<< Пред. стр. 482 (из 787) След. >>
No65. Русло образует невысокий каньон со стенками 2-4 метра.Препятствие No65 ¦ kartinki/sneg97/65.jpg
Осмотр и страховка с правого берега. ??? Прохождение не
составило особой сложности и в 1230 мы продолжили путь. На
следующем участке до устья реки Кит-Кит река успокаивается,
берега из галечника, часто из воды торчат остатки деревьев, все
препятствия не сложные, интерес представляет только порог сразу
же после правого притока в получасе хода от порога No65, в
котором достаточно мощная бочка. Такой характер реки
расслабляет. Но сразу же все меняется после впадения р.
Кит-Кит. Расстояние от порога No65 до него мы проделали за 57
минут. Кит-Кит впадает на левом резком повороте Снежной и его
практически невозможно не заметить. Характер реки становится
каньонным, течение резко увеличивается, также увеличивается
жесткость струи. Появляются скальные стенки высотой до 10
метров. Несколько серьезных порогов. Признаки приближения
водопада. Надо быть предельно осторожным. Непосредственно перед
водопадом участок относительно спокойной воды. Сам водопад
находится сразу же за крутым левым поворотом. Осторожно,
прижимаясь к правому берегу, причалили к песчаной отмели, от
которой начинается тропа обноса. От устья р. Кит-Кит до
водопада мы дошли за 10 минут. Время 1337. Водопад "Полет
Белки" ("Хармын-Дулю"): Снежная перегорожена скальной
перемычкой, в которой вода пропилила три желоба, по которым она
с высоты 9 метров низвергается вниз. После водопада река
поворачивает вправо и течет дальше, окруженная стенками высотой
10-20 метров, поросшими лесом. Далее следуют два порога шестой
категории сложности "Жаба" и "Снежинка", которые обносятся
одновременно вместе с водопадом. Тропа достаточно хорошо
утоптана многими туристами, но резкие перепады высот и лежащие
через тропу деревья не делают обнос легкой воскресной
прогулкой. Место для ночевки в конце обноса, но оно неудобно
расположением воды, для того чтобы набрать воду приходится
спускаться по крутому склону высотой около 20 метров. Примерно
к 16 часам закончили обнос судов и оставшееся время посвятили
предужинному сну.
Чистое ходовое время: 1 час 32 минуты.
22 августа.
Первые пол дня мы посвятили ремонту адмиральской четверки
и попыткам сбора кедровых шишек, которые ни какому ощутимому
результату не привели. Поэтому вышли сегодня только в 1435.
Порог No90 "Слив" при всем нашем желании не смогли выделить из
ряда не очень сложных препятствий. Вскоре каньонный участок
закончился, и река приняла нормальный вид. Проплыли мимо
притоков: левого -- р. Ара-Буректай, и правого. Через полчаса
сплава подошли к порогу No99. Он знаменует собой начало
"Красного" каньона. Осмотр с правого берега. Несколькими
крупными камнями струя разделяется на две части. Левая протока
проходит по прижиму, а в правой несколько достаточно мощных
бочек. Четверки и каяк прошли порог по левой протоке,
прижимаясь к берегу и уворачиваясь от всех неприятностей в
середине этой протоки. Двоечки решили не рисковать и прошли,
прошибая бочки, по правой протоке. После порога плес. Далее
начинается каньон. Пристать к берегу в нем очень трудно. Этот
участок надо проходить на одном дыхании. В середине каньона в
одном из препятствий "споткнувшись" о вал кильнулась двоечка.
Спас работы были затруднены. Отсутствием уловов и плесов, но
несмотря ни на что прошли успешно. После каньона причалили
перед началом следующего каньона, "Мрачного". Вход в каньон
очень красив. Его стены поражают своим величием. Он и
называется так, благодаря своим стенкам (до 50 метров), из-за
которых в каньоне царит постоянный полумрак. Справа перед самым
его началом впадает приток. После этого каньона препятствия
упрощаются. Вскоре, пройдя впадение р. Чернушка, встали на
ночевку на левом берегу сразу же за препятствием No109.
23 августа. Последний день сплава в этом походе.
С утра было жутко противно. Все небо затянуто, сыро,
холодно. Сплав начали в 1150. Шли мы, обходя даже самые
маленькие шуршунчики, очень не хотелось мокнуть. Но через 15
минут подошли к препятствию No112 и поняли, что, не смотря на
все наши усилия, купание нам обеспечено. До этого препятствия
выделяется только порог No111, представляющий собой каменную
гряду перегораживающую реку и образующую метровых два слива,
после чего участок достаточно спокойной воды. Порог No112 --
последнее мощное препятствие на реке. Просмотр с правого
берега. Ориентир -- поросший лесом остров. Левая более узкая
протока мчится под отвесной стенкой. Детально ее осмотреть у
нас не получилось из-за острова. Поэтому все наши суда
проходили этот порог по правой протоке. Длина порога около 500
м. Можно выделить две части. В верхней на заходе после участка
с большим количеством камней кривой слив с навалом на крупный
полуобливник. Далее следует относительно спокойный участок, и
после слияния проток мощнейший котел под левым берегом.
Прохождение начали в 1220. Первая четверка получила острые
ощущения, прыгая после навала на громадный камень на входе.
Если бы ее не сбросило струей, киля не избежать. Котел в конце
порога она обошла с боку на телемарке. Вторая четверка решила
отметить последний порог и сунулась в котел. К счастью она
вышла оттуда на ровном киле, хотя у всех членов экипажа глаза
были большие-большие. Двоечки и каяк прошли этот порог
достаточно спокойно, так как их маневренность позволяет им
уворачиваться от всех неприятных вещей. В 1335 закончили
прохождение порога и пошли дальше. Все остальные препятствия на
реке не представляют сложности для прохождения. Река постепенно
успокаивается, начинаются разбои, хотя течение сохраняется
достаточно быстрое. С 1410 по 1450 устроили перекус чуть ниже
впадения правого притока р. Грохотун. На берегах появляются
люди и другие признаки цивилизации. Но оказывается, еще не все
приключения для нас закончились. При прохождении одного из
перекатов многострадальная шкура нашего флагмана не выдержала.
Оставшиеся километры он с дырой вдоль всей оболочки шел, как
говорится до первого переката. Но нам повезло, и до места
антистапеля эта четверка добралась своим ходом. Проплыли мимо
ЛЭП. Вокруг разруха, созданная строительством чего-то, насыпи.
На левом берегу появляется дорога. На антистапель встали на
левом берегу напротив первых домов поселка. Впереди в 400
метрах автодорожный мост. За оставшееся время быстро разобрали,
просушили и упаковали суда.
24 -- 25 августа. Дни великого стояния на реке Снежная.
Так как нам не удалось обменять билеты мы были вынуждены
остаться здесь еще на 2.5 дня. За это время мы узнали, что
поселок Выдрино Кабанского района республики Бурятия находится
на правом берегу реки примерно в 3 километрах от станции.
Кстати в этом месте граница между Россией и Бурятией проходит
как раз по реке, так что постоянно совершая рейды в поселок, мы
по несколько раз в день ее пересекали. В поселке есть
продовольственные магазины, базар, почтовое отделение,
библиотека, которое в момент нашего пребывания там оказалась
закрытой и баня. Клуб не действует у же достаточно давно. Нашли
также единственный книжный магазин, но там не нашлось ничего
интересного. На станции кроме пригородных поездов
останавливаются также и некоторые пассажирские, например,
Хабаровск -- Москва, Нерюнгри -- Москва, Улан-Удэ -- Москва и
другие. Поэтому можно уехать отсюда без заезда в Слюдянку.
26 -- 30 августа.
С утра на электричке в 9 часов уехали в Слюдянку и весь
день посвятили самостоятельному изучению этого города, так как
наш поезд отходил только в 220 по местному времени. В
назначенное время мы сели в поезд No102 Улан-Удэ -- Москва и
через четверо суток в 1630 мы опять оказались в родном городе.
Наш поход закончился!
