<< Пред.           стр. 478 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 в реку. Нам опять повезло. Здесь на левый берег переправлялась группа
 туристов-водников из г. Перми. Мы воспользовались наведенной переправой
 / Фото N 6 /.Переправа не заняла у нас много времени. Возле переправы
 на берегах есть места для стоянок, но мы решили идти без обеда до р.
 Бильчиир и сделать полудневку. После переправы тропа пошла резко в гору.
 Через 20 мин ходового времени мы вышли к каскаду водопадов на р. Ланга-
 туй / Фото N 7 /. Еще через 45 мин мы вышщли к запланированной р.Биль-
 чиир. Итого в этот день пройдено 8 км за 3 часа 15 мин.
  Четвертый день начался с переправы через р. Бильчиир / Фото
 N 8,9 /. Ночью был дождь, тропа вновь стала скользкой и грязной. Сра-
 зу же после переправы тропа увела нас в гору, начался затяжной подъем.
 В 40 мин ходового времени от р. Бильчиир находится хорошо оборудованная
 стоянка. Далее, вплоть до Верхних озер у пер. Лангатуйские Ворота мест
 для стоянок практически нет. Для обеда долго искали место, так как тропа
 шла по заболоченной местности. Тропа петляла по болотам, иногда исчезая
 в стланнике. Здесь необходимо внимание, чтобы не сбиться. К вечеру мы
 вышли к Лангатуйским озерам / Фото N 10 /. Последняя переправа через
 р. Лангатуй не составляла труда, мы ее просто перешагнули. На ночев-
 ку расположились у второго озера под самым перевалом. В итоге пройдено
 8 км за 4 часа.
 Пятый день пути. В 10.25 начали подъем на перевал. Идет дождь,
 холодно, сильный ветер, перевал закрыт тучами. Тропа уходит резко в
 гору.Лес остался позади, на перевале - голые камни. На перевал подни-
 мались 55 мин /Фото N 11 /. После перевала вновь начались болота. Че-
 рез 1 час ходового времени, переправившись через р. Ара-Буректой и пе-
 ревалив через возвышенность встали на обед. После обеда дождь прекра-
 тился, выглянуло солнце. Наш путь пролегал к перевалу Нукен-Дабан.
  Подъем на перевал несложен, хорошо набитая тропа ведет вдоль
 ручья к озеру / Фото N 12 /,а от озера небольшой подъем /Фото N 13/
 и перевал Нукен-Дабан взят /Фото N14 /. От стоянки до перевала 1 час
 25 мин. После перевала тропа плавно спускается / Фото N 15 / вдоль
 р. Нукен по правому берегу до р. Барун-Юнкацук. Особых ориентиров не
 указываем, так как тропа хорошо набита. Привязкой служит река слева.
 На стрелке - хорошая стоянка. Пройдено 15 км за 4 часа 35 мин.
  Последний, шестой, день пешего перехода начинается с перепра-
 вы через р. Нукен. Идет дождь. Переправившись, идем вниз по левому бе-
 регу р. Барун-Юнкацук. Тропа хорошая. Через 50 мин. подошли к перепра-
 ве через реку. В реке уровень воды невысокий, решаемся идти вброд / Фо-
 то N 16 /. От реки тропа уходит резко в гору. Далее по гребню тропа по-
 ворачивает вправо. Через 20 минут подходим к ручью, перебравшись через
 него, начали подъем на третий перевал. Подъем на перевал несложен и за-
 нял 25 мин / Фото N 17 / . Вокруг стоит мертвый после пожаров лес,
 очень много черники. После небольшого спуска, двигаясь по склону вверх,
 вышли через 45 мин на гребень /Фото N 18/ и начали спуск в долину р.
 Байри. Тропа полого спускается вниз, много вдоль тропы черники и грибов.
 Через 45 минут после спуска углубились в хороший лес, а еще через 2 ча-
 са 25 мин вышли к дому егеря на р. Снежной / Фото N 19 /, причем по-
 следние 3 км шли по исключительно заболоченной местности. Ниже по те-
 чению р. Снежной имеются хорошие стоянки, вокруг которых растет лес,
 пригодный для строительства судов. В последний день пройдено 13 км за
 5 часов 20 минут.
 
  Сплав по реке Снежной.
  ======================
  Условно водную часть маршрута можно разбить на 3 участка: Бай-
 ри - порог Мунгунгольский, порог Мунгунгольский - водопад, водопад -
 ст. Выдрино.
 
  Участок кордон Байри - порог Мунгунгольский.
  --------------------------------------------
  После пешего перехода лагерь разбили на левом берегу р. Снеж-
 ной у небольшой протоки. Для строительства каркасов катамаранов исполь-
 зовали березу, так как березовые каркасы на протяжении ряда походов
 хорошо себя зарекомендовали / Фото N 20 /. Да и лес, расположенный ря-
 дом, не представлял большого выбора. После сборки катамаранов органи-
 зовали небольшие тренировки на протоке, после которых было подогнано
 снаряжение под каждого участника / Фото N 21 /. Мы использовали колен-
 ную посадку. На одном из катамаранов были установлены жесткие дюрале-
 вые коленные упоры и жесткие металлические сидушки, на другом исполь-
 зовались пожарные рукава, а вместо сидушек - рюкзаки.
  Первые километры часто встречались разбои, острова. Уровень
 воды в реке был средним, а потому преодоление перекатов не представ-
 ляло больших трудностей. После р. Юнкацук Снежная собирается в одно
 русло. Здесь у устья р. Юнкацук на левом берегу находится хорошая
 стоянка. После впадения р. Юнкацук начались первые прижимы и валы,
 достигающие местами высоты 1,5 м. Последние не представляли большой
 опасности, так как ширина реки позволяла совершать маневры. Весь этот
 участок, вплоть до первого порога, мы проходили без разведки / Фото
 N 22/. Через 5 мин после впадения слева ручья находится первый порог
 /препятствие N 63/, до которого 3 часа чистого ходового времени от
 начальной точки сплава. Мы зачалились для разведки на левом берегу
 перед островом. Порог N 63 является простым порогом / Фото N 23 /.
 Возможен проход без разведки. В среднюю и большую воду лучше прохо-
 дить по центральной протоке, ближе к левому берегу. Ориентиры поро-
 га: после впадения слева ручья следует прижим к левому берегу, затем
 плес. Река делится на три протоки. Левая и центральные протоки ока-
 зались мелководны на момент прохождения препятствия. Один из остро-
 вов - большой, поросший лесом. Остров поменьше - каменистая отмель.
 При прохождении правой протокой необходимо опасаться низко склонен-
 ных к воде деревьев. Порог образован тремя плитами, лежащими попе-
 рек русла. Струи, сливаясь с плит, образуют бочки. Прошли между цен-
 тральной и правой плитой. Необходимо при прохождении опасаться нава-
 ла на камни правого берега.
  Далее на протяжении 5 км /35 минут чистого ходового времени
 от препятствия N 63/ серьезных препятствий нет. За 10 минут до поро-
 га N 75 открывается вид на черно-белые скалы по правому берегу. Ори-
 ентиром порога N 75 служит ручей, впадающий справа, а также большой
 серый валун, расположенный у правого берега реки. При прохождении
 разделили порог на две ступени. Первая ступень - мощные валы и две
 большие бочки, расположенные у левого берега. Вся основная струя ус-
 тремляется в эти бочки. Вдоль правого берега находятся небольшие бочки.
 Для просмотра зачалились у правого берега, провели разведку, выстави-
 ли страховку /двух человек с морковкой /.Отойдя от берега, мы смести-
 лись в левую сторону, так как правая часть русла на входе забита кам-
 нями. Миновав по основной струе правые малые бочки, мы сместились впра-
 во во избежание попадания в бочки у левого берега / Фото N 24 /. Да-
 лее опять сместились в центр и вошли в улов за камнями правого берега
 для проведения разведки второй ступени и организации страховки вто-
 рого катамарана. Вторая ступень представляет собой сливы с косыми ва-
 лами, идущими от скал левого берега. В самом узком месте на выходе из
 порога расположены две мощные бочки, образованные камнями левого бере-
 га. Вся вода устремляется в них. Перед бочками находится зуб в пенной
 маленькой бочке, которого следует опасаться. Мы на скорости проткнули
 косые валы, оставив зуб и бочки слева, смещаясь к правому берегу. Пос-
 ле порога расположен длинный плес, дающий возможность организации
 страховки как с воды, так и с берега / Фото N 25 /.
  После препятствия N 75 начинаются наиболее интересные препят-
 ствия на реке, следующие почти непрерывно друг за другом. На этом учас-
 тке притоки активно питают р. Снежную: по правому берегу в нее впали р.
 Сайхохтый, р. Буректой, а справа - р. Кит-Кит. В устье р. Кит-Кит нахо-
 дится хорошая стоянка. Сразу же за р. Кит-Кит после левого поворота
 необходимо зачалиться к левому берегу, так как впереди порог N 87.
 Время, затраченное на прохождение участка от препятствия N 75 до поро-
 га N 87, составило 50 минут.
  Главным ориентиром порога N 87 является речка, впадающая спра-
 ва, крутой левый поворот. После поворота необходимо зачалиться к лево-
 му берегу для разведки и организации страховки. Особую опасность пред-
 ставляет собой выход из порога, где по левому берегу располагается вы-
 ступ, подмытый водой, а в центре лежит плита, от которой образуется
 мощный слив с крученным валом. При более высокой воде мы рекомендуем
 проходить вдоль правого берега /этот вариант годится и в случае слабой
 группы или судов/. Наша группа проходила вдоль левого берега между кар-
 низом и крученным валом. Страховка проводилась с левого берега. / Фото
 N 26 /. Далее после порога N 87 идет серия порогов / N 95, 97, 98, 99/,
 которые можно проходить без разведки. Среди них можно выделить порог
 "Клык" / преп. N 99 /, который получил свое название из-за обломка
 скалы, лежащего в русле реки. Характерные ориентиры порога - правый по-
 ворот реки, по левому берегу - каменистая осыпь, по которой сбегает
 ручей. Порог проходили справа от "клыка", но удобнее и чище проход
 слева, последнее же увидели только с воды во время прохождения.
  Одним из ярких ориентиров начала участка серьезных порогов, яв-
 ляется препятствие "Ворота", которое представляет собой два небольших
 скальных выступа, сужающих реку до 10-15 м / Фото N 27 /. Сразу же за
 ним длинный плес, на левом берегу хорошо оборудованная стоянка.
  Первым порогом на этом участке является "Извилистый". Чистого
 ходового времени от порога N 87 до порога "Извилистый" - 1 час 40 ми-
 нут. Порог начинается на правом повороте реки / Фото N 28 /. Справа
 скальный выступ, слева - огромные валуны и каменистая осыпь. Порог
 начинается сливом до 2-х метров, слив проходили по центру, после че-
 го зачалились в улов правого берега. После просмотра по правому бе-
 регу оставшейся части порога, которая представляет собой валуны, ле-
 жащие в беспорядкев русле реки. Мы проходили вдоль правого берега по
 ярко выраженной струе, уходя от прижимов правого берега / Фото N 29/.
  Сразу же после порога "Извилистый" тянется длинный плес, после
 которого начинается на левом повороте порог Мунгунгольский, один из серь-
 езных поворотов на р. Снежной. Для просмотра порога, организации стра-
 ховки и обноса вещей использовали правый берег. Порог образован каме-
 нистой косой правого берега и скальными выступами левого берега. После
 четвертого каскада скальные выступы располагаются по правому берегу.
 Начало порога представляет собой сброс с галечной косы и мощный прижим
 к скалам левого берега. Особую опасность представляет собой прижим к
 скалам левого берега, а также две бочки, расположенные в центре основ-
 ной струи. Чтобы их обойти мы спрятались за камень правого берега и,
 уходя от прижима, шли по правой стороне, постоянно пересекая потоки,
 которые на всем протяжении прижима прорывались через галечную косу
 с правой стороны. Второй каскад мы считаем наиболее опасным и техни-
 чески сложным для прохождения. Он представляет собой две гряды камней,
 лежащих поперек русла, изобилует косыми бочками, а также подводными
 камнями. Наибольшую опасность представляют два зуба первого и второго
 сливов,на которые наваливается вся мощь струи. Мы проходили вдоль пра-
 вого берега, преодолевая две косые бочки / Фото N 30 /. Второй каскад
 по протяженности не более 20 м. Остальные два каскада не представля-
 ют такой опасности, как два предыдущих. Третий каскад - беспорядочно
 разбросанные валуны, лежащие в русле. Выписав зигзаг из центра впра-
 во и опять в центр между валунами, мы спокойно преодолели третий
 каскад. Четвертый каскад начинается грядой камней вдоль правого бе-
 рега, доходящей почти до центра реки, и прижимом в скалу и камень
 левого берега. Для его прохождения во избежания навала на левый бе-
 рег, мы преодолели бочку, находящуюся в центре и образованной каме-
 нистой грядой. Затем сместились вправо, где у правого берега и зача-
 лились для организации страховки и фотосъемки этого каскада / Фото
 N 31/. При прохожднении порога мы осуществляли страховку первого ка-
 тамарана двумя морковками в конце каждого каскада, а второго катама-
 рана - страховка проводилась с воды. Вещи были обнесены для облегче-
 ния катамарана, что способствовало наиболее легкому маневрированию
 судами.
  Порог Мунгунгольский - водопад.
  -------------------------------
  После порога Мунгунгольский тянется живописный каньон. Ближай-
 шая стоянка после впадения р.Мунгун-Гол на правом повороте на левом
 берегу. До ближайшего порога, который требует разведки, от р. Мунгун-
 Гол около 2 км /или 15 мин чистого ходового времени/. Порог N 124, на-
 чинается на левом повороте. Особые приметы: справа гряда крупных кам-
 ней после правого скалистого берега. Слева - крупные плиты, лежащие на
 берегу и сжимающие русло реки. Для разведки и страховки необходимо
 встать на правом берегу. Порог представляет собой несколько сливов,
 образованных плитами. Мы вошли в порог, после выхода сместились влево,
 обходя бочку, которая перекрывала русло реки в центре. После этого мы
 подошли ко второму сливу, сместившись к центру во избежания навала на
 камни левого берега. Сразу же после слива прошли на скорости бочку
 и вошли в каньон, в котором находится единственная бочка с правой сто-
 роны. Мы ее обошли слева, зачалились у правого берега для страховки
 второго катамарана / Фото N 32 / .
  После порога на крутом правом повороте хороший левый прижим.
 Сразу же за прижимом долина расширяется и до самого порога Кит-Кит
 препятствия, представляющие опасность отсутствуют.
  Характерными ориентирами порога являются каменные ворота по
 берегам, после которых следует плес, на котором необходимо зачалить-
 ся для просмотра последнего перед водопадом порога. Справа впадает р.
 Кит-Кит, на левом повороте виден остров. Зачалились после острова на
 правом берегу, осмотрели порог. После пройденных до этого препятствий
 он был несложен. Вся опасность этого порога заключалась в огромном
 валуне, лежащем в русле ближе к правому берегу / Фото N 33 /.
 Рядом с ним - две большие бочки. Весь поток устремляется на этот валун
 и в бочки. Мы проходили этот порог по левой стороне и зачалились за
 поворотом на отмели левого берега. После просмотра второго участка
 решили проходить его тандемом, подстраховывая друг друга в уловах.
 / Фото N 34 /.
  После порога Кит-Кит река входит в каньон / Фото N 35 /, в
 начале которого практически отсутствует течение. Но спокойствие это
 обманчиво и необходимо придерживаться правого берега, так как на ле-
 вом повороте в конце каньона находится водопад. Зачалиться перед во-
 допадом можно только на правом берегу.
 
  Водопад - ст. Выдрино.
  ----------------------
  После осмотра водопада / Фото N 36 /, а также двух последу-
 ющих порогов, которые носят название "Жаба" и "Снежинка" мы обнес-
 ли суда по хорошо проторенной тропе до места / Фото N 37 /, где воз-
 можен безопасный спуск судов на воду. В этом месте находится обору-
 дованная стоянка, так как все группы, сплавляющиеся по реке пользу-
 ются ею. Спуск к реке очень крутой / Фото N 38 /. Для спуска судов
 воспользовались веревками.
  Во всей литературе и по рассказам водников после водопада
 серьезных препятствий нет. Мы с этими выводами не согласны, так как
 на этом участке есть несколько сложных порогов, требующих обязательной
 разведки и надежной страховки.
  Первое серьезное препятствие - порог N 171 - через 10 минут
 после впадения слева р. Ара-Буректой и перед впадением справа речки.
 Необходимо зачалиться на правом берегу для страховки и разведки. По-
 рог образован большими глыбами, лежащими беспорядочно в русле. Мы про-
 ходили по основной струе с последующим смещением вправо между огром-
 ными камнями. В этом пороге мощные сливы и бочки. Страховку первого
 катамарана осуществляли с берега двумя морковками, второй катамаран
 подстрахавывали с воды / Фото N 39 / .
  Через 15 минут ходового времени после впадения справа речки
 необходимо зачалиться для просмотра каскада препятствий. Мы зачали-
 лись на левом берегу, просмотрели первый каскад. Осмотр затруднен из-
 за скалистого берега, но проход возможен. Перед нами порог N 174, об-
 разованный валунами и имеющий ряд сложных бочек. Схема движения слож-
 на, так как на малом участке приходится совершать множество маневров.
 Мы прохождение порога начали вдоль левого берега, пройдя между двумя
 валунами. Ширина прохода не превышала ширины катамарана / Фото N 40/.
 Для точного попадания в этот проход пришлось воспользоваться помощью
 с берега. После этого мы резко ушли вправо, обогнули камень, находя-
 щийся в центре,и, воспользовавшись его уловом, зачалились за скаль-
 ным выступом. Другой проход считаем опасным, ибо вся мощь централь-
 ной струи наваливается на три лежащих диагонально камня. Последний
 из них представляет собой зуб, наполовину торчащий над водой. Затем
 вся вода устремляется на плиту, лежащую у правого берега. Уйти от
 нее практически невозможно из-за большой скорости потока и маленько-
 го расстояния между плитой и ближайшим камнем, лежащим в центре рус-
 ла. Даже если и пройти этот проход, то сразу же на выходе из него
 путь преграждает еще одна плита, которая окончательно блокирует
 выход.
  Через 2 минуты после прохождения мы снова встали на разведку
 у левого берега. Ориентиром в данном случае служит каменная осыпь на
 правом берегу. Это препятствие - порог N 175 - образовано камнепадом,
 из-за этого оно является небольшим по длине. Прохождение порога нача-
 ли по центру, ближе к левому берегу. Затем, оставив огромный валун
 справа, проткнули вал и зашли в улов за скальный выступ у левого бере-
 га. Страховка осуществлялась двумя спасконцами.
  После крутого поворота и впадения слева подряд двух ручьев,
 впадающих в Снежную со скал, необходимо усилить внимание - впереди
 порог N 180. Следует зачалиться на левом берегу для просмотра. Порог
 образован беспорядочно разбросанными валунами, которые образуют сливы
 и бочки. Порог несложен. Мы проходили его сначала по центру, прыгнув
 в небольшую бочку между двумя камнями. После этого сместились вправо,
 уходя от камней,расположенных в центре русла, после чего зачалились
 за осыпью на правом берегу.
  Далее река успокаивается, каньоны следуют один за другим. Че-
 рез 5 минут ходового времени после порога следует опасаться мощного
 левого прижима и заранее держаться правого берега. После впадения реч-
 ки справа река входит в узкий каньон. Местами ширина каньона состав-
 ляет 10-12 м. Но препятствий в каньоне нет / Фото N 41,42 /.
  После впадения слева р. Чернушки через 20 минут ходового вре-
 мени справа на скале на левом повороте - табличка-памятник. Далее на
 реке беспорядочно лежат подводные камни-плиты, которые образуют огром-
 ные бочки / Фото N 43 /. Идти нужно осторожно. Мы для просмотра вста-
 ли на правом берегу. Решили обойтись страховкой тандемом. Сразу же за
 порогом необходимо зачалиться к правому берегу / 3 мин ходового вре-
 мени /, так как впереди последний порог р. Снежной - порог N 208.
 Характерными ориентирами порога N 208: ручей,впадающий справа,
 огромные валуны правого берега,большой лесистый остров, который делит
 реку на две протоки. Основная масса воды устремляется по правой про-
 токе. Для осмотра порога лучше зачалиться недоходя до острова / мет-
 ров за 60 /, на месте впадения ручья. После дождей и подъема уровня
 воды прохождение первого каскада порога нам показалось небезопасным,
 так как вся основная струя мощным сливом упиралась в камень с мощным
 отбойником, похожим на гребень. Этот камень делил струю на две части,

<< Пред.           стр. 478 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу