<< Пред.           стр. 480 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  НЗ 20 руб 160 руб
  прочие расходы 2,5 руб 20 руб
  ---------------------------------------------------------------
  ИТОГО: 125 руб 1000 руб
 
  6.4. Расписание
  ---------------
 
  --------------------------------------------------------------
  сообщение : отправление : время в пути
  --------------------------------------------------------------
  Харьков - Иркутск 11.47/ Уфа / 70 часов
  Владивосток - Новосибирск 17.12/Выдрино / 39 часов
  Новосибирск - Одесса 14.40/Новосибирск/ 34 часа
  -------------------------------------------------------------
  Доехать из Уфы до ст. Мурино и со ст. Выдрино в Уфу
 без пересадки невозможно, так как поезда дальнего следования,
 проходящие через Уфу там не останавливаются. Мы доехали до
 г. Иркутска, а далее добраться до Мурино можно поездами мест-
 ного следования / от Иркутска до Мурино около 6 часов /.
 Для обратного проезда в Уфу предлагаем 3 варианта:
 1. с пересадкой в г. Челябинске / поезд Владивосток - Москва /;
 2. с пересадкой в г. Иркутске / поезда местного следования /;
 3. с пересадкой в г. Новосибирске / поезд Владивосток - Ново-
  сибирск /.
  Мы же воспользовались третьим вариантом / Выдрино - Но-
 восибирск - Уфа /.
 
  6.5. Использованная литература.
 
 1. Указание по составлению отчетов о самодеятельных туристских
 путешествиях. 1975 г.
 2. Большая Советская Энциклопедия. т.23. Москва. 1972 г.
 3. Советский Союз. Географическое обозрение. т.5. Москва. 1982 г.
 
 
 
 
 
 ===============================================================
  FILE: sneg97.txt
  Снежная, 1997
 
  Date: 8 Nov 1997
  From: Yuri Boldyrev (forpost@usa.net)
 
 ---------------------------------------------------------------
 Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
 то можете получить более красивые версии этого же документа:
  С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 300 Kb ¦ sneg97.txt_with-big-pictures.html
 ---------------------------------------------------------------
 
  Описание пути движения до р. Утулик
 
  29 июля - 2 августа
 
  В 050 наш поезд No184 Москва - Хабаровск отправился в путь
 с Ярославского вокзала Москвы. Поход начался! Через 4 суток
 тряски в вагоне, проехав от Москвы 5311 км, мы высадились на
 ст. Слюдянка Восточно-Сибирской железной дороги, городе на
 берегу оз. Байкал. По-местному времени, а оно отличается от
 московского на 5 часов, было 605. Над озером вставало солнце.
 Купили заранее обратные билеты и, договорившись с тетушкой,
 торговавшей на вокзале, оставили у нее в доме вещи и продукты
 на вторую половину маршрута и обратную дорогу. Руководитель тем
 временем нашел машину, чтобы облегчить нам пешую часть к р.
 Утулик.
  И вот, уладив все дела в Слюдянке и погрузив вещи в
 Газ-66, в 1020 выехали из города. Дорога идет от Байкала вдоль
 р. Слюдянка, часто пересекая ее. За время нашей поездки на
 машине мы насчитали 12 бродов. Но через 150 с момента выезда из
 города дорога резко перешла в тропу, по которой невозможно было
 продолжать движение на машине. Пришлось взвалить на себя
 рюкзаки и далее идти пешком. Тропа четко прослеживается. Через
 12 минут хода первый пеший брод через р. Слюдянка. Далее тропа
 идет по левому берегу ручья, постепенно набирая высоту, и через
 46 минут выходит на крупную поляну. Здесь она раздваивается.
 Правая тропа уходит на перевальную седловину в долину р.
 Покабиха, а левая, пересекая приток р. Слюдянка круто
 поднимается вверх, временами переходя в серпантин. По ней и
 нужно продолжать движение. Долина р. Слюдянка уходит влево и
 теряется из виду. Через 33 минуты изнурительного подъема тропа
 выполаживается и выходит на заболоченную Казачью поляну. Но это
 не надолго. Вскоре снова начинается подъем. И, наконец, после
 короткого взлета (h"60 м), который мы преодолели за 22 минуты,
 мы оказались на перевале. Тропа практически уперлась в домик
 гео-метеостанции "Хамар-Дабан", находящейся на перевале. На
 территории ГМС есть колодец. Решили встать здесь на ночевку
 ввиду трудности первого дня и того, что по имевшемуся у нас
 описанию далее в 2 часах хода воды нет.
  Чистое ходовое время: 1 час 53 минуты.
 