Дневник похода
2 августа
В 6 часов утра по местному времени наша группа вылезла из
поезда. На вокзале долго пришлось перетаскивать рюкзаки из угла
в угол, пока уборщица не вымыла, наконец, весь зал в здании
вокзала.
Несколько человек пошли на Байкал, сфотографироваться и
искупаться. К сожалению, мы узнали, что камера хранения
обойдется нам в целое состояние и решили отдать наши коробки
какой-нибудь бабке. Нашли женщину, работавшую в ближайшем
коммерческом киоске, которая согласилась за меньшую цену
сохранить наши коробки.
Баранов после долгих поисков откапал все-таки грузовик,
который после часа езды сэкономил нам по меньшей мере 3 часа
ходьбы под рюкзаком. Когда слезли с машины и влезли в лямки
рюкзаков, жизнь все еще казалась прекрасной, но после часа
подъема мы уже ощущали тяжесть рюкзаков. Дежурные угощали нас
шикарным перекусом (по плитке шоколада на человека). И мы с
новыми силами двинулись дальше.
Несмотря на ранее время (14 часов), разбили лагерь около
метеостанции. Ветра почти не было, и мошка начинала заедать.
Спать легли рано, ибо последнюю ночь в поезде спали очень мало.
3 августа
Встали в 7 часов утра и, быстренько собравшись на голодный
желудок (выпили чай с печеньем) пошли. Через полчаса подъема
нас догнал какой-то веселый мужик в плавках и с фотоаппаратом и
спросил: "Вы на Утулик?", - и побежал дальше.
Часов в 11, сразу, как только кончился спуск, встали около
ручья и начали готовить завтрак. Тем временем несколько человек
искупались в ручье, спустившись до водопада. Потом быстренько
поднялись на перевал, останавливаясь посмотреть на водопады и
попить холодной водички с шипучими витаминами. После перевала
шли быстро, надеясь добраться до Утулика. Погода целый день
улыбалась. Светило солнце и было жарко. Когда перебирались
через броды, все намочили ноги, потому что вода иногда доходила
почти до колен. В последний переход все были уже очень
уставшими и, когда мы добрались до Утулика, мы издали победный
клич. И тут пошел дождь.
4 августа
Все проснулись больными. Болело все: ноги, спина, плечи.
Ничего не хотелось делать, но надо было. С утра сходили за
слегами, потом позавтракали. После завтрака начали вязать
катамараны. Небо время от времени поливало нас дождичком,
видимо для того, чтобы не было жарко, хотя жарко нам не было,
потому что солнышко почти не выглядывало из-за тучек. Было
пасмурно. За обедом нас напоили вкусненьким компотом из
черники, и мы, набравшись новых калорий, продолжили стапель.
После обеда к берегу причалила четверка, на которой были
знакомые Баранова. Пятеро (катамаран был с "Дюймовочкой") были
медиками и четверо с правом на лечения. Они зашили Перцу рану
(он порезал ногу, когда купался под водопадом) и пошли дальше.
К вечеру все катамараны были почти собраны (осталось
только собрать и уложить гермовки), и мы довольные легли спать.
5 августа
С утра начали собираться: упаковывали гермовки, собирали
лагерь и привязывали рюкзаки к катамаранам. Все было хорошо, но
после того, как группа девушек пошла и вымылась, заморосил
дождь, и продолжал он идти, то переставая, то начинаясь снова
для самого вечера. Мы вышли около полудня. Вспомнили основные
движения, занимались слаломом на шиверах, да и просто огибая
камни на ровных участках, Прошли несколько порогов без килей,
Вечером остановились на левом берегу, перед Чижиком. Долго
смотрели на порог, Набрали черной смородины и заварили
компот-чай из листьев черной смородины и самой смородины,
Баранов поймал несколько хариусов, и мы засолили их на утро.
6 августа
Перебрались на правый берег и установили страховку на
Чижике. Проходили в пороговом порядке: 2 четверки и 2 двойка. В
пороге кильнулась двойка (точно через корму). Небо затянуло
тучками, и начался мелкий дождик, который затем начал капать
все сильнее и сильнее и прекратился только поздно вечером.
Часиков этак в 5 мы зачалились на левый берег и постави лагерь.
Через некоторое время заметили, что уровень воды в реке резко
поднялся (он поднялся на 10 см за 1 час). Баранов, оценив
ситуацию, сказал: " Если вон ту веточку у того дерева зальет до
завтра -- мы никуда не идем". Тем временем вода прибывала и,
хотя до той веточки было больше полуметра. Мы волновались, т.к.
таким темпом веточку, скорее всего, зальет. Мы занесли
катамараны повыше на берег и, волнуясь, пошли спать.
7 августа
Ура!!! До веточки не достало сантиметров 2-х, а дождик
снова лить пока не собирается. Мы собрались и пошли. Вальчики в
шиверах стали большими, и мы умывались, ловя эти вальчики
лагом. Долго смотрели порог Зев, думая, как лучше пройти. Вода
поднялась за ночь, и порог стал гораздо сложнее. Первым пошла
"Чуня". Ее навалило на камень и чуть не кильнуло, но благодаря
Гусаровой, которая вовремя выстрелилась, сбросив большую часть
веса катамарана, "Чуня" не кильнулась.
Порог Зев ¦ kartinki/sneg97/zev.jpg
Анна Николаевна спасла весь экипаж от киля, за что ей
огромное "спасибо". Вторая четверка кильнулась, навалившись на
тот же камень.
День был килевой. Ближе к вечеру подошли к порогу Большой
и решили обвести катамараны, т.к. по такой воде это была уже не
четверка, а пятерка. Встали минут через пятнадцать после
порога на левом берегу, и, получив дополнительную порцию
калорий и килевых, уставшие легли спать.
8 августа
Утром, влезая в мокрые гидрики, мы с удовольствием
подумали, что завтра -- и еще дней шесть эти гидрики надевать
не придется, ведь сегодня последний день сплава. "Белоснежка"
решила не упустить свой последний шанс искупаться напоследок в
первом в этот день и последнем на всей речке пороге и
кильнулась через корму. К всеобщему удивлению Перец и Дашка
отказались от килевых, чем и удивили всю команду.
Оставшуюся часть пути мы проделали очень быстро, с
удивлением смотря на людей, стоявших на берегах реки. Когда,
наконец, добрались до места стоянки, все быстро начали
разбираться, ставить лагерь и сушить катамараны, предвкушая
праздник живота. Потом, когда все дела были сделаны, парни
пошли в город наедаться.
Вечером был праздничный ужин, кроме супа и крупы было по
банке сгущенки и несколько бутербродов с колбасой и с маслом и
с настоящим хлебом. После ужина распределили ночные дежурства.
Вылезая в 3 часа ночи, дежурные поняли, что праздник живота еще
не кончен. Дежурным полагалось по несколько пряников, сухарей и
по 1/3 банки сгущенки на человека. Дежурные ложились спать не
на пустой желудок. Лично я был очень доволен.
9 августа
Сидя на травке рядом со станцией Мурино, жуя перекус с
настоящим соком и щурясь от удовольствия и жаркого яркого
солнца на безоблачном небе, вы согласились бы с тем, что
полчаса назад вылезали из электрички, но вряд ли согласились бы
с тем, что с утра вы собирали рюкзаки, и ждали электричку на
станции Утулик и уж ни за что не согласились бы с тем, что еще
вчера вы проходили порог Малый, опасно кренясь на двухметровых
волах и со всей силой цепляясь за бочку, чтобы не кильнуться.
Да именно так мы чувствовали себя. Утулик казалась очень
далекой речкой, которую мы прошли год назад, а сегодня день
казался нам первым днем похода. В этом походе нам предстояло
пройти 85 км пешки и 95 км сплава.
Пройдя 25 км по асфальтовой дороге, мы решили остановиться
и съесть по парочке соленых омулей. Шли, не сильно уставая,
(хотя рюкзаки у всех были загружены новой партией продуктов на
оставшуюся часть похода), веселясь от вида Васи, быстро
бегающего туда-сюда, пытаясь лучше сфотографировать нас.
Василич показывал нам места стоянки Монстров, и насколько тогда
была выше вода. Вообще день прошел нормально.