<< Пред.           стр. 429 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 ===============================================================
  FILE: sulban.txt
  Сюльбан
 
  Нужна любая информация ( водная,пешая,горная) по рекам:
 Сыгыкта, ср.Сакукан, Сюльбан (притоки Чары и Витима) и их
 верхним притокам .
 
  Я ходил Сюльбан в 1994 г. На реке 2 каньона (ходят слухи о
 наличии третьего в самых верховьях). Первый каньон ~ 1 км -
 типичная тройка. Во втором - примерно 6-7 порогов 4-6 кс. 4й
 порог (6 кс) мы обнесли. Между каньонами только шиверки и
 перекаты. Вообще препятствий мало и речка интересна только как
 тренировка перед чем-нибудь более серьезным (с моей точки
 зрения).
 
  О Сыгыкте есть статья в "Ветре странствий", по-моему № 16.
 
  Алексей Добронадеждин.
 
  Сюльбан
 
 Валентин Юрин Каякеры не тонут!
 
 Комаров там до ж... в буквальном сысле: ни пожрать, ни погадить
 не дают. Первое можно, правда, делать, бегая по берегу с
 миской в руках, в вот второе...
 
 > В городском клубе лежит только один пеше-водный отчет по этому району.
 > Есть только слухи о глухих каньонах в верховьях и страшных шестерочных
 > порогах в низу.
 
 Эти отчеты писались плотовиками и Салютами в 60-е годы. Потом
 другие люди читали их, серьезно готовились, приходили,
 плевались, возвращались домой и говорили: "Блин, ну и дерьмо, а
 мы-то старались... Нужно хоть справки пятерочные за него
 получить, чтоб не так обидно было." И писали отчет еще страшнее
 предыдущего. Я сам так влетел в 1987 г. на Левой Маме с группой
 Юры Элькина.
 
  "Здесь река не течет, здесь все тропы в болото
  Со злодейкой-судьбой сговорившись, ведут.
  Здесь погода - дерьмо, комаров здесь - до чорта,
  В общем, что говорить: провалился маршрут..."
 
 Это именно о том походе написано.
 
 > В тоже время в "Туристких спортивных маршрутах" 1989 года в разделе водных
 > походов 5 кат. по Забойкайлью целых четыре !!! маршрута по этим речкам в
 > разных комбинациях. Интересно по чьим походам и отчетам класифицировались
 > эти реки.
 
 См. выше. "Пятерки" этим маршрутам давали в основном за
 экзотичность и труднодоступность. Сложным порогам там быть
 _физически_неоткуда_: на узкой полоске хребтов вдоль БАМа реки
 не успевают набрать воды, а все остальное - это болотистая
 равнина с округлыми сопочками высотой не более 1000 м (а
 превышение надо дном долины - не более 500 м), покрытая вечной
 мерзлотой и чахлой тайгой. Ничего, кроме отдельных примитивных
 локальных ступенек, типа как на Катуни, Оке, Каа-Хеме или в
 Карелии, здесь быть в принципе не может, а все остальное -
 гладкая гргбля по спокойной воде по 10 часов в день. Насчет
 грибов и рыбы на этих конкретных речках - не знаю, но на Маме
 мы единственный гриб съели, последнего тайменя поймали, и
 группе Иванова, которая шла на день позади нас, остались только
 кости. А больше там ни хрена, кроме абсолютно зеленой голубики,
 не было.
 
 Учти еще, что большинство этих отчетов писалось для Чемпионата
 СССР по Рассказам о Водном Туризме.
 
 IMHO, единственный район там, который представляет интерес -
 это хребты, окаймляющие Байкал с северо-востока; рр.Томпуда,
 Шегнанда и т.п. По характеру этот район похож на Хамар-Дабан -
 морфологически это другой конец того же Байкальского разлома, и
 эти реки, насколько я понимаю, должны быть больше всего похожи
 на Утулик или Хара-Мурин.
 
 ===============================================================
  FILE: sludanka.txt
  Машины в Слюдянке, Иркутске.
 
 
 
 From "Valentine E. Iourine"
 Date Thu, 30 May 96 12:31:33 +0400
 
 > Уважаемые, кто подскажет адреса, телефоны в Слюдянке или Иркутске
 > где можно заказать машину для заброски в Бурятию (Монды и далее).
 
  В Слюдянке, а точнее, в ее пригороде - Култуке - есть автобаза
 "Внешавтотранс", которая работает в основном на дорогу
 Култук-Монды-Хубсугул. Раньше они охотно давали транспорт
 туристам. Автобаза расположена в распадке р.Култучная у начала
 дороги, сразу после переезда через ж/д. Доехать туда из
 Слюдянки можно единственным местным автобусом (то ли 101-м, то
 ли 111-м) до конечной остановки в сторону Иркутска; это как раз
 у ворот автобазы. Стоя там, можно одновременно ловить попутку
 до Монд. Если ехать из Иркутска электичкой, то лучше сойти на
 ст.Вербная и вернуться вдоль полотна 1 км к переезду. Если
 машиной по трассе - сойти на развилке, но до переезда и
 автобазы отсюда около 3 км - они расположены в глубине
 распадка. Имеет смысл послать одного гонца заказать машину
 заранее, поскольку рейс в два конца занимает целый день, и
 выезжать надо с утра.
 
  Есть автобус Слюдянка-Кырен в 14.30 (от автостанции). В
 последний раз (1994 г) он был довольно свободным. По словам
 местных жителей, есть еще автобус в 12.00 - повторяю, по
 состоянию на 1994 г. Раньше, кажется, был автобус около 8.00 на
 Монды, но это было совсем давно. Из Иркутска был автобус на
 Нилову Пустынь в 8.10, кажется, есть и сейчас, но трястись на
 нем очень долго и муторно. Как с билетами сейчас - не знаю,
 раньше можно было, как правило, взять билеты на следующее
 число.
 
  Электричек из Иркутска до Слюдянки было две - в 9.17 и около
 17.00, проходящие поезда также утром или вечером. В середине
 дня довольно большое окно (5-6 часов), когда поездов нет ни в
 одном направлении.
 
  До Кырена дорога весьма оживленная; до Монд - несколько менее,
 но надо просто тупо ловить попутку до самой темноты. На дороге
 Монды-Орлик, как и раньше, примерно 1 машина в день. В Мондах
 лучше не маячить в поселке, а проскочить его, не высовываясь из
 машины, и встать в километре за поселком, на самой развилке.
 Для местных жителей в летнее время воровство у туристов - один
 из основных источников материального и морального
 удовлетворения. Аэропорт в Кырене был законсервирован.
 
 > Где легче найти машину в самой Слюдянке или Иркутске?
 
  Найти на месте, по-моему, проще в Слюдянке; из Иркутска вряд
 ли кто сразу потащится на такой крюк. Единственный вариант из
 Иркутска - заказывать машину на какой-нибудь автобазе или фирме
 заранее с оплатой в оба конца.
 
 > Если кто имеет информацию о нынешних ценах, буду благодарен.
 
  О нынешних ценах не знаю, но раньше по сравнению с Москвой там
 все было очень дешево. В 1994 г вся дорога: электричка от
 Иркутска до Слюдянки, автобус до Кырена, попутка до Монд,
 попутка до Орлика, попутка 60 км обратно до с.Боксон, попутный
 трактор 40 км до р.Диби - обошлась нам в 158 т.р. на троих. За
 негабаритный багаж в электричке - полиэтиленовый каяк - нас
 очень серьезно и церемонно оштрафовали на целых 200 рублей (в
 Москве тогда, кажется, столько стоил жетончик на метро), а сами
 билеты стоили около 70 рублей.
 
 > И последний вопрос: по сведениям двухгодичной давности, при въезде
 > в Бурятию взымался денежный оброк, калым, ..... действует ли это
 > сейчас и какова сумма?
 
