посетили дацан (действующий
буддийский монастырь).
Ночевали в помещении республиканской станции юных туристов. Поездку в
дацан осуществили тоже через станцию юных туристов.
8.08. выехали из Улан-Удэ в Закаменск в 8.30 с часовым
опозданием.
Из-за поломки автобуса в пути, в Закаменск прибыли в 20.30.
Ночевали в гостинице "Кристалл" в центре города.
До п.Утата 90 км по проселочной дороге.
По понедельникам, средам, пятницам ходит автобус (ПАЗ). В пути
3 часа.
9.08 с 10.30-12.30 ехали на заказном автобусе до п.Утата.
П. Утата - бурятский поселок в широкой долине р.Цикирка.
До 16.00 искали трактор на котором можно доехать до
"Культбазы".
"Культбаза" - 5-8 домов, пекарня - в верховьях р.Тотхолта в 3 км выше
устья левого притока р.Байса. Летом здесь живет 2 семьи, зимой 5-
8 семей, сюда сгоняют скот на зиму с верховьев р.Тотхолта. Есть
телефонная связь с п.Утата. Тракторов в поселке много, но все
заняты на сенокосе. Трактор нам помог найти глава поселковой
администрации Будаев Виктор Циренконович.
До "Культбазы" 4 часа пути ( 35км) по размытой тракторной
дороге. Дорога поднимается по долине р.Орангодой, пересекая
многочисленные притоки. Напротив устья р.Шаринга - жилой дом,
затон. Далее подъем на перевал Шаринга, спуск в долину притоков
р.Байса и через небольшой косогор спуск в долину р.Тотхолта к
"Культбазе".Ночевали в одном из домов "Культбазы".
Отсюда начинается пеший переход до р.Зун-Мурин, протяженностью 34
км.
По тропе: от п.Утата до "Культбазы" вдоль руч. Утата - 22 км.
Выше "Культбазы" до перевала Хабан-Худуй три стоянки табунщиков.
Табунщики из п.Утата.
За перевалом, в верховьях р.Худу - одна стоянка табунщиков и
домик связистов. Табунщики из п.Жемчуг живут здесь с конца мая
по октябрь.
Далее на маршруте до п.Зун-Мурино кроме туристов можно не
встретить никого.
Отъезд.
Окончание маршрута: п.Зун-Мурино на пересечении Тункинского тракта и
р.Зун-Мурин. Чалка к ПБ у автомоста. До автоостановки 400 м по
шоссе направо.
Автобусы до г.Слюдянка в 15.30 ; 17.00 ; 19.00 (коммерч.рейс).
Автобус до Иркутска - утром.
Все автобусы проходящие, поэтому время отправления
относительное.
Лучше прийти за полчаса до времени, указанного в расписании.
Уехали в г.Слюдянка в 17.00. В пути 1,5 часа.
Электричка: Слюдянка-Иркутск в 8.05; 19.10 (время местное). В
пути 3,5 часа.
Электричка Слюдянка-п.Байкал в 16.00 (местное) обратно - 3.00.
Выехали электричкой Слюдянка-Иркутск в 19.10 до ст.Темная Падь (30
мин. езды) с целью посещения северного побережья оз.Байкал
(Кругобайкальская ж/д).
Проведя несколько дней на оз.Байкал, выехали в Иркутск через
Слюдянку:
электричка порт Байкал-Слюдянка 3.00, в Слюдянке около 8 часов утра.
электричка Слюдянка-Иркутск отпр. 8.05. В Иркутск прибыли в 11.50 -
27.08.95.
Остаток дня - осматривали г.Иркутск. Посетили краеведческий музей и
органный концерт в здании бывшего костела.
Ночевали на турбазе ОблСютур. От ж/д вокзала ехать на трамвае №1,2 до
рынка, оттуда трамвай № 4 до остановки "Детская улица".
Выезд из Иркутска в Москву:
п. № 9 Иркутск-Москва, отпр. 2.53 - 28.08.95.
прибытие в Москву 15.30 - 31.08.95 (время московское).
Поезд фирменный, он единственный на который продают обратные
билеты из Иркутска в Москву.
Раздел составил Бойков Сергей
4. Техническое описание маршрута
4.1. Тактика прохождения маршрута и меры безопасности
4.1.1. Тактика прохождения пешей части, меры безопасности.
В результате подготовки к походу выходной вес на одного
участника был равен 35 кг. Учитывая, что в группе было 3
девушки, выходной вес на одного юношу мы должны были бы
увелечить.
В связи с этим была принята следующая тактика распределения
веса и переходов на нашей части:
Все снаряжение было упаковано в 16 рюкзаков весом 27-28 кг для
юноши и 20-23 кг для девушки. Причем в 8 рюкзаков упаковывалось
снаряжение, необходимое только на водной части маршрута.
Движение начиналось в 10.00 всем составом группы.
Переходы по времени составляли в среднем: 40 мин. - движение, 10-15
мин.- отдых. К 13.00 движение группы заканчивалось. С 13.00-
15.00 - время обеда, отдыха.
С 15.00 до 20.00 4 участника группы уходили за 4 рюкзаками,
оставленными в начале дня и доставляли их к месту обеда
(ночевки).
В тоже время 4 других участника заносили 4 рюкзака вперед к
месту обеда (ночевки) следующего дня и возвращались назад к
20.00.
Четыре участника (3 девушки и юноша) оставались в лагере,
устанавливали палатки, групповой тент, готовили ужин к приходу