  3 августа
 
  Проснулись в 7 часов, так как вчера достаточно рано легли
 спать. Впереди был тяжелый ходовой день. Решили сегодня как
 можно ближе подойти к Утулику. Собрали лагерь, попили чай и в
 814 тронулись в путь. Сначала шли по дороге, идущей мимо ГМС,
 по которой мы вчера пришли на место ночевки. Но вскоре свернули
 на тропу слева, впереди по данным разведки были завалы, а
 дорога упиралась в обрыв в долину р. Подкомарная. Эта тропа
 ярко выражена и отличается от других большим количеством
 камней. Начинается крутой подъем на голец. Тропа серпантинит,
 часто ее пересекает другая, идущая перпендикулярно гольцу.
 Через 40 минут подъема тропа выходит из зоны леса. Открывается
 очень красивый вид на Хамар-Дабан, далеко внизу еле различима
 ГМС. Здесь развилка: левая тропа уходит в сторону пика
 Черского, а правая по направлению к перевалу Чертовы Ворота.
 Из-за напряженности графика движения мы не стали подниматься на
 пик Черского (2090), самую высокую вершину этого района, а
 продолжили наше движение в сторону р. Утулик по тропе, идущей
 траверсом плавно вниз. Через 5 минут хода подходим к крутому
 спуску. Отсюда открывается вид на перевал и долину р.
 Подкомарная, текущей со стороны этого перевала. После спуска
 тропа, минуя небольшое заболоченное озерцо, выходит к правому
 притоку р. Подкомарная. Это первая встретившаяся нам вода.
 Поэтому решили устроить здесь завтрак, к тому же уже было 1005.
  Чистое ходовое время от места ночевки: 55 минут.
 
  Описание пути движения по р. Утулик
 
  4 августа. Стапель.
 
  Лес для катамаранов валили чуть ниже стоянки. Там в диких
 зарослях достаточно много подходящих елочек и березок. Вокруг
 стоянки обширные заросли голубики, а проба на рыбу дала
 отрицательный результат. К вечеру, несмотря на почти не
 прекращавшийся дождь, все суда были собраны. 5 августа. С утра
 упаковали вещи и в 1234 начали сплав. В течение первых полутора
 часов идут несложные для прохождения шиверы 1-15, которые мы
 шли сходу. Движение осуществляли в прогонном порядке 4 -- 2 --
 1 -- 4 -- 3. Затем после левого притока и препятствия No15
 причалили к левому берегу для осмотра порога "Рассохинский",
 первого серьезного препятствия. Ориентиры порога кроме выше
 упомянутых: правая излучина и большое количество камней на
 левом берегу. !!! Порог шли в пороговом порядке: 4 -- 4 -- 2 --
 2 -- 1. Все суда шли по основной струе. Обе четверки навалилась
 на зуб во втором сливе, а "Тритон" из-за неудачного захода
 завис в прижиме после слива. Остальные суда прошли этот порог
 чисто. Прохождение порога закончили в 1515. На каменной россыпи
 после порога сделали перекус и в 1558 продолжили сплав. После
 порога впадает правый приток р. Рассоха, в устье которого есть
 неплохая стоянка. Движение осуществляли в пороговом порядке.
 Последующие препятствия из-за их несложности в этот день шли
 сходу. Единственные проблемы возникли в препятствии No27. В
 мощном прижиме четверку, идущую первой, сильно навалило на
 крупный скальный обломок в русле. Но это не повлекло за собой
 ни каких особо неприятных последствий.
  Впереди же был очень серьезный порог, препятствие No28
 "Чижик". Ориентиры порога: крутой левый поворот, перед
 поворотом правый приток, напротив которого на левом берегу
 хорошая стоянка. Уже было 1650, поэтому мы решили встать на
 ночевку.
  Чистое ходовое время: 3 часа 00 минут.
 
  6 августа.
 
  С самого утра шел дождь. Сегодня вышли в 1110 и,
 траверсировав струю, сразу причалили к правому берегу для
 подготовки прохождения порога "Чижик". !!! Страховка 1-й
 четверки осуществлялась спасконцами с берега, остальные суда
 проходили порог с комбинированной страховкой, с берега и
 катамараном. Четверки прошли порог чисто. А двойка и каяк легли
 в основном бочке, Спасработы прошли успешно. Прохождение порога
 закончили в 1208. После "Чижика" увеличивается количество
 крупных камней в русле. Облака сидят над самой водой, что
 создает проблемы с видимостью, временами очень тяжело
 ориентироваться на струе. Через 26 минут после порога на правом
 повороте в русле очень большой характерный обломок скалы, а еще
 через 6 минут препятствие No37 порог "Трехкаскадный". Его шли с
 фрагментным просмотром, заметным ориентиром в этом пороге
 является Z-образный проход между скальными обломками со
 стенками высотой до 3 метров. В среднюю воду этот порог не
 представляет особой сложности. Далее после серии шивер идет
 цепь не сложных порогов. С 1450 до 1605 устроили перекус. Дождь
 не прекращался. Препятствие No53 порог "Траверс" шли прострелом
 с фрагментарным просмотром без береговой страховки. Препятствие
 No54 порог "Гротовый" шли раздельно без тщательного просмотра.
 В этом пороге главное уловить момент перехода струю из под
 левого берега к правому. Четверка, идущая первой, очень
 неприятно в этом месте села на обливные камни в сливе.
 Остальные суда прошли этот порог чисто. Прижим в конце порога,
 про который так страшно было рассказано в лоции, при нашей воде
 ничего сложного собой представляет. После порога "Траверс" на
 левом повороте начинается порог "Трек". Осмотр с левого берега.
 Порог отличается достаточно крутым падением и небольшой шириной
 русла. В 1650 остановились на ночевку на левом берегу после
 препятствия No61. ЧХВ 345. Большое спасибо туристам, стоявшим
 здесь до нас и оставившим в немного сухих дров! Вечером в
 результате дождей, идущих последние дни, стал подниматься
 уровень воды, и к наступлению темноты река представляла собой
 страшный мутный поток.
  Чистое ходовое время: 3 часа 45 минут.
 
  7 августа.
 
  Сегодня начали сплав в 12:38. За ночь воды поднялась
 примерно на 120 сантиметров. В результате все препятствия стали
 более мощными, но зато многие камни скрылись под водой. Через 4
 и 7 минут сплава -- правые притоки, и вскоре, а точнее в 1300
 мы подошли к препятствию No66 порогу "Мангутайский", одному из
 самых сложных порогов на этой реке. Он находится на прямом
 участке после правого поворота. Для осмотра его причалили к
 галечной отмели на левом берегу. Порог поражает мощью, падением
 воды и обилием больших валунов в русле. В начале порога впадает
 левый приток р. Мангутай. Вдоль левого берега от отмели идет
 тропа, по которой можно обнести суда, а в конце порога есть
 неплохое место для стоянки. Поставили береговую страховку,
 видео- и фото- операторов. После длительной подготовки начали
 прохождение порога. Первой шла четверка во главе с Барановым
 М.В.. Заходили под правым берегом. Далее планировалось после
 прохождения первого слива уйти к левому берегу, обходя все
 остальные крупные камни слева. Но из-за неудачного захода, она
 не угреблась, и ее кормой аварийно навалило на крупный камень в
 центре порога. Только чудом она избежала оверкиля, правда,
 заднего левого гребца смыло, и остаток порога он проходил
 самосплавом, держась за раму катамарана. Оставшиеся трое смогли
 зачалить катамаран к берегу, после чего встали на нижнюю
 страховку. Второй пошла другая четверка. План ее прохождения
 был такой же, и ее тоже навалило лагом на тот же камень.
  Теперь это закончилось оверкилем. Спасработы прошли
 успешно. Затем шла двоечка. Учтя последствия предыдущих судов,
 она решила проскрестись между камнями под левым берегом, благо
 ее габариты позволяли сделать это. Ее прохождение прошло
 успешно. Другая же двоечка, несмотря ни на что, все-таки решила
 попытать счастья под правым берегом, но уже в бочке в первом
 сливе ее развернуло лагом и, несмотря на все усилия Рыжего,
 несколько секунд упорно цеплявшегося за ее гребень,
 перевернуло. На плесе после порога ее экипаж, забравшись на
 перевернутое судно, самостоятельно зачалили его к берегу.
  Каяк, не искушая судьбу, аккуратно прошел под левым
 берегом. В 1500 закончили прохождение порога и устремились
 дальше на встречу препятствием.
  Через полчаса сплава, оставив позади одну несложную
 шиверу, подошли к препятствию No68 порогу "Зев", но, зачалив в
 конце правого поворота и поверхностно осмотрев сверху, мы
 приняли его за продолжение шиверы No67. Однако решили
 проходить его раздельно. И вот адмиральская четверка без
 страховки оказалась в самом эпицентре порога, которым является
 очень мощный котел, перегородивший всю реку, причем в этот
 котел она вошла диагональю без положительной скорости. Ее там
 начало "кусать". Несколько неприятных минут пережил в этот
 момент экипаж. От неожиданности данного происшествия,
 протиснувшись между небольшими камнями, причалили к правому
 берегу сразу же за огромным камнем, чтобы отдышаться. Но при
 выходе из этого небольшого улова, навалило на очередной крупный
 камень. Опять повезло. Теперь поставили страховку. Вторая
 четверка прошла порог без особых проблем, не считая неопасного
 навала на тот же камень. "Белоснежка", следуя своему стилю,
 решила обойти котел, но при прохождении основного слива, из-за
 несделанного вовремя зацепа ее стащило в самый эпицентр бочки.
 Там ее начало безжалостно молотить, смыло Дашу Ткачеву, после
 чего выплюнуло. Прохождение порога капитан продолжил в гордом
 одиночестве, однако, он смог самостоятельно зачалить катамаран.
 А Дашу, без разрешения капитана покинувшую судно, подобрала
 страхующая четверка. "Тритону" же, идущему следом, удался
 маневр с обходом центральной бочки. Каяк обнесли. После порога
 устроили перекус. Время 1730. Через 10 минут сплава после
 перекуса подошли к препятствию No72 порогу "Большой". Песчаный
 пляж на правом берегу перед порогом, про который писалось в
 лоции как ориентир, оказался затопленным. Порог "Большой"
 находится сразу же за левым поворотом. Порог водопадного типа,
 состоящий из двух ступеней, разделяемых небольшим участком
 быстротока, представляет собой ужасающий поток с падением около
 7 метров на 50 метров порога. Достаточно много времени
 просматривали его, и, так как непосредственно у порога стоянки,
 на которой мы могли бы разместится (есть место, где могут
 разместиться 1-2 палатки), не нашлось, решили его обнести и
 продолжить движение до ближайшего места ночевки. Проводка
 катамаранов прошла успешно, хотя и заняла достаточно много
 времени. В 2050 продолжили сплав и через 17 минут причалили к
 стоянке на левом берегу.
  Чистое ходовое время: 4 часа 10 минут.
 
  8 августа. Последний день сплав по р. Утулик.
 
  Сегодня вышли в 1155. Вода за ночь сильно спала, хотя вода
 все еще мутная. В 1217 на правом повороте на скалах левого
 берега памятник. А еще через 12 минут на прямом участке после
 левого поворота препятствие No90 порог "Малый". Ориентир --
 перед порогом улов под правым берегом, а впереди заметен
 сильный свал воды. Просмотр порога с левого берега, но
 страховка с него невозможна, так как дальше идут непроходимые
 скалы. Поэтому адмиральская четверка прошла этот порог без
 нижней страховки, после чего она сама встала на страховку
 остальных судов. Бочки в пороге не стали каким-либо серьезным
 препятствием и для другой четверки, а вот двойка, вошедшая в
 порог по треку нежесткого прижима к левому берегу, попала в
 самый эпицентр бочки и в очередной раз кильнулась. Каяк и
 "Тритон" удачно прошмыгнули ближе к правому берегу. ??? После
 порога долина реки расширяется, постепенно вырываясь из
 окружающих хребтов. И через 40 минут сплава после порога,
 оставив позади еще один памятник, начинается цивилизация.
 Приметой ее появления является ЛЭП. На правом берегу появляются
 коттеджи турбазы "Ангара". Проплыв мимо них, встали на
 антистапель на левом берегу недалеко от впадения р. Утулик в
 Байкал почти сразу же после авто- и железно- дорожного мостов,
 идущих один за другим. Прохождение реки Утулик закончено!!!
 Время 1408.
  Чистое ходовое время: 1 час 55 минут.

<< Пред.           стр. 480 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу