<< Пред. стр. 429 (из 787) След. >>
===============================================================FILE: sulban.txt
Сюльбан
Нужна любая информация ( водная,пешая,горная) по рекам:
Сыгыкта, ср.Сакукан, Сюльбан (притоки Чары и Витима) и их
верхним притокам .
Я ходил Сюльбан в 1994 г. На реке 2 каньона (ходят слухи о
наличии третьего в самых верховьях). Первый каньон ~ 1 км -
типичная тройка. Во втором - примерно 6-7 порогов 4-6 кс. 4й
порог (6 кс) мы обнесли. Между каньонами только шиверки и
перекаты. Вообще препятствий мало и речка интересна только как
тренировка перед чем-нибудь более серьезным (с моей точки
зрения).
О Сыгыкте есть статья в "Ветре странствий", по-моему № 16.
Алексей Добронадеждин.
Сюльбан
Валентин Юрин
Комаров там до ж... в буквальном сысле: ни пожрать, ни погадить
не дают. Первое можно, правда, делать, бегая по берегу с
миской в руках, в вот второе...
> В городском клубе лежит только один пеше-водный отчет по этому району.
> Есть только слухи о глухих каньонах в верховьях и страшных шестерочных
> порогах в низу.
Эти отчеты писались плотовиками и Салютами в 60-е годы. Потом
другие люди читали их, серьезно готовились, приходили,
плевались, возвращались домой и говорили: "Блин, ну и дерьмо, а
мы-то старались... Нужно хоть справки пятерочные за него
получить, чтоб не так обидно было." И писали отчет еще страшнее
предыдущего. Я сам так влетел в 1987 г. на Левой Маме с группой
Юры Элькина.
"Здесь река не течет, здесь все тропы в болото
Со злодейкой-судьбой сговорившись, ведут.
Здесь погода - дерьмо, комаров здесь - до чорта,
В общем, что говорить: провалился маршрут..."
Это именно о том походе написано.
> В тоже время в "Туристких спортивных маршрутах" 1989 года в разделе водных
> походов 5 кат. по Забойкайлью целых четыре !!! маршрута по этим речкам в
> разных комбинациях. Интересно по чьим походам и отчетам класифицировались
> эти реки.
См. выше. "Пятерки" этим маршрутам давали в основном за
экзотичность и труднодоступность. Сложным порогам там быть
_физически_неоткуда_: на узкой полоске хребтов вдоль БАМа реки
не успевают набрать воды, а все остальное - это болотистая
равнина с округлыми сопочками высотой не более 1000 м (а
превышение надо дном долины - не более 500 м), покрытая вечной
мерзлотой и чахлой тайгой. Ничего, кроме отдельных примитивных
локальных ступенек, типа как на Катуни, Оке, Каа-Хеме или в
Карелии, здесь быть в принципе не может, а все остальное -
гладкая гргбля по спокойной воде по 10 часов в день. Насчет
грибов и рыбы на этих конкретных речках - не знаю, но на Маме
мы единственный гриб съели, последнего тайменя поймали, и
группе Иванова, которая шла на день позади нас, остались только
кости. А больше там ни хрена, кроме абсолютно зеленой голубики,
не было.
Учти еще, что большинство этих отчетов писалось для Чемпионата
СССР по Рассказам о Водном Туризме.
IMHO, единственный район там, который представляет интерес -
это хребты, окаймляющие Байкал с северо-востока; рр.Томпуда,
Шегнанда и т.п. По характеру этот район похож на Хамар-Дабан -
морфологически это другой конец того же Байкальского разлома, и
эти реки, насколько я понимаю, должны быть больше всего похожи
на Утулик или Хара-Мурин.
===============================================================
FILE: sludanka.txt
Машины в Слюдянке, Иркутске.
From "Valentine E. Iourine"
Date Thu, 30 May 96 12:31:33 +0400
> Уважаемые, кто подскажет адреса, телефоны в Слюдянке или Иркутске
> где можно заказать машину для заброски в Бурятию (Монды и далее).
В Слюдянке, а точнее, в ее пригороде - Култуке - есть автобаза
"Внешавтотранс", которая работает в основном на дорогу
Култук-Монды-Хубсугул. Раньше они охотно давали транспорт
туристам. Автобаза расположена в распадке р.Култучная у начала
дороги, сразу после переезда через ж/д. Доехать туда из
Слюдянки можно единственным местным автобусом (то ли 101-м, то
ли 111-м) до конечной остановки в сторону Иркутска; это как раз
у ворот автобазы. Стоя там, можно одновременно ловить попутку
до Монд. Если ехать из Иркутска электичкой, то лучше сойти на
ст.Вербная и вернуться вдоль полотна 1 км к переезду. Если
машиной по трассе - сойти на развилке, но до переезда и
автобазы отсюда около 3 км - они расположены в глубине
распадка. Имеет смысл послать одного гонца заказать машину
заранее, поскольку рейс в два конца занимает целый день, и
выезжать надо с утра.
Есть автобус Слюдянка-Кырен в 14.30 (от автостанции). В
последний раз (1994 г) он был довольно свободным. По словам
местных жителей, есть еще автобус в 12.00 - повторяю, по
состоянию на 1994 г. Раньше, кажется, был автобус около 8.00 на
Монды, но это было совсем давно. Из Иркутска был автобус на
Нилову Пустынь в 8.10, кажется, есть и сейчас, но трястись на
нем очень долго и муторно. Как с билетами сейчас - не знаю,
раньше можно было, как правило, взять билеты на следующее
число.
Электричек из Иркутска до Слюдянки было две - в 9.17 и около
17.00, проходящие поезда также утром или вечером. В середине
дня довольно большое окно (5-6 часов), когда поездов нет ни в
одном направлении.
До Кырена дорога весьма оживленная; до Монд - несколько менее,
но надо просто тупо ловить попутку до самой темноты. На дороге
Монды-Орлик, как и раньше, примерно 1 машина в день. В Мондах
лучше не маячить в поселке, а проскочить его, не высовываясь из
машины, и встать в километре за поселком, на самой развилке.
Для местных жителей в летнее время воровство у туристов - один
из основных источников материального и морального
удовлетворения. Аэропорт в Кырене был законсервирован.
> Где легче найти машину в самой Слюдянке или Иркутске?
Найти на месте, по-моему, проще в Слюдянке; из Иркутска вряд
ли кто сразу потащится на такой крюк. Единственный вариант из
Иркутска - заказывать машину на какой-нибудь автобазе или фирме
заранее с оплатой в оба конца.
> Если кто имеет информацию о нынешних ценах, буду благодарен.
О нынешних ценах не знаю, но раньше по сравнению с Москвой там
все было очень дешево. В 1994 г вся дорога: электричка от
Иркутска до Слюдянки, автобус до Кырена, попутка до Монд,
попутка до Орлика, попутка 60 км обратно до с.Боксон, попутный
трактор 40 км до р.Диби - обошлась нам в 158 т.р. на троих. За
негабаритный багаж в электричке - полиэтиленовый каяк - нас
очень серьезно и церемонно оштрафовали на целых 200 рублей (в
Москве тогда, кажется, столько стоил жетончик на метро), а сами
билеты стоили около 70 рублей.
> И последний вопрос: по сведениям двухгодичной давности, при въезде
> в Бурятию взымался денежный оброк, калым, ..... действует ли это
> сейчас и какова сумма?
Тогда шли разговоры о том, чтобы закрыть Окинский район для
посторонних под разными предлогами - от погранзоны до
эксклюзивного договора с какой-то американской турфирмой. На
перевале с Иркута на Оку, кажется, даже поставили шлагбаум. Но,
по-моему, местные нравы таковы, что во всех случаях, кроме
погранзоны, можно будет договориться. Главное, вовремя понять -
за сколько. Можно написать В.Ф.Краснику в Иркутскую КСС - он
охотно помогал туристам - и выяснить подробнее.
Валентин Юрин
---------------------------------------------------------------
Date: 17 Aug 1998
From: Sergey Evdokimov (sve@uvtb.ru)
Мужик регулярно занимается заброской туристов в с.Орлик,
пос.Саяны, летн. Хутэл. Готов встретить в Слюдянке. Возможна
заброска грузовиком или УАЗ-иком.
Сыренов Алексей Жалсараевич
671030, Бурятия, Окинский район, с.Орлик, ул.Обручева б/н.
дом. тел. 51-426, раб. тел. 51-442
===============================================================
FILE: hangarul2.txt
Хангарул - Зун-Мурин - Жомболок - Ока
Date: 31 Aug 97
From: "Valentine E. Iourine" (iourine@iourine.msk.su)
Рад сообщить многоуважаемому ALL о том, что вернулся,
проспался и даже отправил свои первейшие физиологические
потребности: поел-помылся и сел за клавиатуру. Колотить по ней
буду долго, ибо поход был немаленьким - 5 недель. Фактически
два похода в одном флаконе. Так что если кто не подписался по
RFEED 3K - я не виноват.
Ехать в Саяны неблизко и по нынешним временам недешево,
поэтому мы рассудили, что 2-3-недельный поход будет для нас
слишком большим расточительством денег и/или времени. Цель была
- сделать один очень большой поход, чтобы закрыть остающиеся
пробелы и более туда не соваться. Пробелов было два: Хангарул -
Зун-Мурин и Жомболок - Ока. Плюс пеший выход к горячим
источникам и вулканам - глупо было бы быть рядом и не зайти
туда.
Ходило нас четверо: помимо вашего покорного слуги,
Ира Валяева (iryonok@iourine.msk.su), ¦ mailto:iryonok@iourine.msk.su
Александра Титова (Oktopus.tour@g23.relcom.ru)¦ mailto:Oktopus.tour@g23.relcom.ru
и Андрей Степанов (step@sacr.ioc.ac.ru). ¦ mailto:step@sacr.ioc.ac.ru
Однако Аллаху было угодно, чтобы последний покинул нас
после Хангарула, и на Жомболок мы шли уже втроем. Как уже
неоднократно отмечалось, одно из достоинств чисто каячной
группы - в гибкости ее состава...
На Хангаруле мы застали патологически малую воду: всю
первую половину лета в Бурятии стояла засуха. (Все дожди и
холода были отложены до нашего приезда.) По этой причине речка
представляла из себя сплошной шкуродер и изрядно облегчила наши
каяки, сняв с них лишнюю стружку. Ничего страшного, Прийон
кладет полиэтилен с ба-альшим запасом. Эстетическая ценность
реки - которая была одним из основных ее достоинств - от этого,
конечно, не пострадала. Но спортивного интереса речка не
представляла практически никакого, и роль разминки перед
Жомболоком - вторая основная задача этого этапа похода -
осталась невыполненной. Только после впадения Хабарты в речке
набралось достаточное количество воды, чтобы плавать, а не
ползать на брюхе.
На Зун-Мурине мы застали нормальную воду и как раз успели
пройти Шурик - ключевой порог. Когда за порогом сели обедать,
начался дождь и лил больше суток без перерыва, потом прервался
на час и лил еще ночь. С вечера отплыли немного, а весь
следующий день пришлось сидеть и пережидать, давясь белыми
грибами; плыть было слишком противно. Вода поднялась на метр и
дальше подниматься перестала, ибо начала заливать
противоположный низкий берег. Через день, наконец, поплыли, и
весьма недурно: то, что в прошлый раз заняло 8 ходовых часов,
по такой воде прошли за 5. Вкусили все прелести большой воды,
по Nealy: двухметровые валы в большом количестве;
опрокидывающиеся валы до 2,5 м - въезжаешь под козырек, а он
закручивается над твоей головой и больно ударяет по затылку;
отдельные шиверы сливаются в одно многокилометровое
препятствие; и т.п. Жалко только, что мало.
В общей сложности тащились (20 км * две ходки) 4 дня,
плыли 8 и одна вынужденная дневка. Кончается сплав в
пос.Мурино, расположеном на дороге Слюдянка - Монды. Весьма
разумно уехать отсюда еще куда-нибудь, а глупее и обиднее всего
- домой. Мы и поехали дальше. При этом продукты мы брали только
на первую часть похода, а на все остальное время закупали на
месте - в Мурино, Кырене, Мондах. Как ни удивительно, удалось
купить почти все, что требовалось. Вспомнить только - несколько
лет назад это было бы чистейшим авантюризмом!
По дороге, перед Орликом, подобрали попутчицу - бурятку
лет 50. Разговорились. Оказалось, что ее сын Намсарай живет на
зимнике Субарай в верховьях Диби; мы были у него в гостях,
когда начинали там сплав в 1994 г. Мир ли тесен, или прослойка
тонка?
Про Долину Вулканов и Хойто-Гол особо распространяться не
буду. Первое отрадно для глаза, второе - для туловища.
Наконец, изюминка похода - Жомболок. Совершенно
нестандартная речка, идеально подходящая для полиэтиленовых
каяков; в равной степени каяк - идеальная, а точнее,
единственно возможная лодка для такой речки. Течет она по лаве,
оставшейся от давнишнего извержения вулкана Кропоткина. Лава
разрушается водой весьма медленно, поэтому как она текла,
полужидкая, как застыла ступенями - так и осталась. В
результате речка представляет собой чередование плесов и
водопадных сливов. Там же, где накопился слой почвы и вырос
лес, образуются разбои, завалы, и все это при очень неслабом
течении. Как выразился один мой знакомый, бывший там на две
недели раньше нас, "Каширка с двухметровыми сливами". Насчет
двухметровых он, конечно, преувеличил - большинство сливов там
от метра до полутора, и только несколько основных - от 2 до
3,5. Причем в самых интересных препятствиях они ломаные, с
крутыми поворотами и прижимами в самом сливе. А лава имеет еще
одну особенность: она не стачивается водой, как обычный камень,
а колется, всегда оставляя острые края. Для катамарана любое
касание берега при таких скоростях заканчивается многометровыми
дырами и многочасовым ремонтом, о чем красноречиво
свидетельствуют клочья совтранса и обломки труб после каждого
серьезного (а прочих - через один) порога. Каяк же легко
убегает отовсюду. Конечно, у него свои проблемы: продавить
глубокую полутораметровую бочку, не заблудиться в каскаде
сливов, следующих подряд друг за другом, упасть нужной
стороной, когда пульсирующий вал подбрасывает тебя на метр в
воздух... Иногда - элементы родео: свечка носовая или кормовая,
зависание в бочке и проч. В целом прохождение препятствий
водопадного типа - исключительно эффектный и зрелищный сплав.
Остается только сожалеть о тех поколениях наших
немногочисленных каякеров, которые были лишены этого, ибо
ходили на каркасных и каркасно-поддувных лодках. Выдержать
нагрузки при приводнении с 2 и более метров, равно как и дать
гребцу необходимую степень контроля над лодкой, может только
полиэтилен.
Завершается речка весьма занятной шиверой длиной около 1,5
км с уклоном порядка 25 м/км. Некогда лава, стекавшая по долине
Жомболока, заполнила и долину Оки; затем Ока пропилила в ней
каньон глубиной 30-50 м, а Жомболок так и остался в своей