<< Пред.           стр. 505 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 очень глубокими. Прошли второй нижнечайский порог; сливы и валы. Очень
 живописный третий порог - "Спящих бегемотов" ("Трахающихся бегемотов").
 Здесь в реке огромные скальные выходы, обтесанные течением, напоминающие
 бегемотов, но стояки небольшие - 1 - 1,2 м, проход несложен. После нескольких
 плесов и шивер река поворачивает налево, справа впадает ручей Каменный.
 Здесь находится порог Горло. Река около полукилометра прижимается к скальной
 стенке правого берега, потом сливается с 1,5 - 2 метровой плиты по всей
 ширине (изрядно зажатой). Здесь проходить лучше по основной струе, хотя
 стояки на ней - 1,5 м, чтобы не попасть в бочки около берегов. Это один
 из самых мощных порогов на реке.
 
Пор. Слепой на левом повороте через некоторое время
 после Горла. Слив поменьше, но тоже мощный. После шестого порога нижнего
 каскада следующий порог - "Скала". Это, наверное, самый красивый порог
 внизу. Сначала справа показывается живописная скала у воды, как сторожевая
 башня, после нее река резко поворачивает направо на девяносто градусов,
 здесь сильный прижим к противоположному берегу, а справа-слева зоны мощных
 обратных токов. Через 40 - 50 м после поворота река сливается с плиты (около
 2 м), и только справа небольшой пологий язык, а по всей ширине мощная бочка
 с полутораметровым валом.
 
После 8-го нижнечайского порога - 2 Дранских. Первый
 - каскад шивер, второй - куча камней в русле с невысоким сливом, проход
 по камням. Когда мы проходили последний порог, пошел сильный дождь и продолжался
 около 2,5 часов. За это время мы пытались найти приличное место для стоянки,
 проплыли почти 20 км, в результате встали на большом острове перед правым
 поворотом, километров за семь до р. Лимпея. Вечером ловили рыбу на уху
 и жарку. Место сначала не понравилось.
 
 

9 и 10 августа
 

Утром следующего дня дождей не было, выглянуло солнце,
 и место сразу стало гораздо лучше. Решили остаться на дневку. Днем устроили
 стрельбы: пытались определить разлет дроби и ее убойную силу на 40 - 60
 метрах. Даже на таком расстоянии утку подстрелить можно. После шестнадцатого
 выстрела мы услышали издалека 2 ответных. Устроили постирушку. Вечером
 ловили рыбу, потом жарили ее и варили уху.
 
На следующий день сделал блины. Опять ловили рыбу.
 Решили немного засолить и привезти в Москву. Опять уха и жареная рыба.
 В этот день поймал первого хариуса нахлыстом. До устья Чаи нам осталось
 пройти около 65 км. Планировали пройти их за 2 дня. Порогов на реке больше
 не было, только перекаты.
 
 

11 августа
 

В этот день опять плыли. Река спокойная, но быстрая,
 часто встречаются перекаты. Впрочем, после впадения р. Лимпеи справа их
 становится меньше. Здесь на левом берегу - кордон заказника, мы быстро
 проплыли мимо - очень не хотелось встречаться с очередным местным начальством.
 (Уже потом нам один из путейских рассказал, что заказник этот рыбный, ловить
 рыбу выше Лимпеи вроде бы запрещено, штраф например за каждого ленка -
 800.000 руб. Еще строже наказывают за ловлю рыбы на том самом озере, о
 котором была речь выше. Вообще-то эта информация требует проверки, хотя
 человек, который говорил об этом - не болтун. Ниже Лимпеи на Чае много
 зимовальных рыбных ям, они даже отмечены табличками. Раньше в них запрещали
 ловить, но сейчас вроде бы запрет отменили.) После кордона заказника встречаются
 люди на моторках, чем ниже, тем больше. Река сильно петляет, обходя высокие
 скальные берега.
 
 
Появляются
 плесы, на которых вне основной струи нет течения. Километров за 25 до устья
 мы встретили двух инспекторов на моторке, поговорили. До этого видели два
 раза медведей по берегам. Сразу после инспекторов нас окликнул мужик с
 одной из моторок, звали его Михаил Иванович, он - путеец, т.е. отвечает
 за разметку и состояние судоходного фарватера на некотором участке р. Лены.
 Он сказал, что через день по Лене ходит "Полесье" (на подводных крыльях)
 от Усть-Кута до Пеледуя (выше Витима), день вверх, день вниз (вверх - по
 четным), что завтра оно пойдет вверх, и что он может посадить нас на него
 (вообще-то оно нигде не останавливается, т. к. нигде нет высоких пристаней,
 сесть на него можно только на рейде, причем с достаточно большого судна,
 и желательно связавшись с капитаном "Полесья" по рации заранее). Но путеец
 плохо объяснил нам, куда надо подплыть. Мы решили в этот день доплыть до
 устья.
 
В самом низу реки подпора от Лены практически нет,
 около 19.30 мы остановились у дома бакенщика, Николая Алексеевича, в месте
 впадения Чаи в Лену. Бакенщик не может остановить "Плесье" (теперь), а
 "Заря" ходит только раз в неделю (вверх - в воскресенье). Оказалось, что
 база путейцев находится в 12 - 13 км ниже по течению Лены, напротив дер.
 Дарьина (на противоположном берегу). Около девяти мы были там. Ориентир
 - насыпанная дамба и избушка "3167" (километраж до устья). По Лене мы плыли
 по правому берегу, чтобы не промахнуться. Ночевали в километре выше избушки,
 рядом с впадающим в Лену ручьем, т. к. постеснялись без хозяев заходить
 в избу, а еще там был злобный пес.
 
 

12 и 13 августа
 

Утром Стас сходил к избе, хозяева были там. Нам
 не повезло: накануне "Полесье" не прошло вниз, поэтому в этот день оно
 также не пошло и вверх. В общем мы зависли на лишние двое суток в 460 км
 ниже Усть-Кута по р. Лене. За эти дни мы попарились в местной бане (чудненько!),
 пожили в избушке, ходили за грибами, половили рыбу в Лене (и ночью тоже,
 пытались поймать тайменя), поплавали на "Путейском".
 

 
 
 
 

14 августа
 

Нас посадили на изрядно опоздавшее из-за тумана
 "Полесье" (оно должно было быть около 11.30, а пришло часа на три позже).
 Вечером, около 22.00 мы были в Усть-Куте (пристань Осетрово, станция Лена).
 Это обошлось нам в 274.000 с человека. При сходе с катера случилось еще
 одно приключение: я уронил в воду рюкзак Стаса, пришлось мне плыть за ним.
 Самое интересное при этом - рюкзак не утонул, а поплыл. Теперь о самолете
 из Братска не могло быть и речи - рюкзак стал очень тяжелым, и у нас не
 хватило бы денег заплатить перевес багажа. Мы поехали на поезде Лена -
 Москва (в 19.00 по местному времени по четным или в полночь по Московскому).
 Поезд идет почти четверо суток, по расписанию мы должны были быть в Москве
 18/08 в понедельник в 11.00, но поезд опоздал часа на два. По дороге успели
 высушить все вещи, только рыба пропала, еще выпили море пива (билет стоит
 около 750.000).
 

 

 
 
 
      Дмитрий Глушков
       

 

 
      Москва 1997
       

 

 
 

 

 

 Все комментарии присылайте на stasv@aha.ru

 
 


 ===============================================================
  FILE: rybnaya.txt
  Рыбная-Кан
 
 ---------------------------------------------------------------
 КЛУБ "КОСТЕР"
 Отчет о водном туристическом путешествии
 третьей категории сложности в Восточных Саянах,
 совершенном с 30.04.93 по 13.05.93.
 
 Inga Nikitina e-mail: inga@pcs.perm.su
 ---------------------------------------------------------------
 
 
  СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
 
  Река Рыбная берет свое начало в Северо-Западной части
 Восточных Саян, являясь крупным притоком реки Кан, впадает в
 него слева.
  Питание реки дождевое и снеговое. Протяженность реки 290
 км, протяженность сплавного участка 70 км. Площадь водосбора
 около 110 кв.км. Средняя скорость течения 6-7 км/час.
  В начале сплавного участка река равнинная, спокойная, с
 песчанными берегами, поросшими тальником и черемухой. Скорость
 течения, на начальном участке, 4-5 км/час, а ширина 10-15
 метров. В середине сплавного участка река с серьезными
 препятствиями. По берегам появляются живописные скалы, часто
 встречаются шиверы, прижимы. Все пороги находятся на этом же
 участке реки.
  В конце сплавного участка долина реки становится шире и
 перекаты встречаются редко. Характер реки спокойный, частые
 плесы, перед впадением в реку Кан - трехкилометровй подпор.
  Река Кан протекает в основном в лесостепи. Она проходит
 через три района Красноярского края: Партизанский, Рыбинский,
 Уярский. В Рыбинском районе река протекает в лесной местности.
 В Уярском врзается в горный массив Саянских островов, поросших
 дремучей тайгой.
  Река посещаяется многочисленными рыбаками-любителями.
 Высокая вода в реке Кан бывает в период весеннего таяния
 снегов: с начала мая до середины июня. Предпочтительно
 совершать сплав в этот период времени. Ширина на сплавном
 участке 80-200 метров. Площадь бассейна 36.900 кв.км. Средняя
 скорость течения реки 8-9 км/час в начале и середине сплавного
 участка, 3-4 км/час в конце его. Река Кан протекает в основном
 по лесостепной зоне.
 
 
  СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ
 
 1. Район путешествия - Восточные Саяны.
 2. Маршрут путешествия - г.Пермь-г.Красноярск-ст.Громадская-p.Рыбная
 (сплав)-p.Кан (сплав)-п.Кононово-г.Красноярск-г.Пермь.
 3. Категория сложности - третья.
 4. Пртяженность сплава 136 км.
 5. Общее время прохождения с подъездами и отъездами - 15 дней.
 6. Сроки проведения с 30.04.93 по 14.05.93.
 7. Материалы данного путешествия были рассмотрены туристическим
 клубом "Костер" и Пермской областной МКК совета по туризму и
 экскурсиям.
 
  Из Перми до Красноярска добирались на поезде
 Пермь-Красноярск. Это удобно тем, что билеты можно взять
 заранее через групповую заявку. В Красноярск приехали утром и
 на первой же электричке добрались до Уяра (до Громадской он не
 шел т.к. приехали мы в воскресенье/смотри п.6/). От Уяра на
 попутном автобусе выехали трассу(3 км) и на попутной машине с
 рыбаками приехали на реку. При варианте от ст.Громадская -
 подъезд к реке значительно короче. До автомобильного моста
 через p.Рыбная 3 км по хорошей асфальтовой дороге. При желани
 до моста можно доехать на попутной машине. От Уяра до реки
 пешим путем, - 6 км напрямую и 7 км до автомобильного моста.
  Отъезд осуществляется после окончания сплавной части от
 поселка Кононова на ракете (см. расписание). От Кононово ходит
 так же автобус. До начала судоходства автобус ходит два раза в
 день, д обавляется утренний рейс. Выехать из Красноярска
 гораздо сложнее чем приехать, поэтому билеты на обратную дорогу
 лучше заказать заранее.
 
 
  ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ
 
  При выборе маршрута ставились следующие цели и задачи:
 1. Туристическое изучение района Восточных Саян.
 2. Использование уже известного картографического материала.
 3. Совершенствование туристического мастерства участников обеих групп.
  В соответствии с поставленными целями и требованиями из
 средств сплава был выбран самодельный катамаран длиной 4
 метров, диаметром 70 см с чехлами из промышленной металлосетки,
 4 гандол, кажд ая водоизмешением 400 литров. Сплав на этом
 судне осуществлялся на реках Алтая (Чуя-Катунь) и реках
 Среднего и Южного Урала.
  Необходимо отметить, что хорошие подходы к реке дают
 возможность взять необходимое количество снаряжения без особых
 ограничений, а с другой стороны ненаселенность последующего
 участка маршрута предъявляет особые требования к подбору и
 количеству продуктов, составу аптечки и рем.набора.
 
 
  ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
 
 
  2.05
  Группа из Красноярска доехала до Уяра. В Уяре к
 электричкам подходит автобус, на котором мы попутно доехали до
 автострады примерно 6 км /район д.Ольгино/. От автострады до
 реки напрямую 3 км. Здесь м ы воспользовались услугами местных
 рыболовов. ГАЗ 66 довез нас до благоприятного места постройки
 судна.
  Примечание: в 12 км вниз по течению от автомобильного
 моста в Громадской построена дамба-самослив. Между дамбой и
 Ольгинским мостом образовался затон, который искусственно
 сделал местный рыбхоз. Здесь производится запуск мальков, о чем
 предупреждают соответствующие надписи вдоль берега. Дистанция
 от Громадской до самослива теперь никакого спортивного интереса
 не представляет. По мтому можем рекомендовать заброску через
 Уяр, как более оптимальную.
 
  3.05
  Постройку и сборку судна начали на правом берегу. В
 окрестностях много березняка пригодного для постройки рам.
 Ходили на водослив. Для короткомерных судов /катамаранов-двоек/
 он проходим. Дно каменное, попадаются острые осколки. Грунт
 для засыпки дамбы брали с берега - виден карьер,
 трансформаторная подстанция. Лес в этом месте отступает от реки
 и кругом обширные поляны. Река здесь немного разливается ,
 течение упругое и устойчивое около 5км/час.
 
  4.05
  Все было готово к отплытию. о ночью был снегопад, а утром
 началась сильная метель со слабой видимостью (5-10 метров). А
 впереди каскад порогов. Приняли решение - метель переждать.
 Температура -1 - 0 С. Снег с ветром. Снежный покров за сутки
 8-10 см.
 
  5.05
  ачало сплава. С 18 до 43 км согласно схемы пройдено 25 км.
 Время сплава - с 10.30 до 14.00 и с 16.30 до 18.00. Чистое
 время - 5 часов. Средняя скорость движения 5км/час. Температура
 0 - +3 С, снег с дождем, моросящий , к вечеру - ветер. Участок
 реки один из сложнейших. Река постепенно сужается, начинаются
 шиверы - впереди каскад порогов. К первому порогу подошли через
 40 минут. Ориентир порога - ЛЭП, проходящая над первым порого,
 с одного берега на другой. Ширина реки 20-30 метров. Вода уже
 ушла. Поэтому прохождение порога с большим количеством
 выступающих отдельных камней затруднителен. Разведку лучше
 проводить по правому берегу - есть тропа. Порог сложный, но
 есть хорошие условия для съемки с берега. Порог прошли в один
 этап. Длина порога около 500 метров.
  Затем река делает поворот направо, налево и начинается
 второй порог. Это сложный порог с хорошими условиями для
 съемки. Прохидили порог с предварительной разведкой, в два
 этапа причаливали в се редине порога, в улово. Длина порога
 600-700 метров, имеется несколько вариантов прохождения из-за
 большого скопления выступающих и притопленных камней. Порог в
 этот сезон имел три явных ступени. Сначала слив между двумя
 зубами с уловом справа, затем шивера и слив вправо с поворотом
 вправо между камнями и береговой скалой. Затем поток расходится
 надвое. Один выходит на левую сторону реки - более глубокий,
 второй делает вымоину, но он не проходим. Мы пошли посередине
 по основному потоку.
  Заканчивается порог хорошим сливом у скалы правого берега
 с уловом за скалой, далее шивера 200 -250 метров. У скалы
 сманеврировать не удалось и шиверу прошли кормой. Скорость реки
 здесь увеличилась до 12-15 м/сек.
  Через полтора километра от второго порога начинается
 третий порог. Перед ним пообедали. Т.к. вода уже сошла третий
 порог, а затем и порог "Буфет", который через 3 км от третьего
 особого впечатлени он не произвел. Обычные сливы высотой 0.5 -
 1 метра без видимой опасности. Эти пороги прошли без разведки и
 съемки. После порога "Буфет" в реку впадает ручей Гремучий.
 Через ручей проходит мощный деревянн ый мост, видимо вдоль реки
 идет дорога. Далее река до вечера чередовалась плесами с
 небольшими шиверами.
 
  6.05
  С 43 км до 70 км пройдено 27 км. Время сплава с 10.30 до
 13.30 и с 15.00 до 18.30, 6 часов чистого хода. Средняя
 скорость 4.5 км/час. Дождь, температура +5 С.

<< Пред.           стр. 505 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу