<< Пред. стр. 425 (из 787) След. >>
Интересно, что 45-й порог безальтернативно сложен только
для больших судов, которые в любом раскладе должны идти по
главной струе. Что же касается каяков, то если вход в порог
идти справа по краю валов, а вторую часть по левому проходу, то
такая траектория будет не сложнее IV...IV+.
(И в 88г. (низкая вода) и в 93г. (средняя вода) я проходил
этот порог слева. Но вот мои друзья-австрийцы сочли этот
вариант слишком простым и после каменной гряды снова выходили в
главную струю, долбая заключительную серию бочек практически в
лоб.
Замечу, однако, что сложность и опасность 45-го порога
должны резко возрастать при подъеме уровня воды. Поэтому все
предыдущие рассуждения относятся к относительно невысокому
уровню воды).
За порогом 45 есть 20-25м быстротока. В этом месте можно
легко зачалиться к пологому левому берегу (прямо перед
впадением ручья). Здесь удобнее всего начинать обнос тяжелых
судов вокруг порога-водопада. Но, в принципе, можно сплыть и
через 1-2 ступени 46-го порога. Только вытаскивать суда на
крутой берег будет гораздо труднее.
Для каяков таких проблем нет. Поэтому первые 2 ступени им
стоит пройти.
Порог N46 (IV+...V-)
Сразу за впадением ручья начинается каскад сливов и
локальных бочек средней мощности, который заканчивается
умеренным прижимом к левобережной скале. Это называется первой
ступенью, длина которой 40-50 м. Просмотр слева.
Через несколько десятков метров расположен крутой и очень
бурный трек у правого берега. У левого берега лежит пара
крупных полуобливных валунов, которые отжимают всю струю вправо
в мощный прижим. Прижим осложнен жесткими валами и высокой
скоростью струи. Это вторая ступень. Ее длина 30-40м. Просмотр
слева.
(При первой своей попытке ее прохождения в 93 году я
ухитрился залечь аж 2 раза подряд. Причем второй раз я лег
потому, что после эскимосского переворота потерял ориентировку
и врезался носом каяка в правобережную скалу. Во второй попытке
я, по совету Роберта, скорректировал траекторию и прошел
ступень без проблем).
За второй ступенью быстроток около сотни метров. В этом
месте река окончательно попадает в скальный коридор с высокими
и почти отвесными каменными стенами.
Третья ступень напоминает первую и особой сложности не
представляет. Однако те, кто проходит 3-ю ступень, должен либо
идти в ПВ, либо заниматься акробатическими упражнениями по
вытаскиванию судов на вершины высоченных прибрежных скал.
От последней ступени порога 46 до ПВ - 150-200м
быстротока. Чалка перед первой ступенью ПВ и ее просмотр
возможны, кажется, справа.
Порог-водопад (VI)
(Мое описание ПВ будет весьма невнятным, поскольку сам я
этот порог видел только с большой высоты. Есть у меня и
видеозапись, сделанная с той же высоты. Этого достаточно, чтобы
понять предельную сложность порога, однако детали разглядеть
практически невозможно. Поэтому данные о ПВ в значительной
степени списаны со старых лоций).
Отрезок, где находится ПВ, расположен в каньоне с крутыми
скалистыми берегами высотой в несколько сот метров. Большей
частью это просто отвесные скалы. Помимо всего прочего, это
обстоятельство чрезвычайно затрудняет разведку, страховку и
частичные обносы.
В лоциях ПВ принято разделять на 2 ступени. Длина 1-ой
ступени - 200м. Сложность - на уровне 5...5+.
В этом месте реку по диагонали пересекает цепь огромных
надводных камней. Вода переливается через эту цепь слева
направо, образуя мощные, но прямые и гладкие сливы. Сливы,
по-видимому, осложняются тем, что струя сильно наваливает на
валуны. Это, пожалуй, ключевое место первой ступени.
Между ступенями есть небольшой разрыв.
Длина второй ступени - 300-400м. Эта ступень состоит из
нескольких (как минимум, пяти) последовательно расположенных
ступенек. Эти ступеньки представляют собой каскады сливов между
огромных глыб, очень капитально заваливших русло. Сливы высокие
(до 3-4м), крутопадающие и чрезвычайно мощные. Большинство
сливов имеет замысловатую конфигурацию и осложнено
многочисленными обломками скал, торчащими из струи. Почти под
всеми сливами стоят могучие котлы. Особенно сложными выглядят
первый, третий и пятый сливы.
В целом вторую ступень можно охарактеризовать как убойную
"шестерку" при низкой и, возможно, при средней воде. В высокую
же воду это практически однозначный непроход.
(Тем не менее ПВ периодически проходят. По-видимому,
первый раз он был полностью пройден в 1988г. Во всяком случае,
так написано в 25-м номере "Ветра странствий". Сделала это
томская группа на "честерах".
Впоследствии порог-водопад проходился еще, как минимум,
несколько раз (чаще частично, но иногда, видимо, и полностью).
Обычно прохождения совершали большие плоты, но и катамаранные
попытки тоже предпринимались. Например, в 1993г., когда мы
уходили вниз по реке из-под ПВ, его обрабатывала какая-то
сибирская группа. Ребята заносили катамараны, лазали по скалам,
вешали и расставляли страховку. Правда, чем закончилось дело, я
не знаю, поскольку позже мы эту команду не встречали.
Информации о попытках каячного прохождения ПВ у меня нет.
Не исключаю, впрочем, что такие попытки уже могли иметь место.)
Обнос порога-водопада.
Обнос начинается после 45-го порога. Тропа, идущая вдоль
Моткиных Щек по левому берегу, в этом месте спускается почти к
самой реке и пересекает устье большого ручья, впадающего в
Китой между 45-м и 46-м порогами.
Сразу за ручьем тропа снова поднимается на террасу левого
берега и начинает постепенно уходить в сторону от реки, огибая
небольшую скалистую гору, нависающую над ПВ. На этом отрезке
тропа довольно быстро набирает высоту и вскоре выходит на
локальный перевальчик. Этот перевальчик, который больше похож
на небольшое лесистое плато, разделяет каньоны двух ручьев.
(От этого места можно свернуть по направлению к реке и
выйти на седловину между двумя вершинками. С этой седловины
открывается прекрасный вид на вторую ступень ПВ. Правда,
смотреть на порог приходится с высоты в 200-300м. Но, в
принципе, можно спуститься и намного ниже).
Вскоре за перегибом тропа раздваивается. Основная тропа в
обход Щек уходит прямо и пересекает каньон бокового ручья.
Менее набитая тропа уходит правее и через пару сотен метров
начинает очень круто спускаться вдоль ручья к 47-му порогу. При
спуске требуется повышенная осторожность, особенно в сырую
погоду.
Общая длина обноса - 2-2,5км. Тропа достаточно тяжелая,
поэтому тащить по ней неразобранные катамараны и прочие
крупногабаритные вещи очень трудно.
Около устья ручья очень кстати расположена небольшая, но
очень удобная площадка. На ней хватает места и для лагеря, и
для повторной сборки больших судов.
Порог N47 (IV+)
Относительно этого порога есть разночтения в лоциях. Одни
считают, что порог N47 находится чуть выше устья ручья.
Другие полагают, что там расположен не 47-й порог, а
последний слив порога-водопада. 47-й же порог, по их мнению,
начинается ниже впадения ручья и практически сливается с
порогом 48.
После осмотра местности первая точка зрения мне показалась
более логичной.
В такой интерпретации 47-й порог представляет собой слив
через всю реку, расположенный в 50-100м ниже выхода из ПВ и
30-40м выше устья ручья. В этом месте реку с двух сторон
сжимают скальные выступы, а прямо в центре струи лежат 2
здоровенных камня. Камни разделяют слив на 2 части. Высота
обоих сливов - 2,5м.
Левый слив более пологий. Чуть правее окончания слива
расположена глубокая, но мягкая пенная яма.
Правый слив падает круче и заканчивается жесткой, но
вполне проносной бочкой. За бочкой стоит еще метров 10 жвачки,
а потом начинается гладкая вода.
(В августе 88 года мы наблюдали, как 47 и 48 пороги залило
дождевым паводком. В пиковый момент расход воды в Китое был,
как минимум, 300 кубов в секунду (а может и все 500). При этом
все здоровенные надводные и прибрежные валуны в створе 47-го
порога оказались под водой. В результате в этом месте
образовался прямой слив унитазного типа, за которым стояла
бочка каких-то совершенно гомерических размеров. Пара
железнодорожных вагонов в ней уместились бы, пожалуй, без
проблем.
Бочку еще больших размеров в своей жизни я видел только
один раз. Это было в хорошо известной европейским каякерам
теснине Gesause Eingang на реке Эннс (Австрия) и тоже при
паводке).
При низком и среднем уровне воды между порогами 47 и 48
расположен 100-метровый участок быстротока. А при высокой воде
пороги практически сливаются.
Порог N48 (IV+...V)
Длина порога 250-300м. Просмотр и страховка с левого
берега (сложенного крупными серыми и зелеными валунами с
многочисленными прожилками змеевика). А при высокой воде хорошо
бы добавить страховку и на правом берегу (ниже порога).
Порог начинается с гряды, состоящей из среднего размера
обливных камней, образующих довольно кривые бочки. Далее в
струе стоят несколько хаотичные и весьма жесткие валы
неправильной формы.
Затем основная струя огибает скальный выступ правого
берега. Ближе к левому берегу вдоль струи лежат несколько
здоровенных валунов. На некоторые из них струя сильно
наваливает. Особенно заметно суда жмет к 2 последним
валунам-троллейбусам. При высокой воде от этого навала уйти
очень трудно. В то же время можно не отгребаться от этих
валунов, а попытаться пройти между ними. (Но лучше все же
вывернуть вправо в большой улов за скальным выступом).
За валунами и уловом находится слив почти через всю реку.
Этот слив образует мощную бочку в центре.
В малую воду эта бочка опаснее, поскольку в ней образуется
сильный противоток, затягивающий назад под слив. Длина этого
противотока - 8-10 м, поэтому на каяке из него можно и не
выбраться. Однако при этом бочку можно обойти справа без
особого труда.
В более высокую воду бочка становиться еще мощнее и шире.
Миновать ее практически невозможно, зато и вероятность
застревания уменьшается.
В целом же в высокую воду порог становится гораздо
опаснее. При этом соблюсти намеченную траекторию движения
чрезвычайно тяжело, поскольку суда бросает и крутит как щепки.
За последним сливом порога 48 имеется примерно сотня
метров спокойной воды.
Порог N49 (V...V+)
Порог начинается за плавным левым поворотом. Общая длина -
150-200 метров. Левый берег на протяжении всего порога - почти
отвесная скала. Поэтому просмотр и страховка - с правого
берега, который сложен огромными серо-зелеными глыбами. При
высокой воде будет разумным выставить страховку и на левом
берегу (правда, ее можно разместить лишь за 50-м порогом).
Порог начинается крутой и очень бурной горкой, состоящей
из мощных валов и бочек неправильной формы. Горка образует
сильный (но не смертельный) навал на левый берег. Длина горки
30-40м.
В сущности, это самый сложный отрезок порога. Во всяком
случае, каяку устоять в этом месиве будет, видимо, довольно
трудно. Дополнительный минус заключается в том, что в случае
переворота придется плыть вдоль отвесной стены, попадая в самые
мощные бочки.
В то же время большие катамараны и плоты утюжат эту горку
достаточно уверенно, и их основная задача состоит в том, чтобы
отгрести от скалы левого берега.
В 20-30м ниже входной горки струя сужается до 5-10м, и в
сужении расположен слив высотой 1-1,5м. Бочка за сливом мощная,
но с правой стороны ее пройти намного легче.
Еще через 50-70м расположено очень похожее сужение с еще
одним сливом. Вслед за этим сливом можно зачалиться к правому
берегу.
(В 88г. я этот порог на каяке не проходил. Слишком уж
грозно он смотрелся при высокой воде. А один наш катамаран-4 со
сборным экипажем (Кузнецов
- Волгин - Цуканов - Ефременко) прошел. Правда, на самом
большом валу входной горки катамаран встал почти на дыбы, но
все же не перевернулся.
В 93г. все наши каяки обнесли входную горку, успешно
пройдя оставшуюся часть порога. А плоты опять-таки уверенно
прошли все целиком).
Через 40-50м спокойной воды находится порог N50.
Порог N50 (II...IV)
Длина порога 50-100м. Этот порог просматривать очень
неудобно, поскольку в этом месте река течет между двух скальных
обрывов. Поэтому обычно на него смотрят с того места, где
чалятся после 49-го порога. Это, в общем, допустимо, поскольку
50-й порог не очень сложен.
В малую и среднюю воду в пороге много надводных и обливных
камней, между которыми расположены средних размеров сливы и
бочки. Скорость струи невелика, траектория движения