  Тогда шли разговоры о том, чтобы закрыть Окинский район для
 посторонних под разными предлогами - от погранзоны до
 эксклюзивного договора с какой-то американской турфирмой. На
 перевале с Иркута на Оку, кажется, даже поставили шлагбаум. Но,
 по-моему, местные нравы таковы, что во всех случаях, кроме
 погранзоны, можно будет договориться. Главное, вовремя понять -
 за сколько. Можно написать В.Ф.Краснику в Иркутскую КСС - он
 охотно помогал туристам - и выяснить подробнее.
 
 
 Валентин Юрин Каякеры не тонут!
 
 ---------------------------------------------------------------
 
  Date: 17 Aug 1998
  From: Sergey Evdokimov (sve@uvtb.ru)
 
  Мужик регулярно занимается заброской туристов в с.Орлик,
 пос.Саяны, летн. Хутэл. Готов встретить в Слюдянке. Возможна
 заброска грузовиком или УАЗ-иком.
 
  Сыренов Алексей Жалсараевич
  671030, Бурятия, Окинский район, с.Орлик, ул.Обручева б/н.
  дом. тел. 51-426, раб. тел. 51-442
 
 
 ===============================================================
  FILE: hangarul2.txt
  Хангарул - Зун-Мурин - Жомболок - Ока
 
  Date: 31 Aug 97
  From: "Valentine E. Iourine" (iourine@iourine.msk.su)
 
  Рад сообщить многоуважаемому ALL о том, что вернулся,
 проспался и даже отправил свои первейшие физиологические
 потребности: поел-помылся и сел за клавиатуру. Колотить по ней
 буду долго, ибо поход был немаленьким - 5 недель. Фактически
 два похода в одном флаконе. Так что если кто не подписался по
 RFEED 3K - я не виноват.
 
  Ехать в Саяны неблизко и по нынешним временам недешево,
 поэтому мы рассудили, что 2-3-недельный поход будет для нас
 слишком большим расточительством денег и/или времени. Цель была
 - сделать один очень большой поход, чтобы закрыть остающиеся
 пробелы и более туда не соваться. Пробелов было два: Хангарул -
 Зун-Мурин и Жомболок - Ока. Плюс пеший выход к горячим
 источникам и вулканам - глупо было бы быть рядом и не зайти
 туда.
 
  Ходило нас четверо: помимо вашего покорного слуги,
 Ира Валяева (iryonok@iourine.msk.su), ¦ mailto:iryonok@iourine.msk.su
 Александра Титова (Oktopus.tour@g23.relcom.ru)¦ mailto:Oktopus.tour@g23.relcom.ru
 и Андрей Степанов (step@sacr.ioc.ac.ru). ¦ mailto:step@sacr.ioc.ac.ru
  Однако Аллаху было угодно, чтобы последний покинул нас
 после Хангарула, и на Жомболок мы шли уже втроем. Как уже
 неоднократно отмечалось, одно из достоинств чисто каячной
 группы - в гибкости ее состава...
 
  На Хангаруле мы застали патологически малую воду: всю
 первую половину лета в Бурятии стояла засуха. (Все дожди и
 холода были отложены до нашего приезда.) По этой причине речка
 представляла из себя сплошной шкуродер и изрядно облегчила наши
 каяки, сняв с них лишнюю стружку. Ничего страшного, Прийон
 кладет полиэтилен с ба-альшим запасом. Эстетическая ценность
 реки - которая была одним из основных ее достоинств - от этого,
 конечно, не пострадала. Но спортивного интереса речка не
 представляла практически никакого, и роль разминки перед
 Жомболоком - вторая основная задача этого этапа похода -
 осталась невыполненной. Только после впадения Хабарты в речке
 набралось достаточное количество воды, чтобы плавать, а не
 ползать на брюхе.
 
  На Зун-Мурине мы застали нормальную воду и как раз успели
 пройти Шурик - ключевой порог. Когда за порогом сели обедать,
 начался дождь и лил больше суток без перерыва, потом прервался
 на час и лил еще ночь. С вечера отплыли немного, а весь
 следующий день пришлось сидеть и пережидать, давясь белыми
 грибами; плыть было слишком противно. Вода поднялась на метр и
 дальше подниматься перестала, ибо начала заливать
 противоположный низкий берег. Через день, наконец, поплыли, и
 весьма недурно: то, что в прошлый раз заняло 8 ходовых часов,
 по такой воде прошли за 5. Вкусили все прелести большой воды,
 по Nealy: двухметровые валы в большом количестве;
 опрокидывающиеся валы до 2,5 м - въезжаешь под козырек, а он
 закручивается над твоей головой и больно ударяет по затылку;
 отдельные шиверы сливаются в одно многокилометровое
 препятствие; и т.п. Жалко только, что мало.
 
  В общей сложности тащились (20 км * две ходки) 4 дня,
 плыли 8 и одна вынужденная дневка. Кончается сплав в
 пос.Мурино, расположеном на дороге Слюдянка - Монды. Весьма
 разумно уехать отсюда еще куда-нибудь, а глупее и обиднее всего
 - домой. Мы и поехали дальше. При этом продукты мы брали только
 на первую часть похода, а на все остальное время закупали на
 месте - в Мурино, Кырене, Мондах. Как ни удивительно, удалось
 купить почти все, что требовалось. Вспомнить только - несколько
 лет назад это было бы чистейшим авантюризмом!
 
  По дороге, перед Орликом, подобрали попутчицу - бурятку
 лет 50. Разговорились. Оказалось, что ее сын Намсарай живет на
 зимнике Субарай в верховьях Диби; мы были у него в гостях,
 когда начинали там сплав в 1994 г. Мир ли тесен, или прослойка
 тонка?
 
  Про Долину Вулканов и Хойто-Гол особо распространяться не
 буду. Первое отрадно для глаза, второе - для туловища.
 
  Наконец, изюминка похода - Жомболок. Совершенно
 нестандартная речка, идеально подходящая для полиэтиленовых
 каяков; в равной степени каяк - идеальная, а точнее,
 единственно возможная лодка для такой речки. Течет она по лаве,
 оставшейся от давнишнего извержения вулкана Кропоткина. Лава
 разрушается водой весьма медленно, поэтому как она текла,
 полужидкая, как застыла ступенями - так и осталась. В
 результате речка представляет собой чередование плесов и
 водопадных сливов. Там же, где накопился слой почвы и вырос
 лес, образуются разбои, завалы, и все это при очень неслабом
 течении. Как выразился один мой знакомый, бывший там на две
 недели раньше нас, "Каширка с двухметровыми сливами". Насчет
 двухметровых он, конечно, преувеличил - большинство сливов там
 от метра до полутора, и только несколько основных - от 2 до
 3,5. Причем в самых интересных препятствиях они ломаные, с
 крутыми поворотами и прижимами в самом сливе. А лава имеет еще
 одну особенность: она не стачивается водой, как обычный камень,
 а колется, всегда оставляя острые края. Для катамарана любое
 касание берега при таких скоростях заканчивается многометровыми
 дырами и многочасовым ремонтом, о чем красноречиво
 свидетельствуют клочья совтранса и обломки труб после каждого
 серьезного (а прочих - через один) порога. Каяк же легко
 убегает отовсюду. Конечно, у него свои проблемы: продавить
 глубокую полутораметровую бочку, не заблудиться в каскаде
 сливов, следующих подряд друг за другом, упасть нужной
 стороной, когда пульсирующий вал подбрасывает тебя на метр в
 воздух... Иногда - элементы родео: свечка носовая или кормовая,
 зависание в бочке и проч. В целом прохождение препятствий
 водопадного типа - исключительно эффектный и зрелищный сплав.
 Остается только сожалеть о тех поколениях наших
 немногочисленных каякеров, которые были лишены этого, ибо
 ходили на каркасных и каркасно-поддувных лодках. Выдержать
 нагрузки при приводнении с 2 и более метров, равно как и дать
 гребцу необходимую степень контроля над лодкой, может только
 полиэтилен.
 
  Завершается речка весьма занятной шиверой длиной около 1,5
 км с уклоном порядка 25 м/км. Некогда лава, стекавшая по долине
 Жомболока, заполнила и долину Оки; затем Ока пропилила в ней
 каньон глубиной 30-50 м, а Жомболок так и остался в своей

<< Пред.           стр. 429 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу