<< Пред.           стр. 500 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 3) Верхнечайский каньон; содержит около 14 порогов. Собст-
  венно каньон имеет длину около 5 км и включает 8 поро-
  гов. Это самая сложная часть реки. В большую воду
  каньон усложняется, и приходится либо ждать конца
  подъема воды, либо обносить суда. Длина 10 км.
 
 4) Чуть ниже конца каньона место наибольшего сближения рек
  Чая и Чуя. Отсюда можно осуществить переход на Чую. В
  маршрут входила разведка пути такого перехода.
 
 5) Река принимает спокойный характер, хотя течение сохра-
  няется достаточно сильным. Длина участка 100 км.
 
 6) Горы сужаются, начинается мрачное и довольно красивое
  Магданское ущелье. Здесь есть пороги, но из-за большой
  ширины реки они не сложны для прохождения. Длина около
  15 км.
 
 7) Второй участок реки без серьезных препятствий длиной
  около 35 км.
 
 8) Нижнечайский каскад и Дранские пороги. Содержит около
  10 порогов средней сложности, основное препятствие
  здесь - большие валы и бочки. Длина участка около 40
  км.
 
 9) Заключительная часть реки длиной 80 км характеризуется
  спокойным, но быстрым течением, ширина реки около 150
  метров.
 
  3. Подробное описание и дневник похода
 
  3.1. Подъезды
 
  Маршрут начинается с геологического поселка "Перевал",
 расположенного на плоскогорье в верховьях рек "Холодная" и
 "Тыя", в 100 км. к северу от Нижнеангарска. Поселок принад-
 лежит Северо-Байкальскому геологоразведочному управлению,
 автомобильная база которого находится в Нижнеангарске возде
 аэродрома (к юго-западу от него, на окраине поселка). До
 пос. Нижнеангарск добраться можно либо самолетом из Улан-Удэ
 (есть рейс из Братска, но всего один). либо теплоходом
 "Комета" из порта Байкал ("Комета" выходит из порта Байкал
 рано утром и приходит в Нижнеангарск около 19 часов вечера),
 либо поездом до Северобайкальска и далее автобусом.
 
  Мы добирались до Северобайкальска поездом "Москва-
 Северобайкальск". Поезд выходит из Москвы в 20-45 и идет 96
 часов, приходя в Северобайкальск ранним утром. Нужно иметь
 в виду, что до конца идет только часть вагонов, поэтому
 купейных мест не очень много. Можно также доехать до станции
 Лена и там пересесть на поезд до Северобайкальска (см. При-
 ложение 1). У вокзала объединилось 4 группы туристов,
 наняли автобус и в 5 утра по местному времени все уже сидели
 в сквере перед конторой автобазы.
 
  Из Нижнеангарска в пос. Перевал регулярно ходит вахто-
 вая машина. Ей можно воспользоваться, если мало туристов, а
 в конце июля - начале августа, когда желающих много, можно
 просто заказать машину.
 
  После открытия конторы нам предложили два варианта -
 либо 240 рублей за "Газ-66" официально, либо 100 рублей и
 литр спирта за открытую развалюху неофициально. Мы выбрали
 второе и в 13 часов все 35 туристов, которые там были, ока-
 зались в поселке "Перевал". Как потом выяснилось, все сва-
 ляли большого дурака, так как в этот день из Нижнеангарска в
 базу на реке шел вертолет Ми-10, который мог бы всех забрать
 (потом мы встретили группу счастливчиков). Но кто же знал?
 
  Путь к пос. Перевал состоит из двух частей. Первые 18
 км проходят по асфальтовому шоссе, а затем начинается грун-
 товая дорога вдоль реки Холодной с довольно крутыми подъе-
 мами. В пос. Перевал есть почта, магазин, столовая.
 
  3.2. Подход к реке
 
  От "Перевала" до реки Чая остается около 40 км по
 сильно заболоченной местности. До бывшего пос. Чая идет вез-
 деходная дорога, которую вездеход проходит примерно на 5
 часов и берет за это по 100 рублей и литр спирта с группы.
 Вездехода может не оказаться, и тогда нужно добираться пеш-
 ком. Как правило, удается подъехать на машине до ручья Кос-
 монавтов (это чуть в стороне от вездеходной дороги), а далее
 нужно идти сначала по тропе, а потом по следам вездеходов
 около 30 км. (см. рис. 3). Сначала добираются до бывшей
 буровой, которая стояла на правом берегу ручья космонавтов
 (машина встает чуть ниже по ручью), точнее, машина может
 дойти до одного из его многочисленных рукавов. Это место
 находится южнее вездеходной дороги. Затем находят тропу
 (она идет по правому берегу) и идут по ней вверх по ручью.
 Здесь есть хорошие места для стоянки, видно место, где сто-
 яла буровая. Тропа выводит в небольшую долинку, переходит
 через ручей и выводит на вездеходную дорогу. Дорога идет на
 северо-восток, пересекает болото и выводит к броду через
 правый приток реки Холодная (р. Ориенда, брод шириной 5 мет-
 ров и глубиной 0.4). Далее она разветвляется, следы идут
 направо через р. Холодная и прямо, по правому берегу Холод-
 ной, в верховья Чаи (судя по некоторым отчетам, правая
 дорога потом сливается со средней. Идти нужно прямо (река
 течет слева в небольшом овраге). Недалеко от брода справа
 от дороги стоит зимовье. Это около 12 км. от ручья Космонав-
 тов.
 
  Далее дорога поворачивает на восток, пересекает боло-
 тистый участок и уходит в лес. Этот участок сравнительно
 сухой и ровный. Далее на север уходит дорога на Асектамур, а
 дорога на Чаю идет на восток, пересекает водораздел и выхо-
 дит сначала к броду через небольшой приток Асектамура (течет
 налево), а затем к переправе через реку Намама (также приток
 Асектамура). Переправа осуществляется по разрушенному мос-
 тику, и через 2 км справа показывается зимовье (12 км от
 предыдущего зимовья). Отсюда остается около 8 км. сухой
 дороги до реки Чая. Дорога идет высоко над заболоченной
 долиной реки, так что нужно еще суметь найти хорошую сто-
 янку.
 
  Нам не повезло - все вездеходы геологов были в
 разъезде, а у геофизиков один вездеход был сломан, а второй
 набит аппаратурой. На машине нас забросили на ручей Космо-
 навтов, и следующие два с половиной дня мы тащились по боло-
 там к Чае. Когда на третий день мы поставили лагерь на
 отличном сухом бугре прямо над рекой, появился вездеход - за
 день, пока мы делали стапель, он приехал 3 раза и привез
 кучу народа. Но зато мы насмотрелись на окрестности, позна-
 комились с другими группами, и приметили чуть выше сухой
 горелый лес, из которого сделали очень легкие каркасы для
 катамаранов.
 
  Планировать заброску без пешки (например, для группы с
 детьми) можно, имея в запасе 2 - 3 для на ожидание везде-
 хода.
 
  3.3. Верховья реки до каньона
 
  Этот участок имеет длину около 20 км и состоит из трех
 разных участков:
 
 1) Равнинный участок длиной около 3 км. Река течет в
  болотистой котловине, и имеет равнинный характер. Слева
  впадает река Асектамур, Чая поворачивает чуть направо и
  широко разливается по широкому руслу бывшей наледи.
 
 2) Второй участок носит название "Каменный Цветок" и
  представляет собой мелкую широкую шиверу (фото 2). На
  протяжении 4-х километров русло забито большими кам-
  нями, с узкими проходами между ними. Прохождение ее
  представляет собой постоянный поиск основной, более
  глубокой, струи; местами нужна проводка. Преодоление
  шиверы занимает от 1 до 4-х часов (в зависимости от
  уровня воды и опыта экипажей).
 
 3) После каменного завала русло реки сужается и начинается
  шиверистый участок реки с быстрым течением, появляются
  лесистые острова. Пороги здесь представляют собой
  шиверы, образовавшиеся, как правило, на крутых поворо-
  тах реки. Различить их трудно, так как все они очень
  похожи. На надувных судах все препятствия проходятся
  сходу по струе. Если не следить по лоции подробно за
  всеми препятствиями, то четким ориентиром можно считать
  базу геологов на левом берегу за 2 километра до начала
  каньона, крутой слив с прижимом под левым берегом за 1
  километр до каньона, и характерный рисунок берегов
  (скалы с обоих сторон) при входе реки в каньон.
 
  Путь до наледи (каменного завала) занял у нас 40 минут.
 Мы так много читали про страдания групп на каменном завале,
 что планировали на его прохождение целых полдня. Оказалось,
 однако, что камней там, конечно, много, но удается находить
 основную струю и плыть по ней, практически не прибегая к
 проводке. Раза 4 мы заплывали в совсем уж мелкие и завален-
 ные места и тогда приходилось вылезать и перетаскивать ката-
 мараны через камни. В результате через час все камни были
 позади. В конце шиверы на берегу реки оказалось множество
 групп, которые отдыхали после тяжелой работы. Мы поплыли
 дальше с единственной мыслью - не уйти в этот день слишком
 далеко (такие здесь были красивые места). Встали в 14 часов
 часа за первым верхним порогом (это мы узнали, облазив весь
 берег и долго сравнивая местность с лоцией), на правом
 берегу, и устроили здесь полудневку и баню.
 
  3.3.1. Подробное описание верхних шивер и порогов (до
  каньона)
 
  Ниже приводится подробная лоция верхних порогов (до
 каньона), взятая из отчета 4492. На наш взгляд, она имеет
 смысл только для байдарок, так как для надувных судов этот
 участок представляет собой просто сплошную шиверу километров
 в 5 длиной, которую можно пройти сходу по основной струе, за
 исключением порога номер 9, требующего просмотра. Символ
 (!) означает, что на порог нужно обратить внимание.
 
 1) После "Каменного Цветка" река сужается, слева появля-
  ются удобные места для стоянок и остатки бывшей базы
  геологов (плохо заметно с реки). Затем берега повыша-
  ются до 30-50 метров, и начинается цепочка бурных шивер
  и перекатов, протяженностью 1.5 км, с прижимами под
  скалистый берег.
 
 2) Долина расширяется, в русле появляются острова. Прохо-
  дим три острова и 4 отмели. Затем плес 2 километра.
 
 3) Шивера. Ориентир - остров, проход по более глубокой
  правой протоке.
 
 4) Порог (N 1 по байдарочной лоции). Ориентир - отвесная
  стенка справа, поворот реки реки налево. Прижим к
  стенке и затем слив с небольшим валом, много камней.
  После порога слева - отличная стоянка.
 
 5) Порог N 2. Сначала короткая прямая шивера, затем отвес-
  ная стенка слева и поворачивает направо. Выход из
  шиверы осложнен узкими проходами между камнями, слева
  их больше. За правым поворотом лесистый остров.
 
 6) Порог N 3, 2 ступени. Начинается у острова, проход по
  шивере справа. На выходе валы 1 метр. Затем быстрина
  30 метров, возможно пристать к левому берегу. Затем
  слив с плиты 1.5 метров, язык которого упирается в
  невидимую с воды плиту. Осмотр с левого берега. В
  конце порога слева впадает ручей.
 
 7) Порог N 4. Ориентир - остров, много камней на входе.
  Проход справа.
 
 8) Длинный порог N 5 (!) из нескольких крутых шивер. Они
  имеют значительный уклон, небольшие сливы; в сливах
  встречаются обливные камни. Ориентир - база геологов
  слева и полуразрушенный мостик через реку после первой
  ступени порога. В конце порога на правом берегу оди-
  ночная скала высотой 10 - 15 метров. Возможен навал на
  скалу. После порога - заводь 30 метров.ъ
 
 9) Порог N 6, забитый камнями. Ориентир - остров и 3 про-
  токи, проход по средней. При малой воде нужен слалом.
  Плес 700 метров.
 
 10) Порог N 7,в правой протоке у острова с лиственным
  лесом. Левая протока непроходима. Уклон в протоке более
  10 м/км, в конце много камней и сильный навал на левый
  берег. После порога - 200 м шиверы, и 200 м плеса.
 
 11) Небольшой порог N 8; ориентир - скала слева. Конец
  порога мелкий.
 
 12) Ориентир порога N 9 (!) - ручеек справа и каменистая
  отмель с деревьями слева. В средней части русло резко
  сжимается, справа его ограничивают крупные камни, а
  слева навал струи на скалу. На выходе из порога в струе
  справа подводный зуб. Проход порога - через прижим, а
  затем впритирку к зубу через пенную бочку. Это - самое
  красивое место на верхнем участке реки (до каньона).
 
  Наша группа прошла начало этого порога и зачалилась
  перед скалой слева. Дальше струя сливается с камней,
  ударяется в скалу у левого берега, образуя прижим с
  хорошим отбойным валом, и сливается с плиты, образуя
  довольно большую бочку. Оба катамарана после первого
  слива слегка утыкались в скалу, поворачивались и затем
  проходили через бочку рядом с описанным в лоции зубом.
  При этом все свободные от страховки (с берега ниже
  порога) расползались по скале и снимали.
 
 13) Порог N 10. Ориентир - небольшой островок из монолит-
  ного камня. Далее быстроток 50 м, шивера. Далее
  долина реки сжимается, по обоим берегам появляются
  скальные стенки (ранее они были только по одному
  берегу). Это начало каньона верхней Чаи. Справа на
  каменистой отмели хорошее место для стоянки.
 
  Полдня ждали группу с несколькими детьми, с которой
 договорились о встрече. Не дождавшись (народу на реке было
 много), вышли в 14 часов, прошли все верхние пороги (на
 пороге 9 катались и фотографировали) и встали на отмели
 справа перед каньоном, как и планировали. Верхние пороги (а
 точнее, шиверы) друг от друга отличить сложно, все они
 похожи. Надежные ориентиры - геологи, прижим в пороге N 9 и
 каменистые стенки при входе в каньон (фото 9).
 
  3.4. Верхний каньон
 
  Верхний каньон р. Чая образует при прорыве через хребет
 Сынныр. В лоциях верхним каньоном обычно называется участок
 между порогом N 10 верхней Чаи и рекой Нюсидек, хотя собст-
 венно каньон значительно короче. Средний уклон реки в
 каньоне - 10 метров/км, на отдельных участках он равен 40
 м/км.
 
  Каньон можно условно разделить на 3 части. Сначала река
 течет в невысоких скальных берегах, образуя несложные пороги
 с прижимами к этим берегам (пороги 1-3). Затем слева появля-
 ется высокая (метров 50) скала, берега резко сжимаются и
 повышаются, и начинается самая сложная часть каньона -
 пороги 3 - 8 (схема 2). Затем справа показывается высокая
 скала - жандарм, река несколько успокаивается, и следуют
 заключительные пороги каньона.
 
  3.4.1. Техническое описание верхнего каньона
 

<< Пред.           стр. 500 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу