<< Пред. стр. 486 (из 787) След. >>
снова резко расширяется, образуя плес, за которым следует участокбыстротока.
Однозначной линии прохождения нет. Достаточно привлекателен левый
вариант, но крайне сложно избежать навала на зуб после скалы.
Наибольшие шансы, при среднем и малом уровне воды, здесь, видимо,
будет иметь двухместный катамаран.
Достаточно реальным, в среднюю воду и для судна на поперечных баллонах,
представляется также вариант прохождения справа, хотя при этом
непрост заход и практически неизбежен навал на правобережную скалу.
Увеличение уровня воды, безусловно, изменит картину порога. Так, зубы
в правом и левом проходах могут быть закрыты водяной подушкой,
позволяющей судну перепрыгнуть их, или оказаться совсем затопленными.
Однако при этом возрастет мощь сливов и пенных котлов.
Требует внимания и предпороговая шивера. Так, ее входной слив и
следующий за ним пенный котел сами по себе достаточно мощны и их
прохождение может потребовать страховки.
Возможен обнос порога по левому берегу.
!!! 89. Порог "Снежинка". Второй из двух самых сложных и опасных порогов
Снежной. Классифицируется 6 к.с. и при прохождении маршрута 4 к.с.
обычно обносится.
Расположен в скальном сужении через ~ 400 м после порога 88.
Перед порогом - разгонная шивера. Сам порог имеет протяженность
~ 30 м, на которых падение реки составляет ~ 5 м. Структура порога
несложна - река падает двумя последовательными сливами, с мощными
пенными котлами после каждого слива. Первый слив делится на две
части группой крупных камней в центре, для прохождения предпочтительнее
выглядит правая часть слива, заход в нее также проще. После слива -
пенный котел, сразу за которым - второй слив, также с пенным котлом
за ним. Безусловно это самый мощный порог Снежной.
После порога - плес между отвесных скальных берегов.
Возможен обнос порога по левому берегу.
! 90. Порог "Слив". Представляет собой слив в скальном сужении. При осмотре
с берега выглядит существенно проще порогов 88 и 89. Обносная тропа
спускается к реке за порогом.
91. Шивера, справа впадает небольшой ручей.
92. Шивера.
93. Длинная шивера, в конце слева впадает р.Ара-Буректай. В устье
Ара-Буректая, на обоих его берегах есть стоянки.
94. Шивера после устья Ара-Буректая протяженностью ~ 1 км, в конце
слева впадает небольшой ручей.
95. Шивера "Плакучие скалы". Получила свое название из-за характерных
левобережных скал, по которым сочится небольшой ручей.
В конце шиверы справа впадает приток.
96. Порог после впадения притока справа.
97. Порог.
98. Шивера.
99. Шивера-порог в каньоне "Красный". Река течет между невысоких скальных
берегов, имеющих характерную красно-ржавую, скорее даже рыжую, окраску.
100. Шивера, переходящая в седующее препятствие.
101. Порог с крутым косым сливом.
102. Шивера сразу после порога 101.
103. Длинная шивера.
104. Порог на крутом правом повороте реки. Прижим к левому скальному берегу.
Справа впадает приток, после которого река входит в красивый каньон
"Мрачный" с высокими нависающими темно-серыми скальными берегами.
105. Шивера в каньоне после впадения притока справа.
После шиверы - приток справа, каньон кончается.
106. Шивера после впадения правого притока.
107. Длинная шивера. В конце шиверы слева, с высокого берега, в характерном
нагромождении валунов впадает река Чернушка.
108. Шивера за устьем р.Чернушки.
109. Шивера.
110. Шивера, в конце - два небольших ручья справа. После второго ручья,
на невысокой скале - старая табличка-памятник.
111. Шивера. В конце шиверы справа впадает небольшой ручей.
Препятствия 91..111. Мощь реки возрастает. Шиверы этого участка безусловно
мощнее и сложнее шивер предводопадного участка. При среднем уровне воды
опытная группа может преодолевать эти препятствия сходу.
!! 112. Порог "Серая ямка". Последний сложный порог Снежной. Расположен
на плавном левом повороте реки.
Перед порогом река течет медленно, с наплыва хорошо видна правая часть
русла с огромными камнями, угадывается значительное падение уровня воды.
Русло реки делится на две протоки, в среднюю воду прохождение возможно
как по правой, так и по левой. Зачалиться перед порогом для осмотра и
страховки можно как к правому берегу, так и на вершину острова.
Левый берег - крутой скальный, правый - более пологий.
Основная часть воды идет правой протокой.
Вход в порог здесь представляет собой трек, поворачивающий направо,
с крутым падением и зубом в центре трека. В конце трека,
слева - огромный камень. Проходя справа от него, струя сильно бьет в
большой зуб, чистый слив - слева от него, слив справа от зуба засорен
камнями. Далее следует вторая ступень порога - шивера длиной ~ 200 м
с двумя пологими сливами (движение в левой части русла),
переходящая в третью ступень - крутое падение реки несколькими сливами
между больших обливных камней под левый скальный берег.
Чалка после порога к правому берегу.
Возможен также более простой вариант прохождения левой протокой.
Из описания группы Пименова (август 1981):
"Левая протока более узка, начинается прижимом к левому берегу, затем
струя сливается вправо и на левом изгибе протоки образуется слив через
небольшие обливные камни; через несколько метров еще один невысокий
крутой слив и протоки сливаются. За слиянием проток мощный слив
через обливную плиту.".
Выбор конкретного варианта прохождения зависит от уровня воды и опыта
группы.
113. Порог в правой протоке. Простой.
114. Длинный участок шивер. В конце участка слева впадает река Селенгинка.
В устье Селенгинки, на ее высоком правом коренном берегу - несколько
стоянок планового маршрута.
Отсюда вверх по Селенгинке уходит тропа на Соболиные озера. Озера красивые,
много рыбы. От устья Селенгинки до озер ~ 7 км хорошо набитой тропы.
Тропа идет сначала правым берегом Селенгинки. Примерно в 0.5 км от Снежной
- переправа по бревну на левый берег Селенгинки, по которому тропа и идет
далее до самых озер.
115. Длинный участок простых шивер после устья Селенгинки. В конце река
перед горой почти конической формы разделяется на две протоки, примерно
равных по расходу воды. Идти влево.
Отсюда начинается участок проток. Основная масса воды почти везде идет
вдоль левого коренного берега, по которому проходит автодорога.
Следует быть внимательным, т.к. проводимые здесь строительные работы
могут привести к возникновению новых препятствий на реке (см, например
препятствие 116).
! 116. Завал после горы-конуса (см. пр.115), перед турбазой "Снежная".
Препятствие появилось летом 1995 г.
В ходе строительных работ (мост?) насыпью от левого берега река была
вытеснена со своего коренного русла. Вода
пошла через низкий, поросший лесом правый берег, где и образовался
завал, полностью перекрывший еще доступный для сплава левый участок
русла под самой насыпью. Для осмотра препятствия следует зачалиться
влево, на насыпь, перпендикулярно отходящую от левого берега.
В случае необходимости через насыпь можно также обнести суда,
что однако может оказаться не слишком просто, т.к. насыпь довольно
крута.
Можно ожидать, что завершение строительства приведет к значительному
изменению русла на этом участке реки. Это, в свою очередь, может
привести к необходимости изменения тактики прохождения проток и
отказу от движения левыми протоками.
Зачалиться для разборки судов можно у автомобильного моста. До
железнодорожного вокзала станции Выдрино отсюда около 1.5 км.
Можно проплыть дальше и зачалиться у железнодорожного моста, откуда до
вокзала вдоль железнодорожного полотна ~ 400 м.
Электричка до Слюдянки отправляется дважды в сутки: в 17:00 и в 20:25
(время местное).
КРАТКИЙ ДНЕВНИК ПОХОДА
01.08.95
Утpом пpибыли в Слюдянку. До ст.Муpино ежедневно идут две электpички - в
10 и в 15 часов. По закону максимального благопpиятствования как pаз
сегодня 10-часовая электpичка отменена (на один день). Уезжаем на
15-часовой.
В Мурино электричка прибывает в ~17:00. Минут 15 уходит на выгрузку,
распихивание по рюкзакам нераспиханного и утрясание неутрясенного,
после чего начинаем активную часть маршрута.
Первая ходка - 35'. У лесничества нас окликает парень, видимо,
служащий лесничества. Интересуется, куда путь держим. Услышав, что на
Снежную, теряет к нам интерес. Идя по асфальтированной дороге, выходим
на шоссе к автодорожному мосту через Хара-Мурин. Теперь нужно решить
дилемму - ночевать здесь, или идти дальше, а это минимум километров 5
до ближайшей стоянки, ближе воды не будет. После короткого осмотра
решаем идти.
20' - тяжелый (в особенности для начала) подьем на водораздел.
Сделав еще три ходки по 30' выходим к стоянке на
берегу Лангутая. Встаем на ночлег в ~21:00.
02.08.95
Выйдя, быстро (через ~35') выходим к переправе через Лангутай.
Начинаются бомы. Движение осложняется. Местами на
склонах - участки поваленного леса.
На обед останавливаемся в 14:10 на пологом левом берегу Лангутая.
Погода хорошая, светит солнце. Пообедав, в 15:40 идем дальше.
Через 20', продолжая движение по левому берегу, выходим к устью р.Голой
(впадает орографически справа).
Ходка 27'.
Ходка 30' - обход бома снизу, по воде.
Ходка 20'- поверху, через бом.
На ночлег встаем в 18:40. За день пройдено около 6 км. Много
времени и сил отняло преодоление бомов и участков поваленных деревьев.
03.08.95
Выход - в 9:55.
35' - из них первые 10' - обход бома поверху. В 300 м. от стоянки справа по
ходу впадает ручей.
30' - пройдено еще около 300м, трудный бом, лазанье по крутому склону.
30' - короткий привал. Напротив, на правом берегу Лангутая первый двойной
распадок.
30' - еще один бом. Все еще не дошли до второго двойного распадка.
20' - еще один бом в конце ходки.
Сразу после бома встаем на обед.
После обеда: ходка 30', в конце - завальный участок.
30' - полет ноpмальный ;)
30' - выходим к небольшому острову (малая протока у нашего берега).
Не видно, куда дальше идет тропа - похоже вверх?
25' - Тропа нашлась, и понизу, вдоль воды. Все еще не дошли до
впадения Нитяной.
15' - Выходим к устью Нитяной.
Дальше идем до 19:30, с двумя коpоткими (~5') пеpеpывами.
после чего, выйдя к более-менее приличной стоянке, у впадающего
в Лангутай ручья, решили встать. На противоположном склоне и на
склоне над нами - скальные выходы.
04.08.95
Выходим в 10:00. Погода хорошая.
20' - тропа исчезает. Пpоскочили бpод. Теpяем около часа на осознание
этого факта, возвpащение к бpоду и пеpепpаву.
20' - прошли стоянку и устроили привал у небольшого островка (мелкая
протока у нашего берега). Подьем становится сильнее.
30' - еще одна стоянка.
10' - выходим к впадению Бильчира. Здесь тоже стоянка. Решаем устроить обед.
Долина Бильчира широкая и светлая, в отличие от долины Лангутая, которую
почти не видно. Воды в Бильчире чисто визуально также больше, и течет он
гораздо более широким руслом, чем Лангутай.
20' - через ~300м от пеpепpавы тропа начинает серпантином
подниматься вверх.
30' - еще одна стоянка. Вдоль тропы появляется черничник, брусничник.
Трава местами высотой до 1 - 1.3м.
30' - ходка как ходка.
20' - опять стоянка. Довольно высоко над рекой.
15' - пересекаем правый приток и останавливаемся на привал на стоянке за ним.
20' - места становятся болотистыми, места для стоянок исчезают.
10' - небольшая стоянка. Сверху несет низкую облачность и погромыхивает
гром. Решаем ночевать здесь. До воды - метров 50.
Облачность пронесло, дождя так и не было. Вечер и ночь ясные и прохладные.
05.08.95
Выходим в 10:30. Погода ясная, перистые облака - пpедвестники ее изменения.
20' - выходим к стоянке на берегу впадающего в Лангутай ручья.
Тропа - немного курума, немного болота, в остальном нормально.
20' - через участки курума и болота тропа выводит на берег Лангутая,
недалеко от воды.
20' - тропа все чаще идет по болоту или по руслу одного из многочисленных
ручейков.
20' - тропа поднимается по гребешку, и выводит к броду через Лангутай.
Брод прост до чрезвычайности - Лангутай здесь можно просто перешагнуть...
15' - выходим на берег озера, впереди просматривается перевальная
седловина. Леса вокруг нет, лишь кое-где по склонам отдельные редкие
группы невысоких деревьев да кедрового стланика. Берега озер болотистые.
20' - прошли оба озера, взлет, и решили устроить обед.
Погода испортилась, похолодало, пошел дождь, налетел порывистый ветер.
35' - выходим на перевал. Снимаем записку петербуржцев, оставляем свою.
Пасмурная погода не дает в полной мере оценить вид, открывающийся с
перевала.
20' - начали спуск с перевала. Тропа идет слева от озера, после чего
пересекает вытекающий из него ручей Астай и начинает забираться на гриву -
водораздел с р.Ара-Буректай.
20' - Пройдя болотистую низину, почти поднялись на водораздел.
В болоте попадаются остатки старых гатей Игумновского тракта.
Держится низкая облачность.
20' - перевалили водораздел и идем вправо по гриве, не теряя высоты,
вверх вдоль Ара-Буректая. Облачность слегка раздуло, появилось голубое
небо.